Федор Тютчев

При жизни Федор Иванович Тютчев, человек необычайно образованный и многогранный для своего времени, больше был известен как блестящий политик, дипломат и философ, радеющий о судьбах России. Поэзия, несмотря на несомненный талант автора, была для него делом второстепенным, и большинство стихотворений Тютчева стало известно его современникам лишь после смерти поэта. Поэт почти не публиковался за исключением политических статей, литературных исследований и переводов.

Настоящая известность к Тютчеву как к поэту (да и то среди довольно узкого круга творческой элиты двух российских столиц) пришла после того, как двадцать его лучших стихов были напечатаны пушкинским «Современником» под инициалами «Ф.Т.».

Стихотворения Федора Тютчева по большей части наполнены картинами живой природы или пронизаны беспокойством о судьбе родных, близких людей и всей необъятной России. В Петербурге Тютчев прожил в общей сложности почти тридцать лет, только первые десять – наездами.

В последние годы он не покидал Петербурга, и стихи, посвященные этому городу, полны тишины, спокойствия и непередаваемого очарования, в отличие от большинства лирических произведений поэта.

1. Это стихотворение написано Тютчевым в ноябре 1844 года, когда он жил в доме на Английской набережной, вернувшись в Россию из Европы.

Глядел я, стоя над Невой,
Как Исаака-великана
Во мгле морозного тумана
Светился купол золотой.

Всходили робко облака
На небо зимнее, ночное,
Белела в мертвенном покое
Оледенелая река.

Я вспомнил, грустно-молчалив,
Как в тех странах, где солнце греет,
Теперь на солнце пламенеет
Роскошный Генуи залив…

О Север, Север-чародей,
Иль я тобою околдован?
Иль в самом деле я прикован
К гранитной полосе твоей?

О, если б мимолетный дух,
Во мгле вечерней тихо вея,
Меня унес скорей, скорее
Туда, туда, на теплый Юг…

2. В 1850 году, когда было написано стихотворение «На Неве», Тютчев проживал уже на Моховой улице, ему были возвращены все его служебные права и почетные звания, он был также назначен старшим цензором при Особой канцелярии министерства иностранных дел и имел блестящий успех в высших петербургских кругах.

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн.
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой чёлн.

И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море,
Дивно-пышная волна,
Приюти в своем просторе
Тайну скромного челна!

3. Царскосельские аллеи не оставили равнодушным практически никого из русских поэтов. Вот и Тютчев не устоял перед очарованием осеннего Екатерининского парка. Так и мерещатся между строк бродящие по саду величавые тени Екатерины и ее придворных вельмож, а где-то вдалеке мелькает силуэт самого Александра Сергеевича.

Осенней позднею порою
Люблю я царскосельский сад,
Когда он тихой полумглою,
Как бы дремотою, объят
И белокрылые виденья
На тусклом озёра стекле
В какой-то неге онеменья
Коснеют в этой полумгле…

И на порфирные ступени
Екатерининских дворцов
Ложатся сумрачные тени
Октябрьских ранних вечеров —
И сад темнеет, как дуброва,
И при звездах из тьмы ночной,
Как отблеск славного былого,
Выходит купол золотой…

22 октября 1858

4. Это стихотворение Тютчев написал ко дню рождения князя Петра Андреевича Вяземского, которое отмечалось с небывалым размахом в Петергофе 12 июля 1861 года. Однако сам автор не принимал участия в празднестве по причине того, что туалет его состоял «…из некоего…малоизящного сюртука…», по словам Е.Ф. Тютчевой, второй дочери поэта.

КНЯЗЮ П.А. ВЯЗЕМСКОМУ

Теперь не то, что за полгода,
Теперь не тесный круг друзей —
Сама великая природа
Ваш торжествует юбилей.

Смотрите, на каком просторе
Она устроила свой пир —
Весь этот берег, это море,
Весь этот чудный летний мир.

Смотрите, как, облитый светом,
Ступив на крайнюю ступень,
С своим прощается поэтом
Великолепный этот день.

Фонтаны плещут тиховейно,
Прохладой сонной дышит сад —
И так над вами юбилейно
Петровы липы здесь шумят.

5. Поводом к написанию этого стихотворения стали мысли и впечатления поэта по случаю прибытия в Петербург датской принцессы Дагмары, которой предстояло вскоре стать русской императрицей Марией Федоровной.

Небо бледно-голубое
Дышит светом и теплом
И приветствует Петрополь
Небывалым сентябрем.

Воздух, полный теплой влаги,
Зелень свежую поит
И торжественные флаги
Тихим веяньем струит.

Блеск горячий солнце сеет
Вдоль по невской глубине —
Югом блещет, югом веет,
И живется как во сне.

Все привольней, все приветней
Умаляющийся день,—
И согрета негой летней
Вечеров осенних тень.

Ночью тихо пламенеют
Разноцветные огни.
Очарованные ночи,
Очарованные дни.

Словно строгий чин природы
Уступил права свои
Духу жизни и свободы,
Вдохновениям любви.

Словно, ввек ненарушимый,
Был нарушен вечный строй
И любившей и любимой
Человеческой душой.

В зтом ласковом сиянье,
В этом небе голубом
Есть улыбка, есть сознанье,
Есть сочувственный прием.

И святое умиленье
С благодатью чистых слез
К нам сошло как откровенье
И во всем отозвалось.

Небывалое доселе
Понял вещий наш народ,
И Дагмарина неделя
Перейдет из рода в род.

17 сентября 1866

6. Немало потерь выпало на долю Федора Ивановича Тютчева. Так уж сложилась его судьба, что он терял одного за другим самых близких и дорогих сердцу людей; начиная с 1864 года, поэт похоронил сначала свою возлюбленную Елену Денисьеву (роман с которой длился целых 14 лет), затем двух их общих детей, а после и собственную мать.

Опять стою я над Невой,
И снова, как в былые годы,
Смотрю и я, как бы живой,
На эти дремлющие воды.

Нет искр в небесной синеве,
Все стихло в бледном обаянье,
Лишь по задумчивой Неве
Струится лунное сиянье.

Во сне ль всё это снится мне,
Или гляжу я в самом деле,
На что при этой же луне
С тобой живые мы глядели?

Анализ стихотворения Федора Тютчева “Два голоса”

Совсем не случайно великий русский поет Федор Тютчев назвал свое стихотворение «Два голоса». В данном произведении затронута очень важная тема путей человека к Богу. А если быть предельно точным, – тема выбора этого пути, а также свобода выбора. В качестве первого голоса в произведении выступает голос канувшего в лету язычества.

Некогда совершенство Бога рассматривалось нашими предками как совершенство самой природы. Что касается человека, то до него никакого дела не было. Ведь языческие боги недосягаемы, они находятся высоко вверху,

Если говорить о втором голосе, то он принадлежит современному христианству. И в данном случае совершенство Бога рассматривается как любовь, любовь жертвенная, в которой заключен глубокий тайный смысл. Именно поэтому борьба и смерть «непреклонных сердец» не напрасна, ведь их «победный венец» дарован самим Господом.

Главная идея произведения «Два голоса» заключается в молчании мира, которое отнюдь не является молчанием создавшего его Бога. Даже, наоборот, по словам Тютчева, безмолвие светил, а также молчания

Что касается композиционного построения стихотворения, то оно состоит из двух отрывков (в каждом – по две строфы). Они связаны при помощи нумерации, а также синтаксического и смыслового параллелизма.

Произведение «Два голоса» построено очень интересно. Здесь каждый элемент текста первого голоса находит свое отражение в элементе голоса второго. Смысловая конструкция создается отнюдь не на основе победы одного из имеющихся в произведении голосов, а их соотношениям в пределах созданной картины мира. Именно этой особенностью конструкции и отличается произведение от прочих, которые имеют схожую тематику.

Отражение жизни в творчестве Федора Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Орловской губернии, ныне Брянской области. Принадлежал к старинному царскому роду. Первоначальное образование получил под руководством С. Е. Раича. Увлекался классической поэзией, рано начал писать стихи. В четырнадцать лет Тютчев стал сотрудником Общества любителей российской словесности.

Н. А. Полевой отозвался о Тютчеве как о поэте, подающем «блестящие надежды». А. С. Пушкин с «изумлением и восторгом» отнесся к доставленным ему из Германии стихам Тютчева и напечатал их в «Современнике». Критические статьи И. С. Тургенева и А. А. Фета, отзывы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого и других хотя и выражали разные идейно-эстетические позиции, однако в целом свидетельствовали о признании истинного таланта Тютчева в литературных кругах.

Как поэт Тютчев сложился на рубеже двадцатых-тридцатых годов. К этому времени относятся шедевры его лирики: «Бессоница», «Летний вечер», «Видение», «Последний катаклизм», «Как океан объемлет шар земной», «Цицерон», «Весенние воды», «Осенний вечер» и другие. Проникнутая страстной, напряженной мыслью и одновременно острым чувством трагизма жизни, лирика этого поэта художественно выразила сложность и противоречивость действительности.

В студенческие годы и в начале пребывания за границей Тютчев находился под влиянием свободолюбивых политических идей. Стихотворение «К оде Пушкина на вольность» близко русскому гражданскому романтизму. Однако свободомыслие Тютчева носило умеренный характер. Режим «канцелярии и казармы», «кнута и чина», символизировавший в глазах поэта официальную Россию, был для него неприемлем, но недопустима была и насильственная борьба с ним. Отсюда внутренняя противоречивость стихотворений. Усиливающееся с годами ощущение назревающих социальных сдвигов, сознание того, что Европа вступила в новую «революционную эру», способствует в политическом плане укреплению консервативных настроений Тютчева, развитию у него утопически идеализированного представления о николаевской России, которой якобы предначертана высокая историческая миссия. В сороковых годов политические взгляды поэта приобретают панславистскую окраску: самодержавная Россия, призванная объединить все славянские народы, мыслится им в качестве оплота против революционного Запада.

Консервативные политические взгляды Тютчева сочетаются с мятущимся духовно-нравственным строем его поэзии. Боясь революции, он испытывает острый интерес к «высоким зрелищам» социальных потрясений. Для мироощущения поэта характерны ставшие крылатыми слова из стихотворения «Цицерон»: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!». Отнеся себя к «обломкам старых поколений», он ощущает горечь при мысли о своей оторванности от «нового, младого племени», о невозможности идти с ним «навстречу солнцу и движенью». Об этом он пишет в стихах «Бессонница», «Как птичка, раннею зарей». В самом себе поэт ощущает «страшное раздвоенье», «двойное бытие», составляющее, по его мнению, отличительное свойство человека его эпохи.

Поэзия Тютчева вся пропитана тревогой. Мир, природа, человек предстают в его стихах в постоянном столкновении противоборствующих сил, «среди громов, среди огней, среди клокочущих страстей, в стихийном пламенном раздоре». Диалектическое постижение действительности — в непрестанном движении — характеризует философскую глубину лирики поэта. Особенное тяготение проявляет он к изображению бурь и гроз в природе и в человеческой душе. «Гармонии в стихийных спорах» в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах», поэт противопоставляет полное неразрешимых противоречий нравственное бытие человека. В стихотворениях Тютчева человек обречен на «безнадежный», «неравный» бой, «же-

стокую», «упорную», «отчаянную» борьбу с жизнью, роком, самим собой. Однако фаталистические мотивы в его поэзии сочетаются с мужественными нотами, славящими подвиг «непреклонных сердец», сильных духом натур. Об этом говорится в стихотворении «Два голоса».

Подобно Е. А. Баратынскому, Тютчев — крупнейший представитель русской философской лирики: он откликается на вековечные вопросы, волнующие человеческое сознание. Художественный метод поэта, при всем его своеобразии, отражает общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Романтическое мировосприятие безусловно определяет собой поэтический стиль Тютчева двадцатых-тридцатых годов. Представление о всеобщей одушевленности природы, о тождестве явлений внешнего и внутреннего мира обусловлены особенностями образной системы и композиции стихов поэта. Соответствие душевных состояний человека явлениям природы либо подчеркивается прямым сравнением, либо угадывается, что придает стихотворениям символический смысл.

8256 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тютчев Ф.И. / Стихотворения / Отражение жизни в творчестве Федора Тютчева

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

«Море и утес» Ф. Тютчев

И бунтует, и клокочет,
Хлещет, свищет, и ревет,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот…
Ад ли, адская ли сила
Под клокочущим котлом
Огнь геенский разложила —
И пучину взворотила
И поставила вверх дном?

Волн неистовых прибоем
Беспрерывно вал морской
С ревом, свистом, визгом, воем
Бьет в утес береговой, —
Но, спокойный и надменный,
Дурью волн не обуян,
Неподвижный, неизменный,
Мирозданью современный,
Ты стоишь, наш великан!

И, озлобленные боем,
Как на приступ роковой,
Снова волны лезут с воем
На гранит громадный твой.
Но, о камень неизменный
Бурный натиск преломив,
Вал отбрызнул сокрушенный,
И клубится мутной пеной
Обессиленный порыв…

Стой же ты, утес могучий!
Обожди лишь час-другой —
Надоест волне гремучей
Воевать с твоей пятой…
Утомясь потехой злою,
Присмиреет вновь она —
И без вою, и без бою
Под гигантскою пятою
Вновь уляжется волна…

Анализ стихотворения Тютчева «Море и утес»

Стихотворение «Море и утес» — образец политической лирики Тютчева. Оно написано как реакция на революционные события во Франции, произошедшие в 1848 году. Их главной задачей было установление гражданских прав и свобод. Итогом стало отречение короля Луи-Филиппа I и последующее избрание руководителем страны Луи-Наполеона Бонапарта. События во Франции – часть так называемой «весны народов», серии европейских революций 1848-49 годов, охватившей Австрийскую империю, Германию, Польшу, итальянские государства, Молдавию и Валахию.

Тютчев к вышеописанным движениям относился крайне отрицательно, что отразилось в стихотворении «Море и утес» посредством аллегории. Неистовые волны, охваченные дурью, – европейские народы, восставшие против власти. Для их характеристики поэт не жалеет слов с отрицательным значением. Он предполагает, что пучина взворочена адом или адской силой. Вал морской в произведении бьется с ревом, свистом, визгом, воем. Взбесившейся стихии противостоит утес, олицетворяющий Российскую империю, одну из немногих европейских стран, которой удалось избежать «весны народов». Он представляет собой «неподвижного, неизменного, мирозданью современного» великана. Волны лезут на его гранит, но отступают, разбившись о камни. Заключающая строфа стихотворения – своеобразное предсказание поэта. По его мнению, стоит немного подождать – час, другой – и буря успокоится. Тютчев осуждает не только революционные волнения. По свидетельству Ивана Сергеевича Аксакова, одного из лидеров славянофильского движения, «весна народов» характеризовалась «неистовой злобой на Россию» со стороны западноевропейцев. Мало что так раздражало Федора Ивановича, как угрозы его родной стране, высказанные иностранцами.

Многими читателями «Море и утес» воспринимается как пейзажная лирика без политического подтекста. Главная причина – Тютчеву удалось при помощи слов нарисовать величественную водную стихии, сродни той, что изображена на картинах великого художника-мариниста Айвазовского.

Литературному сознанию поэта была свойственна интересная черта – параллелизм лирического творчества и публицистического осмысления происходящих в мире и родной стране событий. Стихотворение «Море и утес» по социальному содержанию близко статьям «Россия и Революция» (1848) и «Папство и римский вопрос» (1849).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: