Философские стихи Пушкина после 1825 года

Обращение к философскому жанру в поэзии было для Пушкина после 1825 г. характерным и соответствовало, тенденциям его — и не только его — литературного развития. Но оно не было исключительным. Параллельно стихам-раздумьям, стихам, в которых заключались вечные вопросы и высокие мысли общего значения, Пушкин продолжал в своей лирике создавать произведения более «сиюминутные», непосредственно значимые, неповторимо-индивидуальные по характеру своих признавши и своих сюжетов. Впрочем, между первым и вторым типом стихов трудно провести резкую границу.

Подобно тому как философские стихи Пушкина отличались разнообразием форм и тематики, так это было и с произведениями нефилософскими. Пушкина-поэта отличала необыкновенная широта и универсальность интересов. Это глубоко связано было с широтой интересов Пушкина-человека, с универсальностью его личности.

Одним из прямых результатов московского свидания Пушкина с царем было его стихотворение «Стансы» (1826). По своему жанру это политическое стихотворение — политическое и высокодидактическое. Однако Пушкин не просто возлагает на Николая большие надежды и сравнивает его с Петром I, не просто выражает в стихотворении свою политическую мечту, политический идеал. Не прямо, но внутренним пафосом своим он утверждает высокую роль поэта, свое собственное высокое призвание. Здесь не менее, чем прямое содержание, важен сам тон стихотворения, его внутренняя установка. В стихотворении не верноподданный, а равный — и больше, чем равный,— говорит с царем, в нем поэт дает уроки самодержцу, и дает их языком, исполненным высокого достоинства:

  • Семейным сходством будь ж о горд;
  • Во всем будь пращуру подобен:
  • Как он, неутомим и тверд,
  • И памятью, как он, незлобен.

Пушкин не только в языке своей поэзии обращается к державинским традициям, но м1 более глубоким образом. Возрождая гражданские традиции державинской лирики, он на новой основе утверждает поэзию высокого гражданского звучания и достоинства.

Иной тип политической лирики этих лет представлен у Пушкина и стихотворениях «Послание в Сибирь» (1827) и «Арион» (1827).

«Послание в Гибирт» заставляет вспомнить раннюю вольнолюбивую лирику Пушкина. Оно написано в духе первого послания Пушкина к Чаадаеву. Точно литым, полнозвучным поэтическим словом оно утверждает высшие человеческие ценности: «высокое стремление дум», «гордость», «любовь и дружество», «свободу». Пушкин никогда не изменял своим высоким верованиям и своим друзьям — особенно тем друзьям, которые сделались мучениками свободы.

Теме верности заветам дружбы и свободы посвящено и стихотворение «Арион». Легенда о древнегреческом ненце Арионе впервые рассказана Геродотом в его «Истории», экземпляр которой на французском языке имелся в библиотеке Пушкина. Нет сомнения, что с этой легендой Пушкин был знаком во всех ее деталях, но, излагав, он ее в стихотворении, как это часто с ним бывало и в других случаях, очень свободно.

Наряду с созданием реалистических произведений в лирическом жанре Пушкин со второй половины 1820-х годов с особой настойчивостью продолжает писать стихотворения в народном ключе и народные но содержанию и стилистике. В эпоху трудную и трагическую, в эпоху неизбежной переоценки ценностей Пушкину все дороже становится народность в поэзии — ибо народность есть связь с поэтическими первоисточниками, в ней есть нечто безусловно глубокое и устойчивое, в народности Пушкин видит падежную основу свободного поэтического вдохновения.

Опыты Пушкина в народном духе и стиле в эти годы следуют буквально один за другим, и все они отличаются большой степенью зрелости. В 1828 г. Пушкин пишет стихотворение «Еще дуют холодные ветры», где происходит дальнейшая выработка и отработка форм народного стиха и где точный, предметный язык знаменует собой синтез народного и реалистического в его поэзии. В том же году он создает свою обработку народной песни «Уродился я, бедный недоносок».

Тогда же пишет род баллады в современно-народном духе «Утопленник». Все это — продолжение более ранних опытов Пушкина в народном направлении и одновременно важные подходы к главным созданиям Пушкина в этом роде — к его сказкам и к таким его стихотворениям 30-х годов, как «Гусар», «Сват Иван, как нить мы станем. », «Песни западных славян». В этих последних произведениях Пушкин не просто владеет стихией народности, но точно господствует в ней, ему, поэту, в ней легко, привольно и радостно. Достоевский недаром так восторженно говорил о народности поэзии Пушкина: «В Пушкине же есть именно что-то сроднившееся с народом взаправду, доходящее в том почти до какого-то простодушнейшего умиления. Возьмите сказание о медведе и о том, как убил мужик его боярыню-медведицу, или припомните стихи: «Сват Иван, как пить мы станем, — и вы поймете, что я хочу сказать».

Стихи пушкина 30 годов

Действительно, в романе, как в истинной энциклопедии, отражены все стороны русской жизни начала XIX века. Время десятых-двадцатых годов прошлого столетия было временем подъема национального самосознания. В эти годы лучшая часть русского дворянства выступала прогни крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Например. Онегин читает Адама Смита. Руссо &#151 любимый автор Татьяны.

С присущим ему лаконизмом Пушкин освещает экономику и культурную жизнь России тех лет. Из романа мы узнаем, что пьесы, шедшие тогда в театрах, пользовались успехом, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем прекрасную русскую трагическую актрису Семенову. Легко, словно мимоходом, касается Пушкин вопросов экономики России, но дает точную и меткую характеристику. В Россию «за лес и сало» ввозились всевозможные безделушки, предметы роскоши: «духи в граненом хрустале», «пилочки», «щетки тридцати родов».

На этом широком фоне даны автором все представители русской нации, от великосветского денди до крепостной крестьянки. В самом начале романа описывается зимнее утро в Петербурге:

Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Bcтает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.

И здесь же Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только «за полдень». Жизнь Евгения «однообразна и пестра»: балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем. почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:
Тут был, однако, цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лица,
Необходимые глупцы.

С иронией автор отмечает, что цвет столичного общества составляют дамы, с виду злые, диктаторы бальные, господа, «заслуживающие известность низостью души».

В романе нашло свое художественное воплощение и провинциальное дворянство. Глухость, ограниченность, узость интересов характерны для этих «поместных владетелей». Их разговоры не идут дальше таких тем, как сенокос, вино, псарня. Не случайно Пушкин представляет этих людей в образах чудовищ во сне Татьяны. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных.

Гости на именинах Татьяны &#151 это ярчайшие образцы помещичьей породы. Автор уже в фамилиях раскрывает их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков.

Провинциальностью веет и от дворянской Москвы. В седьмой главе Пушкин сатирически рисует представителей московского дворянства. Здесь и Любовь Петровна, любившая солгать, и Иван Петрович, главная черта которого &#151 глупость, и скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству:

Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки,
Хоть невзначай, хоть наобум.

Кроме жизни дворянского сословия в романе правдиво изображена жизнь крестьян, их быт. На примере няни Татьяны Лариной Пушкин освещает горькую долю крепостной крестьянки, которую тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Автор не раскрывает страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним эпизодом он абсолютно точно отражает жестокие порядки, парившие в деревне. Мать Татьяны так же просто и естественно, как солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».

Таким образом, в романе «Евгений Онегин» все слои русской нации нашли свое воплощение. Все стороны русской действительности, все проблемы современной жизни затронул Пушкин в своем романе, причем сумел увидеть их глазами всей нации, всего народа.

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: «Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя». Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: «читатель ждет уж рифмы «розы», на вот, возьми ее скорей». А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами.

Авторский образ противоречив, он тяготеет к иронии, к простодушной усмешке. Вот Пушкин прощается с молодостью, признается в том, что позиции молодости сданы без возврата:

Смирились вы, моей весны
Высокопарные мечтанья,
И в поэтический бокал
Воды я много подмешал.
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор.

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником &#151 жизнь, ее повседневная простота.

Пушкин уходит от классицизма и от романтики. Он ратует за новый язык русского общества, за освобождение языка от наносных влияний и веяний, от запоздалых славянизмов, от новейшей иностранщины, от школьной скованности. В конечном счете он ратует за народность, за общую демократизацию русской культуры. Ведь к концу работы над романом уже написаны и «Борис Годунов», и сказки. Поэт в расцвете сил. в разгаре творческого освоения народности.

Урок-театрализация «Творчество А.С. Пушкина». 1-й класс

Класс: 1

Цели:

  • Сформировать и закрепить имеющиеся знания об А.С.Пушкине и его творчестве, формировать специальные читательские навыки, понятие о литературных сказках.
  • Развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина, интерес к самостоятельному чтению.
  • Развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие, речь.
  • Развивать навыки работы в группе.
  • Воспитывать чувство любви, добра, радости общения друг с другом на основе произведений, способность к сопереживанию.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации к сказкам, рисунки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен гениальному человеку, поэту, творчество которого известно каждому с раннего детства. Попробуйте угадать, о ком идет речь? (Ответы детей.)

– Прав оказался тот из вас, кто назвал имя А.С. Пушкина. Сегодня мы познакомимся с биографией писателя, вспомним его произведения.

2. Работа по учебнику (с.94)

Учитель: “Весь мир знает имя Александра Сергеевича Пушкина, читает его произведения. А.С. Пушкин – слава и гордость нашей Родины”. Как вы понимаете это? А что мы знаем о нем?

(Выслушиваются ответы детей.)

1-я группа
Ученик 1: Александр Сергеевич Пушкин родился в нашем городе, в Москве, в 1799 г. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Александр Сергеевич рос вместе со старшим братом Левушкой.

Ученик 2: Мы хотим добавить, что Александра Сергеевича обучали всему и воспитывали дома. К семи годам он уже знал и французский язык. В его семье все любили читать, и эта любовь передалась и ему.

2-я группа
Ученик 1: Мы хотели бы рассказать о няне Пушкина. У Александра Сергеевича была няня Арина Родионовна. Он ее очень любил. Арина Родионовна знала много народных песен, прибауток, сказок, которые с удовольствием слушал и запоминал маленький Саша, а когда вырос, стал их записывать, собирать, изучать.

3-я группа
Ученик 1: Мы узнали, что когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, его отдали учиться в лицей в Царское село, это недалеко от Петербурга. В этом лицее учились только способные дети знаменитых семей. В лицее он проучился 6 лет. Там у него появилось много друзей.

Ученик 2: В лицее он начал писать стихи, которые были посвящены друзьям, близким, много стихов написано о природе. Здесь же в лицее он начал писать и другие стихи, вольнолюбивые, против царя и крепостных помещиков. За это его ненавидел и преследовал царь, и Пушкин был сослан в ссылку.

4-я группа
Ученик 1: Александр Сергеевич Пушкин прожил короткую жизнь. Зимой в 1837 году состоялась дуэль между Пушкиным и французом Дантесом, который служил в русской армии. Александр Сергеевич защищал честь своей семьи. Он был тяжело ранен, и через несколько дней он умер.

Ученик 2: Хочется добавить, что Пушкин прожил короткую жизнь, но сделал очень много. Его имя известно всему миру. Его произведения любят читать и дети и взрослые. Он пишет понятно, простыми словами, выразительными фразами. Он учит нас добру, справедливости. Александр Сергеевич любил русскую землю и русский народ, и этому учит нас.

Учитель: Спасибо вам, за сообщения! Вы правильно сказали, что это великий талантливый человек. Творчество его не тускнеет с годами, не остывает тепло его нежной лирики, и именно поэтому спустя многие десятилетия Пушкин нам близок, дорог, понятен. Мы с детства знаем о синем лукоморье, о таинственной золотой рыбке. Строчки стихов, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и белую царевну Лебедь, и чародея Черномора, и славного Руслана.

И сегодня мы отправимся с вами в сказочную страну, придуманную Александром Сергеевичем для вас, называется она “Лукоморье”. В этой стране будем не только все больше и больше узнавать о великих творениях гениального человека, но и пробовать сами создавать ее.

Вам хочется попасть в эту страну?
Каким вы представляете Лукоморье? (Ответы детей.)

– Транспорт тоже волшебный. А какой волшебный транспорт вы знаете? (Ступа, ковер-самолет, бочка, конь…)

– Нам остается выбрать транспорт, вспомнить все правила поведения в транспорте, в незнакомых местах, мы готовимся к полету. Готовы? Итак, закрываем глаза, считаем: 5, 4, 3, 2, 1 – в Лукоморье мы летим!

Кот: Здравствуйте, дети, здравствуйте. Давно у нас гостей тут не было. Не боитесь? Ведь страна волшебная, и герои всякие: и добрые и злые. Если меня не подводит мой кошачий нюх – вы толковые ребята. Я за вас спокоен. Счастливого пути! Мур-р-р…

Иду налево песнь… Нет, не это.
Иду направо сказку говорю…
А вы ступайте за мной.

(Слышится ветер, колдун хватает одного ученика.)

Кот: Ой-ой-ой… Промурлыкал, проворонил, колдун за моря самого лучшего ученика утащил. Ну, ничего, ребята, какая сказка без приключений. А вот и неведомая дорожка ,на ней следы неведомых зверей.

(На поляне видят Лещего, он поливает мухоморы.)

Леший (бормочет): Ну и задала задачу Русалка. Ну, кто же это, кто? (Видит приближающихся.) Кого к лешему несет?

Кот: Это мы, Леший Лешакович! Выручи нас!

Леший: Ну что у вас стряслось?

Кот: Колдун унес Васю Пятеркина. Не у тебя ли в лесу спрятал?

Леший: Видал, видал, проносил колдун через наши леса вашего богатыря. Расскажу куда, коль вы мне поможете!

Учитель: Ребята, поможем деду?

Леший: Какой я дед? Я на русалке хочу жениться, и она почти согласна при условии, если я отвечу на все ее вопросы.

Учитель: Не кипятись, не со зла мы. Ну, какие вопросы?

Вопросы (отвечают дети):

  1. Кто и где из героев сказок Пушкина прожил 30 лет и 3 года?
  2. Какой был лоб у попа?
  3. Как старуха обзывала мужа?
  4. Как звали пса в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
  5. В какой сказке яблоко явилось причиной смерти?
  6. С каким неодушевленным предметом разговаривала царица?

Леший: Спасибо, ребята! Вот удружили! А я уже какой год над этими вопросами бьюсь, теперь я женюсь. Ура! Вон туда колдун пролетел, кажись к Бабе-Яге.

Баба-Яга: Фу-фу. Русским духом пахнет, раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.

Кот: Здравствуй, бабуля-красатуля

Баба-Яга: Здравствуйте, коли не шутите! Зачем пожаловали? Дело пытаете, аль от дела лытаете?

Дети: Дело пытаем!

Баба-Яга: Ну, коль дело ладно! Терпеть не могу лодырей-бездельников! На питание только и годятся.

Кот: Не видала ли ты, куда колдун пронес Васю Пятеркина?

Баба-Яга: Видала, видала, и клубочек волшебный дам. Путь вам покажет. Только услуга за услугу. Стара я стала, ничегошеньки не помню. Недавно открыла я “Третьяковку”с картинами по сказкам Пушкина, а которая по какой, забыла, склероз старческий. Может ребята помогут?

Учитель: Поможем, ребята? Нам нужно узнать название сказки по иллюстрциям.

Баба-Яга: Спасибо вам, мои милые! А клубочек возьмите в камере у Дядьки – Черномора.

Кот: А вот и Дядька-Черномор!

Дядька-Черномор: Вот и славно, что вы пришли, а то заждались меня 33 богатыря. Пора нам в море, отлив скоро, а вещи оставить не на кого. Вот вам клубочек. А остальное раздайте хозяевам. Вижу, ребята вы умные, разберетесь, чье где. Ну, успехов вам!

Учитель: Угадаем, из какой сказки, чья вещь? (Яблоко, зеркало, орехи, пряник, петушок, рыбка.)

Кот: Уф, управились наконец-то. Ну, клубочек, куда нам идти, подскажи, путь дорогу покажи.

(Катится клубочек к царице.)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…

Спору нет. Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.

Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех умнее.

Ах ты, мерзкое стекло.
Это врешь ты мне назло.
Пусть докажут это мне.
Я хочу, чтобы читали,
И о чем там говорится, мне сказали.

Учитель: Ну что, ребята, царица хочет, чтобы мы читали. В учебнике дан отрывок. Определим, из какой он сказки?

– О чем здесь говорится?
– С кем беседовал жених?

(Читают ученики, отвечают на следующие вопросы.)

– Как жених величает Месяц?
– Что можно сказать о культуре общения? (Вежливы, уважительны друг к другу.)
– Найдите в тексте доказательство ваших слов.
– А как вы думаете, сколько человек нам потребуется, чтобы прочитать этот отрывок по ролям?

(Ответы детей, чтение по ролям.)

Кот: Уф, ты. Наконец-то с царицей распрощались. Ну, клубочек, показывай, куда дальше следовать.

(Катится клубочек в кощеево царство.)

Таблица “Лесная налоговая инспекция”
На пне сидит кощей, считает деньги на счетах.

Кощей: Мало! Ох, мало! Укрывают добро от меня, не делятся! Совсем разорили!

– Не дам! Никому ничего не дам! Все мое!

Кот: Не надо нам ничего. Не за этим мы пришли. Скажи лучше, где твой брат-колдун?

Кощей: Скажу, коль добро по сказкам собрать поможете, а то все от налогов уклоняются. Слыхал я, остров есть богатый в океане недалеко от царства Салтана. Как он называется? Какие орешки грызет белка?

(А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд)

Кощей: Выведу я их на чистую воду. Всех выведу! Ух, грабители! (Поет.) Во саду ли, в огороде (2 раза) все до скорлупки соберу.

– А вот как эта сказка называется, забыл. Напомните, ребята.

Вот мудрец перед Додоном
Встал и вынул из мешка…

– Ну, спасибо, ребята. Выручили, а то все добро растащили.

Бесенок: Дедушка, давай поиграем в игру, которую меня Балда учил.

Кощей: А, это ты, внучок. Нет, милый, староват я. Да и не солидно мне при моей должности играть. Ребята, поиграйте вы.

3. Игра-физкультминутка

Кощей: Что-то задержался мой брат. А вот и он!

Колдун: Знаю, знаю, зачем пожаловали. Отдам, если мои задания выполните. Страна наша Пушкинская “Лукоморье”, и все должны знать стихи Пушкина.

Учитель: Ребята, какие стихи Пушкина вы могли бы сейчас прочесть наизусть?

(Ученики читают стихи А.С.Пушкина, которые учили ранее.)

Колдун: Вижу, вы и стихи знаете. А я вам все равно ничего не скажу. Нашли добренького! (Пытается убежать, его останавливают.)

Кот: Ну, где его слабое место? Ребята, не знаете, как лишить его силы? (В бороде, отрезать.)

Колдун: Отпустите. Все расскажу. Он в бочке. А бочка по морю плывет. Заклинание вспоминайте, а не то будет ваш Вася еще 100 лет плавать.

Учитель: Ребята, вы помните, в какой сказке бочка по морю плывет? А заклинание?

Кощей: Кажется, я помню…Ты, волна, моя волна! Ты гульлива и вольна…

(Дети повторяют хором, появляется Вася.)

Вася: Спасибо вам, ребята! Ох, и натерпелся я страху.

Кот: Да, видите, ребята, как знание сказок пригодилось! Пора бы и домой.

Кощей: Ну, до свидания, ребята. До новых встреч на страницах книг.

Кот: Да и мне пора на свое дежурство. Без меня дуб сирота. Прощайте друзья! Мур-р-р…

Учитель: Ну что ж, ребята, пора и нам возвращаться. Закрываем глаза, считаем: 5 , 4 , 3, 2, 1 – снова в школу мы летим!

4. Итог урока

Учитель: Понравилось вам наше путешествие? Что вы нового для себя узнали?

5. Заключение

Учитель: Произведения Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Александр Сергеевич первым из русских поэтов стал писать простым народным языком. Он умел видеть прекрасное и необычное во всем.

Мы не прощаемся с этим гениальным человеком. Мы будем идти по тропинкам стихов поэта, и как сказочные богатыри, расти не по дням, а по часам. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь.

Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного Всадника и каменного командора. Улыбнется нам, своим потомкам, и скажет: “Здравствуй, племя молодое, незнакомое! Здравствуй, Пушкин!” – скажем мы вместе с вами.

Пушкин и царская цензура

Если вы посмотрите сочинения Пушкина, изданные в XIX столетии, то вы не найдёте в них многих стихотворений – и как раз тех, которые сейчас печатаются во всех хрестоматиях и заучиваются наизусть. Вы не найдёте ни «Вольности», ни «Деревни», ни «К Чаадаеву», ни «Кинжала», ни послания к декабристам «В Сибирь».
В других же произведениях Пушкина вы найдёте пропуски, ряды точек вместо стихов, а в третьих – такие переделки и искажения, которые разрушают политическую направленность этих произведений.
Неполнота изданий, пропуски и искажения, конечно, меняли весь характер творчества Пушкина, и долгие годы наш народ знал Пушкина не таким, каким мы знаем его теперь. Цензура усердно трудилась над тем, чтобы извратить образ «непокорного» поэта, чтобы скрыть от народа то, за что мы и сейчас ценим Пушкина и чем гордился он сам.

«Что в мой жестокий век восславил
я свободу. «

Вот что считал Пушкин своей заслугой, своим подвигом, достойным бессмертной славы; и именно те произведения, в которых он славил свободу, восставал против тирании царей и рабства крепостных крестьян, долгие годы оставались под запретом цензуры.
Цензурному гонению Пушкин подвергся с первых же лет своей литературной деятельности. Гонение это особенно усилилось, когда в мае 1820 года царь Александр I выслал Пушкина из Петербурга на Юг. Уже одно имя опального поэта настораживало, пугало цензоров, и они глупо и вздорно вычёркивали, запрещали печатать даже то, на что и внимания не обратили бы, если бы на рукописи не стояло имя Пушкина.
Пушкин знал это и вынужден был некоторые свои стихотворения печатать без подписи, например, «К Овидию», где он говорит о ссылке, о своей участи, равной мрачной участи Овидия, тоже изгнанного когда-то императором Октавианом из Рима в далёкую Скифию, на берег Чёрного моря. Таким образом, ему удавалось обмануть свою «старинную приятельницу», бестолковую «старушку» – цензуру.
Письма Пушкина к друзьям из Кишинёва и Одессы полны жалоб на цензуру и цензоров. Но Пушкин никогда не удовлетворялся одними жалобами. Тогда же в Кишинёве, в 1822 году, он написал «Послание цензору» – едкую сатиру на цензурных чиновников, гонителей просвещения и в списках пустил её «гулять по свету». Эта сатира была напечатана только в 1857 году, спустя двадцать лет после смерти Пушкина.
В 1826 году царь Николай I вернул Пушкина из ссылки из села Михайловского и в виде особой милости объявил ему, что он сам будет его цензором.
Цензура царя оказалась ещё тяжелее, чем обычная цензура. Если скудоумный цензор запрещал или вычёркивал что-нибудь, с ним можно было спорить, на него можно было жаловаться министру народного просвещения, а как спорить с царём и кому на него жаловаться? Кроме того царская «милость» не всегда освобождала Пушкина от обычной цензуры, и таким образом Пушкин оказался под двойной цензурой: царя и Цензурного комитета.
Летом 1831 года Пушкин жил с женой на даче в Царском Селе. Там в кругу близких друзей, среди которых были Жуковский и молодой Гоголь, он прочитал «Сказку о попе и о работнике его Балде». Гоголь и особенно Жуковский с восторгом слушали новую сказку Пушкина, восхищались её простотой, юмором, её подлинно народным духом.
И в самом деле, это одна из самых народных сказок Пушкина. В ней Пушкин выразил народный взгляд на церковнослужителей.
Священнослужители зачастую сами жили совсем не так, как учили. Их лицемерие и неправда возмущали народ. Он жаждал справедливости, сурового возмездия и слагал смешные, остроумные сказки, в которых высмеивалось жадное духовенство и над ним всегда брали верх честные, сметливые труженики-батраки.

Поп «толоконный лоб». Рисунок А. Пушкина

Пушкин знал и любил эти сказки. Одну из них, «О попе и о работнике его Балде», он записал, а потом обработал в стихотворной форме.
Пушкин не был религиозным человеком. Поп в его сказке – жадный, бессердечный, бесчестный, глупый, настоящий «толоконный лоб». А батрак Балда у Пушкина – труженик-богатырь, мастер на все руки. Он умён и сметлив, не боится ни работы, ни чертей и ничего на свете.
«Сказку о попе и о работнике его Балде» Пушкин даже и не пытался напечатать, знал: цензура не пропустит. Уже после его трагической смерти, когда друзья поэта издавали собрание его сочинений, Жуковский решил издать и сказку о попе. Чтобы пропустила цензура, он вынужден был попа заменить купцом Кузьмой Остолопом, и сказка была напечатана под заглавием «Сказка о купце Кузьме Остолопе и работнике его Балде».
В переделке Жуковского сказка Пушкина потеряла всю свою политическую остроту.
Исчезла кое-где выразительность. У Пушкина сказка начинается энергично, сжато, весело:

«Жил-был поп,
Толоконный лоб».

А у Жуковского тяжело и длинно:

«Жил-был купец Кузьма Остолоп,
По прозванью Осиновый Лоб».

У Пушкина: «Щелк щелку ведь розь» звучит очень выразительно.

«Щелк» Жуковский изменил уменьшительным словом «щелчок»:
«Щелчок щелчку ведь розь».

Из сказки исчезла суровая мужественность стиха Пушкина. Сказка стала вялой, тусклой по форме и потеряла свой боевой, политический смысл.
В таком искаженном виде она печаталась долгие годы и только в 1882 году впервые была напечатана по рукописи.
Пушкин всегда живо интересовался народными восстаниями, изучал их и описывал в своих произведениях. В 1833 году он написал повесть «Дубровский», о восстании крепостных крестьян, и сейчас же задумал написать роман «Капитанская дочка» о восстании Пугачёва и одновременно – «Историю Пугачёва», научный труд без всякого вымысла. Чтоб собрать материал для нового романа и «Истории Пугачёва», 18 августа 1833 года он выехал из Петербурга на лошадях в далёкое путешествие – в Казань, Симбирск, Оренбург, где действовал когда-то Пугачёв. Как раз в этот день на Петербург налетела страшная буря. Лил дождь, и ветер дул с моря. Когда Пушкин подъехал к Троицкому мосту, Нева клокотала, вздувалась, ревела, билась о гранитные берега и была так высока, что разводной деревянный мост стоял дыбом. При въезде на мост полицейские протянули верёвку и не пропускали экипажи.
Пушкину не хотелось возвращаться домой. Он приказал кучеру ехать по набережной вверх по Неве, и ему, наконец, удалось переехать реку по другому мосту. Буря валила деревья. На Царскосельском проспекте Пушкин насчитал с полсотни сваленных деревьев. Всюду были лужи, и все они волновались, кипели и пенились.
Пушкин побывал в Оренбурге, в Уральске, в станице Берды – бывшей столице Пугачёва, всюду записывал песни, рассказы стариков и старух, которые видели Пугачёва своими глазами и хорошо его помнили.
В конце сентября Пушкин выехал из Оренбурга в обратный путь, и 1 октября он был уже в Нижегородской губернии, в селе Болдине, в имении своего отца, и там в тишине и уединении принялся за работу. Голова его была полна замыслов. Образ кипящей, бунтующей Невы и над нею «Медный всадник» – памятник Петру I – неотступно стояли перед ним со дня выезда из Петербурга и теперь тесно переплетались с образами народного возмущения, восстания Пугачёва.
Царь и народ, противоречия между ними опять приковали к себе все мысли Пушкина. Эти противоречия волновали его ещё в 1825 году в ссылке, в селе Михайловском, когда он работал над трагедией «Борис Годунов». Теперь, в Болдине, они снова охватили его, и он написал одно из самых совершенных своих произведений, «Петербургскую повесть» в стихах – «Медный всадник».
Пушкин высоко ценил Петра I как государственного деятеля, но горячо возмущался его деспотизмом, жестокостью, тем, что он расправлялся с народом, как «нетерпеливый, самовластный помещик». В «Медном всаднике» он искренно восхвалял Петра – строителя Петербурга, строителя России, и тому же Петру, но деспоту, «самовластному помещику», отчаявшийся, обезумевший от страданий бедный чиновник Евгений бросает в лицо пророческое и грозное: «Ужо тебе!»
Пушкин высказывал свои мысли не только в словах, но часто и в рисунках. Здесь вы видите несколько из них.
В 1829 году, по возвращении из путешествия в Арзрум, Пушкин работал над поэмой «Тазит» – о том, как должны измениться нравы горцев с развитием просвещения: исчезнет родовая месть, исчезнут грабежи и т. п. Рядом со стихами Пушкин нарисовал фальконетовский памятник Петру – коня, вскинувшегося на дыбы, но без I Петра, без «Медного всадника». Этот рисунок как бы договаривает то, чего не договорил Пушкин в «Тазите»: что с развитием просвещения исчезнет не только дикость нравов, но и монархическая власть, и лишний раз подчёркивает прямую связь мыслей Пушкина, «упрятанных» в «Бориса Годунова», с «Медным всадником»: «Конь иногда сбивает седока. »
В конце ноября 1833 года Пушкин приехал в Петербург и вскоре послал «Медного всадника» своему цензору – царю Николаю I. 14 декабря он записал в дневнике: «Мне возвращён «Медный всадник» с замечаниями государя. Слово «кумир» не пропущено высочайшей цензурой; стихи

«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова»

вымараны. На многих местах поставлен (?). »
Это очень огорчило Пушкина. Он попробовал было спасти свою повесть, переделать в ней кое-что и бросил. Царские крючки стояли против центрального места повести:

«Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.
Стеснилась грудь его. Чело
К решетке хладной прилегло,
Глаза подернулись туманом.
По сердцу пламень пробежал.
Вскипела кровь. Он мрачен стал
Пред горделивым истуканом
И зубы стиснув, пальцы сжав,
Как обуянный силой черной,
«Добро, строитель чудотворный!»
Шепнул он злобно задрожав.
«Ужо тебе. «

Конь без всадника. Рисунок А. Пушкина

В этих стихах основная идея «Медного всадника». Можно ли их переделать, не извратив главного – острой, политической направленности повести, что больше всего ценил в ней Пушкин? Так она и осталась ненапечатанной при жизни Пушкина. Уже после его смерти, в конце 1837 года, Жуковский напечатал её в журнале «Современник» с такой переделкой самых важных строк:

«Безумец бедный обошел
Кругом скалы с тоскою дикой,
И надпись яркую прочел,
И сердце скорбию великой
Стеснилось в нем. Его чело
К решетке хладной прилегло.
Глаза подернулись туманом.
По членам холод пробежал
И вздрогнул он – и мрачен стал
Пред дивным Русским Великаном.
И перст свой на Него подняв,
Задумался».

Здесь всё как бы вывернуто наизнанку и сейчас звучит для нас, как кощунственная пародия на Пушкина.
Из «Медного всадника» исчезла главная идея, и повесть потеряла свой глубочайший смысл. Это не вина Жуковского, горячо любившего Пушкина, а вина царской цензуры, сквозь которую Жуковский хотел любыми путями провести поэму Пушкина.
За полгода до смерти. 21 августа 1836 года. Пушкин, как бы подводя итог своей многолетней и многотрудной литературной деятельности, написал стихотворение «Памятник». В нём свою славу поэта он противопоставляет славе царя.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
К нему не зарастет народная тропа.
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа».

«Александрийский столп» – памятник Александру I – гигантская гранитная колонна, увенчанная бронзовым ангелом, попирающим крестом змею, был открыт в Петербурге на Дворцовой площади 30 августа 1834 года. Пушкин тогда был камер-юнкером и обязан был присутствовать на этом «торжестве». Но он не любил своего гонителя, царя Александра, и за пять дней до открытия памятника нарочно уехал из Петербурга.
Жуковский присутствовал на «торжестве» и в том же году подробно описал его в статье «Воспоминание о торжестве 30 августа 1831 года». Возвеличивая Александра I, он писал о единении царя с народом.
Пушкин в «Памятнике» возражает Жуковскому. Русский, калмык, финн сохранят в памяти не царя, которого они никогда не любили и не могли любить, а того, кто защищал и славил их свободу:

«Слух обо мне пройдет по всей Руси
великой.
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и фин, и ныне
дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал.
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».

«Памятник» Пушкин не печатал, да и не мог напечатать: царь не разрешил бы. Напечатал его Жуковский уже после смерти поэта, заменив «Александрийский столп» «Наполеоновым столпом», уничтожив тем самым гордое противопоставление славы гонимого поэта славе его гонителя царя Александра. Самый важный стих, в котором Пушкин говорит о подвиге поэта-гражданина:

«Что в мой жестокий век восславил
я свободу. «

«Что прелестью живой стихов я был
полезен. «

Подвиг борца за свободу народную исчез. По воле цензуры Пушкин гордился только «прелестью стихов», поэтической формой.
С таким искажением стихи были высечены на постаменте памятника Пушкина, поставленном великому поэту в Москве на Тверском бульваре в 1880 году. И только после Октябрьской революции на нём были восстановлены подлинные стихи Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: