Федор Тютчев«Лебедь»

Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнце свет.

Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего —
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией Божество.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.

«Сопоставление (символическое) орла с лебедем было излюбленным в европейской поэзии, причем в этом символическом состязании побеждал орел. У Тютчева победа за лебедем»

Анализ стихотворения Тютчева “От жизни той, что бушевала здесь…”

Широка и многогранна поэзия Федора Тютчева. По крайней мере, мне в его творчестве знакома и любовная, и пейзажная, и интимная лирика. А вот в стихотворении «О жизни той, что бушевала здесь…» автор показал себя, как великий философ. Недаром знаток творчества этого поэта – К. Пигарев считал, что данное произведение Тютчева занимает центральное место в его трудах. Такой глубокий анализ смысла жизни человека, определение его места в природе требует серьезного подхода.

И это притом, что у Тютчева мысль всегда первична, а чувство вторично. Быть

А если смотреть более широко, то в этом стихотворении поэт пытается понять что вечно и что бренно в этом мире. Насколько короток жизненный путь одной единицы в пределах земных, настолько бесконечно само временное пространство. Стираются из памяти великие подвиги и важные события ушедшей в прошлое эпохи, и только великая Природа, не заботясь о

На тех холмах и перелесках, где геройски сражались люди, проливая кровь за родное отечество, сегодня величаво раскинули свои кроны деревья-великаны. Эти живые существа и не подозревают, что земля, из которой они берут свои соки, насквозь пропитана кровью. Для деревьев это место – их родина, за которую они держатся могучими корнями.

Вечность мироздания в этом стихотворении противопоставляется «призрачным годам», отмеренным человеку. И нет ничего удивительного, что Природа столь безразлична к важным, с точки зрения человека, событиям. Ведь одно поколение людей слишком быстро сменяет другое. Столетие для вечности – пустяк, мгновение.

Подводя итог своей жизни, герой с прискорбием констатирует, что все его подвиги бесполезны, и, уходя в мир иной, он становится одним из многих, превращается в серую массу, которую спокойно поглотит бездна. Конечный мир так и не познан человеком и в этом, пожалуй, весь трагизм положения разумного существа.

«Лебедь» Ф. Тютчев

Пускай орел за облаками
Встречает молнии полет
И неподвижными очами
В себя впивает солнца свет.

Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего —
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.

Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон —
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен.

Анализ стихотворения Тютчева «Лебедь»

Личная жизнь Федора Тютчева складывалась весьма непросто и даже трагически. Свою первую супругу, Элеонору Петерсон, он потерял спустя 10 лет совместной жизни и очень долго винил себя в ее скоропостижной смерти. Все дело в том, что именно Тютчев настоял на семейном путешествии в Турин по морю, во время которого корабль, на котором плыла семья поэта, потерпел крушение. Обошлось без жертв, однако супруга Тютчева не смогла оправиться после пережитого потрясения и скончалась в 1838 году.

После ее похорон поэт написал стихотворение под названием «Лебедь», в котором переосмыслил не только ценности жизни, но и открыл для себя ее смысл. Заключался он, по мнению поэта, в том, чтобы достойно пройти отпущенный Богом путь, не запятнав свое доброе имя и не став предметом насмешек среди своего окружения.

Следует отметить, что в этот период сам Тютчев служит при дипломатическом посольстве за границей, поэтому не понаслышке знал о том, к каким ухищрениям порой приходится прибегать ради того, чтобы соблюсти государственные интересы. Поэтому себя он отождествляет с орлом за облаками, который «встречает молнии полет». Однако ему гораздо ближе и понятнее участь собственной супруги, которая так скоропостижно ушла из жизни, не успев осквернить себя вынужденной ложью, к которой сам автор по долгу службы прибегает чуть ли не каждый день.

Скончавшаяся супруга представляется Тютчеву белым лебедем, который величествен в своей красоте, но при этом совершенно беззащитен. Он может стать легкой добычей любого, кто захочет причинить вред этой хрупкой и нежной птице. Используя прием иносказания, поэт отмечает, что жизнь любого из нас может оборваться в любой момент, и к этому следует быть готовым. При этом автор подчеркивает, что «нет завиднее удела, о лебедь чистый, твоего». Эта фраза означает лишь то, что супруга поэта предстала перед Всевышним чистой и непорочной, а стихия божества стала для нее надежным убежищем от житейских неурядиц, боли и страданий. «Она, между двойною бездной, лелеет твой всезрящий сон», — отмечает Тютчев. Он верит в загробную жизнь и считает, что она гораздо более длинна, чем пребывание человека на земле. По окончании своего пути ему предстоит ряд испытаний, и поэт верит, что его супруга прошла их легко, так как ей не в чем себя упрекнуть и не за что раскаиваться перед тем по образу и подобию которого она была сотворена ражи жизни на земле.

Лебедь, анализ стихотворения Тютчева

Войти через uID

Пушкинскую эпоху называют золотым веком русской поэзии не только благодаря А.С. Пушкину. В это же время творили прекрасные поэты – Державин, Батюшков, Жуковский, Баратынский, баснописец Крылов, начинали писать Лермонтов и Тютчев.

Г.Р. Державин был непосредственным предшественником Пушкина. Он был славой XVIII в., его боготворили, им восхищались. Можно сказать, что слава Державина перешла к Пушкину.

Я не случайно начала рассказ с Пушкина, ведь Александр Сергеевич продолжил тему поэта и поэзии, о которой в своём стихотворении «Лебедь» повествует Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии присутствует у многих писателей, и каждый из них по-разному к ней относится. Об отношение Державина к этой теме я узнала, прочитав его высказывание, написанное от третьего лица, о стихотворении «Лебедь»: «Непростительно бы было так самохвальствовать, но как Гораций и прочие древние поэты присвоили себе сие преимущество, то и он тем пользуется, не думая быть осуждённым за то своими соотечественниками, тем паче, что поэзия его – истинная картина натуры». Стихотворение «Лебедь» — вольный перевод оды Горация – был написан в 1804 году. Стихотворение обладает прекрасной звукописью, изумительной изобразительностью и очень серьёзным содержанием.

В своём анализе я проследила, какие изобразительные средства использовал поэт, как он описал состояние лирического героя, определила особенности языка, синтаксиса, ритмического состояния.

С первой строфы видна необычайная сила и красота звучания стихотворения, его ритмичность.

Необычайным я пареньем

От тленна мира отделюсь,

С душой бессмертною и пеньем,

Как лебедь в воздух поднимусь. –

так он начал своего «Лебедя». Эпитеты: «необычайное паренье», «бессмертная душа» внушает мысль о том, что Державин уверен в своём величии и бессмертии.

В третьей строфе Державин объясняет, почему он превращается в лебедя, его не как всех других «заключит гробница», нет, с ним этого не произойдёт. Он не гонится за карьерой ( «Другим вельможам я не равен»), хотя и происходит от бедных помещиков («Хоть родом я не славен»)

Хоть родом я не славен,

Но будучи любимец муз,

Другим вельможам я не равен

И самой смертью предпочтусь.

Да, он не ровня вельможам, его душа намного богаче, его труды не забудут, его будут знать вечно.

В четвёртой строфе Державин продолжает раскрывать тему своей «особенности»: «Не заключит меня гробница, средь звёзд не превращусь я в прах…». Он сравнивает себя с цевницей (свирель), прекрасно осознавая, что его ещё долго не забудут, ведь своими произведениями он продлил себе жизнь на многие века.

В пятой строфе, где Державин описывает своё превращение:

И се уж кожа, зрю, перната

Вкруг стан обтягивает мой;

Пух на груди, спина крылата,

Лебяжьей лоснюсь белизной.

Мы видим полное превращение писателя в лебедя. В этой строфе прекрасная звукопись, благодаря использованию старославянских слов. (В стихотворении очень много старославянизмов, которые придают ему торжественность: «зрю», «россов», «днесь», «перстом», «рекут», «нетленный», «прах», «тленна», «бранью», «главою» — неполногласие)._

В следующем четверостишье поэт «делится впечатлениями» от принятого образа:

Лечу, парю – и под собою

Моря леса, мир вижу весь;

Как холм, он высится главою,

Чтобы услышать Бога песнь.

Державин сравнивает мир с холмом, который возвышается над всем, чтобы услышать слово Бога.

В восьмой строфе Державин предполагает, как к нему будут относиться потом, когда все его узнают. Его слова можно воспринять и как собственную оценку себя и своих достижений:

Вот тот летит, что, строя лиру,

Языком сердца говорил

И, проповедуя мир миру,

Себя всех счастьем веселил.

В заслугу себе он ставит искренность, задачей поэта считает проповедь миру.

В последней строфе Державин говорит друзьям, что не надо пышных похорон, не надо хора, ведь он не мёртв, он всего лишь «мнимый мертвец», его душа будет жить, пока не забудут его стихи, тот, кого помнят, живёт вечно.

В этом стихотворении, которое напоминает греческое предание о том, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей, мы видим, что Державин знал себе цену как поэту и понимал, что останется он в памяти людей не как вельможа, а как великий поэт.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: