Федор ТютчевС поляны коршун поднялся

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Все выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон.

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли.

Комментарий:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 19. Л. 2. об.

Первая публикация — РА. 1879. Вып. 5. С. 125; тогда же — ННС. С. 17. Затем — Изд. СПб., 1886. С. 8; Изд. 1900. С. 60.

Печатается по автографу.

Автограф помещен на обороте листа, на лицевой стороне которого стих. «Какое дикое ущелье. ». Есть исправления в 1-й строке:

«Вот коршун с поля поднялся», после зачеркиваний и вставки слов «с поляны», вместо «вот», получилась строка: «С поляны коршун поднялся». Поэт отчеркнул строфы, но синтаксически стихотворение почти не оформлено, представлен какой-то единый речевой поток в первой и второй строфах.

В РА напечатано слитно со стих. «Какое дикое ущелье. », будто это одно стихотворение, состоящее из четырех строф. Но в ННС они разъединены и у них разные номера: «V» и «VI».

К. В. Пигарев отметил, что «тема, композиция и образы этого стихотворения близки стихам А. Д. Илличевского «Орел и человек», напечатанным в альманахе Северные цветы. Ученый высказал предположение, что оба стихотворения, Тютчева и Илличевского, «восходят к какому-то общему первоисточнику».

Датируется так же, как и «Какое дикое ущелье. », 1830-ми гг.

Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквой «Г» (Глубина), отчеркнул его и выделил последнюю строку.

В. Я. Брюсов писал о стихотворении: «Только с горькой насмешкой называет Тютчев человека «царем земли» («С поляны коршун поднялся. »). Скорее он склонен видеть в человеке случайное порождение природы, ничем не отличавшееся от существ, сознанием не одаренных. «Мыслящий тростник» — вот как определяет человека Тютчев в одном стихотворении». Брюсов напоминает и другое тютчевское определение человека — «злак земной», приходя к выводу о том, что Тютчев усматривает подлинную свободу только в жизни природы, а в человеческой жизни видит лишь «призрачную свободу».

С. Л. Франк процитировал фрагмент этого стихотворения, рассмотрев его в контексте с такими, как «Яркий снег сиял в долине. », «Какое дикое ущелье. ».

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

«Волна и дума» Ф. Тютчев

Дума за думой, волна за волной —
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море —
Здесь — в заключении, там — на просторе,
Тот же все вечный прибой и отбой —
Тот же все призрак тревожно-пустой.

Анализ стихотворения Тютчева «Волна и дума»

Небольшое стихотворение «Волна и дума» создано в 1851 году. По мнению ряда литературоведов, оно может быть ответом Тютчева на фетовскую миниатюру «Буря на небе вечернем…» (1842). В обоих текстах говорится о море. Оба отличаются маленьким количеством строк. У Федора Ивановича – шесть. У Афанасия Афанасиевича – восемь. И у Фета, и у Тютчева присутствует мотив человеческих дум.

Лирический герой стихотворения «Волна и дума» — мыслитель. Наблюдение за пейзажем порождает философские размышления. Как верно заметил Фет, «Тютчев не может смотреть на природу без того, чтобы в душе его единовременно не возникла соответственная яркая мысль». Согласно философии Тютчева, природа и человек образуют единство, границу между ними необходимо считать подвижной. Мысль эта подчеркивается поэтом посредством параллелизма, а также смежной рифмовки. В третьей и четвертой строках Федор Иванович использует антитезу. Впрочем, нужна она не столько ради противопоставления, сколько для подготовки читателя к грядущему обобщению. Несмотря на то, что сердце тесное, а море безбрежное, что здесь – заключение, а там – простор, их природа едина. Звукопись в последних двух строках подчеркивает это единство. При их чтении слышится то ли шум прибоя, то ли биение человеческого сердца.

На первом месте в миниатюре Федора Ивановича – человек, а не пейзаж, что видно хотя бы по начальной строке: «Дума за думой, волна за волной…». При этом они называются двумя проявлениями одной стихии. Подобное сравнение возникает неслучайно. Не раз в лирике Тютчева встречается уподобление морской волны человеку, его душе. Истоки стоит искать в творчестве Гете, которое Федор Иванович прекрасно знал. В стихотворениях немецкого поэта образ воды несет на себе философскую нагрузку. Например, в «Песни духов над водами» и «Песни о Магомете» человеческая душа сопоставляется с водой.

«Волна и дума» — это призыв Тютчева к читателю поразмышлять о месте человека в земном мире, попытаться понять, что действительно важно, а что суетно и не стоит пристального внимания. Стихотворение пропитано тревогой, в нем утверждается тщетность бытия. Люди не способны управлять стихиями, у них нет возможности сильно повлиять на окружающий мир, ибо все повторяется, все неизменно. Впоследствии подобные мысли высказал Блок в знаменитой философской миниатюре «Ночь, улица, фонарь, аптека…» (1912).

Анализ стихотворения Федора Тютчева «С поляны коршун поднялся»

Молодой Тютчев во время службы успел побывать во многих странах мира. Особенно по вкусу ему пришлись Франция и Германия. А последние дни военной карьеры он коротал в Мюнхене, который за короткое время так ему понравился, что в голове Тютчева появились мысли о том, чтобы остаться в этом городе навсегда. На самом деле юный поэт не хотел возвращаться в «Тюрьму народов», но знал, что придется.

Уже в молодом возрасте Тютчев не раз обращался к серьезным философским темам. Особенно его волновал один вопрос: почему светская жизнь мешает семейной,

Тютчев решил написать это стихотворение после присмотра за свободной птицей, которая «ушла за небосклон». У поэта в голове родилась мысль, что птица может достичь тех высот, которые не под силу человеку. Это задело и восхитило писателя одновременно. Ведь небо для птиц – это естественная среда обитания, откуда он может наблюдать за всем, что происходит на земле, а человеку никогда не дотянутся до

В стихотворении символом свободы является небо. Среди строк прослеживается тоска писателя о том, что он не может также «махнуть ввысь» и остаться среди туч навсегда (можно предположить, что у Тютчева на тот момент был тяжелый период в жизни). Поэтому писатель одновременно радуется и завидует вольной птице.

Тютчев восхищается природной мощью этой благородной птицы. «Природа дала крылья», – отмечает писатель. Человек является прямой противоположностью птицы, ведь природа не наградила его «крыльями», с помощью которых он мог бы скрыться от мирской суеты. Всех людей и, себя в том числе, сравнивает с «царями», которые «приросли к земле». В этой строке присутствует и гордость (человек – царь природы) и сожаление – царь, который не может скрыться от суеты и проблем.

По этой причине стихотворение переполнено грустными эпитетами и метафорами, ведь человеку никуда не скрыться от уготованной ему участи – «быть королем на земле» и, возможно, никогда не почувствовать вкуса настоящей свободы небес.

Тютчев всеми силами протестует против уготованной участи для всего человечества, он хочет побывать в небе, почувствовать вкус свободы, но с горечью понимает свое бессилие перед благородным коршуном.

«С поляны коршун поднялся. »

Та же мысль о всеобщем законе природы, о единстве и гармонии в ней, только выраженная более остро и прямо отнесённая к человеку, свойственна и этому стихотворению, одному из самых глубоких в лирике поэта.

Коршун легко и свободно стремит свой полёт к небу. Он поднялся так высоко, что его уже не видно — «ушёл за небосклон». А человек, который тоже бы хотел взлететь и устремиться ввысь, не может, хотя он и «царь земли», этого сделать, потому что природа не дала ему крыльев.

Мысль Тютчева связана не только с физическими, природными возможностями коршуна и человека. Тютчев с горечью пишет о том, что человек не может слиться с природой. Кроме того, небо в поэзии означает высокий идеал, которого человек хочет достигнуть. Коршун без усилий поднимается высоко, а человек, даже наделённый крылатой мыслью, остаётся приросшим к земле, и идеал оказывается для него недосягаемым. В других стихотворениях поэт напишет и о торжестве мысли, способной унести человека за край земной, в область желанного идеала.

С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он
И вот ушёл за небосклон.

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли.

Вопросы и задания

  1. Как вы считаете, прочитанное вами стихотворение — пейзажная зарисовка или переданное в образной форме размышление о жизни человека? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.
  2. Как вы думаете, почему в последней строке стихотворения Тютчев употребляет торжественную, устаревшую форму «к земли» вместо современной, употребляемой в разговорной речи формы «к земле»?

С каким настроением (торжественным, грустным, радостным) вы будете читать стихотворение вслух? Если настроение будет меняться по мере чтения, то как?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector