Фото произведений пушкина

Рисунков А.С.Пушкина множество. Несколько сот портретов: близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов, автопортреты. Есть иллюстрации к собственным произведениям. Единичные пейзажные зарисовки. Наброски птиц, лошадей, деревьев. Великолепные по своей ритмике, пластике росчерки, порой даже переходящие в изображения. Рисунки покрывают рукописи поэта. Некоторые из них находятся на отдельных листах, вне текста. Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек ( иногда тщательно продуманные, как, например, обложка к драмам 1830 года), наброски иллюстраций. Тонкий знаток пушкинской графики А.М.Эфрос так определяет её содержание: «. Это дневник в образах, зрительный комментарий Пушкина к самому себе, особая запись мыслей и чувств, своеобразный отчёт о людях и событиях».

«. некоторые писательские рисунки так прочно вошли в наше сознание, что мы уже просто не в состоянии представить себе, скажем, творчество Пушкина без всяких этих росчерков, виньеток, профилей и ножек. Да и внешний облик Пушкина мы знаем, кажется, гораздо лучше по его самоизображениям, чем по портретам Кипренского или Тропинина, и с его современниками знакомимся большей частью по той портретной галерее, которую он оставил в своих набросках». (Дуганов Р. Рисунки русских писателей XVII – начала XX века. – М.: «Советская Россия», 1988)

Среди бессвязного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена
Да буквы, тайны письмена.
А.С.Пушкин «Альбом Онегина» *

Известно около шестидесяти автопортретов Пушкина. Они – важнейшая часть его графики. Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим («потомок негров безобразный», «мой арапский профиль. его освищет Мефистофель»). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. «Подлинные черты живого пушкинского лица, – говорит о портрете А.М.Эфрос, – переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, – даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым».

Два портрета находятся на одном листе, один под другим. Они сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. «. Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям», – пишет Т.Г.Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами – пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец – катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

Рисунок родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. «Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, – пишет А.М.Эфрос, – то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал — случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, – подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни. «

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении «К морю»:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой – красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну – насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина – лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти, погрудный. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции. Так возникла целая серия титульных листов. Все они отмечены удивительной гармонией и некоей монументальностью. «Кавказский пленник». Пейзаж Северного Кавказа. Бештау. Витиеватые росчерки при заглавии («Кавказ» – название поэмы в первой редакции).

Голова Дадона и комическая голова скопца, щит с копьём и кольчуга со шлемом, крепость со сторожевой вышкой и корабль на воде, а в центре в большем масштабе – фигура золотого петушка, объединяющая лист.

В графическом наследии Пушкина есть серия рисунков, возникающих среди черновиков поэм, стихотворений, драм. Эти «иллюстрации» интересны психологически. Рисунки на полях стихотворения «Странник», сохраняя в себе непосредственность и эскизность, обладают чертами подлинных иллюстраций. Помимо погрудного изображения странника с широко раскрытыми глазами и протянутой к его лицу рукой, зримо выражающего стихи:
Тогда: «Не видишь ли, скажи, чего-нибудь»,-
Сказал мне юноша, даль указуя перстом.
Я оком стал глядеть болезненно-отверстым.

– поэт сделал и выразительную композицию: странник в угнетённой позе и жена, рассудительно урезонивающая его.

Рисунок занимает весь большой лист рукописи. Экспозиция «Каменного гостя». Тайное возвращение Дон Гуана из ссылки. Дон Гуан под деревом выжидает темноты, чтобы «Усы плащом закрыв, а брови шляпой. «, войти в город, откуда он изгнан. В перспективе – очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты церковных шпилей. Рисунок сделан не в творческом порыве, а во время переписывания драмы. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя».

Источники: Н.Петропавловская. Рисунки Пушкина.; Т.Г.Цявловская. Рисунки Пушкина.

Пушкин Александр Сергеевич

ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 — 1837) , поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Родился 26 мая (6 июня н.с.) в Москве, в Немецкой слободе.

Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению. Еще в детстве Пушкин познакомился с русской поэзией от Ломоносова до Жуковского, с комедиями Мольера и Бомарше, сочинениями Вольтера и других просветителей XVIII века. подробнее

ТАЙНА «ПИКОВОЙ ДАМЫ»

В мире фантастики: Сб. лит.-крит. статей и очерков.- М.: Мол. гвардия, 1989.- С. 74-79.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

В прозе А. С. Пушкина повесть «Пиковая дама» стоит особняком. Если в других произведениях описываются события сугубо реальные, хотя подчас и маловероятные, то здесь – нечто совершенно иное.

Напомним вкратце содержание повести.

В молодости графиня Анна Федотовна, по словам ее внука Павла Томского, была знакома с небезызвестным Сен-Жерменом, «о котором рассказывают так много чудесного», Тот якобы «открыл ей тайну», связанную с угадыванием карт. Она воспользовалась приобретенным искусством всего два раза в жизни: однажды сама в игре с герцогом Орлеанским, второй раз – для некоего Чаплицкого, ныне покойного. В обоих случаях угадывание трех карт подряд влекло за собой выигрыш значительной денежной суммы.

Услышав эту историю, инженер Германн, «в душе игрок», тем не менее никогда прежде за карты не садившийся, исполняется страстным желанием открыть секрет старой графини. Он проникает к ней в дом. Графиня все отрицает: «Это была шутка!» Германн достает пистолет (как утверждается позже, незаряженный), графиня внезапно умирает, так ничего и не сказав. Он приходит на ее похороны, во время прощания с покойной ему кажется, что та насмешливо усмехается, он сильно пугается. Графиню хоронят. Ночью Германн пробуждается, к нему является призрак графини и открывает тайну:

«Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил и чтоб во всю жизнь уже после не играл». Когда в Петербург приезжает известный московский игрок Чекалинский, Германн ставит все свое состояние (47 тысяч) на тройку. Чекалинский мечет карты. «Направо легла девятка, налево тройка». Выигрыш. Назавтра Германа вновь ставит все свое (уже удвоенное) состояние, на этот раз на семерку. И снова выигрывает: направо выпадает валет, налево – семерка. На третий вечер Германн ставит все на туза, но «обдергивается» – по ошибке вместо туза кладет на стол даму. Налево ложится туз, направо – дама. Германн разорен. Дама с карты усмехается точно так же, как и старуха в гробу. Германн сходит с ума.

Вопросы и параллели

Повесть Пушкина фантастична. По современной классификации, ее можно отнести к сказочно-мистической фантастике, или «фэнтэзи» – здесь имеются и обладающий таинственным могуществом Сен-Жермен, и призрак старухи графини, и потусторонние силы (призрак говорит Германну: «Я пришла к тебе против своей воли, но мне ведено исполнить твою просьбу»). Смысл повести вроде бы ясен: нужно пробивать себе дорогу, используя «расчет, умеренность и трудолюбие», а не искать легких, но сомнительных путей к наживе – на них всегда можно оступиться и рухнуть в пропасть. Возникает, правда, вопрос: стал ли бы ради столь несложной морали «городить огород» величайший гений русской литературы?

Причем это далеко не единственный вопрос. Выше говорилось, что «Пиковая дама» – единственное прозаическое произведение Пушкина, где действуют «потусторонние силы». Есть еще, правда, рассказ «Гробовщик»: там к Адрияну Прохорову тоже являются мертвецы – все, которых он когда-либо похоронил. Однако в конце концов выясняется, что «гости с того света» просто-напросто приснились гробовщику.

Но вот что любопытно: даже поверхностное сравнение «Гробовщика» и «Пиковой дамы» показывает удивительное сходство всех обстоятельств обоих сверхъестественных происшествий!

И в том и другом случае мертвецы являются в дом героя непосредственно после «мрачного обряда» отпевания усопшей, в ясную лунную ночь». «Ночь была лунная» («Гробовщик»); «луна озаряла его комнату» («Пиковая дама»). Оба героя перед отходом ко сну были внутренне потрясены: гробовщик Адриян – тем, что над его почтенным ремеслом посмеялись у соседа, сапожника Шульца, Германн – впечатлением от вида покойной графини. Оба приняли много спиртного: «Германн. против обыкновения своего, пил очень много»; «Гробовщик пришел домой пьян и сердит». У обоих перед сном изрядно разыгралось воображение. Засыпают они примерно одинаково. О Адрияне сказано так: «С этими словами гробовщик отправился на кровать и вскоре захрапел». О Германне: «Возвратясь домой, он бросился, не раздеваясь, на кровать и крепко заснул».

Сразу после этих фраз дается картина внезапного пробуждения (причем о гробовщике мы знаем наверное, что пробуждение ему всего лишь приснилось):

«На дворе еще было темно, как Адрияна разбудили». А в «Пиковой даме» читаем: «Он проснулся уже ночью. было без четверти три».

Очень похоже описано появление покойников. Сначала у обоих героев создается впечатление, что кто-то подходит к дому. «Гробовщик»: «Вдруг показалось ему, что кто-то подошел к его воротам, отворил калитку и в нее скрылся». «Пиковая дама»: «В это время кто-то с улицы взглянул к нему в окошко, – и тотчас отошел».

Оба слышат, что по комнатам кто-то ходит. «Адрияну показалось, что по комнатам его ходят люди». Германн же «услышал незнакомую походку: кто-то ходил, тихо шаркая туфлями».

Обоим кажется, что им повстречался кто-то знакомый, но они сначала не могут определить, кто это. «Адрияну лицо его показалось знакомо, но второпях не успел он порядочно его разглядеть». «Германн принял ее за свою старую кормилицу и удивился, что могло привести ее в такую пору».

Но тут же им открывается невероятная правда. «Адриян с ужасом узнал. в госте, с ним вместе вошедшем, бригадира, похороненного во время проливного дождя». «Но белая женщина, скользнув, очутилась вдруг перед ним, – и Германн узнал графиню!»

Мертвецы в обоих произведениях порядочно пугают героев, и те в конце концов приходят в состояние беспамятства. «Бедный хозяин. потерял присутствие духа. и лишился чувств». «Германн долго не мог опомниться».

Наконец они воспроизводят по памяти все с ними происшедшее. «С ужасом вспомнил Адриян все вчерашние происшествия». «Германн. засветил свечку и записал свое видение».

На этом сходство обоих произведений не кончается. В эпизоде, когда Гермаяя, «волнуемый странными чувствованиями», уходит из дома мертвой графини, в его воображение вдруг вторгается образ еще одного покойника. «По этой самой лестнице, думал он, может быть, лет шестьдесят назад, в ЭТУ самую спальню, в такой же час, в шитом кафтане, причесанный a′l′ois eau royal, прижимая к сердцу треугольную свою шляпу, прокрадывался молодой счастливец, давно уже истлевший в могиле». Прототип «истлевшего в могиле» счастливца легко обнаруживается в «Гробовщике»: бригадир, похороненный «во время проливного дождя», «увидя бегущего хозяина, остановился и снял треугольную шляпу». Имеет, оказывается, свой прообраз и «ласковая» улыбка Чекалинского, с которою тот разоряет Германна. «В эту минуту маленький скелет продрался сквозь толпу и приблизился к Адрияну. Череп его ласково улыбался гробовщику».

Не будем гадать, чем вызваны все эти параллели. Тем ли, что в «Пиковой даме» (написанной тремя годами позже, чем «Гробовщик») Пушкин просто использовал мотивы более раннего произведения, или же тем, что в основе обоих текстов лежат какие-то действительные происшествия, запавшие в душу писателя. Для нас важнее другое – схожесть текстов дает основание предположить, что явление призрака Германну – это тоже не более чем сон! Правда, в этом случае от традиционной версии «Пиковой дамы» мало что остается. Впрочем, в повести и без того есть немало элементов, противоречащих этой версии.

Еще пять вопросов

1. Почему нет решительно ничего таинственного или зловещего в образе графини Анны Федотовны? Напротив, Пушкин яркими мазками рисует прозаический портрет вздорной, выжившей из ума старухи. Если «тайна» графини действительно, как предполагает Германн, «сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором» – то с какой целью автор вкладывает в ее уста не совсем уместную для подобного персонажа реплику: «Я ужасно боюсь утопленников!»?

2. Почему старуха в случае с Германцем меняет «технологию выигрыша» – в первые два раза, по свидетельству Томского, все карты ставились подряд, в один день, а Германну ни в коем случае нельзя ставить «в сутки более одной карты»?

3. Почему в произведении, казалось бы, мистического плана содержится, можно сказать, несколько пренебрежительная авторская оценка такого явления, как месмеризм: «разные дамские игрушки, изобретенные в конце минувшего столетия вместе с монгольфьеровым шаром и месмеровским магнетизмом»? Почему Томский, явно выражая иронию автора, говорит: «Таких романов нынче нет»? (Имеются в виду романы, в которых отсутствуют всяческие ужасы.) Опять-таки не очень уместно, если трактовать «Пиковую даму» как «готическую» повесть.

4. Зачем Пушкин вводит разговор Томского с Лизаветой Ивановной, недвусмысленно давая понять, что легкомысленный внук старой графини не прочь и приврать «для красного словца»? Ведь этот разговор сильно снижает достоверность сообщения Томского о «тайне» графини.

Но все эти вопросы меркнут перед последним:

5. Почему Германн, согласно тексту произведения, знал «счастливые» карты еще до разговора с призраком?

На уровне подсознания

Последнее утверждение кажется невероятным, однако вчитаемся внимательнее в текст повести. Вот Германн, взбудораженный рассказом Томского, мечтает о том, как он вырвет у графини ее тайну. Но тут же отбрасывает прочь эти мысли: «Нет! расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!»

Человек, имеющий «покой и независимость», – это, по современным понятиям, «туз». Со времен Пушкина язык в данном аспекте не изменился: вспомним, что впоследствии каждый встречный «пузастый мужчина» напоминал Германну туза. Выражение «утроит, усемерит» в расшифровке, надо полагать, не нуждается. Вряд ли Пушкин употребил данную фигуру случайно – уж слишком она необычна. Для «игрока в душе» естественнее было бы рассуждать в категориях «удвоить», «учетверить» и т. д. Да еще рядом – «мои три верные карты»! А сделать это намеренно Пушкин мог, как представляется, только с одной целью – чтобы показать, что образ «счастливых карт» уже в этот период формировался в подсознании Германна.

Но если так, то Сен-Жермен со своею «таинственностью», выжившая из ума графиня с ее предполагаемой «кабалистикой», являющийся среди ночи призрак в белом платье попросту не нужны. Рассказ Томского – явная выдумка (а Пушкин, как уже отмечалось, на это недвусмысленно намекает); визит призрака – действительно сон. Старая версия рушится – Германн отгадал карты сам, а рассказ Томского послужил лишь спусковым механизмом, направившим его мыслительный аппарат в нужном направлении!

Повесть о скрытых возможностях человеческой психики?

Пушкин, как известно, интересовался проблемой предвидения будущего. Немалую роль в этом, очевидно, сыграло сделанное ему самому предсказание (см., например, статью Ю. Росциуса «Предвидеть, чтобы избежать». – «Техника – молодежи», 1984, № 1). Ключевая фраза «утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!» позволяет выстроить новую версию произведения.

Надо думать, что, по замыслу автора, подсознание некоторых людей, обладающих обостренной интуицией (Германн «имеет сильные страсти и огненное воображение», он – «в душе игрок»; кроме того, вспомним, как Германн, бесцельно скитаясь, два раза подряд случайно выходит к незнакомому ему дому графини, куда, «казалось, привлекала его» «неведомая сила»), способно предвидеть наиболее важные события будущего – а именно таковым, бесспорно, является для Германна выпадение четырех карт, решивших его судьбу. Это тройка, семерка, туз и. пиковая дама, похожая на старуху графиню. Их образы после рассказа Томского постепенно формируются в его подсознании. (Любопытно, что слова о первой игре графини Германн встречает лаконичной репликой: «Сказка!», однако рассказ о трех картах Чаплицкого сильно действует на его воображение – возможно, потому, что первая ставка Чаплицкого, 50 тысяч, близка к его собственному капиталу – 47 тысяч.) В первую очередь формируется образ пиковой дамы, самый важный, который Германн отождествляет со старухой графиней. Потом один за другим образы роковых карт перекочевывают в сознание – сначала опять-таки образ пиковой дамы (в момент прощания с покойной Германн открывает для себя тождественность образов, отсюда и испуг), потом остальные – во сне в ночь после похорон. «Счастливые» тройка, семерка, туз заслоняют в воображении Германна «несчастливую» даму, ибо, как пишет Пушкин, «две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». И, наконец, следует драматическая развязка, после которой «две неподвижные идеи» (комбинации «тройка, семерка, туз» и «тройка, семерка, дама») совмещаются, и Германн сходит с ума.

Таким образом, с повести спадают всяческие мистические покровы, и получается, что если даже «Пиковая дама» это фантастика, то научная, причем, естественно, самого высшего сорта. Все вопросы и противоречия аннулируются, а заодно, быть может, и объясняется, почему эпиграф к произведению взят из новейшей гадательной книги. Ведь по гадательным книгам (и тем более картам) пытались угадывать не карты, но будущее.

    МИХАИЛ ПУХОВ

Александр Пушкин

Участвовал 12

Его коллеги по цеху

Видео 4

Александр Пушкин — гениальный русский поэт, прозаик, драматург, основоположник современного русского языка.

Произведения Александра Пушкина актуальны по сей день: литературное наследие автора живет полной жизнью на театральных подмостках и в киноискусстве по всему миру.

Детство и юность Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве на Немецкой улице (ныне Бауманская улица) в семье чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и его жены Надежды Осиповны (в девичестве — Ганнибал). Семейство Пушкиных принадлежит нетитулованному дворянскому роду, в творчестве Александра Сергеевича присутствуют отдельные стихи и рассказы, посвященные любимым родственникам. Александр Пушкин гордился тем, что мог назвать свой род древним, аристократичным и честным, но не угодившим государству.

В детстве маленький Саша часто гостил у бабушки Марии Алексеевны Ганнибал в селе, первые детские ощущения и образы были воспроизведены поэтом в ранних стихотворениях в период обучения в лицее. Бабушка первой начала обучать мальчика грамоте и рассказывать истории из семейных преданий. Второй женщиной, приобщавшей Александра Пушкина к народной культуре, стала няня Арина Родионовна. Все члены большой семьи, кроме домашнего учителя Беликова, говорили всегда исключительно на французском языке, даже прислуга и гувернантки.

В возрасте девяти лет Александр Пушкин увлекся чтением — ребенок ознакомился с произведениями Гомера и Плутарха, а затем прочитал всю библиотеку отца, состоявшую из книг великих мыслителей и ученых. Вдохновившись произведениями Мольера, Александр Пушкин написал свое первое стихотворение на французском языке, подражая Мольеру, а затем исписал целую тетрадку, пробуя свои возможности и в русском стихосложении.

Мальчик с удовольствием покинул отчий дом в 1811 году, поскольку ладил только с сестрой и няней, и переехал в Царскосельский лицей, куда попал благодаря хлопотам А.И.Тургенева и успешно сданным экзаменам. Программа курса состояла из общеобразовательных предметов и философских, общественно-юридических наук. Лицей являл собой непривычное учебное заведение, отличное от типичных школ и гимназий: в нем не было культа телесных наказаний, ученики жили в раздельных комнатах, уровень получаемого образования считался крайне высоким. Но попустительство и безнадзорность привела лицеистов к слишком раннему взрослению в тех вопросах, ответы на которые лучше узнать в более старшем возрасте.

Творческий путь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

Жажда к знаниям и чувство человеческого достоинства прививались ученикам ежечасно, Александр Пушкин рос под эгидой гуманных и светлых идей. За шесть лет пребывания в стенах лицея, Александр Пушкин написал не один десяток произведений различных жанров (стихотворения, поэмы, элегии), публиковался в печатных изданиях (журнал «Вестник Европы», «Российский музеум »), был избран в члены литературного клуба «Арзамас», познакомился с рядом знаковых персон для своего времени (Н. М. Карамзин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев и другие).

Лирика Александра Пушкина лицеистского периода полна штампов, копирок и подражаний, она берет истоки в гедонистических мотивах и завершается в упаднических настроениях по поводу невзаимной любви и в сокрушениях о быстротечности жизни. Также Александр Сергеевич проявлял интерес к социальным темам, отразившихся в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе», в послании «Лицинию» и в поэме «Тень Фонвизина».

После 1817 года, когда Александр Пушкин выпустился из лицея, поэт активно участвует в культурной среде Петербурга. Пушкин посещает театры и балы, участвует в заседаниях «Арзамаса» и «Зеленой лампы», дружит с участниками первых тайных сообществ, общается с декабристами, создает несколько политических произведений, снискавших мгновенную славу в определенных кругах, — «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818 ), «Вольность» ( 1818 ), «Деревня» ( 1819 ).

В 1820 году Александр Пушкин публикует национальную богатырскую поэму «Руслан и Людмила», которая включала в себя новаторские приемы русско-французского словесного выражения, просторечия и фольклорную стилистику.

В 1820 году Александр Пушкин направляется в Крым, чтобы попасть на новое место службы, но заболевает воспалением легких и отбывает в Гурзуф, чтобы поправить здоровье. Именно там зарождаются идеи поэмы «Бахчисарайский фонтан», романа «Евгений Онегин» и пишутся строфы поэмы «Кавказский пленник», которая в 1822 году приносит Александру Пушкину всероссийское признание. Бывший лицеист становится первым поэтом страны.

В 1824 году Александр Пушкин издает еще одну «южную поэму» — «Бахчисарайский фонтан», которая стала образцом самой дорогостоящей поэзии за историю русской литературы начала 19-ого века, один стих (строка) был куплен за пять рублей.

Александр Пушкин много размышляет об объективной реальности и законах, в ней существующих, о том, что эти законы влияют и подчиняют всю человеческую суть, какой бы смелой, здравомыслящей и положительной она не была. С этой мыслью поэт начинает писать первые главы «Евгения Онегина».

Пушкин крайне увлечен произведениями Байрона, изучает работы древнегреческих мэтров, постепенно формируя собственный сжатый и лаконичный стиль написания стихов, в которых смешивается романтическая окраска вместе с устаревшими языковыми формами.

Одиночество в ссылке в Михайловском было плодотворным для Пушкина: поэт написал более ста произведений за два года, среди которых поэма «Цыганы» ( 1827 ), драма «Борис Годунов» (1825), послание «Я помню чудное мгновенье…» и др.

В 1829 году выходит пушкинская поэма «Полтава», написанная под вдохновением от образа Петра I, в произведении затрагиваются спорные вопросы взаимоотношений России и Европы, судьба человека на фоне исторических событий. «Сильные характеры и глубокая, трагическая тень, набросанная на все эти ужасы » — вот, что интересовало Пушкина, но поэма осталась непонятой современниками, внимание публики ослабло.

В 1830 году Александр Пушкин отправляется в Болдино, чтобы решить семейные дела накануне свадьбы, поэту приходится задержаться на три месяца в связи с холерными карантинами. За это время Пушкин успевает написать 30 стихотворений, «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

В 1832 году Александр Пушкин начинает работу над романом «Дубровский», где главный герой изображен в типичном романтическом ключе, а все остальные персонажи получались невероятно реалистичными. Однако Пушкин бросает создание произведения, почти завершив его, и увлекается темой пугачевщины и крестьянского бунта. В 1833 году Александр Сергеевич возвращается в Болдино и пишет «Историю Пугачёва», «Песни западных славян», повесть «Пиковая дама», поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень». «Медного всадника» не допустили к публикации.

Роман «Капитанская дочка» был издан в журнале «Современник», друзья Пушкина боялись, что выпуск романа в отдельной книге не принесет дохода, поэтому настояли на публикации в печатном издании.

Последним поэтическим циклом Александра Пушкина стал «каменоостровский» цикл в 1836 году, включавший в себя « Отцы пустынники и жены непорочны », « Как с древа сорвался …», «Памятник» и « Мирской власти ».

Карьера Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1817 году Александр Пушкин становится выпускником Царскосельского лицея и в чине коллежского секретаря направлен на службу в Коллегию иностранных дел.

В 1820 году Александра Пушкина вызывают к петербургскому генерал-губернатору для объяснения содержания стихотворений и эпиграмм, которые несут провокационные и смелые замечания. Поэту грозила отставка и ссылка в Сибирь, но Н.М.Карамзин помог избежать жесткого наказания, поэтому Пушкина отправили служить на юг России, в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова.

Новый начальник в Кишиневе оказался весьма лояльным человеком, позволяющим поэту путешествовать по ближним городам, так Александр Пушкин побывал в Одессе, Киеве. Поэт принимают в масонскую ложу «Овидий».

В 1823 году Александр Пушкин переводится в Одессу в канцелярию графа Воронцова, поэт оказывал знаки внимания жене начальника, чем вызвал негативное отношение к себе. В 1824 году Александра Пушкина отстраняют от службы за интерес к «атеистическим учениям», поэт направлен в ссылку в имение Михайловское.

В 1926 году состоялась личная аудиенция Александра Пушкина с императором Николаем I, который пообещал поэту покровительство и отсутствие цензуры. Однако в 1828 году за Александром Пушкиным устанавливается полицейский надзор.

В 1834 году Александр Пушкин переведен в звание камер-юнкера, которое обычно дается молодым юношам, поэт был крайне оскорблен. Пушкин с сего момента и до конца жизни постоянно испытывал нужду в финансах.

Личная жизнь Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

В 1828 году Александр Пушкин влюбляется с первого взгляда в Наталью Гончарову, в последствии поэт сделал предложение девушке, но ее семья ответила невразумительно. Отчаявшийся Пушкин уехал служить на Кавказ, по возвращению встретил холодный прием в семье Гончаровых. Но в 1830 году Пушкин получает согласие и благословение, а в 1831 венчается с Натальей Гончаровой. Во время венчания кольцо поэта упало на пол, а затем погасла свеча — эти две детали стали плохим предзнаменованием для Пушкина.

В 1937 году состоялась дуэль Александра Пушкина и Дантеса, в результате которой поэт получил травму, несовместимую с жизнью. Перед смертью поэт переписывался с императором, надеясь успеть обговорить лучшие условия жизни для любимой жены и четверых детей. Николай Первый выполнил все просьбы Пушкина после его смерти и контролировал процесс похорон, умышленно не разглашая точное время прощания с телом и запрещая всякую церемонию. Александр Пушкин похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии.

Библиография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

  • Поэмы
  • Руслан и Людмила (1817—1820)
  • Кавказский пленник (1820—1821)
  • Гавриилиада (1821)
  • Вадим (1821—1822)
  • Братья разбойники (1821—1822)
  • Бахчисарайский фонтан (1821—1823)
  • Цыганы (1824)
  • Граф Нулин (1825)
  • Полтава (1828—1829)
  • Тазит (1829—1830)
  • Домик в Коломне (1830)
  • Езерский (1832)
  • Анджело (1833)
  • Медный всадник (1833)
  • Роман в стихах
  • Евгений Онегин (1823—1832)
  • Драматические произведения
  • Борис Годунов (1825)
  • Скупой рыцарь (1830)
  • Моцарт и Сальери (1830)
  • Каменный гость (1830) ФЭБ: Пушкин. Каменный гость. — 1948 (текст)
  • Пир во время чумы (1830)
  • Русалка (1829—1832)
  • Проза Арап Петра Великого (1827)
    Роман в письмах (1829)
    Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
    История села Горюхина (1830)
    Рославлев (1831)
    Дубровский (1833)
    Пиковая дама (1834)
    История Пугачёва (1834)
    Египетские ночи (1835)
    Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
    Капитанская дочка (1836)
  • Сказки
  • Жених (1825)
  • Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
  • Сказка о медведихе (1830—1831)
  • Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
  • Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
  • Сказка о золотом петушке (1834)

Фильмография Александра Пушкина / Aleksandr Pushkin

По произведениям Александра Пушкина снято более ста фильмов во всем мире.

Сказки Пушкина. Сказка о царе Салтане (2013)
Дубровский (2013)
Борис Годунов (2011)
Барышня-крестьянка (1995)
Борис Годунов (1986)
Сказка о царе Салтане (1984)
Маленькие трагедии (мини-сериал, 1979)
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1973)
Станционный смотритель (ТВ, 1972)
Руслан и Людмила (1972)
Сказка о золотом петушке (1967)
Сказка о царе Салтане (1967)
Выстрел (1966)
Метель (1964)
Капитанская дочка (1958)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях (1951)
Сказка о рыбаке и рыбке (1950)
Сказка о попе и его работнике Балде (1940)
Руслан и Людмила (1938)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: