СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Фёдор Михайлович Достоевский. Униженные и оскорблённые — купить книгу в интернет-магазинах
- 2 Фёдор Достоевский
- 3 Романы
- 4 Повести и рассказы
- 4.1 Двойник
- 4.2 Неточка Незванова
- 4.3 Белые ночи
- 4.4 Дядюшкин сон
- 4.5 Село Степанчиково и его обитатели
- 4.6 Чужая жена и муж под кроватью
- 4.7 Записки из Мёртвого дома
- 4.8 Скверный анекдот
- 4.9 Зимние заметки о летних впечатлениях
- 4.10 Записки из подполья
- 4.11 Крокодил
- 4.12 Вечный муж
- 4.13 Кроткая
- 4.14 Сон смешного человека
- 5 Дневник писателя
- 6 Роман Униженные и оскорбленные. Комментарии. — художественный анализ. Достоевский Фёдор Михайлович
У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».
Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:
- Александр Пушкин
- Лев Толстой
- Михаил Лермонтов
- Сергей Есенин
- Федор достоевский
- Александр Островский
. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.
Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!
Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)
Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)
Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)
Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)
Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)
Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)
Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)
Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)
Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)
Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)
Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)
Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)
Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)
Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)
Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)
Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)
Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)
Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)
Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)
Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)
Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)
Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)
Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)
Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)
Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)
Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)
Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)
Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)
Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)
Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)
Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)
Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)
Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)
Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)
Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)
Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)
Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)
Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)
Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)
Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)
Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)
Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)
Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)
Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)
Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)
Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)
Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)
Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )
Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)
Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)
Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)
Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)
Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)
Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)
Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)
Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)
Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)
Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)
Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)
Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)
Фёдор Михайлович Достоевский. Униженные и оскорблённые — купить книгу в интернет-магазинах
Все издания в интернет-магазинах с пунктами выдачи или доставкой по России:
2018 г.
Серия: Всемирная литература
Тема «маленького человека», открытая Н. Гоголем в «Шинели», была продолжена Ф. М. Достоевским в романе «Униженные и оскорбленные».
Трагическое несоответствие романтических представлений о жизни и реальной действительности — основная причина несчастья героев романа великого писателя.
2019 г.
Серия: Лучшая мировая классика
«Униженные и оскорбленные» (1860-1861) — первый большой роман Достоевского, созданный после возвращения из сибирской ссылки. Написанное в эпоху необычайного подъема общественной жизни, произведение обратило внимание читателя на новую проблему — проблему эгоизма и оторванности русской интеллигенции от простого народа — «униженных и оскорбленных», чье достоинство писатель страстно защищал и отстаивал. . Показать полностью Свойственная прозе Достоевского необычайная психологическая глубина и знание сокровенных тайн человеческой души соседствуют в этом романе с лиризмом и увлекательным, интригующим сюжетом.
«Униженные и оскорбленные» привлекали многих прославленных режиссеров — российских и зарубежных. Но ни вольные, ни даже самые дословные экранизации и постановки не смогли до конца передать силу литературного оригинала…
2015 г.
Серия: Эксклюзив: Русская классика
«Униженные и оскорбленные» (1860–1861) — первый большой роман Достоевского, созданный после возвращения из сибирской ссылки.
. Показать полностью Написанное в эпоху необычайного подъема общественной жизни, произведение обратило внимание читателя на новую проблему — проблему эгоизма и оторванности русской интеллигенции от простого народа — «униженных и оскорбленных», чье достоинство писатель страстно защищал и отстаивал.
Свойственная прозе Достоевского необычайная психологическая глубина и знание сокровенных тайн человеческой души соседствуют в этом романе с лиризмом и увлекательным, интригующим сюжетом, в котором главный персонаж — князь Валковский — развивает свою аморальную, эгоистическую «философию жизни». Именно Валковский стал первым в творчестве писателя героем-«идеологом».
«Униженные и оскорбленные» привлекали многих прославленных режиссеров — российских и зарубежных. Но ни вольные, ни даже самые дословные экранизации и постановки не смогли до конца передать силу литературного оригинала.
2018 г.
Серия: Проверено временем
Ранний роман Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) «Униженные и оскорбленные» существует как бы в тени его «великого пятикнижия» («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы»). Но именно эта книга, опубликованная в 1861 году, вывела из тени самого Достоевского, позволила ему заново дебютировать — после . Показать полностью десятилетия каторги, ссылки и армейской службы. «В романе, — писал автор, — есть полсотни страниц, которыми я горжусь». Можно предполагать, что речь идет о совершенно новом жизненном опыте, размышлениях Федора Михайловича о писательском творчестве (Иван Петрович, главный герой романа, отчетливо автобиографичен), любовных терзаниях, пережитых самим Достоевским в годы ссылки, его нравственных поисках. Оскар Уайльд, оценивая и сравнивая романы Толстого, Тургенева и Достоевского, особо выделял именно «Униженных и оскорбленных», в которых он находил связь с античной трагедией и слышал «отзвук сострадания».
Сопроводительная статья Марии Михновец
Мария Владимировна Михновец (род. 1987) — филолог, научный сотрудник Музея Достоевского в г. Санкт-Петербурге. Автор исследований, посвященных постановкам произведений Достоевского в драматическом театре, особенностям присутствия Достоевского в культурной жизни советской эпохи и др. Куратор экскурсионной программы городского праздника «День Достоевского», автор тематических экскурсий по Санкт-Петербургу.
2018 г.
Серия: Классика Речи
«Униженные и оскорбленные» — это не только остросюжетный увлекательный роман о роковой, бескорыстной, жертвенной любви достойной девушки к своему недостойному избраннику, но и глубокое религиозно-нравственное и философское осмысление подобной любви.
. Показать полностью Нежные и страстные, робкие и яростные чувства героев находят свое отражение в иллюстрациях художника Владимира Панова, который соединяет тонкую графику с сочными, густыми красками.
2010 г.
Серия: Русская литература
мягкая обложка
332 стр.
В серию включены художественные произведения выдающихся русских писателей и поэтов. С ними мы впервые знакомимся в школе, их вновь открываем для себя спустя годы.
Серия предназначена прежде всего школьникам, изучающим русскую литературу в рамках базового и углубленного курсов, а также всем тем, кто хочет насладиться богатством русского языка, заново осмыслить нравственные начала и личностные ценности.
2017 г.
Серия: Азбука-Классика
мягкая обложка
432 стр.
Роман «Униженные и оскорбленные» (1861) создавался Ф. М. Достоевским в эпоху необычайного подъема русской общественной жизни, — в эпоху, когда публикация нового литературного произведения воспринималась как событие социально значимое. Так было воспринято и появление романа «Униженные и оскорбленные». После его выхода в свет Н. А. Добролюбов отвел Достоевскому самое почетное место в «гуманистическом» . Показать полностью направлении русской литературы: «В забитом, потерянном, обезличенном человеке он отыскивает и показывает нам живые, никогда не заглушимые стремления и потребности человеческой природы, вынимает в самой глубине души запрятанный протест личности против внешнего, насильственного давления и представляет его на наш суд и сочувствие». Многое в этом романе читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема — проблема эгоизма. Князь Валковский, разворачивающий на страницах романа свою циническую «философию жизни», стал первым в творчестве писателя героем-»идеологом», предшественником Человека из подполья, Раскольникова, Свидригайлова и других героев Достоевского 1860-1870-х гг.
2018 г.
Серия: Всемирная литература
твердый переплет
448 стр.
Тема «маленького человека», открытая Н. Гоголем в «Шинели», была продолжена Ф. М. Достоевским в романе «Униженные и оскорбленные». Трагическое несоответствие романтических представлений о жизни и реальной действительности — основная причина несчастья героев романа великого писателя.
2015 г.
Серия: Эксклюзив. Русская классика
мягкая обложка
512 стр.
«Униженные и оскорбленные» (1860–1861) — первый большой роман Достоевского, созданный после возвращения из сибирской ссылки.
. Показать полностью Написанное в эпоху необычайного подъема общественной жизни, произведение обратило внимание читателя на новую проблему — проблему эгоизма и оторванности русской интеллигенции от простого народа — «униженных и оскорбленных», чье достоинство писатель страстно защищал и отстаивал.
Свойственная прозе Достоевского необычайная психологическая глубина и знание сокровенных тайн человеческой души соседствуют в этом романе с лиризмом и увлекательным, интригующим сюжетом, в котором главный персонаж — князь Валковский — развивает свою аморальную, эгоистическую «философию жизни». Именно Валковский стал первым в творчестве писателя героем-«идеологом».
«Униженные и оскорбленные» привлекали многих прославленных режиссеров — российских и зарубежных. Но ни вольные, ни даже самые дословные экранизации и постановки не смогли до конца передать силу литературного оригинала.
2017 г.
Серия: Мировая классика
твердый переплет
448 стр.
Роман «Униженные и оскорбленные» (1861) создавался Ф. М. Достоевским в эпоху необычайного подъема русской общественной жизни, — в эпоху, когда публикация нового литературного произведения воспринималась как событие социально значимое. Так было воспринято и появление романа «Униженные и оскорбленные». После его выхода в свет Н. А. Добролюбов отвел Достоевскому самое почетное место в «гуманистическом» . Показать полностью направлении русской литературы. Многое в этом романе читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема — проблема эгоизма. Князь Валковский, разворачивающий на страницах романа свою циническую «философию жизни», стал первым в творчестве писателя героем-»идеологом», предшественником Человека из подполья, Раскольникова, Свидригайлова и других героев Достоевского 1860-1870-х гг.
2017 г.
Серия: Русская классика
твердый переплет
640 стр.
Тема «маленького человека», открытая Н. Гоголем в «Шинели», была продолжена Ф. М. Достоевским в романах «Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные». Трагическое несоответствие романтических представлений о жизни и реальной действительности — основная причина несчастья героев этих произведений великого писателя.
2012 г.
Серия: Русская классика
твердый переплет
446 стр.
Одно из самых ярких произведений в истории не только русской, но и мировой литературы. Один из самых сильных романов великого Достоевского. Роман, в котором необычайная психологическая глубина и знание сокровенных тайн человеческой души соседствуют с лиризмом и острым, увлекательным сюжетом. «Униженные и оскорбленные» привлекали многих прославленных режиссеров — отечественных и зарубежных. Но ни вольные, ни  . Показать полностью ;даже самые дословные экранизации романа не смогли до конца передать силу литературного оригинала…
«Униженные и оскорбленные» – одна из самых мелодраматических книг русской литературы. Можно сказать, что с нее и началась мелодрама как литературный жанр. Трагическое несоответствие романтических представлений о жизни и реальной действительности – вот основная идея романа. Многое в этом произведении читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема – проблема эгоизма.
Фёдор Достоевский
Фёдор Михайлович Достоевский (30 октября [11 ноября] 1821, Москва, Российская империя — 28 января [9 февраля] 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
С 1872 по 1878 годы писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая».
В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке,5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января (9 февраля) 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы». В настоящее время в квартире расположен Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского. Читать далее…
- Мир спасет красота.
- Знание не перерождает человека: оно только изменяет его, но изменяет не в одну всеобщую, казенную форму, а сообразно натуре этого человека.
- Мерило народа не то, каков он есть, а то, что он считает прекрасным и истинным.
- Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.
- Высшая и самая характерная черта нашего народа — это чувство справедливости и жажда ее.
Предлагаем скачать и прочитать избранные произведения Достоевского в форматах epub или fb2.
Романы
Бедные люди
Первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев.
Униженные и оскорблённые
Роман написан от лица молодого писателя Вани, многие подробности жизни которого автобиографичны. Время действия романа несколько размыто. Дни начала литературной карьеры самого Достоевского относятся к 1840-м годам, и в самом романе в слегка завуалированной форме упоминаются многие персонажи тогдашней литературной жизни.
Преступление и наказание
Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Согласно его идее (Теория Раскольникова), человечество делится на “право имеющих” и “тварей дрожащих”. “Право имеющие” (классическим примером является Наполеон) имеют право совершить убийство или несколько убийств ради будущих великих свершений.
Игрок
История азарта, ставшего для человека уже не смыслом игры и даже не смыслом жизни, но единственной, экзистенциальной сутью бытия. Достоевский играл в казино, многократно проигрывал в рулетку большие суммы денег, попадая в безвыходные ситуации. Такие впечатления использовались при написании романа “Игрок”.
Идиот
26-летний князь Лев Николаевич Мышкин возвращается из санатория в Швейцарии, где он провёл несколько лет. Князь до конца не излечился от душевной болезни, но предстаёт перед читателем как человек искренний и невинный, хотя и прилично разбирающийся в отношениях между людьми.
Шестой роман Фёдора Михайловича Достоевского, изданный в 1871—1872 годах. Один из наиболее политизированных романов Достоевского был написан им под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и пр.
Подросток
В романе писатель затрагивает проблему “отцов и детей”, рассматривая её через взаимоотношения главного героя подростка — Аркадия Макаровича Долгорукого со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым. Автор показывает, как сквозь алчность, жажду наживы и разврат формируется личность главного героя.
Братья Карамазовы
Последний роман Ф. М. Достоевского, который автор писал два года, был окончен в ноябре 1880 года. Роман затрагивает глубокие вопросы о Боге, свободе, морали.
Повести и рассказы
Двойник
Именно в “Двойнике” в русский язык впервые был ввёден глагол стушеваться. Достоевский упоминал в “Дневнике писателя”, что изобрёл его не сам — оно было в ходу среди его однокурсников в Главном инженерном училище.
Неточка Незванова
Тема страдающего ребенка постоянна в творчестве Достоевского. Неточка Незванова во многом предваряет “эмансипированных” женских персонажей, таких, как Наташа Ихменева (“Униженные и оскорбленные”), Дуня Раскольникова (“Преступление и наказание”), Аглая Епанчина (“Идиот”), Ахмакова (“Подросток”) и др.
Белые ночи
Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю.
Дядюшкин сон
Повесть была опубликована в Санкт-Петербурге в 1859 году вместе с повестью “Село Степанчиково и его обитатели”, после возвращения Ф. М. Достоевского после каторги, принудительной военной службы и ссылки.
Село Степанчиково и его обитатели
На современников “Село Степанчиково” не произвело большого впечатления. Однако после смерти Достоевского повесть стала очень популярной, а имя Фомы Фомича Опискина сделалось нарицательным.
Чужая жена и муж под кроватью
В свой рассказ Достоевский перенес некоторые приемы водевильного жанра, в частности построение диалогом, изобилующих каламбурами. Заглавие же рассказа напоминает название популярных водевилей 1830-1840-х годов.
Записки из Мёртвого дома
Повесть носит документальный характер и знакомит читателя с бытом заключённых преступников в Сибири второй половины XIX века. Писатель художественно осмыслил всё увиденное и пережитое за четыре года каторги в Омске (с 1850 по 1854 годы).
Скверный анекдот
Рассказ написан в сатирическом ключе, с элементами гротеска. Волей случая чиновник высокого ранга Пралинский попадает на свадьбу своего подчиненного Пселдонимова.
Зимние заметки о летних впечатлениях
Очерк написан как путевые записки. В сатирическом духе Достоевский рассказывает как о впечатлениях от своего первого путешествия по Европе, совершённого в 1862 году, так и об отношении русских к Европе.
Записки из подполья
Повесть Достоевского, изданная в 1864 году. Повествование ведется от лица бывшего чиновника, который проживает в Петербурге. По своей проблематике предвещает идеи экзистенциализма.
Крокодил
Стоит только уединиться куда-нибудь подальше в угол или хоть попасть в крокодила, закрыть глаза, и тотчас же изобретешь целый рай для всего человечества.
Вечный муж
Достоевскому требовался муж-ревнивец, муж смешной и третируемый, излюбленный персонаж европейской комедии еще со времен Мольера.
Кроткая
Задумана в 1869 году. Написана очень быстро — за три недели, в период с конца октября до 19 ноября 1876 года. Достоевский в этой повести хотел показать “человека из подполья”, или даже точнее, “человека из подвала”, “человека из подземелья”.
Сон смешного человека
Мировая гармония без свободы, без познания добра и зла, не выстраданная трагедией мирового процесса, ничего не стоит. К потерянному раю нет возврата. К мировой гармонии человек должен прийти через свободу избрания, через свободное преодоление зла.
Дневник писателя
Дневник писателя
В “Дневнике писателя” Достоевский откликался, главным образом в публицистическое форме, на волновавшие его события современности. Вместе с тем “Дневник” содержит ряд художественных произведений — рассказы, очерки, воспоминания.
Роман Униженные и оскорбленные. Комментарии. — художественный анализ. Достоевский Фёдор Михайлович
Замысел романа «Униженные и оскорбленные», по всей вероятности, относится к 1857 году. Об этом можно судить по содержащимся в романе разговорам о подготовке правительственных реформ, о гласности, о прогрессе и других вопросах, актуальных в годы так называемой «либеральной весны» (т. е. 1857—1859). К осуществлению своего замысла Достоевский приступил в 1860 году. Напечатан был роман в журнале «Время» (1861) под заглавием «Униженные и оскорбленные. Из записок неудавшегося литератора» с посвящением брату М. М. Достоевскому. В том же году вышло отдельное, исправленное издание романа. Последнее издание при жизни автора появилось в 1879 году.
В нескольких местах «Униженных и оскорбленных» (см. ., 42) речь идет о большом романе Ивана Петровича п об оценке его критиком Б. Здесь Достоевский рассказывает о судьбе своего первого романа «Бедные люди», который был напечатан в «Петербургском сборнике» Некрасова в 1846 году и имел большой успех. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роман Униженные и оскорбленные. Комментарии.. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Критик Б.— это Белинский, высоко оценивший первый роман Достоевского, отметивший его талант, демократическую направленность его творчества, глубокую симпатию к маленькому человеку. В главе XV первой части романа Достоевский высказывает свои мысли об очистительной роли страдания, проповедует мотив жертвенной любви. Подводя итог своей жизни, писатель не без гордости заявлял: «сквозь горнило сомнений и страданий осанна (вера) моя прошла». Жертвенная любовь, по Достоевскому, это любовь — долг, любовь, доходящая до самопожертвования. О такой любви к Алеше говорит Ивану Петровичу Наташа Ихменева: «Если я люблю его, то должна всем для него пожертвовать, должна доказать ему любовь мою, это долг!» Мотив жертвенной любви встречается и в других романах Достоевского: в «Идиоте», «Братьях Карамазовых».
В романе «Униженные и оскорбленные» есть хронологические смешения: действие длится всего лишь около полутора лет, по исторические факты, упоминаемые в начале романа, когда жив еще Белинский (критик Б.), и в конце романа (предроформенные годы), разделены более чем двенадцатью годами.
Критика встретила роман Достоевского сдержанно. Быть может, это объяснялось в какой-то мере настороженностью по отношению ic писателю, вернувшемуся из долголетней ссылки. И только демократический журнал «Современник», указав на серьезные недостатки романа, в целом оценил его положительно.
Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776—1822) — виднейший представитель немецкого романтизма. В его произведениях («Эликсир дьявола», «Крошка Цахес» и др.) жизнь изображается как единство фантастического и реального.
Баварии Поль (псевдоним Гийома Сюльниеа Шевалье) (1804—1866) — французский иллюстратор, литограф. Его произведения отличаются топкой реалистической наблюдательностью.
«. трощала в густин».— «Мой милый Августин» — вальс и популярная песенка немецкого мещапства того времени.
Сафир Мориц Готлиб (1795—1858) — известный немецкий юморист п поэт. Родился в Венгрии. В 1837 году основал в Вене журнал «Юморист», принесший ему популярность.
«D о г f b а г b i е г» — «Деревенский брадобрей» — немецкая газета, издававшаяся в Лейпциге в середине XIX века.
Стр. 2S. Новый завет — часть Библии, в которой проповедуются основы христианской морали: смирение, непротивление злу, отрешение от «мирских» интересов и т. д.
«. читать «Альфонса и Далипду».— «Альфонс и Далинда, или Волшебство искусства и натуры» — нравоучительная сказка, напечатанная в журнале II. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» в 1787 году (части 11 и 12).
Коллежский советник — гражданский чин, соответствовавший должности секретаря коллегии.
«. в роде Р ославлена или 10 р и я М и дослав с к о-г о».— Рослаелев — герой романа М. Н. Загоскина (1789—1852) «Рос-лавлев, или Русские в 1812 году» (1831). Юрий Милославскии — герой его же романа «Юрий Милославскии, или Русские в 1612 году» (1829). Этот роман имел большой успех и был высоко оценен Л. С. Пушкиным.
«Освобождение М о с к в ы>>.— Под этим названием в начале XIX века вышло несколько произведений, из которых наиболее известное «Князь Пожарский и нижегородский гражданин Минин, или Освобождение Москвы в 1612 году» И. Глухарева, 1840.
Камергер — придворное звание.
Атташе — категория дипломатических работников.
«. в Альнаскары записался».— По всей вероятности, имеется в виду герой комедии Н. Хмельницкого «Воздушные замки» (1818) отставной мичман Альнаскаров, мечтающий о славе и наградах.
«. в «Аббад донне» читал». — «Аббаддонна» (1834) — романтическая повесть Н. А. Полевого.
«Северный трутень» — так иронически Достоевский называет газету «Северная пчела», издававшуюся в Петербурге с 1825 по 1864 год (сначала Ф. В. Булгариным — до 1831 года, потом Булгариным совместно с Н. И. Гречем — с 1831 до 1860 г., наконец, П. С. Усовым). При редакторстве Булгарина и Греча газета находилась под покровительством Третьего отделения канцелярии царя и отличалась крайней реакционностью, беспринципностью, угодничеством перед самодержавием. Вела борьбу с передовой литературой, нападала на Пушкина, Лермонтова, Белинского, Гоголя, пользуясь даже печатными доносами и клеветой.
К йот — створчатая рама или род остекленного шкафа для икон; божница.
Масон — последователь масонства — религиозно-этического течения, возникшего в начале XVIII века в Англии и затем распространившегося в других странах. В Россию масонство проникло в 30-х годах XVIII века.
Страшный суд —во многих религиях представления о «последнем суде», который якобы наступит перед «концом мира».
«Улеглася метелица; путь о зароп» — стихотворение Я. П. Полонского «Колокольчик».
Стр.106, «. как гоголевскому мичману».—Речь идет о мичмане, предрасположенном к смеху, о котором рассказывает в «Женитьбе* Гоголя лейтенант Жевакин.
«. tiers-etat. e’est l’essentieb — «. Третье сословие. — это главное» (франц.). Брошюра французского буржуазного политического деятеля аббата Сийеса, которая появилась накануне французской революции 1789 года. В ней доказывалось, что третье сословие, то есть непривилегированное, включавшее основную массу населения Франции, является истинной нацией, за счет которой паразитирует аристократия.
Ротшильд — здесь означает самый богатый человек. Ротшильды — династия финансовых магнатов, ведущая начало от банкира Майера Ансельма Ротшильда (1743—1812).
Юлий Цезарь (100—44 до и. э.) — один из крупнейших государственных деятелей, полководцев и ораторов Древнего Рима.
«. написал что-то вроде «обмокни», как у Г о г о-л я». — В драматическом отрывке Гоголя «Тяжба» рассказывается о тетке помещика Бурдгокова, которая, написала в предсмертном завещании вместо слова «Евдокия» — «Обмокни».
«Куртизанить с Ми м и» — здесь забавляться, ухаживать.
«. как в аневризме».— Аневризма — ограниченное расширение артерий.
«. п ервогопопавшегосяванъкунасквер-пой г и т а р е». — Речь идет об извозчике па плохом экипаже.
Частный пристав — чиновник, ведавший одной из полицейских частей города. В обязанности частного пристава входило сохранение порядка п «благочиния».
Лабазник — торговец. От слова «лабаз» — помещение для торговли зерном, мукой, солью, кожей и другими товарами.
Фальстаф — персонаж в пьесах Шекспира «Король Генрих IV» и «Виндзорские кумушки».
Славянофил — сторонник реакционного идейного течения 30—40-х годов XIX века. Славянофилы отражали взгляды и настроения патриархально-помещичьих кругов. Они считали, что западноевропейские формы общественной жизни чужды русскому национальному духу, а потому отвергали западную цивилизацию. Прославляя русскую патриархальную старину, они призывали вернуться к допетровским порядкам, возродить старинные обычаи и даже одежду. Они носили старинные поддевки и шапки-мурмолки.
Английский клуб — собрания знатных дворян, основанные для приятного времяпрепровождения (литературные чтения, танцевальные и музыкальные вечера, балы, маскарады и проч.). Членом английского клуба мог быть только человек, занимавший видное положение в свете. Обычай устраивать такие аристократические собрания заимствован из Великобритании.
«. зубрили Корнелия Н е п о т а».— Корнелий Непот (ок. 100 —после 32 г. до н. э.) — римский писатель-историк.
Фридрих Б а р б а р у с а.— Фридрих I Барбаросса (1152—1190) — германский император.
«. расплатись с антрепренерам и».— Антрепренер — предприниматель; здесь: издатель.
Пенаты — домашние бог у древних римлян, покровители дома и семьи. Выражение «вернуться к своим пенатам» стачает «вернуться к себе в дом».
«Детство и отрочество» Л. И. Толстого. черным отдельным изданном вышло в 1856 году.
Томпаковый самовар.— Томпак — сплав меди с цинком.
Стр.232. «Я и употребил стратагему».—Стратагема (от греческого слова, означавшего «командовать», «употреблять военную хитрость»)—устарелый термин, означавший проявление изобретательности, искусства при ведении военных действий с целью обмана противника.
Раскол в ничий быт.— Быт раскольников-старообрядцев подробно описан в романах Мелышкова-Печерского «В лесах» и «На горах». Раскол — религиозно-общественное движение в России в середине XVII века. В ответ на церковно-обрядовую реформу патриарха Никона (1653), который опирался на греческую веру, возник раскол, то есть отстаивание «старой веры», принятие мученичества как пути к спасению души. Раскольники жили в поселках монастырского типа — скитах.
«. ч то за охота вам играть роль второго лица», «ограничиться в жизни ролью второго лица».— Речь идет о герое романа И. С. Тургенева «Накануне» Берсеневе, который говорит: «А мне кажется, поставить себя номером вторым— все назначение пашей жизни».
Пастораль — жанр в европейской литературе и искусстве XIV—XVIII веков; произведения, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни, протекающей на лоне природы. Здесь в значении: идиллические картины.
«Вы впадаете в тон полишинеля».— Полишинелъ — один из постоянных типов итальянской комедии, перешедший в театр марионеток. Здесь в значении: паяц, шут.
Конфидент — человек, которому доверены какие-либо тайны.
«Абесса средневекового монастыря».— Абесса — настоятельница католического монастыря.
Мистицизм — религиозно-идеалистическое воззрение, признающее существование сверхъестественных сил и допускающее непосредственную связь человека с ними.
«. с а м маркиз д е Сад мог бы у ней поучиться».— Маркиз де Сад (1740—1814)—французский писатель, автор эротических романов. От его фамилии происходит слово «садизм» — влечение причинить боль своему партнеру, истязать его.
Талейран — Перигор, Шарль Морис (1754—1838) — выдающийся французский дипломат. Крупный представитель буржуазной дипломатии XIX века, беспринципный политик, неразборчивый в средствах карьерист, мастер тонкой дипломатической игры.
Шлафрок — домашний халат.
Фанфаронство — от «фанфарон» — хвастун, бахвал (от арабского «фарфар» — легкомысленный, болтливый).
Виланд Кристоф Мартин (1733—1813) — немецкий писатель, один из предшественников немецкого романтизма.
«Лазарем было прикинулся» — здесь: прибеднился,