Есть женщины в русских селеньях (По произведениям Н

«Есть женщины в русских селеньях» (По произведениям Н. А. Некрасова)

Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов

Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.

Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: «Русские женщины», «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо».

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:

Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома! —

говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
Богатырского сложения.
Здоровенный был детинушка.

В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок.
Когда-то в молодости она:

Красотою дивила, была

и ловка, и сильна,

но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке:

Тот сердца в груди не носил,

Кто слез над тобою не лил.

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.

Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало»: у нее была «хорошая, непьющая семья», — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».

Тяжелый труд, однако, не сломил ее:

И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была. —

говорит о себе Матрена.

В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы:

Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осъми,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. «Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой».

Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: «Не дело — между бабами счастливую искать».

Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет «с гневом на сердце». Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.

В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

«Есть женщины в русских селеньях. » (По произведениям Н. А. Некрасова)

Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов
Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: «Русские женщины», «Орина, мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо».
Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки:
Ты вся — воплощенный испуг,
Ты вся — вековая истома! —
говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке. В стихотворении «В деревне» изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении «Орина, мать солдатская». В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про «печаль свою великую»: единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер:
Девять дней хворал Иванушка,
На десятый день преставился.
Богатырского сложения,
Здоровенный был детинушка.
В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы «Мороз, Красный нос», по духу — сестра некрасовских декабристок.
Когда-то в молодости она:
Красотою дивила, была
и ловка, и сильна,
но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, «трудней которой вряд ли сыскать». Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке:
Тот сердца в груди не носил,
Кто слез над тобою не лил.
Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.
Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы «Кому на Руси жить хорошо», и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской -крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей «счастье в девках выпало: у нее была «хорошая, непьющая семья», — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться «по пятому годку».
Тяжелый труд, однако, не сломил ее:
И добрая работница
И петь-плясать охотница
Я смолоду была. —
говорит о себе Матрена.
В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы:
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми,
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она «попала с девичьей холи в ад». Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда —- вот как сложилась ее жизнь. «Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой».
Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: «Не дело — между бабами счастливую искать».
Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет «с гневом на сердце». Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства.
В своих поэмах и стихотворениях Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.

13654 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Разное / «Есть женщины в русских селеньях. » (По произведениям Н. А. Некрасова)

Смотрите также по разным произведениям Некрасова:

Некрасов русские женщины стихотворение

Творчество Некрасова многогранно: это и свободолюбивая лирика, и произведения, посвященные детям, и стихотворения, раскрывающие красоту и величие Родины. Но произведения, которые поэт посвятил трагической судьбе русской женщины, заслуживают отдельного внимания.

Героиня поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Матрена Тимофеевна говорит:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого.

Поэт с болью в сердце говорит о суровой доле женщины-труженицы, женщины-матери, женщины-страдалицы. В стихотворении «В дороге» рассказывается о загубленной жизни крепостной девушки. Маленькой девочкой взяли ее господа в барский дом, воспитали вместе с барышней. Благодаря милости барина она получила образование, а когда барин умер, новый владелец поместья воротил «ее на село &#151 знай-де место свое, ты, мужичка». Девушку насильно выдали замуж за крепостного мужика-извозчика. По существу это новелла в стихах &#151 рассказ ямщика, который хотя и не способен до конца понять настоящую причину жизненной драмы, все же приходит к выводу:

Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Перед нами не просто диалог седока с ямщиком, а горькая, трагическая песня.

Скучно! Скучно! .
Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой.

Удивительно, но многие стихотворения Некрасова стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор.

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Сердце девушки жаждет счастья, любви, но другая доля суждена ей:

Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь.
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слез, незаслуженных обид. На лице некогда прекрасной девушки «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг».

Невыносимо тяжелым был труд женщины-крестьянки в летнее время: нещадно жжет солнце, но молодая крестьянка-мать жнет рожь, а у соседней полосы заходится от крика грудной ребенок. Таков мотив стихотворения «В полном разгаре страда деревенская. «

С благоговением писал Некрасов о матерях, рассказывая о печальной их судьбе. В трудных условиях большой крестьянской семьи растили детей русские крестьянки, отдавая им всю любовь своего материнского сердца.

О слезах матерей по погибшим детям говорится в стихотворении «Внимая ужасам войны». А поэма «Орина, мать солдатская» рассказывает о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Недолгой была радость Оринушки, когда сын пришел домой:

Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!

Орина вспоминает, что ее Иванушка «здоровенный был детинушка», что его богатырское сложение удивляло самого генерала. Забрали сына в солдаты крепким парнем, а вернули калекой. Страшная картина медленной смерти Вани на руках безутешной матери заканчивается словами:

Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!

Поэма «Мороз, Красный нос» &#151 это также повесть о женской доле. Но в крестьянке Дарье мы видим тип «величавой славянки». Это трудолюбивая, духовно и внешне красивая женщина. Образ Дарьи передает все лучшее, чем славилась русская красавица:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Грустно, что жизнь Дарьи закончилась трагически. После смерти мужа груз забот становится непосильным для этой женщины. И вот ей пришлось отправиться в лес за дровами, чтобы согреть продрогших от холода детей. Героиня поэмы замирает, завороженная красотой зимнего леса, и засыпает. Ей суждено замерзнуть, и перед смертью на какой-то миг она ощущает себя счастливой, почувствовав наконец душевный покой.

В галерее женских образов, созданных Некрасовым, есть образы женщин из мира городской бедноты. Приехав в Петербург, поэт увидел противоречия большого города: пышность Невского проспекта и нищету окраин.

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день &#151
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень.

В стихотворении даны жестокие подробности жизни бедняков, типичные для столицы. В заключении автор задается вопросами, ответов на которые не находит:

Где ты теперь?
С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной,
И роковая свершилась судьба?
Кто ж защитит тебя.

Это стихотворение явилось смелым протестом против социальной несправедливости, против унижения достоинства обычного человека.

Интересным в творчестве Некрасова является его обращение к образам самоотверженных и бесстрашных жен декабристов. Екатерина Трубецкая и Мария Волконская принадлежали к кругам высшей знати. И вот эти молодые женщины отказались от роскоши светской жизни и отправились в Сибирь, в Забайкалье, к своим мужьям, чтобы делить с ними изгнание. Им пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды в дороге, тяжесть зимнего пути, холод и одиночество.

Иркутский губернатор пытается задержать княгиню Трубецкую, пугая ее «острожным жестким сухарем и жизнью взаперти, позором, ужасом, трудом этапного пути». Однако на его слова: «И что же. бежите вы за ним, как жалкая раба», &#151 Екатерина Трубецкая отвечает:

Нет! Я не жалкая раба,
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба &#151
Я буду ей верна!

Образы Трубецкой и Волконской воплощают героические черты характера русской женщины. Поэт хотел написать и о других женах декабристов, которые последовали за мужьями в Сибирь, но его замыслам не суждено было осуществиться.

“В полном разгаре страда деревенская. ”

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” рассказывает о трудной доле русской женщины, матери, крестьянки. Эта тема вообще характерна для творчества Некрасова, её возникновение объясняется биографически. Поэт вырос в семье, где отец был “домашним тираном”, мучающим мать. С детства Некрасов видел страдания любимых женщин, матери и сестры, брак которой, кстати, тоже не принёс ей счастья. Поэт тяжело переживал смерть матери и винил в ней отца, а через год умерла его сестра.

Тема материнства звучит в таких стихотворениях Некрасова, как “Родина”, “Внимая ужасам войны. ”, “Орина, мать солдатская”, “Мать”; теме страдания женщины посвящены стихотворения “Тройка”, “Крестьянка”, “Еду ли ночью по улице тёмной. ”, поэма “Мороз, Красный нос” и другие произведения Некрасова.

Стихотворение Некрасова “В полном разгаре страда деревенская. ” названо по первой строчке. Интересно, что поэт представляет женщину-крестьянку, женщину-мать именно на фоне страды, сбора урожая, самой горячей поры в деревне. В это время крестьянам приходится особенно много трудиться (так много, что из одного значения слова “страдать” – убирать урожай – для них сразу же следует другое – испытывать физическую или нравственную боль, мучение); одновременно для автора женщина, возможно, ассоциируется вообще с женским началом в природе.

Стихотворение сюжетно (для Некрасова это часто встречающееся явление), и в первой строчке автор показывает место и время действия. В следующих нескольких строках поэт определяет главную тему стихотворения – страдания русской женщины, причём делает это в очень пафосной манере: “. всевыносящего русского племени многострадальная мать!” Лексика, присущая высокому стилю, длинные слова со звуками “с” и “щ”, ударение на последнем, ключевом слове “мать” создают впечатление поэтического взлёта.

За ним следует описание пейзажа, как это часто бывает у Некрасова, не привлекающего внимания красотой видов. Ощущение какой-то гнетущей внешней силы, переданное в предыдущих строках (“всевыносящего”, “многострадальная”), напряжение сохраняются: “зной нестерпимый”, “солнце нещадно палит”.

Далее автор переходит от собирательного образа многострадальной матери к конкретной женщине. Крестьянка, выбиваясь из сил, на самой жаре работает в поле, и над ней “колыхается” целый столб насекомых. К напряжению от работы и палящего солнца добавляется это окружившее её со всех сторон “жалит, щекочет, жужжит”. Само звучание этих слов действует подавляюще.

Вся следующая сцена – как, порезавшись косой, крестьянка не успевает унять кровь и бежит к заплакавшему ребёнку – пересказана в совсем ином стиле. Вместо высоких и пафосных мы видим такие просторечные слова, как “баба”, “косуля”, “ноженька”. Сама ситуация, когда женщина трудится в поте лица, выбиваясь из сил, а её ребёнок (несмотря на всё это) недоедает или, как в данном случае, в такую жару лежит “у соседней полосыньки”, не однажды встречается в творчестве Некрасова. Достаточно вспомнить песню “Солёная” из “Пира на весь мир” (кстати, “слёзы солёные” есть и в этом стихотворении: “вкусны ли, милая, слёзы солёные. ”).

И какова же реакция автора на эту сцену, на эту ситуацию? “Что же ты встала над ним в отупении? // Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ” – горько иронизирует Некрасов над всевыносящим и терпеливым русским народом. Вместо “бедной бабы” вновь появляется “мать”, и последние две строчки вновь пафосны и сопровождаются поэтическим взлётом с ударением на последнем, ключевом слове “мать”. В этих строках крестьянка ассоциируется с Музой, поющей о вечном терпении русского народа (вспомним одноимённое стихотворение Некрасова).

В последних двух четверостишиях героиня, с одной стороны, воспринимается как вполне конкретная крестьянка, пьющая кислый квас из жбана, затыкающегося грязной тряпицей, а с другой – как собирательный образ русской женщины, все слёзы и пот, все страдания и труды которой “канут. всё равно”.

Стихотворение “В полном разгаре. ” написано в 1862 году, то есть уже после крестьянской реформы, и в нём можно увидеть иллюстрацию к вопросу, который будет поставлен Некрасовым в стихотворении “Элегия”: “Народ освобождён, но счастлив ли народ?” Нет, эта крестьянка далеко не счастлива и, видимо, не станет счастливой в обозримом будущем.

Теперь немного о форме стихотворения. Оно состоит из семи трёхстиший и двух четверостиший. Таким образом, вступление с сюжетной частью отделяются по построению от концовки. Стихотворение написано дактилем с его характерной интонацией причитания (один из излюбленных некрасовских размеров). Первые две рифмующиеся строки трёхстиший оканчиваются двумя безударными слогами, третья же строка завершается ударным слогом. Создаётся впечатление, что каждое трёхстишие (соответственно, пара строк четверостиший) – это новый вздох, полный горестных образов и мыслей. Часто последнее слово трёхстишия сопровождается восклицательным знаком, дополнительно усиливающим акцент. В конце некоторых строк стоит многоточие. Не всё, что чувствуется и думается, высказано до конца в этих строках. “Мало слов, да горя реченька” – Некрасов будто предлагает читателю самому прочувствовать до конца всю горечь ситуации.

В стихотворении заметно характерное для Некрасова стремление к прозаизации. Она выражается в сюжетности, рифмующихся глаголах (“палит”–“жужжит”, “выбивается”–“колыхается”, “унимать”–”качать”), выборе трёхсложного размера, смешении пафосных и просторечных слов (оно, кстати, создаёт особое ощущение надрыва). Повторы (“Доля ты! – русская долюшка женская!”, “Пой ему песню о вечном терпении, // Пой, терпеливая мать. ”), уменьшительно-ласкательные суффиксы и просторечные слова и формы (“долюшка”, “косуля”, “ноженька”, “полосынька”, “растрепался”, “косыньки”), интонация причитания привносят в это произведение Некрасова фольклорные черты.

В стихотворении нет призыва к бунту, скорее в нём чувствуется безысходность (“канут. всё равно”). И с этой безысходностью автор справляется так, как это принято среди простого народа и в народном творчестве. Горестный надрыв переходит в ласку, в тихие (“солёные”) слёзы. Автор искренне сопереживает страданиям русской женщины. “Вкусны ли, милая, слёзы солёные // С кислым кваском пополам. ” – какой горечью, нежностью и каким сочувствием наполнены эти строки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: