Философские мотивы лирики А

С именем Александра Сергеевича Пушкина связано рождение новой поэзии. Уже современники обратили внимание на новизну, оригинальность пушкинской лирики.

Ведущими в творчестве поэта являются философские мотивы. Это размышления о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношениях человека и природы, об устройстве мироздания и роли человека в нем. Пушкин пробовал решать проблемы судьбы и влияние ее не только на отдельную личность, но и на весь культурно-исторический процесс.

Основная проблема философской лирики Пушкина — это размышления поэта о смысле жизни. Пушкин выделяет три этапа в человеческой жизни: ранний период — юность, время быстротечное, время свершений, порывов. Период зрелости характеризуется тем, что человек приобретает жизненный опыт, становится способным к компромиссам, пытается избежать ошибок. И последний этап — это старость, когда человек отдается полностью во власть судьбы, спокойно доживает свой век.
Впервые эти взгляды выразились в стихотворении «Телега жизни». Уже само название стихотворения указывает нa то, что Пушкин первым из русских поэтов смог показать взаимосвязь быта и бытия.

Спустя четыре года, в 1823 году, Пушкин написал стихотворение «Три ключа». Это тоже размышления о жизни, но здесь видна эволюция взглядов поэта:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ — холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Расцвет философская лирика Пушкина получает в 1830-е годы, в болдинский период. Поэт создает большое количество лирических произведении философского плана, а самое главное — меняется его взгляд на жизнь, мир и человека.

Открывается болдинский период стихотворением «Бесы», в котором выражены размышления поэта о судьбе России и о месте поэта в жизни страны. Стихотворение имеет два плана повествования: реально-бытовой (описание метели) и философский. Автор использует многочисленные символы, которые помогают понять подтекст (ночь, кони, тучи, бесы).

Кульминацией стихотворения является фраза «колокольчик вдруг умолк, кони стали» . Это означает, что Россия остановилась в своем развитии, зашла в тупик, но поэт уверен, то эта остановка временная: «кони снова понеслися. » Стихотворение заканчивается внутренним переживанием героя:

Мчатся бесы, рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

Это происходит потому, что поэт не знает, в каком направлении пойдет развитие России.

В стихотворении «Элегия» поэт отказывается от одиозного взгляда на мир. В первой части герой как бы приходит к мысли, что жизнь безрадостна, трудна, и в будущем поэт не видит для себя никаких перспектив. Вторая часть стихотворения опровергает этот вывод. Тем самым Пушкин показывает, что жизнь многомерна, в ней уживаются рядом как положительные, светлые, так и темные, мрачные стороны. Здесь Пушкин излагает свое эстетическое кредо: жить — это, следовательно, мыслить и страдать, развиваться.

Об этом Пушкин размышляет и в «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы». Поэт называет жизнь «мышьей беготней», но в конце стихотворения говорит:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

В 1833 году Пушкин создает стихотворение «Осень», в котором размышляет о проблемах человека и природы, искусства и жизни, природы поэтического творчества.

Стихотворение начинается с изображения антиномий (противоречий): жизнь в природе угасает, замирает, а лирический герой испытывает прилив творческих сил. Здесь Пушкин проводит важную мысль о том, что человек и природа взаимосвязаны. Более того, природа благотворно влияет на человека. В финале поэт передает процесс рождения стихов, творческий процесс.

В 1835 году Пушкин создает стихотворение «Вновь я посетил». Здесь звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем поэта. Композиционно стихотворение распадается на две части: первая — реальное описание поместья, вторая — философские размышления.

Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его. В финале звучит мысль о бессмертии, лирический герой уверен, что имя его сохранится в памяти потомков.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Философская лирика пушкина стихи короткие

Философская лирика А.С.Пушкина
Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, существенное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные обстоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устройства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал наслаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться, Давайте жизнию играть. Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как путешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно. И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго житъ хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат — так пришло осознание хрупкости человеческого существования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали восприниматься с философской снисходительностью. По-юношески максималистская назидательность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась простой — итогом философского осмысления пережитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило. Пушкин переживает противоречие между мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драматизировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных целей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с течением времени оценка жизненных обстоятельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными воспоминаниях. Поэтическая философия поэта — простая, ясная и нужная каждому человеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одновременно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, — и поэтому Пушкин оказался поэтом всечеловеческого значения.
Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Стихотворение «Движение» — философская миниатюра, посвященная проблеме существования материи. Движение и покой — вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Однако поэт не поддается софистской про стоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обобщений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть уже не воспринимается поэтом безнадежно трагически. Освящая таинство поэтического творчества, возвышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумывается о быстротечности жизни и непрочности духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые — Быть может, с ризой гробовой Все чувства брошу я земные, И чужд мне будет мир земной. Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя, Не буду ведать сожалений, Тоску любви забуду я.
Поэт сожалеет о превращении души, запечатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечатления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой обращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого духа в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые человеческие сомнения в отсутствии всякой связи между жизнью и смертью, попытка представить жизнь человеческой души после физической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пушкин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути человека к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пережитого с позиции накопленного опыта. Жизненные впечатления непосредственны, конкретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии, именно они образуют линию — человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека.
Поэт — не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период реакции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благотворных социальных перемен, духовной независимости, свободомыслия, творческой раскрепощенности. — Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действительности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологическом давлении вылились в эмоциональный философский монолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ?
ИЛЬ зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена ?
Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состояние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ночной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означает «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только восприимчивость человека к звукам, но и склонность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но краткость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу человеческого сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым мирозданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
И все же преобладающее настроение пушкинской философской лирики периода зрелости — светлая грусть по прошедшему, мудрость вечного обновления жизни. В этих стихах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В этих строках поражает сила человеческого духа, самообладание и мудрость автора. Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глубины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.

Философские стихи Пушкина после 1825 года

Обращение к философскому жанру в поэзии было для Пушкина после 1825 г. характерным и соответствовало, тенденциям его — и не только его — литературного развития. Но оно не было исключительным. Параллельно стихам-раздумьям, стихам, в которых заключались вечные вопросы и высокие мысли общего значения, Пушкин продолжал в своей лирике создавать произведения более «сиюминутные», непосредственно значимые, неповторимо-индивидуальные по характеру своих признавши и своих сюжетов. Впрочем, между первым и вторым типом стихов трудно провести резкую границу.

Подобно тому как философские стихи Пушкина отличались разнообразием форм и тематики, так это было и с произведениями нефилософскими. Пушкина-поэта отличала необыкновенная широта и универсальность интересов. Это глубоко связано было с широтой интересов Пушкина-человека, с универсальностью его личности.

Одним из прямых результатов московского свидания Пушкина с царем было его стихотворение «Стансы» (1826). По своему жанру это политическое стихотворение — политическое и высокодидактическое. Однако Пушкин не просто возлагает на Николая большие надежды и сравнивает его с Петром I, не просто выражает в стихотворении свою политическую мечту, политический идеал. Не прямо, но внутренним пафосом своим он утверждает высокую роль поэта, свое собственное высокое призвание. Здесь не менее, чем прямое содержание, важен сам тон стихотворения, его внутренняя установка. В стихотворении не верноподданный, а равный — и больше, чем равный,— говорит с царем, в нем поэт дает уроки самодержцу, и дает их языком, исполненным высокого достоинства:

  • Семейным сходством будь ж о горд;
  • Во всем будь пращуру подобен:
  • Как он, неутомим и тверд,
  • И памятью, как он, незлобен.

Пушкин не только в языке своей поэзии обращается к державинским традициям, но м1 более глубоким образом. Возрождая гражданские традиции державинской лирики, он на новой основе утверждает поэзию высокого гражданского звучания и достоинства.

Иной тип политической лирики этих лет представлен у Пушкина и стихотворениях «Послание в Сибирь» (1827) и «Арион» (1827).

«Послание в Гибирт» заставляет вспомнить раннюю вольнолюбивую лирику Пушкина. Оно написано в духе первого послания Пушкина к Чаадаеву. Точно литым, полнозвучным поэтическим словом оно утверждает высшие человеческие ценности: «высокое стремление дум», «гордость», «любовь и дружество», «свободу». Пушкин никогда не изменял своим высоким верованиям и своим друзьям — особенно тем друзьям, которые сделались мучениками свободы.

Теме верности заветам дружбы и свободы посвящено и стихотворение «Арион». Легенда о древнегреческом ненце Арионе впервые рассказана Геродотом в его «Истории», экземпляр которой на французском языке имелся в библиотеке Пушкина. Нет сомнения, что с этой легендой Пушкин был знаком во всех ее деталях, но, излагав, он ее в стихотворении, как это часто с ним бывало и в других случаях, очень свободно.

Наряду с созданием реалистических произведений в лирическом жанре Пушкин со второй половины 1820-х годов с особой настойчивостью продолжает писать стихотворения в народном ключе и народные но содержанию и стилистике. В эпоху трудную и трагическую, в эпоху неизбежной переоценки ценностей Пушкину все дороже становится народность в поэзии — ибо народность есть связь с поэтическими первоисточниками, в ней есть нечто безусловно глубокое и устойчивое, в народности Пушкин видит падежную основу свободного поэтического вдохновения.

Опыты Пушкина в народном духе и стиле в эти годы следуют буквально один за другим, и все они отличаются большой степенью зрелости. В 1828 г. Пушкин пишет стихотворение «Еще дуют холодные ветры», где происходит дальнейшая выработка и отработка форм народного стиха и где точный, предметный язык знаменует собой синтез народного и реалистического в его поэзии. В том же году он создает свою обработку народной песни «Уродился я, бедный недоносок».

Тогда же пишет род баллады в современно-народном духе «Утопленник». Все это — продолжение более ранних опытов Пушкина в народном направлении и одновременно важные подходы к главным созданиям Пушкина в этом роде — к его сказкам и к таким его стихотворениям 30-х годов, как «Гусар», «Сват Иван, как нить мы станем. », «Песни западных славян». В этих последних произведениях Пушкин не просто владеет стихией народности, но точно господствует в ней, ему, поэту, в ней легко, привольно и радостно. Достоевский недаром так восторженно говорил о народности поэзии Пушкина: «В Пушкине же есть именно что-то сроднившееся с народом взаправду, доходящее в том почти до какого-то простодушнейшего умиления. Возьмите сказание о медведе и о том, как убил мужик его боярыню-медведицу, или припомните стихи: «Сват Иван, как пить мы станем, — и вы поймете, что я хочу сказать».

Человек и общество в произведениях Александра Пушкина

Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все. Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта. О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью! Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания.

Обратимся к поздней лирике поэта, когда он, многое пережив, потеряв близких друзей, переосмысливает пройденный путь, но

Но в сей толпе суровой

Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу

С него моих очей. Чем долее гляжу,

Тем более томим я грустию тяжелой.

О, вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Поэт размышляет о превратностях судьбы этого воина. Так случилось,

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Не о себе ли тут рассуждает автор? И его не всегда понимали современники. Не всякому дано оценить масштаб личности, понять гения. Хотя Пушкина при жизни называли “солнцем русской поэзии”, но в конце пути у Александра Сергеевича появилось много завистников, злопыхателей, готовых охаять творения поэта, отравить его жизнь, заставить страдать и без того не очень – то счастливого и благополучного художника.

Пушкин был мудр, как всякий гений, но и по-детски беззащитен, с открытыми людям сердцем и душой. Он страдал из-за черствости, несправедливости и клеветы окружающих. Очень часто поэт уносился воспоминаниями в прошедшие годы юности, когда был счастлив, молод, окружен друзьями. В стихотворении “Осень” звучит мотив воспоминаний о “золотом времени”, о прекрасной поре осени, когда поэту работалось легко и радостно, возрождалось вдохновение.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Поэзия А. С. Пушкина вечно молода, таланту не дано стареть, годы не властны над ним.

Философской лирике Пушкина свойственны рассуждения о бренности жизни, несвоевременности прихода человека в мир, о многих несправедливостях, подстерегающих его на и без того коротком и не всегда безмятежном пути. Поэтому тема дороги очень часто возникает в лирике поэта. В стихотворении “Зимняя дорога” слышатся мотивы заунывной ямщицкой песни, видятся бесконечные просторы России, навевающие тоску:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Ни огня, ни черной хаты,

Только версты полосаты

Стихотворение “Бесы” шире и глубже трактует эту же тему: дорога завораживает и уводит в неведомые дали. Это путь не только лирического героя, но и России в целом.

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Быстротечность жизни — еще один мотив философской лирики поэта. Он предвидит свою раннюю гибель и как может сопротивляется, но судьба неотвратима. Стихотворение “Элегия” полно противоречивых чувств и переживаний. Боль и тоска преодолеваются неукротимой жаждой жизни.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе, чем старе, тем сильней.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Во многих стихотворениях Пушкин обращается к читателю от первого лица, поэтому произведение воспринимается как написанное только и непосредственно для читающего. Неувядаемая, прекрасная, радостная и печальная лирика будит в человеке самые возвышенные чувства, делает нас лучше, добрее, что в конечном итоге является главной задачей и целью творчества любого художника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: