Федор ТютчевРассвет

Не в первый раз кричит петух;
Кричит он живо, бодро, смело;
Уж месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела.

Еще молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!
Вставай Христовой службы ради!
Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?

Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися.
Тебя зовет и будит он, —
Вставай, мужайся, ополчися,

В доспехи веры грудь одень,
И с Богом, исполин державный.
О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!

Комментарий:
Автографы (3) — РГАЛИ. Ф. 195. Оп. 1. Ед. хр. 5083. Л. 192 об.; Альбом Тютч.-Бирилевой (с. 73); Муран. альбом. С. 81–83. Список с поправками Ф. И. Тютчева.

Первая публикация — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 57–58 (цензурное разрешение — 28 февраля 1853 г.). Затем — сб. «С нами Бог! Вперед. Ура. Собр. стихотворений на нынешнюю войну, изд. В. Дементьевым». М., 1854. С. 45–46 (цензурное разрешение — 29 марта 1854 г.); Изд. 1854. С. 138–139 (цензурное разрешение — 30 мая 1854 г.); сб. «Братьям-славянам». М., май, 1867. С. 49–50; Изд. 1868. С. 125–126; Изд. СПб., 1886. С. 150–151; Изд. 1900. С. 154–155.

Печатается по авторизованному списку в Муран. альбоме.

В первом автографе перед текстом в скобках — «(Посвящено Фуад-Эфенди)». В этом автографе 2-я строка — «Кричит он бодро, живо, смело». Вторая строфа («Еще молчат колокола») в этом варианте отсутствует, сразу после окончания первой строфы следует: «Вставай, о Русь — уж близок час. » и т. д.

В автографе из Альбома Тютч.-Бирилевой есть название — «Рассвет» и в скобках помета — «(ноябрь 1849)». Вторая строка — «Кричит он бодро, живо, смело», мотив бодрости в обоих автографах выдвинут на первое место. 15-я строка — «О Русь, к тебе взывает он».

В списке Муран. альбома Тютчевым исправлены описки, а также некоторые выражения и знаки препинания в конце строк. В 12-й строке был пропущен предлог «в» перед словом «колокол», предлог был вставлен. В 14-й строке — правка в слове «огласился», зачеркнуто второе «л», получилось слово «огласися». В конце этой строки поэт поставил восклицательный знак и многоточие (пять точек), первоначально здесь не было никакого знака. В 15-й строке зачеркнуто «О Русь, к тебе взывает» и сверху написано — «Тебя зовет и будит». Г. И. Чулков справедливо полагал: правка вызвана тем, что в стихотворении трижды использовано обращение «О Русь». В конце этой (15-й) строки поставлено тире (раньше здесь был восклицательный знак), в конце 16-й строки поставлена запятая вместо восклицательного знака. В конце 18-й строки к восклицательному знаку, стоящему здесь, дописано многоточие. Правка сделана синими чернилами, а другие стихотворения в этом альбоме написаны черными чернилами, поэтому поправки резко выделяются. Синтаксическая правка снова свидетельствует о том, что поэт придавал значение интонационному рисунку и для него были важны многоточия, тире, восклицательные знаки.

В Муран. альбоме сразу после пятой строфы была переписана строфа «Не гул молвы прошел в народе». Тютчев отделил эту строфу синей чертой от предыдущей, а сбоку написал название нового стих. — «Пророчество».

Первая публикация отличается от автографов 2-й строкой — «Кричит он живо, бодро, смело» (в автографах — «бодро, живо»). В следующих изданиях принят вариант первого. Издания не имеют текстовых отличий, во всех название «Рассвет», но в Изд. 1854 и в Изд. 1868 есть подзаголовок — «(писано в 1850 году)», в последующих — подзаголовок снят, а в Изд. СПб., 1886 в конце указан год — «1849», в Изд. 1900 и его нет. В сб. стихотворение подписано — «Ф. Тютчев». Во всех указанных изданиях поправки Тютчева, касающиеся синтаксического оформления, не учтены. Обилие прижизненных переизданий стихотворения, особенно в 1854 г., во время Крымской войны, свидетельствовало о его актуальности. В первый сб. кроме стих. Тютчева вошли патриотические стихотворения П. А. Вяземского, Ф. Н. Глинки, А. Н. Майкова, А. П. Ознобишина, Н. П. Огарева, С. Е. Раича, Е. П. Ростопчиной, С. П. Шевырева и других; во второй — близкие по теме стих. К. С. Аксакова, Ф. Н. Берга, П. А. Вяземского и А. С. Хомякова. Так вырисовывается общий социальный и литературный контекст стихотворения Тютчева.

Датируется на основании указания в автографе — 1849 г.

В. Я. Брюсов по поводу этого стихотворения, а также «Море и утес», «Смотри, как запад разгорелся», «Ужасный сон отяготел над нами», отметив их символическую основу, подчеркнул, что стихотворения «говорят даже больше, чем хотел сказать сам поэт». Р. Ф. Брандт привел отзыв о стихотворении «Рассвет» П. И. Капниста, сделанный в 1865 г.: «Основной смысл этой пьесы не утратил своего значения, и она совершенно свежа теперь, спустя 15 лет, тогда как столько стихов, навеянных другим поэтам тою же крымскою кампанией, теперь уже — анахронизмы. » Таково свидетельство связи стихотворения в глазах современников с событиями Крымской войны, хотя оно было создано в 1849 г. Такого рода стихотворения и давали основания говорить о «пророчествах» Тютчева.

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

Тютчев Федор Иванович

Тютчев Федор Иванович

Тютчев Федор Иванович — один из самых ярких русских поэтов, творчество которого проникнуто духом православия и патриотизма.

Поэт Тютчев Фёдор Иванович родился 23.ХI.(5.ХII).1803 г. в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в старинном дворянском роду.

Первоначальным образованием Федора Ивановича руководил его домашний учитель, поэт- переводчик С. Е. Раич.

С 1819-21 Тютчев учился на словесном отделении Московского университета, которое закончил со степенью кандидата.

С 1822—37 находился на дипломатической службе: сверхштатным чиновником и вторым секретарем русской миссии в Мюнхене.

С (1837—39), первым секретарем и поверенным в делах в Турине.

В Мюнхене завязал дружеские отношения с Г. Гейне и часто встречался с философом Ф. Шеллингом. Из русских литературных деятелей, бывавших в это время за границей, общался с братьями И. В. и Киреевским и П. В. Киреевским, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым, В. А. Жуковским. Уволенный со службы в результате просроченного отпуска (1841), жил преимущественно в Мюнхене. Осенью 1844 вернулся в Россию и поселился в Петербурге.

С 1845 снова служил в ведомстве министерства иностранных дел. Один из образованнейших и остроумнейших людей своего времени, Тютчев был завсегдатаем петербургских придворных и светских гостиных, что не мешало ему иметь достаточно обширный круг знакомств в литературной среде (П. А. Плетнев, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. Ф. Писемский, И. С. Аксаков, А. А. Фет, А. Н. Майков, Я. П. Полонский, А. Н. Апухтин и другие).

В 1858 был назначен председателем Комитета цензуры иностранной и занимал эту должность до смерти.

Самые ранние стихи Федора Ивановича относятся к годам, предшествовавшим его поступлению в университет.

В 1818 за одно свое подражание Горацию он был избран в сотрудники Общества любителей российской словесности. Выступать в печати начал с 1819 (первое опубликованное стихотворение — «Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду»).

В 20— 30-х гг. произведения Тютчева печатались в различных альманахах и журналах («Урания», «Северная лира», «Денница», «Галатея», «Телескоп» и других).

В 1836 вышел большой цикл тютчевских стихов (под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии») в «Современнике». Стихотворения Тютчева продолжали появляться в «Современнике» вплоть до 1840, но не были отмечены тогдашней критикой.

Только в 1850 Н. А. Некрасов посвятил им особую статью, в которой талант Тютчева впервые был отнесен к «русским первостепенным поэтическим талантам».

Через несколько лет, сначала в виде приложения к «Современнику», а затем отдельным изданием (1854), вышел сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати И. С. Тургеневым. В напечатанной тогда же статье «Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева» Тургенев писал, что Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть». Сочувственную оценку вызывала его поэзия со стороны революционно-демократической критики (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов).

В 1868 вышло второе прижизненное издание стихотворений Федора Ивановича.

Поэтическое наследие поэта составляют около четырехсот лирических стихотворений. Эпические и драматические жанры оставались чуждыми поэту. Непреходящее эстетическое значение лирики Тютчева, отличающейся глубиной мысли и совершенством ее художественного воплощения, хорошо определил А. А. Фет в известных стихах «На книжке стихотворений Ф. И. Тютчева»:

«. эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей».

Лирике Федора Ивановича свойственна большая внутренняя сложность, отражающая противоречивость отношения поэта к современной действительности. В юные годы поэт испытывал влияние свободолюбивых идей, характерных для раннего этапа русской дворянской революционности (в пределах программы Союза благоденствия, членом которого был его учитель С. Е. Раич). Монархические убеждения сочетались у поэта с неприятием режима «канцелярии и казармы», символизировавшими в его глазах официальную Россию. Остро ощущая переломный характер своей эпохи, Тютчев утверждал, что с 1830 Европа вступила в «революционную эру» истории.

К 40-м гг. его политические убеждения приобретают славянофильскую и даже панславистскую окраску. Он пишет публицистические статьи на французском языке:

«Россия и Германия» — 1844;

«Россия и революция», —1849;

«Папство и римский вопрос» —1850 которые печатает за границей. В них он противопоставляет самодержавно-православную Россию революционному и «безбожному» Западу, пропагандирует в качестве оплота против революции идею единения славянских стран под эгидой России. В своих политических стихах:

«Русская география» — 1848 или 1849;

«Пророчество», 1850, и других Тютчев открыто призывает к захвату Константинополя. Созданная Т. политическая концепция «Великой грекороссийской восточной империи» была сильно подорвана в его собственном сознании событиями Крымской войны 1853—56. Под впечатлением военных и дипломатических поражений, понесенных Россией, поэт резко критикует в своих письмах «глупость, развращенность и злоупотребления» русского правительственного аппарата, легкомыслие и антипатриотизм аристократических кругов, пишет эпиграммы на Николая I («Не богу ты служил и не России. » — 1855) и другие представителей власти.

В 1857 он подает в официальные сферы докладную записку «Письмо о цензуре в России», в которой доказывает, что «нельзя налагать на умы безусловное и слишком продолжительное стеснение и гнет без существенного вреда для всего общественного организма». Однако в своей критике окружающей действительности Федор Иванович никогда не сходил с консервативных позиций.

Несмотря на ограниченность своих политических взглядов, Тютчев напряженно стремился проникнуть в исторический смысл событий. Переломные моменты истории в особенности привлекали к себе его жадное и настороженное внимание. Для мироощущения поэта характерны строки из стихотворения «Цицерон», вызванного сообщениями об июльской революции 1830 во Франции:

«Блажен, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!»

Повышенный интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений своеобразно преломляется у Тютчева-поэта в страстное влечение к бурям и грозам в природе и в человеческой душе. Его лирика проникнута чувством трагизма жизни. Явления внешнего мира и душевные состояния человека изображаются им в непрестанной борьбе противоположностей. Но в то время как природе свойственна «гармония в стихийных спорах» (отсюда характерный для Тютчева переход «грозового» мотива в мотив «успокоения»), человек испытывает неразрешимость раздирающих его противоречий, безысходность борьбы. Ощущение «страшного раздвоения» обрекает его на «двойное бытие». Пламенная любовь к «матери-земле», стремление жить «в настоящем» постоянно отравляются неотвязной внутренней тревогой, неотступной мыслью о скоротечности жизни, о неумолимой власти времени над человеком:

«Нет, моего к тебе пристрастья. »,

«Сижу задумчив и один. » — 30-е гг.;

«Как дымный столп светлеет в вышине. » — 1848 или 1849 и другие.

Жажда веры и готовность верить никогда не перерастают в способность верить:

«Проблеск» — 20-е гг.;

«О вещая душа моя. » — 1855).

Желание «хоть раз» приобщиться к активной деятельности парализуется невозможностью угнаться за своим веком, острым сознанием своей принадлежности к «обломкам старых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому младому племени»

«Бессонница» — 20-е гг.;

«Как над горячею золой. » — 1830;

«Как птичка раннею зарей. » — 30-е гг.;

«Когда дряхлеющие силы. » — 1866.

В поэзии Тютчева отчетливо звучат фаталистические мотивы. Одно из самых светлых чувств, доступных человеку,— любовь окрашивается в трагические тона, превращается в «поединок роковой» двух сердец, исход которого предуказан судьбой:

«О, как убийственно мы любим. » — 1851;

«Предопределение» — 1851 или 1852.

Однако отвлеченное понятие судьбы под пером Федора Ивановича обычно облекается в реальные образы — либо одного человека, выступающего ее слепым орудием, либо «света», «толпы», «суда людского»

«Не говори: меня он, как и прежде, любит. »,

«Чему молилась ты с любовью. » — 1851 или 1852;

«Две силы есть — две роковые силы. » — 1869.

Для любовной лирики Тютчева характерно перенесение основного внимания на внутренний мир женщины, образ которой наделен у него ярко индивидуализированными психологическими чертами

«С какою негою, с какой тоской влюбленной. » — 1837;

«Она сидела на полу. » — 1858;

«Весь день она лежала в забытьи. » — 1864;

«Есть и в моем страдальческом застое. » — 1865.

Поэт-мыслитель, взволнованный вековечными и глубинными вопросами бытия, Тютчев был проникновенным и тонким художником. Его часто называют «певцом природы». Это название оправдано как постоянным стремлением поэта философски понять жизнь вселенной, так и присущим ему живым и непосредственным отношением к природе. Завидуя «древним народам», которые «книгу Матери-природы читали ясно без очков» («А. Н. М.»— 1821), Тютчев во многом как бы приближался к античному миропониманию. В некоторых его стихотворениях подвергаются переосмысливанию традиционные мифологические образы:

«Видение» — 20-е гг., в других, пользуясь олицетворениями, Тютчев прибегает к своего рода мифотворчеству:

«Летний вечер» — 20-е гг.;

«Весенние воды» — 1830.

Еще характернее для поэта романтическое представление о всеобщей одушевленности природы, лежащее в основе всей его образной системы. Доказывая, что природа «не слепок, не бездушный лик», он говорит о ней теми же словами, что и о «существе разумном»:

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык»

(«Не то, что мните вы, природа. » — 30-е гг.).

Часто через обращение к явлениям и картинам природы Федор Иванович раскрывает сложный мир человеческих переживаний. У него есть стихотворения, построенные по принципу параллелизма между образом, заимствованным в природе, и тем или иным состоянием человека:

«Поток сгустился и тускнеет. »,

«Еще земли печален вид. »,

Иногда аналогия между природой и человеком скрыта в подтексте, придавая стихотворению символический характер

«Что ты клонишь над водами. » — 30-е гг.;

«Обвеян вещею дремотой. » — 1850.

Но, независимо от того, присутствует или нет в стихах прямая аналогия или скрытый символ, его лирике природы свойственны реальные зримые приметы. «Пейзажи в стихах» (Некрасов) у Тютчева всегда отличаются обобщенностью, что не мешает ему подчеркивать в них немногие, но существенные признаки. Еще Некрасов восхищался его способностью «двумя-тремя чертами» вызывать в воображении читателя всю полноту впечатления. Тютчевский эпитет обычно логически ясен и в то же время эмоционально выразителен. Таков, например, эпитет «как бы хрустальный», которым передается ощущение погожего дня ранней осени («Есть в осени первоначальной. » — 1857).

Поэт умеет открывать в слове «новый, еще не подмеченный оттенок смысла» (И. С. Аксаков). У него березы неодеты, а «овеяны» молодой весенней листвой («Первый лист» — 1851>), ночь «испаряется» при свете «лениво и несмело» возникающего зимнего дня («Декабрьское утро» — 1859). Очень точные слова находит поэт, чтобы передать зрительное впечатление от радуги:

«Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла»

(«Как неожиданно и ярко. » — 1865).

Тютчев Федор Иванович— один из крупнейших мастеров русского стиха. Традиционные размеры — ямб и хорей, преобладающие в его творчестве, отличаются исключительным богатством ритмических ходов. В некоторых стихотворениях поэт виртуозно пользуется сочетанием различных метров «Silentium»,

«Сон на море» — 30-е гг.;

«Мотив Гейне» — 1868 или 1869).

Утонченная ритмическая гамма стихотворения «Последняя любовь» (1-я половина 50-х гг.) достигается путем введения дополнительных безударных слогов в метрическую схему четырехстопного ямба. Но, как у всякого настоящего художника, форма никогда не была для Тютчева Ф.И. самоцелью и неизменно подчинялась задаче наиболее полного раскрытия лирического содержания.

Поэзия Тютчева далеко не сразу получила широкое признание. Вспоминая о своем первом знакомстве с ним в 1856, Л. Толстой назвал его «тогда знаменитым». Однако, начиная с 60-х гг. и до самых последних десятилетий XIX в., наблюдается постепенный упадок интереса к Тютчеву. Внимание читателей к его стихам оживает лишь во 2-й половине 90-х гг. К Тютчеву как к своему учителю и «предтече» обратились поэты-символисты; некоторые из них, в особенности В. Я. Брюсов, немало потрудились над изучением и популяризацией его творчества.

Новый, значительно более интенсивный рост интереса к поэзии Тютчева Ф.И. как со стороны научных кругов, так и со стороны массового читателя падает на послереволюционные годы.

Книга стихов поэта постоянно находилась в рабочем кабинете В. И. Ленина в Совнаркоме.

Еще в 1918 имя Тютчева было включено в перечень имен русских классических писателей, которым Советское правительство наметило воздвигнуть памятники.

Музей имени поэта открыт в 1920 в подмосковной усадьбе Тютчевых Мураново. Этот музей стал основным центром по изучению жизни и творчества Тютчева.

Умер Тютчев Фёдор Иванович 15(27).VII.1873 г. в Царском Селе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Петербурге.

«Душа хотела б быть звездой…» Ф. Тютчев

Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной, —

Но днем, когда, сокрытые как дымом
Палящих солнечных лучей,
Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.

Анализ стихотворения Тютчева «Душа хотела б быть звездой…»

В старину было принято вести поэтические альбомы, куда записывались цитаты классиков либо произведения известных авторов. Девушкам в такие альбомы молодые люди вписывали стихи, которые нередко сочиняли в порыве вдохновения. Такой альбом был и у Эрнестины Тютчевой, второй супруги поэта. Именно там было записано стихотворение «Душа хотела б быть звездой», дата создания которого неизвестна. Предположительно, Федор Тютчев создал его между 1828 и 1836 годами, но вписал в альбом супруги гораздо позже. Так или иначе, автографа этого произведения не сохранилось, и оно было опубликовано лишь после смерти поэта по записи, сделанной в альбоме его супруги.

Это стихотворение вызвало много споров среди критиков, многие из которых обвинили Тютчева в высокомерии. Ведь уже первая фраза произведения «Душа хотела б быть звездой» указывает на честолюбивые помыслы автора. Однако позже появилась иная трактовка этого произведения, которая позволила понять истинный смысл этого произведения. Да, действительно, душа поэта стремилась ввысь, однако ему совсем не хотелось стать бесчувственным небесным светилом, которое вызывает восхищение у влюбленных парочек и романтически настроенных поэтов. Более того, сам Тютчев с определенной долей презрения отзывается о звездах, отмечая: «Сии светила, как живые очи, глядят на сонный мир земной».

Развивая свою мысль, поэт отмечает, что хочет быть дневной звездой, которая незаметна при свете солнца, но при этом отличается особой чистотой. Такие звезды, по мнению поэта, «горят светлей в эфире чистом и незримом», и именно такой участи желает для своей души сам автор. Конечно, это стихотворение трудно назвать оптимистичным, ведь поэт задумывается о жизни после смерти. Для этого есть веский повод, ведь Тютчев недавно похоронил свою первую супругу Элеонору. Он очень тяжело переживает эту смерть, хотя и понимает, что избежать подобной участи никому не под силу. И уж коль этот момент все равно настанет, поэту хочется не исчезнуть в бесконечных просторах Вселенной, а остаться в вечности, став неприметной звездочкой на небосклоне, которая греется в лучах славы более ярких небесных светил. К этому моменту Тютчев еще не знал, что ему предстоит стать одним из выдающихся русских поэтов, родоначальником романтизма и автором удивительно глубоких, философских стихов. К своему творчеству он относился с легкой иронией, считая его приятным хобби и не предполагая, что именно благодаря нему имя Тютчева навсегда останется в истории мировой литературы.

Федор Иванович Тютчев

Биография Федора Ивановича Тютчева — гениального русского поэта-лирика, его место в русской литературе. Поступление в Московский университет. Романтизм Тютчева, его понимание природы. Роковая встреча Тютчева с Еленой Денисьевой. Последние годы жизни.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 30.10.2014
Размер файла 10,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Место Федора Ивановича Тютчева в русской литературе. Первый литературный успех юноши. Обращение молодого поэта к Горацию. Поступление в Московский университет. Попытки разгадать исторический смысл происходящего. Романтизм Тютчева, его понимание природы.

курсовая работа [49,4 K], добавлен 28.12.2012

Ф.И. Тютчев — гениальный русский поэт-лирик. Амалия фон Лерхенфельд — первая любовь поэта. Роль А.С. Пушкина в жизни Ф.И. Тютчева. Элеонора Петерсон — первая жена поэта. Женитьба Ф.И. Тютчева на Эрнестине Дернберг. Его роковая встреча с Еленой Денисьевой.

творческая работа [24,8 K], добавлен 17.06.2010

Основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева, основополагающие мотивы его лирики. Связь литературного творчества поэта с его общественной и политической деятельностью. Место ночи в творчестве Тютчева, ее связь с античной греческой традицией.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 30.01.2013

Биография Федора Тютчева (1803-1873) — известного поэта, одного из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Литературное творчество, тематическое и мотивное единство лирики Тютчева. Общественная и политическая деятельность.

презентация [2,4 M], добавлен 14.01.2014

История жизни и творческой деятельности Фёдора Ивановича Тютчева, его любовная поэзия. Роль женщин в жизни и творчестве поэта: Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Величие, мощь и утончённость лирики Тютчева.

разработка урока [20,5 K], добавлен 11.01.2011

Изучение детских годов, учебы в духовной семинарии и университете, службы в коллегии иностранных дел Федора Тютчева. Исследование мюнхенского и петербургского периодов творчества поэта, его увлечения немецкой философией и поэзией, последних годов жизни.

презентация [19,5 M], добавлен 14.05.2011

Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

контрольная работа [14,4 K], добавлен 17.12.2002

Основные сведения о юношеских годах и семейной жизни Федора Ивановича Тютчева, его дипломатическая карьера и участие в кружке Белинского. Композиционные особенности стихотворений, их периодизация. Осмысление любви как трагедии в творчестве русского поэта.

презентация [111,1 K], добавлен 15.04.2012

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

дипломная работа [63,0 K], добавлен 29.01.2016

Любовь для Тютчева – и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом эта тема раскрывается поэтом в лирике, посвящённой Е. А. Денисьевой в «Денисьевскои цикле».

реферат [44,2 K], добавлен 17.08.2008

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: