Евгений Онегин — Александра Пушкина

Роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. Необычное уже по жанру – роман в стихах. Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”, настолько полно, чтобы не сказать всеобъемлюще, в нем отражен век – от событий исторических до незначительных бытовых деталей.

“Евгений Онегин” писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году он наконец был окончен и в 1833-м вышел в свет. В творчестве Пушкина “Евгений Онегин” занимает, пожалуй,

Роман охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события. Сюжет прост и хорошо известен. В центре произведения – любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои – Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский,

Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. В этом виноваты как внешние обстоятельства, так и собственные их ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя.

Вместе с тем он отчетливо показывает, как губительна та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” показывало эпоху…

Какова же главная мысль, главная идея “Евгения Онегина”? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться “в бездействии пустом”, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.

Какова главная мысль главная идея «Евгения Онегина»

Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. «Евгений Онегин» не похож и на произведения вроде «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. В них автор нигде не высказывает своей основной идеи, но действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора (обычно очень четкая и ясная) сама как бы вытекает из содержания произведения.

Читая «Евгения Онегина», кажется сначала, что автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи в свой роман не вкладывал. Он показывает нам разнообразные картины русской жизни, развертывает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально, никаких событий не сгущая нарочно. Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе, вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель должен прийти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенских соседей Онегина или отца Татьяны и Ольги — «доброго малого», никогда не читавшего книг и считавшего их «пустой игрушкой», проводившего свою спокойную жизнь в еде и питье… Такой же оказалась и Ольга, скоро забывшая своего убитого жениха и нашедшая счастье в браке с молодым офицером; такова же была и ее мать, насильно выданная за нелюбимого человека; она

* Рвалась и плакала сначала,

* С супругом чуть не развелась;

* Потом хозяйством занялась,

* Привыкла и довольна стала.

Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны. Или они гибнут, как Ленский, и притом в значительной степени по вине своего неправильного отношения к жизни, или же продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье, как Онегин и Татьяна. Ни богатство, ни высокое положение в обществе нисколько не облегчают им жизнь. Находить удовлетворение, счастье в работе для какой-нибудь высокой цели, для помощи другим они не в состоянии по своему воспитанию и положению, а устроить себе личное счастье им мешает их характер, их ошибки, связанные с их воспитанием и положением. Они осознают эти ошибки, но слишком поздно, чтобы их можно было исправить.

Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещичий, крепостнический строй

* Блажен, кто праздник жизни рано

* Оставил, не допив до дна

* Бокала полного вина,

* Кто не дочел ее романа

* И вдруг умел расстаться с ним,

* Как я с Онегиным моим.

Однако «Евгений Онегин» вовсе не пессимистическое произведение. Пушкин в нем вовсе не говорит о безнадежности борьбы со злом, не предлагает опускать руки и только грустить о неосуществимом счастье. В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных изображений хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что эта светлая сторона содержания романа берет верх над печальными размышлениями автора.

А главное, так ясно, четко, художественно реалистично показаны Пушкиным все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу, что перед читателем сразу возникает вопрос о необходимости борьбы с этими причинами, этими обстоятельствами. Пушкин так точно и ярко, образно указывает главного врага — бесцельную и бездельную жизнь людей дворянского класса, обеспеченную трудом крепостных крестьян, что этим самым подсказывается и то, что нужно сделать, чтобы люди, подобные Татьяне, Онегину, Ленскому, могли жить счастливо, содержательно, интересно. Неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни, с крепостническим, самодержавным строем вытекала для общественно настроенного, внимательного, чуткого человека при чтении «Евгения Онегина», как и всех реалистических произведений Пушкина. Эту борьбу и вели лучшие люди того времени — декабристы, сам Пушкин, а позже-революционные демократы.

И русская реалистическая литература, в частности такие романы, как «Евгений Онегин» Пушкина, показывая верно, без прикрас, смягчений и утешений, всю жестокую правду жизни, всегда помогала и помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье народа, всего человечества.

Белинский о романе «Евгений Онегин»

8-ую и 9-ую статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина» Белинский целиком посвящает анализу романа в стихах «Евгений Онегин». И это не случайно.

По мнению критика, среди всех работ Пушкина «Евгений Онегин» занимает центральное место, поскольку в нем личность поэта проявилась со всей

«полнотой, светло и ясно… Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь, здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Достоинства романа

Переходя к анализу романа, Белинский выдвигает несколько парадоксальный на первый взгляд тезис:

«Самые его [романа] недостатки составляют его величайшие достоинства».

В дальнейшем он расшифровал свое утверждение.

Недостатком романа автор посчитал, как и многие критики того времени, то, что Пушкин показал в нем не современное им общество.

Мира, который Пушкин обрисовал в своем романе, уже не существовало на тот момент, показанные им взаимоотношения в обществе являлись устаревшими.

«Но разве вина поэта, что в России все движется так быстро?»

– восклицает критик и ставит в заслугу поэту то, что он сумел запечатлеть в своем произведении «действительность известного мгновения из жизни общества».

Иными словами, Белинский считал историзм романа одновременно его недостатком и достоинством – недостатком, с точки зрения пользы для современного общества, достоинством – с точки зрения художественной.

Ко второму достоинству «Евгения Онегина» автор отнес его народность. Комментируя журнальные споры, возникшие вокруг романа, критик утверждает, что роман является национальным произведением, обладающим подлинной народностью:

«В романе «Евгений Онегин» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении».

Под народностью он понимал вовсе не изображение жизни простого народа. Он спрашивает, почему современные критики считают, что

«русский во фраке или русская в корсете – уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».

Цитируя Гоголя, автор полностью соглашается с ним:

«Поэт тогда национален, когда он глядит на него [сторонний мир] глазами своей национальной стихии».

К достоинствам романа критик относил то, что он написан прекрасным русским языком, в нем отражены типические русские характеры, весь его дух пронизан чем-то исконно русским, народным, подобно ранней пушкинской поэме «Руслан и Людмила».

Поэтому, несмотря на то, что главные герои романа в стихах – дворяне, Белинский называет «Евгения Онегина» первым подлинно русским произведением.

Критик поддержал Пушкина в его выборе героев – представителей высшего света.

Война 1812 года дала большой толчок патриотическому движению в России, особенно в дворянской среде. Поэтому Пушкину важно было показать тот слой дворянского общества, в котором назревали недовольство и протест против общественно-политического устройства страны и из которого впоследствии вышли декабристы. С точки зрения историзма и развития цивилизации, в тот отрезок времени именно дворянское общество сыграло ведущую роль в судьбе России.

Белинский похвально отметил решимость Пушкина изобразить нравственный облик «наиболее оевропеившегося в России сословия».

Роман в стихах о прозе жизни

Белинский указывает, что цель Пушкина – показать развитие общества, поэтому он и решил написать именно роман, поскольку чувствовал: в обществе

«проза жизни так глубоко проникла в самую поэзию жизни»,

что для изображения современности эпическая поэма или повесть никак не могла подойти:

«Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».

Критик отвечает на вопрос: почему «Евгений Онегин» написан в стихах: Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано

«ни одного порядочного романа и в прозе».

Это обеспечило произведению грандиозный успех, а Пушкину – громкую славу.

Таким образом, «Евгений Онегин» по своему содержанию – типичный роман, а по форме – поэзия.

Критика того времени часто сравнивала Пушкина и Байрона, находя сходство между байроновскими «Дон Хуаном» и «Чайлд-Гарольдом» и пушкинским «Евгением Онегиным». Белинский решительно отвергает всякое сходство, кроме формы, между произведениями двух великих поэтов, особенно в плане содержания. Конечно, критик признает, что форму подобных романов изобрел Байрон.

и пафос его произведений – вовсе не изображение действительности, а суд над ней.

он заботился о достоверном отображении действительности, и поэтому его роман – подлинное национальное произведение.

Герои Пушкина – вовсе не демонические личности и не образцы добродетели, как зачастую было в современных Белинскому романах, в том числе, и в романах Байрона. Его герои – обычные люди, отношения между ними складываются естественные, как и в жизни. Критик относил к заслугам Пушкина то, что он

«вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели».

Белинский, подобно многим критикам и читателям, задавался вопросом:

«Почему роман «Евгений Онегин» без конца?».

Почему он заканчивается тем, что Пушкин оставляет своего героя на распутье.

«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?»

– восклицает критик и сам себе отвечает: в романе нет конца, поскольку в самой действительности нет конца, что суть самой жизни заключается в отсутствии развязок. К тому же сам Онегин – «существо неопределенное», «отдавшееся зевоте», не имеющее цели в жизни. Он так никуда не приложил силы своей «богатой натуры», его жизнь лишена смысла, а потому роман лишен концовки.

Энциклопедия русской жизни

Автор подробного анализа отмечает художественные достоинства романа, говоря, что Пушкин, творя «Евгения Онегина» в течение нескольких лет, сам вырос как поэт. Особенно он восхищается описанием сцен ночной беседы между Татьяной и ее няней, дуэли, посещения Татьяной кабинета Онегина и другими; лирическими отступлениями, в которых

«личность поэта… является такою любящею, такою гуманною».

Критик пишет, что поэт сумел сказать в романе необыкновенно много, и называет роман

«Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», «в высшей степени народным произведением».

Именно благодаря своей грандиозной цели и блестящей реализации, «Евгений Онегин» оказал огромное влияние на общество и его нравы, став для него «великим шагом вперед».

Белинский предрекает роману, который явился «актом сознания для русского общества», художественное бессмертие, говорит о том, что роман, несомненно, будет иметь непреходящее значение для русского общества. И как мы знаем, в этом великий критик оказался, бесспорно, прав.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна вам за внимание к моим трудам. Хочу предложить подобранный мною дидактический материал к теме «Виды сложных предложений». Не секрет, что учащиеся 9-го класса не очень-то жалуют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому, привлекая в качестве дидактического материала отрывки из изучаемого произведения, мы можем еще раз напомнить им известные или слышанные ими строки.

Цели урока:

Знать: виды сложных предложений.
Уметь: определять вид сложного предложения, расставлять в нем знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Попутное повторение: личные окончания глагола.
Дополнительное задание для сильных учеников: вспомните место в романе, откуда взят отрывок, найдите соответствующую строфу.

1) Сноснее многих был Евгений хоть он людей, конечно, знал.
2) Мы люб_м слушать иногда страстей чужих язык мятежный и нам он сердце шевелит.
3) А нынче все умы в тумане мораль на нас навод_т сон.

1) Сноснее многих был Евгений, хоть он людей, конечно, знал (II–XIV). (СПП; средство связи – подчинительный союз хоть (уступительный); в придаточной части есть вводное слово конечно.)
2) Мы люб им слушать иногда страстей чужих язык мятежный, и нам он сердце шевелит (II–XVIII). (ССП; средство связи – сочинительный союз и (соединительный).)
3) А нынче все умы в тумане, мораль на нас навод ит сон. (БСП; постановка запятой подчеркивает отсутствие причинно-следственных связей между частями предложения.)

1) Он верил что друзья готовы за честь его принять оковы.
2) В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседы их отцы.
3) Пора пришла она влюбилась.

1) И в голос все решили так что он опаснейший чудак.
2) Он сердцем милый был невежда его лелеяла надежда.
3) Им квас как воздух был потребен и за столом у них гостям носили блюды по чинам.

1) Чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
2) Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой над ней он голову ломал.
3) Я прежде сам его любил но надоел он мне безмерно.

1) Он пел те дальние страны где долго в лоно тишины лились его живые слезы.
2) Ему не нравились пиры бежал он их беседы шумной.
3) Зовут соседа к самовару а Дуня разлива_т чай.

1) Он верил что душа родная соединиться с ним должна.
2) Она поэту подарила младых восторгов первый сон и мысль о ней одушевила его цевницы первый стон.
3) Ей рано нравились романы они ей заменяли все.

1) Она в горелки не играла ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех.
2) Ветер ве_т и всход_т постепенно день.
3) Ждала Татьяна с нетерпеньем чтоб трепет сердца в ней затих.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые мелькали селы.
2) Он в том покое поселился где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.
3) Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их.

1) Блиста_т речка льдом одета мальчишек радостный народ коньками звучно реж_т лед.
2) Ему и больно и смешно а мать грозит ему в окно.
3) В смятенье Таня торопилась пока звезда еще катилась желанье сердца ей шепнуть.

1) Кокетка суд_т хладнокровно Татьяна люб_т не шутя.
2) Теперь мы в сад перелетим где встретилась Татьяна с ним.
3) Над нею вьется Лель а под подушкою пуховой девичье зеркало лежит.

1) Короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
2) Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.
3) Онегин руку замахнул и дико он очами брод_т.

1) Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу.
2) Он молча поклонился ей но как-то взор его очей был чудно нежен.
3) Когда гремел мазурки гром в огромной зале все дрожало.

1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
2) Ее сомнений Мартын Задека не решит но сон зловещий ей сулит печальных много приключений.
3) Заметив что Владимир скрылся Онегин скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился.

1) Татьяна бедная горит ее постели сон бежит.
2) Они над шахматной доской на стол облокотясь порой сидят задумавшись глубоко и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.
3) Тревож_т ее ревнивая тоска как будто хладная рука ей сердце жмет.

1) Встает заря во мгле холодной на нивах шум работ умолк.
2) Все чувства в Ленском помутились и молча он повесил нос.
3) Где жил питомец вдохновенья две сосны корнями срослись.

1) Морозна ночь все небо ясно.
2) Меж гор лежащих полукругом пойдем туда где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом.
3) Стада шумят и соловей уж пел в безмолвии ночей.

1) Тоска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
2) Ты в ослепительной надежде блаженство темное зовешь ты негу жизни узнаешь.
3) И Таня вход_т в дом пустой где жил недавно наш герой.

1) Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась.
2) Не зна_шь ты кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
3) Улан умел ее пленить улан любим ее душою.

1) Ты пьешь волшебный яд желаний тебя преследуют мечты.
2) Луна обход_т дозором дальний свод небес и соловей во мгле древес напевы звучные завод_т.
3) Она забыла что дома ждут ее давно.

1) Татьяна вид_т с трепетаньем какою мыслью замечаньем бывал Онегин поражен.
2) Теперь у нас дороги плохи мосты забытые гниют.
3) Неутомимы наши тройки и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают, как забор.

1) Уселись и возок почтенный скользя ползет за ворота.
2) Как я был доволен когда церквей и колоколен садов чертогов полукруг открылся предо мною вдруг!
3) К ней дамы подвигались ближе старушки улыбались ей.

1) Неотвязчивый лорнет он обраща_т поминутно на ту чей вид напомнил смутно ему забытые черты.
2) В ней сохранился тот же тон был так же тих ее поклон.
3) Любви все возрасты покорны но юным девственным сердцам ее порывы благотворны.

1) Он счастлив если ей накин_т боа пушистый на плечо.
2) В избушке распевая дева прядет и зимних друг ночей трещит лучинка перед ней.
3) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье.

1) Она его не замеча_т как он ни бейся.
2) Мне дорог день мне дорог час.
3) И постепенно в усыпленье и чувств и дум впада_т он а перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон.

1) Глаза его читали но мысли были далеко.
2) Он не заботился о том какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.
3) Вы поступили благородно вы были правы предо мной.

1) Но шпор незапный звон раздался и муж Татьянин показался.
2) Помните ль тот час когда в саду в аллее нас судьба свела?
3) На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый сбежалась челядь у ворот.

От редакции

Чтобы вам было легче проверить ответы сильных учеников, приводим адреса всех процитированных фрагментов. Предложите ребятам, справившимся с поиском самостоятельно, выписать целиком предложения, которые были частично приведены в карточках, и нарисовать их схемы. Стоит также, разобрав эти примеры на доске, обсудить, насколько пунктуация в различных изданиях романа А.С. Пушкина соответствует современной норме. Имейте в виду, что в разных изданиях пунктуация может не совпадать; в старших классах это стоит сделать предметом отдельного разговора.

№ 1. 1) II–XIV 2) II–XVIII 3) III–XII

№ 2. 1) II–VIII 2) II–XXI 3) III–VII

№ 3. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXXV

№ 4. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXIII

№ 5. 1) II–X 2) II–XI 3) II–XII

№ 6. 1) II–VIII 2) II–XXII 3) II–XXIX

№ 7. 1) II–XXVII 2) II–XXVIII 3) III–XI

№ 8. 1) II–I 2) II–III 3) IV–XXXIV

№ 9. 1) IV–XLII 2) V–II 3) V–VI

№ 10. 1) III–XXIV 2) IV–XI 3) V–X

№ 11. 1) IV–XL 2) V–XI 3) V–XX

№ 12. 1) IV–XL 2) V–XXXIV 3) V–XLII

№ 13. 1) IV–XL 2) V–XXIV 3) VI–I

№ 14. 1) IV–XXIII 2) IV–XXVI 3) VI–III

№ 15. 1) IV–XLI 2) VI–XIV 3) VI–XL

№ 16. 1) V–IX 2) VII–VI 3) VII–I

№ 17. 1) III–XVI 2) III–XV 3) VII–XVII

№ 18. 1) VII–XVII 2) VIII–XVII 3) VII–VIII.IX.X

№ 19. 1) III–XV 2) III–XVI 3) VII–XV

№ 20. 1) VII–XXIII 2) VII–XXXIV 3) VII–XXXV

№ 21. 1) VII–XXXII 2) VII–XXXVI 3) VIII–XV

№ 22. 1) VIII–XVII 2) VIII–XVIII 3) VIII–XXIX

№ 23. 1) VIII–XXX 2) IV–XLI 3) VIII – письмо Онегина к Татьяне

№ 24. 1) VIII–XXXI 2) VIII – письмо Онегина к Татьяне 3) VIII–XXXVII

№ 25. 1) VIII–XXXVI 2) II–XXIX 3) VIII–XLIII

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Евгений Онегин — Александра Пушкина

Роман Александра Сергеевича Пушкина “Евгений Онегин” – произведение необычное. Необычное уже по жанру – роман в стихах. Белинский называл его “энциклопедией русской жизни”, настолько полно, чтобы не сказать всеобъемлюще, в нем отражен век – от событий исторических до незначительных бытовых деталей.

“Евгений Онегин” писался Пушкиным около 8 лет. Это были годы настоящей творческой зрелости поэта. В 1831 году он наконец был окончен и в 1833-м вышел в свет. В творчестве Пушкина “Евгений Онегин” занимает, пожалуй,

Роман охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это были годы развития русского общества времени правления царя Александра I. В романе переплетены история и современные поэту события. Сюжет прост и хорошо известен. В центре произведения – любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Герои – Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский,

Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу. В этом виноваты как внешние обстоятельства, так и собственные их ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинами этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя.

Вместе с тем он отчетливо показывает, как губительна та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это “собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных” показывало эпоху…

Какова же главная мысль, главная идея “Евгения Онегина”? Она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди мало думающие, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться “в бездействии пустом”, как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.

Какова главная мысль главная идея «Евгения Онегина»

Этот роман не принадлежит к тем произведениям, в которых автор или сам от себя, или устами кого-нибудь из действующих лиц высказывает свою идею, причем все содержание произведения, все его действие должно подтвердить правильность этой идеи, убедительно ее раскрыть и развернуть во всех подробностях. «Евгений Онегин» не похож и на произведения вроде «Полтавы», «Медного всадника», «Бориса Годунова» и др. В них автор нигде не высказывает своей основной идеи, но действующие лица так выбраны и охарактеризованы, события так развиваются, что для внимательного читателя мысль, идея автора (обычно очень четкая и ясная) сама как бы вытекает из содержания произведения.

Читая «Евгения Онегина», кажется сначала, что автор ничего не хотел им доказать, никакой ясной, конкретной идеи в свой роман не вкладывал. Он показывает нам разнообразные картины русской жизни, развертывает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде, ничего не подбирая специально, никаких событий не сгущая нарочно. Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин в романе, вдуматься в ту правду, которую он нам показывает, то поневоле читатель должен прийти к определенным выводам: неправильно, нехорошо устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне, вроде деревенских соседей Онегина или отца Татьяны и Ольги — «доброго малого», никогда не читавшего книг и считавшего их «пустой игрушкой», проводившего свою спокойную жизнь в еде и питье… Такой же оказалась и Ольга, скоро забывшая своего убитого жениха и нашедшая счастье в браке с молодым офицером; такова же была и ее мать, насильно выданная за нелюбимого человека; она

* Рвалась и плакала сначала,

* С супругом чуть не развелась;

* Потом хозяйством занялась,

* Привыкла и довольна стала.

Люди же благородные, с высокими требованиями к жизни, тонко и сильно чувствующие, всегда несчастны. Или они гибнут, как Ленский, и притом в значительной степени по вине своего неправильного отношения к жизни, или же продолжают жить с опустошенной душой, без надежд на счастье, как Онегин и Татьяна. Ни богатство, ни высокое положение в обществе нисколько не облегчают им жизнь. Находить удовлетворение, счастье в работе для какой-нибудь высокой цели, для помощи другим они не в состоянии по своему воспитанию и положению, а устроить себе личное счастье им мешает их характер, их ошибки, связанные с их воспитанием и положением. Они осознают эти ошибки, но слишком поздно, чтобы их можно было исправить.

Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещичий, крепостнический строй

* Блажен, кто праздник жизни рано

* Оставил, не допив до дна

* Бокала полного вина,

* Кто не дочел ее романа

* И вдруг умел расстаться с ним,

* Как я с Онегиным моим.

Однако «Евгений Онегин» вовсе не пессимистическое произведение. Пушкин в нем вовсе не говорит о безнадежности борьбы со злом, не предлагает опускать руки и только грустить о неосуществимом счастье. В самом романе столько светлых картин, столько радующей душу красоты в изображении жизни, природы, столько проникновенных изображений хороших, честных, высоких чувств, переживаний и поступков, что эта светлая сторона содержания романа берет верх над печальными размышлениями автора.

А главное, так ясно, четко, художественно реалистично показаны Пушкиным все общественные причины неблагополучия жизни героев романа, все обстоятельства, создавшие характеры действующих лиц и предопределившие их судьбу, что перед читателем сразу возникает вопрос о необходимости борьбы с этими причинами, этими обстоятельствами. Пушкин так точно и ярко, образно указывает главного врага — бесцельную и бездельную жизнь людей дворянского класса, обеспеченную трудом крепостных крестьян, что этим самым подсказывается и то, что нужно сделать, чтобы люди, подобные Татьяне, Онегину, Ленскому, могли жить счастливо, содержательно, интересно. Неизбежность борьбы с калечащими людей условиями жизни, с крепостническим, самодержавным строем вытекала для общественно настроенного, внимательного, чуткого человека при чтении «Евгения Онегина», как и всех реалистических произведений Пушкина. Эту борьбу и вели лучшие люди того времени — декабристы, сам Пушкин, а позже-революционные демократы.

И русская реалистическая литература, в частности такие романы, как «Евгений Онегин» Пушкина, показывая верно, без прикрас, смягчений и утешений, всю жестокую правду жизни, всегда помогала и помогает этой издавна ведущейся борьбе лучших людей за счастье народа, всего человечества.

Белинский о романе «Евгений Онегин»

8-ую и 9-ую статьи цикла «Сочинения Александра Пушкина» Белинский целиком посвящает анализу романа в стихах «Евгений Онегин». И это не случайно.

По мнению критика, среди всех работ Пушкина «Евгений Онегин» занимает центральное место, поскольку в нем личность поэта проявилась со всей

«полнотой, светло и ясно… Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь, здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение – значит оценить самого поэта во всем объеме его творческой деятельности».

Достоинства романа

Переходя к анализу романа, Белинский выдвигает несколько парадоксальный на первый взгляд тезис:

«Самые его [романа] недостатки составляют его величайшие достоинства».

В дальнейшем он расшифровал свое утверждение.

Недостатком романа автор посчитал, как и многие критики того времени, то, что Пушкин показал в нем не современное им общество.

Мира, который Пушкин обрисовал в своем романе, уже не существовало на тот момент, показанные им взаимоотношения в обществе являлись устаревшими.

«Но разве вина поэта, что в России все движется так быстро?»

– восклицает критик и ставит в заслугу поэту то, что он сумел запечатлеть в своем произведении «действительность известного мгновения из жизни общества».

Иными словами, Белинский считал историзм романа одновременно его недостатком и достоинством – недостатком, с точки зрения пользы для современного общества, достоинством – с точки зрения художественной.

Ко второму достоинству «Евгения Онегина» автор отнес его народность. Комментируя журнальные споры, возникшие вокруг романа, критик утверждает, что роман является национальным произведением, обладающим подлинной народностью:

«В романе «Евгений Онегин» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении».

Под народностью он понимал вовсе не изображение жизни простого народа. Он спрашивает, почему современные критики считают, что

«русский во фраке или русская в корсете – уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».

Цитируя Гоголя, автор полностью соглашается с ним:

«Поэт тогда национален, когда он глядит на него [сторонний мир] глазами своей национальной стихии».

К достоинствам романа критик относил то, что он написан прекрасным русским языком, в нем отражены типические русские характеры, весь его дух пронизан чем-то исконно русским, народным, подобно ранней пушкинской поэме «Руслан и Людмила».

Поэтому, несмотря на то, что главные герои романа в стихах – дворяне, Белинский называет «Евгения Онегина» первым подлинно русским произведением.

Критик поддержал Пушкина в его выборе героев – представителей высшего света.

Война 1812 года дала большой толчок патриотическому движению в России, особенно в дворянской среде. Поэтому Пушкину важно было показать тот слой дворянского общества, в котором назревали недовольство и протест против общественно-политического устройства страны и из которого впоследствии вышли декабристы. С точки зрения историзма и развития цивилизации, в тот отрезок времени именно дворянское общество сыграло ведущую роль в судьбе России.

Белинский похвально отметил решимость Пушкина изобразить нравственный облик «наиболее оевропеившегося в России сословия».

Роман в стихах о прозе жизни

Белинский указывает, что цель Пушкина – показать развитие общества, поэтому он и решил написать именно роман, поскольку чувствовал: в обществе

«проза жизни так глубоко проникла в самую поэзию жизни»,

что для изображения современности эпическая поэма или повесть никак не могла подойти:

«Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от нее только одних поэтических ее мгновений; взял ее со всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию».

Критик отвечает на вопрос: почему «Евгений Онегин» написан в стихах: Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано

«ни одного порядочного романа и в прозе».

Это обеспечило произведению грандиозный успех, а Пушкину – громкую славу.

Таким образом, «Евгений Онегин» по своему содержанию – типичный роман, а по форме – поэзия.

Критика того времени часто сравнивала Пушкина и Байрона, находя сходство между байроновскими «Дон Хуаном» и «Чайлд-Гарольдом» и пушкинским «Евгением Онегиным». Белинский решительно отвергает всякое сходство, кроме формы, между произведениями двух великих поэтов, особенно в плане содержания. Конечно, критик признает, что форму подобных романов изобрел Байрон.

и пафос его произведений – вовсе не изображение действительности, а суд над ней.

он заботился о достоверном отображении действительности, и поэтому его роман – подлинное национальное произведение.

Герои Пушкина – вовсе не демонические личности и не образцы добродетели, как зачастую было в современных Белинскому романах, в том числе, и в романах Байрона. Его герои – обычные люди, отношения между ними складываются естественные, как и в жизни. Критик относил к заслугам Пушкина то, что он

«вывел из моды и чудовищ порока и героев добродетели».

Белинский, подобно многим критикам и читателям, задавался вопросом:

«Почему роман «Евгений Онегин» без конца?».

Почему он заканчивается тем, что Пушкин оставляет своего героя на распутье.

«Что же это такое? Где же роман? Какая его мысль?»

– восклицает критик и сам себе отвечает: в романе нет конца, поскольку в самой действительности нет конца, что суть самой жизни заключается в отсутствии развязок. К тому же сам Онегин – «существо неопределенное», «отдавшееся зевоте», не имеющее цели в жизни. Он так никуда не приложил силы своей «богатой натуры», его жизнь лишена смысла, а потому роман лишен концовки.

Энциклопедия русской жизни

Автор подробного анализа отмечает художественные достоинства романа, говоря, что Пушкин, творя «Евгения Онегина» в течение нескольких лет, сам вырос как поэт. Особенно он восхищается описанием сцен ночной беседы между Татьяной и ее няней, дуэли, посещения Татьяной кабинета Онегина и другими; лирическими отступлениями, в которых

«личность поэта… является такою любящею, такою гуманною».

Критик пишет, что поэт сумел сказать в романе необыкновенно много, и называет роман

«Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», «в высшей степени народным произведением».

Именно благодаря своей грандиозной цели и блестящей реализации, «Евгений Онегин» оказал огромное влияние на общество и его нравы, став для него «великим шагом вперед».

Белинский предрекает роману, который явился «актом сознания для русского общества», художественное бессмертие, говорит о том, что роман, несомненно, будет иметь непреходящее значение для русского общества. И как мы знаем, в этом великий критик оказался, бесспорно, прав.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Очень благодарна вам за внимание к моим трудам. Хочу предложить подобранный мною дидактический материал к теме «Виды сложных предложений». Не секрет, что учащиеся 9-го класса не очень-то жалуют роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэтому, привлекая в качестве дидактического материала отрывки из изучаемого произведения, мы можем еще раз напомнить им известные или слышанные ими строки.

Цели урока:

Знать: виды сложных предложений.
Уметь: определять вид сложного предложения, расставлять в нем знаки препинания, строить схему сложного предложения.
Попутное повторение: личные окончания глагола.
Дополнительное задание для сильных учеников: вспомните место в романе, откуда взят отрывок, найдите соответствующую строфу.

1) Сноснее многих был Евгений хоть он людей, конечно, знал.
2) Мы люб_м слушать иногда страстей чужих язык мятежный и нам он сердце шевелит.
3) А нынче все умы в тумане мораль на нас навод_т сон.

1) Сноснее многих был Евгений, хоть он людей, конечно, знал (II–XIV). (СПП; средство связи – подчинительный союз хоть (уступительный); в придаточной части есть вводное слово конечно.)
2) Мы люб им слушать иногда страстей чужих язык мятежный, и нам он сердце шевелит (II–XVIII). (ССП; средство связи – сочинительный союз и (соединительный).)
3) А нынче все умы в тумане, мораль на нас навод ит сон. (БСП; постановка запятой подчеркивает отсутствие причинно-следственных связей между частями предложения.)

1) Он верил что друзья готовы за честь его принять оковы.
2) В тени хранительной дубравы он разделял ее забавы и детям прочили венцы друзья-соседы их отцы.
3) Пора пришла она влюбилась.

1) И в голос все решили так что он опаснейший чудак.
2) Он сердцем милый был невежда его лелеяла надежда.
3) Им квас как воздух был потребен и за столом у них гостям носили блюды по чинам.

1) Чтоб только время проводить сперва задумал наш Евгений порядок новый учредить.
2) Цель жизни нашей для него была заманчивой загадкой над ней он голову ломал.
3) Я прежде сам его любил но надоел он мне безмерно.

1) Он пел те дальние страны где долго в лоно тишины лились его живые слезы.
2) Ему не нравились пиры бежал он их беседы шумной.
3) Зовут соседа к самовару а Дуня разлива_т чай.

1) Он верил что душа родная соединиться с ним должна.
2) Она поэту подарила младых восторгов первый сон и мысль о ней одушевила его цевницы первый стон.
3) Ей рано нравились романы они ей заменяли все.

1) Она в горелки не играла ей скучен был и звонкий смех и шум их ветреных утех.
2) Ветер ве_т и всход_т постепенно день.
3) Ждала Татьяна с нетерпеньем чтоб трепет сердца в ней затих.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые мелькали селы.
2) Он в том покое поселился где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.
3) Владимир и писал бы оды да Ольга не читала их.

1) Блиста_т речка льдом одета мальчишек радостный народ коньками звучно реж_т лед.
2) Ему и больно и смешно а мать грозит ему в окно.
3) В смятенье Таня торопилась пока звезда еще катилась желанье сердца ей шепнуть.

1) Кокетка суд_т хладнокровно Татьяна люб_т не шутя.
2) Теперь мы в сад перелетим где встретилась Татьяна с ним.
3) Над нею вьется Лель а под подушкою пуховой девичье зеркало лежит.

1) Короче становился день лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась.
2) Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне.
3) Онегин руку замахнул и дико он очами брод_т.

1) Ложился на поля туман гусей крикливых караван тянулся к югу.
2) Он молча поклонился ей но как-то взор его очей был чудно нежен.
3) Когда гремел мазурки гром в огромной зале все дрожало.

1) Уж небо осенью дышало уж реже солнышко блистало.
2) Ее сомнений Мартын Задека не решит но сон зловещий ей сулит печальных много приключений.
3) Заметив что Владимир скрылся Онегин скукой вновь гоним близ Ольги в думу погрузился.

1) Татьяна бедная горит ее постели сон бежит.
2) Они над шахматной доской на стол облокотясь порой сидят задумавшись глубоко и Ленский пешкою ладью берет в рассеянье свою.
3) Тревож_т ее ревнивая тоска как будто хладная рука ей сердце жмет.

1) Встает заря во мгле холодной на нивах шум работ умолк.
2) Все чувства в Ленском помутились и молча он повесил нос.
3) Где жил питомец вдохновенья две сосны корнями срослись.

1) Морозна ночь все небо ясно.
2) Меж гор лежащих полукругом пойдем туда где ручеек, виясь, бежит зеленым лугом.
3) Стада шумят и соловей уж пел в безмолвии ночей.

1) Тоска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.
2) Ты в ослепительной надежде блаженство темное зовешь ты негу жизни узнаешь.
3) И Таня вход_т в дом пустой где жил недавно наш герой.

1) Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась.
2) Не зна_шь ты кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?
3) Улан умел ее пленить улан любим ее душою.

1) Ты пьешь волшебный яд желаний тебя преследуют мечты.
2) Луна обход_т дозором дальний свод небес и соловей во мгле древес напевы звучные завод_т.
3) Она забыла что дома ждут ее давно.

1) Татьяна вид_т с трепетаньем какою мыслью замечаньем бывал Онегин поражен.
2) Теперь у нас дороги плохи мосты забытые гниют.
3) Неутомимы наши тройки и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают, как забор.

1) Уселись и возок почтенный скользя ползет за ворота.
2) Как я был доволен когда церквей и колоколен садов чертогов полукруг открылся предо мною вдруг!
3) К ней дамы подвигались ближе старушки улыбались ей.

1) Неотвязчивый лорнет он обраща_т поминутно на ту чей вид напомнил смутно ему забытые черты.
2) В ней сохранился тот же тон был так же тих ее поклон.
3) Любви все возрасты покорны но юным девственным сердцам ее порывы благотворны.

1) Он счастлив если ей накин_т боа пушистый на плечо.
2) В избушке распевая дева прядет и зимних друг ночей трещит лучинка перед ней.
3) Предвижу все вас оскорбит печальной тайны объясненье.

1) Она его не замеча_т как он ни бейся.
2) Мне дорог день мне дорог час.
3) И постепенно в усыпленье и чувств и дум впада_т он а перед ним воображенье свой пестрый мечет фараон.

1) Глаза его читали но мысли были далеко.
2) Он не заботился о том какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой.
3) Вы поступили благородно вы были правы предо мной.

1) Но шпор незапный звон раздался и муж Татьянин показался.
2) Помните ль тот час когда в саду в аллее нас судьба свела?
3) На кляче тощей и косматой сидит форейтор бородатый сбежалась челядь у ворот.

От редакции

Чтобы вам было легче проверить ответы сильных учеников, приводим адреса всех процитированных фрагментов. Предложите ребятам, справившимся с поиском самостоятельно, выписать целиком предложения, которые были частично приведены в карточках, и нарисовать их схемы. Стоит также, разобрав эти примеры на доске, обсудить, насколько пунктуация в различных изданиях романа А.С. Пушкина соответствует современной норме. Имейте в виду, что в разных изданиях пунктуация может не совпадать; в старших классах это стоит сделать предметом отдельного разговора.

№ 1. 1) II–XIV 2) II–XVIII 3) III–XII

№ 2. 1) II–VIII 2) II–XXI 3) III–VII

№ 3. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXXV

№ 4. 1) II–IV 2) II–VII 3) II–XXIII

№ 5. 1) II–X 2) II–XI 3) II–XII

№ 6. 1) II–VIII 2) II–XXII 3) II–XXIX

№ 7. 1) II–XXVII 2) II–XXVIII 3) III–XI

№ 8. 1) II–I 2) II–III 3) IV–XXXIV

№ 9. 1) IV–XLII 2) V–II 3) V–VI

№ 10. 1) III–XXIV 2) IV–XI 3) V–X

№ 11. 1) IV–XL 2) V–XI 3) V–XX

№ 12. 1) IV–XL 2) V–XXXIV 3) V–XLII

№ 13. 1) IV–XL 2) V–XXIV 3) VI–I

№ 14. 1) IV–XXIII 2) IV–XXVI 3) VI–III

№ 15. 1) IV–XLI 2) VI–XIV 3) VI–XL

№ 16. 1) V–IX 2) VII–VI 3) VII–I

№ 17. 1) III–XVI 2) III–XV 3) VII–XVII

№ 18. 1) VII–XVII 2) VIII–XVII 3) VII–VIII.IX.X

№ 19. 1) III–XV 2) III–XVI 3) VII–XV

№ 20. 1) VII–XXIII 2) VII–XXXIV 3) VII–XXXV

№ 21. 1) VII–XXXII 2) VII–XXXVI 3) VIII–XV

№ 22. 1) VIII–XVII 2) VIII–XVIII 3) VIII–XXIX

№ 23. 1) VIII–XXX 2) IV–XLI 3) VIII – письмо Онегина к Татьяне

№ 24. 1) VIII–XXXI 2) VIII – письмо Онегина к Татьяне 3) VIII–XXXVII

№ 25. 1) VIII–XXXVI 2) II–XXIX 3) VIII–XLIII

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: