Единая коллекцияЦифровых образовательных ресурсов

Карточка ресурса

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Урок литературного чтения по теме: «Устное народное творчество»

ЦЕЛИ:

  1. знакомство с малыми жанрами фольклора
  2. формирование умений: учебно-коммуникативных (вести познавательную деятельность в коллективе и сотрудничать при выполнении задач; умение объяснять, оказывать помощь, принять помощь; умение вести учебный диалог); учебно-интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, обобщать); учебно-организационные (планирование, организация, контроль, регулирование, анализ), учебно-информационные (умение работать с устными и письменными текстами).
  3. развивать устную монологическую речь, зрительную и слуховую память, произвольное внимание, логическое мышление, творческие способности детей, интерес к обучению;
  4. воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, толерантность, любовь к труду.

Вступление — создание эмоционального настроя. На фоне спокойной музыки звучит мой голос.

— Устройтесь, пожалуйста, удобнее и приготовьтесь не только слушать и слышать, но и быть активными участниками всего происходящего!

Давайте мысленно перенесемся в мир своего детства и погрузимся в воспоминания.

В жизни каждого человека был дом, в котором он появился на свет. Уа-уа-уа. Вы появились и известили мир о своем рождении!

  • А где это произошло? Такой дом был в жизни каждого человека. (В роддоме)
  • Благодаря кому Вы появились? Кто дал Вам жизнь? (Мама)
  • Какое красивое и теплое слово “МАМА!”

На доске появляется дом.

  • И вот за Вами пришел кто-то близкий. Хочется надеяться, что это были либо папа, бабушка, дедушка или ещё кто-либо очень родной Вам человек. Все вместе вы отправились в родительский дом.

На доске рисуется прямая дорога ко второму домику и изображение этого дома.

И для вас распахнулась дверь родного дома!

— Ах, сколько Вы росли, развивались. Какое огромное количество зданий распахивало перед Вами свои двери? А что там, за дверью?

Я ключ беру, открою дверь,
Не знаю, что мне ждать?
Быть может прыгнет страшный зверь,
Что может покусать,
А может добренькая фея,
Что исполняет все желания?
Нет, это не она! А что ж тогда?
А что находится за этой дверью?
(Попробуйте представить себе)

(Учащиеся рассуждают о том, что можно увидеть за дверью дома?)

(Учитель в это время начинает запуск первого слайда!)

Слышишь, скрипит половица – это сказка к нам в двери стучится!

(Презентация: “Постарайтесь без подсказки всех назвать и вспомнить сказки!”

В ходе работы будут рассмотрены сказки: “Теремок”, “Репка”, “Колобок”)

Внимание! По поводу презентации обращаться к автору статьи!

— Какому персонажу русской народной сказки принадлежат эти слова?

“Я знал, что всё так кончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы кто-нибудь во мне поселился, но их было так много, что я просто не выдержал и рухнул”. Т _ _ _ _ _ к

(Русская народная сказка “Теремок”)

— В какой сказке вы встречались с этим грызуном?

“Всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребется: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу кошке помочь? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда, моя помощь нужна!” М _ _ _ а

(Русская народная сказка “Репка”)

— А этого героя вы легко узнаете по данному признанию.

“Я решил просто мир посмотреть и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дед и баба, но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые …” К _ _ _ _ _ к

(Русская народная сказка “Колобок”)

— Слушать-то слушали, а вот запомнили ли? О каких сказках мы вели речь? (“Теремок”, “Репка”, “Колобок”)

— Что можно о них сказать? (Русские народные сказки!) А значит их автор … (русский народ)

— Как узнать, где сказка, а где быль?

(В сказках и предметы, и животные разговаривают, есть сказочные герои, волшебство и волшебники)

Убираем из сказки волшебство

“Снесла курочка яичко и была у деда с бабой вкусная яичница на праздник

Пошла девочка в лес на неё напал волк и съел …”

Задание “Наоборот”: попробуем из были сделать сказку, добавив в него волшебство

“Встал утром мальчик, сделал зарядку, умылся, позавтракал и пошел в школу …(А навстречу ему кощей!)

Сели дети смотреть телевизор. Посмотрели и выключили …(А телевизор и говорит: “Надоели вы мне, все время на меня смотрите, а я стесняюсь …)

Вывод: легко ли сочинять сказку, есть ли желание этому научиться?

— Итак, предлагаю Вам попробовать заглянуть в себя. Попробуйте оценить свои способности, насколько может каждый из Вас сегодня самостоятельно сочинить сказку? Вот шкала, где Ваше место? Как Вы умеете сочинять, придумывать, творить? Вы этим никогда не занимались и даже не представляете с чего начинать? Поднимите руку, кто это? Значит данное задание именно для Вашей группы.

А кто немного начинал, учится этому, но, возможно, еще получается не очень хорошо? Вот и Вам задание.

Вот теперь стоит спросить: “Есть ли среди Вас люди, чьи творческие способности можно оценить на отлично?” Вот сейчас настает время для Вашего творчества!

— Прежде чем мы приступим к работе, хочется Вам сказать, что сейчас становится главным слово “МЫ”. Ведь оно складывается из множества наших “Я”. Так что помните о правилах совместной работы! Как только группа будет готова, нужно всем взяться за руки и поднять их вверх. Таким образом, Вы покажете нам, что готовы представить всем свое произведение!

Задания:

  1. Попробуйте сочинить сказку, используя разнообразные сюжеты русских народных.
  2. Сочините сказку.
  3. Доскажите сказку.

Стоит в поле теремок. В нем живет Дюймовочка.

К теремку подошла хитрая лиса. Она выгнала Дюймовочку из Теремка. Девочка заплакала. Катится колобок и спрашивает у Дюймовочки: “Что ты плачешь? — Дюймовочка ответила: “А как мне не плакать? Лиса меня выгнала из дома.” Колобок не помог Дюймовочке, потому что знал, что лиса его съест. Идет петух по лесу, на плече острая коса. Петух выгнал лису. Стали Дюймовочка и Петух дружно жить и принимать гостей: зайчат, волчат, мышку — норушку, трех поросят и гадкого утенка.

Жили они весело и долго.

Посадил дед репку. Выросла репка крепкая, сладкая, большая — пребольшая. Пошел дед репку рвать. Старается дед, тянет репку …

А в это время Людоед как раз возвращался к себе домой. Увидел он деда и задумался: “Каждый день я ем людей! Надоело! Не поесть ли мне на ночь репки?” Подошел он к деду. Дед уже к тому времени весь мокрый был от натуги. Не вытаскивалась репка, хоть плачь! Отошел дед от репки, увидел Людоеда и говорит ему: “Помоги, добрый человек, репку вырвать!” Людоед подошел к репке, вырвал её с легкостью и пошел с репкой к себе домой. Дед кричат ему вдогонку, чтобы Людоед вернул репку, но Людоед даже и не слышал его.

Пришел Людоед к себе в замок, сел за стол и ,истекая слюной, начал есть репку .. Вдруг видит около стола стоит Кот, а на голове у него красная шапочка. “Ты кто?” – спросил Людоед. “Я — Красная Шапочка. Разве ты не видишь, что на моей голове красная шапочка”, – ответил Кот. “А почему же ты на кота похож?” – допытывался Людоед. “А меня Фея из Красной шапочки в Кота превратила. Это потому, что я пирожки бабушке не принесла, а съела их сама. Вот она меня и наказала”, – ответил Кот в красной шапочке. “А где же тогда твои сапоги, раз ты сейчас Кот?” – поинтересовался Людоед. “А сапоги Фея решила Дюймовочке отдать, потому что скоро зима, а Дюймовочка старенькие туфли износила за лето, и ходить ей было не в чем”, отвечал Кот в красной шапочке.

Пожалел Людоед Красную Шапочку — кота и накормил его репкой. Так они и подружились друг с другом. И стали жить вместе.

А через год Фея сжалилась над Котом и снова превратила его в Красную Шапочку. Увидал Людоед Красную Шапочку и влюбился в неё. Он становился все добрее и добрее. А когда Людоед совсем перестал есть людей, они с Красной Шапочкой поженились и засадили всю свою усадьбу репкой, потому что она очень вкусная и полезная.

Так они и живут до их пор: Людоед и Красная Шапочка. А Фея теперь улетела в другие сказки салаты готовить.

2) Сказка по вопросам

Кто это? (показать героя)

Где живет? Что делает?

Что случилось? (строим конфликт)

Чем закончилось? (разрешение конфликта)

Досочинять, дописать, известную сказку

Что стал делать дед с репкой потом?

Как он ее до дома дотащил?

Сам ел репку целый год или с кем–то поделился?

Каким надо сделать колобка, чтобы лиса сама не захотела его съесть?

«Мастерская» Работа учащихся самостоятельная в группах.

— Уважаемые ребята. Хотелось бы чтобы вы не только представили свои работы! Хочется услышать Ваше мнение о созданных произведениях.

Позвольте напомнить Вам правила рецензирования:

  1. Внимательно слушай.
  2. Выскажи свое отношение к работе: что, по вашему мнению, удалось, что не очень.
  3. Пожелания авторам.

Представление созданных произведений.

— Уважаемые ребята, скажите, пожалуйста, к какому разделу можно отнести наше творчество?

(Устное народное творчество)

— А что ещё относится к нему? Какие там есть еще жанры, кроме русских народных сказок?

(Пословицы и поговорки, скороговорки, загадки, песни, прибаутки, дразнилки, считалочки и многое-многое другое)

— Мир, нас окружающий, богат и разнообразен. Мы сегодня приоткрыли завесу в богатейший мир нашего народного творчества. Что еще таится за дверью царства-государства УНТ.

  • Предметы старины глубокой,
  • смех без обид,
  • сказки в театре
  • “Слова из туеска”

— Ой, что это такое. (Педагог достает туесок со словами)

Может кто-нибудь знает? Это туесок! Попробуем в него заглянуть?

(Участники по очереди достают из туеска слова произносят их вслух: амбар, котомка, кузовок, ухват, туесок)

Что это за слова? Что они обозначают? Это все названия предметов, которые люди использовали в старину. Названия этих предметов многие забыли или не знают. Если у Вас есть желание узнать, что такое котомка, амбар, кузовок, ухват, туесок и многое-многое другое, то найди в сказках описание этих предметов, рассмотри их в иллюстрациях и попробуй сделать своими руками (но только меньших размеров) понравившийся предмет. И ты будешь знать, да еще сможешь другим рассказать, в чем воду носили, что на ноги одевали, чем горячие щи из печи доставали?

— А может Вы попробуете сами создать дразнилки, сказки, считалки!

— Если кто-либо пожелает исследовать царство-государство УНТ, то я только буду этому рада!

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – Часть 1

Песни. Частушки. Предания

Школьники, начиная с 5 класса, последовательно знакомятся с различными жанрами устного народного творчества: в 5 классе — это народные сказки, предания, в 6 классе — обрядовый фольклор и пословицы, в 7 классе — пословицы и поговорки, былины, в 8 классе — песни, частушки, предания.

Восьмиклассники легко усваивают сведения о народных песнях. Из всех фольклорных жанров именно этот жанр им более близок, он может быть предметом урока-семинара, в процессе которого школьники рассказывают о разных группах народных песен (хороводные, исторические, семейные, любовные, шуточные, календарные, песни-частушки и т. д.).

Однако, чтобы подготовить такой урок, напоминаем, что на предыдущем уроке важно распределить между учащимися материал, о котором будут рассказывать школьники на уроке-семинаре. Такие небольшие сообщения могут сопровождаться групповыми песнями, исполнением частушек, ответами на вопросы по данной теме.

Этой теме можно посвятить два-три урока. На первом уроке школьники вспоминают, что им известно о фольклорных жанрах из предыдущих классов:

— Что вам известно о народных сказках? Какие сказки вами прочитаны? О чем они? Какие высказывания М. Горького о героях народных сказок вам запомнились? Какие мечты народа воплощены в жизнь (мечтали о быстром передвижении по воздуху. мечтали в одну ночь ткать большое количество материи. создали. и пр.)? Какие свойства характера воспеваются в народной сказке? Что порицается народом? При каких условиях достигается задуманное Иваном Царевичем или другим главным героем народной сказки? Как определяется жанр сказки? Сформулируйте определение.

— Что такое пословица? Что хотел сказать народ и передать новым поколениям пословицами и поговорками? Чему научить, от чего предостеречь? Приведите примеры и объясните пословицу. Приведите примеры пословицы на одну тему различных народов мира.

— Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся? Расскажите об этом.

— Что вы знаете о былинах? Что такое былина? О чем слагались былины? Как исполнялись? Сопровождались ли звучанием музыкального инструмента? Каким именно? Была ли в былинах рифма? ритм? Кто герои былин? Расскажите об одной из былин и ее героях, об иллюстрациях И. Билибина и картинах В. Васнецова к былинам.

— Расскажите, как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители вам известны.

Такая беседа может быть особенно плодотворной, если на вводном уроке учитель дал задание повторить все, что изучалось ранее по этим жанрам в 5, 6, 7 классах. Это важно для того, чтобы постепенно накапливался и повторялся материал по данной теме.

Возможны для подстраховки и индивидуальные задания по каждой теме или групповые, например: одна группа готовит материал по сказке, другая — по былинам, третья — по пословицам, четвертая — по обрядовому фольклору. Именно в этом случае урок, начинающийся повторением, окажется максимально продуктивным, например:

Колыбельные песни. Красота и доброта колыбельных песен. Содержание песен — пожелание удачи, благополучия («Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить»), радостного труда («Спи, посыпай, боронить поспевай»), но это в будущем, а в настоящем — «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать. ».

Пестушки и потешки. Пестушки, потешки — от слов «тешить, потешать», «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки поются во время первых движений ребенка, его кормления («потягунюшки, порастунюшки, говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки»).

Прибаутки. Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках-перевертышах все наоборот («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребенок учится смеяться, ставить все на свои места.

Заклички и приговорки. Обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам — закличка. Приговорка — обращение к улитке, птичке, мышке с просьбой дать новый зубик вместо выпавшего, передразнивание птиц. Например, обращение к дождю — «Поливай ковшом», солнцу — «Выгляни в окошечко». Игровые припевы и приговоры: «хозяин» зовет «гусей-лебедей» домой.

Считалки. Это счет в простейшей форме. Счетом решали, кому водить («Раз, два, три — полетели комары!»). Использовались считалки в детской игре.

Скороговорки. Словесная игра, когда в одной фразе нарочно совмещаются трудные для выговаривания звуки («На дворе трава, на траве дрова»).

Загадки. Загадка задумывает, замышляет, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием («Висит сито, не руками свито»). Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире.

Особенности загадок (рифма, ритм).

— Кто больше знает прибауток и небылиц? («Дон, дон, дон. », «Долгоногий журавель на мельницу ездил. », «Скачет галка по ельничку. », «Был у бабушки коток. ») — конкурс.

— Кто больше знает закличек и приговорок? («Дождик, дождик, пуще. », «Уж дождь дождем. ») — конкурс.

— Кто больше знает считалок? («Тука-тука. », «Раз, два, голова. », «Аты-баты — шли солдаты. ») — конкурс.

— Кто больше знает скороговорок? («На дворе трава. », «Вашему пономарю. », «Пришел Прокоп. ») — конкурс.

— Кто больше знает загадок и умеет их разгадывать? («Что быстрее всего на свете?», «За стеной костяной, соловейко, спой!», «Маленьким, кругленьким докинешь до неба». Отгадки — Мысль. Язык. Глаз.) — одна группа загадывает, другая отгадывает.

Русские народные сказки. Сказка полна чудес. Виды народных сказок. Особенности (повторы, зачины, концовки, постоянные эпитеты).

«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка» и другие сказки по выбору учителя, учащихся.

Волшебная сказка внушала уверенность в победе добра и справедливости над враждебными силами.

Бытовые сказки и их смысл в осуждении пороков (жадности, наживы и корысти).

Сказки о животных. Их герои — звери, птицы. Сказки о животных помогали людям верно понимать жизнь, людские нравы, взаимоотношения.

Этапы работы над темой:

— Кто лучше знает сказки и умеет их сказывать.

— Продолжи сказку и подумай, как она называется. (Учитель подбирает для этого сказки.)

— Какая сказка так заканчивается.

— Инсценирование любой избранной вами сказки.

— Сказывание сказок (дайте отзыв).

— Рассмотрите репродукции картин, иллюстраций на фольклорные темы (дайте отзыв).

— Создание устных сочинений на темы: «Рождение сказок», «Исследователи», «Собиратели».

— Создание собственной сказки (волшебной).

— Создание иллюстраций к сказкам и обсуждение.

— Работа с картинами и иллюстрациями (на темы русских народных сказок). И. Билибин, В. Васнецов, Н. Рерих и др.

Следующее сочинение из данной рубрики: Совесть — мерило жизни В. Г. Распутина

Урок литературного чтения по теме: «Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу» (УМК «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения по теме: «Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу» (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Скачать:

Вложение Размер
na_portal.docx 23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:»Устное народное творчество.

Проверь себя — обобщение по разделу»

обобщение и систематизация знаний .

урок-игра с элементами соревнования.

  • закрепить понятия об устном народном творчестве;
  • поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;
  • развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
  • развитие грамотной устной речи;
  • формирование навыков выразительного чтения
  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
  • воспитание нравственных качеств.

выставка детских рисунков, цветок, магниты, иллюстрации к сказкам, репродукция картины В. Васнецова “Богатыри”,рисунки детей о семье, толковый словарь Ожегова.

Тексты — потешки, небылицы.

1. Организационный момент

Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.

Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О жанрах устного народного
Творчества поговорим,
То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Во саду ли, в огороде
Цветочки поливала.
Один цветочек сорвала
И нам в класс передала.

2. Актуализация знаний

Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Помните, мы с вами говорили: литература – это то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте. (стр. 4)

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

Учитель. Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. Давайте разделимся на команды:1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме? (1 мин. )

Итак , 1 задание.

Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике (стр.10)

Назовите и объясните пословицы о семье, родителях и детях. Дома вы должны были нарисовать свою семью и подобрать пословицы о семье. Дети зачитывают приготовленные пословицы и объясняют их значение.

“Детки – радость, детки же и горе”. Родители любят своих детей, но не всегда мы их слушаемся, и они из-за нас расстраиваются, огорчаются.

“Сердце матери греет лучше солнышка”. Мама всегда поддержит, поможет, подскажет. Она всегда самый лучший друг.

“Вся семья вместе – так и душа на месте”.

“Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил да добру научил”.

Каждая команда называет свои пословицы и объясняет их.

Прочитайте теперь пословицу, записанную на доске, и объясните её.

“Кто грамоте горазд, тому и не пропасть”.

Вы выполнили задание и открывается один лепесток. (1 мин. )

Давайте прохлопаем и проговорим нашу любимую скороговорку “ Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа”. А теперь попробуем проговорить её быстрее. А для чего нам нужны скороговорки? Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.

Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.

Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается.

Один, два, три, четыре, пять –
Кто умеет здесь считать?
Рассчитайте-ка ребят,
Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

Каждая команда должна привести пример своей считалки.

Молодцы, ребята! Вот открывается и следующий лепесток.

У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.

Три-та-та, три-та-та!
Вышла кошка за кота.
Ходит кот по лавочке.
А кошечка – по подлавочке,
Ловит кота за лапочки:
— Ох ты, котик, коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!

Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.

Каждый ряд должен привести пример своей потешки.

Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.

Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой.
По-за синю морю.
Видал, видал воробей.
Видал, видал молодой
Как девицы ходят.
А девицы ходят так,
И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят.
Лётал, лётал воробей.
Лётал, лётал молодой
По-за синю морю.
Видал, видал, воробей,
Видал, видал, молодой,
Как парнячи ходят.
А парнячи ходят так,
И вот эдак, и вот так,
Так парнячи ходят.

Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.

Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку
И упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.

Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.

Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

Тогда для вас, ребятки,
По одной загадке.

Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит (петух)

— А как вы догадались?

У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.

Не портной, а всю жизнь
С иголками ходит (ёж)

А как вы догадались?

У него много иголок.

Два брюшка, четыре ушка (подушка)

— Объясните, как вы определили, что это подушка.

Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.

Вот и следующий лепесток открылся.

— Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

— Каких былинных героев-богатырей вы знаете?Прочитайте отрывок на стр. 20 и назовите былину.

У вас на листочках напечатаны имена различных героев. Вы прочитайте внимательно и выберите имена только сказочных богатырей и подчеркните их.

Илья Муромец, Мороз Иванович, Кристофер Робин, Алёша Попович, Карабас Барабас, Добрыня Никитич.

Демонстрация репродукции картины В. М.Васнецова “Богатыри”.

Очень любил сказания о богатырях и великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов, которые слушал из уст отца, от стариков в деревне, где жил. Два десятилетия посвятил художник картине “Богатыри”. Чтобы создать образы богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. В центре картины мы видим Илью Муромца. Слева от него –Добрыня Никитич, справа самый младший из богатырей – Алёша Попович. Сейчас эта картина хранится в Третьяковской галерее.

Вот открылся ещё один лепесток.

— Что такое сказка? Ответы детей.

— Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте. (Стр.13)

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ. Но есть сказки, которые созданы писателями. Такие сказки называются литературными или авторскими. Это сказки А. С.Пушкина, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и других писателей.

— Вы нарисовали рисунки к сказкам, с которыми мы с вами уже познакомились. Скажите, пожалуйста, к каким сказкам вы нарисовали иллюстрации?

— А сможете ли вы назвать сказки, главные герои которых изображены на вот этих иллюстрациях.

Продемонстрировать иллюстрации, ответы детей.

Молодцы, ребята! А кто из вас может сказать, что такое присказка? Присказка – это шутливое вступление или концовка сказки.

Найдите и прочитайте присказки к сказке“ Царевич Нехитёр – Немудёр”. Ответы детей.

Найдите диалог старика и старухи из сказки“Самое дорогое” и прочитайте, что предлагал старик, как ему возражала старуха.

В рабочей тетради на стр. 26 отгадайте кроссворд “По страницам сказок”. Проверить выполненную работу.

Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.

Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.

Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?

Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.

Рефлексия: «Незаконченные предложения».

Оценка работы учащихся.

4.Задание на дом:

1.Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них, а на следующем уроке вы перескажите сказку, которая вам понравилась или выразительно прочитаете отрывок этой сказки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: