Федор ТютчевВеликий день Карамзина

(Памяти Н. М. Карамзина)

Великий день Карамзина
Мы, поминая братской тризной, —
Что скажем здесь, перед отчизной,
На что б откликнулась она?

Какой хвалой благоговейной,
Каким сочувствием живым
Мы этот славный день почтим —
Народный праздник и семейный —

Какой пошлем тебе привет —
Тебе, наш чистый, добрый гений,
Средь колебаний и сомнений
Многотревожных этих лет —

При этой смеси безобразной
Бессильной правды, дерзкой лжи,
Так ненавистной для души —
Высокой и ко благу страстной

Души, какой твоя была,
Как здесь она еще боролась —
Но на призывный Божий голос
Неудержимо к цели шла?

Мы скажем: будь нам путеводной,
Будь вдохновительной звездой —
Свети в наш сумрак роковой,
Дух целомудренно-свободный,

Умевший все совокупить
В ненарушимом полном строе,
Все человечески-благое,
И русским чувством закрепить —

Умевший, не сгибая выи
Пред обаянием венца,
Царю быть другом до конца
И верноподданным России.

Комментарий:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 41. Л. 3—3 об., 4, 5—5 об.

Списки — Альбом Тютч.-Бирилевой; под текстом дата «1-го декабря 1866 года» и приписка «На юбилей Карамзина. Читано на литературном вечере 3-го декабря Стасюлевичем»; два: Муран. альбом, один, без 4-й и 5-й строф, с пометой внизу «. И до конца служить России». В бумагах П. В. Анненкова есть список с датой «30 ноября 1866 г.».

Первая публикация — Вестник Европы. Т. IV. 1866, декабрь. С.LXII, без двух строф. Вошло в Изд. 1868. С. 231—232 (заглавие: «На юбилей Н. М. Карамзина»); Изд. СПб., 1886. С. 289—290; Изд. 1900. С. 297—298.

Печатается по автографу.

В автографе 4-я и 5-я строфы — на отдельном листе почтовой бумаги, на оборотной стороне имеется вариант 21-го стиха. Внизу дата «1-го Дек. 1866» — по-видимому, рукой М. Ф. Бирилевой.

На основании датировки автографа и списков можно сделать предположение, что стихотворение было создано в своем первоначальном виде 30 ноября, а те две строфы, которые находятся в автографе на отдельном листе, были добавлены 1 декабря 1866 г.

Написано для прочтения на вечере памяти Н. М. Карамзина в Общ. для пособия нуждающимся литераторам и ученым. Вечер состоялся 3 декабря 1866 г. А дня за два до этого (т. е. как раз в день столетней годовщины рождения Карамзина — 1 декабря) Тютчев писал Анненкову: «Вы просили у меня стихов для вашего вечера посылаю вам несколько беглых незатейливых вирш, предоставляя их в совершенное ваше распоряжение».

С Карамзиным (1766—1826) Тютчев вряд ли был лично знаком: когда Карамзин скончался, 23-летний Тютчев служил за границей. Однако впоследствии поэт был довольно близок с детьми Карамзина, о чем свидетельствует переписка Тютчева с женой.

Михаил Матвеевич Стасюлевич (1826—1911), читавший на литературном вечере стихи Тютчева, — историк, публицист, издававший с 1866 г. журнал «Вестник Европы», названный им так в память Карамзина, основавшего в свое время одноименный журнал. В одной из книг журнала за 1866 г. есть отдел, посвященный юбилею Карамзина. Там после статей напечатан отчет о заседании 3 декабря Общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым, на котором присутствовали внуки и другие родственники Карамзина. Вступительная речь заканчивалась следующими словами: «М. П. Погодин третьего дня (1 декабря было заседание Академии) красноречиво начертал образ Карамзина как гражданина. Наш именитый поэт Ф. И. Тютчев вдохновился тем же высоким гражданским значением Карамзина, и его поэтическим обращением к нашему достославному юбиляру мы имеем честь открыть наш литературный вечер. Вот привет поэта историку-гражданину. ».

В опубликованном в «Вестнике Европы» без 4-й и 5-й строф стихотворении последний стих был изменен по условиям цензуры (впрочем, тютчевское слово «верноподданный» могло не нравиться и либеральной редакции журнала).

И. С. Аксаков писал, что стихи Тютчева по случаю юбилея Карамзина «достойны примечания по той мысли, которая слышится и чувствуется в самой похвале Карамзину и которую выразить, по мнению Тютчева, особенно было полезно в те годы, в отпор разным странным понятиям, господствовавшим в некоторых высших сферах петербургского общества. В этих сферах «гуманное», или «человеческое», приурочивалось только к европеизму и казалось несовместным с русским народным чувством, так что одно исключало другое: по убеждению этих представителей России, русское чувство должно было быть всегда приносимо в жертву принципу общечеловечности, разумеемому, конечно, сквозь призму европейской (т. е. французской, немецкой или английской) оценки. Точно так же, в извращенном сознании этих высших общественных кругов, интересы власти, каким-то особенным процессом мышления, отделялись от интересов Русской земли, и не только отделялись, но даже перевешивали их, в случае их взаимного противоречия. На эти-то странные понятия наших высокопоставленных европеистов, переходившие даже и в область практики, например по польскому и балтийскому вопросам, и намекает Тютчев в своих стихах ”на юбилей Карамзина”. ».

В данном стихотворении Тютчева, как и в стихах, посвященных Жуковскому, воспеваемый гений — обитатель горнего мира, внутренне связан с этим миром, и становится ангелом-хранителем для мира дольнего.

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

: Тютчев

Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения.

Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему

одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев,

чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и

глубокие противоречия душевных переживаний.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству

русского языка. Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас его

стихи. “Он не шутит с музой ,- говорит про него Лев Николаевич Толстой ,- и

все у него строго: и содержание, и форма”.

Тютчев, Федор Иванович годы жизни: 23 ноября или 5 декабря 1803 – 15 или 27

июля 1873 года. Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг

Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье.

Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С.

Е. Раича, являвшегося членом декабристского “ Союза благоденствия “, который

пробудил в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком, в

1881году, за стихотворное подражание латинскому поэту Горацию Тютчев был

избран сотрудником Общества любителей русской словесности; в следующем же

году первые его стихи были напечатаны в “Трудах” Общества. В 1821 году

окончил словесное отделение Московского университета. В 1822-1839 находился

на дипломатической службе при русской миссии в Мюнхене, затем в Тюрине. В

Мюнхене подружился с Генрихом Гейне, общался с Фридрихом Шеллингом.

Многолетние пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. В

одном из своих писем этого времени он признавался , что одинаково любил

отечество и поэзию. Недаром в “Стихотворениях, присланных из Германии”

Некрасов впоследствии ощутил “живой отпечаток русского ума, русской души”.

По возвращению в Россию (в 1844 году) служил в ведомстве министерства

иностранных дел. С 1858 года до смерти состоял председателем комитета

иностранной цензуры . Умер в Царском Селе , похоронен в Петербурге , на

Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году , но

в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами . Во время пребывания

Тютчева за границей несколько его стихотворений были напечатаны в

малопопулярных московских журналах и альманахов . Поэзию Тютчева высоко

оценил А. С. Пушкиным , опубликовавшим большой цикл его стихов в журнале

“Современник” в 1836 году. Первая критическая статьях о стихах Тютчева

принадлежит Н. А. Некрасову , который отнес его к “русским первостепенным

поэтическим талантам” – цитата из “Современника” за 1850 году. В 1854 году

редакция “Современника” издала сборник стихов Тютчева, подготовленный к

печати И. С. Тургеневым.

Творчество Тютчева отличается сложностью противоречивостью, отражающей

двойственность отношение поэта к современной ему социальной действительности.

В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения. Политическое

мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей

словянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял

самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу;

оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством

России. В политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев

пропагандировал идеи панславизма. Однако Крымская война 1853-1856 годы,

обнаружившая гнилость и бессилие крепостной России, вызвала у Тютчева резкую

критику самодержавно-бюрократического режима (в письмах и эпиграммах на

Николая 1, П. А. Шувалова, на цензуру). Тютчев остро ощущал переломный

характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой,

ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое враждебное отношение к

революции , его постоянно влекло к “высоким зрелищам“ социальных потрясений

, для него характерен повышенный интерес к “роковым” моментам истории. Поэт

испытал особенное тяготение к изображению “бурь” и “гроз” в природе и

человеческой душе. Явления природы переживания человека раскрываются в

единстве борющихся противоположностей. Это придает лирике Тютчева богатство

содержания и философскую глубину. Вместе с тем, изображая мир в непрестанном

движении, поэт не показывает его в развитии. Отсюда безысходность борьбы,

неразрешимость противоречий. В самом себе поэт ощущает трагичную

раздвоенность, “двойное бытие“: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“,

способность погружаться в “земное забвение“, упиваться преизбытком жизни и

наряду с этим – настоение “ущерба”, “изнеможения”, естественные для “обломка

старых поколений”, не находящего себе места среди “пришельцев новых”.

Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою

прямо переплетаются с мотивами социальными.

Поэт-философ Тютчев был в тоже время подлинным поэтом-художником, мастером

стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким

психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской

поэзии движение от романтизма к реализму. Пластичность образов, свежесть и

точность определений обнаруживаются уже в лучших стихах Тютчева 30-х годов.

Образы природы обычно привлекаются молодым Тютчевым в качестве соответствия

переживаниям человека. У зрелого Тютчева этот прием встречается значительно

реже, уступая место непосредственному впечатлению от картин природы; наряду с

этим усиливается внимание поэта к конкретным деталям. Выдающимся явлением в

русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся

глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко

индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “наперекор и людям

Несмотря на противоположность мировоззрения Тютчева и Добролюбова , последний

высоко оценил поэзию Тютчева, отметив, что его стихам присущи “и знойная

страстность , и суровая энергия , и глубокая дума, возбуждаемая не одними

стихийными явлениями , но и вопросами нравственными , интересами общественной

жизни”. Поэтическая сила стихов Тютчева восхитила писателей различных

направлений: Пушкина, Тургенева, Толстова, Чернышевского, Фета, Достоевского.

Тем не менее, широкое признание Тютчев получил лишь на рубеже 20 века.

Научное изучение наследия Тютчева началось после Великой Октябрьской

социалистической революции. В подмосковной усадьбе Тютчевых Муранове открыт

Журнал в котором печатались стихи тютчева

Поэзия Тютчева принадлежит к лучшим созданиям русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный созерцатель природы, нашедший свои, ему одному свойственные краски, чтобы запечатлеть ее красоту. Нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца, сумевший передать тончайшие оттенки и глубокие противоречия душевных переживаний.

Читая стихи Тютчева, мы вновь и вновь поражаемся неисчерпаемому богатству русского языка. Благоговейному отношению к поэтическому слову учат нас его стихи. “Он не шутит с музой, — говорит про него Лев Николаевич Толстой, — и все у него строго: и содержание, и форма” .

Тютчев, Федор Иванович (23 ноября или 5 декабря 1803—15 или 27 июля 1873 года) . Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича, являвшегося членом декабристского “Союза благоденствия” , который пробудил в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком, в 1881году, за стихотворное подражание латинскому поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей русской словесности; в следующем же году первые его стихи были напечатаны в “Трудах” Общества. В 1821 году окончил словесное отделение Московского университета. В 1822-1839 находился на дипломатической службе при русской миссии в Мюнхене, затем в Тюрине. В Мюнхене подружился с Генрихом Гейне, общался с Фридрихом Шеллингом.

Многолетние пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. В одном из своих писем этого времени он признавался, что одинаково любил отечество и поэзию. Недаром в “Стихотворениях, присланных из Германии” Некрасов впоследствии ощутил “живой отпечаток русского ума, русской души” .

По возвращению в Россию (в 1844 году) служил в ведомстве министерства иностранных дел. С 1858 года до смерти состоял председателем комитета иностранной цензуры. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге, на Новодевичьем кладбище.

Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году, но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами. Во время пребывания Тютчева за границей несколько его стихотворений были напечатаны в малопопулярных московских журналах и альманахов. Поэзию Тютчева высоко оценил А. С. Пушкиным, опубликовавший большой цикл его стихов в журнале “Современник” в 1836 году. Первая критическая статья о стихах Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, который отнес его к “русским первостепенным поэтическим талантам” — цитата из “Современника” за 1850 году. В 1854 году редакция “Современника” издала сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати И. С. Тургеневым.

Творчество Тютчева отличается сложностью, противоречивостью, отражающей двойственность отношение поэта к современной ему социальной действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения. Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей словянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу; оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством России. В политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Однако Крымская война 1853-1856 годы, обнаружившая гнилость и бессилие крепостной России, вызвала у Тютчева резкую критику самодержавно-бюрократического режима (в письмах и эпиграммах на Николая 1, П. А. Шувалова, на цензуру) . Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое враждебное отношение к революции, его постоянно влекло к “высоким зрелищам“социальных потрясений, для него характерен повышенный интерес к “роковым” моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к изображению “бурь” и “гроз” в природе и человеческой душе. Явления природы переживания человека раскрываются в единстве борющихся противоположностей. Это придает лирике Тютчева богатство содержания и философскую глубину. Вместе с тем, изображая мир в непрестанном движении, поэт не показывает его в развитии. Отсюда безысходность борьбы, неразрешимость противоречий. В самом себе поэт ощущает трагичную раздвоенность, “двойное бытие“: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“, способность погружаться в “земное забвение“, упиваться преизбытком жизни и наряду с этим — настроение “ущерба” , “изнеможения” , естественные для “обломка старых поколений” , не находящего себе места среди “пришельцев новых” . Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.

Поэт-философ Тютчев был в тоже время подлинным поэтом-художником, мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Пластичность образов, свежесть и точность определений обнаруживаются уже в лучших стихах Тютчева 30-х годов. Образы природы обычно привлекаются молодым Тютчевым в качестве соответствия переживаниям человека. У зрелого Тютчева этот прием встречается значительно реже, уступая место непосредственному впечатлению от картин природы; наряду с этим усиливается внимание поэта к конкретным деталям. Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “наперекор и людям и судьбе” .

Несмотря на противоположность мировоззрения Тютчева и Добролюбова, последний высоко оценил поэзию Тютчева, отметив, что его стихам присущи “и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни” . Поэтическая сила стихов Тютчева восхитила писателей различных направлений: Пушкина, Тургенева, Толстова, Чернышевского, Фета, Достоевского. Тем не менее, широкое признание Тютчев получил лишь на рубеже 20 века.

Научное изучение наследия Тютчева началось после Великой Октябрьской социалистической революции. В подмосковной усадьбе Тютчевых Муранове открыт музей, носящий имя поэта.

«Бессонница (Часов однообразный бой…)» Ф. Тютчев

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг —
И мы, в борьбе, природой целой
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали…

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Анализ стихотворения Тютчева «Бессонница»

О том, что жизнь весьма скоротечная и достаточно утомительная, Федор Тютчев начал задумываться еще в молодости. Казалось бы, уж ему-то не стоило забивать себе голову подобными мыслями. К моменту написания стихотворения «Бессонница» (1829 год) Тютчев успел сделать блестящую карьеру на дипломатическом поприще, зарекомендовал себя в литературных кругах, хотя и печатался под различными псевдонимами, а также удачно женился и воспитывал трех прекрасных дочерей. Однако по ночам, когда повседневная суета отходила на второй план, поэт задавался вопросом – а ради чего он вообще живет и к чему стремится? Действительно, у него было все, чего только может пожелать 26-летний мужчина. Но этого Тютчеву было явно недостаточно. Он чувствовал, что в его жизни не хватает некоего стержня, той прочной основы, которая бы смогла скрепить воедино ее различные кусочки – карьеру, творчество, семью и быт. Пройдет еще довольно много времени, прежде чем Тютчев придет к вере в Бога и осознает, что именно она является тем важным фундаментом, на котором каждый человек должен строить свою жизнь. Пока же поэт по-своему счастлив, но некое чувство тоски и беспокойства время от времени дает о себе знать, наполняя душу чувством, похожим на отчаяние, и рождая на свет стихи, подобные «Бессоннице».

Ключевым образом в этом произведении являются настенные часы, бой которых словно бы отмеривает вехи жизни каждого человека. Их «пророчески-прощалный глас» напоминает о том, что годы проходят безвозвратно, и очень скоро настанет час, когда придется самому себе дать отчет о прожитой жизни, сожалея об упущенных возможностях и ошибках, причиненных другим обидах и собственных разочарованиях. Этой участи никому из смертных не избежать, но лишь в полночь, когда «часов однообразный бой» нарушает тишину и заставляет задуматься о том, что ждет каждого из нас впереди.

Тютчев не питает иллюзий относительно собственной жизни, которая течет размеренно и праздно. Ему кажется, что все важное уже свершилось, и судьба вряд ли подарит ему новые открытия, испытания, радости и печали. Огорчает поэта лишь то, что очень скоро «новое, младое племя» придет ему на смену с присущей юности самоуверенностью и дерзостью. «А нас, друзья, и наше время давно забвеньем занесло!», — отмечает поэт. Но не это его угнетает, а тот факт, что никому нет дела до судеб людей, которые сперва взрослеют, а потом стареют. Каждый интересуется лишь собственной жизнью, не замечая, что происходит вокруг. И лишь часы, провозглашающие начало каждого нового дня, словно бы отбирают у стариков еще один небольшой кусочек жизни. Их «металла голос погребальный порой оплакивает нас», что заставляет Тютчева переосмысливать собственные цели и стремления, стараясь успеть сделать все то, что он запланировал в этой жизни. Поэт даже не догадывается, что очень скоро его безоблачная и достаточно счастливая жизнь будет разрушена жестоко и беспощадно, он похоронит юную супругу и впадет в отчаяние, избавиться от которого ему поможет новый брачный союз. Но и это далеко не все превратности судьбы, с которыми доведется столкнуться поэту. Под конец жизни он получит бесценны дар любви и поймет, что быть счастливым можно в любом возрасте, и за каждый прожитый день нужно благодарить того, кто дарует нам печали и радости. Что касается жизненных целей и достижений, то они так же эфемерны, как и человеческие мечты. Ведь никому нет дела до того, каким капиталом располагал Тютчев к моменту своей смерти. Гораздо важнее, что он оставил после себя потомкам, которые получили в наследство прекрасные стихи, мудрые, возвышенные и исполненные благородства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector