Реферат на тему: Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)

Реферат на тему: Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Очерк жизни и творчества

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Из истории изучения творчества Ф.М. Достоевского Глубинное своеобразие религиозно-философской проблематики и художественный методологии Достоевского еще при его жизни встречало непонимание со стороны критиков, исследователей и читателей. «Преступление и наказание» или «Бесы» нередко оценивались как тенденциозные произведения, направленные против разночинной молодежи и передовых идей, а в «Братьях Карамазовых» находилось чрезмерное обилие «лампадного масла» и «психиатрической истерики», «эпилептически судорожное» восприятие действительности. Многим казалась безрассудной и неприемлемой критика Достоевским всего «прогрессивного» (права, социализма, товарно-денежных отношений, технических «чудес» и т.п.). «Жесток талант» (Н.К. Михайловский», «больные люди» (П.Н. Ткачев) — подобные определения писателя и его персонажей нередко можно было встретить на страницах журналов и газет. И даже И.С. Тургенев сравнивал Достоевского с маркизом де Садом, любителем «развратной неги», «изысканных мук и страданий», как бы прокладывая русло для последующего неправомерного отождествления автора и его героев. После кончины писателя наметилось стремление к адекватному и систематическому изложению основ его мировоззрения и творчества, прежде всего в «Трех речах в память Достоевского» (1883) В.С. Соловьева. В конце XIX и начале ХХ вв. философская, историософская и нравственная проблематика его романов привлекла к себе пристальный интерес крупных русских мыслителей (В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Вяч.И. Иванов, Н.А. Бердяев, Л.С. Шестов и др.), для многих из которых творчество Достоевского стало важной вехой на пути «от марксизма к идеализму» и создавало методологическую основу для собственных построений. В трудах представителей религиозно-философского ренессанса его произведения обретали присущие им духовное измерение и метафизическую глубину и вместе с тем порою подвергались субъективизированным интерпретациям, подверстывались под собственные теоретические установки и практические задачи «нового религиозного сознания» (Н.А. Бердяев), «третьего завета» (Д.С. Мережковский), «второго измерения мышления»(Л.И. Шестов) и т.п. Значительную роль в постижении творчества Достоевского сыграла впервые опубликованная в 1929 г. книга М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», в которой подчеркивалась принципиальная незавершенность и диалогическая открытость художественного мира писателя, множественность неслиянных «голосов» и точек зрения в его произведениях. Однако было бы неправомерно вслед за автором «Проблем поэтики Достоевского» заключать, будто все идеологические позиции одинаково авторитетны в произведениях писателя, что кругозоры героев, например, Ивана Карамазова или великого инквизитора, Алеши Карамазова или Зосимы, несмотря на подчас противоположные нравственные доминанты, равноправны и находятся в одной плоскости диалогического сосуществования. Признавая правду того же Ивана и великого инквизитора, давая абсолютную свободу их «голосам», сам автор оказывается на стороне Зосимы и Алеши, о чем свидетельствует как замысел «Братьев Карамазовых», так и его реальное воплощение.

Испытание казнью стало решающим моментом в судьбе Достоевского, заставяло задуматься о прожитых годах и значении как бы второго рождения. В тот же день, через несколько часов, он писал брату Михаилу: «Как оглянусь на прошедшее, да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неуменье жить; как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — так кровью обливается сердце мое. Жизнь — дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья Теперь, переменяя жизнь, перерождаюсь в новую форму Я перерожусь к лучшему. Вот вся надежда моя, все утешение мое». (Полн. Собр. соч. в 30 т. Т. 28 (кн. 1). Л., 1985, с. 164 (далее ссылки на это издание, обозначаемое римской цифрой I даются в тексте с указанием тома и страницы)По дороге в Омский острог, где Достоевский отбывал ссылку с 1850 по 1854 г., в Тобольске произошла важная для него встреча с женами декабристов П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьевой, Н.Д. Фонвизиной («что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением»). Они подарили ему Евангелие, которое было «единственным чтением» на каторге, с которым он затем никогда не расставался и которое стало, так сказать, метафизической основой его позднего творчества. Каторжный опыт («был похоронен живой и зарыт в гробу»; «между разбойниками отличил наконец людей есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото») непосредственно отразиться в «Записках из Мертвого дома». В январе 1854 г. Достоевского зачислили рядовым 7-го линейного батальона в Семипалатинске, в ноябре 1855 г. произвели в унтер-офицеры и в октябре 1856 г. — в прапорщики, а весной 1857 г. ему возвратили потомственное дворянство и право печататься. В марте 1859 г. он был уволен «по болезни» в отставку в чине подпоручика, получил разрешение жить сначала в Твери и уже к концу года переехал в Петербург. К этому времени он был женат на вдове М.Д. Исаевой, с которой в 1857 г. венчался в Кузнецке. После возвращения в северную столицу Достоевский возобновляет писательскую, а также начинает журнальную и редакторскую деятельность. В 1862 г. он впервые выехал за границу и посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В 1864 г. в его личной жизни происходят тяжелые утраты — умирают брат Михаил и жена М.Д. Исаева. В 1866 г. он прибегает к помощи стенографистки А.Г. Сниткиной работе над романом «Игрок», в котором отразились его европейские впечатления, увлечение молодой писательницей А.П. Сусловой и рулеткой. Женившись на Сниткиной в следующем году, Достоевский обрел преданного друга и помощника и полнокровное семейное счастье. В 1868 — 1871 гг. они живут за границей, где у них рождаются дочери Софья (умерла через три месяца после рождения) и Любовь. Уже после приезда в Россию в семье Достоевских в 1871 и 1875 гг. появляются сыновья Федор и Алексей. Последний скончался в трехлетнем возрасте от эпилепсии, и переживания отца от его смерти отразились в «Братьях Карамазовых». С 1872 г. местом постоянного летнего пребывания семьи Достоевских становится Старая Русса, где в 1876 г. они приобретают собственный дом. В 1872 г. Достоевский берет на себя редакторство газеты-журнала «Гражданин» по просьбе издателя В.П. Мещерского, поддержанной Ф.И. Тютчевым и А.Н. Майковым. В 1873 г. в «Гражданине» он частично осуществил дорогую для него идею «Дневника писателя», с помощью которого можно было непосредственно общаться с читателями и обсуждать злободневные политические, идеологические, общественные, литературные, нравственные и иные темы. В 1874 г. он оставляет редакторство, хотя продолжает сотрудничать с «Гражданином» и позднее. С середины 70-х гг. восстановились отношения Достоевского с М Е.

Поэтому неудивительно, что вопросы «что делать?» или «кто виноват?», задававшиеся, как известно, не только Н.Г. Чернышевским или В.И. Лениным, Л.Н. Толстым или А.И. Герценом, но и волновавшие умы ведущих героев-идеологов Достоевского, получали на практике неудовлетворительные ответы, ибо они ставились и решались в границах не только не преображенной, но все более темной основы человеческой природы. В своих главных произведениях Достоевский последовательно раскрывал, что и «лекаря социалисты» и проповедники «разумного эгоизма» и иных подобных идей оказывались в положении слепых поводырей, не способных увидеть скрытое иррациональное содержание рассудочных теорий, подспудные болезни здравого смысла, опасную активность невменяемого по отношению к собственной ограниченности разума, утопичность любых социальных преобразований при опоре на безумно-эгоистические начала деятельности людей. Автор «Записок из подполья» устами своего героя-парадоксалиста утверждает свободу как глубочайший метафизический корень, основную ценность и одновременно самый крупный камень преткновения в жизнедеятельности людей: Свое собственное вольное и свободное хотение, свой собственный, хотя бы и самый дикий каприз, своя фантазия, раздраженная иногда хоть бы даже до сумасшествия, — вот это-то все и есть та самая, пропущенная, самая выгодная выгода, которая ни под какую классификацию не подходит и от которой все системы и теории постоянно разлетаются к черту. И с чего это взяли все эти мудрецы, что человеку надо какого-то нормального, какого-то добродетельного хотения? С чего это непременно вообразили они, что человеку надо непременно благоразумно выгодного хотения? Человеку надо — одного только самостоятельного хотения, чего бы эта самостоятельность ни стоила и к чему бы ни привела». Свой изощренной диалектикой и практическими действиями идеолог «подполья» как бы демонстрирует универсальные качества непросветленного человеческого сознания и «фантастичность» волеизъявлений «самостоятельного хотения», причудливые «капризы» которого способны разламывать изнутри упорядоченность всяческих рационалистических схем и рассудочных выгод, регламентированность социалистического муравейника или комфорт капиталистического дворца: «А что, господа, не столкнуть ли нам все это благоразумие с одного разу, ногой, прахом, единственно с тою целью, чтоб все эти логарфимы отправились к черту и чтоб нам опять по своей глупой воле пожить» (II, 4, 469) По Достоевскому, глупость и злость воли «гордого человека», доходящие в предельном выражении до «любовного» культивирования своего «подполья», самообожествления, богоборчества и сатанинских дерзаний («все позволено»), излечиваются лишь благодатной помощью на пути сознательного преодоления собственного подполья и свободной любви к Богу и ближнему, движения к «святому». Поэтому в художественном мире писателя нет, как в традиционном реализме, промежуточных «средних типов», почти все его герои с их сложностью и противоречивостью, непредсказуемостью и нюансированностью проявляют крайние следствия либо причастности, либо непричастности к противоположным началам в трагедии человеческой свободы.

Миф, имея собственную логику саморазвития, диктовал правила повседневной жизни и законы творчества мыслителю-художнику Толстому. Граф Толстой свой личный миф хотел сделать абсолютной мифологией, совершив с помощью собственного художественного гения первую в России революцию воображения. Философия человека Ф.М.Достоевского Ф.М. Достоевского (1821-1881) невозможно уложить ни в какую философскую концепцию о человеке, жизни и мире, в том числе и в христианскую догматику. Достоевский, как и Толстой, не был ни с кем: ни с «передовым» Западом, которому он, как и Ницше, предсказывал деградацию, ни с русской православной церковью. Его знаменитая пушкинская речь может быть истолкована и как отчаянная попытка уверовать во Христа, и как триумф веры. Место, которое занимает Достоевский в истории мировой культуры, по-разному оценивается исследователями его творчества: — заступник «униженных и оскорбленных» (Н.А.Добролюбов); — пророк русской революции (Дм.С.Мережковский); — больная совесть русского народа (М. Горький); — жертва эдипова комплекса (3

Фёдор Михайлович Достоевский

Фёдор Михайлович Достоевский

11 ноября (30 октября по старому стилю) 1821 года — дата рождения.

1834-1837 года — учёба братьев Фёдора и Михаила в пансионе Л.И.Чермака.

Зима 1837 года — время смерти матери Достоевского и А.С.Пушкина.

16 января 1838 год — поступление в Инженерное училище.

Начало лета 1839 года — смерть отца Достоевского.

12 августа 1843 года — окончание Инженерного училища.

Июнь-июль 1844 года — в 6 и 7 книжках «Репертуара и Пантеона» напечатана повесть Бальзака «Евгения Гранде» в переводе Достоевского.

Май 1845 год — написан роман «Бедные люди».

Конец 1845 года — написан рассказ «Двойник».

Март 1846 год — знакомство с Буташевичем-Петрашевским.

Октябрь 1846 года — написана повесть «Господин Прохарчин».

Весна 1847 года — становится постоянным членом кружка петрашевцев.

Декабрь 1847 год — написана повесть «Хозяйка».

1848 год — написан роман «Белые ночи».

1849 год — написан роман «Неточка Незванова».

23 апреля 1849 года заключён под стражу.

22 декабря 1849 года состоялся «расстрел» Достоевского.

23 января 1850 год — прибытие и заключение в омский острог.

Февраль 1854 года Достоевского определяют рядовым в Семипалатинский батальон.

Осень 1854 года — знакомство Достоевского с областным прокурором Врангелем А.Е.

1 октября 1856 года — производство в офицеры.

6 февраля 1857 года — Достоевский венчается с М.Д.Исаевой в городе Кузнецк.

Вторая половина декабря 1859 года — Достоевский после ссылки возвращается в Санкт-Петербург.

1859 год — дописаны «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели».

1860 год — написан «Записки из Мёртвого дома».

1860 год — в Москве выходит первое собрание сочинений Достоевского в 2 томах, изданное П.А.Основским.

Январь 1861 года — выходит первый номер журнала «Время».

В первых номерах «Времени» печатается «Униженные и оскорблённые».

1861 год — закончено произведение «Записки из Мёртвого дома».

1861 год — знакомство с А.П.Сусловой.

Лето 1862 года — Достоевский проводит в европейских странах.

Апрель 1863 года — журнал «Время» закрыт цезурой.

1863 год — выпускается цикл произведений «Зимние заметки о летних впечатлениях».

Август-октябрь 1863 года — Достоевский проводит в Европе вместе с А.Сусловой.

1864 год — пишет «Записки из подполья».

Март 1864 год — начинает выходить журнал «Эпоха».

15 апреля 1864 года умирает в Москве первая жена Достоевского Мария Дмитриевна.

10 июля 1864 года в Павловске умер Михаил Достоевский.

Февраль 1865 года — закрывается журнал «Эпоха».

1865 год — написан «Необыкновенное событие, или пассаж в пассаже.

Июль-октябрь 1865 года — Достоевский проводит за границей.

Ноябрь 1866 года — написан «Игрок».

15 февраля 1867 год — женится на А.Г.Сниткиной.

1867-1871 годы — Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская проводят за границей.

24 мая 1867 — в Женеве умирает трёхмесячная дочь Достоевских София.

1867 год — написан роман «Преступление и наказание».

1868 год — в журнале «Русский вестник» был опубликован «Идиот».

14 сентября 1869 года — в Дрездене родилась дочь Достоевского Люба.

1870 год — написана повесть «Вечный муж».

16 июля 1871 года — родился сын Фёдор.

1872 год — окончен роман «Бесы».

C лета 1872 года -Достоевские каждое лето проводят в Старой Руссе

1873-1874 годы — Достоевский редактор еженедельника «Гражданин» и там же читатели узнают о «Дневнике писателя».

С января 1875 года — в «Отечественных записках» начинает печататься «Подросток».

12 августа 1875 года — У Достоевских появился на свет сын Алексей, который умер через три года от эпилепсии.

В ноябрьском выпуске «Дневника писателя» за 1876 год печатается рассказ «Кроткая».

2 декабря 1877 года — Достоевского избирают в члены-корреспонденты Академии наук по отделению русского языка и словесности.

30 декабря 1877 года — Достоевский произносит речь на похоронах Некрасова.

1880 год — закончен роман «Братья Карамазовы».

8 июня 1880 года — Достоевский произносит речь о Пушкине.

28 января 1881 года — кончина писателя.

1 февраля — погребение Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Подготовил Сергей Голубев

Завершение формирования индустриального общества в Германия в 1871-1914 гг.
РЕФЕРАТ на тему: «Завершение формирования индустриального общества в Германия в 1871-1914 гг.» 1.

Бисер Киров
Бисер Киров Бисер Киров — самый популярный болгарин в СССР (в современности уступивший место Киркорову). Бисер родился 4 сентября 1942 года в Софии. С детских лет обучался игре на гитаре и альте. Окончил школу №22.

Розов Виктор Сергеевич
Розов Виктор Сергеевич Президент Российской академии театрального искусства, лауреат Государственной премии, академик Российской академии словесности Родился 21 августа 1913 года в городе Ярославле. Отец — Розов Сергей.

Эдуард Успенский
Эдуард Успенский Эдуард Николаевич Успенский родился в22декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься.

Каверин В.А.
Каверин В.А. Каверин Вениамин Александрович (1902 — 1989), прозаик. Родился 6 апреля (19 н.с.) во Пскове в семье музыканта. В 1912 поступил в псковскую гимназию. «Друг моего старшего брата Ю. Тынянов.

Иванов Вячеслав Иванович
Иванов Вячеслав Иванович Годы жизни: 28.02.1866 — 16.07.1949 Иванов Вяч. И. Портрет работы К.Ф. Юона Родился в Москве. Отец — мелкий служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 г. Мать была.

Магомет Ахтаханов (1893-1920)
Магомет Ахтаханов (1893-1920) Он стал первым врачом-чеченцем в начале прошлого века. Каким талантом был наделен ребенок в бедной крестьянской семье в селе Гойты чтобы к семи годам быть подготовленным к гимназии.

Раушенбах Борис Викторович
Раушенбах Борис Викторович Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Российской академии наук А.С.Пушкин писал: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю. » Не трепещу и не.

Федоров В.
Федоров В. Василий Федоров (1918-1984) От автора «Родился я в городе Кемерово в 1918 году не то 23 февраля, не то 7 марта. При получении паспорта на мой запрос мне выслали метрику с мартовской.

Великие реформы 60-70-х годов XIX века. Александр II
ИСТОРИЯ РОССИИ РЕФЕРАТ Великие реформы 60-70-х годов XIX века. Александр II. .

Ивнев Р.
Ивнев Р. Рюрик Ивнев. Наст. имя — Михаил Александрович Ковалев. Годы жизни: 1891-1981 Рюрик Ивнев родился в Тифлисе 11 февраля 1891 года (по старому стилю) в дворянской семье. Его отец, А.С.

«Белые ночи», анализ повести Достоевского

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева «Цветок»:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего.

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя — поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода». В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека». Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами», а последняя – «Утро». Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» — красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма». Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

Ф. М. Достоевский «Белые ночи»

Тип обложки: мягкая

Формат: 84×108/32 (130×200 мм)

Иллюстрации на обложке и внутренние иллюстрации Ю. К. Бажанова.

  1. Федор Михайлович Достоевский. Белые ночи (роман), стр. 3-52
  2. Федор Михайлович Достоевский. Рассказы
    1. Федор Михайлович Достоевский. Елка и свадьба (Из записок неизвестного) , стр. 54-61
    2. Федор Михайлович Достоевский. Дядюшкин сон (Из мордасовских летописей) , стр. 62-186
    3. Федор Михайлович Достоевский. Кроткая. Фантастический рассказ , стр. 187-224

Доп. тираж (1987 г.) — 100000 экз.

Информация об издании предоставлена: rvv (по доп. тиражу)

  • Мои книги: классическая литература (1 человек)
  • Мои книги (1 человек)

Авторы по алфавиту:

28 февраля 2020 г.

27 февраля 2020 г.

26 февраля 2020 г.

25 февраля 2020 г.

24 февраля 2020 г.

Сайт защищен технологией reCAPTCHA используемой в соответствии с Политикой конфиденциальности и Условиями использования корпорации Google.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Книжные полки