Есть женщины в русских селеньях (По произведениям Н

«Есть женщины в русских селеньях» (По произведениям Н. А. Некрасова)

Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: «Русские женщины», «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо».

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:

Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома! —

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
Богатырского сложения.
Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок.
Когда-то в молодости она:

Красотою дивила, была

и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке:

Тот сердца в груди не носил,

Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.

Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».

Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была. —

говорит о себе Матрена.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы:

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осъми,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. «Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой».

Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: «Не дело — между бабами счастливую искать».

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет «с гневом на сердце». Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

«Русские женщины» — сочинение по поэме Некрасова

«Русские женщины» — сочинение

Поэма Некрасова «Русские женщины» рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение — «Декабристки», но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины — они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение — это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество. Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.

Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, — это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.

Поэма «Русские женщины» представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ «русской женщины» — это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова — это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам — вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались — Русскими Женщинами с большой буквы!

Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Анализ поэмы Некрасова «Русские женщины»

Поэма Н.А.Некрасова «Русские женщины» (1871- 1872) — поэма о женах декабристов, участников восстания на Сенатской площади Петербурга в 1825 году. Обращаясь к прошлому, Н.А.Некрасов размышлял и о современности. В героинях декабристской эпохи Некрасов справочник школьника 435 искал и находил черты, которые объединяли их с русскими женщинами 60-70 годов XIX века. Воссоздавая в поэме жизненный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой и Марии Николаевны Волконской, Некрасов открывал новые грани национального женского характера. Первоначальное заглавие произведения — «Декабристки» — было заменено новым, укрупнившим и расширившим содержание авторского замысла: «Русские женщины».

К первой публикации «Княгини Трубецкой» в журнале «Отечественные записки» поэт сделал примечание, где говорилось, «что самоотвержение, высказанное ими (декабристками), останется навсегда свидетельством великих душевных сил, присущих русской женщине, и есть прямое достояние поэзии». Душевная щедрость, стойкость и мужество перед лицом страданий и лишений, чувство долга и верность естественно сближают в нравственном плане некрасовских княгинь и некрасовских крестьянок в единое понятие «русские женщины». Основная черта характера некрасовских декабристок — высокое гражданское самосознание, определяющее программу жизненного поведения. Их смелое решение последовать за мужьями в глухую сибирскую ссылку — подвиг во имя любви и сострадания, но и во имя справедливости.

Это общественно значимый поступок, это вызов злой воле, открытое противоборство высшей власти. Поэтому столь психологически достоверен кульминационный эпизод второй части поэмы: княгиня Волконская в миг долгожданной встречи с мужем целует прежде его каторжные цепи. В работе над поэмой Некрасов опирался на исторические источники. Это в известной мере обеспечивало фактическую достоверность повествования, хотя поэт не располагал всей полнотой сведений, необходимых для документально точного воспроизведения событий, да и не стремился к такой точности. Главным для него были идейно-эмоциональное содержание и художественная выразительность воссоздаваемых ситуаций, эпизодов, высказываний персонажей.

Две части поэмы — «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н.Волконская» — соотносятся по принципу контрастного тождества. Посвященные сходным событиям, они написаны в разных тональностях, различаются по жанровым и стилистическим качествам. Романтический строй повествования о Екатерине Трубецкой позволяет подчеркнуть монолитность характера героини, красоту ее деяния. Вторая часть, построенная как семейные воспоминания, как рассказ бабушки, обращенный к внукам (подзаголовок — «Бабушкины записки»), передает, по существу, то же событие, но увиденное иначе. Тон повествования неспешный, задушевный и доверительный, лишь в самых напряженных эпизодах поднимающейся до высоких патетических интонаций. Именно такой тон рассказа, простой и естественный, с особой силой высвечивал человеческое содержание исторического деяния героини и ее подруг, о которых в не вошедшем в окончательный текст эпилоге «Княгини Трубецкой» Некрасов сказал:

  • Пленительные образы!
  • Едва ли в истории какой-нибудь страны
  • Вы что-нибудь прекраснее встречали.
  • Их имена забыться не должны.

Пленительные образы русских женщин, созданные великим поэтом, по праву признанным певцом женской доли, не утрачивают своей привлекательности, своего живого обаяния для новых и новых поколений читателей.

«Песня Еремушке» Н. Некрасов

— Стой, ямщик! жара несносная,
Дальше ехать не могу! —
Вишь, пора-то сенокосная —
Вся деревня на лугу.

У двора у постоялого
Только нянюшка сидит,
Закачав ребенка малого,
И сама почти что спит;

Через силу тянет песенку
Да, зевая, крестит рот,
Сел я рядом с ней на лесенку,
Няня дремлет и поет:

«Ниже тоненькой былиночки
Надо голову клонить,
Чтоб на свете сиротиночке
Беспечально век прожить.

Сила ломит и соломушку —
Поклонись пониже ей,
Чтобы старшие Еремушку
В люди вывели скорей.

В люди выдешь, всё с вельможами
Будешь дружество водить,
С молодицами пригожими
Шутки вольные шутить.

И привольная, и праздная
Жизнь покатится шутя…»
Эка песня безобразная!
— Няня! дай-ка мне дитя! —

«На, родной! да ты откудова?^
— Я проезжий, городской.—
«Покачай; а я покудова
Подремлю… да песню спой!»

— Как не спеть! спою, родимая,
Только, знаешь, не твою.
У меня своя, любимая…
Баю-баюшки-баю!

В пошлой лени усыпляющий
Пошлых жизни мудрецов,
Будь он проклят, растлевающий
Пошлый опыт — ум глупцов!

В нас под кровлею отеческой
Не запало ни одно
Жизни чистой, человеческой
Плодотворное зерно.

Будь счастливей! Силу новую
Благородных юных дней
В форму старую, готовую
Необдуманно не лей!

Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.

С ними ты рожден природою —
Возлелей их, сохрани!
Братством, Равенством, Свободою
Называются они.

Возлюби пх! на служение
Им отдайся до конца!
Нет прекрасней назначения,
Лучезарней нет венца.

Будешь редкое явление,
Чудо родины своей;
Не холопское терпение
Принесешь ты в жертву ей:

Необузданную, дикую,
К угнетателям вражду
И доверенность великую
К бескорыстному труду.

С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой…

И тогда-то…— Вдруг проснулося
И заплакало дитя.
Няня быстро встрепенулася
И взяла его, крестя.

«Покормись, родимый, грудкою!
Сыт. Ну, баюшки-баю!»
И запела над малюткою
Снова песенку свою…

Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке»

Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий с отцом решил покинуть родное поместье. Поэтому поэт искренне сочувствовал всем несчастным и обездоленным, пытаясь им помочь любыми доступными способами.

Тем не менее, очень скоро Некрасов стал понимать, что русские крестьяне попросту не знают иной доли, они веками привыкли батрачить на своего помещика, мечтая лишь о том, чтобы он получше устроил их судьбу. Крепостные девушки рассчитывали удачно выйти замуж и остаться в родном имении, а юноши надеялись на то, что им не придется пополнить ряды солдат, отдав муштре и строевой подготовке 25 лет своей жизни.

Некрасов бунтовал против подобного положения дел и часто вел философские беседы с простолюдинами, пытаясь им внушить, что под лежачий камень вода не течет. Однако его слова так не разу и не были услышаны. Именно по этой причине в 1859 году появилось стихотворение «Песня Еремушке», в которой автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту.

Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка.

Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. «И привольная, и праздная жизнь покатится шутя», — напевала няня. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», — увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: