Федор Тютчев«Когда дряхлеющие силы»

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать, —

Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;

От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;

От желчи горького сознанья,
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;

Ото всего, что тем задорней,
Чем глубже крылось с давних пор, —
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.

Стихотворение Ф. И. Тютчева адресовано известному русскому поэту XIX князю П. А. Вяземскому .

Фёдор Иванович Тютчев


Silentium! (1829-начало 1830-х годов)


Цицерон (1830)


Фонтан (1836)


Русской женщине (1848-1849)


Русская география (1848 или 1849)


Осень (22 августа 1857)


Царскосельский сад (22 октября 1858)


Радуга (5 августа 1865)


Славянам (начало мая 1867)


* * * (28 февраля 1869)


Природа — сфинкс (август 1869)


* * * (ноябрь 1870)


К.Б. (26 июля 1870, Карлсбад)


[В сороколетнюю годовщину
первой встречи с Эрнестиной]
(февраль 1873)


«Русский империалист».


О геополитических воззрениях Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев не только крупнейший русский поэт. Он по праву может считаться и значительным политическим мыслителем, классическим «русским империалистом».

Оценка Тютчевым политических событий, пророчества будущего России и Запада как двух отдельных организмов, существующих и живущих разной и порой внутренне противоположной жизнью, сохраняют свою актуальность и по сей день. Наследие Ф.И.Тютчева для определения геополитической позиции России является особенно ценным.

В своей дипломатической деятельности поэт активно служил интересам России, в то же самое время критикуя вредоносный для интересов страны курс министра иностранных дел К.В.Нессельроде. Кроме этого, он раскрывает вредную политику иезуитов и папства в судьбах народов Европы и мира. В своих депешах и записке царю, он призывает его к тому, чтобы внешняя политика страны соответствовала интересам России и успешно бы противостояла экспансии со стороны Запада (в том числе и Римской церкви).

В последние годы своей жизни действительный статский советник (генеральское звание) Ф.И.Тютчев напрямую влиял на внешнюю политику России через прямое взаимодействие с ним министра иностранных дел и канцлера Российской империи А.М.Горчакова.

Свои политические статьи и незавершенный трактат «Россия и Запад» (1848-49) Тютчев писал как до, так и после революций, всколыхнувших Европу — во Франции, Германии, Австро-Венгрии. В них он оценивает ситуацию, сложившуюся в Европе до и после отмеченных событий. Во-вторых, он вводит много новых терминов, обогативших позднее как русскую политическую мысль, так и западную. Среди них такие термины как «русофобия» и «панславизм«. Ярко была выражена идея империи.

Наиболее важными вопросами, затронутыми Тютчевым в своих статьях стали проблемы «русофобии» и будущей «империи», до сих пор не утратившие актуальности. Прежде всего, нужно сказать о таком явлении в нашей жизни как «русофобия». Сама по себе эта проблема всегда волновала Россию на протяжении всей ее трагической истории. Но Тютчев впервые в своих статьях вводит в оборот этот термин.

Тютчев употребляет этот термин в связи с конкретной ситуацией — революционными событиями в Европе 1848-49 годов. И само это понятие возникло у Тютчева не случайно. В это время на Западе усилились настроения, направленные против имперской политики России и русских. Тютчев исследовал причины такого положения. Они виделись ему в стремлении европейских стран вытеснить Россию из Европы если не силой оружия, то презрением. Он долгое время работал дипломатом в Европе (Мюнхен, Турин), а позднее цензором Министерства иностранных дел (1844-67) и знал то, о чем говорил, не понаслышке.

В противовес русофобии Тютчев выдвинул идею панславизма. Неоднократно в публицистике и в стихах Тютчев излагал идею возвращения Константинополя, образования православной империи и соединения двух церквей — восточной и западной.

Тютчев сформулировал принцип России: «Царь является Государем России в качестве Государя Востока. Восточная империя: это Россия в окончательном виде». «Устройство законной империи» — это «вселенская Монархия». «Вселенская Монархия — это Империя. А империя существовала вечно. Она только переходила из рук в руки».

В наиболее наглядной форме главная идея Ф.И. Тютчева о России как «вселенской Монархии» была представлена им в стихотворении «Русская география». В набросках же к трактату «Россия и Запад» Тютчев следующим образом формулирует идею «вселенской Монархии»:

«Запад, видящий до сих пор в России лишь материальное воплощение, материальную силу.

Для него Россия — беспричинное действие.

Иными словами, будучи идеалистами, они не признают идеи.

И, однако, откуда у них берётся перед лицом этой голой материальной силы нечто среднее между уважением и страхом, чувство awe, которое возникает только по отношению к авторитету?

Тут ещё присутствует инстинкт, более разумный, чем знание. Что же такое Россия? Что она являет собою? Две вещи: славянское племя. Православную империю.

Племенной вопрос не более чем второстепенный, вернее, он не является основополагающим. Это составная часть. Основополагающий принцип — это Православное предание.

Россия ещё более Православная, чем славянская. Она хранительница Православия в Империи.

Что такое Империя? Учение об Империи. Империя не гибнет. Она передаётся. Реальность этой передачи. 4 прошлых Империи. 5-я последняя.

Идея Империи была душой всей истории Запада.

Карл Великий. Карл V. Людовик XIV. Наполеон.

Революция убила её, и тогда началось разложение Запада. Однако Империя на Западе всегда была только захватчицей.

Это добыча, которую Папы поделили с германскими кесарями (отсюда их распри).

Законная империя ведёт свою преемственность от Константина.

Царь является Государем России в качестве Государя Востока.

Душа её — Православная Церковь, тело — славянское племя. Если бы Россия в конце концов не стала Империей, она бы не осуществила своего призвания.

Восточная Империя: это Россия в окончательном виде.

Знаменательно: личный враг Наполеона — Англия. И, однако, он разбился, столкнувшись с Россией. Оказывается, именно она была его подлинным неприятелем — битва между ними была битвой между законной Империей и коронованной Революцией.

Вселенская Монархия — это Империя. А Империя существовала вечно. Она только переходила из рук в руки.

Что есть история Запада, начавшаяся от Карла Великого и завершающаяся на наших глазах? Это история узурпированной Империи.

Папа, восстав против вселенской Церкви, узурпировал права Империи и поделил их, как добычу, с так называемым Западным Императором.

Отсюда вытекает всё, что обыкновенно происходит между сообщниками. Длительная схватка между схизматическим римским Папством и узурпированной Западной Империей, окончившаяся для одного Реформацией, то есть противоположностью Церкви, а для другой Революцией, то есть противоположностью Империи.

Коснёмся вселенской Монархии, другими словами, устройства законной Империи.

Наполеон ознаменовал последнюю отчаянную попытку Запада создать собственную Власть, она неминуемо потерпела крах.

Воистину, после 1815 года Западной Империи более не существует на Западе. Империя полностью оставила его и сосредоточилась там, где во все времена не прекращалась законная традиция Империи — 1848 год положил ей решительное начало. Ей всё же следует помочь себе самой в двух великих событиях, которые уже на пути к свершению.

В области светской: создание Греко-Славянской Империи. В области духовной — соединение двух Церквей.

Первое из этих событий началось в тот день, когда Австрия ради спасения видимости существования прибегла к поддержке России. Ибо Австрия, спасенная Россией, — это неизбежно Австрия, поглощённая Россией (рано или поздно).

А поглощение Австрии не просто необходимый придаток России как славянской Империи, это ещё подчинение этой Империи Германии и Италии, двух имперских держав.

Другое событие, предваряющее соединение Церквей, это лишение Римского Папы светской власти».

Таким образом, Ф.И.Тютчев различает «Россию-1» в современных ему имперских границах, «Россию-2» с включением народов Европы, не принадлежащих Западу, на которые Россия должна распространить свое имя, и «Россию-3», объемлющую, за исключением Китая, весь евро-азиатский континент и, прежде всего, Средиземноморье с коренной Европой.

«Россия-2» предполагала контроль над раздробленной Германией и постоянное присутствие русских «на поле битвы Европейского Запада». Развертывание «панславистской» «России-2» в панконтинентальную «Россию-3», «Россию будущего» включало следующие промежуточные звенья. Сперва по славянскому следу поглощались онемеченные славянские земли Восточной Германии «до Эльбы» («Русская география») и Австрии, которую Тютчев полагал «подставным именем» славянской расы. Далее, «поглощение Австрии» трактовалось не только в смысле «необходимого для России как для славянской империи восполнения», но и в качестве подступа к подчинению Россией по австро-имперскому следу всей Германии и Италии, «двух земель Империи». В проект входила вслед за «возвращением» Константинополя также оккупация ближневосточных земель до Нила и Евфрата («Русская география»). И, наконец, важнейшей частью утверждения «вселенской Монархии» становилось подчинение папства, а через него установление контроля над большей частью западного человечества.

Тютчев предельно заостренно поставил вопрос о цивилизационном статусе восточноевропейских народов, обретающихся между Россией и романо-германским Западом. Он столкнулся с важнейшей и сегодня проблемой наличия у цивилизаций, помимо опорных этногеографических ядер, также обширных периферий. Тютчев предсказывал народам восточной Европы либо объединение с Россией, либо объединение с Западной Европой в смысле этнической германизации. Первый вариант был опробован во второй половине XX века и был дискредитирован. В ближайшие годы, напротив, множество «переходных» народов будут стремиться напрямую вписаться в структуры коренного Запада, и отсюда станут проистекать главные напряжения и перипетии европейской политики. Мировая державность России, по Тютчеву, определяется способностью помыслить и создать центр мира как своё собственное российское действие. Реализация «всемирной судьбы России» (о которой пишет Ф.И.Тютчев в посвящённом К.В.Нессельроде стихотворении «Нет, карлик мой, трус беспримерный. ») состоит в правильном поиске исторической личностью России своего центра, правильной позиции для единственно правильного действия, точки единовременного приложения всех российских сил.

Именно этому центру, этой «точке» личности России посвящено и стихотворение «Да, вы сдержали ваше слово».

Выделение решающего центра, такой, по Ф.И.Тютчеву, «точки Архимеда» является абсолютно творческой задачей, и в разных исторических ситуациях эти центры будут, должны быть разными. Сегодня необходимо видеть единую работу тысячелетней России в истории, историческую личность России — и правильно выбрать мировой центр, ту точку приложения российских сил, которая способна восстановить страну как мировую державу. В этом, несомненно, нам могут помочь мысли и идеи «русского империалиста» Ф.И.Тютчева.

Фёдор Иванович Тютчев

1803 — родился 23.11.(5.12 н.с.) в селе Овстуге Орловской губернии Брянского уезда

1812 — воспитателем к Тютчеву приглашен поэт-переводчик С.Е.Раич

1813 — «Любезному папеньке», первое из сохранившихся стихотворений

1816 — начал посещать лекции в Московском университете

1819 — стал студентом словесного отделения Московского университета

1821 — окончил университет со степенью кандидата словесных наук

1822 — поступил на службу в Коллегию иностранных дел, назначен сверхштатным сотрудником русской миссии в Мюнхене

1826 — женитьба на Элеоноре Петерсон (скончалась в 1838)

1839 — венчание с Эрнестиной Дёрнберг в Берне

1844 — возвращение в Россию

1850 — начало романа с Еленой Денисьевой (18??-1864)

1857 — произведён в действительные статские советники (в 1864 — в тайные советники)

1858 — назначен председателем Комитета цензуры иностранной

1873 — скончался в Царском Селе (15.07), похоронен в Петербурге на Новодевичьем кладбище (18.07)

Умом Россию не понять (Тютчев)

← «Небо бледно-голубое…» «Умом Россию не понять…»
автор Фёдор Иванович Тютчев (1803—1873)
«Великий день Карамзина…» →
См. Стихотворения 1860-х годов . Дата создания: 28 ноября 1866, опубл.: 1868 [1] .
  • «Умомъ Россію не понять…» // Ѳ. И. Тютчевъ. Полное собраніе сочиненій / Подъ редакціей П. В. Быкова. Съ критико-біографическимъ очеркомъ В. Я. Брюсова, библіографическимъ указателемъ, примѣчаніями, варіантами, факсимиле и портретомъ — 7-е изд. — СПб.: Т-во А. Ф. Марксъ, 1913. — С. 311 (РГБ).
  • «Умом Россию не понять…» // Ф. И. Тютчев. Полное собрание сочинений и писем в шести томах. — М.: Издательский центр «Классика», 2003. — Т. 2. Стихотворения, 1850—1873. — С. 165. — ISBN 5-7735-0130-9.

Примечания [ править ]

  1. ↑ Первая публикация — Стихотворения Ф. Тютчева / Подгот. И. Ф. Тютчев и И. С. Аксаков. М., 1868, С. 230.
«Умом Россию не понять…» Ф. Тютчев

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

Анализ стихотворения Тютчева «Умом Россию не понять…»

Это одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Созданное в 1866 году, оно является, к тому же, и самым коротким, так как состоит всего из четырех строчек. Однако глубинный смысл, заложенный в нем, заставляет каждое новое поколение обращаться к этим бессмертным словам, так образно и метко характеризующим Россию.

Федор Тютчев довольно много времени прожил за границей, состоя на государственной дипломатической службе. Ему был хорошо знаком уклад жизни многих европейских стран, который он считал образцовым и достойным подражания. Вместе с тем, поэт находил эту жизнь чересчур размеренной и пресной, лишенной «изюминки» и слишком уж предсказуемой. Автор очень много размышлял над тем, почему в чистой и благопристойной Европе, где даже низшие сословия общества живут вполне достойно, у людей нет в душе того огня, который свойственен россиянам. Казалось бы, неустроенный быт, грязь, постоянная нужда и болезни должны были не только привести к массовому вымиранию жителей России, но и к разрушению всей страны. Однако события развиваются с точностью наоборот: Европа, наслаждающаяся сытой жизнью, постепенно деградирует, а Россия, прозябающая в вечной нищете, не только наращивает экономические обороты, но и дает миру величайшие умы, обладатели которых в большинстве случаев являются выходцами из народа.

Действительно, «умом Россию не понять», так как в этой стране испокон веков царит хаос, который, как это ни странно, является национальной особенностью славян. Постоянная жажда деятельности, стремление жить лучше, толкают тысячи людей на принятие самых парадоксальных и непредсказуемых решений, которые, в конечном счете, оказываются единственно верными. Отмечая, что Россию «аршином общим не измерить», Федор Тютчев имеет ввиду самобытность русского народа, которая не поддается европейской логике и вызывает у иностранцев суеверный ужас. Это касается не только обычаев и традиции, уклада жизни и устройства общества, в котором к моменту написания этого стихотворения только-только отменили крепостное право. В первую очередь, речь идет о загадочной русской душе и удивительном образе мыслей россиян, которые не укладываются в общемировое понимание. И именно это качество, по мнению Федора Тютчева, является наиболее важным и ценным, так как служит гарантией того, что русский народ не закостенеет в своих обывательских стремлениях, как европейцы, а пытливость и врожденное стремление к познаниям заставит нацию развиваться даже в самых сложных и гнетущих условиях.

«У ней особенная стать – в Россию можно только верить», — подчеркивает Федор Тютчев, словно бы подводя итог своим длительным раздумьям и попыткам понять феномен собственной страны. Действительно, Россия непредсказуема, и эта ее национальная черта ставит крест на честолюбивых планах многих европейцев, которые испокон веков пытались покорить страну, понять которую были не в силах. Более того, сами россияне не в состоянии дать ответ на вопрос, что ждет их через год или два, ведь жизнь постоянно меняется, а славянской душе чуждо чувство инертности. Поэтому все, что остается, так это вера в державу, которая обладает могуществом именно потому, что предугадать ее следующий шаг не в состоянии даже сами россияне.

Следует отметить, что слова Тютчева в этом отношении оказались пророческими, так как все последующие события, которые на протяжении полутора веков происходили в России, постоянно шокировали мировую общественность. Поэтому неудивительно, что даже немецкий канцлер Отто фон Бисмарк в середине 19 века предостерегал своих соотечественников от войны с Россией, утверждая, что на каждую военную хитрость она ответит неимоверной глупостью и при этом окажется в победителях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: