Федор ТютчевКак хорошо ты, о море ночное

Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно.
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно.

На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром.
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звезды глядят с высоты.

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою.

Комментарий:
Автографы (5) — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 38. Л. 7, 8, 6, 5—5 а, 4—4 об.; РГБ. Ф. 308. К. 1. Ед. хр. 2. Л. 10. Во всех автографах, кроме 4-го, авторская помета: «Nice. 2/14 janvier 1865» и «Ницца. 2/14 генваря 1865».

Первая публикация в ранней короткой редакции — газ. «День». 1865. № 4. Января 23. С. 76; полностью — РВ. 1865. Т. LV. № 2. С. 687. Вошло в Изд. 1868. С. 212; Изд. СПб., 1886. С. 271; Изд. 1900. С. 272.

Печатается по автографу РГБ, посланному поэтом в редакцию РВ 1/13 февраля 1865 г. со следующим письмом: «Прилагаемая пьеса напечатана была без моего ведома, в самом безобразном виде, в 4-м № «Дня». Я, Бог свидетель, нисколько не дорожу своими стихами, — теперь менее нежели когда-нибудь, но не вижу и необходимости брать на свою ответственность стихов, мне не принадлежащих».

Дата, проставленная Тютчевым в нескольких автографах, фиксирует, очевидно, время создания первой редакции, которая 11(23) января была послана Д. Ф. Тютчевой в Москву сестре Е. Ф. Тютчевой и напечатана в газ. «День». К. В. Пигарев комментирует: «При переписке стихотворения Д. Ф. Тютчевой текст был искажен. Появление его в печати очень раздражило Тютчева. Возможно, что окончательная редакция стихотворения возникла уже в конце января 1865 г.».

Датируется январем 1865 г.

Л. Н. Толстой отметил стихотворение буквой «Т.!» (Тютчев!).

«Жизнь и красота в природе — это борьба и торжество света над тьмою, — писал В. С. Соловьев, — но этим необходимо предполагается, что тьма есть действительная сила. И для красоты вовсе не нужно, чтобы темная сила была уничтожена в торжестве мировой гармонии: достаточно, чтобы светлое начало овладело ею, подчинило ее себе, до известной степени воплотилось в ней, ограничивая, но не упраздняя ее свободу и противоборство. Так, безбрежное море в своем бурном волнении прекрасно, как проявление и образ мятежной жизни, гигантского порыва стихийных сил, введенных, однако, в незыблемые пределы, не могущих расторгнуть общей связи мироздания и нарушить его строя, а только наполняющих его движением, блеском и громом». В таком контексте Соловьев процитировал стихотворение Тютчева, раскрывая его философско-эстетический смысл.

Д. С. Дарский видел «мистические цели» Тютчева в том, чтобы «уйти и не помнить себя, освободиться от убожества и блуждания, раствориться, «смеситься» в жизни всеобщей и сверхличной. ». «Поэтому все, в чем яснее было представлено бытие универсальное, — считал исследователь, — несказанным притяжением овладевало его любовью. Такими явлениями были море и, в особенности, ночь. В зрелище великого моря с удвоенною силою просыпается устремленье к всеобъемлющему лону. Ведь море — видимое подобие той предвечной бездны, тех «вод», в которых некогда снова скроется мироздание. И поэт слагает морю свои славословящие гимны».

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»

Стихотворения Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды» представляют собой «философские пейзажи». Любованье ночным морем заставляет героев обоих произведений не только восхищаться красотой природы, но и размышлять о себе, о своей душе.
Однако, несмотря на многие схожие моменты (восхищение ночным морем, красотой природы, осознание грандиозности Вселенной, неспокойное состояние самих героев), эти стихотворения очень различаются по тональности, идейному посылу.
Герой Тютчева противопоставляет себя миру природы, частью которой является «море ночное». Он был бы рад слиться со Вселенной:
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою.
Однако осознает, что для него это невозможно. Герой завидует гармонии и умиротворению, которые так и веют от морского пейзажа:
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо, ты в безлюдье ночном!
Он осознает, что является свидетелем какой-то огромной, очень важной жизни, существующей без участия человека. Лирический герой ошеломлен и этой картиной, и этой мыслью, озарившей его:
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою…
Он хочет стать частью «всемирного движения», но финальные строки стихотворения звучат трагически – он понимает, что для него это невозможно.
Герой стихотворения Фета, так же, как и его мысленный собеседник, к которому обращено произведение, тоже наблюдает за «морем ночным»: «На море ночное мы оба глядели». Так же, как и лирический герой Тютчева, персонажи Фета восхищены открывшейся перед ними картиной:
Вдали затихавшие волны белели,
А с неба отсталые тучки летели,
И ночь красотой одевалася звездной.
Однако уже со второй строфы мы понимаем, что герои Фета сумели найти «общий язык» с природой, почувствовать ритмы ее жизни, слиться с нею. Именно поэтому морской пейзаж так целительно действует на их души:
И с моря ночного и с неба ночного,
Как будто из дальнего края родного,
Целебною силою веяло в душу.
Слияние с природой, погружение в нее несет героям этого стихотворения очищение и успокоение. Произошло то слияние, о котором грезил герой Тютчева, но так и не смог добиться:
Как будто меня убаюкало море,
Как будто твое утолилося горе,
Как будто бы звезды тебя победили.
Таким образом, стихотворение Фета оптимистично, светло, наполнено гармонией слияния человека с миром природы, Вселенной. Стихотворения Тютчева отличается трагическим надломом от осознания невозможности единения с «высшим миром» красоты и гармонии, от осознания ограниченности и отделенности человека.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Разное / Сравнительный анализ стихотворений Ф. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» и А. Фета «Море и звезды»

Смотрите также по разным произведениям Тютчева:

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное. » (восприятие, истолкование, оценка)

Лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное. » живёт по таким законам: он вслушивается в движение своей души и природы. В явлениях окруясающего мира герой ищет отклик на свои переживания. Это неудивительно, ведь жизнь природы так напоминает человеческую судьбу своими переменами и волнениями. Кажется, будто некая таинственная стихия управляет вечным движением мира. В стихотворении она воплощается в волнении моря. Лирического героя восхищают те моменты жизни природы, когда с наибольшей выразительностью проявляются стихийные силы.

Стихотворение является выразительным обращением лирического героя к морской стихии. Его проницательный взгляд направлен на движение и блеск моря. Образ свободной стихии создаётся поэтом с помощью ощущений двух порядков: звуковых и световых:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром.

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном.

Лирический герой находится наедине с тревожным морем. Но это не пугает, а завораживает его. Огромная сила таится в морской пучине. Поэт использует эпитет «великий» для создания ощущения мощи и гордой торжественности моря. Вольная стихия рисуется поэтом на фоне ночи. «В лунном сиянии» море оживает. Лирический герои видит в нем душу и, покоренный этим, хочет слиться с морем воедино:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

Море живое, «ходит, и дышит, и блещет оно». Цветовые эффекты в стихотворении даны контрастно, что позволяет увидеть колористические изменения, перетекание одного цвета в другой, жизнь цветовой гаммы:

Здесь лучезарно, там сизо-темно.

Разнообразие звуков отражает главное в морской стихии — вечное движение, волнение. Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчёркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин человеческой души. Именно поэтому человек наедине с природой не чувствует страха перед ней. Для лирического героя это динамика развития собственной души. Порывы сердца, радости и огорчения, минуты тишины и взрыв эмоций — всё воплощается в движении волны. Человек и природа сливаются воедино, они живут одной жизнью. Однако из последней строфы мы понимаем, что гармоничное слияние человека и морской стихии — это лишь мечты поэта. Лирический герой стоит на берегу, а море живёт «на бесконечном, на вольном просторе». Сравнение «как во сне» передаёт преклонение человека перед величием окружающего мира.

Стихотворение навевает и грусть, и светлое чувство. Это происходит оттого, что оно отражает стремление человека к гармонии с природой и сознание невозможности этого. Теплые и нежные слова дарит поэт морской стихии. В описании ночного моря он не использует каких-то особых, высокопарных слов и выражений. Но виртуозное владение пером превращает нейтральную лексику в удивительно яркое и выразительное воплощение образа глорской стихии.

Когда читаешь это стихотворение, слова плавно льются и, словно, волны, колеблются. Секрет напевности и мягкости произведения в спокойной интонации, с. которой лирический герой рисует море. Длинный рифмованный стих четырёхстопного дактиля создаёт ощущение плавности и певучести. Стихотворение чётко разделено на строфы, что делает стихотворение стройным и дельным.

Пейзажная лирика Тютчева — это не лирика впечатлений. Её образы всегда заключают в себе глубокую обобщённую мысль. В этой связи интересен хронотоп стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное. ». Выбор ночного времени суток обусловлен интимностью размышлений лирического героя и его уединенностью. Ночь наталкивает человека на философские рассуждения о законах бытия, она приоткрывает завесу тайны мироздания. Природа в это время становится своеобразным мостом между человеком и Космосом. В стихотворении видимые границы пространства не обозначены. Взгляд лирического героя находится в постоянном движении: то человек всматривается вдаль, то смотрит прямо перед собой. Поэт рисует нам безграничность Вселенной. Ощущается особый космизм изображаемого. Такого эффекта Тютчев достигает, благодаря одной строке:

Чуткие звёзды глядят с высоты.

Для лирического героя они тоже олицетворены.

Какое же место занимает лирический герой в этом стихотворении, какова его позиция? Первые две строки произведения — это обращение героя к морю. Через них автор показывает близость двух миров, мира человека и природы. Но уже следующие две строки превращаются в описание моря: взгляд лирического героя на море становится отстраненным. Конец строфы вновь сближает человека и стихию, герой с новой, возрастающей интонацией обращается к морю. Третья строфа начинается с красивой перифразы, создающей впечатление значительности изображённой картины:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник празднуешь ты?

Чередование близости и чуждости человека и моря имеет волнообразный характер. Движение мысли лирического героя повторяет волнение моря, душа находится в постоянном движении.

В целом пафос стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное. » жизнеутверждающий. Только в действии, в борьбе— «праздник», только в слиянии с природой человек может обрести истинную свободу.

«Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…»»

«Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе»,- так написал о Федоре Ивановиче Тютчеве его зять Иван Сергеевич Аксаков, известный славянофильский публицист, ставший первым биографом поэта. Эти строчки заставляли меня задуматься: почему его душа всегда была неспокойна? Многие стихи поэта частично дают ответ на этот вопрос, и также частично мы можем найти ответ, обратившись к стихотворению «Как хорошо ты, о море ночное…»
Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе», оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря. Это стихотворение написано дактелем, который помогает создать образ набегающих волн, этому же способствуют перекрестные рифмы, женские и мужские рифмы. Это все передает волнообразное движение.
Цвет моря подчеркивают звуки [у], [и], [е], которые передают сине-зеленые краски. А в третьей строфе, где поэт пишет о празднике морском, свист ветра и грохот волн передаются звуками [з], [с], [гр] и [р].
Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение. Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой. К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих, но благодаря этой любви, были написаны стихи, названные “денисьевским циклом” – шедевр русской любовной лирики:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
Может быть в одну из бессонных ночей, когда душа поэта была испепелена страданиями, он обратился к морю, завидуя его бесстрастности и желая растворить в нем свою душу, не знающую покоя.
Воспоминания о Денисьевой столь поучительны, что в последней строфе мы слышим стон, вопль души, и это подчеркивается звуками [в], [о], [э]. Поэт тоскует о любимой и не может простить себе, что явился косвенной причиной ее ранней смерти. Вон там, в волнах, душа поэта может найти успокоение и может даже слиться с душой потеренной любимой.
Грешная, земная любовь Тютчева к Денисьевой до сих пор заставляет его страдать. Он молит Господа о благословении его души (“когда на то нет божьего согласья…”)
И современники поэта, и последующие поколения очень высоко ценили его творчество. И меня его стихи тоже привлекают, особенно любовная лирика. Мне кажется поэт рассказывает в своих произведениях не только историю своей души, но и многих любящих сердец. Он настолько мастерски описывает чувства, что часто сжимается сердце, когда читаешь его строки, например:”всю потопил бы я душу свою…” В одной этой строчке передается масштаб горя, которое ничем не заглушить. А вот влиянии с природой можно найти успокоение. Я думаю, что стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…”еще долго будет волновать души людей и каждый прочтет в нем что-то свое, потому что, как сказал поэт: ”Есть целый мир в душе твоей…!”

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: