Философские мотивы лирики А

С именем Александра Сергеевича Пушкина связано рождение новой поэзии. Уже современники обратили внимание на новизну, оригинальность пушкинской лирики.

Ведущими в творчестве поэта являются философские мотивы. Это размышления о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношениях человека и природы, об устройстве мироздания и роли человека в нем. Пушкин пробовал решать проблемы судьбы и влияние ее не только на отдельную личность, но и на весь культурно-исторический процесс.

Основная проблема философской лирики Пушкина — это размышления поэта о смысле жизни. Пушкин выделяет три этапа в человеческой жизни: ранний период — юность, время быстротечное, время свершений, порывов. Период зрелости характеризуется тем, что человек приобретает жизненный опыт, становится способным к компромиссам, пытается избежать ошибок. И последний этап — это старость, когда человек отдается полностью во власть судьбы, спокойно доживает свой век.
Впервые эти взгляды выразились в стихотворении «Телега жизни». Уже само название стихотворения указывает нa то, что Пушкин первым из русских поэтов смог показать взаимосвязь быта и бытия.

Спустя четыре года, в 1823 году, Пушкин написал стихотворение «Три ключа». Это тоже размышления о жизни, но здесь видна эволюция взглядов поэта:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ — холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Расцвет философская лирика Пушкина получает в 1830-е годы, в болдинский период. Поэт создает большое количество лирических произведении философского плана, а самое главное — меняется его взгляд на жизнь, мир и человека.

Открывается болдинский период стихотворением «Бесы», в котором выражены размышления поэта о судьбе России и о месте поэта в жизни страны. Стихотворение имеет два плана повествования: реально-бытовой (описание метели) и философский. Автор использует многочисленные символы, которые помогают понять подтекст (ночь, кони, тучи, бесы).

Кульминацией стихотворения является фраза «колокольчик вдруг умолк, кони стали» . Это означает, что Россия остановилась в своем развитии, зашла в тупик, но поэт уверен, то эта остановка временная: «кони снова понеслися. » Стихотворение заканчивается внутренним переживанием героя:

Мчатся бесы, рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

Это происходит потому, что поэт не знает, в каком направлении пойдет развитие России.

В стихотворении «Элегия» поэт отказывается от одиозного взгляда на мир. В первой части герой как бы приходит к мысли, что жизнь безрадостна, трудна, и в будущем поэт не видит для себя никаких перспектив. Вторая часть стихотворения опровергает этот вывод. Тем самым Пушкин показывает, что жизнь многомерна, в ней уживаются рядом как положительные, светлые, так и темные, мрачные стороны. Здесь Пушкин излагает свое эстетическое кредо: жить — это, следовательно, мыслить и страдать, развиваться.

Об этом Пушкин размышляет и в «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы». Поэт называет жизнь «мышьей беготней», но в конце стихотворения говорит:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

В 1833 году Пушкин создает стихотворение «Осень», в котором размышляет о проблемах человека и природы, искусства и жизни, природы поэтического творчества.

Стихотворение начинается с изображения антиномий (противоречий): жизнь в природе угасает, замирает, а лирический герой испытывает прилив творческих сил. Здесь Пушкин проводит важную мысль о том, что человек и природа взаимосвязаны. Более того, природа благотворно влияет на человека. В финале поэт передает процесс рождения стихов, творческий процесс.

В 1835 году Пушкин создает стихотворение «Вновь я посетил». Здесь звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем поэта. Композиционно стихотворение распадается на две части: первая — реальное описание поместья, вторая — философские размышления.

Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его. В финале звучит мысль о бессмертии, лирический герой уверен, что имя его сохранится в памяти потомков.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Анализ философской лирики Пушкина

Непреодолимый магнетизм поэзии Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, что она позволяет наслаждаться не только красотой русского языка и выразительностью художественных образов, но и ценить мудрость и философские мотивы в поэзии.

Стихотворения Пушкина знамениты тем, что они охватывают все основные вопросы, на которые философия столетиями ищет определенные ответы. Лирика Пушкина настолько многообразна и широка, насколько интересна и красочна его личность, которая раскрывается перед нами в его бессмертных стихотворениях.

«Вновь я посетил…»

Стихотворение «Вновь я посетил…» посвящено раздумьям о прошлом, о пережитом опыте, который заключался в поиске смысла жизни и предназначении человеческой судьбы. Но эту лирику нельзя назвать мрачной или чересчур печальной, философские размышления Пушкина приводят читателя к понимаю того, что прошлое – это лишь символ перемен, которые делают жизнь настолько прекрасной и вдохновляющей.

Это стихотворение Пушкина написал в 1835 году, и в его стихах звучит философия зрелого человека, который осознает силу и очарование вечного круговорота жизни и то, что без прошлого – нет будущего.

«Погасло дневное светило…»

А стихотворение «Погасло дневное светило…» раскрывает перед нами трагичность судьбы автора, которому пришлось пережить на своем жизненном пути много невзгод и мучений. Философские мысли Пушкина сосредоточены вокруг порочности, которая укоренилась в обществе и ему приходится признать, что это никак нельзя изменить.

Его лирика повествует о тех сомнениях и горестях, которые способен переживать человек, пытаясь правильно идти по выбранному им пути, о том, как тяжело соответствовать свой судьбе… Пушкин использует простые аллегории, связанные с природой, чтобы донести до нас свое философское настроение, и это делает его поэзию по-настоящему чарующей и запоминающейся. (Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина)

«Элегия…»

«Элегию…» Александр Сергеевич написал в 1830 году, и это стихотворение относиться к одним из самых личностным в его творчестве – по своей форме оно напоминает монолог. Уже не молодой Пушкин оглядывается назад, и всматривается в свое прошлое, чтобы увидеть и свое несовершенство, и ощутить тяжесть на душе. А в будущем он видит «труд и горе», что звучит довольно обеспокоенно, но все же – это стимул мыслить и творить дальше.

Поэт выражает свое желание полноценно жить, а для него жить – это значит мыслить и чувствовать, и он готов к тому, что придется страдать, он принимает это. В этом и состоит философское наполнение этого печального, но эмоционально накаленного стихотворения. Он рассказывает о своих извечных музах – гармонии и бурной любви (Любовная лирика Пушкина), без которых его творчество было не таким ярким и полноценным.

«Подражание Корану»

Стихотворение «Подражание Корану» тоже относят к философской лирике, так как это поэтическое произведение носит в себе переживания поэта-изгнанника, которым чувствовал себя Пушкин, творческие метания и поиск своего назначения, как поэта. Пушкин использует восточный стиль для того, чтобы придать художественной форме стихотворения возвышенность и колоритность, он хочет передать мощный дух, который заложен в первоисточнике. Он затрагивает тему «поэта-пророка» и философски рассуждает о таких понятиях, как честь и долг и о том, какое значение они имеют для людей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЦелостность русской литературы: общие черты русской литературы XIX и XX веков

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Основные мотивы лирики Пушкина

Гений Пушкина намного опередил свое время. В лирических произведениях поэта отражаются самые существенные проблемы современной ему жизни, очерчиваются темы, которые найдут продолжение в литературе его последователей. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, которое касается его лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одиночество — вот лишь небольшая часть мотивов его лирики.

Одна из главных тем творчества

И так любовью утомленный

Наскуча лепетом молвы

Заране отказались вы

Вот вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет

И муз, и ветреную моду

Что же изберете вы?

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стихотворения отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он приходит к выводу, что его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой:

«И бога глас ко мнет воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь

и внемли, исполнись волей моей

и, обходя моря и земли

глаголом жги сердца людей!»

Любовная лирика Пушкина на удивление богата и разнообразна. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт нарушает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкин не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его почтенном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не на его пользу. Самый характерный пример — поэзия «Я вас любил». Его любовь — это в первую очередь любовь к избраннице, а не к самому себе, к своему чувству.

Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественное состояние души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимность, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь — поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла.»:

И сердце вновь горит и любит — оттого

Что не любит оный не может.

Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластного человека.

В стихах о природе Пушкин воспроизводил свои представления об укладе мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, наконец, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивления, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкин склоняет председателя перед самим чудом жизни, которое в его лирике прекрасное в любых проявлениях.

К философской лирике принадлежат и произведения, где Пушкин выкладывает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятие раб и обладатель, в его воображении эти лица равноправные, потому возникают такие строки:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обоих. Рабство — это обратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе.

Пушкин — первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ О. С. ПУШКИНА

Гений Пушкина намного опередил свое время. Поэзия Пушкина — это целый мир, в котором каждый читатель может найти то, что касается лично. Дружба, любовь к родине, ее история, история человечества, свобода личная и общественная, рабство и тирания, жизнь и смерть, природа и человек, любовь и одинокость — вот лишь небольшая частица мотивов его лирики. Мотивы свободы и воли особенно возвышенно звучат в творчестве Пушкина в начале 20-х годов. В этот период он поддерживает тесные связи с будущими декабристами, а ода «Вольность» — своеобразное поэтическое выражение идей «Союза благоденствия». И какие бы политические страсти не кипели, Пушкина, в первую очередь, оставался поэтом. Его оду благосклонно встретили читатели и единомышленники, но поэт некогда больше не обращается к этому жанру для создания актуальной политической лирики. Поэт ощутил, что новое время нуждается в не только новых тем, но и нового их решение. Свободолюбивые мотивы приобретают в его творчестве пристрастности, которая была присущий только интимной лирике, например, стих «К Чаадаеву».

Одна из главных тем творчества Пушкина — тема поэта и поэзии. Рылеев был его предшественниками в этой теме, определили гражданскую позицию поэта в отношении к явлениям действительности. Пушкин идет дальше, его волнует проблема свободы творчества, отображенная в стихе «Разговор книгопродавца с поэтом». Книготорговец очерчивает традиционные поэтические темы:

  • И так любовью утомленный,
  • Наскучат лепетом молвы,
  • Заранее отказались вы
  • Вот вашей лиры вдохновенной.
  • Теперь, оставят шумный свет,
  • И муз, и ветреную моду,
  • Что же изберете вы?
  • Поэт: Свободу.

В поэзии «Пророк» поэт говорит о своей ответственности за все, что происходит на земле. Пушкин обращается к образам мифологии, Библии. В начале стиха отображается духовная опустошенность поэта, и осознание своей миссии пророка предоставляет новой силы чувствам и способностям поэта. Он придет к выводу, который его миссия не просто утешать, радовать людей или давать наслаждение своими произведениями, но и учить читателя, вести его за собой: «И бога глас ко мнет воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, исполнись волей моей, и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей!». Любовная лирика Пушкина удивительно богатая и разнообразная. Она имеет определенные особенности. Одна из них заключается в том, что поэт поднимает существующие правила и подчиняет форму содержания произведения (нет четкого разделенную на жанры — элегию, романс, послание). Например, известная поэзия «К ***» (Анне Петровне Керн), с одной стороны, выглядит, как послание, но имеет определенные черты романса и даже элегии.

Но Пушкина не только новатор формы, в любовной лирике он создает новую сеть ценностей, которая опирается на жизненную мудрость и гуманизм. Гуманизм проявляется, прежде всего, в его уважительном отношении к любимой, он признает за ней право на выбор, даже когда этот выбор не в его пользу. Пример — поэзия «Я вас любил». Любовь, за Пушкиным, это не аномалия (как часто изображали ее романтики), это естественный залог души человека, и даже когда это чувство не вызывает взаимности, оно приносит радость, а не страдание. Яркий пример такого взгляда на любовь — поэзия «На холмах Грузии лежит ночная мгла. »: И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любит оно не может. Исследователи творчества Пушкина определяют еще одну тему в творческом наследстве поэта — философская лирика. Это в первую очередь лирика природы, которая отбивает вечное течение жизни, неподвластное человека. В стихах о природе Пушкина воссоздавал свои представления об устройстве мира. Рождение, детство, юность, зрелость, старость и, в конце концов, смерть изображаются, как естественные, не вызывают ни удивление, ни протеста. Природа мудрая и справедливая, Пушкина склоняет главу перед самым дивом жизни, которой в его лирике прекрасное в любых проявлениях. К философской лирике принадлежат и создавай, где Пушкина излагает свои взгляды на человеческое общество. Например, «Анчар». Он не противопоставляет понятия раб и властитель, в его воображении эти лица равноправные, поэтому возникают такие строки:

  • Но человека человек
  • Послал к анчару властным взглядом.

Вина за то, что зло, которое воплощает анчар, вылилось в мир, лежит на них обеих. Рабство — это возвратная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. Пушкин — первый русский писатель мирового значения, который имел влияние не только на русский, но и на мировой литературный процесс. Достоевский утверждал, что вся русская литература «вышла из Пушкина». Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в полной мере это определение можно отнести и к лирике Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: