Феодосия Марины и Анастасии Цветаевых

Музей Марины и Анастасии Цветаевых в Феодосии находится в доме, где в 1913-1914 годах снимала жилье Анастасия Цветаева с сыном.

В то же время Марина Цветаева с семьей (мужем С. Эфроном и дочкой Алей) поселились на даче художника-фотографа Э. М. Редлиха на бывшей Анненской улице (ныне ул. Шмидта, 14).

Феодосия – это очень древний город, ему более 2,5 тысяч лет. Основан он был в VI веке до н. э. греческими купцами-мореходами из малоазийского города Милета.

Заложив здесь город, они дали ему название Феодосия – что в переводе обозначает «Богом данная». Город был расположен очень удобно, феодосийская бухта принимала множество кораблей из разных концов света. Город рос. Его населяли люди многих национальностей, разных конфессий.

В XIV веке город носил уже другое название Каффа, являлся центром генуэзских колоний у нас в Крыму. С 1475 года во время турецкого владычества у города было иное название – Кефе.

После присоединения Крыма к России в 1783 году городу было возвращено прежнее название Феодосия. Кстати, это единственный город в Крыму, который имеет своё первоначальное название.

Сестры Цветаевы впервые увидели Феодосию в июне 1911 года, когда они отдыхали в доме Максимилиана Волошина в Коктебеле. Волошин вместе с другими гостями привез сестер Цветаевых в Феодосию на экскурсию. Если включить воображение, то можно перенестись в город того времени. На прибрежных улицах толпы людей, говорящих на самых разных языках, пестрые национальные одежды, есть и приезжие, и местные жители.

Город многонационален. Наряду с христианскими храмами возвышаются мусульманские мечети, караимские кенассы, еврейские синагоги, дворцы, богатые дома. На улицах множество торговых лавок, маленьких магазинчиков, слышатся крики зазывал из разных лавок, вот здесь на солнце блеснули необыкновенные заморские атласные ткани, вот здесь чувствуется аромат каких-то восточных пряностей, здесь запах кофе.

В порту и на рейде стоят множество кораблей под самыми разными флагами мира. И вот в такую обстановку и попадают сестры Цветаевы, которые очень тонко воспринимают все окружающее. Сестры – поэтические натуры, и конечно, они были очарованы восточным колоритом нашего приморского города.

Анастасия Цветаева в своих «Воспоминаниях» так написала: «Это сказка из Гауфа, кусочек Константинополя… И мы поняли — Марина и я, — что Феодосия — волшебный город и что мы полюбили его навсегда». Феодосии Марина Цветаева посвятила одно из самых лирических стихотворений «Над Феодосией угас».

Для того, чтобы живо представить себе город того времени, в музее представлена копия картины известного феодосийского художника Константина Фёдоровича Богаевского. Работа под названием «Каффа» (1927). Богаевский очень любил писать Феодосию. У него множество картин, посвященных нашему городу, но в этом произведении он включил всю свою художественную фантазию и сделал из нашего города город-сказку.

Очертания холмов, расположение города не соответствует действительности. Это авторский вымысел. Константину Богаевскому хотелось превратить Феодосию в сказочный город. В полотне чувствуется что-то необычное, например: гора Митридат никогда не была такой высокой, какой ее изобразил художник.

В экспозиции помещен ряд фотографий, сделанных со старых открыток, чтобы увидеть город глазами сестер Цветаевых. Анастасия и Марина Цветаевы полюбили наш город навсегда и вспоминали его всегда. А знакомство сестер Цветаевых с Феодосией началось с Коктебеля, когда совсем юные сестры – одной было 18 лет, другой – 16 лет, приезжают в гости к поэту Максимилиану Волошину.

«Мальчиком, бегущим резво…»

Мальчиком, бегущим резво,
Я предстала Вам.
Вы посмеивались трезво
Злым моим словам:

«Шалость — жизнь мне, имя — шалость.
Смейся, кто не глуп!»
И не видели усталость
Побледневших губ.

Вас притягивали луны
Двух огромных глаз.
— Слишком розовой и юной
Я была для Вас!

Тающая легче снега,
Я была — как сталь.
Мячик, прыгнувший с разбега
Прямо на рояль,

Скрип песка под зубом, или
Стали по стеклу…
— Только Вы не уловили
Грозную стрелу

Легких слов моих, и нежность
Гнева напоказ…
— Каменную безнадежность
Всех моих проказ!

Марина Цветаева
29 мая 1913

Солнцем жилки налиты — не кровью —
На руке, коричневой уже.
Я одна с моей большой любовью
К собственной моей душе.

Жду кузнечика, считаю до ста,
Стебелек срываю и жую.
— Странно чувствовать так сильно и так просто
Мимолетность жизни — и свою.

Марина Цветаева
15 мая 1913

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Марина цветаева фотографии разных лет

Марина Цветаева (1) Marina Tsvetaeva. 1924г.
Photo, portrait

Марина Цветаева в детстве. Marina Tsvetaeva. 1893г
Марина Цветаева — фото, портреты.
Marina Tsvetaeva — photo, portrait

Далее родители Марины Цветаевой:

Иван Владимирович Цветаев. 1903. Отец Марины и Анастасии Цветаевых.
Ivan Tsvetaev

Мария Александровна Цветаева, урожденная Мейн. 1903.
Мать Марины и Анастасии Цветаевых.
Maria Tsvetaeva

Слева направо:
Анастасия Цветаева, Александра Ивановна Доброхотова, Марина Цветаева. 1903.
Marina Tsvetaeva

Слева направо:
Анастасия Цветаева, Марина Цветаева, Владислав Александрович Кобылянский. 1903.
Marina Tsvetaeva

Марина и Анастасия Цветаева в детские годы с друзьями. Нерви, 1903.
Marina Tsvetaeva

Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, 1905.
Anastasia Tsvetaeva, Marina Tsvetaeva.

Я только девочка. Мой долг
До брачного венца
Не забывать, что всюду — волк
И помнить — я овца.

Мечтать о замке золотом,
Качать, кружить, трясти
Сначала куклу, а потом
Не куклу, а почти.

В моей руке не быть мечу,
Не зазвенеть струне.
Я только девочка, — молчу.
Ах, если бы и мне

Взглянув на звёзды знать, что там
И мне звезда зажглась
И улыбаться всем глазам,
Не опуская глаз!
(М.Ц., стихи о детстве)

Марина Цветаева
Marina Tsvetaeva. 1910-е

Анастасия (слева) и Марина Цветаевы.
Anastasia Tsvetaeva, Marina Tsvetaeva. Москва, 1911г.

Марина Цветаева. Marina Tsvetaeva. Коктебель, 1911г.

Марина Цветаева (4). Marina Tsvetaeva. Коктебель, 1911г

Слева направо: (сидит) И.О. Волошина, Анастасия Цветаева,
Марина Цветаева (стоит). Коктебель, 1911г.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Коктебель, 1911
Sergey Efron Marina Tsvetaeva.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Москва, 1911
Sergey Efron Marina Tsvetaeva.

Сергей Яковлевич Эфрон
родился 26 сентября 1893 в Москве;
репрессирован, расстрелян 16 августа 1941 в Москве.
Русский публицист, литератор, офицер Белой армии,
марковец, первопоходник, агент НКВД.

Сергей Эфрон (муж Марины) и Марина Цветаева.
Sergey Efron Marina Tsvetaeva. 1912г.

Анастасия Цветаева (слева), Николай Миронов, Марина Цветаева. 1912.
Николай Миронов — безумная и неугасимая любовь Анастасии Цветаевой
Anastasia Tsvetaeva, Nikolay Mironov, Marina Tsvetaeva, 1912г.

Марина Цветаева 1912. Marina Tsvetaeva.

На переднем плане слева направо: Сергей Эфрон, Марина Цветаева, Владимир Соколов.
Коктебель, 1913.

Слева направо: Елена Оттобальдовна Волошина,
Вера Эфрон, Сергей Эфрон, Марина Цветаева,
Елизавета Эфрон, Владимир Соколов, Мария Кудашева,
Михаил Фельдштейн, Леонид Фейнберг.

Коктебель, 1913.

Марина Цветаева (слева) и М.П. Кювилье (Кудашева).
Коктебель, 1913

Марина Цветаева (6)
Marina Tsvetaeva. 1913.

Солнцем жилки нАлиты — не кровью —
На руке, коричневой уже.
Я одна с моей большой любовью
К собственной моей душе.

Жду кузнечика, считаю до ста,
Стебелек срываю и жую.
— Странно чувствовать так сильно и так просто
Мимолетность жизни — и свою.

Слева направо: Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева.
Москва, Трехпрудный переулок, 8.
1913.

Марина Цветаева .
Marina Tsvetaeva. 1914.

Цветок к груди приколот,
Кто приколол — не помню.
Ненасытим мой голод
На грусть, на страсть, на смерть.

Виолончелью, скрипом
Дверей, и звоном рюмок,
И лязгом шпор, и криком
Вечерних поездов.

Выстрелом на охоте
И бубенцами троек —
Зовете вы, зовете,
Нелюбленные мной!

Но есть еще услада:
Я жду того, кто первый
Поймет меня, как надо —
И выстрелит в упор.

Марина Цветаева (2) 1914.
Marina Tsvetaeva.

Марина Цветаева (3) 1914.
Marina Tsvetaeva.

Марина (слева) и Анастасия Цветаевы. Феодосия, 1914.
Marina Tsvetaeva. Anastasia Tsvetaeva.

Марина Цветаева Феодосия, 1914.
Marina Tsvetaeva.

Доблесть и девственность! — Сей союз
Древен и дивен как смерть и слава.
Красною кровью своей клянусь
И головою своей кудрявой —

Ноши не будет у этих плеч,
Кроме божественной ноши — Мира!
Нежную руку кладу на меч:
На лебединую шею Лиры.

Марина Цветаева (9) Marina Tsvetaeva.

Так, высоко запрокинув лоб,
— Русь молодая! — Слушай! —
Опровергаю лихой поклеп
На Красоту и Душу.

Над кабаком, где грехи, гроши,
Кровь, вероломство, дыры —
Встань, Триединство моей души:
Лилия — Лебедь — Лира!

Марина Цветаева (10) Marina Tsvetaeva.

Марина Цветаева. Marina Tsvetaeva. 23 августа 1922.

Слева крайняя — Марина Цветаева.
Сзади стоит слева — Сергей Эфрон. Справа — Константин Родзевич.
Прага, 1923.

Марина Цветаева. Marina Tsvetaeva.
Чехия, 1924.

Марина Цветаева. Marina Tsvetaeva.
Чехия, 1925.

Марина Цветаева. Marina Tsvetaeva. 1930-е годы.

Марина Цветаева. Marina Tsvetaeva. Савойя, 1930.

Марина Ивановна Цветаева (11)
Marina Tsvetaeva.

Марина Цветаева (слева).
Marina Tsvetaeva. 1935.

Марина Ивановна Цветаева.
Marina Tsvetaeva. 1939.

Марина Цветаева (12)
Marina Tsvetaeva.

Марина Цветаева. Marina Tsvetaeva.
Зима, Голицыно, 1940.

Сестра Марины — Анастасия Цветаева. 1905.

Сестра Марины — Анастасия Цветаева.
Коктебель, 1911.

Первый муж Анастасии — Борис Сергеевич Трухачев (1893 — 1919).
1911.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА

КОНЬКОБЕЖЦЫ
Асе и Борису

Башлык откинула на плечи:
Смешно кататься в башлыке!
Смеётся, — разве на катке
Бывают роковые встречи?

Смеясь над «встречей роковой»,
Светло сверкают два алмаза,
Два широко раскрытых глаза
Из-под опушки меховой.

Всё удаётся, все фигуры!
Ах, эта музыка и лёд!
И как легко её ведёт
Её товарищ белокурый.

Уж двадцать пять кругов подряд
Они летят по синей глади.
Ах, из-под шапки эти пряди!
Ах, исподлобья этот взгляд!

Поникли узенькие плечи
Её, что мчалась налегке.
Ошиблась, Ася: на катке
Бывают роковые встречи!

Сестра Марины — Анастасия Цветаева.
1911.

АНАСТАСИЯ ЦВЕТАЕВА — СТИХИ

Моей сестре Марине

Гармоники неистовые звуки
Опять уже кого-то вводят в грех.
Каких свиданий и какой разлуки
Протянутые без надежды руки,
Печаль лихая, жалобящийся смех?

Как будто снова вечер, вечерницы,
Иль русского селенья хоровод.
Девчата, парубки! Плясать и веселиться
Опять кому-то уж пришел черед!

О ритм младого, чуждого веселья,
Как ты давно мне надрываешь грудь,
На миг свою приоткрываю «келью»
Пытаюсь человеком стать, вдохнуть
Вот этот ритм, как там его вдыхают,
«по за бараками», в душевной простоте.

Но уже что-то вздох мой прерывает —
Не веселит мой дух и не смиряет —
Неутешимо, в полной немоте
Стою, терзаема своей судьбою,

Встречая лбом девятый вал тоски, —
А там гармоника как с перепою.
Марина! Свидимся ли мы с тобою
Иль будем врозь — до гробовой доски?

1939 г.
©Анастасия Цветаева, стихи. Anastasia Tsvetaeva

Анастасия Цветаева (слева) и Ариадна Эфрон (дочь Марины Цветаевой).
1960-е годы.

Анастасия Цветаева в доме Марины. Печаль.

Анастасия Ивановна Цветаева

Анастасия Ивановна Цветаева. Anastasia Tsvetaeva.

Анастасия Ивановна Цветаева (2) Anastasia Tsvetaeva.

Обложка книги Анастасии Цветаевой «Воспоминания»,
изданной в 2005: Марина и Анастасия Цветаевы

Скан сделан с иллюстраций книг:
Анна Саакянц «Марина Цветаева» («Советский писатель», 1986);
Марина Цветаева — стихотворения и поэмы («Советский писатель — Ленинградское отделение, 1990);
Анастасия Цветаева «Воспоминания» («Изографъ» — Журналист, 2005)

Марина цветаева фотографии разных лет

Марина Цветаева. Ок. 1893 года

Анастасия и Марина Цветаевы. 1905 год

Марина Цветаева. Начало 1910-х годов

Сергей Эфрон и Марина Цветаева. 1911 год

Марина Цветаева. Коктебель. 1911 год

Марина Цветаева. Коктебель. 1911 год

Марина Цветаева. Коктебель, лето 1913 года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева с сыном Георгием (Муром). 191? год

Марина Цветаева с сыном Георгием (Муром). 191? год

Марина Цветаева с дочерью Алей. Москва, 1916 год

Марина Цветаева. Ок. 1917 года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. 1922 год

Марина Цветаева. Чехия. 1924-25 год

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Аля Эфрон, Мур, Марина Цветаева. Фавьер. 1935 год

Марина Цветаева и сын Георгий (Мур) Эфрон. Фавьер. 1935 год

Марина Цветаева. Фото 19?? года

Марина Цветаева. Москва. 1939 год

Марина Цветаева. Голицыно. 1940-е годы

Марина Цветаева, Лидия Либединская, Алексей Кручёных, Георгий (Мур) Эфрон. Кусково. 18 июня 1941

Петропавловское кладбище Елабуги, где была похоронена Марина Цветаева

Петропавловское кладбище Елабуги, где была похоронена Марина Цветаева

Могила Цветаевой на Петропавловском кладбище Елабуги. Место, где стоит памятник, приблизительное, основанное на воспоминаниях очевидцев

Марина цветаева фотографии разных лет

Литературный вечер

«Душа России – Марина Цветаева»

Если душа родилась крылатой…

Оформление: фотографии М. Цветаевой разных лет

Действующие лица: чтецы; 1-й ведущий; 2-й ведущий; 3-й ведущий; 4-й ведущий; Пушкин; Дантес; секундант

1-й чтец (стихотворение М. Цветаевой «Я тебя отвоюю у всех земель…»)

1-й ведущий: «Бывают разные сближенья…» Хотя что же странного в том, что из всех поэтов, русских и зарубежных, классиков и современников, Марина Цветаева отвела в своей жизни особую роль и особое место именно Пушкину?

1-й чтец (стихотворение «Встреча с Пушкиным»)

2-й ведущий: В центре существования Марины Цветаевой была поэзия, и в ней – непреходящая величина – Пушкин.

1-й ведущий: «Мой Пушкин». Так назвала она одно из своих эссе-воспоминаний. Местоимение «мой» в сочетании с именем великого поэта показалось многим современникам М. Цветаевой вызывающим, было воспринято как притязание на единоличное владение и единственно верное толкование.

2-й ведущий: Между тем М. Цветаева преследовала совсем иную цель: она не отнимала Пушкина у остальных, ей просто хотелось, чтобы они увидели Пушкина её глазами – «глазами любящих».

1-й ведущий: У М. Цветаевой есть цикл стихотворений, приуроченный к столетию со дня гибели поэта, — «Стихи к Пушкину». Однако меньше всего они похожи на юбилейные: «страшно резкие», «страшно вольные», они «ничего общего с канонизированным Пушкиным не имеют и все имеют – обратное канону».

2-й чтец (стихотворение «Преодоленье косности русской…»

1-й ведущий: М. Цветаева – поэт оригинальный, страстный и мятежный. Притягательная сила бунтарских стихий, счастье и горечь противостояния, упоительная власть слова открылись ей ещё в детстве. Но ещё раньше – до слова – она полюбила Пушкина. Увидев его на картине убитым, она поделила мир на «всех» и Пушкина, на «других» и поэта – и выбрала Пушкина, поэта.

2-й ведущий: М. Цветаева острее большинства чувствовала непревзойдённость его гения и уникальность личности, но, при этом, самым отличительным в её отношении к Пушкину была свобода, любовь – лишённая подобострастия, — на равных, глаза в глаза.

3-й чтец (стихотворение «Вся его наука…»)

1-й ведущий: «Друг другу чужды по судьбе, Они родня по вдохновенью», — писал А. Пушкин о поэтах. М. Цветаева была поэт, и как поэт соучаствовала в пушкинском «стрясении», в преодоленье немоты, в обретении слова.

4-й чтец (стихотворение А. Пушкина «Стихи, писанные ночью во время бессонницы»)

2-й ведущий: Пушкин М. Цветаевой – живой Пушкин. Первое, что маленькая, ещё не умеющая читать Марина поняла о нём, это то, что Пушкин был негр. У Пушкина были бакенбарды. У Пушкина были волосы вверх и губы наружу, и чёрные, с синими белками, как у щенка, глаза – чёрные вопреки явной светлоглазости многочисленных портретов (раз – чёрные)

5-й чтец (стихотворение А. Пушкина «Моя родословная»)

6-й чтец (стихотворение М. Цветаевой «Пётр и Пушкин»)

1-й ведущий: «Чёрного не перекрасить в белого – неисправим!» – писала Цветаева о Ганнибаловом правнуке – русском поэте. Для неё эта связь значила гораздо больше, нежели для кого-либо другого.

2-й ведущий: Няня водила Марину гулять на Тверской бульвар, и памятник А. Пушкину, тот, что на Тверском, был конечным пунктом их прогулочного маршрута. У неё была маленькая фарфоровая куколка, и вот эту куколку она любила приставлять к подножию памятника и мысленно отсчитывать, сколько таких куколок уместится в нём.

1-й ведущий: Таким образом, памятник А. Пушкину стал первой встречей М. Цветаевой с чёрным и белым: такой чёрный! Такая белая! И так как чёрный был гигантом, а белая – комической фигуркой, и надо было выбирать, она выбрала чёрного, а не белого: чёрную душу, чёрную долю, чёрную жизнь.

7-й чтец (стихотворение «Роландов рог»)

2-й ведущий: Выбрав чёрного, Цветаева готова была защищать его – себя – поэта от всех: от толпы, от времени, яростней всего же, непримиримей всего – от тех, кого М. Цветаева пренебрежительно именовала «пушкиньянцами», кто пушкинское «чувство моря, о гранит бьющегося» пытался подменить пресловутым чувством меры.

1-й ведущий: М. Цветаева со всей её бескомпромиссностью, безудержностью, страстностью, «невписанностью в окоем» восставала против всех лицемеров тогда и теперь.

8-й чтец (стихотворение «Бич жандармов, бог студентов…»)

2-й ведущий: Более всего остального Цветаева ценила в Пушкине его внутреннюю свободу. Ничей слуга. Никому не раб.

1-й ведущий: Тут нужен был «пушкинский мускул» – «мускул полёта, бега, борьбы» «на кашалотьей туше судьбы».

3-й ведущий: Год 1836 – последний год жизни А. Пушкина. Это был горький год. Мать – Надежда Осиповна – опасно больна. Денежные дела плохи, как никогда.

4-й ведущий: Господи боже мой, вот уж четвёртый месяц живу в Петербурге, таскаюсь по всем передним, а до сих пор не могу получить места.

3-й ведущий: Знаешь ли что? Издай альманах.

4-й ведущий: Как так?

3-й ведущий: А вот как: выпроси у наших литераторов по нескольку пьес, кое-что перепечатай сам. Выдумай заглавие, закажи в долг виньетку и тисни с богом.

4-й ведущий: Теперь же самому Пушкину приходилось думать, как с помощью журнала выпутаться из долгов.

3-й ведущий: «А. Пушкин на веку своём написал несколько острых и бойких журналистских статей, но журнальное дело было не его делом»

4-й ведущий: «Современник» продавался хуже некуда. В. Белинский ругал журнал, говорил о падении таланта А. Пушкина. С нелестным отзывом о «Современнике» выступил и кумир юности поэта – П. Чаадаев»

3-й ведущий: Между тем деньги, полученные за первую книжку, пошли на уплату неотложных долгов, в том числе на покрытие расходов, связанных с похоронами Надежды Осиповны. Кредиторы атаковали беспрестанно.

4-й ведущий: И всё же не это занимало больше всего мысли Пушкина. История с Жоржем Дантесом продолжалась и, кажется, близилась к развязке.

Инсценировка бала пушкинских времён, на котором Н. Гончарова с Ж. Дантесом исполняют мазурку

4-й ведущий: К Наталье Гончаровой Цветаева относилась недвусмысленно: «Было в ней одно: красавица, только красавица, просто красавица». Это определение в устах Цветаевой звучало и как приговор: виновата, и как оправдание: без вины, ибо от «просто красавицы» можно ли было ожидать возвышенности ума и тонкости чувств?

10-й чтец (стихотворение «Счастие или грусть…»)

3-й ведущий: В одном из своих эссе Цветаева трактует брак Пушкина с Н. Гончаровой как исполнение судьбы. Она пишет: «Гончарову, не любившую, он взял уже с Дантесом в придачу, то есть с собственной смертью»

Инсценировка дуэли Пушкина с Дантесом

4-й ведущий: Отношения Пушкина с государем всегда были противоречивы. Даже перед смертью поэта монарх не оставил его своими милостями. В письме Николай говорил: «Если Бог не велит нам более увидеться, прими моё прощение. О жене и детях не беспокойся: я их беру на своё попечение»

Чтец (стихотворение «Поэт и царь»)

3-й ведущий: Отпевание предполагалось в Исаакиевской церкви. Однако ночью гроб с телом был перенесён и поставлен в Конюшенной церкви. Объявили, что эта мера была принята «в видах обеспечения общественной безопасности»

Чтец (стихотворение «Нет, бил барабан перед смутным полком…»

4-й ведущий: Из дневника А.В. Никитенко: «Похороны Пушкина. Это были действительно народные похороны…Тут же, по обыкновению, были и нелепейшие распоряжения…В университете получено строгое предписание, чтобы профессора не отлучались от своих кафедр и студенты присутствовали бы на лекциях…Русские не могут оплакивать своего согражданина, сделавшего им честь своим существованием…»

Чтец (стихотворение «Народоправству, свалившему трон…»)

3-й ведущий: Проститься с Пушкиным пришло более 20 000 человек. Вся площадь была запружена огромной толпой, которая устремилась в церковь, как только кончилось богослужение. Один из никому не известных молодых людей, по свидетельству Софьи Николаевны Карамзиной, сказал Россету: «Видите ли, Пушкин ошибался, когда думал, что потерял свою народность: она вся тут»

1-й чтец (стихотворение А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2-й чтец (стихотворение А. Пушкина «Что в имени тебе моём…»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector