Федор Тютчев«Предопределение»

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной,
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И. поединок роковой —

И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

Стихотворение посвящено возлюбленной поэта Е. А. Денисьевой .

Предопределение

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —
Их соединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье.

И. поединок роковой.
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Предопределение»

Стих «Предопределение» принадлежит к чувственному и необычайно проникновенному «денисьевскому» циклу. Большинство стихотворений, вошедших в этот зрелый цикл поэта, являются шедевральными песнями о любви. Так тонко и точно об этом чувстве мало кто писал не только в русской, но и мировой литературе.

Анализ стихотворения Предопределение позволяет говорить о Тютчеве как о чувственном поэте, знающем из личных переживаний все коварства любви.

Федор Иванович в своем стихе сетует на роковое предопределение судьбы влюбленного человека. Каким бы сладостным ни было «слиянье душ», все равно одно сердце заставит другое «изнывать». Рок и предопределение заключаются в неминуемой трагической развязке любовного «соединенья».

Проводя анализ стихотворения Предопределение, которое было написано гениальным Ф. И. Тютчевым 1851 году, чувствуется трагизм, которым пропитаны все творения «денисьевского» цикла. Из биографии поэта известно, что создать данный цикл стихов его побудила любовь к Елене Денисьевой, которую у влюбленного забрала болезнь.

В «Предопределении», как и в остальных стихах цикла, чувствуются драматичные ноты, стих близок к исповеди.

«Предопределение» дает истинное понятие о том, что такое любовь, в чем его сущность. Автор дважды использует эпитет «роковой», подчеркивая этим предопределение чувства любви высшими силами. Предопределенными, по замыслу Тютчева, есть и страдания влюбленных, которые идут неразлучно с любовью. А вот, кто больше из двух сердец обречен страдать, так это тот, кто из них «нежнее».

Лирическому герою присущи страдания, его чувства достигают кульминации, когда он понимает неизбежность печального финала. В стихотворении можно увидеть многоточия, которые есть знаком взволнованности, они создают эмоциональное напряжение. В то же время остается место для частичной незавершенности и недосказанности.

Лирический герой становится жертвой рока. Снимая с себя, таким образом, ответственность за боль любимого человека, он с грустью говорит о предопределении.

Самое печальное, что поэт хотел донести своими стихотворениями, это невозможность вернуть что-либо назад. Потеряв в реальной жизни любимую женщину, Тютчев писал о ранах, которые еще долго не заживают после утраты. Именно поэтому лирик еще много лет после смерти Елены Денисьевой посвящал ей исполненные любви и горести стихи.

«Предопределение», анализ стихотворения Тютчева

«О любви немало песен сложено. » Эти слова по праву могут быть отнесены к творчеству поэта второй половины XIX века Федора Ивановича Тютчева. Действительно, его жизнь, как и жизнь, пожалуй, любого поэта, озарена светом великой любви. В жизни Тютчева было много увлечений. Еще в юности, будучи чиновником русской дипломатической миссии в Мюнхене, увлекается Амалией Лерненфельд (в замужестве баронесса Крюденер), к которой обращено знаменитое стихотворение «Я помню время золотое. » (1836) и другое, более позднее — «Я встретил вас — и все былое. » (1870), ставшее популярным романсом.

Тютчев был уже дважды женат, когда в 1850 году в Петербурге познакомился с Еленой Денисьевой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. 24-летняя Елена, очарованная личностью и творчеством Федора Ивановича, глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ей ответил длительной и страстной привязанностью. Однако в высшем петербургском обществе их связь, которую невозможно было скрыть, вызвала скандал. К тому же за эти 14 лет у них родилось трое детей. Вся тяжесть осуждения и отвержения при этом легла на плечи Денисьевой: отец от нее отрекся, тетка была вынуждена уйти из Смольного института, на ее детях лежало клеймо «незаконности», а перед ней самой закрылись двери лучших петербургских гостиных.

Кроме того, Тютчев сохранил привязанность к законной семье, к детям и к жене, которую назвал своим «земным провидением». Находясь в таком двусмысленном положении в свете, Елена Денисьева постоянно находилась во взвинченном состоянии, была раздражительной, что в итоге ускорило развитие у нее чахотки, а 4 августа 1864 года она умерла. Следом умерли их общие сын и дочь. Тютчев был потрясен смертью близких и до конца жизни считал себя виновником такой трагической развязки. Переживаемые им чувства нашли отражение в стихотворениях о любви, ставших вершиной не только русской, но и мировой любовной поэзии. Позднее эти стихи объединились в цикл, получивший название «денисьевского».

К этому циклу относятся такие стихи, как «Предопределение», «Я очи знал – о, эти очи…», «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» и др. Все стихи «денисьевского цикла» драматичны и напоминают в какой-то мере исповедь. Сходство усиливается формой диалога, в котором лирический герой кается, просит прощения у той, кто теперь не с ним.

Стихотворение «Предопределение» раскрывает истинную сущность любви. Для поэта это не только счастье, «союз души с душой родной, их съединенье, сочетанье», но и «роковое их слиянье» — «поединок роковой». Повторение дважды эпитета «роковой» раскрывает идею автора о том, что любовь — предопределенное свыше чувство. Значит, предопределены и те муки и страдания, которые переносят влюбленные. Остается только смириться. Но в поединке должен быть победитель и проигравший. И проигравшим, как это ни печально, становится тот, кто больше всего любит, чье «нежное сердце» изнывает от любви.

Конечно, лирический герой страдает не меньше, но страдает, когда случившегося не изменить. Очевидно, именно поэтому в стихотворении большое количество многоточий, передающих взволнованность героя, создающих высокий эмоциональный накал, но сохраняющих при этом некоторую недоговоренность. Он будто понимает, что причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ничего не может, ведь результат поединка с высшими силами, с судьбой заранее известен: сердце «любя, страдая, грустно млея. изноет наконец».

Сам Тютчев с покаянием писал впоследствии: «Гноится рана, не заживает. » Поэтому основные стихотворения этого цикла появились спустя несколько лет после смерти Елены Александровны.

В заключение хотелось бы отметить, что написанное традиционным для XIX века четырехстопным ямбом, это стихотворение звучало слишком бравурно и жизнеутверждающе. Поэтому использование пиррихиев и клаузул позволило поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения и вызвать ощущение поединка человека с роком. В дальнейшем «денисьевский цикл» окажет огромное влияние на развитие русской лирики двадцатого столетия.

Кроме анализа «Предопределения» ознакомьтесь со следующими сочинениями:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: