Реферат на тему: Молитвенная лирика Ф

Реферат на тему: Молитвенная лирика Ф.И. Тютчева

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

О мученицах Вере, Надежде, Любви и их матери Софии, пострадавших за веру. Метафорический пласт стихотворения таит в себе мотив «новой Софии». Жизненные победы в драматическом совмещении несовместимого: вер, любовий, – выливаются в молитвенную просьбу о преодолении жизни и примирении с реальностью. Драматизм лирической ситуации в стихотворении передается с помощью расщепления авторского сознания, через отношение к себе как к другому . То, что является «нормой» для авторского я («веры и любви»), для авторского ты нуждается в молитвенном преодолении. Установка на самообращение трансформирует религиозную форму. В сферу молитвенного события в стихотворении входит одно только побуждение «переживи». Эстетическая установка полностью подчиняет себе религиозную концепцию молитвенного слова. Весь жизненный опыт сливается в молитвенном проникновении в область слова-состояния. Пере-живи – это преодоление жизни в ее пограничном слиянии со смертью, мучительное ее продолжение в новом измерении после пережитых утрат и тяжких испытаний. Глубоко интимное философское осмысление семантического взаимовлияния приставочной и корневой морфем слова создают фон осмысления его сущности. Для выявления онтологической природы молитвенного осмысления бытийности СЛОВА необходим краткий экскурс в авторскую трактовку этого явления. Состояние преодоления непреодолимого, очевидно, впервые наиболее остро постигло поэта после смерти жены. К этому времени (октябрь 1838 г.) относится его признание В.А. Жуковскому: «Есть ужасные годины в существовании человеческом. Пережить все, чем мы жили – жили в продолжение целых двенадцати лет. Что обыкновеннее этой судьбы – и что ужаснее? Все пережить и все-таки жить. Есть слова, которые мы всю нашу жизнь употребляем, не понимая. вдруг поймем. и в одном слове, как в провале, как в пропасти, все обрушится». И далее: «Не вы ли сказали где-то: в жизни много прекрасного и кроме счастия. В этом слове есть целая религия, целое откровение» (выделено Тютчевым (4, 113)). Попытка вербализовать боль произошедшего придает напряжение каждому слову. Жить и пере-жить впервые осознаны Тютчевым как явления абсолютно разного масштаба, в глаголе «пережить» уже заключается боль утраты родного человека. Романтизм создает условия для онтологического осмысления слова как микромодели мироздания. Для Тютчева глагол переживи в определенный момент становится отражением жизненного состояния, с которым невозможно примириться, но которое присутствует как некая данность, неизбежность. Жизнь в ее пограничном осмыслении превращается в источник поэтической рефлексии. В 1850 г. это передается следующим образом: Живя, умей все пережить: Печаль, и радость, и тревогу – Чего желать? О чем тужить? День пережит – и слава Богу! (2, 18) Магнетическое притяжение бытийности слова набирает новую силу после сильнейшего потрясения, пережитого Тютчевым со смертью Е.А. Денисьевой. Восприятие слова как отражения состояния духовного надлома вновь входит в сферу поэтической философии Тютчева. «Весь день она лежала в забытьи.» – одно из самых драматичных стихотворений. Угасание жизненных сил возлюбленной на фоне неиссякаемой энергии мира, веселья летних звуков, – одновременно переживаемые лирическим героем антиномии вводят в стихотворение мотив «живого трупа»: «Я был при ней, убитый, но живой.» Вновь появляется глагол пережить, буквально прочитываемый как преодоление смерти близкого человека, когда в одно жизненное событие входит конечность другой жизни: Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому еще не удавалось – О Господи!. и это пережить. И сердце на клочки не разорвалось. (Выделено в первоисточнике (2, 129)) Онтология жизненной сферы с конца 1830-х гг. аккумулирует в себе два полярных состояния: жить и пережить.

К середине XIX века молитвенная идея, получив проповедническое обрамление, вызвала не просто непонимание, а отторжение современников от подобной доселе незнакомой миссии, которую брала на себя светская литература. По характеру пророческого импульса и проповеднической идеи авторская позиция Тютчева сближается с эстетикой Н.В. Гоголя периода второго тома «Мертвых душ». Романтически идеализированный образ пророка растворяется в дискурсивной установке императивного, дидактического свойства, когда писатели не просто берут на себя функцию оценки современной жизни с наивысшей нравственно-этической позиции, но и поучают современников. Пиковая точка побуждения к религиозному самосознанию в поэзии Тютчева связана со страстным увещеванием об искупительной молитве. папы Римского (Пия IX): «Свершается заслуженная кара» (2, 185). Проповеднический дискурс придал молитве новые функциональные черты, так как она теперь осознавалась как поступок, в своем высшем онтологическом значении. Она перестает быть словом, замкнутом в себе самом, а воспринимается как событие, вмещающее в себя космические законы, парадоксы современной жизни, нравственно-этическую доминанту века. Подобная установка провоцировала видоизменение утвердившейся в романтической поэзии молитвенной формы и некоторую переакцентацию ее онтологического наполнения . Интерес к осмыслению ситуации богообщения в лирике Тютчева отразился в особой группе стихотворений, воссоздающих элементы молитвенной архитектоники и сакрального дискурса. Один из ярких тому примеров – «Олегов щит» , представляющий собой поэтическую реакцию на события русско-турецкой войны и заключение Андрианопольского мира . В стихотворении звучат три «голоса»: молитва мусульман («Аллах! пролей на нас свой свет!.»), соборное слово христиан («Великий Бог! Веди нас ныне ») и отстраненное авторское пророческое заключение: Глухая полночь! Все молчит! Вдруг из-за туч луна блеснула И над воротами Стамбула Олегов озарила щит. (1, 71) Тютчев ориентируется не на внешнюю сторону исторического события, а на духовно-религиозное настроение нации, воспроизводя две мировоззренческие модели мира. Тема молитв обретает совершенно особый смысл за счет наслоения взаимоисключающих друг друга религиозных систем. В финальном отклике на потенциальные возможности двух со-бытий – лишь намек на их провиденциальный смысл, отсылающий к историческим событиям эпохи завоевания Царьграда Олегом . Обращение Тютчева к молитвенной архитектонике в 1829 г. связано с актуализацией одной из функций молитвенного действа – единения нации в кризисный исторический момент. Две мировоззренческие модели мира в молитвах мусульман и христиан, драматизируя лирическое событие, создают полифоническую основу «диалога диалогов». Военное столкновение вытесняется орудием веры . Подобное освещение русско-турецкой войны придает значимость актуальнейшей для поэта теме бескровных завоеваний. Следующим этапом осмысления природы молитвы станет стихотворение «Пошли, Господь, свою отраду » Специфика тютчевского воссоздания молитвенной ситуации заключается в том, что она обрамляет относительно самостоятельное лирическое событие, жизненный фрагмент (путь «нищего», бредущего мимо сада), которому, в свою очередь, именно в силу отстраненного молитвенного видения придается глобальное общечеловеческое значение .

Пир во всех измерениях наполняет и лирику Тютчева с ее майскими грозами, громокипящим кубком Гебы, преизбытком жизни, разлитом в знойном воздухе («Весенняя гроза», «В душном воздуха молчанье» и мн. др.). С образами пира Тютчев связывает, помимо природно-космических и душевных стихий, стихию истории, стадии которой он хочет лирически освоить. Два культурно-исторических эона придвинуты Тютчевым друг к другу в стихотворении «Кончен пир, умолкли хоры» (1850). Написанное во время творческого подъема на самом переломе века после нескольких лет молчания, оно, вместе с картиной завершенного пира, чрезвычайно привлекательно для рассмотрения ввиду пиршественного изобилия поэтических средств, употребленных автором: (1) Кончен пир, умолкли хоры,(2) Опорожнены амфоры,(3) Опрокинуты корзины,(4) Не допиты в кубках вины,(5) На главах венки измяты, (6) Лишь курятся ароматы(7) В опустевшей светлой зале(8) Кончив пир, мы поздно встали (9) Звезды на небе сияли,(10) Ночь достигла половины(11) Как над беспокойным градом,(12) Над дворцами, над домами,(13) Шумным уличным движеньем(14) С тускло-рдяным освещеньем(15) И бессонными толпами,P(16) Как над этим дольным чадом,(17) В горнем выспреннем пределе(18) Звезды чистые горели,(19) Отвечая смертным взглядам(20) Непорочными лучами (I, 122) Первое читательское восприятие текста как будто не дает никаких поводов для сложности усвоения

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #8d854310-5a17-11ea-81d6-1951b82f4dff

Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)

План.
I «Источник чистый вдохновенья». (Е.А. Баратынский)
II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.С. Пушкин)
1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А.С.Пушкина.
2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
III «Умение вокруг увидеть красоту». (М.Н. Эпштейн)

Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.
Творчество Великого русского поэта 19 века А.С.Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л.Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…

Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн». В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна – пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето – период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта – это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А.С.Пушкина осень – период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем…

Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М.Ю.Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась грудь…

Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…

Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:

Под ним [парусом] струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…

А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом – одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.
Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.

11410 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 29 644 раз

Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности Пушкина.

В лицейский период поэт создал элегии «Осеннее утро», «Певец» и другие, написанные в духе сентиментализма. В ранней лирике Пушкин использовал пейзажные зарисовки в качестве фона, на котором четче проступают разнообразные чувства лирического героя. По сравнению с поэтами предшествующих эпох, пейзажи Пушкина выглядят новыми, свежими, полными жизни.

В элегии «Деревня» пейзаж сельской местности дан, как идиллия, в первой и второй частях стихотворения «везде следы довольства и труда». Вокруг царят мир, покой, тишина. Здесь картины природы создают резкий контраст с содержанием третьей части, где автор обличает несправедливость правящих классов.

Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков могучая гряда», «Узник», «Птичка», «Кто, волны, вас остановил. » относятся к романтизму.

В стихотворении «Птичка» описан народный обычай выпускать на волю птиц из клеток на праздник Благовещения. У Пушкина этот обряд связывается с мотивом свободы, освобождением из плена.

Картина вечернего моря показана поэтом в стихотворении «Погасло дневное светило». Наступающая тьма превращает море в «угрюмый океан». Мрачный пейзаж вызывает тоску в душе лирического героя, который полон грусти и думает только о сердечных ранах. Герой внутренне стремится к «берегам печальной туманной родины».

Символом свободы в романтическом стихотворении «Узник» служит образ молодого орла. Поэт противопоставляет «темнице сырой», в которой находится узник, его воспоминания и мечты о море, горах, куда стремится его душа.

Находясь в южной ссылке, Пушкин во многих своих стихотворениях рисует пышную природу Крыма и Кавказа, описывает реальные пейзажи. Часто образы природы даются как символы, отражающие внутреннее состояние героя. Романтические образы моря, ветра, бури, волн, стихии широко используются в пейзажной лирике Пушкина. Так, в стихотворении «К морю» поэт воспевает «торжественную красу» моря, в которой он черпает вдохновение:

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

В реалистических пейзажах отражена тема родины. В стихотворении «Зимнее утро» мы видим изумительную по красоте картину русской зимы:

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Поэт указывает, что состояние природы влияет на настроение человека. Вечером, когда «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но изменилась погода, выглянуло солнце, и мир преобразился.

К шедеврам пушкинской лирики относится стихотворение «Осень». Поэт пишет о своем любимом времени года. Для кого-то это «унылая пора», а для Пушкина – «очей очарованье!». Он любит «пышное природы увяданье, / В багрец и в золото одетые леса…». Именно осенью поэт чувствовал прилив душевных сил, стихи сами просились на бумагу.

Природа подталкивала Пушкина и к философским раздумьям и выводам. Вечно живую природу он противопоставлял краткой, полной горестей человеческой жизни. Но преодоление смерти поэт связывал только с природой, дающей мудрость и красоту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: