Львов Федор Николаевич

  1. Окружение
  2. Львов Федор Николаевич

[11(23).8.1823, Рязанская губ. — 23.5(4.6).1885, Петербург]

Петрашевец, мемуарист, публицист, популяри­затор науки. В 1841 г. окончил 1-й Московский кадетский корпус и служил в лейб-гвардии егер­ском полку, одновременно репетитор химии в Павловском кадетском корпусе, вольнослуша­тель в Петербургском университете и Техноло­гическом институте. В конце октября 1848 г. Львов, познакомившись через Н.А. Момбелли, кружок которого он раньше посещал, с М.В. Петрашевским, попал на его «пятницы». Львов по­сещал также кружок С.Ф. Дурова и А.И. Паль­ма. На «пятницах» Львов прочитал две статьи: о преимуществе специального образования перед энциклопедическим и о необходимости тесной связи между промышленностью и наукой. Вмес­те с М.В. Петрашевским, Н.А. Спешневым, К.М. Дебу и Н.А. Момбелли Львов участвовал в окончившемся неудачей обсуждении проекта создания тайного общества— «Товарищества взаимной помощи», Львов был и одним из ини­циаторов состоявшегося на вечере у С.Ф. Дуро­ва разговора о возможностях создания домашней литографии.

Достоевский познакомился с Львовым осенью 1848 г. на вечерах у С.Ф. Дурова и А.И. Паль­ма: «Вечера у Дурова происходили на складчи­ну 14 человек. На них участвовали наполовину литераторы и музыканты, хотя и бывавшие у Петрашевского, но не очень симпатизировавшие с ним . Половина этих вечеров посвящалась музыке, а другая литературным чтениям и частным разговорам, разумеется, очень свобод­ным, о событиях дня, о новостях из Европы, о их значении и т. п.».

С.Ф. Дуров в своих показаниях Следственной комиссии сообщает, что на вечерах по субботам у него присутствовали, среди других посетите­лей, Достоевский и Львов, и «цель этих вече­ров, — пишет С.Ф. Дуров, — была та, чтобы на них преимущественно собирались литераторы и музыканты и было даже так распределено, что­бы до ужина каждый прочел какую-нибудь ли­тературную статью и выслушал на нее критику; после же ужина заниматься музыкой . Так как большая часть из нас людей недостаточных, то чтобы не обременять друг друга, мы положи­ли, чтобы каждый ежемесячно вносил по три рубли серебром . Статьи, читанные на этих вечерах, были следующие: Пальм читал свою повесть «Сестра и брат», я читал драматическую повесть «Петербургский Дон-Жуан», Ф.Досто­евский читал письмо Плещеева ко мне и пере­писку Белинского с Гоголем. ».

В своих показаниях по делу петрашевцев Достоевский сообщил о знакомстве с Львовым, о том что он читал в присутствии Львова письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю.

Львов был арестован 29 апреля 1849 г., поз­же остальных петрашевцев, так как вначале по недоразумению был заключен в крепость его од­нофамилец П.С. Львов. Смертная казнь для Львова — расстрел — была заменена 12 годами каторжных работ. Львов вспоминает, что Досто­евский сказал перед казнью Н.А. Спешневу: «Nous serons aves le Christ» («Мы будем с Хрис­том»). Свое пребы­вание на каторге Львов описал в мемуарах «Вы­держки из воспоминаний ссыльно–каторжного», которые вместе с «Записками из Мертвого дома» Достоевского яви­лись одним из первых мемуарных свидетельств о каторге.

По манифесту 26 августа 1856 г. Львов был выпущен на поселение и стал служить в Глав­ном управлении Восточной Сибири в Иркутске. В 1862 г. Львов получил разрешение жить во внутренних губерниях и в июне 1863 г. отпра­вился вместе с женой в Полтаву через Петербург, где генерал-губернатор А.А. Суворов выхлопо­тал ему разрешение жить в столицах и устроил к себе на службу. В 1870 г. Львов был избран сек­ретарем «Русского технического общества», ему принадлежат такие научные работы, как «Из Иркутска: промышленность края и Иркутский солеваренный завод», «О сернистом запахе, встречаемом в не­которых источниках Восточной Сибири», «Из истории великих открытий и изобретений: Открытие кислорода».

Мемуарные свидетельства Львова о деле пет­рашевцев отразились в «Записке о деле петра­шевцев» Львова (совм. с М.В. Петрашевским) и в «Письме к Д.И. Завалишину» Львова, а так­же в воспоминаниях А.И. Пальма «Федор Ни­колаевич Львов».

Главный герой романа Федора Достоевского «Идиот»

Главный герой романа Ф.Достоевского «Идиот» Князь Лев Николаевич Мышкин. Он является главным положительным и одним из самых прекрасных героев романа. Ф.М.Достоевский попытался изобразить идеального героя без недостатков, полного воодушевления, энергичного и небезразличного к будущности окружающих людей и страны.

Князь Мышкин наивный, добрый, чуткий к страданиям других, он понимает каждого, так как познал боль и болезни в своем отрочестве. Порою кажется, что Достоевский хотел доказать, что Иисус Христос, Святой дух во плоти реален, человек

Герой романа убежденный пацифист, он не терпит насилия, не приемлет и отвергает казнь как наказание. Частично убеждения Достоевского вложены в уста героя, переживая за человеческие судьбы, он вспоминает о годах своего заключения, томительного ожидания казни и смерти…

Он не похож на других, и даже нестандартная внешность отличает его от других, а честность и откровенен. Люди не понимают Мышкина, они смотрят на него как на идиота, наивного дурака, шатаются от него, не видят красоты его души, и его человеколюбие

Его чистосердечность не понята и отвергнута. В обществе он чудак, непринятый изгнанник, однако нравственно он выше и прекраснее других.

Трагичная любовь Мышкина к Настасье, несчастливая и невзаимная, личность князя совсем не привлекает девушку, на стремится видеть рядом с собой сильную, крепкую личность, а не мягкую и смиренную, как Мышкин. Само по себе чистое воплощение святости и непорочности не может существовать в современном мире. Всё пропитывает благодать зловонием и миазмами, заставляет гибнуть и гнить.

Вот и главный герой князь Мышкин сходит с ума… Его оторванный от жизни и реальности образ, фантасмагорический, сама чистота и нравственность должен служить примером, уравновешивать наше «Я», приводить души в гармонии и равновесии.

Автор искренне печалится по поводу утрачивания ценности веры и духовного воспитания в народе, он отрицает атеизм, но ещё верит, надеется на духовное и моральное возрождение России и её народа.

Николай Федорович Федоров

В последнее время внимание исследователей русской культуры привлекла своеобразная философская концепция Николая Федоровича Федорова. Оживление интереса к личности и идейному наследию Федорова не случайно. Условия современной цивилизации, находящиеся в ситуации экономического, энергетического и дгугих кризисов, общего обострения глобальных проблем человечества, заставляют ученых обращаться к истории науки и культуры, отыскивая в ней прообразы решения возникших задач. Это обстоятельство и обусловило интерес к Федорову и идеям русского космизма в целом. В русском космизме можно выделить две тенденции: естественнонаучную и религиозную. Центральной фигурой религиозного космизма является Н.Ф.Федоров. Федорову, легендарному библиотекарю Румянцевского музея (ныне Библиотеки им. Ленина), оригинальному мыслителю конца прошлого века, неизмеримо больше везло на восклицания удивления и тирады преклонения, чем на пристальное исследование его идей и проектов. Смелые, предвосхищающие будущее мысли Федорова Достоевский «прочел как бы за свои». Л.Н.Толстой говорил:»Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком», а Соловьев называл его «дорогим учителем и утешителем». Ходили рассказы о колоссальных познаниях Федорова, утверждали, что он знал содержание буквально всех книг Румянцевского музея. «Изумительным философом» назвал Федорова в своих воспоминаниях К.Э.Циолковский. Помимо философского учения Н.Ф.Федорова, его жизнь также заслуживает внимания и изучения. Хотелось бы остановиться на некоторых подробностях жизни Николая Федоровича, которые позволяют наиболее ярко представить себе образ незаурядного человека. Родился Федоров в 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Его отцом был князь П.И.Гагарин, а матерью — дворянская девица Елизавета Иванова. Как незаконнорожденный, Николай получил отчество и фамилию своего крестного отца. После окончания Тамбовской гимназии Федоров учился в Ришельевском лицее в Одессе. Осень 1851 г. — поворотный рубеж в жизни Николая, внешне он означен смертью дяди, его покровителя, и уходом из лицея, внутренне — колоссальным переворотом, когда ему, по его собственному признанию, открылась основная идея его учения, «мысль, что чрез нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте» С этого времени все его существование подчиняется единому заданию — разработке учения «общего дела», попыткам его распространения. Четырнадцать лет Федоров работает преподавателем истории и географии в уездных училищах средней полосы России, проводя необычную систему обучения, принцип активного участия самих учащихся в познавании, когда материал знаний добывался не столько из учебников, сколько из непосредственного изучения родного края, его географии, растительного и животного мира, истории, запечатленной в местных памятниках, из наблюдений над природными явлениями, звездным небом. Историю Федоров считал одной из самых важных областей человеческого знания, к которой нельзя относиться формально. Отсюда вырос позднее грандиозный проект «музея», один из основных в учении Федорова.И

нтересно, что историю философ призывал изучать первоначально не в глобальном, а в узком, интимном плане. Самое важное для него — это знание своих собственных корней. Отсутствие же этого знания, а тем более отказ от своих корней, по Федорову, ведет к варварству, к безднам безнравственности. Это мы могли отчетливо наблюдать на примере нашей «коммунистической» истории, когда отказ от своих родных в некоторыых случаях считался чуть ли не обязательным делом. И именно сейчас многие заново открывают для себя забытые или просто незнакомые страницы истории собственной семьи. Николай Федорович жил напряженной духовной жизнью. Он всецело посвятил себя служению обществу и свел до минимума свои материальные потребности. Он занимал крошечную комнату и спал не более четырех или пяти часов в сутки на непокрытом горбатом сундуке, подкладывая под голову вместо подушки что-нибудь твердое. Его пища состояла из чая с черствыми булочками, сыра или соленой рыбы. Часто месяцами Федоров не употреблял горячую пищу. Деньги были для него помехой. Получая незначительное жалование(менее четырехсот рублей в год), он отказывался от всякого повышения его. Значительную часть жалования Федоров ежемесячно раздавал своим «стипендиатам». Он не хотел владеть каким-либо имуществом и никогда не имел даже теплого пальто. В то же время Федоров не признавал себя аскетом и искренне сердился, когда ему об этом говорили. Еще с конца шестидесятых годов один из наиболее близких друзей и последователей Николая Федоровича Н.П. Петерсон стал записывать размышления вслух своего учителя. Он же и отправил в декабре 1877 г. краткий конспект федоровского учения Ф.М.Достоевскому. В ответ на взволнованное и чрезвычайно заинтересованное письмо знаменитого писателя Федоров и начал более систематическое и полное изложение своих философско- этических взглядов, которое затем составило значительную часть его основного произведения — «Вопроса о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, то есть немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства. Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим.» Федоров ставит вопрос о самом главном разделении, царящем в мире: отрыве мысли от дела, разделении на «ученых» и «неученых». Основной порок «ученых» определяется Федоровым как пассивное, созерцательное, теоретически-познавательное отношение к миру. Крайним следствием такого отношения недаром становится превращение мира в представление, в фикцию. Иначе относится к миру большинство «неученых», которые своим практическим трудом непосредственно вторгаются в безусловную материальную реальность мира. Но действие «неученых» в мире ограничено узкими, прагматическими мотивами. Надо дать ему безбрежно широкий творческий выход, осветив знанием, одушевив высшей целью. Важное место в этой задаче принадлежит самим «ученым». Безусловно, что в обществе существует деление на «ученых» и «неученых». Но мне кажется, что Федоров чересчур обостряет этот вопрос, так как первоначально оторванное от практики теоретическое исследование в конце концов находит применение в жизни.

Ведь все технические средства, которые мы сейчас используем — это воплощение научной мысли, существующей ранее лишь на бумаге и далеко отстоящей от практики. Важно только, чтобы плоды умственного труда не обращались во вред человечеству.На это обстоятельство Федоров обращает особое внимание. Сейчас, как мне кажется, все больше и больше людей начинают это осознавать. Необдуманные решения и действия привели к массе проблем, которые беспокоили философа уже в прошлом веке, которые он так ясно предвидел. Это и экологические проблемы, и истощение ресурсов, сельскохозяйственные вопросы и т.д. Об этом речь пойдет позднее. Возвратимся к переписке Федорова с Достоевским. Хотя Достоевский умер, так и не дождавшись этого сочинения, то, что прислал ему Петерсон, оказалось достаточным, чтобы отразиться в творчестве последних лет писателя, в романе «Братья Карамазовы». Переписку Николая Федоровича с Достоевским внимательно изучает Вл.Соловьев, к этому времени уже лично знакомый с Федоровым. В восторженном письме к последнему Соловьев дает высочайшую оценку его идеям. Более того, одно из публичных выступлений Соловьева должно было стать, по договоренности с Федоровым, первым общественным обнаружением его учения. Но этого не произошло. Реферат, с которым выступал Соловьев, а также другие его работы глубоко разочаровали Николая Федоровича. На восьмидесятые годы приходится и довольно интенсивное личное общение и духовный диалог-полемика Федорова с Л.Толстым, которые отразились в дневниках последнего, переписке, художественных произведениях. Так же как в случае с Достоевским и Соловьевым, Федоров стремился к тому, чтобы убедить Толстого в истине учения «общего дела» и через знаменитого писателя впервые явить его миру. Здесь необходимо раз яснение. Николай Федорович нес в себе особое чувство общности духовного достояния всего человечества, понимание того, насколько каждый автор обязан в своем творчестве эпохе, окружению, предшественникам, в конечном итоге всем когда-либо жившим на Земле людям. Отсюда внутреннее неприятие всякого выпячивания личности, индивидуального авторства. Федоров считал славу и популярность проявлениями бесстыдства. Его статьи печатались под псевдонимом. Большую часть из них он не опубликовал совсем. Самому выступить с учением, выражающим,по его убеждению, глубинные потребности всех людей, всех поколений, прошедших и будущих, главные судьбы всегочеловечества,московский библиотекарь, маленький человек по господствующей культурной номенклатуре, противился и был готов уступить это право какому-нибудь значительному,признанному и близкому по духу деятелю своего времени. Интересно, что в книге известного американского психолога Дейла Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» среди прочих рекомендаций на тему: «Как склонять людей к своей точке зрения» существует и такая: не беспокойтесь, если не Вам будет приписана честь авторства. Главное — результаты.Это очень похоже на то, что в течение своей жизни пытался делать Федоров, но, к сожалению, ему не повезло. Несмотря на весь интерес к учению Федорова, Толстой был далек от его приятия, он углубился в развитие собственного нравственно-религиозного учения, стоящего на началах, вызвавших резкую критику Н.Ф

Во-первых, это не так безумно, как кажется. (Не бойтесь, я не разделяю и не разделял никогда его взглядов, но я так понял их, что чувствую себя в силах защитить эти взгляды перед всяким другим верованием, имеющим внешнюю цель.) . Ему 60 лет, он нищий и все отдает, всегда весел и кроток. » Николай Федорович Федоров работал весь день в библиотеке, жил, не имея ни матраса, ни подушки, ни шубы, никакой обстановки. Если заводились вещи, Федоров уходил и снимал другой угол. Боялся денег, говоря: – Как ни трать их, они всегда остаются, проклятые! Он проживал меньше семнадцати рублей в месяц. Имел в руках огромную библиотеку, писал книги, издавал их в количестве двухсот экземпляров и, как я вам сейчас буду рассказывать, воспитал Циолковского. Воскрешение – вещь неверная, невозможная, а посыл звездоплавателя был правилен. Человечество нуждается в сверхцелях. Необходимость мечты сказывается не сразу. Мечта дает силы. В предисловии к научно-фантастической повести К. Э. Циолковского «Вне земли», изданной Издательством Академии наук СССР в 1958 году, В. Н

Фёдор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой

Изучение философии, одного из представителей «онтологической» и «рефлексивной» поэтики — Ф.М. Достоевским. Анализ отношения писателя к политическим течениям. Характеристика религиозных и нравственных императивов писателя и мыслителя Л.Н. Толстого.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 26.09.2013
Размер файла 316,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Происхождение семьи русского писателя Льва Николаевича Толстого. Переезд в Казань, поступление в университет. Лингвистические способности юного Толстого. Военная карьера, выход в отставку. Семейная жизнь писателя. Последние семь дней жизни Толстого.

презентация [5,8 M], добавлен 28.01.2013

Поворотный этап в жизни и творческой деятельности Л. Толстого в 1880-е годы. Состав литературного наследия писателя 1880-1900-х гг. Повесть «Крейцерова соната». Творческие и религиозно-философские искания писателя. Толстой и Горький в г. Ясная Поляна.

презентация [1,2 M], добавлен 16.10.2012

Граф Лев Николаевич Толстой — потомственный аристократ и один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Московская жизнь юного Толстого. Попытки наладить по новому отношения с крестьянами. Творческое наследие великого писателя.

презентация [4,1 M], добавлен 05.04.2014

Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Льва Николаевича Толстого — выдающегося русского писателя и мыслителя. Его детские годы и период образования. Расцвет творчества Толстого. Путешествия по Европе. Смерть и похороны писателя в Ясной Поляне.

презентация [2,2 M], добавлен 02.05.2017

Биография Льва Николаевича Толстого — просветителя, публициста, одного из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Создание произведений «Рубка леса», «Война и мир», «Анна Каренина», «Казаки». Педагогическая деятельность писателя.

презентация [426,8 K], добавлен 19.12.2013

Детство, юность и семья Льва Николаевича Толстого. Женитьба графа. Начало его литературной деятельности. Известность романов «Война и мир» и «Анна Каренина». Отношение писателя к церковному вероучению и духовенству. Последнее путешествие графа Толстого.

презентация [499,0 K], добавлен 09.05.2012

Происхождение русского писателя Л.Н. Толстого. Его образование и воспитание. Военная служба на Кавказе. Начало литературного творчества. Семья и дети. Открытие школ для крестьянских детей и преподавание в них. Уход из Ясной поляны, смерть и похороны.

презентация [2,5 M], добавлен 02.03.2015

Биография Льва Николаевича Толстого как одного из наиболее известных русских писателей и мыслителей, величайших писателей мира. Изучение причины возникновения религиозно-нравственного течения — толстовства. Общение Толстого Л.Н. с другими писателями.

презентация [293,9 K], добавлен 31.01.2017

Образ литературного героя романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» К. Левина как одного из самых сложных и интересных образов в творчестве писателя. Особенности характера главного героя. Связь Левина с именем писателя, автобиографические истоки персонажа.

реферат [25,4 K], добавлен 10.10.2011

Родословная писателя Федора Михайловича Достоевского. Изучение основных фактов биографии: детства и учебы, женитьбы, увлечения литературой. Работа над произведениями «Бедные люди», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» и «Преступление и наказание».

презентация [1,5 M], добавлен 13.02.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: