Отношение к творчеству Пушкина

Произведения А. С. Пушкина занимают достойное место не только в русской литературе, но и в достижениях мировой культуры в целом. Поэтому важно каждому культурному человеку знать наследие этого великого русского поэта, и выражая свое отношение к его творчеству, не забывать о бережном отношении к достоянию русской культуры.

Отношение к творчеству Пушкина

Мое отношение к творчеству А. С. Пушкина может быть только созвучным с мнением маститых критиков, написавших огромное количество трудов, подтверждающих глубину, философскую и эстетическую наполненность творчества великого классика русской литературы.

Отражение эстетической и философской концепции писателя в творчестве А.С. Пушкина можно проследить на ряде его произведений, относимых к философской лирике: «Погасло дневное светило. », «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный. », «Вновь я посетил. »,«Памятник».

Философская лирика

В своей философской лирике поэт отходит от поэтики «тезиса», где автор в основе произведения использовал готовую законченную мысль, которую украшал «эпизодами», и показал, что смысл произведения не в однозначности, а в глубине выражаемой мысли.

Михаил Лунин великолепно высказался по этому поводу: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Философская лирика Пушкина имеет в своей основе конфликт жизни и смерти, тайну смысла бытия. Это взгляд, брошенный в глубину, придает ей смысл («смысла я в тебе ищу» становится как бы эпиграфом пушкинского отношения к жизни).

В образах движения и застывания явно прослеживается борьба жизни и смерти, которая отражается в вечном конфликте текучего и неподвижного. Что ярко выражают противоположные образы: мертвого движения («топот бледного коня») и устойчивости жизни («нет, весь я не умру»).

О влиянии божественного проявления на свое творчество поэт выразился вполне определенно: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»

Эстетическая концепция

Эстетическая концепция поэта для его современников занимала исключительно высокое положение, он говорил о том, что творцы его времени: «почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение». К своему высочайшему уровню развития идеал приходит в искусстве христианского мира, он получил определение в то время, как «романтический».

Суть романтического искусства выражалась в полном слиянии божественного с человеческой субъективностью, осязаемо реально и вместе с тем существующей во внешней и телесной форме.

В поисках выразительных средств, выражающий идеал, Пушкин говорил, что слово неистощимо, как и человеческий разум: «Если все уже сказано, зачем же вы пишете? чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? жалкое занятие! нет, не будем клеветать разума человеческого, неистощимого в соображениях понятий, как язык неистощим в соображении слов».

Свое бережное отношение к русскому языку, как к источнику его вдохновения поэт выразил словами: «…Все готов сберечь я, хоть весь словарь; что слог, то и солдат – Все годны в строй: у нас ведь не парад». Каждый читающий Пушкина ощущает, как каждое слово соотносится со всем языком, поэтому ощущение «бездны пространства» по выражению Гоголя стоит за каждым его словом.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке: изменения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Эпиграф к лирике пушкина

Особенностью пространственно-временной организации пушкинских произведений является присутствие почти во всех из них внетекстового пространства-эпиграфа. Уже в эпиграфах, которые поэт предпосылает своим произведениям, он создает своеобразный художественный мир, отнюдь не автономный, а гармонически контактирующий с повествовательным миром произведения. Вот почему эпиграф в его произведениях выполняет определенные функции. Прежде чем исследовать эти функции, рассмотрим значение термина «эпиграф».

Эпиграф (от греч. epigraph- надпись)-1) в античности — надпись на памятнике, здании; 2) цитата, изречение, пословица, помещенные автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника). (Энциклопедический словарь).

Эпиграф (от греч. epigraph — надпись) — короткий текст (часто — цитата), помещённый перед текстом; выражает основную идею, настроение или коллизия всего сочинения. Эпиграф задаёт ток, намекает на то, что будет увидено потом в произведении. В древности эпиграфами называли надписи на предметах, к ним непосредственно относящиеся. (Краткий словарь литературных терминов М.И.Мещерякова. М.,1998г.).

Н. Остолопов в Словаре древней и новой поэзии, изданном в 1821году, так определил эпиграф: »Одно слово или изречение в прозе или стихах, взятое из какого-либо известного писателя или своё собственное, которое помещают авторы в начале своих сочинений и тем дают понятие о предметах оных».

Опираясь на приведённые выше определения эпиграфа, можно сказать, что его основная функция заключается в выражении идеи произведения и авторской позиции.

Эпиграф не есть что-то случайное в произведении. Он необходим для автора, как ключ для композитора, в котором будет звучать произведение. Это визитная карточка книги или отдельных глав её. Вот такой визитной карточкой произведений Пушкина являются эпиграфы, или предпослания.

Каковы же художественные функции пушкинских эпиграфов?

Эпиграф у Пушкина играет важную роль. Прежде всего интересен сам характер пушкинского эпиграфа и его отношение к произведению.

Исследуя эпиграфы пушкинской прозы, их художественные функции, можно сказать, что для Пушкина не характерен эпиграф, в котором высказывается «идея» произведения и открывается позиция автора. Для него не характерны «резюмирующие» эпиграфы.

В пушкинской прозе, по мнению С.Т.Бочарова, эпиграф- это «голос из-за границы произведения». Пушкин всегда использует положение эпиграфа «за текстом», чтобы «вывести нас за рамки произведения и наметить широкий контекст». Такой характер нося, например, эпиграфы к «Повестям Белкина».

Так, к повести «Станционный смотритель» в качестве эпиграфа взята строчка, принадлежащая князю Вяземскому: «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». Это голос из мира (реплика князя Вяземского, но не Пушкина), которому откликается повесть.

Эпиграфом из Вяземского представлено некоторое общее мнение о станционных смотрителях; это внешняя и далекая от жизни героя повести высокомерная точка зрения, не знающая собственной, внутренней меры этой чужой жизни; это взгляд проезжающего, остроумного «свысока», не входящего «в положение», взгляд из другого жизненного положения и социального круга.

«Внешняя» точка зрения эпиграфа соответствует его внешнему положению по отношению к тексту вне рассказа повествователя и повести Белкина. Но слово автора спорит с эпиграфом как слово из одного мира с князем Вяземским. Этот последний — «за текстом»- должен как будто слышать, что ему отвечает автор в первых строках повести. Голос автора в первых строках повести — это голос человека одного жизненного круга с князем Вяземским, но не со станционным смотрителем. Автор сочувственно и с призывом «войти в положение» рисует другую сторону существования диктатора».

Начало «Станционного смотрителя» откликается эпиграфу из Вяземского, то есть из-за текста эпиграф легко переходит в авторский текст. Ирония Вяземского и защита автора звучат в одной широкой аудитории, образуют открытый диалог. Таким образом, граница, отделяющая произведение от эпиграфа, очень ослаблена и открыта.

Подбирая эпиграфы к своим произведениям, Пушкин широко пользуется «отзвуком созданного до него художественного материала» (В. Шкловский). Он часто прибегает к приему цитации, и эпиграф у него является как бы «смысловым ключом к восприятию разных героев». Пушкин при помощи эпиграфов очень точно устанавливал, в каком ключе надо понимать его произведение, с чем его сопоставлять, чему и кому он противопоставляет свое восприятие. Таковы художественные функции некоторых эпиграфов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Например, в седьмой главе «Евгения Онегина» предпосланы следующие эпиграфы:

Как беспомощна была медицина!
Туберкулез продолжал делать свое ужасное дело. Уже спустя три месяца после лечения в клинике Остроумова Чехов снова заболел. Иван Щеглов вспоминал: «Я прямо ужаснулся перемене, которая произошла в Чехове . Лицо его было желтое, измож .

Тема войны в немецкой литературе. Ганс Фаллада (1893-1947)
Творчество Ганса Фаллады (псевдоним Рудольфа Дитцена) типично для литературы «внутренней эмиграции». Его первые романы были написаны в духе экспрессионизма. Фаллада не пошел за передовой группой экспрессионистов, зачинателей революционно .

Андре Жид (Andre Gide) 1869–1951. Фальшивомонетчики (Faux-Monnayeurs) — Роман (1926)
Место действия — Париж и швейцарская деревушка Саас-Фе. Время сознательно не уточняется. В центре повествования находятся три семейства — Профитандье, Молинье и Азаисы-Ведели. С ними тесно связаны старый учитель музыки Лалеруз, а также дв .

Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…» (презентация)

Материалы предоставила: Мальцева Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Цели и задачи урока:

  • познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина;
  • развивать творческих способностей, речь обучающихся4
  • формировать умение определять средства художественной выразительности .
  • репродукции картин осени русских художников;
  • стихотворения А.С. Пушкина;
  • раздаточный материал в виде таблицы для определения средств художественной выразительности; таблица для написания стихотворения о природе (прием «Синквейн»);
  • тексты стихотворений А.С.Пушкина.

Содержание этапов урока:

  1. Оргмомент.
  2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
  3. Ознакомление с пейзажной лирикой А С.Пушкина (через слайдовую презентацию).
  4. Рефлексия
  5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по определению средств художественной выразительности.

Эпиграф « Чужих краёв неопытный любитель».

Слово учителя: А.С.Пушкин приходит к нам в раннем возрасте с чарующими стихотворениями о природе. Впервые А.С.Пушкин ощутил природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.

Учитель: Чтобы проследить, как А.С.Пушкин отражает в пейзажной лирике острое восприятие поэтичности окружающего человека мира, в течение урока вам необходимо будет определить средства художественной выразительности и внести в таблицу.

Чтение учеником стихотворения «Послание к Юдину» Приложение 1.

Работа с текстом. На столах у каждого тексты стихотворений А.С.Пушкина. Ребята заполняют таблицу письменно. Один ученик зачитывает примеры средств художественной выразительности. Приложение 1.

Учитель: Природная лирика Пушкина. Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов» близкое «, » заветное «, » родное «?

Когда-то Достоевский сказал: » Красота спасёт мир «. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках…

Ученик: Для Пушкина природа, прежде всего поэтическая мастерская. Через природное своеобразие ему открываются тайны национального характера – и горца, и рыбака, и степного кочевника.

Однако поэтическая память Поэта неизменно обращалась к тому, что осталось на родной земле. Пушкин открыл нам притяжение «малой» родины. Для него ею было и подмосковное Захарово, и Псковщина, и просторы Тверского края. И всё любо поэту из растущего и цветущего в отчем краю, нет пристрастия к какому-либо растению, дереву. Природа близка многим героям пушкинских творений.

Пушкин расшифровал одно из важнейших проявлений нашего национального своеобразия и мировосприятия – слитность русского человека с окружающей природой.

Ученик: А.С. Пушкин открыл нам удивительное свойство природы: она звучит, как аккорд к пробуждению дорогих воспоминаний: о детстве и юности, о родных и друзьях, об утратах близких людей.

Чтение стихотворения учеником. «Царское село» Приложение 2.

Ученик: Красота естественной природы у А.С. Пушкина сосуществует и соперничает с красотой рукотворной. Поэта впечатляет и наряд древней Москвы, и скромное убранство провинциальных городов, и архитектурное величие Петербурга – «Невы державное теченье, береговой её гранит».

От повседневных невзгод, от обязанностей унижавшего его камерюнкерства, от посягательств «высшего света» на свободу его творчества Пушкин мечтает найти убежище в российской глубинке. Он просит у императора позволения поселиться в деревне. Увы! Он получает только отпуск на 4 месяца.

Ученик читает стихотворение.

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Ученик: Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

Ученик: Ближайший друг А.С. Пушкина – Иван Пущин отмечал, что «не было почти явления в природе, события в общественной жизни, которые бы прошли мимо него». Пущин считал подарком судьбы, что Пушкин не оказался арестованным вместе с участниками восстания 1825г. А без прикосновения к живой природе, каким бы явился Пушкин-творец?

Ученик читает наизусть стихотворение «Деревня». Приложение 3.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

Учитель: Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы.

Ученик: Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом. Послушайте стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами” (читает ученик).

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Ученик: Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Это время Пушкин не любил, называя его однообразным, не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок (читает ученик).

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок охраняет.

Ученик: Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою нежною, блистающей смиренно.

Ученик: Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, — белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

(Чтение учеником наизусть стихотворения «Зимнее утро») Приложение 4.

Ученик: А.С. Пушкин мог с легкостью перейти от одного времени года к другому, от сегодняшнего дня к вчерашнему. Так в своем стихотворении «Осень» поэт сразу выразил свое отношение ко всем временам года.

Здесь он признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.

Не любит он и лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,

И только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье.

А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда » роняет лес багряный свой убор » и «роща отряхает последние листы «. Ему приятны и » редкий солнца луч, и первые морозы . Осень в стихах у Пушкина торжественно — печальна и величаво — красива.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

— Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой болдинской осени 1830г Поэтом написано около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Все повести Белкина», 10-я глава «Евгения Онегина». Поистине сказалось чудодейственное влияние природы и тишины уединения! На лоне природы отдых и труд для Поэта сливались воедино.

Чтение наизусть отрывка стихотворения «Осень»

. ..Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). Именно в этих строчках наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты.

— На экране представлены репродукции картин известного русского художника Левитана «Золотая осень», «Осень. Слобода», «Осень. Сокольники».

В какой из них ярче выражены эти признаки? (В картине «Осень. Сокольники»)

Слово учителя: Пушкин неисчерпаем и бесконечно занимателен! Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто её воспевали всегда. Но это не так: Пушкин был первым.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина — А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит » больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни «. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- ее жизненность, её подлинная человечность.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

«Природы вновь восторженный свидетель…» Используя прием «Синквейн» , ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина. Приложение 5.

Домашнее задание: Выучить любимое стихотворение А.С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Пятый вариант)

Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

А. С. Пушкин

Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.

Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.

Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:

Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое по­прище. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».

В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представи­тель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литера­туру, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пла­менный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»

«Какое дело свету. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:

И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, что­бы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, кото­рую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранниче­ство достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.

В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно вы­полнять свою миссию. Характерно, что если в других стихотворениях Пуш­кин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврей­ский Бог, Серафим. Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрач­ной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Послан­ник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:

Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слы­шит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще вы­сокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей сво­им поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:

В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного из­брания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:

Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого кос­нется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:

В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уве­ренностью говорит о высоком предназначении поэта.

В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор про­возглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», по­нимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не озна­чает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в со­стоянии понять его высоких устремлений:

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит ни­каких материальных благ: Материал с сайта //iEssay.ru

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздра­жение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:

В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистическо­го искусства, связанного с запросами общественной жизни.

В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушки­на гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:

Поэзия Пушкина — это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет пред­метом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», по­тому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.

Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчест­ве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоз­зрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой граж­данственности, свободы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Отношение к творчеству Пушкина

Произведения А. С. Пушкина занимают достойное место не только в русской литературе, но и в достижениях мировой культуры в целом. Поэтому важно каждому культурному человеку знать наследие этого великого русского поэта, и выражая свое отношение к его творчеству, не забывать о бережном отношении к достоянию русской культуры.

Отношение к творчеству Пушкина

Мое отношение к творчеству А. С. Пушкина может быть только созвучным с мнением маститых критиков, написавших огромное количество трудов, подтверждающих глубину, философскую и эстетическую наполненность творчества великого классика русской литературы.

Отражение эстетической и философской концепции писателя в творчестве А.С. Пушкина можно проследить на ряде его произведений, относимых к философской лирике: «Погасло дневное светило. », «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный. », «Вновь я посетил. »,«Памятник».

Философская лирика

В своей философской лирике поэт отходит от поэтики «тезиса», где автор в основе произведения использовал готовую законченную мысль, которую украшал «эпизодами», и показал, что смысл произведения не в однозначности, а в глубине выражаемой мысли.

Михаил Лунин великолепно высказался по этому поводу: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Философская лирика Пушкина имеет в своей основе конфликт жизни и смерти, тайну смысла бытия. Это взгляд, брошенный в глубину, придает ей смысл («смысла я в тебе ищу» становится как бы эпиграфом пушкинского отношения к жизни).

В образах движения и застывания явно прослеживается борьба жизни и смерти, которая отражается в вечном конфликте текучего и неподвижного. Что ярко выражают противоположные образы: мертвого движения («топот бледного коня») и устойчивости жизни («нет, весь я не умру»).

О влиянии божественного проявления на свое творчество поэт выразился вполне определенно: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»

Эстетическая концепция

Эстетическая концепция поэта для его современников занимала исключительно высокое положение, он говорил о том, что творцы его времени: «почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение». К своему высочайшему уровню развития идеал приходит в искусстве христианского мира, он получил определение в то время, как «романтический».

Суть романтического искусства выражалась в полном слиянии божественного с человеческой субъективностью, осязаемо реально и вместе с тем существующей во внешней и телесной форме.

В поисках выразительных средств, выражающий идеал, Пушкин говорил, что слово неистощимо, как и человеческий разум: «Если все уже сказано, зачем же вы пишете? чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? жалкое занятие! нет, не будем клеветать разума человеческого, неистощимого в соображениях понятий, как язык неистощим в соображении слов».

Свое бережное отношение к русскому языку, как к источнику его вдохновения поэт выразил словами: «…Все готов сберечь я, хоть весь словарь; что слог, то и солдат – Все годны в строй: у нас ведь не парад». Каждый читающий Пушкина ощущает, как каждое слово соотносится со всем языком, поэтому ощущение «бездны пространства» по выражению Гоголя стоит за каждым его словом.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке: изменения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Эпиграф к лирике пушкина

Особенностью пространственно-временной организации пушкинских произведений является присутствие почти во всех из них внетекстового пространства-эпиграфа. Уже в эпиграфах, которые поэт предпосылает своим произведениям, он создает своеобразный художественный мир, отнюдь не автономный, а гармонически контактирующий с повествовательным миром произведения. Вот почему эпиграф в его произведениях выполняет определенные функции. Прежде чем исследовать эти функции, рассмотрим значение термина «эпиграф».

Эпиграф (от греч. epigraph- надпись)-1) в античности — надпись на памятнике, здании; 2) цитата, изречение, пословица, помещенные автором перед текстом всего художественного (публицистического, научного) произведения или его части. Эпиграф поясняет основную идею произведения или характеризует его как бы от имени другого, более авторитетного лица (источника). (Энциклопедический словарь).

Эпиграф (от греч. epigraph — надпись) — короткий текст (часто — цитата), помещённый перед текстом; выражает основную идею, настроение или коллизия всего сочинения. Эпиграф задаёт ток, намекает на то, что будет увидено потом в произведении. В древности эпиграфами называли надписи на предметах, к ним непосредственно относящиеся. (Краткий словарь литературных терминов М.И.Мещерякова. М.,1998г.).

Н. Остолопов в Словаре древней и новой поэзии, изданном в 1821году, так определил эпиграф: »Одно слово или изречение в прозе или стихах, взятое из какого-либо известного писателя или своё собственное, которое помещают авторы в начале своих сочинений и тем дают понятие о предметах оных».

Опираясь на приведённые выше определения эпиграфа, можно сказать, что его основная функция заключается в выражении идеи произведения и авторской позиции.

Эпиграф не есть что-то случайное в произведении. Он необходим для автора, как ключ для композитора, в котором будет звучать произведение. Это визитная карточка книги или отдельных глав её. Вот такой визитной карточкой произведений Пушкина являются эпиграфы, или предпослания.

Каковы же художественные функции пушкинских эпиграфов?

Эпиграф у Пушкина играет важную роль. Прежде всего интересен сам характер пушкинского эпиграфа и его отношение к произведению.

Исследуя эпиграфы пушкинской прозы, их художественные функции, можно сказать, что для Пушкина не характерен эпиграф, в котором высказывается «идея» произведения и открывается позиция автора. Для него не характерны «резюмирующие» эпиграфы.

В пушкинской прозе, по мнению С.Т.Бочарова, эпиграф- это «голос из-за границы произведения». Пушкин всегда использует положение эпиграфа «за текстом», чтобы «вывести нас за рамки произведения и наметить широкий контекст». Такой характер нося, например, эпиграфы к «Повестям Белкина».

Так, к повести «Станционный смотритель» в качестве эпиграфа взята строчка, принадлежащая князю Вяземскому: «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». Это голос из мира (реплика князя Вяземского, но не Пушкина), которому откликается повесть.

Эпиграфом из Вяземского представлено некоторое общее мнение о станционных смотрителях; это внешняя и далекая от жизни героя повести высокомерная точка зрения, не знающая собственной, внутренней меры этой чужой жизни; это взгляд проезжающего, остроумного «свысока», не входящего «в положение», взгляд из другого жизненного положения и социального круга.

«Внешняя» точка зрения эпиграфа соответствует его внешнему положению по отношению к тексту вне рассказа повествователя и повести Белкина. Но слово автора спорит с эпиграфом как слово из одного мира с князем Вяземским. Этот последний — «за текстом»- должен как будто слышать, что ему отвечает автор в первых строках повести. Голос автора в первых строках повести — это голос человека одного жизненного круга с князем Вяземским, но не со станционным смотрителем. Автор сочувственно и с призывом «войти в положение» рисует другую сторону существования диктатора».

Начало «Станционного смотрителя» откликается эпиграфу из Вяземского, то есть из-за текста эпиграф легко переходит в авторский текст. Ирония Вяземского и защита автора звучат в одной широкой аудитории, образуют открытый диалог. Таким образом, граница, отделяющая произведение от эпиграфа, очень ослаблена и открыта.

Подбирая эпиграфы к своим произведениям, Пушкин широко пользуется «отзвуком созданного до него художественного материала» (В. Шкловский). Он часто прибегает к приему цитации, и эпиграф у него является как бы «смысловым ключом к восприятию разных героев». Пушкин при помощи эпиграфов очень точно устанавливал, в каком ключе надо понимать его произведение, с чем его сопоставлять, чему и кому он противопоставляет свое восприятие. Таковы художественные функции некоторых эпиграфов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Например, в седьмой главе «Евгения Онегина» предпосланы следующие эпиграфы:

Как беспомощна была медицина!
Туберкулез продолжал делать свое ужасное дело. Уже спустя три месяца после лечения в клинике Остроумова Чехов снова заболел. Иван Щеглов вспоминал: «Я прямо ужаснулся перемене, которая произошла в Чехове . Лицо его было желтое, измож .

Тема войны в немецкой литературе. Ганс Фаллада (1893-1947)
Творчество Ганса Фаллады (псевдоним Рудольфа Дитцена) типично для литературы «внутренней эмиграции». Его первые романы были написаны в духе экспрессионизма. Фаллада не пошел за передовой группой экспрессионистов, зачинателей революционно .

Андре Жид (Andre Gide) 1869–1951. Фальшивомонетчики (Faux-Monnayeurs) — Роман (1926)
Место действия — Париж и швейцарская деревушка Саас-Фе. Время сознательно не уточняется. В центре повествования находятся три семейства — Профитандье, Молинье и Азаисы-Ведели. С ними тесно связаны старый учитель музыки Лалеруз, а также дв .

Урок-семинар в 9 классе по творчеству А.С. Пушкина по теме: «Природы вновь восторженный свидетель…» (презентация)

Материалы предоставила: Мальцева Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

Цели и задачи урока:

  • познакомить с пейзажной лирикой А.С. Пушкина;
  • развивать творческих способностей, речь обучающихся4
  • формировать умение определять средства художественной выразительности .
  • репродукции картин осени русских художников;
  • стихотворения А.С. Пушкина;
  • раздаточный материал в виде таблицы для определения средств художественной выразительности; таблица для написания стихотворения о природе (прием «Синквейн»);
  • тексты стихотворений А.С.Пушкина.

Содержание этапов урока:

  1. Оргмомент.
  2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
  3. Ознакомление с пейзажной лирикой А С.Пушкина (через слайдовую презентацию).
  4. Рефлексия
  5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по определению средств художественной выразительности.

Эпиграф « Чужих краёв неопытный любитель».

Слово учителя: А.С.Пушкин приходит к нам в раннем возрасте с чарующими стихотворениями о природе. Впервые А.С.Пушкин ощутил природу, когда приезжал в имение, в село Захарово, тогда ему было 7 лет. Маленький Саша впервые попадает на деревенский простор и ощущает новую благодатную тишину.

Учитель: Чтобы проследить, как А.С.Пушкин отражает в пейзажной лирике острое восприятие поэтичности окружающего человека мира, в течение урока вам необходимо будет определить средства художественной выразительности и внести в таблицу.

Чтение учеником стихотворения «Послание к Юдину» Приложение 1.

Работа с текстом. На столах у каждого тексты стихотворений А.С.Пушкина. Ребята заполняют таблицу письменно. Один ученик зачитывает примеры средств художественной выразительности. Приложение 1.

Учитель: Природная лирика Пушкина. Давно сказано и много раз повторено: природа безучастна. Но тогда почему же она так дивно соединяется с человеческим сердцем, и той возвышенной страстной силой его, которую издавна называют поэзией? Почему так глубоко волнуют и заставляют трепетать душу каждого картины природы, связанные с детством, пылкой отроческой любовью, первыми прозрениями и привязанностями или с теми святынями, что могут озарить всю жизнь не меркнущим светом? Почему в соприкосновении с природой не тускнет смысл, казалось бы, привычных и даже расхожих эпитетов» близкое «, » заветное «, » родное «?

Когда-то Достоевский сказал: » Красота спасёт мир «. Наша современная действительность нуждается в спасении: в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэт чутко понимает, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей. В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая её к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной.

Чтение стихотворения подготовленным учеником:

В безмолвной тишине почили дол и рощи,

В седом тумане дальний лес;

Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,

Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,

И тихая луна, как лебедь величавый,

Плывёт в сребристых облаках…

Ученик: Для Пушкина природа, прежде всего поэтическая мастерская. Через природное своеобразие ему открываются тайны национального характера – и горца, и рыбака, и степного кочевника.

Однако поэтическая память Поэта неизменно обращалась к тому, что осталось на родной земле. Пушкин открыл нам притяжение «малой» родины. Для него ею было и подмосковное Захарово, и Псковщина, и просторы Тверского края. И всё любо поэту из растущего и цветущего в отчем краю, нет пристрастия к какому-либо растению, дереву. Природа близка многим героям пушкинских творений.

Пушкин расшифровал одно из важнейших проявлений нашего национального своеобразия и мировосприятия – слитность русского человека с окружающей природой.

Ученик: А.С. Пушкин открыл нам удивительное свойство природы: она звучит, как аккорд к пробуждению дорогих воспоминаний: о детстве и юности, о родных и друзьях, об утратах близких людей.

Чтение стихотворения учеником. «Царское село» Приложение 2.

Ученик: Красота естественной природы у А.С. Пушкина сосуществует и соперничает с красотой рукотворной. Поэта впечатляет и наряд древней Москвы, и скромное убранство провинциальных городов, и архитектурное величие Петербурга – «Невы державное теченье, береговой её гранит».

От повседневных невзгод, от обязанностей унижавшего его камерюнкерства, от посягательств «высшего света» на свободу его творчества Пушкин мечтает найти убежище в российской глубинке. Он просит у императора позволения поселиться в деревне. Увы! Он получает только отпуск на 4 месяца.

Ученик читает стихотворение.

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Ученик: Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и лёгкости изображения молчаливой красоты природы. Я считаю, что картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле не мало экзотических стран с чудесными пальмами и морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не очень близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.

Ученик: Ближайший друг А.С. Пушкина – Иван Пущин отмечал, что «не было почти явления в природе, события в общественной жизни, которые бы прошли мимо него». Пущин считал подарком судьбы, что Пушкин не оказался арестованным вместе с участниками восстания 1825г. А без прикосновения к живой природе, каким бы явился Пушкин-творец?

Ученик читает наизусть стихотворение «Деревня». Приложение 3.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льётся дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья…

Учитель: Если собрать воедино описание природы в поэзии Пушкина, то перед нами пройдут все четыре времени года: весна с первыми ласковыми лучами солнца, лето с жаркими днями, осень с таинственными лесами и торжество зимы.

Ученик: Итак, весна! Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым, пушистым. Но постепенно почернел снег на косогорах. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом. Послушайте стихотворение Пушкина “Гонимы вешними лучами” (читает ученик).

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Ученик: Наступил июль. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную, яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели. По широкому простору катятся волны зреющей нивы. Сладко благоухает медом цветущая рожь. Русское лето развертывается во всей своей великолепной красе. Это время Пушкин не любил, называя его однообразным, не переносил летнего зноя. Однако в поэме “Полтава” мы встречаем такие замечательные строки о лете. Послушайте отрывок (читает ученик).

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой церковью сияет

И пышных гетманов сады,

И старый замок охраняет.

Ученик: Летят дни. То ветерком их обвевает, то дождиком поливает. Далекий горизонт слегка окутывается лиловой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев. Да, жаль расставаться с теплыми солнечными днями. Но не Пушкину. Да, осень – любимое время года поэта. Он ценит в осени тихую красоту, и, несмотря на то, что природа угасает, у поэта рождается вдохновение

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою нежною, блистающей смиренно.

Ученик: Прошумела листопадом золотая осень. Скоро, совсем скоро повеет зимней стужей. И вот уже серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма. Представляешь себя сидящим в санях, закутанным в теплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, — белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

(Чтение учеником наизусть стихотворения «Зимнее утро») Приложение 4.

Ученик: А.С. Пушкин мог с легкостью перейти от одного времени года к другому, от сегодняшнего дня к вчерашнему. Так в своем стихотворении «Осень» поэт сразу выразил свое отношение ко всем временам года.

Здесь он признается в своей нелюбви к весне:

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен.

Не любит он и лето:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

К зиме поэт относится более благосклонно:

Суровою зимой я более доволен,

И только осень действительно мила его сердцу:

Люблю я пышное природы увяданье.

А.С.Пушкин любит осень в самом её разгаре, когда » роняет лес багряный свой убор » и «роща отряхает последние листы «. Ему приятны и » редкий солнца луч, и первые морозы . Осень в стихах у Пушкина торжественно — печальна и величаво — красива.

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

— Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Поэту легко отдыхается в эту прекрасную пору, легко пишется, легко рифмуется:

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Именно осенью он создал свой золотой поэтический фонд. Только за 3 месяца знаменитой болдинской осени 1830г Поэтом написано около 30 стихотворений, «Маленькие трагедии», «Все повести Белкина», 10-я глава «Евгения Онегина». Поистине сказалось чудодейственное влияние природы и тишины уединения! На лоне природы отдых и труд для Поэта сливались воедино.

Чтение наизусть отрывка стихотворения «Осень»

. ..Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель: Обратите внимание на странное, на первый взгляд, необычное сочетание фраз – «унылая пора» и «очей очарованье». Исключительность осени состоит в том, что она воплощает одновременно два мотива: красоты и смерти (осень – пора увяданья, умирания природы). Именно в этих строчках наиболее ясно слышится сочетание, присутствие в осени мотивов смерти и красоты.

— На экране представлены репродукции картин известного русского художника Левитана «Золотая осень», «Осень. Слобода», «Осень. Сокольники».

В какой из них ярче выражены эти признаки? (В картине «Осень. Сокольники»)

Слово учителя: Пушкин неисчерпаем и бесконечно занимателен! Стихи о русской природе настолько привычны, что кажется, будто её воспевали всегда. Но это не так: Пушкин был первым.

Один из глубоких ценителей и поклонников творчества Пушкина — А. Горький говорил, что в томике стихов Пушкина он находит » больше мудрости и живой красоты, чем в холодном мерцании звёзд или в молчании пустыни «. В этих словах Горького прекрасно передано основное, что отличает лирику великого русского поэта,- ее жизненность, её подлинная человечность.

Пушкин был больше, чем поэт. Это был историк, философ, политик, человек, являющий собой эпоху. Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал её зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта.

«Природы вновь восторженный свидетель…» Используя прием «Синквейн» , ученики пишут небольшое стихотворение о природе А.С.Пушкина. Приложение 5.

Домашнее задание: Выучить любимое стихотворение А.С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина (Пятый вариант)

Восстань, пророк, и виждь, и внемли…

А. С. Пушкин

Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества. Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.

Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.

Уже в лицейский период, в 1814 г., Пушкин создает стихотворение «К другу стихотворцу». Обращаясь к начинающему стихотворцу, юный поэт говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом: «Артист не тот, кто рифмы плесть умеет». Будущий гений России говорит о нелегкой судьбе, уготованной поэту:

Следует хорошо подумать, прежде чем вступить на поэтическое по­прище. Настоящая поэзия требует огромной духовной отдачи, которая к тому же не часто вознаграждается людьми. Гораздо проще обратиться к «мирским» заботам. «Быть славным хорошо, спокойным лучше вдвое».

В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г. «Разговор книгопродавца с поэтом» в шутливом тоне в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии поэт и представи­тель «непосвященной» толпы — книгопродавец. Взгляд автора на литера­туру, на поэзию несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. С одной стороны, поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пла­менный восторг». Он выделяет себя из толпы. Это образ романтика, который уходит в прошлое, вспоминает о том времени, когда «в безмолвии трудов»

«Какое дело свету. Я всем чужой!» — восклицает поэт. Он избирает духовную и поэтическую свободу. Но книгопродавец замечает:

И это правда. Поэт не может существовать без общества. Оба — и книгопродавец, и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. Книгопродавец достаточно умен, что­бы пощадить самолюбие поэта. И поэт вполне устраивает формула, кото­рую предлагает ему книгопродавец: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Поэт выделяется из общей массы. Поэт — избранник, но избранниче­ство достается муками творчества, благодаря которым поэт становится пророком. Эта мысль развивается в стихотворении «Пророк» и занимает исключительное место в ряду стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии.

В стихотворении «Пророк» говорится о качествах, которыми должен обладать поэт в отличие от обыкновенного человека, чтобы достойно вы­полнять свою миссию. Характерно, что если в других стихотворениях Пуш­кин пользуется образами античной мифологии (Муза, Аполлон, Парнас), то в «Пророке» поэт обращается к библейской мифологии: пророк, еврей­ский Бог, Серафим. Будущий пророк томится «духовной жаждою» в «мрач­ной пустыне» — в косном, бездуховном человеческом обществе. Послан­ник Бога Серафим преобразует всю природу человека, чтобы сделать из него поэта-пророка. У человека открываются глаза:

Теперь он видит то, что не может видеть обыкновенный человек, слы­шит полет ангелов и рост травы. Серафим дает человеку вместо языка «жало мудрыя змеи», вместо трепетного сердца «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул». Но этого преобразования недостаточно, чтобы стать настоящим поэтом («Как труп в пустыне я лежал»), нужна еще вы­сокая цель, высокая идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл, содержание всему тому, что он так чутко видит и слышит. Эта цель образно обозначена как «Бога глас», взывающий к пророку, как воля Бога, наполняющая его душу и повелевающая ему жечь сердца людей сво­им поэтическим словом — глаголом, показывая подлинную правду жизни:

В стихотворении «Поэт» также появляется мотив божественного из­брания поэта. Да, поэт такой же человек, как и все, он не выделяется из светской толпы, предается забавам и развлечениям света:

Но снисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого кос­нется», он заставляет пробудиться его душу. Поэт становится одиноким, он ощущает избранность, ему становятся чужды суетные забавы:

В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уве­ренностью говорит о высоком предназначении поэта.

В таких произведениях, как «Поэт и толпа», «Поэту», «Эхо» автор про­возглашает идею свободы и независимости поэта от толпы, «черни», по­нимая под этим словом «светскую чернь», людей глубоко равнодушных к истинной поэзии. Призыв поэта «идти дорогою свободной» вовсе не озна­чает, что Пушкин выступает проповедником «искусства для искусства».

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин проводит резкую границу между поэтом и толпой. Поэт одинок среди людей, так как толпа не в со­стоянии понять его высоких устремлений:

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит ни­каких материальных благ: Материал с сайта //iEssay.ru

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает растущее раздра­жение поэта. Поэт не приемлет этот враждебный ему мир:

В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистическо­го искусства, связанного с запросами общественной жизни.

В стихотворении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Автор анализирует те качества своей поэзии, благодаря которым он будет «любезен» народу. Поэзия Пушки­на гуманна и справедлива; на протяжении всего творчества поэт остается верен идеалу свободы:

Поэзия Пушкина — это своеобразный духовный «нерукотворный» памятник, который переживет века. Именно этот памятник и станет пред­метом народного преклонения: «К нему не зарастет народная тропа», по­тому что всё творчество поэта было посвящено идеалу духовной свободы и независимости.

Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчест­ве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоз­зрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой граж­данственности, свободы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: