Федор Михайлович Достоевский, краткая биография

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Род Достоевских был тесно связан с украинскими землями. Исходя из документов XVI века, их родовое село Достоево находилось в Пенском повете на западе России, от него и происходит фамилия Достоевские. Род Достоевских переселился в Украину еще до XVIII века. Постепенно семья потеряла свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиреем в городе Браулав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию, бросил Подольскую гимназию и уехал в Москву учиться в медико-хирургической академии.

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил работал врачом в Мариинской больнице для бедных, там и прошли детские годы Ф.М. Достоевского. Он и его брат Михаил учились в частном пансионе, их кумиром был Й.-Ф. Шиллер. Братья были очень близки, их духовная связь сохранилась и в зрелые годы.

Когда Федору было 16 лет, его мать умерла, а вскоре и отец. Реализовать свои гуманитарные склонности и поступить в Московский университет братья не смогли. Сложность с финансами призывала получить более практическую профессию. В январе 1838 г. Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 г.

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846 г.), которая была похвально принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его сравнивали с Гоголем. Произошло знакомство с И. Тургеневым. Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), лирическая – «Белые ночи» (1848), драматическая – «Неточка Незванова» (1849), было прохладно встречены критикой, которая не восприняла его новаторства, желания проникнуть в тайны человеческого характера. Достоевский очень болезненно пережил негативные отзывы, начал отдаляться от И. Тургенева и Н. Некрасова.

Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 г. арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. В Петербурге на квартире М. Буташевича-Петрошевского по пятницам собирались люди разных социальных та политических направлений, говорили о литературе, учении социал-утопистов, о свободе человеческой личности. Таким был кружок петрашевца М. Слесинева, личность которого повлияла на создание образа Николая Ставрогина в будущем романе «Бесы». Достоевский был членом кружка. Восемь месяцев писатель провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. На суде ему было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма В. Белинского к Н. Гоголю и вынесен приговор к смертельной казни. 22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами находился в Петербурге на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высокому распоряжению. Эти десять минут ожидания смерти вошли в его творчество как символ человеческих мучений и, в частности, нашли отображение в его романе «Идиот».

В рождественскую ночь на писателя надели кандалы и отправили этапом в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Единственная книга, которую разрешено было читать заключенным, — Евангелие, подаренное женами декабристов. Здесь он страстно влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, которая после стала его женой. Но любовь и семилетний брак не принесли ему счастья.

После смерти царя Николая I в условиях политической либерализации Достоевский в 1859 г. возвращается в Петербург, где его встречают как мученика. Но, не смотря на это признание и славу нужно еще получить. На одном из литературных вечеров 21 ноября 1860 г. в зале Пассажа присутствовал Т. Шевченко. Так произошла их встреча, но знакомы они не были.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе 1859), а также первый роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Время, проведенное на каторге, Достоевский описал в своей книге «Записки из мертвого дома» (1861-1862), которая имела огромный успех.

В 1862-1863 гг. писатель путешествовал за границей. Были опубликованы «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) в котором печатались и издавались произведения авторов того времени.

Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом.

Писатель, наконец, пришел к отметке, когда пора было реализовать свою давнишнюю идею – в январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Это было той долгожданной мировой славой и признанием. В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становится его женой. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. В этот период были написаны романы «Идиот» и «Бесы».

В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».

Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».

9 февраля 1881 г. Федор Михайлович Достоевский скончался.

Помимо биографии Достоевского Вы можете найти:

Двойник, анализ повести Достоевского

Замысел повести «Двойник» или также «Приключения господина Голядкина» и начало её написания относятся к 1845 году, когда автор закончил работу над «Бедными людьми».

165 ЛЕТ ПОВЕСТИ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ДВОЙНИК»

Еще до окончания «Двойника», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечере кружка Белинского, где они имели большой успех. Повесть понравилась Тургеневу, сам же Белинский был от неё в восторге. Однако после появления полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и это заставило автора переоценить его. «…Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» — отмечал Достоевский в письме старшему брату 1 апреля 1846. Отрицательные отзывы побудили Достоевского уже в октябре 1846 года думать о переработке повести, что удалось ему лишь в 1866 году: вначале помешал арест по делу Петрашевского и последовавшая ссылка; после этого работа над новым вариантом «Двойника» многократно откладывалась. Переделать повесть Достоевский смог лишь в 1866 году. В переделанной повести намного меньше второстепенных деталей. Резко усилена основная линия сюжета. Этим придаётся повести больше занимательности и ясности. Главным героем повести является титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Ничем не примечательный маленький человек. Но снедаемый большими амбициями и запросами. Он пробует интриговать, чтоб поднять свой статус, но интриги его не удаются. Тем временем появляется двойник главного героя, который отличается гнуснейшим характером и из-за которого у главного героя возникает уйма неприятностей, которые он не в силах преодолеть. В результате главный герой становится умалишённым. Общество не приняло его, не дало осуществиться его амбициям и это свело главного героя с ума. В окончательном варианте Достоевский освободил повесть от ряда второстепенных эпизодов и мотивов, замедлявших действие и отвлекавших внимание читателя от основной ее социальной и нравственно-психологической проблематики (в частности, были ослаблены более подробно развитые в первой редакции размышления героя о «самозванстве» двойника, изъявления его «вольнодумства», выпущен ряд диалогов между обоими Голядкиными, сокращена переписка Голядкина с Вахрамеевым, переделана концовка повести и т. д.). Следуя советам Белинского и других критиков, Достоевский постарался освободить повесть от многочисленных повторений, затруднявших восприятие. Окончательный вариант повести имеет подзаголовок «Петербургская поэма», отсылающий читателя к «Мёртвым душам» Гоголя.

В чем же сюжет повести?

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся подкопы. В самом начале повести Голядкин посещает врача, диалог с которым содержит первый намёк на умственное расстройство героя. Достоевский подкрепляет это подозрение рассеянной манерой речи героя и его расстроенным, беспорядочным ходом мыслей. Доктор даёт Голядкину несколько советов относительно его здоровья и прописывает какой-то порошок, но тот слушает лишь самого себя, поскольку замкнут в своём внутреннем мире. Отправившись на званый вечер в честь дня рождения дочери статского советника Берендеева, он с ужасом обнаруживает, что по непонятным причинам потерял расположение хозяев, которые, без каких-либо объяснений отказываются его принять. Со всех сторон на него начинают сыпаться всевозможные намёки и недомолвки относительно его поведения, которые он никак не может растолковать, пока внезапно не обнаруживает причину — человека, как две капли воды похожего на него, с тем же именем и фамилией, поступившего на работу в его департамент. «Двойник» оказывается гнуснейшим типом, интриганом, подхалимом и пакостником, одним словом, полной противоположностью самому герою. По необъяснимой причине ему удаётся на каждом шагу компрометировать «настоящего» Якова Петровича, и вместе с тем, постепенно занять его место в кругу друзей, знакомых, на службе. Этого он достигает подхалимством, ложью и другими недостойными средствами, которые так отвратительны главному герою.

Повесть «Двойник» фантастична. Сам Федор Михайлович писал: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны поверить ему. »

«Новая действительность, творимая художником, реальна, потому что вскрывает самую сущность бытия, но не реалистична, потому что нашей действительности не воспроизводит. Быть может, из всех мировых писателей Достоевский обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения. Неправдоподобна судьба его невероятных героев; необычна обстановка их жизни, загадочны их страсти и мысли» — К. Мочульский.

Двойничество у Достоевского фантастично, а поэтому символично. Остановимся подробнее на имени героя, которое для автора было очень важно. Яков, или Иаков — сокраментальное имя (означает «пята», «подошва») близнеца, который появился на свет, держась за пяту первого близнеца Исавы. Имя это стало нарицательным для плута, пройдохи и всякого хитреца («. мы, дружище, будем хитрить, заодно хитрить будем», — говорит младший господин Голядкин). Иаков покупает право первородства за чечевичную похлебку. Иаков — архетип двойника, уходящий корнями в Библейскую историю. Отчество «Петрович» тоже не случайно. Большинство отрицательных героев Достоевский называет Петрами. Причину клеймения соответствующего имени можно найти в его отношении к Петру I, Антихристу. По Гоголю (его же мнения придерживался и сам Достоевский — почвенник и славянофил), прорубленное Петром «окно в Европу» оказалось для России не только соблазнительной витриной модного магазина, через него шагнул в страну и сам европейский культ «человеческой гордости», потворство всем телесным и душевным страстям человека. «Со времен Петровых упало духовенство в России»,- писал Н. М. Карамзин. Имеет своё значение и фамилия. Голядкин — голь перекатная, нет породы, нет первородства. Господин Голядкин — типичный «маленький человек», но если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Голядкин теряет возможность осознания своей человеческой ценности. «Господин Голядкин — образ человека с новыми идейками», мечтавшего о «соблазнительном равенстве друг с другом». Отсюда вся нелепость его поведения. Поведение человека, который переступил пределы собственного социального положения, руководствуясь утопическими идеями.

Таким образом, Достоевский в своем «Двойнике» 1846 года развил идею лишь социально-психологического решения проблемы двойничества, к духовному же решению которой он пришёл лишь в 1880 году . В повести «Двойник» Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Это произведение во многом связано с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

«Белые ночи» Достоевского: краткое содержание и анализ

«Белые ночи» Достоевского относятся к жанру сентиментального романа. Композиция произведения представляет немалый интерес для исследователей: роман состоит из нескольких новелл, каждая из которых повествует об одной романтической ночи из жизни главного героя.

Завязка

Роман «Белые ночи» Достоевского ведется от лица молодого человека, который сам себя именует «мечтателем». Как и во многих других произведениях великого русского романиста, действие происходит в Санкт-Петербурге: мечтатель живет здесь уже восемь лет, снимает маленькую комнатушку, ходит на службу. У него совсем нет друзей, в свободное время юноша предпочитает одиноко бродить по улицам, вглядываясь в дома. Однажды на набережной он замечает девушку, которую преследует навязчивый господин. Пожалев рыдающую незнакомку, мечтатель прогоняет подвыпившего франта и провожает ее домой.

Система образов

В романе «Белые ночи» Достоевского литературоведы выделяют двух центральных персонажей: повествователя и Настеньку. Это живая, непосредственная и доверчивая девушка, она рассказывает мечтателю немудреную историю своей жизни: после смерти родителей девочка жила со слепой бабушкой, которая так пеклась о ее нравственности, что пришпиливала за юбку булавкой к своему платью. Жизнь обеих женщин изменилась, когда у них поселился постоялец. Настя влюбилась в него, однако он отговорился бедностью и обещал жениться на ней через год, после чего исчез.

Развязка

«Белые ночи» Достоевского заканчиваются в лучших традициях автора «Пятикнижия»: мечтатель, выступая в амплуа благородного любовника, вызывается лично передать письмо Настеньки ее коварному возлюбленному, однако тот не отвечает. Молодые люди собираются связать себя узами брака. Однако если бы в финале у героя все было хорошо, это не был бы Достоевский. «Белые ночи» заканчиваются следующим образом: во время прогулки Настя встречает бывшего жильца; оказывается, он никогда не забывал девушку. Влюбленные воссоединяются, а романтические, волшебные ночи мечтателя сменяются хмурым, дождливым утром.

Главный герой

Что же касается образа мечтателя, то о нем следует сказать следующее: одинокий, гордый, тонко чувствующий юноша, способный на глубокие переживания. Он как бы открывает целую галерею подобных персонажей у великого русского романиста.

«Белые ночи», Достоевский: краткое содержание

Если говорить коротко, то роман представляет собой историю несостоявшейся любви: герой готов все отдать ради любимой девушки, но когда его жертва оказывается ненужной, мечтатель не озлобляется, не проклинает судьбу и окружающих.

«Двойник» Достоевского: краткое содержание

«Двойник» – одна из ранних повестей русского классика Федора Михайловича Достоевского, написанная автором в 24 года. Произведение появилось на страницах «Отечественных записок» в 1846 году с подзаголовком «Петербургская поэма. Приключения господина Голядкина».

Гротескно-фантастическая повесть «Двойник» рассказывает историю обыкновенного петербургского чиновника Якова Петровича Голядкина, человека тихого, услужливого, молчаливого. Больше всего на свете робкий Голядкин мечтает получить повышение по службе и стать своим человеком в среде светской элиты столицы. В условиях острого психологического напряжения с Голядкиным начинают происходить странные вещи. Например, однажды он встречает своего двойника, который воплощает в жизнь все нереализованные мечты Якова Петровича. Только Якову Петровичу от этого не лучше, ведь сам он по-прежнему находится за бортом, в то время как самозванец пожинает плоды славы.

Работа над повестью, критика

Работать над «Двойником» Достоевский начал в 1845 году, когда гостил у брата Михаила в Ревеле (сегодня Таллин, столица Эстонии). По возвращении в Петербург автор продолжил написание повести. Работа шла тяжело, «подлец Голядкин» никак не хотел получаться. В итоге в 1846-м повесть была завершена и опубликована во втором номере «Отечественных записок». Несмотря на положительные отзывы критиков, в частности маститого Виссариона Белинского, который уже тогда был очень благосклонно настроен в отношении Достоевского, сам автор своего «Двойника» хулил. Через время повесть была переделана, но так и не удовлетворила автора.

Будучи самым взыскательным критиком своего творчества, Достоевский сетовал на то, что загубил потрясающую идею, пожалуй, лучшую, что у него рождалась. Идея «Двойника» очень светлая, делился писатель, но форма оставляет желать лучшего. Если бы я взялся за работу сейчас, то неизменно выбрал бы другую форму.

Как бы не критиковал себя автор, его «Двойник» стал важнейшим событием в русской литературе XIX века. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, Достоевский обращается к теме «маленького человека», углубляясь в его психологию. Он показывает не только внешнюю борьбу индивида и отторгающего его общества, но и внутреннее противостояние светлой и темной стороны человеческого «Я». Для реализации этой идеи автор вводит фантастический элемент, обращаясь к теме доппельгангера, двойничества.

Тема доппельгангера (темного двойника человека) неоднократно использовалась литературными предшественниками и последователями Достоевского. Самые популярные примеры произведений, в которых присутствует доппельгангер: «Кристабель» Сэмюэля Кольриджа, «Эликсир сатаны», «Песочный человек» Теодора Гофмана, «Уединенный домик на Васильевском» Александра Пушкина, «Вильям Вильсон» Эдгара По, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона, «Бойцовский клуб» Чака Паланика.

«Двойник» Достоевского: краткое содержание

Герои и их характеристики

Главный герой Яков Петрович Голядкин работает титулярным советником в одном из государственных учреждений Петербурга. Больше всего на свете робкий Яков Петрович мечтает получить продвижение по службе и стать одним из тех блистательных чиновников, которые занимают лучшие места в театре, перед которыми шаркают ножкой швейцары, которым рады на любом светском вечере, при виде которых мамаши толкают локтями своих незамужних дочерей, чтобы они расправили плечи и поправили выбившийся локон.

Главным препятствием на пути к желанному образу жизни является характер Якова Петровича. Он не умеет юлить, лизоблюдничать, плести интриги, подхалимствовать. «Не интриган, и этим горжусь», – заявляет Голядкин. Правда, гордиться господину Голядкину нечем. Его не уважают на работе, над ним посмеиваются сослуживцы, он невидимка для женщин и посмешище на светских вечерах. Когда Якова Петровича выставляют с бала, устроенного в доме богача Олсуфия Ивановича Берендеева, с бедным чиновником происходит нервический припадок. Именно в эту злосчастную ночь он и повстречал на мосту своего двойника.

Незнакомец как две капли воды похож на Якова Петровича. Более того, утром следующего дня наш герой застает его в своем ведомстве. Пригласив домой Голядкина-младшего, «старший» ликует, ведь теперь у него есть соратник, с которым они смогут свернуть горы, «вместе хитрить… в пику им интригу вести». Однако самозваный Голядкин выбирает более выгодную модель поведения. «Старший» для него не соратник, а потому двойник умело подлизывается к «нужным» людям и в считанные дни становится любимцем всего департамента. Более того, «младший» беззастенчиво издевается над Голядкиным-старшим, превращая бедного чиновника в предмет всеобщих насмешек. В результате двойник выживает настоящего Голядкина не только из ведомства, но и из общества. Повесть заканчивается тем, что обезумевшего Якова Петровича увозят на карете в сумасшедший дом.

Голядкин-младший, он же доппельгангер настоящего Голядкина, является его противоположностью. Для описания Голядкина-старшего можно использовать такие характеристики: совестливый, конфузливый, нерешительный, исполнительный, услужливый, молчаливый, замкнутый, мечтательный, серый, заурядный. Голядкина-младшего охарактеризуем так: смелый, дерзкий, развязный, изворотливый, наглый, красноречивый, самоуверенный карьерист и авантюрист.

Две стороны одной личности
Важно понимать, что в данном случае не уместно говорить о противопоставлении «плохой-хороший». Голядкин-старший далеко не идеален, а Голядкин-младший является тем, кем мог стать чиновник, будь у него воля, жизненная энергия и смелость. Доппельгангер у Достоевского – это синтез потаенных сторон личности, которые герой не решается развить в себе.

До публикации «Двойника» в русской литературе бытовали два типа чиновников: забитый бедный служака и ловкий карьерист, плут. Достоевский создал экспериментальный образ Голядкина, страдающего от раздвоения личности. При помощи психологического расстройства своего героя автору удалось совместить оба литературных типа в одном лице.

Главная идея произведения

«Двойник», как и любое великое произведение, это не просто история одного конкретного человека. В своей повести Достоевский показывает петербургское общество в целом и на примере собирательных образов (именно таким и является чиновник Голядкин) рассуждает о перспективах развития русской истории. Перспективы эти, по мнению автора, малорадужные, ведь общество, где успеха можно добиться лишь при помощи лицемерия и лжи, где царят ложные идеалы и почитаются сомнительные ценности, обречено на гибель.

Общество вытесняет любого, кто отличается. Сильных оно уничтожает, а слабых низводит до угнетенного положения. Достоевский мастерски исследовал «анатомию души, гибнущей от сознания разрозненности частных интересов в благоустроенном обществе» (В. Н. Майков).

Таким образом, раздвоение личности Голядкина происходит в результате сильного психологического стресса, спровоцированного негативными социальными условиями его существования. А по большому счету двойственным является не только сознание чиновника Голядкина, но и все питерское общество, в котором нравственные принципы замещаются выгодой, корыстью, интриганством. Кто победит – Петербург-старший или Петербург-младший – пока что не известно.

Анализ произведения

В критической литературе жанр повести «Двойник» определяют как гротескно-фантастический. Фантастический элемент (появление двойника Голядкина) введен в сюжетную канву по трем причинам:

  • чтобы показать два литературных типа чиновника (забитого тихоню и наглого авантюриста);
  • чтобы продемонстрировать, как отравляющее влияние общества пробуждает самые низкие качества человеческой натуры;
  • чтобы воплотить идею полярности человека, борьбу индивида с внутренним злом.

Гротеск понадобился автору для того, чтобы живописать противоречивость, нелепость положения героя в обществе. Яркий пример гротеска, например, в том, что никто из служащих ведомства абсолютно не удивился, когда в один прекрасный день на службу пришли два Голядкина.

Предлагаем вам краткое содержание еще одного романа Предлагаем вам краткое содержание еще одного романа Федора Достоевского “Игрок”, в котором автор постарался передать свой горький опыт знакомства с азартными играми.

В романе Федора Достоевского “Подросток” затрагивается проблема юношеского максимализма, закомплексованности и гордого характера, что может исправить только нелегкий жизненный опыт.

Введение этого художественного средства обусловило ряд литературоведческих споров. Так, одни исследователи считают Голядкина-младшего галлюцинацией «старшего», а все происходящее вокруг – плодом больного воображения обезумевшего чиновника. В таком случае «Двойник» – гротескно-психологическая повесть. Другие исследователи видят в Голядкине-младшем реального персонажа, демонического двойника, темная часть чиновничей души, которая однажды вырвалась на свободу и материализовалась. Тогда повесть имеет право быть отнесенной к фантастическому жанру.

Сам автор оставил вопрос открытым. Его волновала не жанровая классификация, а причины и следствия того, что однажды непримечательный питерский чиновник Яков Петрович Голядкин повстречал на Аничковом мосту двойника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Федор Михайлович Достоевский, краткая биография

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Род Достоевских был тесно связан с украинскими землями. Исходя из документов XVI века, их родовое село Достоево находилось в Пенском повете на западе России, от него и происходит фамилия Достоевские. Род Достоевских переселился в Украину еще до XVIII века. Постепенно семья потеряла свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиреем в городе Браулав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию, бросил Подольскую гимназию и уехал в Москву учиться в медико-хирургической академии.

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил работал врачом в Мариинской больнице для бедных, там и прошли детские годы Ф.М. Достоевского. Он и его брат Михаил учились в частном пансионе, их кумиром был Й.-Ф. Шиллер. Братья были очень близки, их духовная связь сохранилась и в зрелые годы.

Когда Федору было 16 лет, его мать умерла, а вскоре и отец. Реализовать свои гуманитарные склонности и поступить в Московский университет братья не смогли. Сложность с финансами призывала получить более практическую профессию. В январе 1838 г. Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 г.

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846 г.), которая была похвально принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его сравнивали с Гоголем. Произошло знакомство с И. Тургеневым. Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), лирическая – «Белые ночи» (1848), драматическая – «Неточка Незванова» (1849), было прохладно встречены критикой, которая не восприняла его новаторства, желания проникнуть в тайны человеческого характера. Достоевский очень болезненно пережил негативные отзывы, начал отдаляться от И. Тургенева и Н. Некрасова.

Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 г. арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. В Петербурге на квартире М. Буташевича-Петрошевского по пятницам собирались люди разных социальных та политических направлений, говорили о литературе, учении социал-утопистов, о свободе человеческой личности. Таким был кружок петрашевца М. Слесинева, личность которого повлияла на создание образа Николая Ставрогина в будущем романе «Бесы». Достоевский был членом кружка. Восемь месяцев писатель провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. На суде ему было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма В. Белинского к Н. Гоголю и вынесен приговор к смертельной казни. 22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами находился в Петербурге на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высокому распоряжению. Эти десять минут ожидания смерти вошли в его творчество как символ человеческих мучений и, в частности, нашли отображение в его романе «Идиот».

В рождественскую ночь на писателя надели кандалы и отправили этапом в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Единственная книга, которую разрешено было читать заключенным, — Евангелие, подаренное женами декабристов. Здесь он страстно влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, которая после стала его женой. Но любовь и семилетний брак не принесли ему счастья.

После смерти царя Николая I в условиях политической либерализации Достоевский в 1859 г. возвращается в Петербург, где его встречают как мученика. Но, не смотря на это признание и славу нужно еще получить. На одном из литературных вечеров 21 ноября 1860 г. в зале Пассажа присутствовал Т. Шевченко. Так произошла их встреча, но знакомы они не были.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе 1859), а также первый роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Время, проведенное на каторге, Достоевский описал в своей книге «Записки из мертвого дома» (1861-1862), которая имела огромный успех.

В 1862-1863 гг. писатель путешествовал за границей. Были опубликованы «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) в котором печатались и издавались произведения авторов того времени.

Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом.

Писатель, наконец, пришел к отметке, когда пора было реализовать свою давнишнюю идею – в январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Это было той долгожданной мировой славой и признанием. В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становится его женой. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. В этот период были написаны романы «Идиот» и «Бесы».

В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».

Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».

9 февраля 1881 г. Федор Михайлович Достоевский скончался.

Помимо биографии Достоевского Вы можете найти:

Двойник, анализ повести Достоевского

Замысел повести «Двойник» или также «Приключения господина Голядкина» и начало её написания относятся к 1845 году, когда автор закончил работу над «Бедными людьми».

165 ЛЕТ ПОВЕСТИ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ДВОЙНИК»

Еще до окончания «Двойника», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечере кружка Белинского, где они имели большой успех. Повесть понравилась Тургеневу, сам же Белинский был от неё в восторге. Однако после появления полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и это заставило автора переоценить его. «…Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» — отмечал Достоевский в письме старшему брату 1 апреля 1846. Отрицательные отзывы побудили Достоевского уже в октябре 1846 года думать о переработке повести, что удалось ему лишь в 1866 году: вначале помешал арест по делу Петрашевского и последовавшая ссылка; после этого работа над новым вариантом «Двойника» многократно откладывалась. Переделать повесть Достоевский смог лишь в 1866 году. В переделанной повести намного меньше второстепенных деталей. Резко усилена основная линия сюжета. Этим придаётся повести больше занимательности и ясности. Главным героем повести является титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Ничем не примечательный маленький человек. Но снедаемый большими амбициями и запросами. Он пробует интриговать, чтоб поднять свой статус, но интриги его не удаются. Тем временем появляется двойник главного героя, который отличается гнуснейшим характером и из-за которого у главного героя возникает уйма неприятностей, которые он не в силах преодолеть. В результате главный герой становится умалишённым. Общество не приняло его, не дало осуществиться его амбициям и это свело главного героя с ума. В окончательном варианте Достоевский освободил повесть от ряда второстепенных эпизодов и мотивов, замедлявших действие и отвлекавших внимание читателя от основной ее социальной и нравственно-психологической проблематики (в частности, были ослаблены более подробно развитые в первой редакции размышления героя о «самозванстве» двойника, изъявления его «вольнодумства», выпущен ряд диалогов между обоими Голядкиными, сокращена переписка Голядкина с Вахрамеевым, переделана концовка повести и т. д.). Следуя советам Белинского и других критиков, Достоевский постарался освободить повесть от многочисленных повторений, затруднявших восприятие. Окончательный вариант повести имеет подзаголовок «Петербургская поэма», отсылающий читателя к «Мёртвым душам» Гоголя.

В чем же сюжет повести?

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся подкопы. В самом начале повести Голядкин посещает врача, диалог с которым содержит первый намёк на умственное расстройство героя. Достоевский подкрепляет это подозрение рассеянной манерой речи героя и его расстроенным, беспорядочным ходом мыслей. Доктор даёт Голядкину несколько советов относительно его здоровья и прописывает какой-то порошок, но тот слушает лишь самого себя, поскольку замкнут в своём внутреннем мире. Отправившись на званый вечер в честь дня рождения дочери статского советника Берендеева, он с ужасом обнаруживает, что по непонятным причинам потерял расположение хозяев, которые, без каких-либо объяснений отказываются его принять. Со всех сторон на него начинают сыпаться всевозможные намёки и недомолвки относительно его поведения, которые он никак не может растолковать, пока внезапно не обнаруживает причину — человека, как две капли воды похожего на него, с тем же именем и фамилией, поступившего на работу в его департамент. «Двойник» оказывается гнуснейшим типом, интриганом, подхалимом и пакостником, одним словом, полной противоположностью самому герою. По необъяснимой причине ему удаётся на каждом шагу компрометировать «настоящего» Якова Петровича, и вместе с тем, постепенно занять его место в кругу друзей, знакомых, на службе. Этого он достигает подхалимством, ложью и другими недостойными средствами, которые так отвратительны главному герою.

Повесть «Двойник» фантастична. Сам Федор Михайлович писал: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны поверить ему. »

«Новая действительность, творимая художником, реальна, потому что вскрывает самую сущность бытия, но не реалистична, потому что нашей действительности не воспроизводит. Быть может, из всех мировых писателей Достоевский обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения. Неправдоподобна судьба его невероятных героев; необычна обстановка их жизни, загадочны их страсти и мысли» — К. Мочульский.

Двойничество у Достоевского фантастично, а поэтому символично. Остановимся подробнее на имени героя, которое для автора было очень важно. Яков, или Иаков — сокраментальное имя (означает «пята», «подошва») близнеца, который появился на свет, держась за пяту первого близнеца Исавы. Имя это стало нарицательным для плута, пройдохи и всякого хитреца («. мы, дружище, будем хитрить, заодно хитрить будем», — говорит младший господин Голядкин). Иаков покупает право первородства за чечевичную похлебку. Иаков — архетип двойника, уходящий корнями в Библейскую историю. Отчество «Петрович» тоже не случайно. Большинство отрицательных героев Достоевский называет Петрами. Причину клеймения соответствующего имени можно найти в его отношении к Петру I, Антихристу. По Гоголю (его же мнения придерживался и сам Достоевский — почвенник и славянофил), прорубленное Петром «окно в Европу» оказалось для России не только соблазнительной витриной модного магазина, через него шагнул в страну и сам европейский культ «человеческой гордости», потворство всем телесным и душевным страстям человека. «Со времен Петровых упало духовенство в России»,- писал Н. М. Карамзин. Имеет своё значение и фамилия. Голядкин — голь перекатная, нет породы, нет первородства. Господин Голядкин — типичный «маленький человек», но если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Голядкин теряет возможность осознания своей человеческой ценности. «Господин Голядкин — образ человека с новыми идейками», мечтавшего о «соблазнительном равенстве друг с другом». Отсюда вся нелепость его поведения. Поведение человека, который переступил пределы собственного социального положения, руководствуясь утопическими идеями.

Таким образом, Достоевский в своем «Двойнике» 1846 года развил идею лишь социально-психологического решения проблемы двойничества, к духовному же решению которой он пришёл лишь в 1880 году . В повести «Двойник» Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Это произведение во многом связано с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

«Белые ночи» Достоевского: краткое содержание и анализ

«Белые ночи» Достоевского относятся к жанру сентиментального романа. Композиция произведения представляет немалый интерес для исследователей: роман состоит из нескольких новелл, каждая из которых повествует об одной романтической ночи из жизни главного героя.

Завязка

Роман «Белые ночи» Достоевского ведется от лица молодого человека, который сам себя именует «мечтателем». Как и во многих других произведениях великого русского романиста, действие происходит в Санкт-Петербурге: мечтатель живет здесь уже восемь лет, снимает маленькую комнатушку, ходит на службу. У него совсем нет друзей, в свободное время юноша предпочитает одиноко бродить по улицам, вглядываясь в дома. Однажды на набережной он замечает девушку, которую преследует навязчивый господин. Пожалев рыдающую незнакомку, мечтатель прогоняет подвыпившего франта и провожает ее домой.

Система образов

В романе «Белые ночи» Достоевского литературоведы выделяют двух центральных персонажей: повествователя и Настеньку. Это живая, непосредственная и доверчивая девушка, она рассказывает мечтателю немудреную историю своей жизни: после смерти родителей девочка жила со слепой бабушкой, которая так пеклась о ее нравственности, что пришпиливала за юбку булавкой к своему платью. Жизнь обеих женщин изменилась, когда у них поселился постоялец. Настя влюбилась в него, однако он отговорился бедностью и обещал жениться на ней через год, после чего исчез.

Развязка

«Белые ночи» Достоевского заканчиваются в лучших традициях автора «Пятикнижия»: мечтатель, выступая в амплуа благородного любовника, вызывается лично передать письмо Настеньки ее коварному возлюбленному, однако тот не отвечает. Молодые люди собираются связать себя узами брака. Однако если бы в финале у героя все было хорошо, это не был бы Достоевский. «Белые ночи» заканчиваются следующим образом: во время прогулки Настя встречает бывшего жильца; оказывается, он никогда не забывал девушку. Влюбленные воссоединяются, а романтические, волшебные ночи мечтателя сменяются хмурым, дождливым утром.

Главный герой

Что же касается образа мечтателя, то о нем следует сказать следующее: одинокий, гордый, тонко чувствующий юноша, способный на глубокие переживания. Он как бы открывает целую галерею подобных персонажей у великого русского романиста.

«Белые ночи», Достоевский: краткое содержание

Если говорить коротко, то роман представляет собой историю несостоявшейся любви: герой готов все отдать ради любимой девушки, но когда его жертва оказывается ненужной, мечтатель не озлобляется, не проклинает судьбу и окружающих.

«Двойник» Достоевского: краткое содержание

«Двойник» – одна из ранних повестей русского классика Федора Михайловича Достоевского, написанная автором в 24 года. Произведение появилось на страницах «Отечественных записок» в 1846 году с подзаголовком «Петербургская поэма. Приключения господина Голядкина».

Гротескно-фантастическая повесть «Двойник» рассказывает историю обыкновенного петербургского чиновника Якова Петровича Голядкина, человека тихого, услужливого, молчаливого. Больше всего на свете робкий Голядкин мечтает получить повышение по службе и стать своим человеком в среде светской элиты столицы. В условиях острого психологического напряжения с Голядкиным начинают происходить странные вещи. Например, однажды он встречает своего двойника, который воплощает в жизнь все нереализованные мечты Якова Петровича. Только Якову Петровичу от этого не лучше, ведь сам он по-прежнему находится за бортом, в то время как самозванец пожинает плоды славы.

Работа над повестью, критика

Работать над «Двойником» Достоевский начал в 1845 году, когда гостил у брата Михаила в Ревеле (сегодня Таллин, столица Эстонии). По возвращении в Петербург автор продолжил написание повести. Работа шла тяжело, «подлец Голядкин» никак не хотел получаться. В итоге в 1846-м повесть была завершена и опубликована во втором номере «Отечественных записок». Несмотря на положительные отзывы критиков, в частности маститого Виссариона Белинского, который уже тогда был очень благосклонно настроен в отношении Достоевского, сам автор своего «Двойника» хулил. Через время повесть была переделана, но так и не удовлетворила автора.

Будучи самым взыскательным критиком своего творчества, Достоевский сетовал на то, что загубил потрясающую идею, пожалуй, лучшую, что у него рождалась. Идея «Двойника» очень светлая, делился писатель, но форма оставляет желать лучшего. Если бы я взялся за работу сейчас, то неизменно выбрал бы другую форму.

Как бы не критиковал себя автор, его «Двойник» стал важнейшим событием в русской литературе XIX века. Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, Достоевский обращается к теме «маленького человека», углубляясь в его психологию. Он показывает не только внешнюю борьбу индивида и отторгающего его общества, но и внутреннее противостояние светлой и темной стороны человеческого «Я». Для реализации этой идеи автор вводит фантастический элемент, обращаясь к теме доппельгангера, двойничества.

Тема доппельгангера (темного двойника человека) неоднократно использовалась литературными предшественниками и последователями Достоевского. Самые популярные примеры произведений, в которых присутствует доппельгангер: «Кристабель» Сэмюэля Кольриджа, «Эликсир сатаны», «Песочный человек» Теодора Гофмана, «Уединенный домик на Васильевском» Александра Пушкина, «Вильям Вильсон» Эдгара По, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона, «Бойцовский клуб» Чака Паланика.

«Двойник» Достоевского: краткое содержание

Герои и их характеристики

Главный герой Яков Петрович Голядкин работает титулярным советником в одном из государственных учреждений Петербурга. Больше всего на свете робкий Яков Петрович мечтает получить продвижение по службе и стать одним из тех блистательных чиновников, которые занимают лучшие места в театре, перед которыми шаркают ножкой швейцары, которым рады на любом светском вечере, при виде которых мамаши толкают локтями своих незамужних дочерей, чтобы они расправили плечи и поправили выбившийся локон.

Главным препятствием на пути к желанному образу жизни является характер Якова Петровича. Он не умеет юлить, лизоблюдничать, плести интриги, подхалимствовать. «Не интриган, и этим горжусь», – заявляет Голядкин. Правда, гордиться господину Голядкину нечем. Его не уважают на работе, над ним посмеиваются сослуживцы, он невидимка для женщин и посмешище на светских вечерах. Когда Якова Петровича выставляют с бала, устроенного в доме богача Олсуфия Ивановича Берендеева, с бедным чиновником происходит нервический припадок. Именно в эту злосчастную ночь он и повстречал на мосту своего двойника.

Незнакомец как две капли воды похож на Якова Петровича. Более того, утром следующего дня наш герой застает его в своем ведомстве. Пригласив домой Голядкина-младшего, «старший» ликует, ведь теперь у него есть соратник, с которым они смогут свернуть горы, «вместе хитрить… в пику им интригу вести». Однако самозваный Голядкин выбирает более выгодную модель поведения. «Старший» для него не соратник, а потому двойник умело подлизывается к «нужным» людям и в считанные дни становится любимцем всего департамента. Более того, «младший» беззастенчиво издевается над Голядкиным-старшим, превращая бедного чиновника в предмет всеобщих насмешек. В результате двойник выживает настоящего Голядкина не только из ведомства, но и из общества. Повесть заканчивается тем, что обезумевшего Якова Петровича увозят на карете в сумасшедший дом.

Голядкин-младший, он же доппельгангер настоящего Голядкина, является его противоположностью. Для описания Голядкина-старшего можно использовать такие характеристики: совестливый, конфузливый, нерешительный, исполнительный, услужливый, молчаливый, замкнутый, мечтательный, серый, заурядный. Голядкина-младшего охарактеризуем так: смелый, дерзкий, развязный, изворотливый, наглый, красноречивый, самоуверенный карьерист и авантюрист.

Две стороны одной личности
Важно понимать, что в данном случае не уместно говорить о противопоставлении «плохой-хороший». Голядкин-старший далеко не идеален, а Голядкин-младший является тем, кем мог стать чиновник, будь у него воля, жизненная энергия и смелость. Доппельгангер у Достоевского – это синтез потаенных сторон личности, которые герой не решается развить в себе.

До публикации «Двойника» в русской литературе бытовали два типа чиновников: забитый бедный служака и ловкий карьерист, плут. Достоевский создал экспериментальный образ Голядкина, страдающего от раздвоения личности. При помощи психологического расстройства своего героя автору удалось совместить оба литературных типа в одном лице.

Главная идея произведения

«Двойник», как и любое великое произведение, это не просто история одного конкретного человека. В своей повести Достоевский показывает петербургское общество в целом и на примере собирательных образов (именно таким и является чиновник Голядкин) рассуждает о перспективах развития русской истории. Перспективы эти, по мнению автора, малорадужные, ведь общество, где успеха можно добиться лишь при помощи лицемерия и лжи, где царят ложные идеалы и почитаются сомнительные ценности, обречено на гибель.

Общество вытесняет любого, кто отличается. Сильных оно уничтожает, а слабых низводит до угнетенного положения. Достоевский мастерски исследовал «анатомию души, гибнущей от сознания разрозненности частных интересов в благоустроенном обществе» (В. Н. Майков).

Таким образом, раздвоение личности Голядкина происходит в результате сильного психологического стресса, спровоцированного негативными социальными условиями его существования. А по большому счету двойственным является не только сознание чиновника Голядкина, но и все питерское общество, в котором нравственные принципы замещаются выгодой, корыстью, интриганством. Кто победит – Петербург-старший или Петербург-младший – пока что не известно.

Анализ произведения

В критической литературе жанр повести «Двойник» определяют как гротескно-фантастический. Фантастический элемент (появление двойника Голядкина) введен в сюжетную канву по трем причинам:

  • чтобы показать два литературных типа чиновника (забитого тихоню и наглого авантюриста);
  • чтобы продемонстрировать, как отравляющее влияние общества пробуждает самые низкие качества человеческой натуры;
  • чтобы воплотить идею полярности человека, борьбу индивида с внутренним злом.

Гротеск понадобился автору для того, чтобы живописать противоречивость, нелепость положения героя в обществе. Яркий пример гротеска, например, в том, что никто из служащих ведомства абсолютно не удивился, когда в один прекрасный день на службу пришли два Голядкина.

Предлагаем вам краткое содержание еще одного романа Предлагаем вам краткое содержание еще одного романа Федора Достоевского “Игрок”, в котором автор постарался передать свой горький опыт знакомства с азартными играми.

В романе Федора Достоевского “Подросток” затрагивается проблема юношеского максимализма, закомплексованности и гордого характера, что может исправить только нелегкий жизненный опыт.

Введение этого художественного средства обусловило ряд литературоведческих споров. Так, одни исследователи считают Голядкина-младшего галлюцинацией «старшего», а все происходящее вокруг – плодом больного воображения обезумевшего чиновника. В таком случае «Двойник» – гротескно-психологическая повесть. Другие исследователи видят в Голядкине-младшем реального персонажа, демонического двойника, темная часть чиновничей души, которая однажды вырвалась на свободу и материализовалась. Тогда повесть имеет право быть отнесенной к фантастическому жанру.

Сам автор оставил вопрос открытым. Его волновала не жанровая классификация, а причины и следствия того, что однажды непримечательный питерский чиновник Яков Петрович Голядкин повстречал на Аничковом мосту двойника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: