Елена Денисьева – последняя любовь Федора Тютчева

«Последняя любовь» Федора Тютчева

«Из длинного списка имён, желанных сердцу поэта, нам известны только четыре имени, и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось всё самое значительное в его любовной лирике» (из биографии Фёдора Ивановича Тютчева).

Три имени — это Амалия Крюднер (Адлерберг), Элеонора Петерсон (первая жена поэта) и Эрнестина фон Дернберг (вторая жена).

Единственное русское имя принадлежит Елене Александровне Денисьевой (1826–1864), невенчанной жене Тютчева и матери троих его детей, вдохновительнице известного всем любителям русской поэзии «денисьевского» цикла его стихотворений.

Я не буду рассказывать здесь о бурной и одновременно трагической жизни Ф. И. Тютчева (5.12.1803–15.07.1873), о его браках и любовных историях — об этом написано достаточно. Просто несколько строк в качестве фона для нашего «стихотворения дня».

Итак, Фёдор Иванович впервые увидел Елену Денисьеву 15 июля 1850-го года, почти в 47 лет. Ей шёл 24-й год.

Она родилась в Курске, в 1826 году, в старинной обедневшей дворянской семье, рано потеряла мать. Елена Денисьева, племянница инспектрисы Смольного института и его выпускница, была дружна со старшими дочерьми Тютчева и в их доме встретила свою любовь, ради которой пожертвовала положением в обществе, возможностью стать фрейлиной, пожертвовала друзьями и родственниками (говорят, отец её проклял). Но только во время нечастых путешествий за границу она могла считаться Тютчевой — ведь брак поэта с Эрнестиной не расторгался. А у Елены за 14 лет родилась дочь и двое сыновей.

Денисьева умерла от чахотки 4 августа 1864 года.

«У него, например, было две жены, от коих было шесть детей, две долгие связи, от которых было ещё пять детей, и четыре больших романа. Но ни одна из этих женщин не «приобрела» его вполне, не могла бы, думаю, уверенно сказать: он мой, только мой…

Называл минутные увлечения свои «васильковыми дурачествами»…

— Любимый! Накинь плед. Я тебе помогу!

«Любимый» — именно так стала звать его под конец жизни жена Эрнестина. Ещё называла Тютчева «чаровник». «Чаровник — счастливый человек, — писала дочерям, — ибо все от него в восторге…» (Вячеслав Недошивин, «Новая газета», 1 декабря 2003 года).

В 1837 году Тютчев писал родителям о своей жене Элеоноре: «… Никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… не было ни одного дня в её жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» .

«Мама как раз та женщина, которая нужна папа, — любящая непоследовательно, слепо и долготерпеливо. Чтобы любить папа, зная его и понимая… нужно быть святой, совершенно отрешённой от всего земного» , — писала о жене Тютчева, Эрнестине, его старшая дочь от первого брака.

И сам поэт о Елене Денисьевой:

«Я не знаю никого, кто был менее чем я, достоин любви, — сказал как-то Тютчев о боготворивших его женщинах. — Поэтому, когда я становился объектом чьей-нибудь любви, это всегда меня изумляло»

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…» — именно эта фраза заставила меня провести небольшое исследование о нежности. Этот новый мотив в лирике 50-летнего Тютчева отметил в своём стихотворении «Последняя любовь» и 74-летний Илья Эренбург: «И нежность оказалась внове…».

«Я высоко ценю в актёре темперамент. Но у нежности нет темперамента. А нежность важнее любви» (Елена Камбурова, певица).

«Любовь рано или поздно исчезает, тогда как нежность неизбежна» (Жак Брель, певец).

«Вот и всё… Больше я ничего не прибавлю, потому что боюсь стать печальной, а значит, злой и потому, что не решаюсь признаться тебе в тех сумасшедших мечтах, которые неизбежны, когда любишь и когда любовь огромна, а нежность беспредельна» (Анри Барбюс, «Нежность»).

«Кто познал нежность, тот обречён. Копьё Архангела пронзило его душу. И уже не будет душе этой ни покоя, ни меры никогда! Нежность — самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви» (Фаина Георгиевна Раневская).

Белла Ахмадулина, 1974 год:

И всё же у меня создалось ощущение, что у мужчин до определённого возраста преобладают, по выражению Анны Ахматовой, «несытые взгляды», и только на склоне лет они приходят к неизбежности нежности.

Анна Ахматова, декабрь 1913 года:

В декабре 1913 года Анне Ахматовой было 24 года.

У Марины Цветаевой, например, уже в ранних стихотворениях, скорее, именно в ранних, это слово встречается очень часто. Белла Ахмадулина написала свои строки о любви и нежности в 37 лет, но это не впервые — просто они очень афористичны.

И ещё мне кажется, что не только нежность — «это самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви». Ведь издавна в России говорили — жалеет, значит, любит.

«Мне всех жаль» — и эта фраза, произнесённая в определённом контексте, свидетельствует о том же самом — о «божественных ликах любви» — очищенных, несуетных, возвышенных до самоотверженной печали.

«Весь день она лежала в забытьи…» Ф. Тютчев

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»

У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семью, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.

Однако роман с русской аристократкой закончился трагически – в 1964 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии помочь возлюбленной. Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.

Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве. Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака. Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти. Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти. «О господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.

По воспоминаниям очевидцев, смерть Елены Денисьевой фактически превратила Тютчева в старика, дряхлого, сгорбленного и беспомощного. Ведь туберкулез забрал и жизни двух его детей, гибель которых поэт не мог себе простить, считая, что малышей нужно было забрать из дома, где находится их больная мать. После этих трагических событий Тютчев уехал в Ниццу, надеясь на то, что смена обстановки поможет ему справиться с личным горем. Его супруга сопровождала поэта в этой поездке и, простив ему измену, старалась сделать все возможное, чтобы скрасить одиночество Тютчева. Позже поэт признался, что судьба дала возможность ему испытать любовь самых прекрасных и чутких в мире женщин, которым он обязан очень многим. И, в частности, именно благодаря им было создано множество восхитительных стихов, которые по сей день являются эталоном русской лирической поэзии.

Стоит отметить, что в течение последующих лет Тютчев неоднократно обращался в стихах к Елене Денисьевой и посвящал ей удивительно нежные строки, наполненные восхищением, любовью и признательностью. Но при этом до конца жизни поэта его верной спутницей оставалась супруга Эрнестина, считавшая своим долгом заботиться о человеке, которого безгранично любила.

Федор Иванович Тютчев

Биография Федора Ивановича Тютчева — гениального русского поэта-лирика, его место в русской литературе. Поступление в Московский университет. Романтизм Тютчева, его понимание природы. Роковая встреча Тютчева с Еленой Денисьевой. Последние годы жизни.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 30.10.2014
Размер файла 10,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Место Федора Ивановича Тютчева в русской литературе. Первый литературный успех юноши. Обращение молодого поэта к Горацию. Поступление в Московский университет. Попытки разгадать исторический смысл происходящего. Романтизм Тютчева, его понимание природы.

курсовая работа [49,4 K], добавлен 28.12.2012

Ф.И. Тютчев — гениальный русский поэт-лирик. Амалия фон Лерхенфельд — первая любовь поэта. Роль А.С. Пушкина в жизни Ф.И. Тютчева. Элеонора Петерсон — первая жена поэта. Женитьба Ф.И. Тютчева на Эрнестине Дернберг. Его роковая встреча с Еленой Денисьевой.

творческая работа [24,8 K], добавлен 17.06.2010

Основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева, основополагающие мотивы его лирики. Связь литературного творчества поэта с его общественной и политической деятельностью. Место ночи в творчестве Тютчева, ее связь с античной греческой традицией.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 30.01.2013

Биография Федора Тютчева (1803-1873) — известного поэта, одного из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Литературное творчество, тематическое и мотивное единство лирики Тютчева. Общественная и политическая деятельность.

презентация [2,4 M], добавлен 14.01.2014

История жизни и творческой деятельности Фёдора Ивановича Тютчева, его любовная поэзия. Роль женщин в жизни и творчестве поэта: Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Величие, мощь и утончённость лирики Тютчева.

разработка урока [20,5 K], добавлен 11.01.2011

Изучение детских годов, учебы в духовной семинарии и университете, службы в коллегии иностранных дел Федора Тютчева. Исследование мюнхенского и петербургского периодов творчества поэта, его увлечения немецкой философией и поэзией, последних годов жизни.

презентация [19,5 M], добавлен 14.05.2011

Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

контрольная работа [14,4 K], добавлен 17.12.2002

Основные сведения о юношеских годах и семейной жизни Федора Ивановича Тютчева, его дипломатическая карьера и участие в кружке Белинского. Композиционные особенности стихотворений, их периодизация. Осмысление любви как трагедии в творчестве русского поэта.

презентация [111,1 K], добавлен 15.04.2012

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

дипломная работа [63,0 K], добавлен 29.01.2016

Любовь для Тютчева – и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом эта тема раскрывается поэтом в лирике, посвящённой Е. А. Денисьевой в «Денисьевскои цикле».

реферат [44,2 K], добавлен 17.08.2008

Последняя муза Тютчева: верная Леля

Быть музой великого человека – почетная и красивая роль, правда, зачастую очень трагичная. Воспетая гениальным мужчиной, его избранница продолжает жить в веках, хотя, возможно, сама бы она предпочла одну обычную жизнь, зато счастливую. Но там где речь идет о творчестве, страдания, увы, делают его лишь более ярким и пронзительным. И, кто знает, сложись все по-другому, окажись ОНА не такой самоотверженной, не исключено, что ОН бы никогда не создал ТАКИЕ произведения.

Сегодня мы вспоминаем Елену Денисьеву. Красивая, умная, образованная, она должна была стать женой какого-нибудь состоятельного вельможи и быть украшением мировых столиц. Но ей не было суждено войти в историю утонченной светской дамой. Она стала последней музой великого Тютчева, которой он посвятил свои самые проникновенные стихи. Цена этого титула была очень высока. Отвергнутая друзьями и родными, лишенная надежды стать женой любимого человека, Елена Денисьева принесла в жертву этим отношениям все, из чего состоял ее привычный мир. Пятнадцать лет она была опорой и вдохновением поэту, который вел себя по отношению к ней, мягко говоря, не слишком порядочно. Но именно благодаря душевной силе и любви этой женщине Тютчев написал свои лучшие строки.

Курская Золушка

Родиной девочки, появившейся на свет 14 мая 1826 года в семье военного, стал город Курск. Александр Дмитриевич любил дочь, ласково называл её Лелей, но долго жить в отчем доме ей не пришлось. Лишившись матери в двухлетнем возрасте, Елена выросла с мачехой, которая недолюбливала падчерицу, отдавая всю заботу родным детям — Марии и Анне. Порывистая эмоциональная Леля, в свою очередь, не пыталась завоевать симпатию чужой ей женщины и держалась гордо, что провоцировало ссоры.

Однако в жизни курской Золушки появилась своя фея. Анна Дмитриевна, тетка по отцу, выразила в письме желание взять племянницу к себе в Петербург. Такое решение устроило всех: и Александра Дмитриевича, уставшего от домашних распрей, и его вторую семью, и саму Елену, перенесшуюся из сонной жизни губернского города в блестящий столичный мир. Анна Дмитриевна занимала место инспектрисы в Смольном университете — главной «кузнице» благородных девиц, и юная Леля стала вольнослушательницей этого заведения. Для нее началась счастливая пора: выезды в свет, танцы на балах, ухаживания многочисленных поклонников, в числе которых был известный писатель Соллогуб и, наконец, заветный фрейлинский шифр в недалеком будущем. К этому Елену готовила тетка, этого желала и она сама. Однако попасть ко двору императрицы ей было не суждено…

Роковая встреча

Вместе с Денисьевой в Смольном институте учились две ее приятельницы — Анна и Екатерина Тютчевы, дочери поэта от первого брака. Имя «Лелиньки» упоминается в переписке Анны с отцом еще в 1847 году, но встреча Тютчева и Денисьевой произошла позже, летом 1850-го. Федор Иванович, тогда известный не столько своими стихами, сколько службой при императорском дворе в чине камергера, вместе с супругой навестил дочерей в Смольном и случайно столкнулся со стройной черноглазой красавицей – племянницей инспектрисы института. Страсть разгорелась сразу, и в июле того же, 1850-го, года, между влюбленными произошло объяснение. Много лет спустя, уже после смерти Денисьевой, Тютчев напишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло

С того блаженно-рокового дня,

Как душу всю свою она вдохнула,

Как всю себя перелила в меня.

Поэту в начале романа с Денисьевой было сорок семь лет — он годился в отцы своей будущей музе, которая была ровно вдвое его моложе. А для Елены он стал первой и последней любовью. До встречи с Тютчевым девушка никому не отдавала своего сердца и не была обручена. Поэт же пленил ее сразу. Началась пора тайных встреч на съемной квартире — Тютчев был женат и не хотел предавать огласке внебрачную связь, тем более с незамужней девицей.

Поначалу влюбленным это удавалось. Эрнестина Федоровна, вторая жена Федора Ивановича, по-прежнему радушно принимала у себя Лелю, не видя в юной смолянке угрозы своему семейному счастью. Даже то, что Тютчев, отправляясь в августе 1850 года с дочерью Анной в поездку по Валаамским церквям, взял с собой Денисьеву, не вызвало у его супруги подозрений.

Сама Елена, глубоко религиозная девушка, вступившая в связь с женатым мужчиной, до конца жизни терзалась из-за невозможности узаконить их отношения. «Я обречена, — говорила она, — всю жизнь оставаться в этом жалком и фальшивом положении, от которого и самая смерть Эрнестины Федоровны не могла бы меня избавить, ибо четвертый брак церковью не благословляется. Но так Богу угодно, и я смиряюсь перед его святою волею, не без того, чтобы по временам горько оплакивать свою судьбу».

Слова насчет «четвертого брака» непонятны — Тютчев был женат два раза. Быть может, он намеренно лгал своей Леле о том, что вступал в брак трижды, чтобы не оставить ей ложных надежд на законные отношения?

Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей…

Каждая тайна рано или поздно выплывает наружу. Так случилось и с романом Тютчева и Денисьевой. Квартира, на которой они тайно встречались, располагалась неподалеку от Смольного, и его управляющий однажды «напал на след» влюбленных. А в марте 1851 года на весь Петербург грянул скандал: смолянка и племянница будущей начальницы института благородных девиц ждет ребенка от мужчины, состоящего в законном браке! К тому времени беременность уже нельзя было скрывать с помощью специального корсета – всего через два месяца после разразившейся бури Елена родила дочь.

Для Денисьевой, одной из лучших смолянок, преданный огласке адюльтер стал губительным. Ей пришлось немедленно покинуть институт вместе с теткой, спешно выпровоженной на пенсию после тридцати с лишним лет на посту инспектрисы. Ни о повышении для Анны Дмитриевны, ни о месте фрейлины для Лели и речи быть не могло. Обе женщины поселились в маленькой съемной квартирке в Петербурге, где долгие годы их не навещал никто, кроме Варвары Белоруковой – бывшей классной дамы смолянок.

Но самым страшным ударом для Денисьевой стало отречение со стороны отца. Приехавший в Петербург из Пензы, где он служил исправником, Александр Дмитриевич отправился навестить учившихся в Смольном дочерей. Узнав, что Елена отчислена из-за дурной репутации и такая же участь чудом не постигла Анну с Марией, которых готовились прогнать из института за компанию со старшей сестрой, Денисьев впал в ярость. Он проклял «распутную» дочь и до конца жизни не поддерживал с ней общение. Позже Александр Георгиевский, муж Лелиной сестры Марии, напишет: «Бедную Лелю все покинули».

«Денисьевский» цикл

А что же Тютчев? Он, безмерно жалевший Елену и считавший себя в ответе за ее загубленную жизнь, не мог и не хотел развестись с Эрнестиной Федоровной. Не забывая «свою кисаньку Нестерле», поэт в то же время посещал Денисьеву. Она же ни словом, ни делом не упрекнула Федора Ивановича. Верная ему до конца, Леля терпеливо ждала, когда он навестит их с дочкой, тоже Еленой. Происходило это в перерывах между визитами Тютчева к императорскому двору, дипломатическими поездками и отдыхом вместе с семьей в родовом имении, Овстуге. К счастью для Денисьевой, Эрнестина Федоровна не запрещала мужу ни видеться со своей второй семьей, ни записывать детей от любовницы на свою фамилию (после дочери у Елены родилось еще два сына).

Федор Иванович, будучи натурой эгоцентрической, желал не любить, а быть любимым. Обе его жены, немки по национальности, возможно, не могли дать ему того искреннего беззаветного чувства, которое он нашел в русской смолянке. При этом Тютчев прямо писал своей Леле: «Твоя любовь, твоя, а не моя, но без этой твоей нет жизни, нет и самого меня».

Чувства к Елене отразились в стихотворном цикле, названном «денисьевским» уже после смерти поэта и его музы: «О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. », «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу и груду писем разбирала…» Любовь, о которой говорится в этих рифмованных признаниях, мрачна, сильна и даже губительна, но избавиться от нее ни Тютчев, ни Денисьева не могли.

Денисьева с дочерью

Годы страданий, одиночества, тревоги понемногу подтачивали силы Елены. Та, чьей живостью и остроумием когда-то восхищался весь столичный бомонд, превратилась в измученную нервную женщину. Утешение она находила в редких поездках за границу вместе с Федором Ивановичем и их общими детьми. Тогда Леля записывала себя в гостиничных книгах как «MadameTutchef». «Я более ему жена, чем все его жены, — скажет она незадолго до смерти, — никто в мире никогда его так не ценил и не любил, как я его ценю и люблю, никто никогда его так не понимал, как я его понимаю».

Однако «Боженька», как называла Денисьева Федора Ивановича, со временем начал тяготиться ее любовью. Так, он категорически отказал Елене в просьбе указать при издании его стихов, что некоторые из них посвящены ей. Леля была в отчаянии. Она, жившая с детьми в бедности и ни разу не попросившая у любимого помощи, не понимала, почему он отказывает ей в услуге, которая ему бы ничего не стоила.

К тому времени бедная женщина уже была больна туберкулезом. Тем страшнее ей было узнать о своей третьей – последней – беременности. Тютчев из опасений за жизнь Денисьевой пытался отговорить ее от рождения ребенка, но в голову поэта тут же полетела бронзовая собака, отбившая угол у печки. Потом Елена долго плакала и каялась из-за вспышки ярости, однако по-прежнему отказывалась убить жившее в ней дитя.

В мае 1864 года Леля родила сына Николеньку и уже через неделю после родов принимала у себя Федора Ивановича, чтобы его развлечь. Но окончательно оправиться она не смогла. Спустя три месяца, 4 августа, Елена Денисьева умерла на руках у Тютчева во время сильного летнего дождя. Об ее последних часах говорит стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…»

Последнюю музу поэта похоронили на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. На ее могиле поставили крест с надписью: «Елена–верую, Господи, исповедую!». Эпитафией ей могут служить слова Александра Георгиевского: «Только своею вполне самоотверженною, бескорыстною, безграничною, бесконечною, безраздельною и готовою на все любовью могла она приковать к себе на целых 14 лет такого увлекающегося, такого неустойчивого и порхающего с одного цветка на другой поэта, каким был Тютчев, — такою любовью, которая готова была и на всякого рода порывы и безумные крайности с совершенным попранием всякого рода светских приличий и общепринятых условий».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Елена Денисьева – последняя любовь Федора Тютчева

«Последняя любовь» Федора Тютчева

«Из длинного списка имён, желанных сердцу поэта, нам известны только четыре имени, и только одно русское! Но это единственное русское имя стало роковым для Тютчева. Им определилось всё самое значительное в его любовной лирике» (из биографии Фёдора Ивановича Тютчева).

Три имени — это Амалия Крюднер (Адлерберг), Элеонора Петерсон (первая жена поэта) и Эрнестина фон Дернберг (вторая жена).

Единственное русское имя принадлежит Елене Александровне Денисьевой (1826–1864), невенчанной жене Тютчева и матери троих его детей, вдохновительнице известного всем любителям русской поэзии «денисьевского» цикла его стихотворений.

Я не буду рассказывать здесь о бурной и одновременно трагической жизни Ф. И. Тютчева (5.12.1803–15.07.1873), о его браках и любовных историях — об этом написано достаточно. Просто несколько строк в качестве фона для нашего «стихотворения дня».

Итак, Фёдор Иванович впервые увидел Елену Денисьеву 15 июля 1850-го года, почти в 47 лет. Ей шёл 24-й год.

Она родилась в Курске, в 1826 году, в старинной обедневшей дворянской семье, рано потеряла мать. Елена Денисьева, племянница инспектрисы Смольного института и его выпускница, была дружна со старшими дочерьми Тютчева и в их доме встретила свою любовь, ради которой пожертвовала положением в обществе, возможностью стать фрейлиной, пожертвовала друзьями и родственниками (говорят, отец её проклял). Но только во время нечастых путешествий за границу она могла считаться Тютчевой — ведь брак поэта с Эрнестиной не расторгался. А у Елены за 14 лет родилась дочь и двое сыновей.

Денисьева умерла от чахотки 4 августа 1864 года.

«У него, например, было две жены, от коих было шесть детей, две долгие связи, от которых было ещё пять детей, и четыре больших романа. Но ни одна из этих женщин не «приобрела» его вполне, не могла бы, думаю, уверенно сказать: он мой, только мой…

Называл минутные увлечения свои «васильковыми дурачествами»…

— Любимый! Накинь плед. Я тебе помогу!

«Любимый» — именно так стала звать его под конец жизни жена Эрнестина. Ещё называла Тютчева «чаровник». «Чаровник — счастливый человек, — писала дочерям, — ибо все от него в восторге…» (Вячеслав Недошивин, «Новая газета», 1 декабря 2003 года).

В 1837 году Тютчев писал родителям о своей жене Элеоноре: «… Никогда ни один человек не любил другого так, как она меня… не было ни одного дня в её жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня» .

«Мама как раз та женщина, которая нужна папа, — любящая непоследовательно, слепо и долготерпеливо. Чтобы любить папа, зная его и понимая… нужно быть святой, совершенно отрешённой от всего земного» , — писала о жене Тютчева, Эрнестине, его старшая дочь от первого брака.

И сам поэт о Елене Денисьевой:

«Я не знаю никого, кто был менее чем я, достоин любви, — сказал как-то Тютчев о боготворивших его женщинах. — Поэтому, когда я становился объектом чьей-нибудь любви, это всегда меня изумляло»

«О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней…» — именно эта фраза заставила меня провести небольшое исследование о нежности. Этот новый мотив в лирике 50-летнего Тютчева отметил в своём стихотворении «Последняя любовь» и 74-летний Илья Эренбург: «И нежность оказалась внове…».

«Я высоко ценю в актёре темперамент. Но у нежности нет темперамента. А нежность важнее любви» (Елена Камбурова, певица).

«Любовь рано или поздно исчезает, тогда как нежность неизбежна» (Жак Брель, певец).

«Вот и всё… Больше я ничего не прибавлю, потому что боюсь стать печальной, а значит, злой и потому, что не решаюсь признаться тебе в тех сумасшедших мечтах, которые неизбежны, когда любишь и когда любовь огромна, а нежность беспредельна» (Анри Барбюс, «Нежность»).

«Кто познал нежность, тот обречён. Копьё Архангела пронзило его душу. И уже не будет душе этой ни покоя, ни меры никогда! Нежность — самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви» (Фаина Георгиевна Раневская).

Белла Ахмадулина, 1974 год:

И всё же у меня создалось ощущение, что у мужчин до определённого возраста преобладают, по выражению Анны Ахматовой, «несытые взгляды», и только на склоне лет они приходят к неизбежности нежности.

Анна Ахматова, декабрь 1913 года:

В декабре 1913 года Анне Ахматовой было 24 года.

У Марины Цветаевой, например, уже в ранних стихотворениях, скорее, именно в ранних, это слово встречается очень часто. Белла Ахмадулина написала свои строки о любви и нежности в 37 лет, но это не впервые — просто они очень афористичны.

И ещё мне кажется, что не только нежность — «это самый кроткий, самый робкий, божественный лик любви». Ведь издавна в России говорили — жалеет, значит, любит.

«Мне всех жаль» — и эта фраза, произнесённая в определённом контексте, свидетельствует о том же самом — о «божественных ликах любви» — очищенных, несуетных, возвышенных до самоотверженной печали.

«Весь день она лежала в забытьи…» Ф. Тютчев

Анализ стихотворения Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»

У Федора Тютчева есть целый цикл произведений, посвященных Елене Денисьевой – возлюбленной поэта, которую он боготворил и считал своей музой. Личная жизнь Тютчева была предметом светских шуток и пересудов, так как на протяжении 14 лет он фактически содержал две семью, состоя в законном браке с Эрнестиной Дернберг, но при этом воспитывая трех детей от Елены Денисьевой.

Однако роман с русской аристократкой закончился трагически – в 1964 году она скончалась от туберкулеза. Накануне ее смерти поэт весь день провел у постели Елены Денисьевой, понимая, что не в состоянии помочь возлюбленной. Спустя несколько месяцев Тютчев написал стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…», которое стало эпитафией к его роману с женщиной, сумевшей сделать поэта по-настоящему счастливой.

Это произведение, наполненное трагизмом и бесконечной любовью, описывает последние часы жизни Елены Денисьевой, которая уже не вставала с постели и находилась в беспамятстве. Вспоминая этот теплый летний день, Тютчев отмечает, что «всю ее уж тени покрывали». Однако внезапно начавшийся дождь, струи которого «по листьям весело звучали», привел умирающую в сознание. Женщина стала прислушиваться к звукам падающих капель, увлеченно и будто бы погрузившись в воспоминания. О чем она думала в этот момент? Понимала ли, что уходит из жизни? Судя по всему, да, так как произнесла вполне осознанную и отчетливую фразу: «О, как все это я любила!».

О том, насколько был подавлен Тютчев после смерти Елены Денисьевой, свидетельствует последнее четверостишье произведения, в котором поэт признается, что так искренне и преданно могла любить лишь только эта женщина. Действительно, ради Тютчева она отказалась от наследства и высшего общества, которое осуждало ее связь с поэтом и рождение детей вне брака. Елене Денисьевой пришлось забыть о своем благородном происхождении и семье, которая отреклась от женщины, оставив ее на произвол судьбы и без средств к существованию. Федор Тютчев прекрасно понимал, на какие жертвы пошла во имя любви его избранница, поэтому посчитал своим долгом заботиться о ней до самой ее смерти. Уход из жизни той, которая была смыслом существования поэта, Тютчев с горечью отмечает, что судьба оказалась к нему несправедливой и не позволила воссоединиться с возлюбленной после ее смерти. «О господи. и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось…», — отмечает поэт, сожалея о том, что после подобной трагедии продолжает жить.

По воспоминаниям очевидцев, смерть Елены Денисьевой фактически превратила Тютчева в старика, дряхлого, сгорбленного и беспомощного. Ведь туберкулез забрал и жизни двух его детей, гибель которых поэт не мог себе простить, считая, что малышей нужно было забрать из дома, где находится их больная мать. После этих трагических событий Тютчев уехал в Ниццу, надеясь на то, что смена обстановки поможет ему справиться с личным горем. Его супруга сопровождала поэта в этой поездке и, простив ему измену, старалась сделать все возможное, чтобы скрасить одиночество Тютчева. Позже поэт признался, что судьба дала возможность ему испытать любовь самых прекрасных и чутких в мире женщин, которым он обязан очень многим. И, в частности, именно благодаря им было создано множество восхитительных стихов, которые по сей день являются эталоном русской лирической поэзии.

Стоит отметить, что в течение последующих лет Тютчев неоднократно обращался в стихах к Елене Денисьевой и посвящал ей удивительно нежные строки, наполненные восхищением, любовью и признательностью. Но при этом до конца жизни поэта его верной спутницей оставалась супруга Эрнестина, считавшая своим долгом заботиться о человеке, которого безгранично любила.

Федор Иванович Тютчев

Биография Федора Ивановича Тютчева — гениального русского поэта-лирика, его место в русской литературе. Поступление в Московский университет. Романтизм Тютчева, его понимание природы. Роковая встреча Тютчева с Еленой Денисьевой. Последние годы жизни.

Рубрика Литература
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 30.10.2014
Размер файла 10,4 M

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Место Федора Ивановича Тютчева в русской литературе. Первый литературный успех юноши. Обращение молодого поэта к Горацию. Поступление в Московский университет. Попытки разгадать исторический смысл происходящего. Романтизм Тютчева, его понимание природы.

курсовая работа [49,4 K], добавлен 28.12.2012

Ф.И. Тютчев — гениальный русский поэт-лирик. Амалия фон Лерхенфельд — первая любовь поэта. Роль А.С. Пушкина в жизни Ф.И. Тютчева. Элеонора Петерсон — первая жена поэта. Женитьба Ф.И. Тютчева на Эрнестине Дернберг. Его роковая встреча с Еленой Денисьевой.

творческая работа [24,8 K], добавлен 17.06.2010

Основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева, основополагающие мотивы его лирики. Связь литературного творчества поэта с его общественной и политической деятельностью. Место ночи в творчестве Тютчева, ее связь с античной греческой традицией.

курсовая работа [53,1 K], добавлен 30.01.2013

Биография Федора Тютчева (1803-1873) — известного поэта, одного из самых выдающихся представителей философской и политической лирики. Литературное творчество, тематическое и мотивное единство лирики Тютчева. Общественная и политическая деятельность.

презентация [2,4 M], добавлен 14.01.2014

История жизни и творческой деятельности Фёдора Ивановича Тютчева, его любовная поэзия. Роль женщин в жизни и творчестве поэта: Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Денисьевой. Величие, мощь и утончённость лирики Тютчева.

разработка урока [20,5 K], добавлен 11.01.2011

Изучение детских годов, учебы в духовной семинарии и университете, службы в коллегии иностранных дел Федора Тютчева. Исследование мюнхенского и петербургского периодов творчества поэта, его увлечения немецкой философией и поэзией, последних годов жизни.

презентация [19,5 M], добавлен 14.05.2011

Зарождение и рассвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ общих признаков и образных параллелей присущих каждому поэту. Романтизм как литературное направление лирики Ф. Тютчева. А. Фет как певец русской природы. Философский характер их лирики.

контрольная работа [14,4 K], добавлен 17.12.2002

Основные сведения о юношеских годах и семейной жизни Федора Ивановича Тютчева, его дипломатическая карьера и участие в кружке Белинского. Композиционные особенности стихотворений, их периодизация. Осмысление любви как трагедии в творчестве русского поэта.

презентация [111,1 K], добавлен 15.04.2012

Современные школьные программы по изучению произведений Ф. Тютчева. Лирический фрагмент как жанр тютчевской лирики. Точность психологического анализа и глубина философского осмысления человеческих чувств в лирике Ф. Тютчева. Любовная лирика поэта.

дипломная работа [63,0 K], добавлен 29.01.2016

Любовь для Тютчева – и блаженство, и безнадёжность, и напряжение чувств, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. С особым драматизмом эта тема раскрывается поэтом в лирике, посвящённой Е. А. Денисьевой в «Денисьевскои цикле».

реферат [44,2 K], добавлен 17.08.2008

Последняя муза Тютчева: верная Леля

Быть музой великого человека – почетная и красивая роль, правда, зачастую очень трагичная. Воспетая гениальным мужчиной, его избранница продолжает жить в веках, хотя, возможно, сама бы она предпочла одну обычную жизнь, зато счастливую. Но там где речь идет о творчестве, страдания, увы, делают его лишь более ярким и пронзительным. И, кто знает, сложись все по-другому, окажись ОНА не такой самоотверженной, не исключено, что ОН бы никогда не создал ТАКИЕ произведения.

Сегодня мы вспоминаем Елену Денисьеву. Красивая, умная, образованная, она должна была стать женой какого-нибудь состоятельного вельможи и быть украшением мировых столиц. Но ей не было суждено войти в историю утонченной светской дамой. Она стала последней музой великого Тютчева, которой он посвятил свои самые проникновенные стихи. Цена этого титула была очень высока. Отвергнутая друзьями и родными, лишенная надежды стать женой любимого человека, Елена Денисьева принесла в жертву этим отношениям все, из чего состоял ее привычный мир. Пятнадцать лет она была опорой и вдохновением поэту, который вел себя по отношению к ней, мягко говоря, не слишком порядочно. Но именно благодаря душевной силе и любви этой женщине Тютчев написал свои лучшие строки.

Курская Золушка

Родиной девочки, появившейся на свет 14 мая 1826 года в семье военного, стал город Курск. Александр Дмитриевич любил дочь, ласково называл её Лелей, но долго жить в отчем доме ей не пришлось. Лишившись матери в двухлетнем возрасте, Елена выросла с мачехой, которая недолюбливала падчерицу, отдавая всю заботу родным детям — Марии и Анне. Порывистая эмоциональная Леля, в свою очередь, не пыталась завоевать симпатию чужой ей женщины и держалась гордо, что провоцировало ссоры.

Однако в жизни курской Золушки появилась своя фея. Анна Дмитриевна, тетка по отцу, выразила в письме желание взять племянницу к себе в Петербург. Такое решение устроило всех: и Александра Дмитриевича, уставшего от домашних распрей, и его вторую семью, и саму Елену, перенесшуюся из сонной жизни губернского города в блестящий столичный мир. Анна Дмитриевна занимала место инспектрисы в Смольном университете — главной «кузнице» благородных девиц, и юная Леля стала вольнослушательницей этого заведения. Для нее началась счастливая пора: выезды в свет, танцы на балах, ухаживания многочисленных поклонников, в числе которых был известный писатель Соллогуб и, наконец, заветный фрейлинский шифр в недалеком будущем. К этому Елену готовила тетка, этого желала и она сама. Однако попасть ко двору императрицы ей было не суждено…

Роковая встреча

Вместе с Денисьевой в Смольном институте учились две ее приятельницы — Анна и Екатерина Тютчевы, дочери поэта от первого брака. Имя «Лелиньки» упоминается в переписке Анны с отцом еще в 1847 году, но встреча Тютчева и Денисьевой произошла позже, летом 1850-го. Федор Иванович, тогда известный не столько своими стихами, сколько службой при императорском дворе в чине камергера, вместе с супругой навестил дочерей в Смольном и случайно столкнулся со стройной черноглазой красавицей – племянницей инспектрисы института. Страсть разгорелась сразу, и в июле того же, 1850-го, года, между влюбленными произошло объяснение. Много лет спустя, уже после смерти Денисьевой, Тютчев напишет:

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло

С того блаженно-рокового дня,

Как душу всю свою она вдохнула,

Как всю себя перелила в меня.

Поэту в начале романа с Денисьевой было сорок семь лет — он годился в отцы своей будущей музе, которая была ровно вдвое его моложе. А для Елены он стал первой и последней любовью. До встречи с Тютчевым девушка никому не отдавала своего сердца и не была обручена. Поэт же пленил ее сразу. Началась пора тайных встреч на съемной квартире — Тютчев был женат и не хотел предавать огласке внебрачную связь, тем более с незамужней девицей.

Поначалу влюбленным это удавалось. Эрнестина Федоровна, вторая жена Федора Ивановича, по-прежнему радушно принимала у себя Лелю, не видя в юной смолянке угрозы своему семейному счастью. Даже то, что Тютчев, отправляясь в августе 1850 года с дочерью Анной в поездку по Валаамским церквям, взял с собой Денисьеву, не вызвало у его супруги подозрений.

Сама Елена, глубоко религиозная девушка, вступившая в связь с женатым мужчиной, до конца жизни терзалась из-за невозможности узаконить их отношения. «Я обречена, — говорила она, — всю жизнь оставаться в этом жалком и фальшивом положении, от которого и самая смерть Эрнестины Федоровны не могла бы меня избавить, ибо четвертый брак церковью не благословляется. Но так Богу угодно, и я смиряюсь перед его святою волею, не без того, чтобы по временам горько оплакивать свою судьбу».

Слова насчет «четвертого брака» непонятны — Тютчев был женат два раза. Быть может, он намеренно лгал своей Леле о том, что вступал в брак трижды, чтобы не оставить ей ложных надежд на законные отношения?

Толпа вошла, толпа вломилась в святилище души твоей…

Каждая тайна рано или поздно выплывает наружу. Так случилось и с романом Тютчева и Денисьевой. Квартира, на которой они тайно встречались, располагалась неподалеку от Смольного, и его управляющий однажды «напал на след» влюбленных. А в марте 1851 года на весь Петербург грянул скандал: смолянка и племянница будущей начальницы института благородных девиц ждет ребенка от мужчины, состоящего в законном браке! К тому времени беременность уже нельзя было скрывать с помощью специального корсета – всего через два месяца после разразившейся бури Елена родила дочь.

Для Денисьевой, одной из лучших смолянок, преданный огласке адюльтер стал губительным. Ей пришлось немедленно покинуть институт вместе с теткой, спешно выпровоженной на пенсию после тридцати с лишним лет на посту инспектрисы. Ни о повышении для Анны Дмитриевны, ни о месте фрейлины для Лели и речи быть не могло. Обе женщины поселились в маленькой съемной квартирке в Петербурге, где долгие годы их не навещал никто, кроме Варвары Белоруковой – бывшей классной дамы смолянок.

Но самым страшным ударом для Денисьевой стало отречение со стороны отца. Приехавший в Петербург из Пензы, где он служил исправником, Александр Дмитриевич отправился навестить учившихся в Смольном дочерей. Узнав, что Елена отчислена из-за дурной репутации и такая же участь чудом не постигла Анну с Марией, которых готовились прогнать из института за компанию со старшей сестрой, Денисьев впал в ярость. Он проклял «распутную» дочь и до конца жизни не поддерживал с ней общение. Позже Александр Георгиевский, муж Лелиной сестры Марии, напишет: «Бедную Лелю все покинули».

«Денисьевский» цикл

А что же Тютчев? Он, безмерно жалевший Елену и считавший себя в ответе за ее загубленную жизнь, не мог и не хотел развестись с Эрнестиной Федоровной. Не забывая «свою кисаньку Нестерле», поэт в то же время посещал Денисьеву. Она же ни словом, ни делом не упрекнула Федора Ивановича. Верная ему до конца, Леля терпеливо ждала, когда он навестит их с дочкой, тоже Еленой. Происходило это в перерывах между визитами Тютчева к императорскому двору, дипломатическими поездками и отдыхом вместе с семьей в родовом имении, Овстуге. К счастью для Денисьевой, Эрнестина Федоровна не запрещала мужу ни видеться со своей второй семьей, ни записывать детей от любовницы на свою фамилию (после дочери у Елены родилось еще два сына).

Федор Иванович, будучи натурой эгоцентрической, желал не любить, а быть любимым. Обе его жены, немки по национальности, возможно, не могли дать ему того искреннего беззаветного чувства, которое он нашел в русской смолянке. При этом Тютчев прямо писал своей Леле: «Твоя любовь, твоя, а не моя, но без этой твоей нет жизни, нет и самого меня».

Чувства к Елене отразились в стихотворном цикле, названном «денисьевским» уже после смерти поэта и его музы: «О, как на склоне наших лет нежней мы любим и суеверней. », «О, как убийственно мы любим…», «Она сидела на полу и груду писем разбирала…» Любовь, о которой говорится в этих рифмованных признаниях, мрачна, сильна и даже губительна, но избавиться от нее ни Тютчев, ни Денисьева не могли.

Денисьева с дочерью

Годы страданий, одиночества, тревоги понемногу подтачивали силы Елены. Та, чьей живостью и остроумием когда-то восхищался весь столичный бомонд, превратилась в измученную нервную женщину. Утешение она находила в редких поездках за границу вместе с Федором Ивановичем и их общими детьми. Тогда Леля записывала себя в гостиничных книгах как «MadameTutchef». «Я более ему жена, чем все его жены, — скажет она незадолго до смерти, — никто в мире никогда его так не ценил и не любил, как я его ценю и люблю, никто никогда его так не понимал, как я его понимаю».

Однако «Боженька», как называла Денисьева Федора Ивановича, со временем начал тяготиться ее любовью. Так, он категорически отказал Елене в просьбе указать при издании его стихов, что некоторые из них посвящены ей. Леля была в отчаянии. Она, жившая с детьми в бедности и ни разу не попросившая у любимого помощи, не понимала, почему он отказывает ей в услуге, которая ему бы ничего не стоила.

К тому времени бедная женщина уже была больна туберкулезом. Тем страшнее ей было узнать о своей третьей – последней – беременности. Тютчев из опасений за жизнь Денисьевой пытался отговорить ее от рождения ребенка, но в голову поэта тут же полетела бронзовая собака, отбившая угол у печки. Потом Елена долго плакала и каялась из-за вспышки ярости, однако по-прежнему отказывалась убить жившее в ней дитя.

В мае 1864 года Леля родила сына Николеньку и уже через неделю после родов принимала у себя Федора Ивановича, чтобы его развлечь. Но окончательно оправиться она не смогла. Спустя три месяца, 4 августа, Елена Денисьева умерла на руках у Тютчева во время сильного летнего дождя. Об ее последних часах говорит стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…»

Последнюю музу поэта похоронили на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. На ее могиле поставили крест с надписью: «Елена–верую, Господи, исповедую!». Эпитафией ей могут служить слова Александра Георгиевского: «Только своею вполне самоотверженною, бескорыстною, безграничною, бесконечною, безраздельною и готовою на все любовью могла она приковать к себе на целых 14 лет такого увлекающегося, такого неустойчивого и порхающего с одного цветка на другой поэта, каким был Тютчев, — такою любовью, которая готова была и на всякого рода порывы и безумные крайности с совершенным попранием всякого рода светских приличий и общепринятых условий».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: