ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

Довольно часто повторяют гётевские слова, что, мол, если хочешь лучше понять

поэта, побывай на его родине. Я побывал в селе Овстуге Брянской области, где

родился Федор Иванович 23 ноября (по новому стилю — 5 декабря) 1803 года. Тогда

это село относилось к Орловской губернии Здесь прошли детство, отрочество,

первые годы юности будущего великого поэта. Это самая что ни на есть настоящая

родина Тютчева, здесь зародился его талант, сюда он потом приезжал из-за границы

для отдохновения и вдохновения — здесь «мыслил я и чувствовал впервые. «. Об

Овстуге он писал жене в 1854 году: «Когда ты говоришь об Овстуге, прелестном,

благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, — ах, какие приступы тоски по

родине овладевают мною, до какой степени я чувствую себя виноватым по отношению

к самому себе, по отношению к своему собственному счастью. «

Тютчевы принадлежали к тем дворянским семьям, которые не чурались крестьян, а,

наоборот, общались с ними, крестили крестьянских детей, вместе праздновали

яблочные Спасы (этот праздник Тютчевы особенно любили), да и все другие народные

праздники. Хотя Федор Иванович потом десятилетиями жил за границей, состоя на

дипломатической службе, но в детстве он так глубоко впитал в себя все истинно

русское, что все изумлялись его русскости, а поэт Аполлон Май-

ков писал: «Поди ведь, кажется, европеец был, всю юность скитался за границей в

секретарях посольства, а как чуял русский дух и как владел до тонкости русским

В Овстуте прежде всего бросается в глаза необычность этого села: уж очень особый

рельеф местности — холмы с избами напоминают условное изображение гор на

древнерусских иконах. У этого села какой-то очень насыщенный динамичный

внутренний ритм — нагромождение холмов, гор, горушек навевает что-то

первородное, космическое, что так умел улавливать в природе Федор Иванович. И не

только в природе, но и в глубинах человека.

И еще об Овстуге. Это село напоминает некую деревенскую Венецию. Меж холмов и

горушек в середине села разлился большой пруд, такой большой, что, подумалось,

может быть, отсюда идут тютчевские строки «Последнего катаклизма»:

Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое

опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

Одним словом, прекрасно, что у Тютчева была такая первооснова творчества, как

родина. У Есенина — село Константинове, у Алексей Константиновича Толстого —

село Красный Рог (где он написал знаменитые «Колокольчики мои, цветики

степные. «), у Пушкина, — в большой степени, — Михайловское, у Некрасова —

Карабиха, у Ахматовой, в большой степени, — деревня Слепнево в Тверской

губернии. А у Тютчева — Овстуг.

Тютчев — гениальный лирик, поэт романтического склада. Он развивал философскую

линию русской поэзии. Певец природы, остро ощущавший космос, тончайший мастер

стихотворного пейзажа, Тютчев рисовал его одухотворенным, выражающим эмоции

человека. В поэзии Тютчева человек и природа почти тождественны. Мир в глазах

поэта полон таинственности, загадочности — где-то в недрах его «хаос шевелится».

Под покровом дня скрывается ночь, в избытке жизни проглядывает смерть, людская

любовь — поединок роковой, грозящий гибелью. В природе противоборствуют

враждебные силы. «Хаос» вот-вот прорвется и опрокинет установившуюся гармонию,

ввергнет мир в катастрофу. Поэт и боится этой катастрофы и тянется к ней.

Современник многих войн, он воспринимает свое время как «минуты роковые». Поэзия

Тютчева полна глубокой и бесстрашной мысли. Но эта мысль образна, выражена ярко.

Лев Толстой говорил, что «без Тютчева нельзя жить», — настолько сильно на него

действовало творчество поэта. Неравнодушными читателями его были Пушкин и

Жуковский, Некрасов и Тургенев, Чернышевский и Добролюбов, Достоевский и

Менделеев, Блок и Горький. Хоть это сейчас и не модно, но ради объективности

надо сказать, что очень высоко ценил лирику Тютчева В.И Ленин, и во многом

благодаря этому в Овстуге был создан прекрасный тютчевский музей, которому

недавно исполнилось 60 лет.

О Тютчеве как о мыслителе с уважением отзывались выдающийся немецкий философ

Шеллинг и гениальный немецкий поэт Генрих Гейне. С ними Тютчев был лично знаком.

В 1821 году, блестяще окончив словесный факультет Московского университета,

Тютчев поступает на службу в Министерство иностранных дел и скоро уезжает за

границу, получив назначение в русскую миссию в Мюнхене — тогда это была столица

Баварского королевства. Потом служит в Турине (Сардиния). В чужих краях Федор

Иванович прожил двадцать два года. В Мюнхене приобщился к немецкой

идеалистической философии, как раз там он много общался с Шеллингом.

В октябре 1836 года в пушкинском журнале «Современник» были опубликованы сразу

шестнадцать стихотворений Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из

Германии». В следующем номере — еще шесть стихотворений. Так что Александр

Сергеевич Пушкин благословил Тютчева на поэтическую стезю.

Надо сказать, что Тютчев не стремился стать профессиональным поэтом. В отличие

от Пушкина или Лермонтова, он даже подчеркивал свое как бы пренебрежительное

отношение к творчеству. Вместе с ненужными бумагами как-то бросил в корзину

целый ворох своих стихов и переводов. Тютчев не принимал никакого участия в

издании двух своих прижизненных книг. Их издали его друзья, а когда книги стихов

вышли в свет, они вызвали у автора только ироническую усмешку.

«Ах, писанье — ужасное зло! Оно — как будто второе грехопадение злосчастного

разума, как будто усиление материи», — так он порой писал в письмах. Такое

отношение Тютчева к своим стихам, во-первых, восходит к древнейшим мыслям поэтов

и философов о невозможности выразить словами всего, что в сердце — «Как сердцу

высказать себя?», а во-вторых, если Пушкин говорил, что «слова поэта суть его

Дела, то Тютчев выше слов ставил дела. Это еще когда-то протопоп Аввакум

говорил, тоже, кстати, называвший свои писания «вяканьем», «ковыряньем», — «не

словес красных Бог слушает, но дел наших хощет».

И все-таки он писал стихи, не мог не писать, потому что Бог дал ему этот дар.

Стихи сами в нем складывались. Вот как описывает зять Тютчева, поэт Иван

Аксаков, рождение одного стихотворения: «. од-

нажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти

весь промокший, он сказал дочери: «Я сочинил несколько стихов», и пока его

раздевали, продиктовал ей прелестное стихотворение.

Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой. . Льетесь

безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, — Льетесь, как льются

струи дождевые В осень глухую, порою ночной.

Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее

ощущение капель чистого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его

душу, претворяется в ощущение слез и облекается в звуки, которые, сколько

словами, столько же самою музыкальностью своею, воспроизводят в нас и

впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя. «

Это стихотворение часто цитировал Лев Толстой, а Тарас Шевченко над ним и над

стихотворением «Эти бедные селенья» просто плакал Стихи неимоверной глубины по

тону, по дыханию. Тут не слова говорят, а как бы вздох всего человечества

Все мы прекрасно знаем, условно говоря, стихи о природе Тютчева, начиная с

шедевра «Люблю грозу в начале мая. «. Мы помним его потрясающие стихи о России

«Умом Россию не понять. «. Любовная лирика Тютчева известна не меньше

пушкинской, особенно «Я встретил вас и все былое / В отжившем сердце ожило. » —

но вершиной его любовной поэзии, безусловно, стал «Денисьевский цикл». Елена

Дени-сьева вдохновила Тютчева на такие стихи, которых не много в мировой лирике.

До встречи с ней женами поэта были Элеонора Петерсон (умерла), Эрнестина

Дернберг — немки. Но именно любовь русской Елены Александровны Денисьевой к

поэту все в нем перевернула. Современник вспоминает, что Денисьева смогла «своею

самоотверженною, бескорыстною, безграничною, бесконечною, безраздельною и

готовою на все любовью. — такою любовью, которая готова и на всякого рода

порывы и безумные крайности с совершенным попранием всякого рода светских

приличий и общепринятых условий» вызвать в Тютчеве в ответ тоже такую страстную

любовь, «что он остался навсегда ее пленником». Хотя Денисьева и не была замужем

за Тютчевым, но родила от него троих детей. Тютчев неутешно переживал раннюю

смерть Елены Александровны. Эта неутешность ясно запечатлелась в стихотворении

«Накануне годовщины 4 августа 1864 г.». Денисьева умерла 4 августа 1864 года.

Вот бреду я вдоль большой дороги В тихом свете гаснущего дня. Тяжело мне,

замирают ноги. Друг мой милый, видишь ли меня ?

Все темней, темнее над землею — Улетел последний отблеск дня. Вот тот мир, где

жили мы с тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня ?

Завтра день молитвы и печали, Завтра память рокового дня. Ангел мой, где б

души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня ?

Тютчев — не только лирик любви и природы. Он поэт-философ. Его духовно-

философская поэзия отражает духовное состояние человека в середине XIX века, но

послушайте, как оно созвучно с нашим временем:

Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует. Он к свету

рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен, Невыносимое он днесь выносит. И сознает свою

погибель он, И жаждет веры. но о ней не просит.

Не скажет ввек, с молитвой и слезой, Как ни скорбит перед замкнутой дверью:

«Впусти меня! — Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!»

10 июня 1851 года

Современный исследователь творчества и жизни поэта Вадим Ва-лерианович Кожинов,

выпустивший в знаменитой серии ЖЗЛ книгу «Тютчев», пишет, что «отношение Тютчева

к религии и церкви было

чрезвычайно сложным и противоречивым. Видя в христианстве почти двухтысячелетнюю

духовно-историческую силу, сыгравшую громадную роль в судьбах России и мира,

поэт в то же время пребывал на самой грани веры и безверия». Так что в

приведенном стихотворении Тютчев писал и о себе.

Скончался Федор Иванович в Царском Селе 15 июня 1873 года, похоронен на

Федор Тютчев
«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба, 1
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!

1 Геба — богиня вечной юности, служившая виночерпием на трапезе олимпийцев. Часто изображалась ласкающей Зевсова орла и подносящей ему в чаше нектар. В стихах Тютчева допущена своеобразная вариация мифа: поэт наделяет Гебу не кубком с божественным напитком, а кубком, наполненным громами. Тем самым Гебе как бы передаются функции Зевсова орла, который нередко изображался сжимающим молнии в когтях.

ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА / Стихотворения

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве с кратким содержанием

На нашем сайте Вы можете скачать сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве или прочитать его краткое содержание.

Мы настоятельно рекомендуем Вам прочитать полный вариант сообщения, поскольку его краткое содержание не способно раскрыть всю сложность личности и глубину творчества Тютчева, знакомство с поэзией которого, как правило, начинается в 6 классе.

Краткое содержание сообщения о Федоре Ивановиче Тютчеве

Биография

Федор Иванович Тютчев (5.12.1803 – 15.07.1873) родился в дворянской семье, в имении Овстуг (Брянский уезд, Орловская губерния). Детские годы Тютчева прошли в Москве. Домашние учителя во главе с поэтом-переводчиком Семеном Раичем обучали его латыни и античной лирике. О способностях будущего дипломата и поэта говорит то, что он в 14 лет уже был вольнослушателем словесного отделения Московского университета.

После окончания университета Тютчев начинает дипломатическую карьеру (20 лет работает в Мюнхене и 2 года в Турине). В 1839 году он выходит в отставку, вызванную его самовольной поездкой в Швейцарию для бракосочетания с Эрнестиной Дернберг. Первая жена Тютчева, Элеонора Петерсен, скончалась 1838 году. На государственную службу Тютчев возвращается в 1845 году и становится старшим цензором министерства иностранных дел. В 1850 году Ф.И.Тютчев познакомился Елене Александровне Денисьевой, которая стала его последней любовью, осужденной высшим светом за разницу в положении и возрасте.

В 1858 году Федор Иванович становится Председателем комитета иностранной цензуры и занимает этот пост 15 лет. За заслуги Тютчев получает в 1865 году высокий чин тайного советника. Интересуется европейской политикой, пишет политические статьи, несмотря на слабеющее здоровье. Сильные головные боли и утрата свободы движения левой рукой в конце 1872 года были симптомом надвигающего инсульта, от которого поэт скончался через 8 месяцев в Царском селе.

Основные периоды творчества Ф.И. Тютчева

Собственные стихи Тютчев начал писать рано: первые из них («Любезному папеньке!», «Всесилен я и вместе слаб…») датируются 1813-1816 годами. Первые публикации известны только узкому кругу близких людей, потому что поэт печатался очень мало. Перу Тютчева принадлежит около 400 стихотворений (считая варианты и незавершенные черновики), а его творческий и жизненный путь можно разделить на три периода:

  1. Детское и юношеское творчество в духе поэзии 18 века (1810 – 1820).
  2. Оригинальное творчество – синтез русской одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма (середина 1820-х –1840-е годы). В 1836 году в «Современнике» А.С. Пушкина публикуется 16 и потом еще 8 стихотворений Ф.И. Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии».
  3. После 10-летнего периода, когда стихи Тютчевым почти не писались, с 1850-х по 1870-е годы он создает много политических стихотворений и стихов «на случай». В 1854 году состоялась публикация его первой книги, в которой были старые и новые стихи, составившие знаменитый «денисьевский цикл», посвященный Елене Денисьевой («Я очи знал, о, эти очи. », «Последняя любовь», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…» и др.).

Первое знакомство с Ф.И. Тютчевым в школе

С изучения в 6-м классе краткой биографии и нескольких стихотворений поэта (в основном пейзажных) начинается постижение лирики и личности Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело. » позволяют почувствовать сложные, переходные состояния природы, воплощают смятение чувств в душе поэта. В стихотворении «С поляны коршун поднялся. » противопоставлены два образа: свобода полета вольной птицы и земная – «в поте и пыли» – ипостась человека. В список дополнительной литературы для самостоятельного чтения в 6 классе включено еще 3 стихотворения: «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь. ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector