Философские мотивы лирики А

С именем Александра Сергеевича Пушкина связано рождение новой поэзии. Уже современники обратили внимание на новизну, оригинальность пушкинской лирики.

Ведущими в творчестве поэта являются философские мотивы. Это размышления о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношениях человека и природы, об устройстве мироздания и роли человека в нем. Пушкин пробовал решать проблемы судьбы и влияние ее не только на отдельную личность, но и на весь культурно-исторический процесс.

Основная проблема философской лирики Пушкина — это размышления поэта о смысле жизни. Пушкин выделяет три этапа в человеческой жизни: ранний период — юность, время быстротечное, время свершений, порывов. Период зрелости характеризуется тем, что человек приобретает жизненный опыт, становится способным к компромиссам, пытается избежать ошибок. И последний этап — это старость, когда человек отдается полностью во власть судьбы, спокойно доживает свой век.
Впервые эти взгляды выразились в стихотворении «Телега жизни». Уже само название стихотворения указывает нa то, что Пушкин первым из русских поэтов смог показать взаимосвязь быта и бытия.

Спустя четыре года, в 1823 году, Пушкин написал стихотворение «Три ключа». Это тоже размышления о жизни, но здесь видна эволюция взглядов поэта:

В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный

Кипит, бежит, сверкая и журча.

Кастальский ключ волною вдохновенья

В степи мирской изгнанников поит.

Последний ключ — холодный ключ забвенья,

Он слаще всех жар сердца утолит.

Расцвет философская лирика Пушкина получает в 1830-е годы, в болдинский период. Поэт создает большое количество лирических произведении философского плана, а самое главное — меняется его взгляд на жизнь, мир и человека.

Открывается болдинский период стихотворением «Бесы», в котором выражены размышления поэта о судьбе России и о месте поэта в жизни страны. Стихотворение имеет два плана повествования: реально-бытовой (описание метели) и философский. Автор использует многочисленные символы, которые помогают понять подтекст (ночь, кони, тучи, бесы).

Кульминацией стихотворения является фраза «колокольчик вдруг умолк, кони стали» . Это означает, что Россия остановилась в своем развитии, зашла в тупик, но поэт уверен, то эта остановка временная: «кони снова понеслися. » Стихотворение заканчивается внутренним переживанием героя:

Мчатся бесы, рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне.

Это происходит потому, что поэт не знает, в каком направлении пойдет развитие России.

В стихотворении «Элегия» поэт отказывается от одиозного взгляда на мир. В первой части герой как бы приходит к мысли, что жизнь безрадостна, трудна, и в будущем поэт не видит для себя никаких перспектив. Вторая часть стихотворения опровергает этот вывод. Тем самым Пушкин показывает, что жизнь многомерна, в ней уживаются рядом как положительные, светлые, так и темные, мрачные стороны. Здесь Пушкин излагает свое эстетическое кредо: жить — это, следовательно, мыслить и страдать, развиваться.

Об этом Пушкин размышляет и в «Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы». Поэт называет жизнь «мышьей беготней», но в конце стихотворения говорит:

Я понять тебя хочу,

Смысла я в тебе ищу.

В 1833 году Пушкин создает стихотворение «Осень», в котором размышляет о проблемах человека и природы, искусства и жизни, природы поэтического творчества.

Стихотворение начинается с изображения антиномий (противоречий): жизнь в природе угасает, замирает, а лирический герой испытывает прилив творческих сил. Здесь Пушкин проводит важную мысль о том, что человек и природа взаимосвязаны. Более того, природа благотворно влияет на человека. В финале поэт передает процесс рождения стихов, творческий процесс.

В 1835 году Пушкин создает стихотворение «Вновь я посетил». Здесь звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем поэта. Композиционно стихотворение распадается на две части: первая — реальное описание поместья, вторая — философские размышления.

Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его. В финале звучит мысль о бессмертии, лирический герой уверен, что имя его сохранится в памяти потомков.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Анализ философской лирики Пушкина

Непреодолимый магнетизм поэзии Александра Сергеевича Пушкина заключается в том, что она позволяет наслаждаться не только красотой русского языка и выразительностью художественных образов, но и ценить мудрость и философские мотивы в поэзии.

Стихотворения Пушкина знамениты тем, что они охватывают все основные вопросы, на которые философия столетиями ищет определенные ответы. Лирика Пушкина настолько многообразна и широка, насколько интересна и красочна его личность, которая раскрывается перед нами в его бессмертных стихотворениях.

«Вновь я посетил…»

Стихотворение «Вновь я посетил…» посвящено раздумьям о прошлом, о пережитом опыте, который заключался в поиске смысла жизни и предназначении человеческой судьбы. Но эту лирику нельзя назвать мрачной или чересчур печальной, философские размышления Пушкина приводят читателя к понимаю того, что прошлое – это лишь символ перемен, которые делают жизнь настолько прекрасной и вдохновляющей.

Это стихотворение Пушкина написал в 1835 году, и в его стихах звучит философия зрелого человека, который осознает силу и очарование вечного круговорота жизни и то, что без прошлого – нет будущего.

«Погасло дневное светило…»

А стихотворение «Погасло дневное светило…» раскрывает перед нами трагичность судьбы автора, которому пришлось пережить на своем жизненном пути много невзгод и мучений. Философские мысли Пушкина сосредоточены вокруг порочности, которая укоренилась в обществе и ему приходится признать, что это никак нельзя изменить.

Его лирика повествует о тех сомнениях и горестях, которые способен переживать человек, пытаясь правильно идти по выбранному им пути, о том, как тяжело соответствовать свой судьбе… Пушкин использует простые аллегории, связанные с природой, чтобы донести до нас свое философское настроение, и это делает его поэзию по-настоящему чарующей и запоминающейся. (Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина)

«Элегия…»

«Элегию…» Александр Сергеевич написал в 1830 году, и это стихотворение относиться к одним из самых личностным в его творчестве – по своей форме оно напоминает монолог. Уже не молодой Пушкин оглядывается назад, и всматривается в свое прошлое, чтобы увидеть и свое несовершенство, и ощутить тяжесть на душе. А в будущем он видит «труд и горе», что звучит довольно обеспокоенно, но все же – это стимул мыслить и творить дальше.

Поэт выражает свое желание полноценно жить, а для него жить – это значит мыслить и чувствовать, и он готов к тому, что придется страдать, он принимает это. В этом и состоит философское наполнение этого печального, но эмоционально накаленного стихотворения. Он рассказывает о своих извечных музах – гармонии и бурной любви (Любовная лирика Пушкина), без которых его творчество было не таким ярким и полноценным.

«Подражание Корану»

Стихотворение «Подражание Корану» тоже относят к философской лирике, так как это поэтическое произведение носит в себе переживания поэта-изгнанника, которым чувствовал себя Пушкин, творческие метания и поиск своего назначения, как поэта. Пушкин использует восточный стиль для того, чтобы придать художественной форме стихотворения возвышенность и колоритность, он хочет передать мощный дух, который заложен в первоисточнике. Он затрагивает тему «поэта-пророка» и философски рассуждает о таких понятиях, как честь и долг и о том, какое значение они имеют для людей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: «Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЦелостность русской литературы: общие черты русской литературы XIX и XX веков

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Философская лирика пушкина сообщение

Философская лирика А.С.Пушкина
Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, существенное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные обстоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устройства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал наслаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться, Давайте жизнию играть. Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как путешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно. И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго житъ хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат — так пришло осознание хрупкости человеческого существования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали восприниматься с философской снисходительностью. По-юношески максималистская назидательность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась простой — итогом философского осмысления пережитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило. Пушкин переживает противоречие между мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драматизировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных целей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с течением времени оценка жизненных обстоятельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными воспоминаниях. Поэтическая философия поэта — простая, ясная и нужная каждому человеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одновременно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, — и поэтому Пушкин оказался поэтом всечеловеческого значения.
Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Стихотворение «Движение» — философская миниатюра, посвященная проблеме существования материи. Движение и покой — вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Однако поэт не поддается софистской про стоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обобщений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть уже не воспринимается поэтом безнадежно трагически. Освящая таинство поэтического творчества, возвышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумывается о быстротечности жизни и непрочности духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые — Быть может, с ризой гробовой Все чувства брошу я земные, И чужд мне будет мир земной. Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя, Не буду ведать сожалений, Тоску любви забуду я.
Поэт сожалеет о превращении души, запечатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечатления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой обращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого духа в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые человеческие сомнения в отсутствии всякой связи между жизнью и смертью, попытка представить жизнь человеческой души после физической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пушкин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути человека к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пережитого с позиции накопленного опыта. Жизненные впечатления непосредственны, конкретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии, именно они образуют линию — человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека.
Поэт — не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период реакции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благотворных социальных перемен, духовной независимости, свободомыслия, творческой раскрепощенности. — Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действительности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологическом давлении вылились в эмоциональный философский монолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ?
ИЛЬ зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена ?
Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состояние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ночной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означает «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только восприимчивость человека к звукам, но и склонность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но краткость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу человеческого сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым мирозданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
И все же преобладающее настроение пушкинской философской лирики периода зрелости — светлая грусть по прошедшему, мудрость вечного обновления жизни. В этих стихах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В этих строках поражает сила человеческого духа, самообладание и мудрость автора. Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глубины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.

Философская лирика пушкина сообщение

Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. По словам Белинского, «писать о Пушкине — значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». Непреходящее значение пушкинского творчества в том, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (Гоголь).

Лирика. Лирика Пушкина — его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов, крепостное право и мечты о «вольности святой», возлюбленные, друзья и враги, «чудные мгновенья» жизни и «печаль минувших дней» — все это нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах. Но это много­образие — проявление того внутреннего единства, пафос которого точно определен известным высказыванием Белинского: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». В этом определении весь Пушкин.

Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны («Бесы», «Не дай мне бег сойти с ума»), жизнь представляется поэту как «дар напрасный, дар случайный». И все »е «самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна» (Белинский). Это ощущение возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью («Вакхическая песня», 1825), молодости над смертью(«Брожу ли я вдоль улиц шумных. 1829). Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в сти­хотворении «Элегия» (» Безумных лет угасшее веселье,1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно — отражение того, что есть в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, «закат печальный», но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновенье любви.

По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения «Вновь я посетил. » (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору поэта, — панорама, которую можно увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее: «опальный домик» -«холм лесистый» — озеро — деревни на берегах — дальше за ними «скривилась мельница». Все это существует для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассо­циируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;

Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я.

Но суть стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является «младая роща», разросшаяся около «устарелых корней». Соседство понятий «старое — молодое» придает стихотворению динамизм: молодые сосны — «зеленая семья», «кусты теснятся», как дети, жизнь кипит •гам. «где некогда эссе было пусто, голо». Природа не знает-смерти, бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и внуках. Чувство поэта возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением гармонии мироздания, и неслучайно стихотворение заканчивается приветственным обращением к племени «младому, незна­комому».

Несмотря на трагические ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х годов, лирика Пушкина (да и все его творчество) «умиряет муки души и целит раны» (Белинский), она провозглашает торжество истины над превратностями бытия, бессмертие того, что оставляет человек людям.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит («Памятник»)

Философский оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом чудного мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с романтизмом, прежде всего с Жуковским. Но если у Жуковского чудное мгновенье — отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно — явление самой жизни. «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» (Белинский). «Чудное мгновенье»-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос творчества поэта.

«Чудное мгновенье» разными гранями представлено в лирике Пушкина.

Например, в пейзажной лирике- это острое восприятие поэтичности окружающего человека мира. Каждая деталь пейзажа у Пушкина красочна, выразительна и метка, будьто описание Михайловского в стихотворениях «Деревня» или «Вновь я посетил. «, осени («Зимнее утро», 1829) и творческого вдохновения, когда «легко и радостно играет в сердце кровь», «душа стесняется лирическим волненьем» («Осень». 1833).

«Чудным мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду («Ты и вы»), страсть и отчаяние («Признание»), богомольное благоговение «перед святыней красоты» («Красавица») и женственности («Мадонна»), светлую печаль воспоминания о любимой женщине («На холмах Грузии»). Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье («Я помню чудное мгновенье», 1825) — и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда — высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении «Я Вас любил. » (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может сказать или написать каждый. И в то же время это образец абсолютного поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании — «я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

С «чудным мгновеньем» связана и тема «дружества», проходящая через всю лирику Пушкина. Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихо­творений, посвященных лицею и лицейскому братству, который начинается «Воспоминанием в Царском Селе» (1814) и завершается перекликающимся с ним стихотворени­ем «Была пора, наш праздник молодой. » (1836); и многочисленные послания к друзьям, и органичность темы не только для лирики, но и для всего творчества Пушкина.; Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба», и используется Пушкиным в нескольких значениях. Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), и Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, «лучом лицейских ясных дней» («И.И. Пущину») была озарена его жизнь. «Дружество» — это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). Для него Дельвиг — «парнасский брат» («Дельвигу»), «мой брат по крови, по душе» («К Языкову»). КюхельбсКер — «мой брат родной по музе. по судьбам» («19 октября 1825 года»). И, наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами «любви и дружества» он обращается к друзьям- декабристам («Во глубине сибирских руд», 1627), к своему первому бесценному другу Пущину («И.И. Пущину»).

«Чудное мгновенье» становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей духовности и той «внутренней красоты человека», о которой писал Белинский^ Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления современной ему жизни. Например, «Деревня» (1819) -протест против «барства дикого» и «рабства тощего», но в основе этого протеста — просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение. естественного равенства людей, когда один человек при­сваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого; в стихотворении «Анчар» (1828) смысловым центром является строчка «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», и ужо на этой основе возникает противопостав­ление «раб — владыка») переходящее в отождествление. власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В стихотворении «К Чаадаеву» (1819) гражданский пафос- призыв отчизны освятить»души прекрасные порывы» тоже приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья». Таким образом, светлое, гуманное чувство, «поэтический, художественный артистический стих» (Белинский) определяются особенности лирики Пуш­кина, которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены самим Пушкиным в стихотворении «Памятник» (1836): И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: