ФЁДОР ТЮТЧЕВ

Федор Иванович Тютчев (1803 — 1873) родился 23 ноября (5 декабря по новому стилю) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские связаны с Москвой.
Домашним образованием мальчика руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.
В 1819 г. Фёдор поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел.
Через несколько месяцев был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.
На чужбине Тютчев провёл двадцать два года, из них двадцать — в Мюнхене. Здесь он женился, здесь познакомился с философом Шеллингом и подружился с Г.Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.
В 1829-1830 гг. в журнале Раича «Галатея» были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта («Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны»), но не принесшие известности автору.
Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском «Современнике» появились его 16 стихотворений.
В 1837 был назначен первым секретарем русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 вступил в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э. Дернберг) положил конец его дипломатической службе. Он подал в отставку и поселился в Мюнхене, где провёл еще пять лет, не имея никакого официального положения. Все это время он Настойчиво искал путей возвращения на службу.
В 1844 г. Тютчев переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был зачислен на службу в Министерство иностранных дел. Почти сразу после возвращения в Россию Тютчев стал активным участником кружка в. Г. Белинского. Стихов в эти годы он совсем не печатал, а увлекся публицистикой. В 1843-1850 гг. он выступил с политическими статьями «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Папство и римский вопрос». В них он делал вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества «России будущего», которая представлялась ему «всеславянской» империей.
Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова «Русские второстепенные поэты» в журнале «Современник», в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.
В 1854 г. вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. «Беззаконные» в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение 14 лет и были весьма драматичны, ведь Тютчев был женат.
В 1858 г. Тютчев был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий. На этом посту он прослужил 15 лет, до самой смерти.
С 1864 года Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год — двое их детей, его мать.
В творчестве Тютчева 1860-70 гг. преобладают политические стихотворения и мелкие — «на случай» («Когда дряхлеющие силы. «, 1866, «Славянам», 1867, и др.). Последние годы его жизни тоже были омрачены тяжелыми утратами: умерли его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта тоже угасала. 15 июля (27 по новому стилю) 1873 г. в Царском Селе Тютчев скончался.

«Море и утес» Ф. Тютчев

И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот…
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила —
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой, —
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв…

Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…

Анализ стихотворения Тютчева «Море и утес»

Стихотворение «Море и утес» — образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой «весны народов», серии европейских революций 1848-49 годов, охватившей Австрийскую империю, Германию, Польшу, итальянские государства, Молдавию и Валахию.

Тютчев к вышеописанным движениям относился крайне отрицательно, что отразилось в стихотворении «Море и утес» посредством аллегории. Неистовые волны, охваченные дурью, – европейские народы, восставшие против власти. Для их характеристики поэт не жалеет слов с отрицательным значением. Он предполагает, что пучина взворочена адом или адской силой. Вал морской в произведении бьется с ревом, свистом, визгом, воем. Взбесившейся стихии противостоит утес, олицетворяющий Российскую империю, одну из немногих европейских стран, которой удалось избежать «весны народов». Он представляет собой «неподвижного, неизменного, мирозданью современного» великана. Волны лезут на его гранит, но отступают, разбившись о камни. Заключающая строфа стихотворения – своеобразное предсказание поэта. По его мнению, стоит немного подождать – час, другой – и буря успокоится. Тютчев осуждает не только революционные волнения. По свидетельству Ивана Сергеевича Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения, «весна народов» характеризовалась «неистовой злобой на Россию» со стороны западноевропейцев. Мало что так раздражало Федора Ивановича, как угрозы его родной стране, высказанные иностранцами.

Многими читателями «Море и утес» воспринимается как пейзажная лирика без политического подтекста. Главная причина – Тютчеву удалось при помощи слов нарисовать величественную водную стихии, сродни той, что изображена на картинах великого художника-мариниста Айвазовского.

Литературному сознанию поэта была свойственна интересная черта – параллелизм лирического творчества и публицистического осмысления происходящих в мире и родной стране событий. Стихотворение «Море и утес» по социальному содержанию близко статьям «Россия и Революция» (1848) и «Папство и римский вопрос» (1849).

Биографии великих и известных людей

Дата рождения: 23 ноября 1803 года
Дата смерти: 1 июля 1873 года

Место рождения: Орловская губерния Российской империи

Тютчев Федор Иванович – именитый поэт, ставший классиком. Федор Тютчев так же известен как дипломат и публицист.

Федор появился на свет в родовом имении поручика Ивана Николаевича. Мать, Екатерина Львовна, была из дворянского рода Толстых. В семье было трое детей, и все получили достойное образование.

Сначала Федор, как и остальные, находился на домашнем обучении, он обучался латыни и языку Древней Греции под руководством поэта и переводчика С. Раича.

После 14 лет мальчик стал слушателем Московского университета, а через год он стал студентом, продемонстрировав таланты в языках и сочинении. Вскоре 16-летний подросток стал членом серьезного Общества любителей словесности.

Таланты к языкам позволили одаренному молодому человеку получить место в коллегии иностранных дел. Вскоре он был отправлен в Мюнхен, в составе дипмиссии. Занятия литературой, несмотря на успехи в службе, не прекращаются и вскоре наряду со значительным повышением по службе, печатается в самых разных изданиях.

Все нарушает смерть жены дипломата после кораблекрушения. После этого печального события Федор оставляет государственный пост и остается жить за рубежом. После смерти жены Федор сочетается браком с баронессой Дернберг.

Но Федору все-таки пришлось возвратиться на родину в середине 18 века и вновь занять пост при Министерстве иностранных дел. Там его определяют на конфликтную должность старшего цензора.

Только ум и тактичность поэта и дипломата позволили ему не только удержаться на этом посту, но и вскоре стать тайным советником. В этот сложный период творчество как будто замирает, почти десять лет не было создано ни одного произведения. Зато после перерыва появились самые пронзительные творения.

В 1872 году у поэта случается инсульт, он потерял подвижность половины тела и частично потерял зрение. Проблемы со здоровьем нарастали, случился повторный инсульт и в июле 1873 поэт скончался.

Достижения Фёдора Тютчева:

• Является одним из классиков русской словесности
• Соединил русские мотивы и романтические веяния европейской поэзии
• Один из поэтов, воспевавших природу и ее лирику
• Являлся членом-корреспондентом Академии Наук

Даты из биографии Фёдора Тютчева:

• 1803 г. появился на свет
• 1817 г. стал слушателем Московского университета
• 1821 г. окончил обучение в университете
• 1826 г. бракосочетание с Э. Петерсон
• 1838 г. смерть жены
• 1844 г. возвращение на родину
• 1848 г. получение должности старшего цензора
• 1865 г. стал тайным советником
• 1873 г. скончался

Интересные факты Фёдора Тютчева:

• Федор был сердцеедом. Ему удалось добиться взаимности от А. Крюденер, которая до этого отказалась быть пассией Пушкина, Гейне, короля Людвига
• Первая жена Федора имела 4 детей, а после свадьбы с Федором родила еще троих дочерей
• Будучи женатым на Э. Петерсон, Федор завел роман с другой женщиной. После того как об этом стало известно, Элеонора пыталась совершить суицид
• Третья, гражданская жена поэта, была младше его на 23 года

Репрессированный народный фольклор

В настоящее время русское культурное наследие занимает седьмое место в Индексе национальных брендов, основанном на опросах около 20 000 человек в основном из западных стран и Дальнего Востока. Из-за относительно позднего участия России в современной глобализации и международном туризме многие аспекты русской культуры, такие как русские шутки и русское искусство, по-прежнему остаются неизвестными для иностранцев.

Русская культура выросла из культуры восточных славян с их языческими убеждениями и особым образом жизни в лесистых районах Восточной Европы. На русскую культуру большое влияние оказали соседние финно-угорские племена, кочевые народы Понтийской степи и варяги. Принятие христианства в значительной степени определило русскую культуру 2-го тысячелетия нашей эры как синтез славянской и византийской культур. А после падения Константинополя русские остались крупнейшей православной нацией, которая заявила о преемственности византийского наследия в форме идеи Третьего Рима.

Подлинная русская культура уничтожалась или перерабатывалась несколько раз за всю историю. Первый раз она была уничтожена на корню христианством, пожелавшим искоренить из русской души все языческое и представить все так, будто русская культура берет начало от православной Руси, а до крещения ничего не было.

На иллюстрации образец старорусской вышивки с использованием фольклорных мотивов. Подробнее в статье «Русский народный узор»

Последний раз русская культура подверглась настоящим репрессиям в период большевизма. С 1928 года советское правительство начинает критиковать и подвергать цензуре фольклорные исследования на основании того, что фольклор поддерживает царскую систему и буржуазную форму экономики. Особое внимание уделялось цензуре сказок и детской литературы, а вместе с этим и иллюстрации к «старым» сказкам, полагая, что это фантазии и буржуазная бессмыслица.

Чтобы продолжать изучать и развивать национальную русскую культуру, интеллектуалы и художники должны были найти способ оправдать ее ценность для советского общества. В противном случае все было бы уничтожено, ведь книги со сказками уже в 1932 году полностью сняли с книжных полок, и детям было предложено читать книги, посвященные природе и науке.

В 1934 году Максим Горький выступил с речью перед Союзом советских писателей, утверждая, что фольклор можно сознательно использовать для продвижения коммунистических ценностей. Помимо изложения художественной ценности фольклора, он подчеркнул, что традиционные легенды и сказки показывают идеальные, ориентированные на общины персонажи, которые являются образцом советского гражданина. Горький утверждал, что фольклор ориентирован на рабочий образ жизни и не может существовать без прямого вклада рабочего класса. Кроме того, по мысли Горького, фольклорные персонажи выражают высочайший уровень оптимизма, и поэтому побуждают к позитивному мышлению.

Вслед за Максимом Горьким руководитель фольклорного отдела Союза советских писателей Юрий Соколов также утверждал, что фольклор — это традиция именно трудящихся и, следовательно, может использоваться для мотивации и вдохновления коллективных проектов пролетариата. Потому что персонажи русских народных сказок почти всегда оказываются на пути самопознания, процесса, который заставлял их ценить себя не как личность, а скорее как неотъемлемую часть общего целого.

Посчитав аргументы Горького и Соколова убедительными, советское правительство озаботилось сбором и оценкой фольклора со всей страны. Стали отбираться конкретные истории, которые в достаточной мере способствовали коллективистскому духу и показывали преимущества советского общества. Так сформировалась пропаганда, в том числе пропаганда советского национализма, которая гарантировала, что в средства массовой информации поступят соответствующие версии сказок и иллюстраций к ним. Утвержденные советским правительством былины и сказки вскоре дополнились и соответствующей живописью.

Особенностью произведений такого искусства являлся контраст между жалкой жизнью в царской России и «улучшенной» под руководством Сталина. Персонажи, как сказок, так и картин, представляли собой тождества, за которым должен стремиться советский гражданин. Герой советской сказки — изображение преобразованного и улучшенная версия среднего гражданина Советского Союза. Антигероями в новом искусстве стали белые и их лидер по имени Идолище, чудовищный кумир, изначально эквивалент царя. Белые, конечно же, представлялись дурачками, застойными капиталистами, а советские граждане слыли непобедимыми героями.

На иллюстрации образы Илья Муромца, расправляющегося с Идолищем Поганым. Слева обычная, справа — конъюнктурный образ Идолища в образе китайца монгольской династии. Очевидно, этот образ создавался в период советско-китайского противостояния при Хрущеве (прим. 1956 — 1969 гг.).

К счастью после смерти Сталина в 1953 году новый фольклор не получил развития, не перешел в традицию и вскоре забылся. Сегодня он считается псевдофольклором, псевдоискусством, а из сохранившихся образцов имя Сталина исключено.

Выводы, напрашивающиеся сами собой.

Все известные нашему поколению русские народные сказки не являются подлинными, но переписанными исходя из политической конъюнктуры в сталинскую эпоху. Помимо вновь придуманных социалистических сказочных образов, например, Маршака, нам остались лишь сказки Пушкина, былины о трех богатырях и, возможно, пара десятков безобидных Аленушек с братцами Иванушками.

Новейшая история России, думается, также будет полна репрессий, признаки которой проявляются уже сейчас. Например, уже запрещена часть символов нашей древнейшей истории на основании, якобы, того, что они нацистские. Первый символ, конечно же свастика. Но наберите в поиске «Флаг Джайнов» и «статуя Будды со свастикой».

Вместе с репрессиями и запретами теряется часть не только исконно русской, но и мировой культуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: