Федор ТютчевЕще земли печален вид

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит —
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась.

Душа, душа, спала и ты.
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь.
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

Комментарий:
Автограф неизвестен.

Список И. С. Гагарина — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 52. Л. 1.

Первая публикация — РА. 1879. Вып. 5. С. 126; тогда же — ННС. С. 19. Затем — Изд. СПб., 1886. С. 59; Изд. 1900. С. 24.

Печатается по списку И. С. Гагарина.

Во всех указанных изданиях выделены четырехстишия, и получилось четырехстрофное стихотворение. Однако в списке Гагарина стихотворение имеет две строфы, что соответствует внутренней, лирической композиции стихотворения, излюбленному приему поэта— психологическому параллелизму. Изд. СПб., 1886 и Изд. 1900 повторили аксаковское, однако в 7-й строке Изд. 1900 допущена опечатка: «прослышала» вместо «послышала».

В Альбоме Тютчевой, стихотворение разделено на четырехстишия, каждое отчеркнуто, 7-я строка — «Весну прослышала она». Воспроизведены длинные тютчевские многоточия (четыре-пять точек). Список в Тетради тождествен другим спискам.

Датируется 1830-ми гг.; в начале мая 1836 г. было отправлено Тютчевым И. С. Гагарину. В Изд. 1900 оно помещено среди стих. 1820-х гг. Р.Ф. Брандт также относит его к этому периоду — «Слезы» («Люблю, друзья, ласкать очами. ») и «В толпе людей, в нескромном шуме дня. ». В Изд. Маркса оно также помещено среди стих. 1820-х гг. — «Я помню время золотое. » и «В толпе людей, в нескромном шуме дня. ». Действительно, по своему весеннему тону стихотворение ближе не поэтическим созданиям Тютчева 1830-х гг., более сложным по настроению, противоречивому, окрашенному нередко драматизмом, а пьесам поэта 1820-х гг. — «Люблю грозу в начале мая. », «Еще в полях белеет снег. », «Утро в горах», собственно к ним примыкает и «Не то, что мните вы, природа. ».

Источник: Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: В 6 т. / РАН. Ин-т мировой лит. им. М. Горького; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редколлегия: Н. Н. Скатов (гл. ред.), Л. В. Гладкова, Л. Д. Громова-Опульская, В. М. Гуминский, В. Н. Касаткина, В. Н. Кузин, Л. Н. Кузина, Ф. Ф. Кузнецов, Б. Н. Тарасов. — М.: Издат. центр «Классика», 2002—.

Печальные стихи тютчева

Восприятие художественного произведения — процесс, включающий в себя множество составляющих. Это восприятие и содержания, и формы, и основных идей, и композиционных особенностей, восприятие и образа автора, и тонкостей использования автором различных тропов. Предложим такое сравнение: фотоаппарат с пластиковой оптикой никогда не запечатлеет тех деталей, которые сможет запечатлеть аппарат с оптикой зеркальной; первый даже исказит линию горизонта и “размоет” предметы в углах кадра. Качество сочинения по стихотворению зависит от уровня развития восприятия у ученика: от примитивного уровня “нравится — не нравится” до различения тончайших оттенков смысла и особенностей использования аллитерации.

Кроме того, восприятие личностно, эмоционально вызывает в сознании ассоциативные ряды, образы, обусловленные жизненным опытом человека. Истолкование также подразумевает индивидуальный, особенный взгляд ученика на стихотворение. От школьников нельзя требовать того, чтобы они оценили произведение объективно в контексте всего творчества конкретного поэта и поэтов его поколения. Следовательно, можно говорить только о субъективной оценке произведения. В этих сочинениях может быть достаточно свободная композиция. Всё это надо учитывать педагогам при оценке экзаменационных работ.

Добавим, что сочинения по восприятию, истолкованию и оценке поэтического текста невозможно списать с недобросовестно составленных сборников, нельзя отделаться общими фразами.

Браться за подобные темы мы посоветуем ученикам с хорошо развитым восприятием поэтического текста и твёрдым знанием теоретических сведений о поэзии, включённых в школьную программу.

Для теоретической части возможна стандартная схема анализа. Применительно к стихотворению «Ещё земли печален вид…» она будет звучать так: стихотворение относится к лирике природы, посвящено ранней весне; состоит из двух частей: в первой сначала — реалистичное изображение весенней земли, затем олицетворение — природа очеловечивается, представляется нам просыпающимся живым существом. Вторая часть описывает пробуждение души. Подобные параллели есть во многих стихотворениях, из знакомых ученикам — в «Осеннем вечере».

Стихотворение «Ещё земли печален вид…» — не просто лирика природы. Это одна из попыток подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни человека, что говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров — разума и стихии. Лирика природы наполняется глубоким философским смыслом — именно это делает её актуальной для нашего времени.

Тема 86.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Silentium!». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение написано в 1830 году. Его можно отнести к философской лирике Тютчева. Тема — соотношение чувства как проявления стихии и слова как проявления разума, логики, которая разрушает первозданность чувств. Чувства, жизнь сердца — природные источники, родники, ключи, чистые, бьющие из глубины стихийной сущности человека. Душа человека питается чувствами, как земля питается родниками. Пытаясь высказать, облечь чувства в слова, мы “взрываем” эти ключи, “возмущаем” их чистоту. “Мысль изречённая”, то есть логическое определение чувства, которое способен дать только человек, не может точно отражать сущность и содержание самого этого чувства.

Чувство и слово — это диалектически взаимосвязанная пара: человек, развивая мысль, тем самым развивает, утончает и чувства; развивая способность ощущать, отличать одно чувство от другого, человек оттачивает логику и умение формулировать мысли. Подходя к вопросу с точки зрения психологии, мы можем сказать, что призвать к молчанию, к тому, чтобы “лишь жить в самом себе”, может только человек, обладающий глубоко развитыми чувствами, точным ощущением слова и глубоко дифференцированным сознанием, способный уловить и выделить те точки, в которых чувство и слово расходятся. Для человека с неразвитым сознанием сама постановка такого вопроса была бы невозможна.

Итак, человек, ощущающий различие между чувством и его выражением в слове, не просто осознаёт его, но и страдает от этого. В результате — призыв погрузиться в созерцание своих “таинственно-волшебных дум”. Но надо понимать, что это погружение будет кардинально отличаться от состояния человека с недифференцированным мышлением и не сможет стать постоянным.

Отметим в стихотворении скрытую метафору: чувственная, стихийная жизнь человека — ночь, где светят мечты-звёзды; мир слова, логики — день с его “наружным шумом”. Можно также поразмышлять о том, почему автор подобрал стихотворению название из латыни.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…». (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение это, как правило, дети знают уже в начальной школе, но это не значит, что написать по нему сочинение будет легко. Оно относится к лирике природы и написано на одном дыхании уже зрелым поэтом в 1857 году. Здесь нужно говорить и о реалистической точности воссоздания картины увядающей природы, и о настроении нежной грусти и торжественности, и о неспешности и естественности поэтической строки (что отражается в обилии пиррихиев и в различном количестве стоп в ямбическом стихе).

Возможен лексический анализ (устаревшие слова, старославянизмы), анализ средств выразительности — метафор, эпитетов, олицетворений, аллитерации, можно подчеркнуть отсутствие инверсии (создающее впечатление естественной речи). Обязательно — о поэтическом размере, способе рифмовки, особенностях рифмы (бедная — богатая, мужская — женская).

Тема 87.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас — и всё былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка.)

Важно обратиться к истории создания стихотворения. В юности Тютчев переживал чувство любви к Амалии Лерхенфельд, знатной девушке. Ей было посвящено прекрасное стихотворение, написанное в Мюнхене, «Я помню время золотое…». Тютчев посватался к ней, но родители сочли этот брак недостаточно выгодным. По настоянию родителей Амалия дала согласие на брак с бароном Крюденером. Тютчев очень тяжело переживал этот отказ. Спустя много лет, в 1870 году в Карлсбаде во время прогулки он вновь встретился с уже пожилой, но сохранившей привлекательность женщиной. Встреча вдохновила его на создание поэтического шедевра «Я встретил вас — и всё былое…». В первой строфе упоминается о том золотом времени, которому было посвящено стихотворение почти полувековой давности.

В самом стихотворении развивается известная ещё с древних времён метафора: молодость человека — весна, зрелость — лето, старость — осень. Мысль и чувство выражены так ясно, так гармонично и полно, что словно сами собой приходят богатые рифмы, становится мелодичным излюбленный поэтом ямб, легко встают на место скромные, но единственно точные эпитеты.

Среди современников Тютчева стихотворение не получило широкой известности. Настоящей оценкой этому произведению стала бесспорная популярность романса, который был впервые исполнен И.С. Козловским и сразу же покорил сердца слушателей.

Тема 88.

“Мысль Тютчева… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы…” (И.С. Тургенев).

В размышлениях на эту тему необходимо будет обратиться к лирике природы и к философской лирике Тютчева. В первой, как правило, образно описывая состояние природы, автор выходит на философское обобщение; во второй от мысли (тезиса) через образный ряд движется к доказательству. Однако такое деление достаточно условно: мысль и образы переплетаются, практически сливаясь.

Ученики будут работать с теми стихотворениями, которые им известны (в каждой из программ стихи разные). Важно в каждом из них чётко выделить мысль, описать образы (из какого мира: “мира души или природы”?), желательно обозначить “точку слияния”.

Подходим к выводу: слияние мысли с образами, взятыми “из мира души или природы”, свидетельствует о том, что поэт ощущает мир как единое целое, как живое, мыслящее существо, одно из проявлений которого — человек.

Тема 89.

В чём трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф.И. Тютчева?

Поэзию Тютчева можно разделить на три части: это лирика природы, философская и любовная лирика. В лирике, безусловно, отражается мировосприятие автора. Но тезис о том, что мировосприятие лирического героя поэзии Тютчева трагично, не безусловен. В лирике природы мы видим гармоничность и цельность мировосприятия, ощущение космичности жизни, взаимосвязи человека и природы.

Философская лирика показывает нам глубокие проблемы бытия. Тютчев осмысливает роль человека в мироздании, его положение между Хаосом и Космосом, его поиски собственного “я”. Тютчев писал: “Я сознаю, как тщетны все отчаянные усилия нашей бедной мысли разобраться в том ужасном вихре, в котором погибает мир. Да, мир действительно рушится, и как не потеряться в этом страшном крушении?” Это высказывание характеризует Тютчева как глубокого мыслителя, который улавливает глобальные мировые процессы, но вряд ли даёт основание утверждать, что мировосприятие его лирического героя трагично.

Любовная лирика исполнена трагизма — но только в той части, которая посвящена драме отношений с Еленой Александровной Денисьевой и её гибели. Другая часть любовной лирики — стихотворения к Амалии Лерхенфёльд (баронессе Крюденер), к первой и второй жене Тютчева — полны чистого, светлого чувства. Есть горькие стихи умудрённого опытом человека (например, «Она сидела не полу…»), но вряд ли можно говорить о трагизме мировосприятия. Любовное чувство Тютчева — как птица Феникс, которая каждый раз возрождается из пепла. Даже после смерти Денисьевой он переживает подъём чувств при встрече с Амалией, бывшей баронессой Крюденер.

Не думаю, что есть возможность компетентно доказать этот тезис, поэтому писать сочинение на эту тему не стоит.

Тема 90.

Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева.

Ученикам знакомы многие стихотворения о природе и человеке в лирике Тютчева: «Не то, что мните вы, природа…», «Есть в осени первоначальной…», «Осенний вечер», «День и ночь», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Зима недаром злится…», «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…», «Как весел грохот летних бурь…», «Весенняя гроза», «Неохотно и несмело…», «Листья» и др.

Эту тему нельзя интерпретировать только как тему о пейзажной лирике. Взаимодействие человека и природы — это одна из важнейших идей в философских стихах Тютчева. Природа у Тютчева — вечная и обновляющаяся, она жива, только люди не всегда видят её осмысленную, самостоятельную жизнь («Не то, что мните вы, природа…»). Человек является частью природы, а понятие природы расширяется до понятия космоса. Космос же гармоничен и прекрасен в своей гармонии.

Явления природы в стихах Тютчева очеловечены. Часто пейзажи являются поводом для размышления о человеческой судьбе, явления природы параллельны миру человека («Осенний вечер», «Ещё земли печален вид…»).

В ранней лирике поэта природа мифологична: ночь, день, весна, осень — образы живые, но стремящиеся к обобщённости. В поздних стихотворениях поэт стремится к предельной точности изображения. Эту мысль можно проиллюстрировать стихотворениями «Осенний вечер» (1830) и «Есть в осени первоначальной…» (1857), «Весенняя гроза» (конец 20-х годов) и «Неохотно и несмело…» (1849).

Замечая “паутины тонкий волос”, поэт в то же время ощущает тесную связь жизни земной и космической: “…И мы плывём, пылающею бездной // Со всех сторон окружены” («Как океан объемлет шар земной…»). Природа вечна, её бытие исполнено божественного начала («Полдень», конец 20-х годов), но человек смертен («В небе тают облака…», 1868), возможно, он — “лишь грёза природы” («От жизни той, что бушевала здесь…», 1871). Так поэт выходит на проблему смысла человеческой жизни — как жизни конкретного человека, так и смысла существования и предназначения человечества в целом.

Тема 91.

Тема любви в лирике Ф.И. Тютчева.

Ученикам знакомы разные стихотворения Тютчева, посвященные любви, но в разных программах их перечень различен. Если школьник ориентируется в любовной лирике Тютчева, знаком с фактами биографии поэта, то ему стоит взяться за эту тему.

Любовь в лирике поэта — одно из самых глубоких наслаждений жизни. Тютчев посвящал свои стихотворения Амалии Крюденер «Я помню время золотое…», «К.Б.», первой жене Элеоноре Фёдоровне («Ещё томлюсь тоской желаний…»), Эрнестине Фёдоровне («Она сидела не полу…»). Безусловным шедевром Тютчева стал “денисьевский” цикл. Личный душевный опыт поэта привёл его к ощущению любви как роковой губительной силы. Любовь в мире Тютчева (и в эпоху жизни поэта) — “поединок роковой”, в котором “безумная слепота страстей” приводит к тому, что мужчина губит возлюбленную.

Ученики могут опираться на стихотворения «О, как убийственно мы любим…», «Не говори: меня он, как и прежде, любит…», «Чему молилась ты с любовью…», «Я очи знал…», «О, не тревожь меня укорой справедливой…», «Весь день она лежала в забытьи…».

С другой стороны, любовь — это великая сила, которая дарит человеку жизнь и вдохновение («К.Б.»).

Еще земли печален вид.

Поделитесь избранным Вами!

Если у Вас есть избранные стихи, цитаты, анектоды, афоризмы, песни или притчи, которые до сих пор отсутствуют на сайте, поделитесь ими со всем миром — жмите сюда и добавляйте. Регистрация не требуется.

Добавить избранное можно здесь

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась.

Душа, душа, спала и ты.
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь.
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

я амина прекрасная

я амина прекрасная

ааааааааааа

круть

Как он быстро учится!

Как он быстро учится!

так се

есть анализ для

есть анализ для стихотворения.

Анализ стихотворения «Еще

Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева
Стихотворение , «Еще земли печален вид», написанное в жанре этюда-зарисовки, поражает своей глубиной и скрытой идеей. Тютчев, как поэт-философ, выражает свои глубокие мысли о связанности окружающего мира и человеческой души в пейзажной лирике.
Тема этого произведения – приход весны. Этого радостного события для всех без исключения. Поэт очень красочно и с чувством описывает этот прекрасное время года:
А воздух уж весною дышит…
Еще природа не проснулась
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
В создании картины прихода весны помогают образы стебля, земли, елей:
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит…
Здесь создается странный контраст слов “мертвый” – “колышет”, он олицетворяет борьбу жизни и смерти, живительной силы весны с губительным опустошением зимы. Это же подчеркивает противопоставление в начале стихотворения:
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит…
Композиционно стихотворение разделено на две части. Первая – описание природы. А во второй части – описание состояние души человека:
Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Природа и человеческая душа испытывают одинаковые чувства, и они оба спят зимой и просыпаются с приходом весны:
Но сквозь редеющего сна,
Весна послышала она,
И ей невольно улыбнулась…
….
Душа, душа, спала и ты….
Природа улыбается весне, радуясь жизни и веселья всего живого. Даже воздух и тот дышит весною, настолько велика ее сила:
А воздух уж весною дышит…
Главная идея стихотворения – душа и природа очень похожи, они испытывают одинаковые чувства в связи с приходом весны, оба пробуждаются от долгой спячки, а значит, они единое целое. Они неотделимы друг от друга, так как душа и природа живут в гармонии с друг другом, сливаясь друг с другом. Образ души очень тонко проработан писателем и описывается через риторические вопросы и явления природы:
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты?
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.
Частые риторические вопросы во второй части стихотворения притягивают внимание, будят мысли, рождают образы и идеи в голове читателя, настраивая его на философский лад или заставляя думать о родстве души и природы. Многоточие придает картине незаконченность, позволяя читателю домыслить ее. Для создания более полного и красочного образа весны автор использует олицетворение (“воздух дышит”, “еще природа не проснулась”, “послышала она и ей улыбнулась”), эпитеты (“редеющего сна”, “весенняя нега”, “женская любовь”, “мертвый стебль”), метафоры (“золотит твои мечты”, “играет кровь”).
Стихотворение Тютчева “Еще земли печален вид” имеет яркую самобытную идею, которая раскрывается во всей лирике поэта. Стремление понять человека через природу и увидеть их сходство было использовано многими писателями еще до Тютчева, но столь широкое раскрытие данная поэтическая идея получила только в лирике Тютчева.

«Еще земли печален вид…» Ф. Тютчев

Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…
Но что же вдруг тебя волнует,
Твой сон ласкает и целует
И золотит твои мечты.
Блестят и тают глыбы снега,
Блестит лазурь, играет кровь…
Или весенняя то нега.
Или то женская любовь.

Анализ стихотворения Тютчева «Еще земли печален вид…»

Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти Тютчева — в 1876 году. Точная дата его создания неизвестна. Литературоведам удалось выяснить, что произведение написано не позднее апреля 1836-го. Соответственно, оно относится к раннему периоду творчества поэта.

Основной прием, на котором строится «Еще земли печален вид…», — это психологический параллелизм, то есть человеческая душа сопоставляется с природой. Стихотворение можно разделить на две части. Сначала поэт рисует пейзаж. Перед читателями предстает природа конца февраля — начала марта. Уже в первых строках Тютчеву удается очень точно описать раннюю весну. Многие исследователи творчества Федора Ивановича отмечали его удивительную способность изобразить при помощи буквально пары деталей полную картину. Печальный вид еще не проснувшейся после зимы земли передается едва ли не через одну-единственную строку: «И мертвый в поле стебль колышет». При этом создается своеобразное противопоставление. Несмотря на то, что природа спит, воздух уже дышит весной.

Мартовское пробуждение после долгой зимы ждет и человеческую душу. Об этом Тютчев говорит во второй части стихотворения. Весна — пора любви, возрождения, радости, время ликования для души. Подобные мысли встречаются не только в рассматриваемом произведении Федора Ивановича, но и в некоторых других («Нет, моего к тебе пристрастья…», «Весна»). Стоит обратить внимание на глаголы, употребленные поэтом: «целует», «ласкает», «золотит», «волнует», «играет». Все они ассоциируются с нежностью, любовью. В финале стихотворения образы человеческой души и природы сливаются воедино, что характерно для лирики Тютчева. Последние четыре строки явно пересекаются с «Весенними водами»: тот же блестящий на солнце, практически растаявший снег, то же ощущение счастья, полноты бытия, радости от пробуждения после долгого сна.

Тютчев — мастер пейзажной лирики. Добиться поразительной точности в описаниях поэту удавалось благодаря бесконечной любви к природе. Он искренне считал ее одушевленной. Согласно философским идеям Федора Ивановича, человек должен пытаться постичь и понять природу, но сделать это практически не представляется возможным. Взгляды Тютчева формировались в основном под влиянием немецкого мыслителя Фридриха Шеллинга с его восприятием природы как живого организма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector