Эволюция характера Евгения Онегина в одноименном произведении Пушкина

Роман «Евгений Онегин» создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это «взросление» поэта отражено в данном произведении. Главный герой — Евгений Онегин — так же, как и сам поэт, взрослеет, умнеет, набирается жизненного опыта, теряет друзей, заблуждается, страдает. Каковы же этапы его жизни?

Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера — воспитание в духе литературы, оторванной от национальной и народной почвы. Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Хотя Евгений и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры, отличаясь в этом отношении от большинства дворянского общества.

Пушкинский герой — порождение этого общества, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, «резкий, охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молодежи, постепенно приводят к разочарованию в жизни, к недовольству политической и социальной обстановкой:

  • Нет: рано чувства в нем остыли;
  • Ему наскучил света шум;
  • Красавицы не долго были
  • Предмет его привычных дум;
  • Измены утомить успели;
  • Друзья и дружба надоели,
  • Затем, что не всегда же мог
  • Beef-steaks и стразбургский пирог
  • Шампанской обливать бутылкой
  • И сыпать острые слова,
  • Когда болела голова;
  • И хоть он был повеса пылкой,
  • Но разлюбил он наконец
  • И брань, и саблю, и свинец.

Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает светское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью.

Барское воспитание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов». В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но не задумывается над их судьбой, его больше мучают собственные настроения, ощущение пустоты жизни.

Порвав со светским обществом, оторванный от жизни народа, он теряет связь с людьми. Он отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой девушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразия натуры. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохотни глупцов». В подавленном состоянии духа он покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее взглянуть на жизнь, переоценить свое отношение к окружающей действительности, понять, сколь бесплодно растратил он свою жизнь.

Онегин возвращается в столицу и застает ту же картину развлечений светского общества. В нем вспыхивает любовь к Татьяне — теперь уже замужней женщине. Но Татьяна разгадала себялюбие и эгоизм, лежащие в основе чувства к ней, и отвергла любовь Онегина. Любовью Онегина к Татьяне Пушкин показывает, что его герой способен нравственно возродиться. Это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни, что, по замыслу поэта, должно было пробудить в Онегине и стремление к общественной деятельности.

Образ Евгения Онегина открывает в русской литературе целую галерею «лишних людей». Вслед за ним были созданы образы Печорина, Обломова, Рудина, Лаевского. Все эти персонажи являются художественным отражением русской действительности.

Автор подчеркивает достоинства, выделяющие Онегина над обывательской массой: «…Мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий, охлажденный ум», «и гордость, и прямая честь», «души прямое благородство». Онегин в своем деревенском имении несмотря на прекрасные виды, «луга и нивы золотые», скучал, поскольку он «равно зевал средь модных и старинных зал», чуждался ограниченных соседей-помещиков, предпочитая всему этому одиночество. Исключение он сделал лишь для юного поэта, поклонника романтизма, Владимира Ленского. Оба они в глазах соседей-помещиков выглядели «белыми воронами», оба чуждались местного общества с бесконечными разговорами «о сенокосе и вине, о псарне, о своей родне», хоть и были такими непохожими.

Онегин столкнувшись с искренней, глубокой любовью необыкновенной девушки, не нашел в себе достаточно душевных сил, чтобы ответить на это высокое чувство. Он отвергает любовь Татьяны и убеждает ее, что не создан для налаженной тихими радостями размеренной и однообразной семейной жизни.

Убийство на дуэли Ленского обнаружило еще одну слабость Евгения – живучесть в нем светских условностей, ложных представлений о дворянской чести, от которых он бежал из Петербурга. Онегин отказался от любви, могущей украсить его жизнь, теперь же он лишился и единственного друга. Два наиболее близких, дорогих ему человека были им отвергнуты из-за непобедимой душевной холодности, неспособности переступить во имя высокого через незначительное, второстепенное.

Судьба Онегина, обусловленная развитием дворянской культуры, столь же печальна, как и судьба Татьяны. Впервые испытав настоящее чувство любви, Онегин в письме к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал духовно богаче, глубже, человечнее, чувствительнее. В конце романа он не похож на умного холодного аристократа, детально объясняющего Татьяне причины отказа от ее любви. Сейчас он в положении влюбленного, искреннего, не боящегося насмешки. Сейчас он вызывает у читателя сострадание своей жизненной драмой, всей сломанной, исковерканной жизнью.

Евгения Онегина можно назвать «лишним» человеком. Потому что такие духовно богатые люди чувствуют себя лишними в таком обществе. Онегин сходен с героем Грибоедова Чацким. Оба типичные герой двадцатых годов девятнадцатого века. Они оба были «лишними» в обществе. И это их сходство.

Особое место в романе занимает «история любви» Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Автор подчеркивает, Онегин все же способен к каким-то чувствам. Но в их несчастной любви виноват Онегин. Его вина в том, что он эгоист и самолюбив. Он отверг любовь Татьяны и более того прочел ей проповедь, потому что боялся потерять свободу. А через семь лет он вернулся из своего странствия и встретил Татьяну. В нем вспыхнула любовь к этой девушке, но на этот раз уже Татьяна отвергла ого, потому что смогла увидеть то самолюбие, тот эгоизм, который лежал в основе его чувства к ней. На этом моменте роман кончается и не известно чем заканчивается судьба Евгения Онегина.

Поэт не скрывает недостатков своего героя и уж точно не старается оправдать их. Мы узнаем из первой главы, что сам Автор познакомился с Онегиным и ему «нравились его черты». Автор не делает своего героя «положительным», но не делает его и «отрицательным». Эта противоречивость делает Онегина реалистичным. Я считаю, что автор относится к своему герою ни положительно, ни отрицательно он просто относится к нему как к человеку.

Произведение пушкина онегин

«Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» назвал В. Г. Белинский роман Пушкина, раскрыв в двух статьях, озаглавленных «Сочинения Пушкина», огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы. «Евгений Онегин» — реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое.
Этот роман критик называет «историческим», связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания русского общества накануне восстания декабристов.
Пушкин начал писать «Евгения Онегина» в мае 1823 года в Кишиневе, а окончил 25 сентября 1830 года в Болдино. В 1831 году Пушкин вновь обращается к роману. По замыслу в романе должно было быть девять глав. Но впоследствии автор изъял восьмую главу и на ее место поставил девятую. Была написана и десятая глава, но ее поэт сжег. Опубликованный в 1833 году роман содержал восемь глав.
А. С. Пушкин в «Евгении Онегине» размышляет о смысле жизни в определенных исторических условиях. Поэта волнует судьба молодого дворянина, просвещенного, критически относящегося к действительности, неудовлетворенного светской жизнью, ее пустотой и праздностью, но пассивного. Белинский считал передовое дворянство носителем пробудившегося самосознания в эпоху двадцатых годов XIX века. Пока только самосознания.
Евгений Онегин, главный герой романа, представитель дворянской интеллигенции, изображен реалистически. Его жизненная беда — в отрыве от русского народа. Он не знает ни страны, ни жизни простых людей, ни их труда. Но Евгений — не только светский франт, но и человек с недюжинными задатками. Он умен, бескорыстен, благороден.
«Бездеятельность и пошлость жизни душат его, он даже не знает, что ему надо, что ему хочется, но он знает, что ему не надо, что ему не хочется», — пишет Белинский. Недовольство собой и окружением свойственно герою Пушкина. Эта неудовлетворенность — свидетельство того, насколько Онегин выше светского общества. Его эгоизм Белинский называет страдающим эгоизмом, эгоизмом поневоле, в силу исторических обстоятельств.
Критик считал болезнь Евгения болезнью века, так как причиной ее являлась уродливая атмосфера эпохи. «Силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца», — писал в своих статьях Белинский.
А. С. Пушкин оставляет своего героя на распутье, «в минуту, злую для него». Не торопясь решать судьб у Онегина, поэт как бы указывает на неопределенность вариантов ее развития в сложной и противоречивой обстановке.
В то же время нравственные страдания героя — знак великого общественного пробуждения. Вот почему появление «Онегина», по словам Белинского, есть акт сознания русского общества, вот почему роман имеет историческое значение.
Драматическая судьба дворянской молодежи эпохи декабризма выражена не только в образе Онегина, но и в образе Ленского. Онегину и Ленскому в романе противопоставлена Татьяна, она близка к родному народу, русской природе, ее образ помогает раскрыть основную идею романа: только общение с народом может спасти интеллигенцию, сделать ее жизнь содержательной, труд полезным.
Простая деревенская девушка, потом — светская дама, Татьяна сохраняет свою внутреннюю сущность в любых жизненных ситуациях, она есть «существо исключительное; натура глубокая, любящая, страстная».
Содержание романа не исчерпывается этими проблемами. Иначе бы Белинский не назвал его «энциклопедией русской жизни». Форма «свободного» романа позволила Пушкину охватить различные стороны жизни русского общества двадцатых годов XIX века — петербургское аристократическое общество и московское барство, стоящее рангом ниже, в омуте которых заглушаются прекрасные порывы, гибнут незаурядные натуры. Автор стремится раскрыть сущность дворянского общества, показать его ничтожество, косность, отсталость.
А. С. Пушкин изображает простонародную старину, провинциальное дворянство, от взгляда поэта не ускользает ограниченность его интересов:
Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом, На страницах романа поэт размышляет о любви и дружбе, о жизни с ее печалями и радостями, об искусстве, литературе, театре, который Пушкин назвал «волшебным краем». Глазами поэта мы видим трудовое утро Петербурга:
Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит. . Ихлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас. Прекрасен в романе пейзаж, порой он имеет и самостоятельное значение реалистического бытового фона, на котором протекает жизнь героев. Описание осени, зимы, весенние картины очень выразительны: Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года, Синея, блещут небеса.
Однако пейзаж, помимо прочего, помогает раскрыть характер героя. Картина утренней зари и описание поздней зимы подтверждают одну из черт характера Тани — любовь к природе.
Татьяна (русская душою, Сама не зная почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму.
Прекрасные картины сельской природы оказываются необходимыми автору, чтобы показать равнодушие к природе Онегина.
Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок. И далее:
. Вдали
Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали села; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад. Своеобразие в построение романа вносят лирические отступления, в которых поэт высказывает личное отношение к событиям и героям. Например, рассказ о юности Онегина сопровождается замечаниями о неполноценности дворянского воспитания и образования. Пушкин подчеркивает духовную близость ему главных героев («Онегин — добрый мой приятель», «Татьяны милый идеал») и размышляет о любимом роде занятий, о литературе, о желании писать в прозе.
Лирические отступления как бы воссоздают образ самого Пушкина — человека умного, любящего, гуманного. Это и послужило поводом Белинскому сказать: «»Онегин»» — самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы».
Для романа автор создает новый вид строфы, которая получила название «онегинской». Она состоит из четырнадцати строк: трех четверостиший с перекрестной, парной и опоясывающей рифмовкой и одного двустишия с парной рифмовкой, нередко являющегося обобщением или звучащего как афоризм:
Привычка свыше нам дана, Замена счастию она.
«Онегинская» строфа позволяет вместить законченную мысль, целый эпизод, картину. Она написана любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Язык романа отличается живостью, простотой, выразительностью.
Широкое «энциклопедическое» изображение русской жизни своего времени Пушкиным дало право Белинскому сказать: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русского общества».
Великий критик назвал также роман не только энциклопедией русской жизни, но и в высшей степени народным произведением, вкладывая в этот термин очень широкое содержание; он считал, что народным является такое произведение, в котором поставлены важнейшие для жизни всего народа вопросы и разрешены они в духе наиболее прогрессивных идей эпохи. То есть народность произведения заключается в его тематике, идее, в создании национальных русских образов, в изображении русской природы, в использовании разговорного народного русского языка.
Подчеркивая исторический характер «Онегина», чувствуя в нем декабристские настроения, критик-демократ дает высокую оценку главным героям романа: «Итак, в лице Онегина, Ленского, Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития».

RARUS’S GALLERY

Fine Books,Prints,Photographs & Icons

Забавная библиография

Сейчас на сайте

Ваше мнение

Соколов П.П. Иллюстрированный альбом к роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. 48 неизданных рисунков академика Павла Петровича Соколова. 1855-1860. Москва, 1892.

Фототипии К.А. Фишер. Москва, издание В.Г. Готье, 1892, [2], 40 л.л. фототипий (комплект!). Тираж 200 нумерованных экземпляров, из коих 25 печатано на японской бумаге, а остальные 175 — на веленевой. Наш экземпляр №28. В великолепном красном коленкоровом издательском составном переплете с тиснением золотом на крышках и корешке. На передней крышке тиснением золотом: рамки геометрического орнамента; в центре имеется глубокий ковчег, внутрь которого наклеена издательская литографированная обложка по рисунку С. Контендинтова. На задней крышке тиснением золотом: рамка геометрического орнамента, инициалы «Е.О.», мотивы растительного орнамента. Корешок из красного марокена с богатым тиснением золотом. Форзацы из вощёной бумаги под «павлинье перо». Тройной золотой обрез. Формат: 38х29 см. Весьма желанная книга для многих поколений библиофилов!

Библиографическое описание:

1. Смирнов-Сокольский Н.П. «Рассказы о книгах». Издание второе. М., 1960, стр. 320-325.

2. Международная книга. Антикварный каталог №54. Книги по искусству и иллюстрированные издания. Москва, 1934, №662.

3. Дар Губара. Каталог П.В. Губара. М., 2006, стр. 21-22. Присутствуют все издания «Евгения Онегина», но нашего нет!

4. Книги и рукописи в собрании М.С. Лесмана. Аннотированный каталог. М., 1989, стр. 179-180. Присутствуют почти все издания «Евгения Онегина», но нашего нет!

В 1892 году альбом был отпечатан в московской типографии А.И. Мамонтова. Фототипии рисунков исполнены в мастерской московского фотографа Карла Андреевича Фишера (1859-1923), деятельность которого как издателя открыток, каталогов и художественных альбомов была хорошо известна современникам. К сожалению, оригиналы рисунков при этом уменьшили с 33х22 см. до 23х15 см., что, естественно, значительно ухудшило их восприятие. Публика, тем не менее, встретила новые иллюстрации к бессмертному пушкинскому роману с большим интересом. Особенно, порадовались библиофилы. Альбом пользовался успехом ещё и потому, что графические работы Соколова отличались не только высоким художественным вкусом, но и глубоким историзмом. Вот что писал о воплощении образов «Онегина» сам художник: «Это типы чисто русские, и олицетворены они в героях и героинях, принадлежащих давно прошедшему времени и известному обществу со всеми его особенностями, ныне исчезнувшими, стёртыми общим культурным ростом и громадными преобразованиями, пережитыми Россией с половины 50-х годов».

В своей знаменитой книге «Рассказы о книгах» Н.П. Смирнов-Сокольский писал:

Из более поздних иллюстраций к произведениям Пушкина наиболее значительными надо признать выполненные в 1855 — 1860 годы карандашные рисунки к «Евгению Онегину» художника Павла Петровича Соколова. Рисунки Павла Соколова к «Евгению Онегину», в количестве 48, были мастерски исполнены свинцовым карандашом. Под ними, карандашом же, рукой художника был написан и весь текст «Евгения Онегина». Годы выполнения рисунков были еще довольно близки к пушкинской эпохе, и можно поверить, что подлинниками «восхищались многие современники Пушкина и люди, близкие столь рано погибшему поэту». В кружке А. Хомякова Павла Соколова называли «творцом Татьяны», а ректор Академии художеств П. Клодт предлагал даже собственные средства на издание рисунков. Издание, однако, не состоялось, так как весь альбом рисунков к «Евгению Онегину» пропал у художника при обстоятельствах, о которых я попытаюсь рассказать ниже. Разыскать альбом удалось только в 1892 году издателю В.Г. Готье, который тут же поспешил издать его фототипическим способом. Альбом был напечатан в количестве 200 экземпляров (из них — 25 нумерованных, роскошных, на японской бумаге) и ныне, в свою очередь, стал редкостью. Фототипии рисунков, выполненные К. А. Фишером в уменьшенном против оригиналов размере (с 33 X 22 до 23 X 15 сантиметров), даже и частично не передавали всей прелести подлинных рисунков. Однако альбом имел шумный успех, разошелся мгновенно, и достать экземпляр (у меня №3 на японской бумаге) удалось с немалым трудом.

В предисловии к альбому издатель его В. Готье рассказывает, что подлинник «удалось открыть в библиотеке одной дамы, принадлежащей к высшему московскому обществу». Ни имени «дамы», ни обстоятельств, при которых попал к ней альбом, в предисловии не сообщается. В своих воспоминаниях художник Павел Соколов писал: «Нужда не давала, мне возможности сосредоточить все мои произведения в; одном месте, или хранить их у себя. Тогда я продавал свои труды за бесценок, а многие пропали даром. Так, например, мои иллюстрации к «Евгению Онегину» я оставил в Москве у Булгакова (речь идет о Константине Булгакове, «гениальном повесе», как его называли в сороковых годах), не желая везти их в Петербург. Булгаков умер, имущество его было описано и продано, в том числе были проданы и мои рисунки».

Автор воспоминаний тут же ставит сам под сомнение эту свою гипотезу: «Не могу утверждать,— пишет он,— но предполагаю, что Булгаков продал их еще при жизни, на что меня наводит письмо, полученное мною от Л. Майкова 4-го января 1894 (?) года, в котором он сообщает мне, что после долгих розысков он, наконец, узнал, где находятся рисунки к «Онегину». Они были куплены у Булгакова Дмитрием Аркадьевичем Столыпиным и подарены Марии Афанасьевне Катковой, урожденной Столыпиной, по первому браку — княгине Щербатовой, ныне жене Михаила Каткова, сына знаменитого Михаила Никифоровича». Академик Л. Н. Майков во всем этом был совершенно прав. После долгих путешествий из рук в руки этот альбом подлинных иллюстраций Павла Соколова сейчас находится в моей библиотеке. На листе форзаца имеется собственноручный экслибрис «дамы из высшего московского общества»: «Княгиня Мария Афанасьевна Щербатова, урожденная Столыпина». Далее, также собственноручная надпись Дмитрия Столыпина: «Альбом этот продал мне Константин Булгаков за сто рублей. Несмотря на мое предложение, он не желал взять более, потому, что именно эту сумму заплатил художнику Павлу Соколову.

Дмитрий Столыпин». «Благородство» Булгакова, как мы теперь знаем, было весьма относительным. Он не заплатил Павлу Соколову даже и этих ста рублей. Можно, кстати, подивиться и отсутствию щепетильности у представителей «высшего московского общества». Репутация Булгакова была всем достаточно известна, сам художник Павел Соколов был еще жив и тщетно разыскивал свои рисунки. А в это время представители знати — человек с громкой фамилией Столыпиных, дальний родственник (по бабке Арсеньевой) поэта Лермонтова, и «дама высшего общества» — ближайшая родственница хозяина «Московских ведомостей» М.Н. Каткова, за сто целковых покупают пятилетний труд живого художника и молчат! Когда в 1892 году дотошный издатель Готье нашел этот альбом в библиотеке «дамы высшего общества», художник Павел Соколов тоже еще здравствовал. Волей-неволей, пришлось обратиться к нему, в то время уже академику, за разрешением на напечатание. Художник согласился, но альбом, по-видимому, ему были вынуждены вернуть. По крайней мере, в книжной лавке, где мне его продали уже в наше время, заверяли, что он идет от наследников самого Павла Соколова. Альбом чудесной сохранности. Переплетен в Париже в оригинальный кожаный, с медными застежками, переплет.

Рисунки нетронутой свежести. Отсутствует общий выходной лист, перепечатанный Готье, очевидно, со специально нарисованного Павлом Соколовым оригинала, и один рисунок, которого нет и в перепечатке Готье. О нем под подписью Дмитрия Столыпина на листе форзаца оригинала альбома есть его же приписка: «Лучшая из картинок «Письмо Татьяны» — осталась у Булгакова». Любопытно, кому ее продал «гениальный повеса» сороковых годов? Много лет я безуспешно разыскивал это «Письмо Татьяны». Годом позже, в 1893 году В. Готье выпустил «подарочное» издание «Евгения Онегина», в котором поместил 6 фотокопий и несколько виньеток из того же альбома П. Соколова. Рисунки Павла Соколова на мотивы «Евгения Онегина», вне всякого сомнения, являются интереснейшими иллюстрациями к этому произведению. Сколько раз я предлагал нашим издательствам сделать их перепечатку, но все как-то у работников издательств «не доходят руки». Жаль! Может быть эта удача нас ждет впереди, будем надеяться и ждать.

«Евгений Онегин» самое задушевное произведение Пушкина

Роман Пушкина, правдиво воссоздавая действительность, учил презирать дворянско-крепостническое общество, ненавидеть пустую, эгоистическую жизнь, возвеличивал все прекрасное, подлинно человеческое, провозглашал необходимость связи русской культуры с жизнью народа. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина явился в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!»,- писал Белинский.

Ее образ – воплощение народной стихии. «Русская душою» Татьяна – девушка из дворянской среды. Но

Именно это зло, являвшееся выражением крепостной неволи крестьянства, Пушкин и подчеркнул в рассказе няни о своей молодости. Но такова же в изображении Пушкина оказалась и судьба самой Татьяны, на образе которой и в этом отношении лежит печать народности. Ее ответ Онегину в конце романа тоже в понимании Пушкина проявление народной нравственности: нельзя строить свое счастье на горе и страдании другого. Это сознание своего нравственного долга чрезвычайно характерно для Татьяны. Именно оно ставило пушкинскую героиню выше окружающего ее пустого светского общества, помогало ей переносить свое горе.

Она в семье своей родной

У Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям романа. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейского реалистического романа, которые воплощали собой современного человека «с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом». Пушкин отмечает вместе с тем, что бедой обоих его героев является оторванность от народной почвы. Он прослеживает и ее источники, рассказывая о воспитании Онегина. Пушкин осуждает поверхностный и антинациональный характер дворянского воспитания. Грибоедов, Крылов, все передовые писатели того времени подчеркивали, что светское воспитание было оторвано от национальной почвы, от потребностей русской жизни. Эта оторванность характерна не только для Ленского, но и для Онегина, что в нем почувствовала Татьяна.

С глубоким сочувствием Пушкин рассказывает о печальной доле няни Татьяны. В очерках Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» есть замечание, иллюстрирующее трагический характер судьбы няни, как она изображена поэтом. «…Несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа,- писал Пушкин, имея в виду крепостное крестьянство.- Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание – или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? «По страсти,- отвечала старуха,- я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь».- Таковые страсти обыкновенны. Неволя браков давнее зло»

Мысль Татьяны пробуждается и первым горьким опытом ее сердца, и чтением книг, главным образом романов, которые «ей меняли все», она читала и Ричардсона, и Руссо. Но в отличие от Онегина и Ленского Татьяна всегда была связана со всем русским, родным. Она любила русские песни и сказки, верила в народные приметы, гадала вместе с дворовыми девушками. Лучшие качества личности Татьяны, воспитанные в ней няней, уходят корнями в народную почву. Пушкин мог сослаться на благотворную роль Арины Родионовны в его собственном воспитании. Татьяна воплощает в себе русский национальный характер.

Живым страдающим душам романа противостоят в нем «мертвые души» – петушковы, буяновы и другие, облик которых впоследствии с такой рельефностью и с «горьким смехом» запечатлел Гоголь. Впервые гоголевские типы встречаются среди гостей на именинах Татьяны. А в петербургских гостиных проходят «мертвые души» высшего света, о которых будет писать Лермонтов в своих произведениях, «облитых горечью и злостью».

Сам Пушкин противопоставлял свой роман как классицистической, так и романтической литературной традиции. В «Евгении Онегине» он создает форму реалистического романа, «в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно…». «Евгений Онегин» был глубоко историчен и по методу изображения действительности, и по своему содержанию. Белинский видел в «Онегине» картину русского общества, взятого и одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова,- писал он,- хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица»

Ей присущи мечтательность, замкнутость, стремление к уединению. Она резко отличалась своим характером, своим нравственным обликом, духовными интересами от обычных девушек дворянской провинции, вроде ее сестры Ольги. Татьяна полна искренности и чистоты в своих чувствах. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц, получивших воспитание или у «дуры английской породы», или у «своенравной мамзели» – француженки. Она любит Онегина «не шутя», серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, полно возвышенной простоты. Она живет прежде всего своим чутким сердцем, но в ней пробуждается и ум, сознание мыслящей девушки, которая поняла натуру Онегина и оказалась в конце романа выше его. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть «постылой жизни мишуру», сохранить свой высокий нравственный облик.

Казалась девочкой чужой

Общий смысл романа выражен в судьбе его трех главных героев. Все лучшее в русском обществе – возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу Татьяна – постигает трагическая судьба. И Пушкин повествует о ней как о типическом явлении русской жизни того времени, будь это печальная доля крепостной женщины или трагедия декабристов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: