Федор ТютчевУмом

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Комментарий:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 32. Л. 2.

Список в Альбоме Тютч.-Бирилевой. С. 51, ее рукой.

Первая публикация — Изд. 1868. С. 230. Вошло в Изд. СПб., 1886. С. 288; Изд. 1900. С. 296.

Печатается по автографу.

В автографе своеобразная расстановка знаков препинания.

Обращает на себя внимание тире в первой строке: «Умом — Россию не понять» (оно сохраняется как обозначающее паузу в ритме стиха). Отсутствует какой-либо знак в конце всего четверостишия, во 2-й строке вместо точки тире, а в 3-й поставлена запятая после «У ней».

Датируется 28 ноября 1866 г. согласно помете в списке Альбома Тютч.-Бирилевой (и датировки первой публикации).

И. С. Аксаков писал, что «любовь к России, вера в ее будущее, убеждение в ее верховном историческом призвании владели Тютчевым могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего издыхания. Они жили в нем на степени какой-то стихийной силы, более властительной, чем всякое иное, личное чувство. Россия была для него высшим интересом жизни: к ней устремлялись его мысли на смертном одре. ». Тютчев ранее других постиг революцию как «нравственный факт общественной совести, обличающий внутреннее настроение человеческого духа и оскудение веры в Западной Европе». Мысль об антихристианском начале, вдохновлявшем революцию и доставившем ей «такое грозное господство над миром», обусловливала взгляды Тютчева на историческую роль России, «прежде всего державы христианской», которые были высказаны им еще в статье «Россия и революция», написанной в 1848 г. Видя в «Западных царствах» цивилизацию, «убивающую себя собственными руками», Тютчев сравнивал Россию с всплывающим над «громадным крушением» «святым ковчегом». Уподобление библейскому Ноеву ковчегу очевидно.

Стихотворение часто цитировалось в конце XIX — начале XX в., т. е. в период серьезных в истории России перемен, среди прочих и такими деятелями русской словесной культуры, как В. Г. Короленко и М. Горький. Кроме того, М. Горький, как впоследствии и многие другие, пародировал тютчевское четверостишие.

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Умом Россию не понять»

Фёдор Иванович Тютчев – это российский дипломат и всемирно известный русский литератор, который вошёл в историю России, как талантливый поэт и настоящий гражданин своей страны.

Стихотворение Фёдора Тютчева «Умом Россию не понять» было написано 28 ноября 1866 года, а опубликовано в 1868 году. Поэт написал его на куске бумаги, который в настоящее время находится на хранении в Пушкинском музее.

Россия для Тютчева – это не просто название страны, в которой он жил. Для него Россия – это воплощение величия настоящего русского духа. Поскольку

Он очень долго жил вне России, имел возможность познакомиться с бытом и культурой различных европейских стран. Но, несмотря на их внешнее благополучие, был уверен, что нет у них чего-то такого, что есть в душе русского человека, нет того настоящего стержня, который делает несгибаемым характер русского народа и непобедимой великую страну Россию.

«Умом Россию не понять…» Какой смысл хотел вложить в эти слова Фёдор Тютчев

«У ней особенная стать – в Россию можно только верить» Этими словами поэт подводит итог своим долгим размышлениям по поводу того, в чём заключается исключительность России. На протяжении многих столетий европейцы допускали одну и ту же ошибку они хотели поработить страну, которую так и не смогли даже понять.

И могущество страны заключается ещё и в том, что предугадать поступки русского народа не могут порой понять даже сами русские. Так что же остаётся делать А остаётся только верить в страну, которая держится на несгибаемой силе духа этого самого русского народа, его крепкой вере в Бога и любви к Родине.

Умом Россию не понять (Тютчев)

← «Небо бледно-голубое…» «Умом Россию не понять…»
автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873)
«Великий день Карамзина…» →
См. Стихотворения 1860-х годов . Дата создания: 28 ноября 1866, опубл.: 1868 [1] .
  • «Умомъ Россію не понять…» // Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 311 (РГБ).
  • «Умом Россию не понять…» // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2003. — Т. 2. Стихотворения, 1850—1873. — С. 165. — ISBN 5-7735-0130-9.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Первая публикация — Стихотворения Ф. Тютчева / Подгот. И. Ф. Тютчев и И. С. Аксаков. М., 1868, С. 230.
Текст и анализ знаменитого стиха Федора Тютчева «Умом Россию не понять. «

Для начала текст стихотворения полностью. Оно очень короткое:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Федор Тютчев долгие годы жил за границей, вдали от Родины. Он наблюдал за укладом жизни европейцев, их бытом, но, в то же время, душой он всегда стремился обратно на Родину, в Россию. Эти душевные сомнения и терзания воплотили себя в жизнь в произведении, которое он написал в 1866 году. Проводя анализ этого стихотворения, нужно помнить, что Тютчев много наблюдал за жизнью людей в Европе. Он видел их культуру, особенности жизни, отмечал для себя, как благопристойно устроена их жизнь, восхищался их культурой и терпением. Но помимо этого он не находил в них того огня, который присущ русскому человеку, размаха души, любви к жизни. Казалось бы, исход понятен: великая Европа должна процветать и наращивать обороты развития, но происходит все по другому сценарию: именно Россия дает миру великих поэтов, художников, скульпторов, увеличивает темпы экономического роста по сравнению с Европейскими державами.

Действительно, «умом Россию не понять». Это не та страна, представление о которой поддается какой-либо логике. Народ русский живет душой, эмоциями. Они и подвигают его на великие свершения. Иносказательно говорит Федор Тютчев о том, что «аршином общим не измерить» Россию. Она самобытна, не похожа ни на одну другую страну в мире, а он их повидал много, будучи дипломатом. Именно потому, что русский народ самобытен, постоянно стремится к развитию, русская нация не исчезнет, не начнет затухать как старая Европа, а будет расти и давать миру все новые и новые таланты.

«У ней особенная стать…», — Тютчев подчеркивает непредсказуемость русского народа, отличие от других стран. Россия для Тютчева – это гордая и независимая страна, никем и никогда не порабощенная. «…в Россию можно только верить», заканчивает Тютчев свои размышления о Родине. Он не призывает к вере каждого, а говорит слово «можно», тем самым предоставляя читателю свободу выбора. Именно вера в такой народ, по мнению автора, будет двигать общественными мировыми процессами. Стихотворение Тютчева очень короткое – всего четыре строки и, тем не менее, несет в себе глубокий смысл. Логически оно построено по принципу факт-аргумент-вывод. При этом стихотворение очень динамично, потому что держится на глаголах. Стихотворение Тютчева – это отражение русского менталитета и русского человека. По нему можно судить о каждом из русских людей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector