Художественный мир Федора Михайловича Достоевского

Лучший романист мирового значения и классик русской литературы, таковым является Федор Михайлович Достоевский. Родился писатель в 1821 году. Местом рождения стала сильная русская Москва. Творения Федора Михайловича занимают высокое место в истории литературного мира.

Художественное творчество Достоевского отражает не эпичность спокойствия, а целостность, разорванную хаотичность нехватки твердых основ. Внимание писателя присутствует в формах кризиса общественности и судьбе человека – эти элементы отражены в его произведениях. Постоянные

Критика художественного мира Федора Михайловича, на начальном этапе, опиралась на творчестве его литературных предшественников. Это были знаменитые писатели и поэты – Пушкин, Лермонтов, Герцен и Гоголь. Анализ произведений Достоевского выявил доказательства того, что самый бедный человек вопреки всем преградам, может стать главенствующей личностью. Окунуться в мир писателя

Выходят в свет огромные литературные творения Достоевского, которые досконально показывают его творческое и жизненное кредо. Изменения касаются проблем, связанных с фантастикой образов героев произведений. Литературоведы долго спорили о том, что выдуманный мир это неправильно, и противоречит всем жизненным канонам. Но писатель не останавливается, и создает новые творения, которые ясно отражают мораль скепсис русского народа.

Самые известные произведения Достоевского: «Подросток», «Бесы», «Преступление и наказание», выразили нравственный и социальный взгляд писателя. Художественный мир показывает противоречие реальности и общественного мнения в период распада социальных групп.

Ключевой фундамент Достоевского – переживания, трагедия ущемленных людей. Итог размышлений выражен в том, что приложив усилия, человек может достичь невероятных успехов в жизни. Изображая двусмысленность правил и стандартов, Федор Михайлович Достоевский показывает оптимальные решения, которые должен принять каждый человек.

Биография Достоевского Фёдора Михайловича

Биография Достоевского Фёдора Михайловича

Биография, история жизни Достоевского Фёдора Михайловича

По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещенного московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя серпуховского и боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал села Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Досто́ева в Пинском повете. Отсюда и «Досто́евские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана — польского дворянского герба. Отец Достоевского много пил и был чрезвычайно жесток. «Мой дед Михаил, — сообщает Любовь Достоевская, — обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его». Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой русской купеческой семьи Нечаевых. Она была прекрасной и доброй женщиной. Ее образ сильно повлиял на мировоззрение писателя.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.

Он был вторым из 7 детей, оставшихся в живых.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище, а ныне Военный инженерно-технический университет. Благодаря чему он получил не только качественное инженерное образование, но и возможность продолжения культурного развития. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами. Достоевский участвует в работе кружка Белинского. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».

«Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием«.

Каторга и ссылка

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя. В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Необходимо понимать, что на улучшение социального статуса, даже в положении рядового, влиял факт наличия у него образования, полученного в Высшем инженерном учебном заведении. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому учёному поставлен общий памятник. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получает письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.

18 февраля 1855 года умирает император Николай I. Достоевский пишет верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате становится унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Сразу после венчания они отправляются в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского происходит эпилептический припадок, и они на четыре дня останавливаются в Барнауле. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена возвращаются в Семипалатинск.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский публикует свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

30 июня 1859 года Достоевскому выдают временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покидает Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начинают выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появляются такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Достоевский предпринимает поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлекается разорительной игрой в рулетку, испытывает постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) теряет жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершает разрушение социалистических иллюзий юности, формирует критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекращается (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать один день был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».

Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой Анной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти годы писатель сближается с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывается с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня писатель скончался.

Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Федора достоевского

РИСУНКИ ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО

Рисунки Федора Достоевского. М., Воскресение. 1997

«Im Werden Verlag». Некоммерческое электронное издание. Мюнхен. 2007 http://imwerden.de

ГРАФИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Федор Михайлович Достоевский редко говорил о своих рисунках и не оставил нам никаких прямых письменных указаний на их существование. Писатель не любил обсуждать с посторонними тайны его творческой лаборатории. Его «записные книжки», содержащие большую часть рисунков, сберегала вдали от постороннего глаза и как величайшую драгоценность его жена, Анна Григорьевна.

Однако именно потому, что писатель бережно хранил «письменные книги», где им выполнялись первоначальные записи ко всем написанным и ненаписанным произведениям, до нас дошли многочисленные графические наброски, сделанные им в процессе обдумывания «плана» «Преступления и наказания». «Идиота». «Бесов». «Подростка». «Братьев Карамазовых».

Характерное свойство графического наследия Достоевского, резко отличающее его от типологически разнообразных рисунков А. С. Пушкина — поразительно строгое (и имеющее свои причины) разделение на три главных иконографических мотива:

1. Мужские, женские, детские портреты около 7 проц. от общего числа рисунков.

2. Архитектурные наброски («готика») — около 26 проц.

3. «Каллиграфические упражнения» Достоевского — около 61 проц.

ПОРТРЕТНЫЕ РИСУНКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Проблема воплотимости человеческого характера в портрете волновала Достоевского не менее любого художника-портретиста. По страницам рукописей к роману «Преступление и наказание» можно наблюдать графическую разработку лица Раскольникова. его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе — В. Г. Белинского. М. М. Достоевского. А. А. Краевского, И. С. Тургенева. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели О. де Бальзак. М. Сервантес, Тихон Задонский. Размышляя над особенностями жизненного пути так называемых «великих людей», писатель рисовал в своей тетради лица Петра I. Николая I. Наполеона III и Наполеона Бонапарта. Такого рода рисунки — всегда появлялись в связи с разработкой нового плана романа, прототипами главных действующих лиц которого оказывались деятели русской и европейской истории.

«ГОТИКА» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Крупным по размерам слоем графики Достоевского является его «готика»: архитектурные рисунки, представляющие собой графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических здании. Наибольшее их число содержится в рукописях к роману «Бесы».

«Готические рисунки» Достоевского поражают своей изысканной красотой, великолепием отделки и фантастическим разнообразием. В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель. Но было бы ошибкой искать объяснения этим рисункам лишь в пределах их возможных архитектурных подобий. В своих эскизах писатель позволял своей фантазии уходить в области, недоступные реальной архитектуре: большинство архитектурных «проектов» писателя неосуществимы в условиях земного тяготения и могут быть реализованы лишь в невесомости или, по крайней мере, на Луне. Это особенно важно отметить потому, что «ошибки» в архитектурных набросках писателя проистекают отнюдь не из его незнания принципов и шаблонов архитектурного искусства или неумения их отобразить: совершенно ясно, что они сделаны сознательно.

Достоевский имел диплом Главного инженерного училища, лучшего в России учебною заведения военно-архитектурного профиля, где преподавали лучшие отечественные и иностранные профессора. Качество учебных работ лично проверял великий князь Михаил, что еще более повышало требовательность преподавателей. По свидетельству однокашников. Достоевский, явно скучавший на лекциях по геодезии, фортификации и математике, заметно оживлялся лишь на занятиях по двум дисциплинам: курсе русской словесности и лекциях по истории архитектуры, которая увлекла его почти без всякой связи с будущей инженерной специальностью. Уже тогда будущий писатель восхищался красотой готических линии этот архитектурный синь оказался ближе всего к его эстетическим вкусам и ассоциировался в его сознании с тем образом совершенной, законченной красоты, воплощающей в себе добро и истину, которые он напряженно искал в эти училищные годы.

В готическом соборе он видел «поэзию», в камне, «как бы крик всей вселенной», как говорит один из героев романа «Подросток». Напротив словесность, литературное искусство, которому посвящал Достоевский в годы учения все свое свободное время, учила его смыслу и восприятию той идеи «абсолютного искусства», материально воплощенной «красоты — истины — добра», которая находилась в основе всего мировоззрения писателя в годы зрелого творчества.

«КАЛЛИГРАФИЯ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Перелистывая «записные тетради» Достоевского, нетрудно заметить, что многие составляющие их записи выполнены каллиграфическим почерком. Сравнивая рукописные тексты к различным произведениям писателя, мы постепенно убеждаемся, что этот «красивый» почерк чаше всего встречается в подготовительных материалах к романам «Преступление и наказание», а особенно — романам «Идиот» и «Бесы», где «каллиграфия» расцветает наиболее пышно и разнообразно.

В арсенале писателя не просто ИНОГО различных почерков, часто соседствующих на одной странице, в пределах одного и того же текста, выполненного даже в одно и то же время, но, можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждою написанною слова. Этот разнообразный, разноликий «почерк» Достоевского почти невозможно классифицировать: письменные СТИЛИ, используемые писателем во время работы, плавно перетекают один в другой. Каждый имеет собственное место относительно двух противоположных полюсов быстрой, напоминающей своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемой скорописи и поразительной по своему художественному совершенству «каллиграфии», которая как бы олицетворяет собой некое идеальное в своем совершенстве художественное слово. «Каллиграфия» Достоевского отнюдь не простые прописи, не норма, написанная от руки, но целый мир художественных образов, по своему богатству вполне соотносимых с миром творчества писателя. Сравнение того и другого не выдумано нами но содержится в произведениях Достоевского, например, на страницах романа «Идиот», главный герой которого — «художник почерка» или «артист», способный выразить в начертании буквы характер человека.

РИСУНКИ ДОСТОЕВСКОГО — ХАОС ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Достоевский непросто «писал» или «записывал» в процессе творческого размышления, но как бы жил в пространстве и времени особого художественного мира «письменной книги», где в гесном взаимодействии находятся смыслы и значения слов, а также смыслы и значения, выраженные наглядными образами. Слово и изображение, органически сочетаясь, помогают писателю в философском осмыслении и художественном воплощении воспринимаемого мира: в этом выразилась самая сущность творческой индивидуальности Достоевского. Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: «смотри в старых книжках», «см. в старой книге» и др. Нет ничего малозначительного в цельном, едином процессе созидания великого произведения искусства, в начале которого графические или, лучше сказать. идеоографтеские записи романиста.

Насколько значима была графика для самою Достоевского доказывается и тем, что писатель менял причем, очень резко и характерно — сам способ оформления подготовительных записей в разные периоды своего творчества. Например, рукописные материалы к «Преступлению и наказанию» не только по своему содержанию, но и по внешней форме резко отличаются от материалов к роману «Идиот». «Бесы», другим произведениям. То же самое можно сказать и о записях к «Подростку» или «Братьям Карамазовым». Творческая рукопись к любому произведению писателя каждого периода его творчества имеет свое собственное лицо. Находясь на «переднем крае» борьбы писателя за искомую художественную форму, графика Достоевского в своем изменении несет нам информацию о важных переменах в приемах и стиле работы романиста, которые приносили с собой годы его творческой зрелости.

Самый ранний из известных нам портретных рисунков Ф.М.Достоевского. Физиономическая трактовка типа «сладострастного насекомого». Впоследствии этот образ запечатлен в Тоцком («Идиот»). Свидригайлове («Преступление и наказание»), старшем князе Сокольском («Подросток»). Федоре Карамазове («Братья Карамазовы»), Около 1860-го года.

Изображение «восковой персоны» Петра Великого, изготовленной скульптором Растрелли. Рисунок выполнен в процессе работы писателя над романом «Преступление и наказание». 1865 г.

Попытка графического определения «лица идеи» главного героя романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

Изображение липа главного героя романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

Набросок портрета «идиота»главного героя неосуществленной первой редакции романа «Идиот». 1867 г.

Портретные наброски «старца», носителя идеи христианского возрождения России, и «идиота», главного героя неосуществленного замысла романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

Последний из известных нам портретов главного героя романа «Идиот». 1867 г.

Портрет генерала Епанчина. одного из действующих дни романа «Идиот». Имеет черты сходства с Александром II, императором России в эти годы. 1868 г.

Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет), изображение «старца», слегка шаржированное изображение Дж. Россини, умершего в год создания этого рисунка. Флоренция. 1868 г.

Портрет «старца», имеющим черты сходства со Святителем Тихоном Задонским. 1868 г.

Портретный набросок и «готика». «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870 — 1871 гг.

Портрет молодого человека на странице чернового автографа второй главы части третьей романа «Бесы». 1871 — 1872 г.

Молодой монах с крестом на шее и в руках. Рисунок выполнен на стадии завершения романа «Подросток». Одновременно он намечает сюжет следующего произведения Достоевского — «Братья Карамазовы». 1875 г.

Портретный набросок русского православного правдоискателя из крестьян. Получил воплощение в Макаре Ивановиче Долгоруком («Подросток»). 1873 — 1874 г.

Единственный портретный рисунок Достоевского, находящийся в рукописи «Дневника писателя» 1876-1877 г. Имеет черты сходства с А.А.Краевским, известным писателем 1840-х гг. 1877 г.

Портретный рисунок пером средли записей к роману «Братья Карамазовы». 1878 — 1880г.

Изображение «странничка» и «лицо идеи» главного героя романа «Братья Карамазовы» — Алеши Карамазова. 1879 г.

Готические наброски в рукописи романа «Бесы». 1870 г.

Детали стрельчатых окон готических соборов. «Записная тетрадь» к роману «Бесы». 1871 г.

Готические наброски в рукописи романа «Бесы». 1871 г.

«Готика». «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870 — 1871 г.

Графическая композиция, включающая изображение архитектурных деталей, каллиграфические записки и портретный набросок «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870 — 1871 гг.

Рисунок в черновых записях к главе шестой части третьей романа «Подросток». 1875 г.

Каллиграфические записи, сделанные Достоевским в период работы над романом «Идиот». 1867 г.

Продолжение каллиграфических записей, показывающих интерес Ф.М.Достоевского к личности и характеру Юлия Цезаря в свете работы писателя нал «лицом идеи» главного героя романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

«Каллиграфия». «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870-1871 гг.

Иероглиф «нос» в «записной тетради» к роману «Подросток». 1873-1874 гг.

Рисунок и «каллиграфия» в «записной тетради» к роману «Подросток». 1874 г.

Биография Федора Михайловича Достоевского

(1821 — 1881)

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября – по старому стилю) 1821 года в многодетной семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского. Поскольку отец его был потомственным дворянином, а мать происходила из московского купечества, детей они воспитывали в строгости. Сам Федор Михайлович говорил позже, что детство его было тяжелым и безрадостным, хотя всегда тепло отзывался о матери, сестрах и брате Михаиле Михайловиче.

В 1833 его и брата определили в пансион Н. И. Драшусова (Сушарда), где те проучились год В следующем, 1834, Федор с Михаилом поступили в частный пансион Л.И. Чермака, в котором проучились до 1837 года. В тот же, 1837 год, скончалась мать Достоевского. После ее смерти братья переехали в Петербург, где поступили в подготовительный пансион К.Ф.Костомарова, а потом, в январе 1838 года – в престижное Инженерное училище. Здесь Федор Достоевский приобрел репутацию «нелюдимого чудака». Примерно в это время в биографии Достоевского начнется новая линия – линия творчества. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок, а в феврале 1841 года Федор впервые зачитывал друзьям отрывки своих драматичных произведений — «Марии Стюарт» и «Бориса Годунова».

В 1841 Достоевского произвели в офицеры, а через два года (после окончания училища), он был зачислен на службу при Петербургской инженерной команде и командирован в чертежную инженерию департамента. В 1944 году была опубликована первая работа Достоевского – перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака; тогда же молодой писатель начал работу над романом «Бедные люди». Тогда-то он и понял, что хочет всецело посвятить себя литературе, после чего и подал в отставку. Законченный в 1845 году роман Достоевский показал другу и писателю Д.В.Григоровичу, через которого познакомился с Белинским и был принят в его кружок. В 1845- 1846 было опубликованы некоторые повести («Двойник», «Господин Прохарчин» и другие). Однако, к 1846 году отношения с членами кружка у Федора порядком испортились, — те посмеивались над его самолюбием и эгоизмом. Охлаждение отношений произошло также между Достоевским и Белинским. Виной всему был мнительный и самолюбивый характер писателя. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Денег не хватало, а потому писатель брался за любую литературную работу (редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского).

Вскоре Достоевский сблизился с семьей Майековых, посещал их литературный кружок, где подружился с А.Н. Плещеевым. В 1847 году Федор начал посещать «Пятницы» Петраршевского. Он также участвовал в тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам, и вскоре был арестован 23 апреля (по старому стилю) 1849 из-за причастности к делу Петраршевского. Сперва Федора Достоевского присудили к смертной казни. Казалось, биография Достоевского должна была оборваться, но… Государь велел заменить смертную казнь на 4 года каторги с последующим определением в рядовые. Уже 22 декабря Достоевский был привезен на Семеновский плац, где над ним проделали церемонию объявления приговора о смертной казни через расстреляние, и лишь в последнее мгновение осужденным объявили, как особую милость, настоящий приговор. Через два дня писатель был отправлен в Сибирь. Вот, что писал Достоевский о тяжелых годах (1850- 1854) пребывания на каторге: «Жили мы в куче, все месте в одной казарме. Нас как сельдей в бочонке. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками. Всю ночь дрогнешь. Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая. И на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Здесь, на каторге, у него усилились эпилептические припадки. 15 февраля 1854, по окончании срока каторжных работ, был определен рядовым в сибирский линейный 7 батальон в Семипалатинске, где пробыл до 1859 года. Весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Здесь же под свое покровительство его взял барон А.Е. Врангель. В феврале 1857 года женился на вдове Марии Дмитриевне Исаевой, давшей согласие после долгих (весьма измучивших Достовеского) раздумий. После отставки вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», который был закрыт через полгода за публикацию статьи Н.Н. Страхова «Роковой вопрос». Заменой ему стал журнал «Эпоха». Здесь были напечатаны статьи «Записки из подполья», «Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» и др.

Вскоре супруга Достоевского заболела туберкулезом, из-за чего ей пришлось покинуть Петербург. Летом 1862 вместе с А. П. Сусловой Федор посетил Париж, Лондон и Женеву. В начале 1863 года в журнале «Время» были напечатаны некоторые статьи писателя, такие как «Журнальные заметки», «Опять молодое перо» и др. Достоевский был избран членом и секретарем комитета Литературного фонда и до конца июля принимал активное участие в его заседаниях.

16 апреля 1864 года умерла жена, а 10 июня того же года неожиданно скончался брат Михаил. После этих ударов дела Достоевского пошли совсем плохо, и журнал «Эпоха был закрыт». У писателя накопилась масса долгов, и в ноябре 1865 он продал свое авторское право Стелловскому.

Весной 1865 Достоевский часто посещал семью генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский отправился в Москву, где на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, ночами писал роман «Преступление и наказание».

В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. Для стенографирования «Игрока» была приглашена Анна Григорьевна Сниткина, которая 15 февраля 1867 стала супругой писателя. Чтобы обвенчаться и уехать, он взял в долг у Каткова, под задуманный им роман («Идиот»), 3000 р. Но из этих 3000 р. едва ли и третья часть переехала с ним за границу: ведь в Петербурге на его попечении остаются сын его первой жены и вдова его брата с детьми. Через два месяца, сбежав от кредиторов, они уехали за границу, где пробыли более 4 лет (до июля 1871) . Направляясь в Швейцарию, он заехал в Баден-Баден, где проиграл все: и деньги, и свой костюм и даже платья жены. Почти год жил в Женеве, иногда нуждаясь в самом необходимом. Здесь у него родился первый ребенок, однако тот прожил всего 3 месяца. В 1869, в Дрездене, у писателя родилась дочь Любовь. Самый светлый период в биографии Достоевского начался по возвращении в Петербург, когда денежные дела взяла в свои руки умная и энергичная Анна Григорьевна. Здесь, в 1871, родился сын Федор. С 1873 Достоевский становится редактором «Гражданина, а позже – членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Последние годы писатель страдал эмфиземой. В ночь с 25 на 26 января (по старому стилю) 1881 произошел разрыв легочной артерии, а за ним последовал припадок обыкновенной его болезни — эпилепсии. Умер Достоевский 9 февраля (по старому стилю — 28 января) 1881 в 8 часов 38 минут вечера. Похороны писателя, состоявшиеся 31 января (по другим сведениям — 2 февраля по старому стилю) были настоящим событием для Петербурга: в похоронной процессии участвовали 72 депутации, а в церковь святого Духа в Александро-Невской лавре было внесено 67 венков. Похоронен был в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Памятник был поставлен в 1883 (скульптор Н. А. Лаврецкий, архитектор X. К. Васильев).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Художественный мир Федора Михайловича Достоевского

Лучший романист мирового значения и классик русской литературы, таковым является Федор Михайлович Достоевский. Родился писатель в 1821 году. Местом рождения стала сильная русская Москва. Творения Федора Михайловича занимают высокое место в истории литературного мира.

Художественное творчество Достоевского отражает не эпичность спокойствия, а целостность, разорванную хаотичность нехватки твердых основ. Внимание писателя присутствует в формах кризиса общественности и судьбе человека – эти элементы отражены в его произведениях. Постоянные

Критика художественного мира Федора Михайловича, на начальном этапе, опиралась на творчестве его литературных предшественников. Это были знаменитые писатели и поэты – Пушкин, Лермонтов, Герцен и Гоголь. Анализ произведений Достоевского выявил доказательства того, что самый бедный человек вопреки всем преградам, может стать главенствующей личностью. Окунуться в мир писателя

Выходят в свет огромные литературные творения Достоевского, которые досконально показывают его творческое и жизненное кредо. Изменения касаются проблем, связанных с фантастикой образов героев произведений. Литературоведы долго спорили о том, что выдуманный мир это неправильно, и противоречит всем жизненным канонам. Но писатель не останавливается, и создает новые творения, которые ясно отражают мораль скепсис русского народа.

Самые известные произведения Достоевского: «Подросток», «Бесы», «Преступление и наказание», выразили нравственный и социальный взгляд писателя. Художественный мир показывает противоречие реальности и общественного мнения в период распада социальных групп.

Ключевой фундамент Достоевского – переживания, трагедия ущемленных людей. Итог размышлений выражен в том, что приложив усилия, человек может достичь невероятных успехов в жизни. Изображая двусмысленность правил и стандартов, Федор Михайлович Достоевский показывает оптимальные решения, которые должен принять каждый человек.

Биография Достоевского Фёдора Михайловича

Биография Достоевского Фёдора Михайловича

Биография, история жизни Достоевского Фёдора Михайловича

По линии отца, Достоевские — одна из ветвей рода Ртищевых, который берёт свое начало от Аслан-Челеби-мурзы, крещенного московским князем Дмитрием Донским. Ртищевы входили в ближайшее окружение князя серпуховского и боровского Ивана Васильевича, который в 1456 году, рассорившись с Василием Тёмным, уехал в Литву. Там Иван Васильевич стал князем Пинским. Степану Ртищеву он пожаловал села Калечино и Леповицу. В 1506 году сын Ивана Васильевича, Фёдор, пожаловал Даниле Ртищеву часть села Досто́ева в Пинском повете. Отсюда и «Досто́евские». Предки писателя по отцовской линии с 1577 года получили право на использование Радвана — польского дворянского герба. Отец Достоевского много пил и был чрезвычайно жесток. «Мой дед Михаил, — сообщает Любовь Достоевская, — обращался всегда очень строго со своими крепостными. Чем больше он пил, тем свирепее становился, до тех пор, пока они, в конце концов, не убили его». Мать Достоевского, Мария Фёдоровна (1800—1837), происходила из богатой русской купеческой семьи Нечаевых. Она была прекрасной и доброй женщиной. Ее образ сильно повлиял на мировоззрение писателя.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.

Он был вторым из 7 детей, оставшихся в живых.

Когда Достоевскому было 16 лет, его мать умерла от чахотки, и отец отправил старших сыновей, Фёдора и Михаила (впоследствии также ставшего писателем), в пансион К. Ф. Костомарова в Петербурге.

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он (как и его брат) зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище, а ныне Военный инженерно-технический университет. Благодаря чему он получил не только качественное инженерное образование, но и возможность продолжения культурного развития. В 1839 году он получает известие об убийстве отца крепостными крестьянами. Достоевский участвует в работе кружка Белинского. За год до увольнения с военной службы Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение «Бедные люди», и он сразу становится знаменитым: В. Г. Белинский высоко оценил это произведение. Но следующая книга «Двойник» наталкивается на непонимание.

Вскоре после публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского». Хотя Достоевский отрицал предъявленные ему обвинения, суд признал его «одним из важнейших преступников».

«Военный суд находит подсудимого Достоевского виновным в том, что он, получив в марте сего года из Москвы от дворянина Плещеева… копию с преступного письма литератора Белинского, — читал это письмо в собраниях: сначала у подсудимого Дурова, потом у подсудимого Петрашевского. А потому военный суд приговорил его за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского… лишить на основании Свода военных постановлений… чинов и всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием«.

Каторга и ссылка

Суд и суровый приговор к смертной казни (22 декабря 1849) на Семёновском плацу был обставлен как инсценировка казни. В последний момент осуждённым объявили о помиловании, назначив наказание в виде каторжных работ. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. Ощущения, которые он мог испытывать перед казнью, Достоевский передал словами князя Мышкина в одном из монологов в романе «Идиот».

Во время короткого пребывания в Тобольске на пути к месту каторги (11—20 января 1850) писатель встретился с жёнами сосланных декабристов: Ж. А. Муравьёвой, П. Е. Анненковой и Н. Д. Фонвизиной. Женщины подарили ему Евангелие, которое писатель хранил всю жизнь.

Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. Сохранились воспоминания одного из очевидцев каторжной жизни писателя. В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Необходимо понимать, что на улучшение социального статуса, даже в положении рядового, влиял факт наличия у него образования, полученного в Высшем инженерном учебном заведении. Во время службы в Семипалатинске он подружился с Чоканом Валихановым, будущим известным казахским путешественником и этнографом. Там молодому писателю и молодому учёному поставлен общий памятник. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой, которая была замужем за учителем гимназии Александром Исаевым, горьким пьяницей. Через некоторое время Исаева перевели на место судебного заседателя в Кузнецк. 14 августа 1855 года Фёдор Михайлович получает письмо из Кузнецка: муж М. Д. Исаевой скончался после долгой болезни.

18 февраля 1855 года умирает император Николай I. Достоевский пишет верноподданническое стихотворение, посвящённое его вдове, императрице Александре Фёдоровне, и в результате становится унтер-офицером. 20 октября 1856 года Достоевский был произведён в прапорщики.

6 февраля 1857 года Достоевский обвенчался с Марией Исаевой в русской православной церкви в Кузнецке. Сразу после венчания они отправляются в Семипалатинск, но по дороге у Достоевского происходит эпилептический припадок, и они на четыре дня останавливаются в Барнауле. 20 февраля 1857 года Достоевский и его жена возвращаются в Семипалатинск.

Период заключения и военной службы был поворотным в жизни Достоевского: из ещё не определившегося в жизни «искателя правды в человеке» он превратился в глубоко религиозного человека, единственным идеалом которого на всю последующую жизнь стал Христос.

В 1859 году в «Отечественных записках» Достоевский публикует свои повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон».

30 июня 1859 года Достоевскому выдают временный билет № 2030, разрешающий ему выезд в Тверь, и 2 июля писатель покидает Семипалатинск. В 1860 году Достоевский с женой и приёмным сыном Павлом вернулся в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращалось до середины 1870-х годов. С начала 1861 года Фёдор Михайлович помогает брату Михаилу издавать собственный журнал «Время», после закрытия которого в 1863 году братья начинают выпускать журнал «Эпоха». На страницах этих журналов появляются такие произведения Достоевского, как «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья».

Достоевский предпринимает поездку за границу с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой, в Баден-Бадене увлекается разорительной игрой в рулетку, испытывает постоянную нужду в деньгах и в это же время (1864 год) теряет жену и брата. Непривычный уклад европейской жизни довершает разрушение социалистических иллюзий юности, формирует критическое восприятие буржуазных ценностей и неприятие Запада.

Через полгода после смерти брата издание «Эпохи» прекращается (февраль 1865 года). В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их М. Н. Каткову прямо в журнальный набор консервативного «Русского вестника», где они печатаются из номера в номер. В это же время под угрозой потери прав на свои издания на 9 лет в пользу издателя Ф. Т. Стелловского он обязался написать ему роман, на что у него не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский нанимает молодую стенографистку Анну Сниткину, которая помогает ему справиться с этой задачей. В октябре 1866 года за двадцать один день был написан и 25 числа закончен роман «Игрок».

Роман «Преступление и наказание» был оплачен Катковым очень хорошо, но чтобы эти деньги не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей новой женой Анной Сниткиной. Поездка отражена в дневнике, который в 1867 году начала вести Сниткина-Достоевская. По пути в Германию супруги остановились на несколько дней в Вильне.

Сниткина обустроила жизнь писателя, взяла на себя все экономические вопросы его деятельности, а с 1871 года Достоевский навсегда бросил рулетку.

Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 году император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 году, всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. В эти годы писатель сближается с консервативными журналистами, публицистами и мыслителями, переписывается с видным государственным деятелем К. П. Победоносцевым.

Несмотря на известность, которую Достоевский обрел в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, Фридрих Ницше признавал, что Достоевский был единственный психолог, у которого он мог кое-чему поучиться («Сумерки идолов»).

26 января (7 февраля) 1881 года сестра Достоевского Вера Михайловна приехала в дом к Достоевским, чтобы просить брата отказаться от своей доли рязанского имения, доставшейся ему по наследству от тётки А. Ф. Куманиной, в пользу сестёр. По рассказу Любови Фёдоровны Достоевской, была бурная сцена с объяснениями и слезами, после чего у Достоевского пошла кровь горлом. Возможно, этот неприятный разговор стал первым толчком к обострению его болезни (эмфиземы) — через два дня писатель скончался.

Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Федора достоевского

РИСУНКИ ФЁДОРА ДОСТОЕВСКОГО

Рисунки Федора Достоевского. М., Воскресение. 1997

«Im Werden Verlag». Некоммерческое электронное издание. Мюнхен. 2007 http://imwerden.de

ГРАФИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Федор Михайлович Достоевский редко говорил о своих рисунках и не оставил нам никаких прямых письменных указаний на их существование. Писатель не любил обсуждать с посторонними тайны его творческой лаборатории. Его «записные книжки», содержащие большую часть рисунков, сберегала вдали от постороннего глаза и как величайшую драгоценность его жена, Анна Григорьевна.

Однако именно потому, что писатель бережно хранил «письменные книги», где им выполнялись первоначальные записи ко всем написанным и ненаписанным произведениям, до нас дошли многочисленные графические наброски, сделанные им в процессе обдумывания «плана» «Преступления и наказания». «Идиота». «Бесов». «Подростка». «Братьев Карамазовых».

Характерное свойство графического наследия Достоевского, резко отличающее его от типологически разнообразных рисунков А. С. Пушкина — поразительно строгое (и имеющее свои причины) разделение на три главных иконографических мотива:

1. Мужские, женские, детские портреты около 7 проц. от общего числа рисунков.

2. Архитектурные наброски («готика») — около 26 проц.

3. «Каллиграфические упражнения» Достоевского — около 61 проц.

ПОРТРЕТНЫЕ РИСУНКИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Проблема воплотимости человеческого характера в портрете волновала Достоевского не менее любого художника-портретиста. По страницам рукописей к роману «Преступление и наказание» можно наблюдать графическую разработку лица Раскольникова. его матери и сестры Сони, Порфирия, Лизаветы. Иногда он рисовал своих современников и коллег по литературе — В. Г. Белинского. М. М. Достоевского. А. А. Краевского, И. С. Тургенева. Встречаются среди изображенных им лиц и любимые писатели О. де Бальзак. М. Сервантес, Тихон Задонский. Размышляя над особенностями жизненного пути так называемых «великих людей», писатель рисовал в своей тетради лица Петра I. Николая I. Наполеона III и Наполеона Бонапарта. Такого рода рисунки — всегда появлялись в связи с разработкой нового плана романа, прототипами главных действующих лиц которого оказывались деятели русской и европейской истории.

«ГОТИКА» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Крупным по размерам слоем графики Достоевского является его «готика»: архитектурные рисунки, представляющие собой графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических здании. Наибольшее их число содержится в рукописях к роману «Бесы».

«Готические рисунки» Достоевского поражают своей изысканной красотой, великолепием отделки и фантастическим разнообразием. В них мы можем узнать стреловидные арки и витражи Кельнского, Миланского, Парижского (Нотр-Дам), других готических соборов, которые видел и которыми восхищался писатель. Но было бы ошибкой искать объяснения этим рисункам лишь в пределах их возможных архитектурных подобий. В своих эскизах писатель позволял своей фантазии уходить в области, недоступные реальной архитектуре: большинство архитектурных «проектов» писателя неосуществимы в условиях земного тяготения и могут быть реализованы лишь в невесомости или, по крайней мере, на Луне. Это особенно важно отметить потому, что «ошибки» в архитектурных набросках писателя проистекают отнюдь не из его незнания принципов и шаблонов архитектурного искусства или неумения их отобразить: совершенно ясно, что они сделаны сознательно.

Достоевский имел диплом Главного инженерного училища, лучшего в России учебною заведения военно-архитектурного профиля, где преподавали лучшие отечественные и иностранные профессора. Качество учебных работ лично проверял великий князь Михаил, что еще более повышало требовательность преподавателей. По свидетельству однокашников. Достоевский, явно скучавший на лекциях по геодезии, фортификации и математике, заметно оживлялся лишь на занятиях по двум дисциплинам: курсе русской словесности и лекциях по истории архитектуры, которая увлекла его почти без всякой связи с будущей инженерной специальностью. Уже тогда будущий писатель восхищался красотой готических линии этот архитектурный синь оказался ближе всего к его эстетическим вкусам и ассоциировался в его сознании с тем образом совершенной, законченной красоты, воплощающей в себе добро и истину, которые он напряженно искал в эти училищные годы.

В готическом соборе он видел «поэзию», в камне, «как бы крик всей вселенной», как говорит один из героев романа «Подросток». Напротив словесность, литературное искусство, которому посвящал Достоевский в годы учения все свое свободное время, учила его смыслу и восприятию той идеи «абсолютного искусства», материально воплощенной «красоты — истины — добра», которая находилась в основе всего мировоззрения писателя в годы зрелого творчества.

«КАЛЛИГРАФИЯ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Перелистывая «записные тетради» Достоевского, нетрудно заметить, что многие составляющие их записи выполнены каллиграфическим почерком. Сравнивая рукописные тексты к различным произведениям писателя, мы постепенно убеждаемся, что этот «красивый» почерк чаше всего встречается в подготовительных материалах к романам «Преступление и наказание», а особенно — романам «Идиот» и «Бесы», где «каллиграфия» расцветает наиболее пышно и разнообразно.

В арсенале писателя не просто ИНОГО различных почерков, часто соседствующих на одной странице, в пределах одного и того же текста, выполненного даже в одно и то же время, но, можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждою написанною слова. Этот разнообразный, разноликий «почерк» Достоевского почти невозможно классифицировать: письменные СТИЛИ, используемые писателем во время работы, плавно перетекают один в другой. Каждый имеет собственное место относительно двух противоположных полюсов быстрой, напоминающей своим внешним видом колючую проволоку, едва читаемой скорописи и поразительной по своему художественному совершенству «каллиграфии», которая как бы олицетворяет собой некое идеальное в своем совершенстве художественное слово. «Каллиграфия» Достоевского отнюдь не простые прописи, не норма, написанная от руки, но целый мир художественных образов, по своему богатству вполне соотносимых с миром творчества писателя. Сравнение того и другого не выдумано нами но содержится в произведениях Достоевского, например, на страницах романа «Идиот», главный герой которого — «художник почерка» или «артист», способный выразить в начертании буквы характер человека.

РИСУНКИ ДОСТОЕВСКОГО — ХАОС ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Достоевский непросто «писал» или «записывал» в процессе творческого размышления, но как бы жил в пространстве и времени особого художественного мира «письменной книги», где в гесном взаимодействии находятся смыслы и значения слов, а также смыслы и значения, выраженные наглядными образами. Слово и изображение, органически сочетаясь, помогают писателю в философском осмыслении и художественном воплощении воспринимаемого мира: в этом выразилась самая сущность творческой индивидуальности Достоевского. Начиная новый роман, он обращался к себе с призывом: «смотри в старых книжках», «см. в старой книге» и др. Нет ничего малозначительного в цельном, едином процессе созидания великого произведения искусства, в начале которого графические или, лучше сказать. идеоографтеские записи романиста.

Насколько значима была графика для самою Достоевского доказывается и тем, что писатель менял причем, очень резко и характерно — сам способ оформления подготовительных записей в разные периоды своего творчества. Например, рукописные материалы к «Преступлению и наказанию» не только по своему содержанию, но и по внешней форме резко отличаются от материалов к роману «Идиот». «Бесы», другим произведениям. То же самое можно сказать и о записях к «Подростку» или «Братьям Карамазовым». Творческая рукопись к любому произведению писателя каждого периода его творчества имеет свое собственное лицо. Находясь на «переднем крае» борьбы писателя за искомую художественную форму, графика Достоевского в своем изменении несет нам информацию о важных переменах в приемах и стиле работы романиста, которые приносили с собой годы его творческой зрелости.

Самый ранний из известных нам портретных рисунков Ф.М.Достоевского. Физиономическая трактовка типа «сладострастного насекомого». Впоследствии этот образ запечатлен в Тоцком («Идиот»). Свидригайлове («Преступление и наказание»), старшем князе Сокольском («Подросток»). Федоре Карамазове («Братья Карамазовы»), Около 1860-го года.

Изображение «восковой персоны» Петра Великого, изготовленной скульптором Растрелли. Рисунок выполнен в процессе работы писателя над романом «Преступление и наказание». 1865 г.

Попытка графического определения «лица идеи» главного героя романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

Изображение липа главного героя романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

Набросок портрета «идиота»главного героя неосуществленной первой редакции романа «Идиот». 1867 г.

Портретные наброски «старца», носителя идеи христианского возрождения России, и «идиота», главного героя неосуществленного замысла романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

Последний из известных нам портретов главного героя романа «Идиот». 1867 г.

Портрет генерала Епанчина. одного из действующих дни романа «Идиот». Имеет черты сходства с Александром II, императором России в эти годы. 1868 г.

Автопортрет Достоевского в юности (18-20 лет), изображение «старца», слегка шаржированное изображение Дж. Россини, умершего в год создания этого рисунка. Флоренция. 1868 г.

Портрет «старца», имеющим черты сходства со Святителем Тихоном Задонским. 1868 г.

Портретный набросок и «готика». «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870 — 1871 гг.

Портрет молодого человека на странице чернового автографа второй главы части третьей романа «Бесы». 1871 — 1872 г.

Молодой монах с крестом на шее и в руках. Рисунок выполнен на стадии завершения романа «Подросток». Одновременно он намечает сюжет следующего произведения Достоевского — «Братья Карамазовы». 1875 г.

Портретный набросок русского православного правдоискателя из крестьян. Получил воплощение в Макаре Ивановиче Долгоруком («Подросток»). 1873 — 1874 г.

Единственный портретный рисунок Достоевского, находящийся в рукописи «Дневника писателя» 1876-1877 г. Имеет черты сходства с А.А.Краевским, известным писателем 1840-х гг. 1877 г.

Портретный рисунок пером средли записей к роману «Братья Карамазовы». 1878 — 1880г.

Изображение «странничка» и «лицо идеи» главного героя романа «Братья Карамазовы» — Алеши Карамазова. 1879 г.

Готические наброски в рукописи романа «Бесы». 1870 г.

Детали стрельчатых окон готических соборов. «Записная тетрадь» к роману «Бесы». 1871 г.

Готические наброски в рукописи романа «Бесы». 1871 г.

«Готика». «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870 — 1871 г.

Графическая композиция, включающая изображение архитектурных деталей, каллиграфические записки и портретный набросок «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870 — 1871 гг.

Рисунок в черновых записях к главе шестой части третьей романа «Подросток». 1875 г.

Каллиграфические записи, сделанные Достоевским в период работы над романом «Идиот». 1867 г.

Продолжение каллиграфических записей, показывающих интерес Ф.М.Достоевского к личности и характеру Юлия Цезаря в свете работы писателя нал «лицом идеи» главного героя романа «Идиот» (первая редакция). 1867 г.

«Каллиграфия». «Вторая записная тетрадь к роману «Бесы». 1870-1871 гг.

Иероглиф «нос» в «записной тетради» к роману «Подросток». 1873-1874 гг.

Рисунок и «каллиграфия» в «записной тетради» к роману «Подросток». 1874 г.

Биография Федора Михайловича Достоевского

(1821 — 1881)

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 11 ноября (30 октября – по старому стилю) 1821 года в многодетной семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского. Поскольку отец его был потомственным дворянином, а мать происходила из московского купечества, детей они воспитывали в строгости. Сам Федор Михайлович говорил позже, что детство его было тяжелым и безрадостным, хотя всегда тепло отзывался о матери, сестрах и брате Михаиле Михайловиче.

В 1833 его и брата определили в пансион Н. И. Драшусова (Сушарда), где те проучились год В следующем, 1834, Федор с Михаилом поступили в частный пансион Л.И. Чермака, в котором проучились до 1837 года. В тот же, 1837 год, скончалась мать Достоевского. После ее смерти братья переехали в Петербург, где поступили в подготовительный пансион К.Ф.Костомарова, а потом, в январе 1838 года – в престижное Инженерное училище. Здесь Федор Достоевский приобрел репутацию «нелюдимого чудака». Примерно в это время в биографии Достоевского начнется новая линия – линия творчества. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок, а в феврале 1841 года Федор впервые зачитывал друзьям отрывки своих драматичных произведений — «Марии Стюарт» и «Бориса Годунова».

В 1841 Достоевского произвели в офицеры, а через два года (после окончания училища), он был зачислен на службу при Петербургской инженерной команде и командирован в чертежную инженерию департамента. В 1944 году была опубликована первая работа Достоевского – перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака; тогда же молодой писатель начал работу над романом «Бедные люди». Тогда-то он и понял, что хочет всецело посвятить себя литературе, после чего и подал в отставку. Законченный в 1845 году роман Достоевский показал другу и писателю Д.В.Григоровичу, через которого познакомился с Белинским и был принят в его кружок. В 1845- 1846 было опубликованы некоторые повести («Двойник», «Господин Прохарчин» и другие). Однако, к 1846 году отношения с членами кружка у Федора порядком испортились, — те посмеивались над его самолюбием и эгоизмом. Охлаждение отношений произошло также между Достоевским и Белинским. Виной всему был мнительный и самолюбивый характер писателя. Примерно в это время, согласно свидетельству доктора С.Д. Яновского, у Достоевского появились первые симптомы эпилепсии. Денег не хватало, а потому писатель брался за любую литературную работу (редактировал статьи для «Справочного энциклопедического словаря» А. В. Старчевского).

Вскоре Достоевский сблизился с семьей Майековых, посещал их литературный кружок, где подружился с А.Н. Плещеевым. В 1847 году Федор начал посещать «Пятницы» Петраршевского. Он также участвовал в тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам, и вскоре был арестован 23 апреля (по старому стилю) 1849 из-за причастности к делу Петраршевского. Сперва Федора Достоевского присудили к смертной казни. Казалось, биография Достоевского должна была оборваться, но… Государь велел заменить смертную казнь на 4 года каторги с последующим определением в рядовые. Уже 22 декабря Достоевский был привезен на Семеновский плац, где над ним проделали церемонию объявления приговора о смертной казни через расстреляние, и лишь в последнее мгновение осужденным объявили, как особую милость, настоящий приговор. Через два дня писатель был отправлен в Сибирь. Вот, что писал Достоевский о тяжелых годах (1850- 1854) пребывания на каторге: «Жили мы в куче, все месте в одной казарме. Нас как сельдей в бочонке. Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками. Всю ночь дрогнешь. Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая. И на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Здесь, на каторге, у него усилились эпилептические припадки. 15 февраля 1854, по окончании срока каторжных работ, был определен рядовым в сибирский линейный 7 батальон в Семипалатинске, где пробыл до 1859 года. Весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875. Здесь же под свое покровительство его взял барон А.Е. Врангель. В феврале 1857 года женился на вдове Марии Дмитриевне Исаевой, давшей согласие после долгих (весьма измучивших Достовеского) раздумий. После отставки вместе с братом Михаилом начал издавать журнал «Время», который был закрыт через полгода за публикацию статьи Н.Н. Страхова «Роковой вопрос». Заменой ему стал журнал «Эпоха». Здесь были напечатаны статьи «Записки из подполья», «Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» и др.

Вскоре супруга Достоевского заболела туберкулезом, из-за чего ей пришлось покинуть Петербург. Летом 1862 вместе с А. П. Сусловой Федор посетил Париж, Лондон и Женеву. В начале 1863 года в журнале «Время» были напечатаны некоторые статьи писателя, такие как «Журнальные заметки», «Опять молодое перо» и др. Достоевский был избран членом и секретарем комитета Литературного фонда и до конца июля принимал активное участие в его заседаниях.

16 апреля 1864 года умерла жена, а 10 июня того же года неожиданно скончался брат Михаил. После этих ударов дела Достоевского пошли совсем плохо, и журнал «Эпоха был закрыт». У писателя накопилась масса долгов, и в ноябре 1865 он продал свое авторское право Стелловскому.

Весной 1865 Достоевский часто посещал семью генерала В.В.Корвин-Круковского, старшей дочерью которого был сильно увлечен. В июле он выехал в Висбаден, откуда осенью 1865 предложил Каткову повесть для «Русского вестника», впоследствии переросшую в роман. Летом 1866 Достоевский отправился в Москву, где на даче в сельце Люблино, поблизости от семьи сестры Веры Михайловны, ночами писал роман «Преступление и наказание».

В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А.Г. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. Для стенографирования «Игрока» была приглашена Анна Григорьевна Сниткина, которая 15 февраля 1867 стала супругой писателя. Чтобы обвенчаться и уехать, он взял в долг у Каткова, под задуманный им роман («Идиот»), 3000 р. Но из этих 3000 р. едва ли и третья часть переехала с ним за границу: ведь в Петербурге на его попечении остаются сын его первой жены и вдова его брата с детьми. Через два месяца, сбежав от кредиторов, они уехали за границу, где пробыли более 4 лет (до июля 1871) . Направляясь в Швейцарию, он заехал в Баден-Баден, где проиграл все: и деньги, и свой костюм и даже платья жены. Почти год жил в Женеве, иногда нуждаясь в самом необходимом. Здесь у него родился первый ребенок, однако тот прожил всего 3 месяца. В 1869, в Дрездене, у писателя родилась дочь Любовь. Самый светлый период в биографии Достоевского начался по возвращении в Петербург, когда денежные дела взяла в свои руки умная и энергичная Анна Григорьевна. Здесь, в 1871, родился сын Федор. С 1873 Достоевский становится редактором «Гражданина, а позже – членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Последние годы писатель страдал эмфиземой. В ночь с 25 на 26 января (по старому стилю) 1881 произошел разрыв легочной артерии, а за ним последовал припадок обыкновенной его болезни — эпилепсии. Умер Достоевский 9 февраля (по старому стилю — 28 января) 1881 в 8 часов 38 минут вечера. Похороны писателя, состоявшиеся 31 января (по другим сведениям — 2 февраля по старому стилю) были настоящим событием для Петербурга: в похоронной процессии участвовали 72 депутации, а в церковь святого Духа в Александро-Невской лавре было внесено 67 венков. Похоронен был в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Памятник был поставлен в 1883 (скульптор Н. А. Лаврецкий, архитектор X. К. Васильев).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: