Анализ стихотворения Александра Пушкина «Друзьям»

Очень трепетно относился к товарищам А.С. Пушкин не только в жизни, но и в поэзии. Целый цикл произведений он выделил для воспевания дружеских чувств. В творческой работе «Друзьям» поэт пишет особое благодарственное послание. Накануне 16 февраля в 1822 году произошла праздничная встреча Пушкина с приятелями. Под впечатлением от бурного застолья и веселого общения, как доносят нам очевидцы, поэт слагает прекрасный стих.

Строки рифмованного творения можно считать душевным подарком автора товарищам, родным по духу. Презент, однако, не обошелся

Описанную ситуацию иронически отметил поэт во второй строфе: «почетной чашею» наградили его братья по застолью. Он не стал уделять много внимания разговорам на прошедшей вечеринке, но недоговоренные фразы и отрывки речей приводят читателя к заключению: мужчины активно беседовали о литературной жизни и затрагивали сложные

Автор утверждает, что участников вечерней встречи «благословили музы». Снова ирония в стихе – ведь ни один друг Пушкина, в тот день находящийся рядом, не был ни писателем, ни поэтом, ни каким-либо иным деятелем литературных кругов. Их дарование заключалось в далеком от пушкинских поэтических занятий – в делах военных и в умении задорно отмечать праздники. Друзья по традиции диких скифов распивали крепкое вино без добавления воды. Поэта приводят в наполненный смехом восторг «широкие края» чаши для питья.

Проговаривая восхваления и тосты друзьям, Пушкин погружается в память прошлого. Любовные огорчения всплывают и меркнут от той атмосферы, в которой очутился автор благодаря близким товарищам.

Огорчение от осознания скоротечности моментов жизни вновь философски растворяется. Приятное общество близких по духу людей волшебным образом залечивает все душевные раны. За дареное умиротворение и беззаботное веселье поэт отдает строки из глубины искреннего сердца.

Анализ стихотворения Пушкина «Вольность»

Великий русский писатель и поэт, создатель русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин после окончанию Царскосельского Лицея в 1817-ом году начал служить в Петербургской коллегии иностранных дел. В это время произошёл настоящий расцвет в его творчестве, он стал вести активную жизнь в столице России, вступил в различные литературные кружки и объединения. Очень часто поэт посещал театр.

Но за всей этой громкой, иногда скандальной светской жизнью, Пушкин не потерял себя, он посвящал очень много времени и сил своему творчеству. Александр Сергеевич проповедовал в своей поэзии передовые взгляды. За один только 1817-ый год им было написано множество политических произведений. Эти стихотворения становились частью идеологии его друзей-декабристов. Они были очень свободолюбивыми, вольными – в своём творчестве поэт боролся против произвола, крепостного права, бесчеловечного отношения к простым людям. Сам Пушкин неоднократно говорил, что он всего лишь продолжатель великого дела Радищева. И это, действительно, так и было.

Достаточно ознакомиться с его стихотворениями «Вольность» или «Деревня», чтобы это понять. В них он выражал свой протест против царского произвола. При этом деятельность Пушкина и Радищева всё же имеет существенные различия. Радищев мечтал о революции, а Пушкин уповал на закон и государство.

Он хотел, чтобы власть царя была ограничена, но на законных основаниях, без кровопролития. Читатели России горячо приняли оду Пушкина «Вольность», которая отражала прогрессивные настроения народа. Естественно, это не могло быть незамеченным государством, и за своё вольнолюбивое творчество, в частности за стихотворение «Деревня» и оду «Вольность» Пушкина отправили в ссылку на юг.

Реферат на тему: Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Пушкина в те годы прельщала жизнь беспечного философа и поэта, внимающего «простым звукам свирели». «Живу с природной простотой, с философической забавой ». Он называл себя по традиции «пиитом», «парнасским ленивцем». Лицейские стихотворения Дельвига, по словам Пушкина, были проникнуты «чувством гармонии» и «классической стройности». Например, его идиллия «Конец золотого века»3. И ранние стихи Пушкина, наполненные отголосками античной мифологии, похожи на сон о «золотом веке». Пробуждение наступило внезапно, когда вспыхнули «серебристых облаков края», когда «раздался звук трубы военной»4, как было сказано в стихах Федора Глинки, будущего героя Бородинской битвы. И Пушкин был тогда пробужден «строгим опытом»: Я слышу топот, слышу ржанье. Блеснув узорным черпаком, В блестящем мантии сиянье Гусар промчался под окном И где вы, мирные картины.? Мечты юного поэта переменились – переменился век. Он видел себя «среди воинственной долины», рядом с казаками – «лежу – вдали штыки сверкают». В ранней юности Пушкин был свидетелем великих событий военной истории своего времени. Эти события производили на него неизгладимое впечатление. Душа его была встревожена: Сыны Бородина, о кульмские герои! Я видел, как на брань летели ваши строи; Душой встревоженной за братьями спешил. Он пережил тогда высокое чувство соучастия в судьбе братьев и умел говорить их голосом, мыслить их мыслями, что и определило, в последствии, его сближение с декабристами: Во цвете лет свободы верный воин Перед собой кто смерти не видал, Тот полного веселья не вкушал И милых жен лобзаний не достоин. Как поэт, именно как народный поэт, Пушкин был создан эпохой Отечественной войны. И его первый триумф (1815) – чтение стихов «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии Державина – тоже овеян «грозой двенадцатого года». «Война 1812 года сильно развила чувство народного сознания и любви к родине», « это было торжественное чувство победы, гордое сознание данного отпора», « инстинкт силы, который чувствуют все могучие народы »5, — пишет Герцен об эпохе Пушкина. В ранних стихотворениях обнаружилась важнейшая черта, характерная для всего последующего творчества Пушкина. Лицейская поэзия не питалась какими-то устойчивыми настроениями. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил. Он удивленно смотрел на яркий и шумный мир вокруг себя и, как чуткое эхо, выражал этот мир в своих стихах. В 1825 году век изменился снова. Восстание и гибель декабристов поразили Пушкина своей двойной неотвратимостью. Он почувствовал себя современником «железного века» — «жестокого века». Так сложилась драматическая формула его поэтической судьбы: «В мой жестокий век восславил я свободу». Декабристов Пушкин называл своими «друзьями, братьями, товарищами». И хотя он, по его собственным словам, «ни к какому тайному обществу таковому не принадлежал», у него было много общих надежд и воспоминаний с «первенцами свободы». Этим определяется противоречивость в мироощущении Пушкина, отразившаяся в его стихотворениях второй половины 20-х годов. Суть противоречия мировоззрения Пушкина и романтической философии лежит в самой основе его взглядов.

И в этом тоже сказалась универсальная природа пушкинского гения, «гибкость» его языка. По справедливости следует сказать, что Пушкин был великим собирателем и канонизатором жанров русской литературы XIX века, от эпохи классицизма до новейших направлений его времени. Оставаясь самим собой, Пушкин предстал перед читателем во множестве обличий, всюду угадываемый и всюду новый и неожиданный, как Протей. «Протей» и «Эхо» очень сходны; они соседствуют в исторической и стилистической характеристике Пушкина как поэта и предают его лирике энциклопедическую широту и единство. Пушкин владел всеми стилями, всеми историческими и современными жанрами лирики с той свободой, которая характерна только для его поэзии. Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта: Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Например, ода «Вольность» (1817). Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Напр., «Погасло дневное светило » (1820). Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Напр., «К Чаадаеву» (1818). Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Напр., «На Воронцова» (1824), «На Александра I» (1824). Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества – «Песни Западных славян» (1834). Напр., «Песнь о Вещем Олеге» (1822). Романс – напр., «Я здесь, Инезилья » (1830). Сонет – напр., «Суровый Дант не презирал сонета » (1830). Сатира – напр., «Румяный критик мой, насмешник толстопузый » (1830). Лирические стихотворения, не укладывающиеся в старые рамки (большинство стихотворений Пушкина). Напр., «К морю» (1824) – стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) – стихотворение имеет черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) – стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фабула не является главной; главное – обличительный пафос (черты сатиры). Лирику Пушкина можно назвать энциклопедией жанров и стилей XVIII – XIX веков. Эту особенность его поэзии первым отметил Гоголь, приведя в качестве образчиков различных жанров и стилей стихи Пушкина в своей замечательной «Учебной книге словесности»22. Пушкин создал классику лирических жанров в различных стилях. Он нашел совершенно новые пути в искусстве, которых не знали поэты предшествующей эпохи. «Пушкин – поэт действительности», таково было самоопределение поэта, который почувствовал недостаточность известных терминов: «классицизм», «сентиментализм» и «романтизм». В лирике Пушкина точно так же, как в его творчестве в целом, постепенно возрастает интерес к истории, и что, может быть, еще важнее, интерес к историческому осмыслению современности. А это было началом реализма в литературе. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит – Все же мне вас жаль немножко, Потому что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой.

Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что сердцу не прикажешь. Напротив, он благодарен ей за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Его любовь – это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. В отношении поэта к своей возлюбленной нет эгоизма, его чувство настолько сильно, что он согласен не напоминать о самом себе, так как не хочет её ничем опечалить. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить её так же сильно, как он. Любовь по Пушкину это не аномалия, не психоз (как это часто бывает у романтиков), но естественное состояние души человека. Любовь – это чувство, даже если оно и не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Пушкин с благоговеньем относится к жизни, воспринимая её как удивительный божественный дар, а любовь – как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть. Яркий пример такого взгляда на любовь – стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла » (1829): На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривались им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта. Давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но, однако, нужно отметить, что в шедеврах пушкинской любовной лирики говорится именно о чувствах поэта, а не отношениях, связывающих его с возлюбленными. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило » (1820), «Я пережил свои желанья » (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман » (1825), «К » (1825), «Под небом голубым страны своей родной » (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла » (1829), «Я вас любил: любовь ещё, быть может » (1829), «Что в имени тебе моём?.» (1830), «Мадонна» (1830). В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Любовная лирика – это лишь одна из многочисленных граней пушкинского героя. Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни.

Сложившаяся формула восприятия — как трудно ей противостоять, как почти невозможно, забыв о ней, свежим взглядом увидеть и заново пережить литературное сочинение, музыкальное произведение и особенно картину… Эпикуреец, бонвиван, сибарит — каждое из этих определений давно и прочно слилось с представлением о рокотовском портрете поэта В. И. Майкова. Впрочем, даже не поэта, а именно автора поэмы „Елисей, или Рассерженный Вакх“ с ее откровенно натуралистическими описаниями быта и нравов петербургского дна — кабаков, Работного дома, полицейских участков и такой же ничем не смягченной, не всегда цензурной речью. Все, что когда-нибудь еще писал или печатал В. И. Майков, в связи с портретом давно предано забвенью и перестало читаться. Действительно, „Елисея“ читали. А. С. Пушкин в черновом варианте „Онегина“ откровенно признавался, что „читал охотно Елисея, а Цицерона проклинал“. В характеристике Майкова современниками упоминание о „Елисее“ и вовсе отойдет на второй план, но будет отдано должное различным сторонам его таланта и восприятие личности поэта окажется сложнее и многограннее. „Майков Василий Иванович — государственной Военной коллегии прокурор и Вольного экономического общества член, — напишет Н. И

«На холмах Грузии», анализ стихотворения Пушкина

«На холмах Грузии» — одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Посвящено оно, как и многие другие стихотворения поэта, теме любви, а именно, по мнению некоторых литературных исследователей, безнадежной любви художника к Наталье Гончаровой. В то время она была прелестной семнадцатилетней девушкой. Накануне написания, в апреле 1829 года Пушкин просил руки и сердца возлюбленной, но безуспешно, не получив ни согласия, ни отказа. Однако есть и другая версия: произведение посвящено той прекрасной музе, к которой поэт был неравнодушен на Кавказе. Светлая, чудесная прелесть, которой проникнута природа Грузии, вызвала воспоминания о давно забытых чувствах.

Кто же эта муза-незнакомка, о которой писал Пушкин? Предположительно, что ею была дочь Николая Николаевича Раевского, Мария. В нее Александр Сергеевич был влюблен в юные годы. Позднее Раевская вышла замуж за декабриста, генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Когда стихотворение было опубликовано (в 1829 году), супруги Волконские находились на каторге, в сибирской ссылке. Мария Николаевна, которой работу Пушкина прислала княгиня Вера Федоровна Вяземская, была уверена, что стихотворение было обращено именно к ней.

История создания

Написано произведение во время второго путешествия Александра Сергеевича на Кавказ. Его Пушкин задумал за два года до поездки, в 1827 году и сообщал об этом в письме к своему брату Льву. В 1828 году поэт хотел поступить в действующую на Кавказе армию, но ему отказали. Многие знакомые Пушкина вспоминали его в тот период апатичным, угрюмым и рассеянным, «не узнавали прежнего Пушкина». В то время, по словам Шадури, Пушкин страдает от одиночества вдали от своих друзей-декабристов, братьев, близких товарищей. Влекло Пушкина на Кавказ не только из любви к тому месту, но и из тревоги за судьбы декабристов, сосланных Николаем I. В 1829 году отчаявшийся поэт самовольно отправился на Кавказ.

Тема, композиция, жанр

Стихотворение относится к любовной лирике Александра Пушкина. Ясные и емкие, первые строки рисуют в воображении пейзаж, где пред лирическим героем шумит река Арагва, где на холмах легла ночная мгла. Поэтические пейзажные наброски служат средством выражения чувства поэта. В них сокрыто противопоставление двух контрастирующих начал. Холмы символизируют возвышенность, устремленность к небу, а бурный речной поток – глубину, лежащую у ног повествующего. Чувства художника противоречивы. «Грустно и легко» — не противоположные, но совершенно разные, трудно совместимые. Печаль поэта светла, полна воспоминаниями о музе.

Источник светлого чувства Пушкина – неназванная возлюбленная. При упоминании о ней поэт меняется в своем настроении, становясь более напряженным, страстным. Строки, завершающие произведение, несут в себе глубокий смысл, важный знак. В них заключается одно из составляющих пушкинского понимания любви: потребность любить вечна. Лирический герой с тайной, но светлой, нежной грустью и удивлением чувствует эхо любовного чувства к далекой музе в своем горящем сердце:

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

В работе Пушкина можно выделить две части. Первая – созерцательная, где описывается ночной пейзаж, а вторая – чувственная, где главный герой говорит о чувстве, волнующем его душу. Образ тихой, светлой грусти перекликается с пылающим от любви сердцем. Жанр стихотворения – элегия с элементами философской медитации, пейзажа. Стихотворные размеры – шестистопный и четырехстопный ямбы – чередуются. Произведение написано с использованием перекрестной рифмы. Средства художественной выразительности использованы в малом количестве. Особую теплоту и мелодичность придает аллитерация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Друзьям»

Очень трепетно относился к товарищам А.С. Пушкин не только в жизни, но и в поэзии. Целый цикл произведений он выделил для воспевания дружеских чувств. В творческой работе «Друзьям» поэт пишет особое благодарственное послание. Накануне 16 февраля в 1822 году произошла праздничная встреча Пушкина с приятелями. Под впечатлением от бурного застолья и веселого общения, как доносят нам очевидцы, поэт слагает прекрасный стих.

Строки рифмованного творения можно считать душевным подарком автора товарищам, родным по духу. Презент, однако, не обошелся

Описанную ситуацию иронически отметил поэт во второй строфе: «почетной чашею» наградили его братья по застолью. Он не стал уделять много внимания разговорам на прошедшей вечеринке, но недоговоренные фразы и отрывки речей приводят читателя к заключению: мужчины активно беседовали о литературной жизни и затрагивали сложные

Автор утверждает, что участников вечерней встречи «благословили музы». Снова ирония в стихе – ведь ни один друг Пушкина, в тот день находящийся рядом, не был ни писателем, ни поэтом, ни каким-либо иным деятелем литературных кругов. Их дарование заключалось в далеком от пушкинских поэтических занятий – в делах военных и в умении задорно отмечать праздники. Друзья по традиции диких скифов распивали крепкое вино без добавления воды. Поэта приводят в наполненный смехом восторг «широкие края» чаши для питья.

Проговаривая восхваления и тосты друзьям, Пушкин погружается в память прошлого. Любовные огорчения всплывают и меркнут от той атмосферы, в которой очутился автор благодаря близким товарищам.

Огорчение от осознания скоротечности моментов жизни вновь философски растворяется. Приятное общество близких по духу людей волшебным образом залечивает все душевные раны. За дареное умиротворение и беззаботное веселье поэт отдает строки из глубины искреннего сердца.

Анализ стихотворения Пушкина «Вольность»

Великий русский писатель и поэт, создатель русского литературного языка Александр Сергеевич Пушкин после окончанию Царскосельского Лицея в 1817-ом году начал служить в Петербургской коллегии иностранных дел. В это время произошёл настоящий расцвет в его творчестве, он стал вести активную жизнь в столице России, вступил в различные литературные кружки и объединения. Очень часто поэт посещал театр.

Но за всей этой громкой, иногда скандальной светской жизнью, Пушкин не потерял себя, он посвящал очень много времени и сил своему творчеству. Александр Сергеевич проповедовал в своей поэзии передовые взгляды. За один только 1817-ый год им было написано множество политических произведений. Эти стихотворения становились частью идеологии его друзей-декабристов. Они были очень свободолюбивыми, вольными – в своём творчестве поэт боролся против произвола, крепостного права, бесчеловечного отношения к простым людям. Сам Пушкин неоднократно говорил, что он всего лишь продолжатель великого дела Радищева. И это, действительно, так и было.

Достаточно ознакомиться с его стихотворениями «Вольность» или «Деревня», чтобы это понять. В них он выражал свой протест против царского произвола. При этом деятельность Пушкина и Радищева всё же имеет существенные различия. Радищев мечтал о революции, а Пушкин уповал на закон и государство.

Он хотел, чтобы власть царя была ограничена, но на законных основаниях, без кровопролития. Читатели России горячо приняли оду Пушкина «Вольность», которая отражала прогрессивные настроения народа. Естественно, это не могло быть незамеченным государством, и за своё вольнолюбивое творчество, в частности за стихотворение «Деревня» и оду «Вольность» Пушкина отправили в ссылку на юг.

Реферат на тему: Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Пушкина в те годы прельщала жизнь беспечного философа и поэта, внимающего «простым звукам свирели». «Живу с природной простотой, с философической забавой ». Он называл себя по традиции «пиитом», «парнасским ленивцем». Лицейские стихотворения Дельвига, по словам Пушкина, были проникнуты «чувством гармонии» и «классической стройности». Например, его идиллия «Конец золотого века»3. И ранние стихи Пушкина, наполненные отголосками античной мифологии, похожи на сон о «золотом веке». Пробуждение наступило внезапно, когда вспыхнули «серебристых облаков края», когда «раздался звук трубы военной»4, как было сказано в стихах Федора Глинки, будущего героя Бородинской битвы. И Пушкин был тогда пробужден «строгим опытом»: Я слышу топот, слышу ржанье. Блеснув узорным черпаком, В блестящем мантии сиянье Гусар промчался под окном И где вы, мирные картины.? Мечты юного поэта переменились – переменился век. Он видел себя «среди воинственной долины», рядом с казаками – «лежу – вдали штыки сверкают». В ранней юности Пушкин был свидетелем великих событий военной истории своего времени. Эти события производили на него неизгладимое впечатление. Душа его была встревожена: Сыны Бородина, о кульмские герои! Я видел, как на брань летели ваши строи; Душой встревоженной за братьями спешил. Он пережил тогда высокое чувство соучастия в судьбе братьев и умел говорить их голосом, мыслить их мыслями, что и определило, в последствии, его сближение с декабристами: Во цвете лет свободы верный воин Перед собой кто смерти не видал, Тот полного веселья не вкушал И милых жен лобзаний не достоин. Как поэт, именно как народный поэт, Пушкин был создан эпохой Отечественной войны. И его первый триумф (1815) – чтение стихов «Воспоминание в Царском Селе» в присутствии Державина – тоже овеян «грозой двенадцатого года». «Война 1812 года сильно развила чувство народного сознания и любви к родине», « это было торжественное чувство победы, гордое сознание данного отпора», « инстинкт силы, который чувствуют все могучие народы »5, — пишет Герцен об эпохе Пушкина. В ранних стихотворениях обнаружилась важнейшая черта, характерная для всего последующего творчества Пушкина. Лицейская поэзия не питалась какими-то устойчивыми настроениями. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаждался жизнью, то грустил и хандрил. Он удивленно смотрел на яркий и шумный мир вокруг себя и, как чуткое эхо, выражал этот мир в своих стихах. В 1825 году век изменился снова. Восстание и гибель декабристов поразили Пушкина своей двойной неотвратимостью. Он почувствовал себя современником «железного века» — «жестокого века». Так сложилась драматическая формула его поэтической судьбы: «В мой жестокий век восславил я свободу». Декабристов Пушкин называл своими «друзьями, братьями, товарищами». И хотя он, по его собственным словам, «ни к какому тайному обществу таковому не принадлежал», у него было много общих надежд и воспоминаний с «первенцами свободы». Этим определяется противоречивость в мироощущении Пушкина, отразившаяся в его стихотворениях второй половины 20-х годов. Суть противоречия мировоззрения Пушкина и романтической философии лежит в самой основе его взглядов.

И в этом тоже сказалась универсальная природа пушкинского гения, «гибкость» его языка. По справедливости следует сказать, что Пушкин был великим собирателем и канонизатором жанров русской литературы XIX века, от эпохи классицизма до новейших направлений его времени. Оставаясь самим собой, Пушкин предстал перед читателем во множестве обличий, всюду угадываемый и всюду новый и неожиданный, как Протей. «Протей» и «Эхо» очень сходны; они соседствуют в исторической и стилистической характеристике Пушкина как поэта и предают его лирике энциклопедическую широту и единство. Пушкин владел всеми стилями, всеми историческими и современными жанрами лирики с той свободой, которая характерна только для его поэзии. Традиционно выделяются следующие жанры лирики поэта: Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги. Восходит к традициям классицизма. Например, ода «Вольность» (1817). Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем поэта о жизни, судьбе, своей мечте. Напр., «Погасло дневное светило » (1820). Послание – обращение к другому лицу. Жанр, не связанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация. Напр., «К Чаадаеву» (1818). Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу. Напр., «На Воронцова» (1824), «На Александра I» (1824). Песня – жанр восходит к традициям устного народного творчества – «Песни Западных славян» (1834). Напр., «Песнь о Вещем Олеге» (1822). Романс – напр., «Я здесь, Инезилья » (1830). Сонет – напр., «Суровый Дант не презирал сонета » (1830). Сатира – напр., «Румяный критик мой, насмешник толстопузый » (1830). Лирические стихотворения, не укладывающиеся в старые рамки (большинство стихотворений Пушкина). Напр., «К морю» (1824) – стихотворение имеет черты элегии, но написано в форме послания. «Деревня» (1819) – стихотворение имеет черты классической элегии, но поднимает ряд гражданских проблем. «Анчар» (1828) – стихотворение имеет черты баллады, но сама по себе фабула не является главной; главное – обличительный пафос (черты сатиры). Лирику Пушкина можно назвать энциклопедией жанров и стилей XVIII – XIX веков. Эту особенность его поэзии первым отметил Гоголь, приведя в качестве образчиков различных жанров и стилей стихи Пушкина в своей замечательной «Учебной книге словесности»22. Пушкин создал классику лирических жанров в различных стилях. Он нашел совершенно новые пути в искусстве, которых не знали поэты предшествующей эпохи. «Пушкин – поэт действительности», таково было самоопределение поэта, который почувствовал недостаточность известных терминов: «классицизм», «сентиментализм» и «романтизм». В лирике Пушкина точно так же, как в его творчестве в целом, постепенно возрастает интерес к истории, и что, может быть, еще важнее, интерес к историческому осмыслению современности. А это было началом реализма в литературе. Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит – Все же мне вас жаль немножко, Потому что здесь порой Ходит маленькая ножка, Вьется локон золотой.

Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. Поэт не проклинает свою возлюбленную за то, что она оставила его, он понимает, что сердцу не прикажешь. Напротив, он благодарен ей за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Его любовь – это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и своему чувству. В отношении поэта к своей возлюбленной нет эгоизма, его чувство настолько сильно, что он согласен не напоминать о самом себе, так как не хочет её ничем опечалить. Он желает ей счастья, желает найти того, кто будет любить её так же сильно, как он. Любовь по Пушкину это не аномалия, не психоз (как это часто бывает у романтиков), но естественное состояние души человека. Любовь – это чувство, даже если оно и не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Пушкин с благоговеньем относится к жизни, воспринимая её как удивительный божественный дар, а любовь – как своего рода концентрированное, обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни, потому что его могло и не быть. Яркий пример такого взгляда на любовь – стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла » (1829): На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривались им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта. Давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Но, однако, нужно отметить, что в шедеврах пушкинской любовной лирики говорится именно о чувствах поэта, а не отношениях, связывающих его с возлюбленными. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило » (1820), «Я пережил свои желанья » (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман » (1825), «К » (1825), «Под небом голубым страны своей родной » (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла » (1829), «Я вас любил: любовь ещё, быть может » (1829), «Что в имени тебе моём?.» (1830), «Мадонна» (1830). В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Любовная лирика – это лишь одна из многочисленных граней пушкинского героя. Навсегда связав свою судьбу с поэзией, Пушкин с ранних лет задумывался о назначении поэта и роли его творчества в жизни.

Сложившаяся формула восприятия — как трудно ей противостоять, как почти невозможно, забыв о ней, свежим взглядом увидеть и заново пережить литературное сочинение, музыкальное произведение и особенно картину… Эпикуреец, бонвиван, сибарит — каждое из этих определений давно и прочно слилось с представлением о рокотовском портрете поэта В. И. Майкова. Впрочем, даже не поэта, а именно автора поэмы „Елисей, или Рассерженный Вакх“ с ее откровенно натуралистическими описаниями быта и нравов петербургского дна — кабаков, Работного дома, полицейских участков и такой же ничем не смягченной, не всегда цензурной речью. Все, что когда-нибудь еще писал или печатал В. И. Майков, в связи с портретом давно предано забвенью и перестало читаться. Действительно, „Елисея“ читали. А. С. Пушкин в черновом варианте „Онегина“ откровенно признавался, что „читал охотно Елисея, а Цицерона проклинал“. В характеристике Майкова современниками упоминание о „Елисее“ и вовсе отойдет на второй план, но будет отдано должное различным сторонам его таланта и восприятие личности поэта окажется сложнее и многограннее. „Майков Василий Иванович — государственной Военной коллегии прокурор и Вольного экономического общества член, — напишет Н. И

«На холмах Грузии», анализ стихотворения Пушкина

«На холмах Грузии» — одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Посвящено оно, как и многие другие стихотворения поэта, теме любви, а именно, по мнению некоторых литературных исследователей, безнадежной любви художника к Наталье Гончаровой. В то время она была прелестной семнадцатилетней девушкой. Накануне написания, в апреле 1829 года Пушкин просил руки и сердца возлюбленной, но безуспешно, не получив ни согласия, ни отказа. Однако есть и другая версия: произведение посвящено той прекрасной музе, к которой поэт был неравнодушен на Кавказе. Светлая, чудесная прелесть, которой проникнута природа Грузии, вызвала воспоминания о давно забытых чувствах.

Кто же эта муза-незнакомка, о которой писал Пушкин? Предположительно, что ею была дочь Николая Николаевича Раевского, Мария. В нее Александр Сергеевич был влюблен в юные годы. Позднее Раевская вышла замуж за декабриста, генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Когда стихотворение было опубликовано (в 1829 году), супруги Волконские находились на каторге, в сибирской ссылке. Мария Николаевна, которой работу Пушкина прислала княгиня Вера Федоровна Вяземская, была уверена, что стихотворение было обращено именно к ней.

История создания

Написано произведение во время второго путешествия Александра Сергеевича на Кавказ. Его Пушкин задумал за два года до поездки, в 1827 году и сообщал об этом в письме к своему брату Льву. В 1828 году поэт хотел поступить в действующую на Кавказе армию, но ему отказали. Многие знакомые Пушкина вспоминали его в тот период апатичным, угрюмым и рассеянным, «не узнавали прежнего Пушкина». В то время, по словам Шадури, Пушкин страдает от одиночества вдали от своих друзей-декабристов, братьев, близких товарищей. Влекло Пушкина на Кавказ не только из любви к тому месту, но и из тревоги за судьбы декабристов, сосланных Николаем I. В 1829 году отчаявшийся поэт самовольно отправился на Кавказ.

Тема, композиция, жанр

Стихотворение относится к любовной лирике Александра Пушкина. Ясные и емкие, первые строки рисуют в воображении пейзаж, где пред лирическим героем шумит река Арагва, где на холмах легла ночная мгла. Поэтические пейзажные наброски служат средством выражения чувства поэта. В них сокрыто противопоставление двух контрастирующих начал. Холмы символизируют возвышенность, устремленность к небу, а бурный речной поток – глубину, лежащую у ног повествующего. Чувства художника противоречивы. «Грустно и легко» — не противоположные, но совершенно разные, трудно совместимые. Печаль поэта светла, полна воспоминаниями о музе.

Источник светлого чувства Пушкина – неназванная возлюбленная. При упоминании о ней поэт меняется в своем настроении, становясь более напряженным, страстным. Строки, завершающие произведение, несут в себе глубокий смысл, важный знак. В них заключается одно из составляющих пушкинского понимания любви: потребность любить вечна. Лирический герой с тайной, но светлой, нежной грустью и удивлением чувствует эхо любовного чувства к далекой музе в своем горящем сердце:

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

В работе Пушкина можно выделить две части. Первая – созерцательная, где описывается ночной пейзаж, а вторая – чувственная, где главный герой говорит о чувстве, волнующем его душу. Образ тихой, светлой грусти перекликается с пылающим от любви сердцем. Жанр стихотворения – элегия с элементами философской медитации, пейзажа. Стихотворные размеры – шестистопный и четырехстопный ямбы – чередуются. Произведение написано с использованием перекрестной рифмы. Средства художественной выразительности использованы в малом количестве. Особую теплоту и мелодичность придает аллитерация.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: