Реферат на тему: Явление исторической поэтики: художественные идеи Достоевского в «загадочной» пьесе Александра Вампилова «Утиная охота»

Реферат на тему: Явление исторической поэтики: художественные идеи Достоевского в «загадочной» пьесе Александра Вампилова «Утиная охота»

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Безымянный сибирский город (в подробностях угадывается Иркутск), где разыгралась драма «зиловщины», обращен в центр художественной вселенной писателя (некий аналог Петербургу Достоевского). На вызов удушливой современности (эпоха так называемого «развитого социализма») Вампилов ответил смелой остропроблемной, причем неполитизированной, поэзией «Утиной охоты». (Помню, как всполошились «серые кардиналы» из Иркутского обкома КПСС, когда «безыдейная», далекая от мертвенно-казенных постулатов соцреализма, пьеса увидела свет. Сколько усилий приложили тогда местные «бесы», дабы «не пущать» ни в коем разе «вредное» произведение драматурга ) «Утиная охота» насмешливо и вместе с душераздирающей трагедийной печалью поэтизировала «аликов», людей позднесоветского безвременья. Искаженный, «загадочный» и «странный» человек пьесы оказался в своей внутренней мощи Человеком с большой буквы, духовной надеждой Вампилова, а «зиловщина» — не пороком, а достоинством целого поколения поздних шестидесятников. Сердцевина «зиловщины» — бунтарское, по заветам и следам героев Достоевского, неприятие сложившейся системы квазиценностей, внешне вроде благополучных, однако «скверных», безнравственных, удобных для приспособленцев и лицемеров типа Саяпина и Кушака. «Зиловщина», как бы сама того не желая, отвергла дутые фарисейские идеалы отцов и скандально разошлась с «кушаковщиной» и «саяпинщиной». Художественное исследование благородных порывов смятенной (или «мятой») души человеческой составляет философско-трагедийное содержание «Утиной охоты». Для адекватной оценки этого культурно сложного содержания многое дают поэтические каноны Достоевского. Близость искусства «Утиной охоты» с художественно-психологическим «преданием» Достоевского, великого законодателя от литературы, более чем очевидна (диалектика байронически гордого и неимоверно сложного по мотивам и результатам противостояния человеческого «я» всему миру). В этой близости проявился материализованный момент русского историко-поэтического «предания» (преемничества и наследования). ВЛАДИМИРЦЕВ Владимир Петрович Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Иркутского государственного университета. Автор статей о проблемах творчества Ф.М.Достоевского, книги «Поэтика «Дневника писателя» Ф.М.Достоевского»: этнографические впечатления и авторская мысль» (Иркутск, 1998).

На смену им пришли иные, по-своему талантливые поколения критиков, поэтов и писателей. Однако их уход унёс и ту потрясающую энергетику, что пронизывала песни Высоцкого, стихи Шпаликова и Примерова, пьесы Александра Вампилова. Лишь немногие современные писатели, как Сергей Шаргунов и Захар Прилепин, способны и сегодня восхищать читателей эмоциональностью своих вещей. Так сумеют ли последующие литературные поколения возродить то отчаянное, присущее «детям 1937», феерическое горение, без которого не может быть настоящего творчества, или оно утрачено безвозвратно и навсегда? ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ! Замечательному русскому поэту Николаю Васильевичу БЕСЕДИНУ исполняется 70 лет. Мы поздравляем нашего давнего друга и автора с этой знаменательной датой, желаем ему крепкого здоровья, мира в душе, а также новых творческих и жизненных успехов! Редакция газеты «День литературы» *** Мы входим в мир не с чистого листа. Едва исторгнут первый крик уста, Уже судьбы определён рисунок И ритм, рожденный на небесных струнах, Мы входим в мир не с чистого листа

Химия в литературных произведениях

Разделы: Химия

Желание любого учителязаинтересовать ученика, привить любовь к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным на уроке. Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, — использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д.

Примеры использования художественных произведений на уроках.

При изучении темы «Закон сохранения массы веществ» с целью создания проблемной ситуации я зачитываю отрывок из письма М. Ломоносова к Эйлеру «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».

Вопрос: Какое открытие зафиксировано в этих словах?

В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание учащихся на величие данного открытия.

Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.

Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана.

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты – все это будет приходить, и уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».

Одной из интересных тем в восьмом классе является тема: «Вода. Свойства воды». Её можно объяснить, используя материал литературных произведений.

1. Физические свойства.

«Коммунисты – подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала»

А. Фадеев «Молодая гвардия»

Вопрос: Какие физические свойства воды использовали подпольщики?

2. Химические свойства.

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,
В соединенье с кислородом – это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.

Вопрос: Какой процесс описан в данном четверостишии?

Записать уравнение реакции.

3. Значение воды.

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

Ты – величайшее богатство в мире».

Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей».

Вопрос: Как вы понимаете слова героя произведения?

От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях.

Нам снится немая, как камень Земля.
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля,
Сухие, пустые глазницы.

«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении:

  1. Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)
  2. Обработка стали.
  3. Получение серной кислоты.
  4. Получение стекла.
  5. Получение глицерина и нитроглицерина.
  6. Получение мыла.

Большую помощь художественная литература оказывает при опросе учащихся. На основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогают определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»

«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды.

Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

  1. Составить и осуществить цепочку превращений.
  2. Решить задачу.
  3. Определить массу негашеной извести, образующейся при разложении известняка массой 300г., в котором массовая доля некарбонатной примеси составляет 20%.

В девятом классе во время опроса по разделу «Неметаллы» учащимся можно дать следующие задания.

Тема «Азот и его соединения».

Урок «Оксиды азота».

«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами».

А.П. Казанцев «Пылающий остров»

Какой оксид азота вызывает такую реакцию организма? Как он называется?

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха».

А.П. Казанцев «Пылающий остров»

Верно ли это утверждение? Как называется данный процесс? Где и когда он протекает в природе?

Урок «Соли аммония».

Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру».

Как из воздуха получить селитру?

Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается нагревание.

Тема «Подгруппа кислорода».

Урок «Кислород. Свойства кислорода».

«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные, растения, люди…»

А.П. Казанцев «Пылающий остров»

Как называется защитный слой Земли?

Какие вещества разрушают защитный слой?

Урок «Получение кислорода».

«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого газа, и регенерации кислорода».
А. Маклин

Какое соединение используется в работе такого устройства?

Записать уравнение реакции.

Урок «Производство серной кислоты».

«На поворотах Келасури намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это «не золото, а серный колчедан».

К. Паустовский «Бросок на юг».

Осуществить превращение, описанное в романе.

Урок «Соединения серы».

…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный
Как будто тухлое разбилось яйцо
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
Я, нос себе, сжав, отворотил лицо.

О каких соединениях серы написано в стихотворении А.С. Пушкина?

Какими физическими свойствами обладают эти соединения?

В художественной литературе много материала для украшения уроков по органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на организм человека и области применения. В произведениях детективного жанра К. Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа на живые организма и применение его в криминальных целях.

Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.

Творческие работы учащихся.

1. Название, какого химического элемента надо подставить, чтобы получились новые слова:

2. Какие химические элементы «спрятались» в словах: Титания, бородавка, бахрома, оцинковка, железобетон, поселенье, половодье?

В синем небе он живет
Дружит с углеродом,
А на Земле он идет
В паре с водородом.
Река, море, океан – ими образованы
И природой человеку для житья дарованы.
Это – важный компонент
Для всего живого.
И ты даже на Луне не найдешь такого.
Этот нужный элемент
Лишь на Земле встречается,
А теперь скажите мне,
Как он называется?

Жил – был Азот. Жил, не тужил, увлекался химией, а еще врачам помогал: лечил туберкулез легких, заболевания позвоночника. Всем был хорош Азот, да только был у него один недостаток, из-за которого все считали его гордецом, не любил Азот общаться с другими элементами, а, если и соглашался, то только на определенных условиях. Так, с металлами он общался при высокой температуре, а с Водородом и вовсе лишь под давлением и в присутствии катализатора. И только с одним элементом сдружился Азот – с Литием.

Вот однажды собрались элементы и стали решать, как же поступить с Азотом. Долго думали и, наконец, постановили: исключить Азот из Периодической системы Д.И. Менделеева, если он не изменит своего поведения. А так как Азот и не думал менять свой характер, ему вскоре сообщили решение Совета элементов. Тогда Литий выступил в защиту своего друга.

Азот – жизненно важный элемент. Его нельзя исключить из Периодической системы.

Что же в нем такого особенного? – поинтересовался Водород.

Все основные части клеток тканей живых организмов построены из белковых молекул, в состав которых входит Азот, – объяснил Водороду Литий.

— Что же, — почесал в затылок Водород, теперь я вижу, что ты имеешь полное право гордится собой, брат Азот.

Так был восстановлен мир в царстве химических элементов – Периодической системе Д.И. Менделеева.

5. Откуда произошла Таблица Кислот?

Жили — были четыре подружки — кислоты: Серная, Соляная, Угольная и Сернистая.

Серная была очень хитрая: ни запаха, ни цвета не имела, старалась не выделяться из толпы подружек, а сама в то же время потихоньку поглощала влагу из Воздуха и других газов. Характер у неё был жгучий. Кожу, Ткани и Древесину она при встрече тут же обугливала, а при встрече с Водой начинала кипеть и брызгаться. Опасная была кислота.

Вторая подружка — кислота Соляная — имела такой же резкий характер, как и запах. С водой общаться любила, но при этом выделяла молекулы газа, которые притягивали водяные пары, поэтому Соляная кислота начинала «дымиться» во время общения.

Угольная и Сернистая кислоты были лучшими подружками, они разлагались на воду и оксид — это их сближало.

Скучно было жить кислотам. И решили они найти себе ещё друзей и для этого кинули клич, чтобы все, кому нужны друзья — кислоты, присоединялись к ним. Всех, кто откликнулся, они вносили в список, и вскоре их стало так много, что основали они целое государство, которое назвали Таблицей Кислот.

Ильина Янина, 11 «б» класс.

На земле есть вещества органические и во всех них живет углерод. Органические начинаются с углеводородов, которые делятся на предельные, непредельные, ароматические, циклические, а названье их определяет связь и водород. Если водорода в два раза больше углерода, то вещество алкенов вещают. Алкены присоединяют воду, галогены, водород. Если их смешать с бромной водой, то обесцветиться вода, дибромэтаном станет она. А ещё этилен присоединяет водород (а тот хитренький народ), и получается алкан под названием этан. У алканов друзей много: реагируют и с хлором, но отнюдь не быстро, а по цепному механизму. А еще алкан горит, да и не бесследно. Много теплоты сулит с кислородом верным. Из метана при температуре высокой получается углеводород особый — ацетилен. Так мы к алкином перешли заодно. Есть и у них особая реакция под названием — тримеризация: ацетилен тоже умен, в результате получается бензол. А в молекулах его — ароматическое кольцо. Если ж интересно, не ленись, найди все в книге. Станет и тебе известно о роли углеводородов в мире.

Маша Липатова 11 «б»

  1. А. Фадеев «Молодая гвардия».
  2. А. Де Сент – Экзюпери «Планета людей».
  3. Л. Буссенар «Похитители бриллиантов».
  4. А. Казанцев «Пылающий остров».
  5. К. Паустовский «Бросок на юг».

Природа в произведениях Пушкина

Природа в произведениях Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ” Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов “близкое”, “заветное”, “родное”? И почему понятия Родины сразу же и, прежде всего, вызывают в воображении точные картины дорогих палестин? Когда-то Достоевский сказал: “Красота спасёт мир”. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. Музыка, природа, стихи – это радостно всем. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда очень остро стоит вопрос экологии, вопрос – будет ли жизнь на земле, а если будет, то какая. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить смысл, природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Пушкин в своих отступлениях в “Евгении Онегине” даёт чудесное описание природы, его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении. Среди стихов Пушкина видное место принадлежит тем произведениям, где с изумительной силой он рисует картины природы. По мнению многих, литература – это слепок с жизни, но слепок более тонкий, более объективный. Одной из особенности поэта была разносторонность его дарования, хотя много творческих сил Пушкин отдал созданию реалистического пейзажа. Эта лирика была дорога поэту как возможность непосредственно высказать свои мысли, чувства, переживания. Поэтические страницы изображения природы в “Евгении Онегине” просто великолепны. “Как грустно мне твоё явление. Весна, весна Пора любви? Какое томное волнение в моей душе, в моей крови”, — пишет автор. Белинский очень точно заметил, что Пушкин, остро чувствует бег времени, выражает лучший тип русского национального характера своей эпохи. Его душа чужда кастовой изомерии и духовной ограниченности. Богатая духовная жизнь самого Пушкина позволяла ему открывать в природе таящуюся в ней красоту.

Милые сердцу родные картины природы, нарисованные Пушкиным, не забываются никогда, как никогда нельзя забыть детство. Волнуют его строки из “Евгения Онегина”: “Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор, перед гумном соломы кучи, да пруд под сенью ив густых – раздолье уток молодых”. Из всех времён года Пушкин обожал осень. Он писал: “Из всех времён я рад лишь ей одной”. Несмотря на то, что Пушкин много писал об осени, чудесны его зарисовки в стихах: “Зимний вечер”, “Зимнее утро”, “Зимняя дорога”, “И вновь я посетил ”. В этих скромных внешних зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Его стихи “Кто знает край, где небо блещет”, “На холмах Грузии” стали шедеврами не только русской литературы, но и мировой. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вопрос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе. В последние годы жизни Пушкин создаёт произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним. Стихотворение “И вновь я посетил ” очень личное. В каждой строчке пейзажа можно найти одиночество хмурого леса, там даётся трагический пейзаж с угрюмой картиной убогих избушек русской деревни, смерти детей. Настроение стихотворения перекликается с одиночеством самого поэта. В стихотворениях “Туча”, “Осень” та же тема безысходности. Недаром Пушкин любит это время умирания природы: “Октябрь уж поступил, уж рощи отряхают последние листы с нагих своих ветвей”. Кажется, что сама природа грустит вместе с поэтом. В каждой картине Пушкин запечатлевает своё особенное, неуловимое обычным глазом построение. Пейзаж у поэта не бесчувственный образ, он активен, имеет свой символ, свой смысл. В стихотворении “На холмах Грузии” печаль сквозит не только в пейзаже, но и в настроении поэта. Он пишет: “На холмах Грузии лежит ночная мгла ”. В этих строках передана романтическая мечта о волшебном крае. Пушкин изображает мир сильных страстей и чувств. В стихотворении “Деревня” на фоне поэтических зарисовок картин природы показана изнурительная рабская жизнь крепостных. Пушкин восклицает: “О, если б голос мой умел сердце тревожить!”. Он чувствовал себя одиноким парусом в жестокой жизненной буре, но голос его по-прежнему оставался вольным. Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина – А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит “большие мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни”. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- и жизненность, её подлинная человечность.

“Пушкин есть явление чрезвычайное, и может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла”. Эти хорошо известные слова Гоголя хочется ещё раз повторить, ибо в них сказано всё главное – и о национальном своеобразии Пушкина, и о богатстве и силе его поэтического языка, и о высоком нравственном содержании его поэзии. Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

Решение поставить спектакль «на свечах» обеспечило трагически-театральный мир булгаковской пьесы, подчинило себе пространственно-масштабный характер мизансцен, организовало «старинно-экзотический» фон для стилизованного действия. При этом общая колористическая гамма видоизменялась в различных эпизодах спектакля в соответствии с драматическим действием, содействуя своим живописно-декоративным качеством каждому отдельному моменту игры. Сцены во дворце сопровождались горением всех свечей, в эпизоде «Кабала святош» зажжены были только нижние ряды, тем самым создавалась атмосфера подвала. «Пушкин, Гоголь, Мольер и прочие великие поэты уже давно одеты, однажды и навсегда, в заношенные мундиры всевозможных традиций, через которые не доберешься до их живой природы. Произведения Шекспира, Шиллера, Пушкина на жаргоне актеров и театральных рабочих называются готическими пьесами; произведения Мольера так и называются мольеровскими. В самом существовании прозвания и в самом обобщении всех в одну общую кличку уже заложено указание на то, что они подведены под общий штамп»,P писал К.PС.PСтаниславский и объяснял причины ненавистной ему театральщины дурным вкусом педагогов, «которые с ранней юности, когда еще так остра впечатлительность, сильна интуиция и свежа память, на всю жизнь портят прелесть первого знакомства с гениями

Сцена бала и ее идейно-художественная роль в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя

В литературных произведениях XIX в. сцена бала играет важную роль. Чаще всего писателей интересовала жизнь дворянства, их целью было как можно более подробное изображение высшего сословия. Но трудно описать дворянство в целом, останавливаясь лишь на его конкретных представителях. Для того, чтобы завершить, подытожить свой рассказ, автору необходимо собрать всех интересующих его персонажей в одном месте. Для этого идеально подходит сцена бала, где можно увидеть и так называемых «тузов», и обедневших дворян, и помещиков, и

Итак, важнейшая функция сцены бала – показать общество и его нравы. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» поставлена цель познакомить читателя с так называемым фамусовским обществом. В начале пьесы появляется такой яркий образ, как Фамусов. Это московский барин «старой закалки». Он решительно не приемлет никакого вольнодумства и не выносит образованности. Чацкий поначалу вызывает в нем глухое раздражение,

Однако не только Грибоедов использовал сцену бала для характеристики дворянского общества. В «Мертвых душах» мы также можем найти похожие эпизоды. В самом начале поэмы описывается собрание у губернатора, где Гоголь знакомит читателей с действующими лицами: помещиками и чиновниками. Автор притворно серьезно говорит о том, какие замечательные люди были в городе N. И губернатор – добрейшей души человек, и председатель – преприятнейший человек, и почтмейстер – золото, а не человек. Все эти сатирические описания сразу наводят читателя на определенные размышления. И его догадки о том, что на деле и чиновники, и помещики – серые и ограниченные личности, находят все больше и больше подтверждений. Когда все сели играть в карты, проявилась истинная натура каждого: кто-то «наложил нижнюю губу на верхнюю» и оставался в таком положении до конца игры, что, естественно, не говорит о духовном богатстве личности, кто-то выкрикивал более чем странные реплики. И уже перед поездкой Чичикова за город к помещикам у читателя складывается мнение об обществе как о сборище самовлюбленных глупцов. И, конечно, окончательно укрепляет это мнение описание бала, где все наперебой пытаются завоевать расположение Чичикова, мнимого миллионщика, а потом подхватывают и распространяют сплетни о нем.

Помимо просто изображения общества, с помощью описания бала можно показать различие деревенского и городского дворянства, как, например, в «Евгении Онегине». Здесь Пушкин использовал прием антитезы, противопоставляя сцену бала на именинах Татьяны в деревне и сцену бала в Петербурге. Простодушные обитатели деревни, хотя и пытаются следовать моде, не выдерживают сравнения с блестящим, но высокомерным городским обществом. Пушкин по-доброму иронизирует над простодушием жителей деревни, он сочувствует им. Изображая же бал в Петербурге, автор весьма сдержанно описывает блеск нарядов, неторопливую беседу на французском языке. За этим скрыт намек на лицемерие и притворство, царящие в свете.

Отсюда следует, что еще одна важная функция изображения сцены бала – выражение авторской позиции. Пушкину неприятно блестящее общество Петербурга, ему ближе искренние, хотя и наивные жители глубинки. Автор напоминает читателю о временах, когда все было по-другому, когда люди, забыв о чинах, лихо отплясывали друг с другом так, что «тряслися, дребезжали рамы», а паркет «трещал под каблуком». Теперь же это осталось лишь в далеких деревнях, представители высшего света скользят по лаковым полам. Намек совершенно ясен: общество тоже стало «скользким», автор сетует, что исчезла искренность, появилось лицемерие и ханжество, он фактически презирает петербургское общество. В этом и есть выражение авторской позиции, как и в сатирическом изображении Грибоедовым фамусовского общества, а Гоголем – собирательных образов чиновников и помещиков на балу у губернатора.

Сцены бала играют еще и важную композиционную роль, существенно влияют на ход действия. Чаще всего это кульминационные моменты, когда решается судьба героев.

На балу, где много разных людей, легко распространяются сплетни. Из-за каприза Софьи Чацкий предстал сумасшедшим. Теперь это мнение нельзя разрушить, судьба Чацкого предрешена, ему ничего не остается, кроме как покинуть дом Фамусова.

Кульминационный момент «Мертвых душ» – тоже сцена бала. Внезапное появление Ноздрева, его болтовня о мертвых душах, купленных мнимым херсонским помещиком, решает судьбу мошенника. Слова Ноздрева заронили сомнение в души чиновников, и они отшатнулись от Чичикова. Когда же все подтвердилось, предприниматель, потерпевший фиаско, вынужден был спешно покинуть город.

И в «Евгении Онегине» судьбы героев решаются на балах. Ведь именно тогда произошла ссора Ленского с Онегиным, на балу в Петербурге Евгений вновь встретил Татьяну и влюбился в нее.

Итак, значение сцены бала в произведениях Грибоедова, Пушкина и Гоголя очень велико. С помощью описания балов авторы выражают свое отношение к дворянскому сословию, это очень точные зарисовки, рассказывающие читателю о нравах дворянства того времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: