Единая коллекцияЦифровых образовательных ресурсов

Карточка ресурса

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Образы животных в баснях Ивана Крылова

Басня — это краткий рассказ, в котором имеется иносказательный смысл. Обычно одним из главных видов иносказания в басне является аллегория — воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило, основные действующие лица басни — это условные басенные звери. Принято считать, что образы зверей всегда аллегоричны.

В баснях И. А. Крылова чаще действуют звери, чем люди. Животные присутствуют во всех типах басен Крылова: философских («Два голубя»), социальных («Волк и ягненок»), исторических («Волк на псарне»), бытовых

Например, образ Лисы складывается не из одной только хитрости или лести, а из хитрости, лести, лживости одновременно. И в соответствии с наделенным характером она ведет себя в каждой конкретной бытовой ситуации. В басне «Крестьянин и Лисица» Лиса в конце поступает так, как и подобает Лисе, не противореча своему характеру:

Лисица стала и сытней,

Лисица стала и жирней,

Но все не сделалась честней…

…Выбрав ночку потемней,

У куманька всех кур передушила…

Осел, один из наиболее часто встречающихся героев басен Крылова, тоже наделен человеческим характером. Он тупой, глупый, невежественный, упрямый. И действует в басне он. всегда как Осел. Поручил мужик ему сторожить огород, «Осел, гоняя птиц со всех ослиных ног такую поднял скачку, что в огороде все примял и потоптал». Зевс сделал его больше ростом, но все равно Осел остался ослом:

Не минуло и году,

Как все узнали, кто Осел:

Осел мой тупостью в пословицу вошел.

И на осле уж возят воду.

Из народных сказок, пословиц в сознании русского человека складываются цельные образы многих животных, например лисы, волка, зайца. И Крылов использует это в своих баснях, в чем и заключается народность крыловских басен. Но, конечно, не все звери в его баснях представляют собой цельные характеры. Например, пчела — это лишь обобщенная аллегория трудолюбия.

Всякий зверь у Крылова еще олицетворяет собой представителя какой-либо социальной группы. Лев — это всегда царь; Волк, Лиса, Медведь — придворные вельможи, чиновники; Ягненок, Лягушка, Муравей — «маленькие» люди, стоящие в самом низу социальной лестницы: мелкие чиновники, крестьяне. Часто человеческий характер, которым наделен зверь в басне Крылова, сливается с его социальными признаками, и тогда перед читателем возникают реальные, существующие в обществе социальные типы. Например, в басне «Воспитание Льва» за образом старого Льва мы видим типичный образ русского царя. Лев доверяет воспитывать своего Львенка представителю другого народа, иностранцу; он не может сам научить управлять государством собственного сына, потому что не знает, как это делать, не знает того, что в действительности творится у него в государстве. И в результате Львенок вырастает таким же, как и отец, чужим для своего народа, оторванным от национальной почвы.

Часто в баснях И. А. Крылова за образами животных легко обнаружить конкретные исторические лица. Львенок из басни «Воспитание Льва» — это Александр I; Волк из басни «Волк на псарне» — это Наполеон. Можно даже сказать, что Волк — это не аллегория, а скорее метафора, имеющая отношение к Наполеону. Кроме того, в этой басне, как и во многих других, метафорична сама ситуация. Можно конечно долго рассуждать о том, что Наполеон хотел завоевать Россию, вторгся в пределы России, дошел до Москвы, но, не рассчитав силы противника, попал в ловушку и погиб. Короче эту ситуацию можно описать так: волк на псарне. Кукушка — это метафора, прямой намек на журналиста Булгарина, который мы встречаем в двух баснях: «Кукушка и Петух», «Кукушка и Орел». Но было бы неверно привязывать басни Крылова только лишь к каким-либо определенным историческим фактам и событиям, видеть за образами зверей в исторических баснях конкретных людей той эпохи. Художественное совершенство и реализм басен И. А. Крылова заключаются именно в широте обобщения, в типичности, в Меткости отбора того факта, который положен в основу басни. Смысл басни, образы животных, подразумевающих конкретные лица, всегда гораздо шире самого исторического факта, натолкнувшего баснописца на создание этой басни. Хотя басня «Квартет» относится к открытию Государственного Совета и за образами животных мы можем различить конкретных исторических деятелей того времени, все-таки воспринимается «Квартет» как глубокое обобщение, несущее в себе общечеловеческий смысл. Итак, образы зверей у Крылова — не просто аллегории какой-либо одной человеческой черты; многие из них передают многоликий человеческий характер, представляют определенный сословный тип и являются метафорой конкретного исторического лица. Крылов создает живые, типичные, реалистические характеры, обобщая и типизируя саму ситуацию, в которой они действуют. В этом заключается реализм, новаторство и долговечность басен И. А. Крылова.

Урок литературы в 6 классе по программе Школа 2100 Тема История басни

Урок литературы в 6 классе.

Тема: « История басни».

Цель урока: дать определение жанра басни;

познакомить с историей жанра, развивать навыки анализа текста;

формирование коммуникативности и экспрессивности.

Методические приемы: выразительное чтение, комментарии учителя, элементы анализа текста, в том числе сопоставительного, рассказы учащихся.

1.Орг омент.

2.Введение в тему .

Рассмотрите иллюстрации. Скажите, к каким произведениям они написаны.

Прослушивание отрывка басни.

Верно, это басня. О ней пойдет речь сегодня на уроке. А что такое басня? (дать определение). (Памятка)

Из каких частей она состоит?

Композиция басни:

повествовательная часть (сближается со сказками) +

поучительная часть (мораль)

Чтобы говорить о басне, нужно вспомнить некоторые термины, которые с ней связаны.

Один из терминов звучит как эзопов язык. Язык Эзопа. Кто же этот Эзоп и как его имя связано с баснями?

3.Тема урока. История басни.

Эзоп-основоположник басни как жанра. Он стоял у истоков басни, первый сочинитель басен. А кто кроме него занимался написанием басен? Об этом и пойдет речь сегодня на уроке.

4. Из истории жанра басни.

Особое место в становлении и развитии жанра принадлежит Древней Греции. Учёные считают, что первая басня, дошедшая до нас, создана Гесиодом (VIII-VII вв. до н.э.) — это притча о соловье и ястребе, обращенная к жестоким и несправедливым правителям. Но, по преданиям, основоположником басни считают легендарного Эзопа, жившего, как предполагают, в VI в. до н.э. В то время басня существовала как вид устного творчества, лишь позднее, около II в. до н.э., были записаны басни Эзопа, составившие большой сборник, предназначенный для учебных целей в риторических школах.

Традиции Эзопа были продолжены в творчестве других античных авторов: к басенному жанру возвращались Гораций в поэзии, Плутарх в философских трактатах. В I в. н.э. римский поэт Федр переложил басни Эзопа в стихотворную форму и издал их отдельными сборниками. Так родился жанр латинской стихотворной басни.

В XVII в. древний жанр был возвеличен французским писателем Ж. де Лафонтеном, отдавшим дань почтения своим предшественникам.

Эллада — мать искусств, за это ей хвала.

Из греческих земель и басня к нам пришла.

От басни многие кормились, но едва ли

Они до колоска всю ниву обобрали.

Доныне вымысел — свободная страна.

Не вся захвачена поэтами она.

Захватывая новые области «свободной страны», Лафонтен, в отличие от античных авторов, которым сюжет был необходим лишь в качестве иллюстрации, пишет развёрнутые, полные жизни, действий, диалогов остроумные стихотворные повествования. Лафонтен в баснях опирается на народную мудрость.

Герои басен ва в иллюстрациях

Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции;
Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания. Подробнее »

Телефон доверия
Внимание! Уважаемые родители и учащиеся, если вам необходима психологическая помощь, если вы оказались в трудной жизненной ситуации, вы можете позвонить на телефон доверия

Мониторинг качества услуг психолого-педагогической и консультативной помощи
В целях оценки удовлетворенности граждан качеством услуг психолого-педагогической и консультативной помощи, предоставляемых организациями, оказывающих данные услуги, в период с 24.09.2019 по 15.12.2019 проводится опрос граждан. Просим принять участие в опросе родителей, получивших психолого-педагогическую и консультативную помощь. Опрос размещён на Интернет-ресурсе »

Грипп информация
Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Защити себя от гриппа – сделай прививку!Подробнее »

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РФ
17.10.2019 года в школе прошли родительские собрания. Подробнее »

Вместе против коррупции!
Демонстрируемые плакаты и видеоролики являются лучшими работами Международного молодежного конкурса социальной антикоррупционной рекламы «Вместе против коррупции!», организованного Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Внимание, акция!
В Самаре проходит Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью». Подробнее »

Позитивный контент
В рамках Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет проводится конкурс. Подробнее »

О тебе, моя Самара!
Информация о Самаре и детских общественных организациях

Электронный журнал
Если у вас возникли проблемы или вопросы при использовании ГИС АСУ РСО обращайтесь по адресу glumovatat@yandex.ru или в каб.317 (в будни 15.00-17.00) к заместителю директора по УР Глумовой Т.С. Имя пользователя и пароль можно получить у классного руководителя.

Персональные данные
Начал работу информационно-развлекательный сайт для детей и подростков, разработанный Управлением Роскомнадзора по Самарской области, с целью изучения вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных. Подробнее »

Береги свои персональные данные!
Предлагаем Вашему вниманию видеоролик »

Безопасный Интернет
Лига безопасного интернета запустила онлайн-телеканал для детей и родителей. На канале есть видео об опасностях, подстерегающих детей в социальных сетях, об интернет-мошенничестве, а также советы психологов и специалистов по информационной безопасности. Подробнее »

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: