Федор ТютчевОсенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть.
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Комментарий:
Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 2 об.

Первая публикация — Совр. 1840. Т. XIX. С. 187, с подписью «Ф. Т-въ». Затем — Совр. 1854. Т. XLIV. С. 5; Изд. 1854. С. 5; Изд. 1868. С. 9; Изд. СПб., 1886. С. 29; Изд. 1900. С. 129.

Печатается по первому изданию.

Датируется на основании пометы в автографе — 1830 г.

В автографе стихотворение не имеет названия. Помещено в ряду таких стих., как «Через ливонские я проезжал поля. », «Песок сыпучий по колени. »; «Есть в светлости осенних вечеров. » следует под цифрой «3». Особенность авторского синтаксического оформления — двукратный повтор восклицательного знака с многоточием; так заканчиваются 2-я и 12-я строки. В печатных текстах они обычно не воспроизводятся, хотя свидетельствуют об особой эмоционально-эстетической экспрессии стихов. Тютчевские знаки говорят не об умиротворенности и спокойствии, а о порыве чувств, связанных с эстетическим удивлением и восхищением. Здесь сохраняется пунктуация автографа.

Печатные тексты дают вариант 7-й строки: в первом издании и во всех прижизненных, а также Изд. СПб., 1886 — «И, как предчувствие сходящих бурь», но в Изд. 1900 — «И, как предвестье близящихся бурь» (вариант автографа). В 8-й строке в первом издании и последующих — «Порывистый, холодный ветр порою», хотя в автографе — «Порывистый и ясный ветр порою». Если варианты 7-й строки в художественном отношении равноценны, вариант печатного издания более романтичен («предчувствие» вместо «предвестье», «сходящих» /с небес/ вместо «близящихся»), то вариант автографа 8-й строки («ясный ветр») более спорный и изысканный, нежели строгий и простой образ первопечатного издания («холодный ветр»). 12-я строка в варианте автографа («Божественной стыдливостью страданья»)— лишь в первом издании, в остальных указанных — «Возвышенной стыдливостью страданья». В печатных изданиях нередко тютчевские пантеистического типа высказывания устранялись. Они восстановлены лишь в изданиях послереволюционного времени.

Н. А. Некрасов, полностью перепечатав стихотворение, восклицал: «Превосходная картина! Каждый стих хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, какое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце; вот почему мы нисколько не задумались бы поставить г. Ф.Т. рядом с Лермонтовым; жаль, что он написал слишком мало. Нечего и говорить о художественном достоинстве приведенного стихотворения: каждый стих его — перл, достойный любого из наших великих поэтов».

С. С. Дудышкин выразил неудовлетворение строчкой «Ущерб, изнеможенье, и на всем. », заявив, что она «разнится» с другими, и он отнес ее к числу «непоэтических крох» стихотворений Тютчева.

И. С. Тургенева стихотворение привлекало неоднократно. В письме к А. А. Фету от 3 октября 1860 г. он цитировал, говоря о последних днях осени, «в которых таится особенная «умильная таинственная прелесть». В пейзажных зарисовках рассказа «Свидание» (из цикла «Записки охотника») содержится несколько скрытых цитат из этого стихотворения Тютчева; особенно это очевидно в образе осенней улыбки: «сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы. ».

П. К. Щебальский в рецензии на сб. «Стихотворения Ф. Тютчева» полностью процитировал стихотворение, отрицая самую постановку вопроса о реализме по отношению к нему: «А какой реализм заменит ту прелесть образов и звуков, которая заключается в следующей картине осени У кого не вызовет в душе полного представления грустных дней осени это коротенькое стихотворение, кто не переживет за чтением этих немногих стихов тех впечатлений, которые он испытывал много раз в жизни? Другой писатель мог бы привести очень много других черт, характеризующих осень, и, однако ж, не вызывать ни в воображении читателя такого полного образа этого времени года, ни в душе его такого созвучного впечатления. Почему это? В этом именно и заключается тайна поэзии и искусства вообще».

К. Д. Бальмонт, процитировав 1, 2, 9–12-ю строки, отметил: «Тютчев возвышается до художественного понимания осени, как душевного состояния Природы».

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

«Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»»

Федор Иванович Тютчев как художник сложился на рубеже 20—30-х годов XIX столетия. Уже первые его стихотворения, написанные в эту пору,— «Бессонница», «Летний вечер», «Весенние воды».

«Осенний вечер» — были признаны подлинными шедеврами русской поэзии. Лирика Тютчева пронизана острым чувством трагизма, напряженной и страстной мыслью, отмечена глубиной философских раздумий. Художественный образ природы конкретно зрим, отмечен печатью романтического чувства. Ф. И. Тютчев еще в пору молодости, в 1836 году, написал стихотворение «Зима недаром злится…». Борьба зимней стужи и весны представлена как действия сказочных существ: злой ведьмы-Зимы и молодой румяной Весны. Поэт воссоздал картину природы в духе народных олицетворений. Радостные ритмы соответствуют светлому строю народных веснянок. Благодаря большому количеству эмоционально окрашенных глаголов стихотворение чрезвычайно динамично:

* Зима еще хлопочет
* И на Весну ворчит,
* Та ей в глаза хохочет
* И пуще лишь шумит…

Общепризнанна чуткость Ф. И. Тютчева к русскому языку, способность глубоко и точно передать в своих Стихах тончайшие оттенки мыслей и чувств.

Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 класс

1. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев: Биографический очерк. Отрывок / И. С. Аксаков // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 2–6. (Биографический портрет, обзор творчества Ф. И. Тютчева. Отрывок из работы И. С. Аксакова)

2. Анненкова Е. И. Два стихотворения. «Не знаю я, коснется ль благодать…» Ф. И. Тютчева и «Мадонна» А. С. Пушкина / Е. И. Анненкова // Литература в школе. – 2001. – N 4. – С. 2–6. (Сопоставительное осмысление двух стихотворений, появившихся в разные историко-литературные периоды XIX столетия, являющихся органичными для творчества обоих поэтов в целом, выявляющих существо их поэтического и философского миросозерцания)

3. Апалькова И. Г. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной. «: V класс / И. Г. Апалькова // Литература в школе. – 2011. – N 8. – С. 42–43. (Изучение поэзии Ф. И. Тютчева в V классе на примере стихотворения «Есть в осени первоначальной. «)

4. Богачева А. Ф. «Я помню вальса звук прелестный. «: Литературно-музыкальный вечер / А. Ф. Богачева // Литература в школе. – 2004. – N 1. – С. 45–47. (Сценарий литературно-музыкального вечера по творчеству русских поэтов (Пушкин А. С., Грибоедов А. С., Тютчев Ф. И., Боратынский Е. А. ).

5. Галкин А. Читая стихотворение Ф. И. Тютчева «Два голоса» / А. Галкин // Литература в школе. – 2007. – N 2. – С. 49. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Два голоса»)

6. Гапоненко П. А. Во имя жертвенного самоотречения: Ф. И. Тютчев. «Сияет солнце, воды блещут. «/ П. А. Гапоненко // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 14–15. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут»)

7. Жителева Ж. И. «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчева: V класс / Ж. И. Жителева, В. И. Жителев // Литература в школе. – 2011. – N 2. – С. 39–41. (Урок-разбор стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»)

8. Калганова Т. А. Анализ стихотворений Ф. И. Тютчева. V-VI классы / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2003. – N 10. – С. 40–41. (Материал для подготовки уроков литературы по творчеству Ф. И. Тютчева. Об использовании образов из древнегреческой мифологии в лирико-философской поэзии. Опыт сравнения двух стихотворений: «Пан» М. Ю. Лермонтова и «Полдень» Ф. И. Тютчева)

9. Лебедев Ю. В. Гражданская лирика Тютчева / Ю. В. Лебедев // Литература в школе. – 2003. – N 5. – С. 2–8. (Биографические сведения о Ф. И. Тютчеве с 1821 года. Литературный анализ стихов гражданского звучания и некоторых публицистических статей)

10. Новикова А. А. И. С. Тургенев и Ф. И. Тютчев / А. А. Новикова // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 2–7. (Пересечение судеб Ф. И. Тютчева и И. С. Тургенева, общее в их творчестве: философско-психологический подход к движениям человеческой души, лирический самоанализ, романтическая одухотворенность. Тема любви и тема природы в творчестве поэта и писателя)

11. Погорельцев В. Ф. Послушаем ритм тютчевского сердца / В. Ф. Погорельцев // Литература в школе. – 2006. – N 4. – С. 7–9. (Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое»), содержится полный текст. Сопоставление его со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Тема сердца в этих произведениях)

12. Попова Т. М. Стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан» / Т. М. Попова // Литература в школе. – 2003. – N 6. – С. 42–44. (Литературный анализ стихотворение Ф. И. Тютчева «Фонтан»)

13. Скатов Н. Н. Федор Тютчев / Н. Н. Скатов // Литература в школе. – 2003. – N 1. – С. 7–13. (Биографический очерк, анализ творчества Ф. И. Тютчева)

14. Соловей Т. Г. «Весна идет!»: анализируем стихотворение Ф. И. Тютчева / Т. Г. Соловей // Литература в школе. – 2008. – N 3. – С. 40–42. (Методические рекомендации к уроку литературы в 5 классе. Литературный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна идет!»)

15. Соловецкая М. Г. Ф. Тютчев. «Чародейкою зимою. » / М. Г. Соловецкая // Литература в школе. – 2008. – N 10. – С. 38–40. (Методические рекомендации и система вопросов и ответов для урока литературы в 5 классе, посвященного изучению стихотворения Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою. «)

Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.
статья (литература, 8 класс) на тему

Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основываясь на программу, была выстроена дополнительная работа по изучению творчества данного поэта. Для успешного изучения и понимания философской концепции Ф.Тютчева (завершение работы по творчеству поэта III четверть 8-го класса) была организована работа в творческой исследовательской лаборатории /своеобразные уроки словесности, построенные на основе изучения поэтических текстов/. Учитывая возрастные особенности детей (среднее звено), анализировалась пейзажная лирика, так как она более эмоциональна, образна, доступна в первичном восприятии.

Скачать:

Вложение Размер
proektnyy_metod_-_2011.docx 33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.

Выполнил: Бурцева Е.В., МОУ лицей №8, г.Томска.

Основным направлением на уроках русского языка и литературы является работа с художественным текстом. Чтобы научить ребенка говорить и писать о каком-то произведении, на какую-то тему, а особенно вести предметный, обоснованный разговор по поставленной проблеме, первоначально необходимо научить обучающихся понимать данное произведение. Именно в связи с этим приоритетным направлением на уроках литературы является работа по анализу поэтического текста. Ведь именно от того, как ребенок воспримет произведение, будет зависеть его дальнейшая успешная работа на уроках литературы. К.Гуковский писал: «Не надо искать в произведении то, чего там нет. Любое литературное произведение должно быть связано и отражать настроение, мироощущение самого автора».

Учитывая данное замечание, работа над анализом лирического произведения требует особого подхода.

Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основываясь на программу, была выстроена дополнительная работа по изучению творчества данного поэта. Для успешного изучения и понимания философской концепции Ф.Тютчева (завершение работы по творчеству поэта III четверть 8-го класса) была организована работа в творческой исследовательской лаборатории /своеобразные уроки словесности, построенные на основе изучения поэтических текстов/. Учитывая возрастные особенности детей (среднее звено), анализировалась пейзажная лирика, так как она более эмоциональна, образна, доступна в первичном восприятии.

Работа творческой лаборатории основывалась на первичном восприятии текста и его анализе с лингвистической точки зрения, который позволил на последующих этапах углубить и расширить работу над изучением творчества поэта и создавать собственные тексты – отзывы на прочитанные стихотворения. Осуществлялась первичная обработка текста путем анкетирования. С этой целью была разработана анкета – вопросник, с помощью которой проводилась данная работа. (Анкета – вопросник прилагается).

Первичная работа была коллективной – дети обучались анкетированию, знакомились с различными лингвистическими и литературоведческими терминами и понятиями. Следующим этапом следовала индивидуальная работа обучающихся (анкеты обрабатывались педагогом). И последний этап – групповая работа, предполагающая следующие виды работ:

  1. заполнение и обработка итоговой анкеты всей группой;
  2. проведение сравнительного анализа между группами;
  3. формулирование общего вывода.

На последующих уроках освещался результат совместной деятельности групп и на основе этого производился дальнейший анализ произведения. Таким образом использовались различные формы и методы работы с обучающимися:

  1. коллективная
  2. индивидуальная
  3. групповая
  4. исследовательская деятельность /собственные наблюдения и изыскания/
  5. аналитическая работа /сравнение и сопоставление полученных результатов/
  6. творческая работа /создание собственного текста/

Данная работа производилась по каждому стихотворению, шла групповая работа по темам, например по времени суток, или временам года, или месту действия, что позволило производить и сравнительный анализ стихотворений. На основе данных исследований обучающиеся смогли сами прийти к выводам об особенностях авторской манеры изложения и мировосприятия поэта. Полученные результаты не противоречили, а подтверждали высказывания литературоведов и исследователей творчества Ф.Тютчева.

Такая работа с текстом позволила показать обучающимся разные пути восприятия и понимания глубинного смысла текста. Каждый читатель видит, слышит и чувствует в стихотворении что-то свое (индивидуально – субъективное), но за этим своим необходимо увидеть авторскую позицию.

В ходе проводимой работы обучающиеся смогли увидеть в произведении не только главное (тему, идею), но и выразить свои чувства и эмоции, научились сопереживать и видеть прекрасное, бережно относиться к художественному слову.

Сопоставляя анкеты 5-го и 8-го классов, можно сделать вывод, что обучающиеся, работающие в творческой лаборатории не один год, более тонко и точно определяют тему и идею стихотворений, глубже проникаются авторским пониманием изображаемого, способны делать обоснованные выводы, связанные с особенностями художественного стиля поэта.

Данная работа позволила обучающимся воспринимать лирические произведения на слух (первоначальная работа велась с «видимым» текстом, что позволяло находить ключевое слово, на последующих этапах воспринималось слово звучащее ).

Еще одна особенность – все стихотворения давались без названий, а обучающимся самим предлагалось их придумать. Это позволило проявить индивидуальные творческие особенности и точно усвоить основную тему и идею стихотворения. Затем предложенные варианты заглавий сопоставлялись с авторскими. Таким образом велась разноплановая работа, направленная на разноуровневое восприятие и изучение текста обучающимися.

В работе творческой исследовательской лаборатории были использованы следующие произведения Ф.Тютчева:

сравнение времен года, одного момента суток

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: