Отношение к творчеству Пушкина

Произведения А. С. Пушкина занимают достойное место не только в русской литературе, но и в достижениях мировой культуры в целом. Поэтому важно каждому культурному человеку знать наследие этого великого русского поэта, и выражая свое отношение к его творчеству, не забывать о бережном отношении к достоянию русской культуры.

Отношение к творчеству Пушкина

Мое отношение к творчеству А. С. Пушкина может быть только созвучным с мнением маститых критиков, написавших огромное количество трудов, подтверждающих глубину, философскую и эстетическую наполненность творчества великого классика русской литературы.

Отражение эстетической и философской концепции писателя в творчестве А.С. Пушкина можно проследить на ряде его произведений, относимых к философской лирике: «Погасло дневное светило. », «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный. », «Вновь я посетил. »,«Памятник».

Философская лирика

В своей философской лирике поэт отходит от поэтики «тезиса», где автор в основе произведения использовал готовую законченную мысль, которую украшал «эпизодами», и показал, что смысл произведения не в однозначности, а в глубине выражаемой мысли.

Михаил Лунин великолепно высказался по этому поводу: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Философская лирика Пушкина имеет в своей основе конфликт жизни и смерти, тайну смысла бытия. Это взгляд, брошенный в глубину, придает ей смысл («смысла я в тебе ищу» становится как бы эпиграфом пушкинского отношения к жизни).

В образах движения и застывания явно прослеживается борьба жизни и смерти, которая отражается в вечном конфликте текучего и неподвижного. Что ярко выражают противоположные образы: мертвого движения («топот бледного коня») и устойчивости жизни («нет, весь я не умру»).

О влиянии божественного проявления на свое творчество поэт выразился вполне определенно: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»

Эстетическая концепция

Эстетическая концепция поэта для его современников занимала исключительно высокое положение, он говорил о том, что творцы его времени: «почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение». К своему высочайшему уровню развития идеал приходит в искусстве христианского мира, он получил определение в то время, как «романтический».

Суть романтического искусства выражалась в полном слиянии божественного с человеческой субъективностью, осязаемо реально и вместе с тем существующей во внешней и телесной форме.

В поисках выразительных средств, выражающий идеал, Пушкин говорил, что слово неистощимо, как и человеческий разум: «Если все уже сказано, зачем же вы пишете? чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? жалкое занятие! нет, не будем клеветать разума человеческого, неистощимого в соображениях понятий, как язык неистощим в соображении слов».

Свое бережное отношение к русскому языку, как к источнику его вдохновения поэт выразил словами: «…Все готов сберечь я, хоть весь словарь; что слог, то и солдат – Все годны в строй: у нас ведь не парад». Каждый читающий Пушкина ощущает, как каждое слово соотносится со всем языком, поэтому ощущение «бездны пространства» по выражению Гоголя стоит за каждым его словом.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке: изменения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Сочинение по произведению на тему: Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.

Философская лирика – это стихотворения, основу которых составляют раздумья о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях. У Александра Сергеевича Пушкина много произведений, где мысль и эмоция идут рядом. Я бы сказал, что мудрость у поэта порой становится одним из чувств. Происходит это, например, в стихотворениях о природе. Здесь выражаются мысли о том, что жизнь мира вечна, что человеку неподвластно изменить ее течение, да и не надо. Природа разумнее нас, мы должны довериться ей и более спокойно относиться к своему возрасту, находить достоинства, как в юности, так и в зрелости, и в старости. Все в этой жизни справедливо, поэтому приятную грусть ощущает герой стихотворения «Вновь я посетил…», когда обращается к «зеленой семье»:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст, —
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь…
…Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Не надо бороться со временем, нужно лишь помнить, что оно уходит, и стараться успеть сделать как можно больше хорошего людям, чтобы они не забыли о тебе. Жизнь быстротечна, но прекрасна в каждом своем проявлении, и поэт преклонялся перед ней. Подобная мысль звучит, например, в таком стихотворении:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Глубина мысли и чувства здесь необыкновенно волнует нас. Об очень высоком и благородном поэт говорит так просто. Но сколько тихой нежности в его словах! Любовь к миру, к человеку – основа жизни, как утверждает Пушкин. Это тоже философия. Любовь вечна, неизменна, и именно она делает нас людьми. Поэтому любящий человек – всегда гуманист. В лирике Пушкина последнее качество проявляется, например, в уважении к личности, к ее праву на выбор. Об этом поэт пишет в стихотворении «Я вас любил…», которое также можно считать философским:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Лирический герой здесь не осуждает возлюбленную, за то, что она предпочла ему другого. Он осознает, что «сердцу не прикажешь» и «на чужом несчастье счастья не построишь» — нельзя быть эгоистом. Герой, наоборот, благодарен и судьбе, и любимой, что большое, замечательное чувство осветило его жизнь. Доброта этого человека – проявление высшей любви к ближнему, которая навсегда останется в его сердце.
Отношениям между людьми посвящено множество философских стихотворений Пушкина. Он рассуждает не только о любви, но и о дружбе — также великом даре человечества. Вот что пишет поэт в произведении «К Чаадаеву»:
Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
Ты был целителем моих душевных сил…
..В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой…
Всю жизнь Пушкин был верен друзьям, и они часто выручали, спасали его. А драматических и трагических ситуаций у поэта было много. Например, в период южной ссылки он так говорил о себе:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец;
Живу печальный, одинокий,
И жду: придет ли мой конец?
Перед нами философия романтика-пессимиста, неудовлетворенного жизнью и во всем разочарованного. Но проходило время, взгляды поэта менялись, он мирился с тем, что уготовила ему судьба, и ждал лучшего:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья…
Мироощущение Пушкина в целом было оптимистическим. Особенно это заметно в его поздней философской лирике, где царит спокойная мудрость человека, познавшего жизнь во всех ее проявлениях:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

Философская глубина лирики пушкина

Философская лирика А.С.Пушкина
Вопросы смысла бытия, жизни и смерти, познания мира и поиска своего места в мире, волновали Пушкина, как всякого мыслящего человека. И, как на каждого из нас, существенное влияние на образ мыслей, психологию мировосприятия оказывали объективные обстоятельства. Преисполненный надежд на усовершенствование общественного устройства, окруженный умными, благородными друзьями, юный Пушкин проповедовал наслаждение жизнью, насыщенной весельем, радостью, игрой:
Давайте жить и веселиться, Давайте жизнию играть. Пусть чернь слепая суетится, Не нам безумной подражать.
Смерть воспринимается поэтом то как путешествие «в страну свободы, наслаждений, в страну, где смерти нет, где нет предрассуждений, где мысль одна плывет в небесной чистоте», то как кромешный мрак, абсолютное забвение, ничто. Пушкин трагически воспринимает смерть, все его существо противится превращению жизни в полное отсутствие проявлений человеческой индивидуальности:
Как, ничего! Ни мысль, ни первая любовь!
Мне страшно. И на жизнь гляжу печален вновь,
И долго житъ хочу, чтоб долго образ милый
Таился и пылал в душе моей унылой.
В дальнейшем жизнь принесла поэту множество тяжелых утрат — так пришло осознание хрупкости человеческого существования, ранимости души. Поэт стал мудрее, опытнее, превратности судьбы стали восприниматься с философской снисходительностью. По-юношески максималистская назидательность, бывшая плодом пытливого ума и книжного мировосприятия, сменилась простой — итогом философского осмысления пережитых жизненных коллизий:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило. Пушкин переживает противоречие между мечтой и реальностью, несбыточность многих надежд и склонность людей драматизировать жизненные неудачи. Стремление к абсолютному достижению поставленных целей идеалистично; жизнь самоценна, а ее восприятие человеком относительно: с течением времени оценка жизненных обстоятельств меняется, что позволяет находить очарование в казавшихся неприятными воспоминаниях. Поэтическая философия поэта — простая, ясная и нужная каждому человеку мудрость. Пушкин и в философских стихах обращался к человеку: он был одновременно и мудрецом, постигшим высший смысл бытия, и обычным человеком, — и поэтому Пушкин оказался поэтом всечеловеческого значения.
Стихи чисто философского содержания встречаются у Пушкина очень редко: творческая манера поэта чужда отвлеченности, и абстрактные понятия обычно воплощены в конкретные образы, согреты человеческим чувством и преломляются через призму жизненного опыта. Стихотворение «Движение» — философская миниатюра, посвященная проблеме существования материи. Движение и покой — вот вечный философский вопрос о форме, сущности бытия, и разрешен он в стихотворении наглядно просто. Однако поэт не поддается софистской про стоте: жизнь намного сложнее умозрительных заключений и примитивных аналогий. Абсолютная истина скрыта в глубинах мироздания и, возможно, не поддается логическому осмыслению. Поэт опровергает упрощенность философского подхода к познанию бытия простым примером, предостерегающим от поспешных выводов и философских обобщений: «Ведь каждый день пред нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей». Вновь и вновь обращается Пушкин к теме жизни и смерти, но противопоставление этих форм существования, неизбежность перехода жизни в смерть уже не воспринимается поэтом безнадежно трагически. Освящая таинство поэтического творчества, возвышая «поэзии прелестной благословенные мечты», Пушкин непроизвольно задумывается о быстротечности жизни и непрочности духовных ценностей человека:
Но, может быть, мечты пустые — Быть может, с ризой гробовой Все чувства брошу я земные, И чужд мне будет мир земной. Минутных жизни впечатлений Не сохранит душа моя, Не буду ведать сожалений, Тоску любви забуду я.
Поэт сожалеет о превращении души, запечатлевшей порывы высокого вдохновения, духовных откровений и минутные впечатления, множество разнообразных чувств в нечто непонятное и безликое. Лирический герой не хочет смириться с перспективой обращения всех человеческих устремлений в ничто, с идеей погружения человеческого духа в пучины безвременья, но ужаса перед лицом вечности уже нет. Есть простые человеческие сомнения в отсутствии всякой связи между жизнью и смертью, попытка представить жизнь человеческой души после физической смерти тела.
В стихотворении «Воспоминание» Пушкин запечатлел ночные раздумья о прожитой жизни, «тяжких дум избыток», мучительные переживания о допущенных ошибках. И хоть лирический герой утверждает, что «С отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю», он не отказывается от прожитого жизненного опыта: «Но строк печальных не смываю». Автор понимает, что на пути человека к счастью, духовному совершенствованию случаются ошибки, заблуждения, но жизнь нельзя изменить. И мудрость заключается не в отказе от прошлого, а в осмыслении пережитого с позиции накопленного опыта. Жизненные впечатления непосредственны, конкретны, индивидуальны и неповторимы, и как бы они ни воспринимались впоследствии, именно они образуют линию — человеческой жизни, а уровень их осмысления показывает степень духовного развития человека.
Поэт — не философ, он не познает мир с помощью научных методов, а воплощает свои мысли в художественной форме. В 1828 году, когда царская цензура ужесточилась, поэтом овладели тяжелые чувства. Наступивший после выступления декабристов период реакции в России болезненно воспринимался им, выросшим в атмосфере ожидания благотворных социальных перемен, духовной независимости, свободомыслия, творческой раскрепощенности. — Личные переживания поэта о серости тогдашней российской действительности («и томит меня тоскою однозвучной жизни шум») и невыносимом психологическом давлении вылились в эмоциональный философский монолог:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана ?
ИЛЬ зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена ?
Но не только внешние события вызывали поэтический отклик поэта. В пронзительно остром стихотворении «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», отрывистый ритм которого точно передает нервное состояние человека, не могущего заснуть, чутко воспринимающего малейший шорох в ночной тишине, лирический герой напряженно стремится понять смысл бытия. Что означает «спящей ночи трепетанье, жизни мышья беготня»? Ночью обостряется не только восприимчивость человека к звукам, но и склонность к философствованию. Автор только ставит вопросы, не отвечая на них, но краткость и точность формулировок, наслоение вопросительных предложений убедительно передают тревожную атмосферу ночного бдения, напряженную, как пульсация крови, работу человеческого сознания, оставшегося один на один с огромным, непостижимым мирозданием:
Что ты значишь, скучный шепот?
Укоризна, или ропот
Мной утраченного дня?
От меня чего ты хочешь?
Ты зовешь или пророчишь?
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
И все же преобладающее настроение пушкинской философской лирики периода зрелости — светлая грусть по прошедшему, мудрость вечного обновления жизни. В этих стихах нет страха перед неизбежностью смерти как физического исчезновения, но есть философское осмысление разумности, высшей целесообразности жизненного процесса, его неизменности и цикличности:
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час. Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. В этих строках поражает сила человеческого духа, самообладание и мудрость автора. Стихотворение написано настолько ясным, точным языком, что кажется идущим из глубины души. Поэт достиг совершенства как духовного, так и поэтического, и поэтому стихотворение универсально, пробуждает бурю чувств и умиротворяет, воспринимается одновременно как эпитафия человечеству и как гимн его вечной юности, гармонии всего мироздания.

Философская лирика А. С. Пушкина

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема урока: Философская лирика А.С. Пушкина.

дать толкование понятию «философская лирика»;

проследить, какие философские вопросы затрагиваются в лирике А.С.Пушкина.

Дайте толкования понятиям: «философия», «философская лирика».

Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой – центральные вопросы всей русской литературы – не могли не волновать А.С. Пушкина.

Эти вопросы называют «вечными «, потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа –в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

А.С. Пушкин удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество — отражение духовного пути Человека со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом — и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х годов он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее.

Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении «Андре Шенье» (1830) восклицает:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет, толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь.

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

1. О чем размышляет поэт в стихотворении?

2. Почему он занят своими думами о скоротечности жизни, и бродя «вдоль улиц шумных», и в компании «юношей безумных», и «в многолюдном храме»?

3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.

5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

Каково отношение поэта к молодому поколению?

Почему он мечтал быть похороненным «ближе к милому пределу»?

В чем философский смысл преемственности поколений?

Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» 1835г.

Летом 1835 года А.С. Пушкин смог уехать в Михайловское, где он отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение «. Вновь я посетил. » – одно из самых ярких философских стихотворений поэта.

Пребывание в Михайловском вызвало у Александра Сергеевича волну воспоминаний о прошлом и раздумий о будущем.

Отрывок из письма А.С. Пушкина жене, Н.Н. Гончаровой:

«…нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…»

Сравните ход поэтической мысли во фрагменте письма Пушкина и в стихотворении.

Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Какова взаимосвязь природы и человека?

Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?

Как поэт решает проблему преемственности поколений?

Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?

В стихотворении поэта есть то, что отсутствует в письме. Ставится важный постулат: непрерывное обновление – закон природы.

Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник от него останется.

Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями — любовь и искусство.

Он принимает жизнь со всеми треволнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия.

Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение , хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать «в обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: