Философские взгляды Достоевского в рассказе Кроткая

Образ отвергнутого обществом и ожесточившегося человека в рассказе Федора Михайловича Достоевского «Кроткая». Внутренний монолог героя после самоубийства жены. Все оттенки психологии героя в его взаимоотношении с Кроткой. Духовное одиночество героя.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.02.2011
Размер файла 18,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Философские взгляды Ф.М. Достоевского в рассказе «Кроткая»

достоевский рассказ кроткая

В рассказе «Кроткая» Достоевский рисует образ отвергнутого обществом и оттого ожесточившегося человека. Достоевский строит свой рассказ в виде внутреннего монолога героя после самоубийства жены. Это помогает раскрыть перед читателем все оттенки психологии героя в его взаимоотношении с Кроткой.

Отставной офицер, изгнанный из полка за трусость, затем — бездомный побирушка, а ныне — преуспевающий ростовщик, закладчик самоутверждается тем, что унижает и пытается полностью подчинить себе свою молодую жену.

Со своей будущей женой герой познакомился, когда она пришла к нему заложить вещи, и почувствовал, что в ее лице он встретился с таким же несчастным и страдающим существом, как он сам. Он решил, что она будет способна понять все его тайные муки. После позорного изгнания из полка рассказчик в гордом самомнении отделяет себя от людей, он их презирает, презирает их муки и беды. И состояние свое собирается «удесятерить» на слезах и страданиях обездоленных.

Таков он и в жизни, у него всё рассчитано, и жену он выбирает из бедных воспитанниц, с умыслом: принимая ее в свой дом, герой хотел полного уважения и полного подчинения, чтобы «она стояла предо мной в мольбе за мои страдания…»

Он даже имел план: жена поймет, что он суров и горд, молча страдает, «увидит потом, что тут было великодушие, догадается об этом когда-нибудь, то оценит вдесятеро и падет в прах, сложа в мольбе руки» Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

Не мог герой предполагать, что жена не подчиниться ему полностью, что она сможет бунтовать и делать что-то против его воли. Женщина не может не подчиниться воле мужчине, — считает герой, а женщина любящая даже все пороки и злодейства «любимого существа обоготворит».

При первой встрече герой понимает, что Кроткая смиренна от природы, но в душе ее уже произошел надлом, когда герой указывает на ее бедность. «А как вспыхнула! Я понял, что уколол». И спрашивает сам себя, стоило ли торжество над ней двух рублей и подтверждает: да, стоило. С этого момента «у меня вдруг забродили некоторые на ее счет мысли», — говорит герой. Он уже не сомневался в своем могуществе над ней: она ниже его по положению, живется ей у теток тяжело. Для нее он для нее будет существом из «высшего мира», освободителем, она будет его ценить и беспрекословно подчиняться ему.

Героиня согласилась выйти замуж за ростовщика, и с этого момента начинается его поединок с Кроткой. Но этот поединок — это и его борьба со своим страхом, и, в то же время самоутверждение за счет унижения и подавления воли другого человека. Герой размышляет: «Гордые особенно хороши, когда…ну, когда уж не сомневаешься в своем над ними могуществе, а?». Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

Это также и конфликт ценностей. Когда ростовщик отрицает самопожертвование и великодушие, которое, по мнению героя «гроша не стоит», на губах Кроткой появляется «недоверчивая, молчаливая, нехорошая» улыбка и с этого момента она начинает больше молчать, чем вести диалог с героем.

Герой пытается воспитать в Кроткой свое отношение к жизни, но наталкивается на препятствие — Кроткая хочет жить по совести, но с чувствами героини ростовщик не хочет считаться. Он добивается ее любви, хочет подчинения и поклонения себе, ему нужна власть над чувствами и мыслями другого человека.

Но она не хочет подчиняться, пытается бунтовать, начинает сомневаться в том, что ее муж «благороднейший из людей», как он себя называл. Заканчивается это тем, что он измучил ее — тем, что унизил, уведя за руку с пошлого рандеву с Ефимовичем, что выдержал «страшную» минуту под револьвером, приставленным Кроткой к его виску. Его «победа» над Кроткой отозвалась бедой: он губит ее.

Не получив прощения, Кроткая замыкается в своем мире, молчание становится ее защитой: «…Она как бы рада была не сказать лишнего слова». Герой считал, что она слишком потрясена и слишком побеждена после истории с револьвером, главное, она поняла, что он не трус, но ей нужно время, чтобы придти в себя. «Я нарочно отдалил развязку: того, что произошло, было слишком пока довольно для моего спокойствия… а об ней я думал, что подождет».

Герою нравится неравенство между ним и женой. Его пленяло, что ей шестнадцать лет, а ему сорок один. «Это ощущение неравенства, очень сладостно это, очень сладостно», — размышляет он. После случая с револьвером, он простил свою жену, хотя и купил ей кровать, и как бы развелся с ней, но в его глазах она была побеждена окончательно и так унижена, «что я мучительно жалел ее иногда, хотя мне при всем этом решительно нравилась иногда идея об ее унижении. Идея этого неравенства нашего нравилась…»

После болезни Кроткой и долгой зимы, когда они постоянно молчали, герой заметил в ней перемену, она стала задумчива, потом однажды он услышал ее пение. Это его потрясло, песенка была «слабенькая», в голосе было что-то «надтреснутое, сломанное», с его глаз как будто пелена упала. Он подошел к ней и решился заговорить. «…Не отвечай мне ничего, не замечай меня вовсе и только дай из угла смотреть на тебя, обрати меня в свою вещь, в собачонку». Кроткую пугает такое изменение со стороны мужа: сначала он играет роль Бога, теперь он в ней видит своего кумира. Она пугается его, ей уже ничего не надо, она ничего не хочет, Кроткая устала жить.

Его попытка преодолеть возникшее за время «сна гордости» отчуждение лишь ускоряет трагическую развязку. Она гибнет — жить по совести оказалось невозможным для нее, можно только умереть.

Смерть Кроткой меняет героя. В предисловии к рассказу мы читаем: «Ряд вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде; правда неотразимо возвышает его ум и сердце. Истина открывается несчастному довольно ясно и определительно, по крайней мере для него самого». Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.

Он включается в диалог с уже ушедшей из жизни женой, и это дает возможность ростовщику понять свою вину: «…Я не безумный и не брежу вовсе, напротив, никогда еще так ум не сиял… Измучил я ее — вот что!». Таким образом, в сердце героя, в его покаянии и великодушии, залог его будущего возрождения. Эти слова, искренний и безжалостный суд над самим собой, очищает и возвышает душу героя — в конце концов он понимает, что всё могло быть иначе: не было бы этого одиночества вдвоем, если бы вместо соперничества в его душе явилось великодушие, вместо «обособления» — любовь.

На протяжении всего рассказа герой скрывает от себя сам свои чувства, свою любовь к Кроткой, которую он полюбил уже в начале рассказа, уже тогда, когда строил план, в котором сам себя видел ее освободителем. «Разве не любил я ее даже тогда уже?» И в долгие зимние вечера, когда она перестали общаться, он часто глядел на нее украдкой. А молчал он из гордости, чтобы она сама догадалась о том, какой он благородный.

Весь его монолог сводится к тому, чтобы заставить себя, наконец, увидеть и признать то, что он уже с самого начала знает и видит: это он замучил ее. Он жаждал в душе гармонии и счастья, но прятал свои истинные чувства под маской гордости, не допускал никаких порывов, чтобы не унизиться и не показаться смешным. Если она бросалась обнимать его, то он принимал это холодно, «мне надо было твердого счастья, с уважением от нее». Когда Кроткая при первых встречах с ним с восторгом рассказывала о себе, о своем детстве, он на все это упоение отвечал благосклонным молчанием.

Несмотря на то, что в душе он страстно любил жену и страдал от своего духовного одиночества, герой решается открыть ей свою истинную натуру и признается ей в любви только в самом конце. Таким образом, страдая от одиночества, он сам оттолкнул единственное любимое им существо, стал причиной смерти жены и уже навсегда остался один.

Список литературы


1. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1994. Т. 13.


2. Кулешов В.И. «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»: Очерк/ М.; Дет. лит., 1979г. — 206с.


3. Туниманов В. «Приемы повествования в Кроткой», Вестник Ленинградского государственного университета, 1965, № 2 /Серия истории, языка, литературы. Вып. 1/, стр. 110.


4. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. Л.,1964, с. 15-19


Рассказ Ф. М. Достоевского «Кроткая»

Среди огромного наследия величайшего русского писателя Федора Михайловича Достоевского заслуживают пристального внимания не только романы, но также повести и рассказы. В моей работе я хочу обратиться к рассказу Достоевского «Крот-кая». Это произведение является результатом творчества позднего периода. Повесть была включена Федором Михайловичем цикл художественно-публицистических произведений «Дневник писателя». Данный цикл представляет собой образец особенного жанра литературы. Достоевский выступает в нем как хроникер, внима-тельно следящий за всеми социальными и политическими явлениями, происходя-щими в современной ему действительности, и анализирующий их. Цикл перемежается публицистическими статьями и художественными произведениями.

В октябрьском выпуске «Дневника писателя» 1876 года Достоевский приводит пример самоубийства молодой женщины, которая выбросилась из окна с иконой в руке. «Смиренное, кроткое самоубийство», нечто совершенно новое и непонятное для автора, много размышлявшего о проблеме суицида. Он пытается осмыслить встреченное в жизни, делает выводы. Однако в результате художественной работы над сюжетом выходит нечто совершенно иное, почти перечеркивающее прежние идеи по этому поводу. От сходства остается только название — «Кроткая». Как шла мысль писателя, можно сказать, остается «за кадром».

Рассказ «Кроткая» повествует о людях, которых нельзя причислить ни к пра-ведникам, ни к закоренелым злодеям. Главный герой, от лица которого ведется повествование, довел до самоубийства горячо любимую им жену. Форма «Кроткой» продиктована обстоятельствами сюжета. Это работа мысли, происходящая здесь и сейчас, на глазах у публики, благо персонаж имеет привычку разговаривать сам с собой, и всякий желающий может спрятаться за стеной вместе с автором и подслушать. Важная пластическая деталь: речь персонажа в первый момент сбивчива и отрывиста. Нервное напряжение росло и, наконец, привело сознание человека к тому, что он принялся рассуждать вслух. Разговаривая сам с собой, он как будто успокаивается, пока не приходит в результате своих размышлений к холодному отчаянию.

Достоевский с только ему присущим гениальным психологизмом показывает, как люди сами разрушают и губят собственные благие устремления. Ведь и офицер-ростовщик, и его молодая жена хотели создать по-настоящему счастливую семью. Однако их погубила гордыня. Достоевский подводит нас к мысли о том, что оба они преступники, оба ощущают себя преступниками.

Кроткая решается на самоубийство, сбивчиво покаявшись перед этим мужу в своей преступности по отношению к нему. Действительно, пыталась изменить ему, пыталась убить его — согрешила мыслью. Характерно, что это — преступления в сугубо религиозном смысле, так как грех может быть совершен «мыслью, словом, делом и неисполнением долга». Кроткая осознает себя грешницей и, с иконой в руках, идет на самоубийство. Подобно большинству персонажей произведений Ф. М. Достоевского у Кроткой имеется свой прототип. Автор рассказа писал о ней в одной из своих публицистических статей.

Прототип Кроткой, швея Борисова, совершила самоубийство, также выбросившись из окна с иконой в руках. Ее толкнули на то вполне понятные причины — «потому что никак не могла приискать себе для пропитания работы», как писали об этом происшествии в газете. Достоевского событие поразило некоторыми своими чертами. «Этот образ в руках — странная и неслыханная еще в самоубийстве черта! — замечает писатель в статьей. — Это уж какое-то кроткое, смиренное самоубийство. Тут даже, видимо, не было никакого ропота или попрека: просто — стало нельзя жить. » — но «нельзя жить» по сугубо материальным причинам. Почему же «нельзя жить» Кроткой, героине рассказа, которая таких трудностей не испытывает?

Герой, офицер-ростовщик, отличается тем, что в прошлом, до гибели жены, упорно не желал ощущать себя неправым. Он совершал действия, с точки зрения презираемого им общества определяемые как «подлые», и заставлял себя не чувствовать вины за них. Но уже после страшного события, сумев, кажется, «собрать мысли в точку», он заключает, что сам он — мертвец среди мертвецов, и все мертво вокруг. «Одни только люди, а кругом них молчание — вот земля!». Где-то на периферии сознания он понимает, что в каком-то смысле виновен в смерти жены, он и раньше сумел ощутить свою виновность перед ней, а отчасти и перед миром, и желал загладить свою вину — доказать собственную храбрость, раздать свои деньги бедным и т. п. Но после материализовавшегося факта его греха офицер-ростовщик ощутил, что его внутренняя преступность убила его. Он не сумел получить прощения грехов и нравственно умер.

Кроткая в минуту странной задумчивости, мечты, когда она вдруг, неожиданно для всех, взяла икону и прыгнула в окно, могла присудить себя к смерти за внутреннюю, нравственную смерть.

Трагедия героев рассказа в том, что они не смогли очиститься от скверны. Са-моубийство одного лишило этой возможности их обоих. Несмотря на то, что перед ними, казалось бы, открывались радостные перспективы, какими их рисовал в своем уме главный герой: «. повезу ее в Булонь купаться в море, теперь, сейчас. » — Булонь, солнце — достижение рая не было возможно для грешников. Ощущение от рассказа — беспросветное.

В «Кроткой» виновность, греховность человека становится тотальной, обвинить во внутренней преступности можно каждого, что и становится причиной трагедии семьи. Ситуация накалилась до предела и отсюда — полное разрушение жизни.

«Об иных вещах, как они с виду ни просты, долго не перестается думать, как-то мерещится, и даже точно вы в них виноваты. Это кроткая, истребившая себя душа, невольно мучает мысль», — писал Ф. М. Достоевский в статье «Два самоубийства» о происшествии со швеей Борисовой.

Однако, несмотря на безнадежность ситуации, описанной в рассказе, Достоевский подводит читателей к мысли о том, что внутри каждого человека есть способность к любви и преданности искренней, очищенной от себялюбия и гордыни.

Кроткая

В главных
ролях:

Ия Саввина, Андрей Попов, Пантелеймон Крымов,
Вера Кузнецова, Павел Суханов

Жестокость, возведенная в культ, кротость, доведенная до предела, – столкновение двух непримиримых понятий – вот идея, положенная в основу фильма «Кроткая», снятого по повести Федора Достоевского Александром Борисовым в 1960 году. Что хуже – быть откровенно жестким и вызывать открытое осуждение людей или принимать, зло не сопротивляясь?

Встреча героев происходит в конторе ростовщика (Андрей Попов), куда приходит бедная девушка, которая живет в приживалках у своих теток. Имея образование, девушка хочет уйти от них и стать гувернанткой у детей какого-нибудь купца, чтобы не переносить больше упреков. Она приносит в заклад икону, чтобы получить деньги для публикации объявления в газете. Ростовщик, зная, что его занятие отнюдь не благородно (ведь он покупает у людей вещи по самым низким ценам, пользуясь тем, что они находятся в тяжелых обстоятельствах, а продает по самым высоким), предлагает девушке выйти за него замуж. Совершая этот, казалось бы, благородный поступок, ростовщик рассчитывал купить любовь и благодарность девушки, а во-вторых, очистить свою совесть перед Богом, поскольку нравственная чистота помыслов девушки была бы спасением и гарантией перед лицом смерти. Но женщина считает низким любить в благодарность, она хочет найти причину, что заставило ее мужа стать таким, как сейчас. Поэтому однажды она отправляется к знакомым, которые рассказывают о прошлом ростовщика. Оказалось, что он был офицером, штабс-капитаном, но случилась история, которая перевернула всю его жизнь. Однако до конца фильма кроткая девушка пытается понять, кто в нем победил – ростовщик или офицер? Это сложно сделать, поскольку сам герой до конца себя не понимает. И вот, когда, наконец, жизнь героя приобретает смысл, ради которого стоит жить, наступает развязка, но неожиданная…

Культура и искусство в Казани

На Малой сцене Театра им.Г.Камала состоится премьера спектакля по повести Федора Достоевского «Кроткая»

22 марта 19.00 на Малой сцене Театра им.Г.Камала состоится премьера спектакля по повести Федора Достоевского «Кроткая». Режиссер – Лилия Ахметова. Автор перевода – Ильгиз Зайниев. Художник – Булат Ибрагимов.

«Кроткая» станет первым обращением Театра Камала к творчеству Федора Достоевского. Автор в предисловии называет этот рассказ «фантастическим» — но только потому, что это как бы подслушанный и записанный неким стенографом поток мыслей главного героя.

Главную роль — Ростовщика — репетирует Рамиль Вазиев. Спектакли по повести «Кроткая» являются фактически моноспектаклями. Что и неудивительно, ведь «Кроткая» — это нескончаемый монолог вдовца, рассказывающего о жене, юной самоубийце, тело которой лежит в соседней комнате. Интересно, что спектакль Лилии Ахметовой станет вторым моноспектаклем в карьере Рамиля Вазиева. Напомним, актер исполняет роль Поприщина в «Записках сумасшедшего» Николая Гоголя также на Малой сцене Театра Камала.

Роль Кроткой, супруги Ростовщика, исполнит Гульназ Минкина. Кроткая станет ее первой крупной ролью в Театре Камала — Минкина пришла в труппу в нынешнем сезоне. Также в спектакле задействованы народная артистка Татарстана Фирая Акберова и Алмаз Сабирзянов, известный зрителям театра по главной роли в спектакле «Перстень» Фатиха Хусни (режиссер также Лилия Ахметова).

Рамиль Вазиев – актер. Родился 27 сентября 1973 г. в городе Набережные Челны. В 1995 году окончил Казанский университет культуры и искусств и был принят в труппу Татарского академического театра. В 2013 году актеру присвоено звание «Заслуженный артист Татарстана».

Ключевые роли: Медведенко — «Чайка» А.Чехова, Ильдар — «Лицо» З.Хакима, Косинский — «Разбойники» Ф.Шиллера, Тагир — «Вчера была весна» Амануллы и т.д.

Лилия Ахметова – режиссер. В 2009 году окончила режиссерское отделение Казанского государственного университета культуры и искусств (руководитель курса Ф.Бикчантаев). Преподавала в Казанском театральном училище. Очередной режиссер Татарского государственного Академического театра имени Г.Камала. Спектакли: “Чертов тост” Т.Миннуллина (2009), “Перстень” по новелле Ф.Хусни (2011), “Под музыку ветра” З.Хакима (2012), “Деревенский пес Акбай” Т.Миннуллина (2013, в Татарском государственном Академическом театре имени Г.Камала); “Родня” И.Зайниева (2010, в Альметьевском Татарском государственном драматическом театре).

Пресс-служба Кабинета Министров РТ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector