Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Религия ингушей. Здравоохранение и просвещение. Искусство и литература
Этнография — Народы Кавказа

Официальной религией ингушей был ислам суннитского толка, проникший в Ингушетию из Чечни и утвердившийся здесь в первой половине XIX в. Судя по сохранившимся многочисленным памятникам христианства (церкви, часовни, кресты), в горах Ингушетии еще в XVII—XVIII вв. население исповедовало христианскую религию, занесенную сюда из соседней Грузии. Однако наряду с этим у ингушей, особенно в горной шолосе, существовало немало пережитков дохристианских верований.

Одним из самых распространенных был культ Мяцела — покровителя урожая; считалось также, что от Мяцела зависит рождение детей и размножение скота. В честь Мяцела ежегодно в конце июня приносились жертвы на горе Столовой (главным образом жителями Джераховского и Мецхальского обществ).

Каждая семья приносила сюда пироги, пиво и приводила жертву — белого барана или бычка. При выходе из селения девушки пели религиозные песни, а мужчины стреляли из винтовок; на ‘привалах молодежь устраивала танцы. Поднявшись до вершины горы, ночевали в пещерах скал. Вечером разводили костры, танцевали и веселились. Утром всходили на самую вершину горы к часовне Мяцела и располагались вокруг нее — жители каждого селения на своем определенном месте. Потом совершались жертвоприношения. По сведениям Б. Далгата, присутствовавшего на этом празднике в 1893 г., здесь было зарезано около 30 ба;ранов 10 .

В советское время, благодаря проведению широкого культурного строительства, влияние религии в основном было подорвано. Но религиозные пережитки еще сохранились среди отсталой части населения. Общественные и культурно-просветительные организации республики ведут большую работу по атеистическому воспитанию трудящихся, добиваясь полного искоренения религиозных предрассудков.

Здравоохранение и просвещение

В дореволюционной Ингушетии здравоохранение практически отсутствовало. Лечением больных занимались невежественные муллы и старухи-знахарки. мреди горцев свирепствовали тяжелые болезни: туберкулез, оспа, тиф, чума и другие, уносившие много человеческих жизней.

В советское время Ингушетия покрылась сетью лечебных учреждений — больниц, амбулаторий, поликлиник, женских и детских консультаций и т. д. В ущелье Армхи создан крупный курорт.

Накануне революции у ингушей было всего 0,5% грамотных. Своей письменности ингуши не имели. В мусульманских школах, имевшихся в нескольких селениях Ингушетии, обучение сводилось к зазуфиванию наизусть текстов корана.

Во всей Ингушетии была только одна светская двухклассная школа, открывшаяся в 1868 г. в сел. Назрань. В ней обучалось ежегодно не более 70—75 учащихся, преимущественно дети сельских старшин и кулаков. Передовые представители немногочисленной в то время ингушской интеллигенции неоднократно ставили вопрос о преобразовании этой школы в шестиклассное городское училище, а также об открытии новых школ. «Пора, наконец, понять,— писал учитель М. Ч. Котиев,— что ни тюрьма, ни Сибирь, ни казни и т. п. репрессивные меры не служат к исправлению народа, который веками живет в беспросветном мра>ке невежества. Нас всех,— продолжает он,— учителей ингушей числом до 10 человек. Из них трое служат среди своих же ингушей. Некоторые без места и четверо из нас служат на чужбине. Подобное явление объясняется отсутствием школ среда ингушей. При первом же случае открытия школ в Ингушетии мы готовы жертвовать собой и карьерой и вернуться в невзрачные аулы для служения родному народу, чтобы приобщить своих темных братьев к культурному и просвещенному многомиллионному русскому народу» и . Однако царское правительство оставалось глухо ‘К этим требованиям.

Но даже в тяжелых условиях царского режима из среды ингушского народа выдвинулся ряд видных деятелей культуры. Среди них особенно следует отметить Чаха Эльмурзаевича Ахриева (1850—1914) из сел. Фур- тоуче Джераховского общества. В семилетнем возрасте Ахриев был взят как заложник (аманат) во Владикавказ, где его отдали в военную кантонистскую школу. Затем он окончил Ставропольскую гимназию и Нежинский лицей. Чах Ахриев был первым ингушским этнографом. Ему принадлежит ряд очерков и статей по культуре, быту и устному народному творчеству ингушей. Большой научный интерес представляют собранные и напечатанные Ахриевым предания о происхождении ингушского народа.

Ликвидация массовой неграмотности населения, создание ингушской письменности, развитие народного образования, формирование национальной интеллигенции — все это достижения советского строя. Письменность на ингушском языке создана в 1923 г. сначала на основе латинского алфавита, а затем (с 1938 г.) — русского. В 1923 г. начала выходить ингушская газета «Сердало» («Свет»). Большое значение для развития народного образования и печати ингушей имел также выход в 1925 г. грамматики ингушского языка, составленной видным ингушским ученым и литератором 3. К. Мальсаговым.

Уже в 1940 г. в Ингушетии было около 60 школ, в которых обучалось 14 200 человек. Больше половины учителей этих школ составляли ингуши, получившие образование в Чечено-Ингушском: педагогическом институте, а также в вузах и техникумах других республик страны.

В 1928 г. было основано первое ингушское научное учреждение — Ингушский научно-исследовательский институт во Владикавказе. В 1934 г. он слился с Чеченским научно-исследовательским институтом в Грозном.

Большая работа проведена по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Уже к концу второй пятилетки грамотность на родном языке среди взрослого населения поднялась до 75%, а в настоящее время неграмотность в основном ликвидирована. Почти во всех селениях ‘Имеются библиотеки, клубы и т. д.

В Чечено-Ингушской АССР издаются две республиканские и две районные газеты на ингушском языке. Республиканское издательство выпускает на ингушском языке школьные учебники, политическую и художественную литературу. За годы Советской власти выросли значительные кадры национальной интеллигенции. Ингуши имеют своих педагогов, врачей, агрономов, инженеров, ученых и других специалистов.

Искусство и литература

С глубокой древности Ингушетия славилась не только искусством сооружения каменных строений, но и резьбой по камню. Ингушские резчики высекали на стенах башен и надгробных памятниках сложный животныи и растительный орнамент, полумесяцы, шестиконечные звезды и т. д.

Древние традиции имеет и ингушское ковроделие. Ингушские войлочные ковры отличались оригинальными рисунками, мотивами которых служили оленьи рога, солнце, полумесяц, звезды, а также всевозможные горные растения. Излюбленными тонами ковров были красные, ярко-желтые, оранжевые и др. С переселением ингушей на плоскость ковроделие у них постепенно заглохло.

Музыкальное творчество имеет много общего с соседними народами. До 80—90-х годов XIX в. наиболее распространенным музыкальным инструментом у ингушей, как и у осетин и кабардинцев, являлась трехструнная скрипка (пандыр) с дугообразным смычком. Впоследствии пандыр был вытеснен русской гармоникой, на которой до сих пор играют преимущественно девушки. Распространены также зурна и бубен, проникшие сюда, вероятно, из Чечни и Дагестана.

Любимый народный танец — парная лезгинка, исполняющаяся под гармонику. Большой популярностью среди ингушей пользуются массовые танцы, сходные с танцами осетин (симд) и кабардинцев (удж, къафэ).

Ингушский народ создал много разнообразных песен, отличающихся силой и выразительностью чувств, богатством образов. Это песни, исполняющиеся во врем’я танцев, а также любовные и свадебные песни, славящие героев, высмеивающие трусов, песни-плачи по покойнику-мужу и др. В советское время появились песни, отражающие современную жизнь ингушского народа. Во многих селениях созданы самодеятельные ансамбли песни и пляски. Республиканский ансамбль песни и пляски состоит как из чеченцев, так и из ингушей. Важную роль в деле подготовки кадров мастеров ингушского национального искусства играет музыкальный техникум в Грозном.

Наряду с песнями в ингушском фольклоре значительное место занимают нартский эпос, различные легенды, предания, сказки и т. д. Лучшие образцы устного народного творчества ингушей неоднократно издавались на русском и ингушском языках.

На фольклорные традиции опирается ингушская художественная литература, возникшая в годы Советской власти. Большую роль в развитии национальной литературы сыграли А. Гайгов, 3. Мальсагов, О. Мальсагов, Х.-Б. Муталиев и др. В их произведениях ярко показаны как дореволюционная жизнь горца, так и строительство социализма в Советской Ингушетии.

На развитие ингушской классической литературы большое влияние оказало творчество классиков русской дореволюционной и советской литературы—А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, М. Горького, многие произведения которых переведены на ингушский язык.

В советское время ингушский народ создал и свое театральное искусство. В репертуаре Чечено-Ингушского драматического театра в Грозном значительное место занимают пьесы ингушских писателей. За годы Советской власти ингушский народ создал свою высокоразвитую культуру.

Стих лермонтова ингуш

Ниже я привожу слова Г.А.Ткачева, где он описывает осетин, ингушей и некоторые другие кавказские народы. Эта глава дословно перепечатана из его книги (оригинала) изданной в 1911 году, «Ингуши и Чеченцы в семье народностей Терской области».

Для достоверности предоставляю Вам и отсканированную лицевую обложку книги:

Положение других народностей.

22. Не национальный ли гнет? Если бы насилия, чинимыя ингушами и чеченцами, были направлены против одних казаков или только против однихъ русских, тогда возможно было бы предположить, что эти насилия есть результат национальной вражды, процесс реакции против когда-то учинявшагося гнета, — какъ многие и думают. Но вся обстановка грабежей этому противоречит.

23. Кабардинцы. Еще в 1909 году, на одном из фракционных заседаний партии центра Государственной Думы, многие депутаты могли видеть седовласаго старика, уполномоченнаго кабардинцев, который, влед за казачьим представителем, подтверждал им эту истину.

Одно интеллигентное лицо, из лучших кабардинских фамилий, высказывало следующим образом свои сетования по поводу творящихся над кабардинцами безобразий.

— «Когда кабардинский народ был независим, кабардинцы никогда не позволяли над собой таких насилий. Наши отцы умели защищать свою неприкосновенность. Ингуши и Чеченцы были нашими данниками. Они не смели помыслить приблизиться к черте наших селений, не только воровать и грабить… Но мы вошли в состав России, поверили силе русскаго закона… отдали свое оружие… Что же с нами делают. Вооруженные ингуши и чеченцы разъезжают по нашей земле, чего не бывало прежде. Издеваются, насильничают. …На наших глазах отхватывают наши табуны, прогоняют мимо кабардинских селений. Соседи выбегают по тревоге, видят, как гонят награбленное народное добро; но только безпомощно бьют об полы руками… и возвращаются с краской стыда в свои жилища».

Лично о себе этот кабардинец рассказал следующее:

— Был у меня родительский конный табун, как у многих кабардинцев. Много лет под ряд я содержал этот табун почти исключительно для ингушей, потому что они одни им пользовались: приедут и заберут весь приплод ежегодно. Но производителя не брали. Наконец, наехали однажды, забрали и производителя… Плюнул я, и бросил коневодство. Так многие кабардинцы побросали»…

24. Осетины. Осетины – наиболее просвещенный из туземных народов. Но и у них мира нет с ингушами. 23 мая 1907 года в одном из их селений, Ольгинском, произошло целое сражение, следующим образом описанное в местной газете:

«В предобеденное время ингуши большим скопищем напали на жителей сел. Ольгинскаго и стали их грабить. Из ольгинцев одни в панике бежали из селения, другие же стали защищать себя и свое имущество. В первое время разграблен был дом ольгинскаго священника, который с семьей очутился в сел. Беслан. В нескольких местах сел. Ольгинское было подожжено. Местная администрация стала взывать о помощи во Владикавказ и на ст. «Беслан». Первоначальную помощь оказал резерв Апшеронцев, стоявших для охраны на станции. Под командой поручика Белявскаго, резерв этот, состоявший 15 вооруженных солдат, отправился в Ольгинское, где им удалось влезть на колокольню церкви и оттуда первое время отражать нападения со стороны ингушей. Между 4 и 5 часом дня к месту происшествия прибыла конная сотня казаков. В помощь им отправлено было два пулемета и часть апшеронцев. Во время перехода этих воинских частей ингуши продолжали вести ожесточенную перестрелку и где можно грабили и увозили верхом и на арбах. В этот промежуток оказались раненными три нижних чина: два апшеронца и один казак. Раненые, под охраной нескольких человек, во главе с поручиком Белявским, отправлены были на ст. «Беслан». К 8 часам вечера в Ольгинском селении насчитывалось до трех сгоревших домов, а убитыми и ранеными до 30 чел.; тяжело раненые были отправлены во Владикавказский военный госпиталь, некоторые же из легко раненых успели скрыться вместе с женами и детьми в ближайших местах. К ночи же, когда на Ольгинское селение стали наступать от 3-х до 4-х тысяч ингушей, из Владикавказа были отправлены две батареи с орудиями и один батальон. В нападении ингушей до 10 час. и 20 мин. ночи был перерыв, а затем они снова возобновили перестрелку. Тогда принуждены были пустить в ход пулеметы, произошел перекрестный огонь со стороны двух позиций. Областной администрации дано было знать что пулеметный огонь не достигает цели, а необходима артиллерия. В 11 час. ночи еще шла перестрелка, а в полночь уже все стихло. В Ольгинском оказалось до 10-ти сгоревших домов; были трупы убитых ингушей, которых родственники клали на арбы и увозили в аул. Очевидцами массового движения на ольгинцев были и некоторые из пассажиров, ехавших с поездом ж. д. Очевидцы рассказывают, что, начиная от разъезда «Яндырка», Вл. ж. д., и до селений Базоркинскаго и Ольгинскаго тянулись вереницы вооруженных ингушей; одни из них следовали на арбах, другие – верхами, было много и пеших. Часть ингушей около сел. Базоркина находилась в окопах, откуда, главным образом, они и производили стрельбу по ольгинцам и войскам до часа ночи. В 10-м часу утра на разъезд «Долаково», Вл. ж. д., прибыл санитарный вагон для приема и отправки раненых.

(Их газеты «Терск. Вед.» за 1907 г. № 114).

И напрасно осетинская депутация показывала прибывшему генерал-губернатору Колюбакину тела своих раненых и трупы убитых. Ингушам, по обыкновению, все сошло благополучно.
— Ингушам все сойдет! Говорят знающие здесь, и это убеждение подкрепляется даже настоящим запросом.

25. Караногайцы. Положение караногайцев, «обслуживаемых чеченцами, самое безотрадное.

Еще в эпоху прошлой войны набеги в караногайскую степь составляли излюбленное занятие чеченских шаек. Народ безоружный, мирный – они не то, что казаки, которые всегда готовы дать сдачи. Как робкие овцы, они только жмутся при появлении грознаго гостя и отдают все безропотно.

Пригнетенные и запуганные хищниками-чеченцами, арендующими соседние участки под видом мирнаго промысла, они не только боятся жаловаться, но со страхом передают даже один-на-один о своей доле.

— Как можно – убьет! говорили они, пугаясь, атаману отдела, который посетил их в прошлом году и разспрашивал об обстоятельствах краж и виновных.
— Ты уедешь, а он убьет! Придет и убьет, если узнает.
Чтобы добиться, кто его грабитель, нужно было обещать караногайцу, что чеченца не станут преследовать.

Зная наши «законы», караногайцы были уверены, что из преследования ничего не выйдет, а им все равно отомстят, если не сам вор, так его товарищ.

26. Кумыки. Кумыки, как низовые казаки, ближе всех граничат с территориями чеченцев, и они, как караногайцы, терпят от них давно.

Мне только раз пришлось проехать по территории кумыков, но и в этот единственный раз пришлось быть свидетелем следующаго факта.

В селении Аксай, где мы остановились в доме почтеннаго кумыка, было горе: было выкрадено 8 буйволиц, составлявших главное богатство хозяина. Сына кумыка не было дома: он поехал их разыскивать. Дальше по дороге в Хасав-Юрт мы его встретили. Он скакал озабоченный домой в сопровождении какого-то туземца. Мой знакомый разговорился. Оказалось, что сын нашел буйволиц в Баташ-Юрте и теперь ехал к отцу за выкупом: воры требовали 70 рублей за 8 буйволиц, цена не высокая. Я был очень возмущен и безстыдством воров, и таким послаблением, им оказываемым, и, когда, на возвратном пути, мы опять заехали к кумыку, — я стал ему высказывать. К моему огорчению, вместо почтеннаго кумыка, мне пришлось краснеть самому, — и очень много, — когда, в ответ, он начал сыпать справедливые упреки моему правительству (он говорил: начальству) за потачку тем самым ворам, в которой я его обвинял, и разсказывать про свое горемычное житье под гнетом воров, будто бы правительством («начальством») покровительствуемых.

— Как не выкупить? Говорил кумык. Денег не дашь, буйволиц загонят, что не найдешь или порежут. Доказывать, кто деньги принимал? Он скажет, я тебя не знаю: свидетелей не было. Скажешь тому, кто указал буйволиц: ты знаешься с ворами; говорит: нет, передал один знакомый… Сам кругом виноватым будешь.

От этого кумыка я многое в один вечер узнал о нашем суде и о нашей власти.

Довольно сказать, что туземцы предпочитают платить разбойникам дань и оканчивать дело миром, чем обращаться к помощи русских судебных учреждений.

— Вызовет тебя судья, — говорит кумык: ты приедешь, вора нет; поезжай назад, дело откладывается. Зовут тебя на другой раз, — ты рабочий человек; тебе некогда: на ярмарку надо ехать (кумык был скотопромышленник), дело в другом ауле. Ты не поехал, думаешь – отложат опять; вор приехал, тебе отказ: зачем не приехал. А вор грозит: убью, сожгу…

Так живут кумыки.

В последнее время у них стояла особая стража на всей границе Чечни, для защиты округа от чеченцев.

27. Хевсуры и андийцы. Хевсуры и андийцы, гранича с Чечней, живут вне Терской области; хевсуры в Тифлисской губернии, андийцы в Дагестанской области. Те и другие горные пастухи, живущие в неприступных щелях. Как живется им в соседстве чеченцев, у нас сведений нет. Но что у добрых и мирных андийцев с чеченцами дружбы никогда не было, общеизвестно. А полудикие Хевсуры в позапрошлом году 4-х чеченцев сожгли живьем, поймавши на краже.

Теперь вопрос – как можно утверждать сейчас, все то, о чем пишут на форумах ингуши, когда еще в 1911 году, были описаны сторонним наблюдателем, и ингуши, и осетины, и другие народности?

Просмотров: 90549
Другие новости по теме:
  • Динамика этнической структуры населения Северной Осетии за 80 лет
  • Возврашение ингушей на Кавказ
  • XX — век
  • За что депортировали народы?
  • Призрак Беслана
  • Ингуши Северной Осетии протестуют против похищений местных жителей
  • § 22. СОСЕДИ ОСЕТИИ
  • ГАТУЕВ Дзахо
  • О бедняке и старике
  • Бедняк и хан-богач
  • Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Информация

    Идея герба производна из идеологии Нартиады: высшая сфера УÆЛÆ представляет мировой разум МОН самой чашей уацамонгæ. Сама чаша и есть воплощение идеи перехода от разума МОН к его информационному выражению – к вести УАЦ. Далее.

    Переводы и изучение Лермонтова в литературах народов СССР

    С. Л. Зухба Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл. , 1981

    Стих лермонтова ингуш

    Больше чем Дюма, ингуши любят цитировать только Лермонтова. Но и Дюма писал не совсем так, как хотелось бы ингушам. Если Дюма пишет «не так», то его необходимо «подправить»:

    А теперь смотрим оригинал:

    Впрочем, часто это место не «забывают», но на «кромсании» остального текста, это мало сказывается:

    В этой цитате, ингуши опускают, неудобные, с точки зрения современного ура-патриотичного ингуша, места и примечания:

    Ну и главное о чем наши соседи забыли, это примечание редактора:

    Мало кто обращает внимание, но ДЮМА ТАК ДО ОСЕТИИ И НЕ ДОБРАЛСЯ не дойдя 9 верст до Къоба, он развернулся. Встреча же с «осетинами» была в двух-трех верстах от Кайшаура (по этим данным, между Кайшауром и Къобом 16 верст). Безусловно, как соседи, осетины принимали непосредственное участие в этногенезе мохевцев, но мохевцы — это этнографическая группа грузин, а не осетины.

    Comments

    Если честно я увидел слово собаки и ингуши.

    Вот сообщение анонима:

    а зачем там жить югоосетинскому этносу. Ну привезли вас во время высылки ингушей, ингуши возвратились уже давно, дальше что. зачем роль собак исполнять, возвратились бы вы тоже туда, откуда вас привезли и перестали бы выполнять роль клина между ингушами и теми осетинами с которыми ингуши жили рядом, бок о бок, и Бог даст скоро снова будут жить вместе.

    Я не лгу, а просто подумал, что ты оскорбляешь мой народ. Потому удалил комменты.

    ***Искренность понятие растяжимое. Играть честно в карты с шулером (который уже заранее обманывает) обычно заканчивается плачевно.

    Удалил.
    Я запрещаю оскорблять нации в блоге. Не заметил тот коммент.

    Поострожней со словами, «дружок». Собаками может быть являются те ингуши, кто способствовал обострению в Пригородном.

    Этот я коммент я не тронул:

    Многие северные осетины и сегодня говорят, что «ингуши лучше кударцев»
    северные осетины и ингуши даже после русской оккупации были вместе в составе одной Терской области, а потом были Горской республикой и последними их вывели из нее. чего не скажешь о южных осетинах, у которых сосвсем другая история и которые совсем другой народ.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: