Двойник, краткое содержание по главам повести Достоевского

Замысел повести «Двойник» или также «Приключения господина Голядкина» и начало её написания относятся к 1845 году, когда автор закончил работу над «Бедными людьми».

165 ЛЕТ ПОВЕСТИ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ДВОЙНИК»

Еще до окончания «Двойника», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечере кружка Белинского, где они имели большой успех. Повесть понравилась Тургеневу, сам же Белинский был от неё в восторге. Однако после появления полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и это заставило автора переоценить его. «…Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» — отмечал Достоевский в письме старшему брату 1 апреля 1846. Отрицательные отзывы побудили Достоевского уже в октябре 1846 года думать о переработке повести, что удалось ему лишь в 1866 году: вначале помешал арест по делу Петрашевского и последовавшая ссылка; после этого работа над новым вариантом «Двойника» многократно откладывалась. Переделать повесть Достоевский смог лишь в 1866 году. В переделанной повести намного меньше второстепенных деталей. Резко усилена основная линия сюжета. Этим придаётся повести больше занимательности и ясности. Главным героем повести является титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Ничем не примечательный маленький человек. Но снедаемый большими амбициями и запросами. Он пробует интриговать, чтоб поднять свой статус, но интриги его не удаются. Тем временем появляется двойник главного героя, который отличается гнуснейшим характером и из-за которого у главного героя возникает уйма неприятностей, которые он не в силах преодолеть. В результате главный герой становится умалишённым. Общество не приняло его, не дало осуществиться его амбициям и это свело главного героя с ума. В окончательном варианте Достоевский освободил повесть от ряда второстепенных эпизодов и мотивов, замедлявших действие и отвлекавших внимание читателя от основной ее социальной и нравственно-психологической проблематики (в частности, были ослаблены более подробно развитые в первой редакции размышления героя о «самозванстве» двойника, изъявления его «вольнодумства», выпущен ряд диалогов между обоими Голядкиными, сокращена переписка Голядкина с Вахрамеевым, переделана концовка повести и т. д.). Следуя советам Белинского и других критиков, Достоевский постарался освободить повесть от многочисленных повторений, затруднявших восприятие. Окончательный вариант повести имеет подзаголовок «Петербургская поэма», отсылающий читателя к «Мёртвым душам» Гоголя.

В чем же сюжет повести?

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся подкопы. В самом начале повести Голядкин посещает врача, диалог с которым содержит первый намёк на умственное расстройство героя. Достоевский подкрепляет это подозрение рассеянной манерой речи героя и его расстроенным, беспорядочным ходом мыслей. Доктор даёт Голядкину несколько советов относительно его здоровья и прописывает какой-то порошок, но тот слушает лишь самого себя, поскольку замкнут в своём внутреннем мире. Отправившись на званый вечер в честь дня рождения дочери статского советника Берендеева, он с ужасом обнаруживает, что по непонятным причинам потерял расположение хозяев, которые, без каких-либо объяснений отказываются его принять. Со всех сторон на него начинают сыпаться всевозможные намёки и недомолвки относительно его поведения, которые он никак не может растолковать, пока внезапно не обнаруживает причину — человека, как две капли воды похожего на него, с тем же именем и фамилией, поступившего на работу в его департамент. «Двойник» оказывается гнуснейшим типом, интриганом, подхалимом и пакостником, одним словом, полной противоположностью самому герою. По необъяснимой причине ему удаётся на каждом шагу компрометировать «настоящего» Якова Петровича, и вместе с тем, постепенно занять его место в кругу друзей, знакомых, на службе. Этого он достигает подхалимством, ложью и другими недостойными средствами, которые так отвратительны главному герою.

Повесть «Двойник» фантастична. Сам Федор Михайлович писал: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны поверить ему. »

«Новая действительность, творимая художником, реальна, потому что вскрывает самую сущность бытия, но не реалистична, потому что нашей действительности не воспроизводит. Быть может, из всех мировых писателей Достоевский обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения. Неправдоподобна судьба его невероятных героев; необычна обстановка их жизни, загадочны их страсти и мысли» — К. Мочульский.

Двойничество у Достоевского фантастично, а поэтому символично. Остановимся подробнее на имени героя, которое для автора было очень важно. Яков, или Иаков — сокраментальное имя (означает «пята», «подошва») близнеца, который появился на свет, держась за пяту первого близнеца Исавы. Имя это стало нарицательным для плута, пройдохи и всякого хитреца («. мы, дружище, будем хитрить, заодно хитрить будем», — говорит младший господин Голядкин). Иаков покупает право первородства за чечевичную похлебку. Иаков — архетип двойника, уходящий корнями в Библейскую историю. Отчество «Петрович» тоже не случайно. Большинство отрицательных героев Достоевский называет Петрами. Причину клеймения соответствующего имени можно найти в его отношении к Петру I, Антихристу. По Гоголю (его же мнения придерживался и сам Достоевский — почвенник и славянофил), прорубленное Петром «окно в Европу» оказалось для России не только соблазнительной витриной модного магазина, через него шагнул в страну и сам европейский культ «человеческой гордости», потворство всем телесным и душевным страстям человека. «Со времен Петровых упало духовенство в России»,- писал Н. М. Карамзин. Имеет своё значение и фамилия. Голядкин — голь перекатная, нет породы, нет первородства. Господин Голядкин — типичный «маленький человек», но если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Голядкин теряет возможность осознания своей человеческой ценности. «Господин Голядкин — образ человека с новыми идейками», мечтавшего о «соблазнительном равенстве друг с другом». Отсюда вся нелепость его поведения. Поведение человека, который переступил пределы собственного социального положения, руководствуясь утопическими идеями.

Таким образом, Достоевский в своем «Двойнике» 1846 года развил идею лишь социально-психологического решения проблемы двойничества, к духовному же решению которой он пришёл лишь в 1880 году . В повести «Двойник» Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Это произведение во многом связано с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

Фёдор Достоевский «Двойник. Повести и рассказы»

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60×90/16 (145×215 мм)

Не связанные между собой повести и рассказы.

Иллюстрация на обложке — фрагмент рисунка М. Добужинского.

  1. Фёдор Достоевский. Двойник (повесть), стр. 5-128
  2. Фёдор Достоевский. Роман в девяти письмах (рассказ), стр. 129-138
  3. Фёдор Достоевский. Господин Прохарчин (рассказ), стр. 139-162
  4. Фёдор Достоевский. Хозяйка (повесть), стр. 163-221
  5. Фёдор Достоевский. Ползунков (рассказ), стр. 222-232
  6. Фёдор Достоевский. Слабое сердце (повесть), стр. 233-266
  7. Фёдор Достоевский. Чужая жена и муж под кроватью (рассказ), стр. 267-300
  8. Фёдор Достоевский. Честный вор (рассказ), стр. 301-313
  9. Фёдор Достоевский. Ёлка и свадьба (рассказ), стр. 314-319
  10. Фёдор Достоевский. Белые ночи (повесть), стр. 320-362
  11. Фёдор Достоевский. Неточка Незванова (повесть), стр. 363-490
  12. Фёдор Достоевский. Маленький герой (рассказ), стр. 491-518
  13. Фёдор Достоевский. Дядюшкин сон (повесть), стр. 519-623
  14. Фёдор Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели (повесть), стр. 624-792
  15. Фёдор Достоевский. Записки из Мертвого Дома (повесть), стр. 793-1024
  16. Фёдор Достоевский. Скверный анекдот (рассказ), стр. 1025-1065
  17. Фёдор Достоевский. Зимние заметки о летних впечатлениях (статья), стр. 1066-1118
  18. Фёдор Достоевский. Записки из подполья (повесть), стр. 1119-1200
  19. Фёдор Достоевский. Крокодил (рассказ), стр. 1201-1228
  20. Фёдор Достоевский. Вечный муж (повесть), стр. 1229-1339
  21. Фёдор Достоевский. Бобок (рассказ), стр. 1340-1352
  22. Фёдор Достоевский. Маленькие картинки (очерк), стр. 1353-1360
  23. Фёдор Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке (рассказ), стр. 1361-1365
  24. Фёдор Достоевский. Мужик Марей (рассказ), стр. 1366-1370
  25. Фёдор Достоевский. Столетняя (рассказ), стр. 1371-1375
  26. Фёдор Достоевский. Кроткая (повесть), стр. 1376-1406
  27. Фёдор Достоевский. Сон смешного человека (рассказ), стр. 1407-1423

Рисунок Мстислава Добужинского 1922 года «Белые ночи. Ночь первая» к роману Ф. Достоевского «Белые ночи».

Образ Свидригайлова

В «Преступлении и наказании» Ф. И. Достоевского имеется кроме главного героя еще и особый образ. Это Аркадий Свидригайлов – человек без стыда и совести, имеющий свою философию жизни. Он живет, постоянно ища для себя развлечения и удовольствия. В обществе о нем ничего хорошего не услышишь: азартный игрок, попадал и в тюрьму. Постоянно соблазнял замужних дам. Кроме того все знают, что он довел до могилы своего слугу. В общем сложилось мнение, что он циничный подонок, отрицательный герой произведения.

Но если внимательно читать произведение,

И сиротки Мармеладовых не остались без помощи. Он сумел решить вопросы с их содержанием и образованием до совершеннолетия. И также подумал об их материальном обеспечении в будущем. Также Соня от него получила финансовую помощь. Это дало возможность ей уехать в ссылку к Родиону. Причем он смог безошибочно определить, что ждет человека. Так как Свидригайлов был проницательным человеком.

Когда Свидригайлов стал домогаться

Ведь это Свидригайлов, после признания Родиона, заявил, что они с ним одинаковые. И это не только то, что они оба переступили порог моральных норм. На примере его жизни, Достоевский хотел показать, что могло произойти с Раскольниковым, если бы он не стал раскаиваться в содеянном преступлении.

Свидригайлов застрелился. А Родион, который тоже был близок к этой черте, смог устоять и вернуться к жизни. Все это произошло, потому что Аркадий Свидригайлов не считал необходимостью перед кем-то просить прощение и раскаиваться в своих поступках. Он прошел до самого конца свой выбранный путь, где преступление не понесло наказания.

Федор Михайлович Достоевский, краткая биография

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Род Достоевских был тесно связан с украинскими землями. Исходя из документов XVI века, их родовое село Достоево находилось в Пенском повете на западе России, от него и происходит фамилия Достоевские. Род Достоевских переселился в Украину еще до XVIII века. Постепенно семья потеряла свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиреем в городе Браулав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию, бросил Подольскую гимназию и уехал в Москву учиться в медико-хирургической академии.

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил работал врачом в Мариинской больнице для бедных, там и прошли детские годы Ф.М. Достоевского. Он и его брат Михаил учились в частном пансионе, их кумиром был Й.-Ф. Шиллер. Братья были очень близки, их духовная связь сохранилась и в зрелые годы.

Когда Федору было 16 лет, его мать умерла, а вскоре и отец. Реализовать свои гуманитарные склонности и поступить в Московский университет братья не смогли. Сложность с финансами призывала получить более практическую профессию. В январе 1838 г. Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 г.

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846 г.), которая была похвально принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его сравнивали с Гоголем. Произошло знакомство с И. Тургеневым. Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), лирическая – «Белые ночи» (1848), драматическая – «Неточка Незванова» (1849), было прохладно встречены критикой, которая не восприняла его новаторства, желания проникнуть в тайны человеческого характера. Достоевский очень болезненно пережил негативные отзывы, начал отдаляться от И. Тургенева и Н. Некрасова.

Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 г. арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. В Петербурге на квартире М. Буташевича-Петрошевского по пятницам собирались люди разных социальных та политических направлений, говорили о литературе, учении социал-утопистов, о свободе человеческой личности. Таким был кружок петрашевца М. Слесинева, личность которого повлияла на создание образа Николая Ставрогина в будущем романе «Бесы». Достоевский был членом кружка. Восемь месяцев писатель провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. На суде ему было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма В. Белинского к Н. Гоголю и вынесен приговор к смертельной казни. 22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами находился в Петербурге на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высокому распоряжению. Эти десять минут ожидания смерти вошли в его творчество как символ человеческих мучений и, в частности, нашли отображение в его романе «Идиот».

В рождественскую ночь на писателя надели кандалы и отправили этапом в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Единственная книга, которую разрешено было читать заключенным, — Евангелие, подаренное женами декабристов. Здесь он страстно влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, которая после стала его женой. Но любовь и семилетний брак не принесли ему счастья.

После смерти царя Николая I в условиях политической либерализации Достоевский в 1859 г. возвращается в Петербург, где его встречают как мученика. Но, не смотря на это признание и славу нужно еще получить. На одном из литературных вечеров 21 ноября 1860 г. в зале Пассажа присутствовал Т. Шевченко. Так произошла их встреча, но знакомы они не были.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе 1859), а также первый роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Время, проведенное на каторге, Достоевский описал в своей книге «Записки из мертвого дома» (1861-1862), которая имела огромный успех.

В 1862-1863 гг. писатель путешествовал за границей. Были опубликованы «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) в котором печатались и издавались произведения авторов того времени.

Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом.

Писатель, наконец, пришел к отметке, когда пора было реализовать свою давнишнюю идею – в январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Это было той долгожданной мировой славой и признанием. В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становится его женой. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. В этот период были написаны романы «Идиот» и «Бесы».

В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».

Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».

9 февраля 1881 г. Федор Михайлович Достоевский скончался.

Помимо биографии Достоевского Вы можете найти:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Двойник, краткое содержание по главам повести Достоевского

Замысел повести «Двойник» или также «Приключения господина Голядкина» и начало её написания относятся к 1845 году, когда автор закончил работу над «Бедными людьми».

165 ЛЕТ ПОВЕСТИ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ДВОЙНИК»

Еще до окончания «Двойника», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечере кружка Белинского, где они имели большой успех. Повесть понравилась Тургеневу, сам же Белинский был от неё в восторге. Однако после появления полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и это заставило автора переоценить его. «…Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» — отмечал Достоевский в письме старшему брату 1 апреля 1846. Отрицательные отзывы побудили Достоевского уже в октябре 1846 года думать о переработке повести, что удалось ему лишь в 1866 году: вначале помешал арест по делу Петрашевского и последовавшая ссылка; после этого работа над новым вариантом «Двойника» многократно откладывалась. Переделать повесть Достоевский смог лишь в 1866 году. В переделанной повести намного меньше второстепенных деталей. Резко усилена основная линия сюжета. Этим придаётся повести больше занимательности и ясности. Главным героем повести является титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Ничем не примечательный маленький человек. Но снедаемый большими амбициями и запросами. Он пробует интриговать, чтоб поднять свой статус, но интриги его не удаются. Тем временем появляется двойник главного героя, который отличается гнуснейшим характером и из-за которого у главного героя возникает уйма неприятностей, которые он не в силах преодолеть. В результате главный герой становится умалишённым. Общество не приняло его, не дало осуществиться его амбициям и это свело главного героя с ума. В окончательном варианте Достоевский освободил повесть от ряда второстепенных эпизодов и мотивов, замедлявших действие и отвлекавших внимание читателя от основной ее социальной и нравственно-психологической проблематики (в частности, были ослаблены более подробно развитые в первой редакции размышления героя о «самозванстве» двойника, изъявления его «вольнодумства», выпущен ряд диалогов между обоими Голядкиными, сокращена переписка Голядкина с Вахрамеевым, переделана концовка повести и т. д.). Следуя советам Белинского и других критиков, Достоевский постарался освободить повесть от многочисленных повторений, затруднявших восприятие. Окончательный вариант повести имеет подзаголовок «Петербургская поэма», отсылающий читателя к «Мёртвым душам» Гоголя.

В чем же сюжет повести?

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся подкопы. В самом начале повести Голядкин посещает врача, диалог с которым содержит первый намёк на умственное расстройство героя. Достоевский подкрепляет это подозрение рассеянной манерой речи героя и его расстроенным, беспорядочным ходом мыслей. Доктор даёт Голядкину несколько советов относительно его здоровья и прописывает какой-то порошок, но тот слушает лишь самого себя, поскольку замкнут в своём внутреннем мире. Отправившись на званый вечер в честь дня рождения дочери статского советника Берендеева, он с ужасом обнаруживает, что по непонятным причинам потерял расположение хозяев, которые, без каких-либо объяснений отказываются его принять. Со всех сторон на него начинают сыпаться всевозможные намёки и недомолвки относительно его поведения, которые он никак не может растолковать, пока внезапно не обнаруживает причину — человека, как две капли воды похожего на него, с тем же именем и фамилией, поступившего на работу в его департамент. «Двойник» оказывается гнуснейшим типом, интриганом, подхалимом и пакостником, одним словом, полной противоположностью самому герою. По необъяснимой причине ему удаётся на каждом шагу компрометировать «настоящего» Якова Петровича, и вместе с тем, постепенно занять его место в кругу друзей, знакомых, на службе. Этого он достигает подхалимством, ложью и другими недостойными средствами, которые так отвратительны главному герою.

Повесть «Двойник» фантастична. Сам Федор Михайлович писал: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны поверить ему. »

«Новая действительность, творимая художником, реальна, потому что вскрывает самую сущность бытия, но не реалистична, потому что нашей действительности не воспроизводит. Быть может, из всех мировых писателей Достоевский обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения. Неправдоподобна судьба его невероятных героев; необычна обстановка их жизни, загадочны их страсти и мысли» — К. Мочульский.

Двойничество у Достоевского фантастично, а поэтому символично. Остановимся подробнее на имени героя, которое для автора было очень важно. Яков, или Иаков — сокраментальное имя (означает «пята», «подошва») близнеца, который появился на свет, держась за пяту первого близнеца Исавы. Имя это стало нарицательным для плута, пройдохи и всякого хитреца («. мы, дружище, будем хитрить, заодно хитрить будем», — говорит младший господин Голядкин). Иаков покупает право первородства за чечевичную похлебку. Иаков — архетип двойника, уходящий корнями в Библейскую историю. Отчество «Петрович» тоже не случайно. Большинство отрицательных героев Достоевский называет Петрами. Причину клеймения соответствующего имени можно найти в его отношении к Петру I, Антихристу. По Гоголю (его же мнения придерживался и сам Достоевский — почвенник и славянофил), прорубленное Петром «окно в Европу» оказалось для России не только соблазнительной витриной модного магазина, через него шагнул в страну и сам европейский культ «человеческой гордости», потворство всем телесным и душевным страстям человека. «Со времен Петровых упало духовенство в России»,- писал Н. М. Карамзин. Имеет своё значение и фамилия. Голядкин — голь перекатная, нет породы, нет первородства. Господин Голядкин — типичный «маленький человек», но если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Голядкин теряет возможность осознания своей человеческой ценности. «Господин Голядкин — образ человека с новыми идейками», мечтавшего о «соблазнительном равенстве друг с другом». Отсюда вся нелепость его поведения. Поведение человека, который переступил пределы собственного социального положения, руководствуясь утопическими идеями.

Таким образом, Достоевский в своем «Двойнике» 1846 года развил идею лишь социально-психологического решения проблемы двойничества, к духовному же решению которой он пришёл лишь в 1880 году . В повести «Двойник» Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Это произведение во многом связано с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

Фёдор Достоевский «Двойник. Повести и рассказы»

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60×90/16 (145×215 мм)

Не связанные между собой повести и рассказы.

Иллюстрация на обложке — фрагмент рисунка М. Добужинского.

  1. Фёдор Достоевский. Двойник (повесть), стр. 5-128
  2. Фёдор Достоевский. Роман в девяти письмах (рассказ), стр. 129-138
  3. Фёдор Достоевский. Господин Прохарчин (рассказ), стр. 139-162
  4. Фёдор Достоевский. Хозяйка (повесть), стр. 163-221
  5. Фёдор Достоевский. Ползунков (рассказ), стр. 222-232
  6. Фёдор Достоевский. Слабое сердце (повесть), стр. 233-266
  7. Фёдор Достоевский. Чужая жена и муж под кроватью (рассказ), стр. 267-300
  8. Фёдор Достоевский. Честный вор (рассказ), стр. 301-313
  9. Фёдор Достоевский. Ёлка и свадьба (рассказ), стр. 314-319
  10. Фёдор Достоевский. Белые ночи (повесть), стр. 320-362
  11. Фёдор Достоевский. Неточка Незванова (повесть), стр. 363-490
  12. Фёдор Достоевский. Маленький герой (рассказ), стр. 491-518
  13. Фёдор Достоевский. Дядюшкин сон (повесть), стр. 519-623
  14. Фёдор Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели (повесть), стр. 624-792
  15. Фёдор Достоевский. Записки из Мертвого Дома (повесть), стр. 793-1024
  16. Фёдор Достоевский. Скверный анекдот (рассказ), стр. 1025-1065
  17. Фёдор Достоевский. Зимние заметки о летних впечатлениях (статья), стр. 1066-1118
  18. Фёдор Достоевский. Записки из подполья (повесть), стр. 1119-1200
  19. Фёдор Достоевский. Крокодил (рассказ), стр. 1201-1228
  20. Фёдор Достоевский. Вечный муж (повесть), стр. 1229-1339
  21. Фёдор Достоевский. Бобок (рассказ), стр. 1340-1352
  22. Фёдор Достоевский. Маленькие картинки (очерк), стр. 1353-1360
  23. Фёдор Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке (рассказ), стр. 1361-1365
  24. Фёдор Достоевский. Мужик Марей (рассказ), стр. 1366-1370
  25. Фёдор Достоевский. Столетняя (рассказ), стр. 1371-1375
  26. Фёдор Достоевский. Кроткая (повесть), стр. 1376-1406
  27. Фёдор Достоевский. Сон смешного человека (рассказ), стр. 1407-1423

Рисунок Мстислава Добужинского 1922 года «Белые ночи. Ночь первая» к роману Ф. Достоевского «Белые ночи».

Образ Свидригайлова

В «Преступлении и наказании» Ф. И. Достоевского имеется кроме главного героя еще и особый образ. Это Аркадий Свидригайлов – человек без стыда и совести, имеющий свою философию жизни. Он живет, постоянно ища для себя развлечения и удовольствия. В обществе о нем ничего хорошего не услышишь: азартный игрок, попадал и в тюрьму. Постоянно соблазнял замужних дам. Кроме того все знают, что он довел до могилы своего слугу. В общем сложилось мнение, что он циничный подонок, отрицательный герой произведения.

Но если внимательно читать произведение,

И сиротки Мармеладовых не остались без помощи. Он сумел решить вопросы с их содержанием и образованием до совершеннолетия. И также подумал об их материальном обеспечении в будущем. Также Соня от него получила финансовую помощь. Это дало возможность ей уехать в ссылку к Родиону. Причем он смог безошибочно определить, что ждет человека. Так как Свидригайлов был проницательным человеком.

Когда Свидригайлов стал домогаться

Ведь это Свидригайлов, после признания Родиона, заявил, что они с ним одинаковые. И это не только то, что они оба переступили порог моральных норм. На примере его жизни, Достоевский хотел показать, что могло произойти с Раскольниковым, если бы он не стал раскаиваться в содеянном преступлении.

Свидригайлов застрелился. А Родион, который тоже был близок к этой черте, смог устоять и вернуться к жизни. Все это произошло, потому что Аркадий Свидригайлов не считал необходимостью перед кем-то просить прощение и раскаиваться в своих поступках. Он прошел до самого конца свой выбранный путь, где преступление не понесло наказания.

Федор Михайлович Достоевский, краткая биография

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Род Достоевских был тесно связан с украинскими землями. Исходя из документов XVI века, их родовое село Достоево находилось в Пенском повете на западе России, от него и происходит фамилия Достоевские. Род Достоевских переселился в Украину еще до XVIII века. Постепенно семья потеряла свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиреем в городе Браулав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию, бросил Подольскую гимназию и уехал в Москву учиться в медико-хирургической академии.

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил работал врачом в Мариинской больнице для бедных, там и прошли детские годы Ф.М. Достоевского. Он и его брат Михаил учились в частном пансионе, их кумиром был Й.-Ф. Шиллер. Братья были очень близки, их духовная связь сохранилась и в зрелые годы.

Когда Федору было 16 лет, его мать умерла, а вскоре и отец. Реализовать свои гуманитарные склонности и поступить в Московский университет братья не смогли. Сложность с финансами призывала получить более практическую профессию. В январе 1838 г. Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 г.

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846 г.), которая была похвально принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его сравнивали с Гоголем. Произошло знакомство с И. Тургеневым. Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), лирическая – «Белые ночи» (1848), драматическая – «Неточка Незванова» (1849), было прохладно встречены критикой, которая не восприняла его новаторства, желания проникнуть в тайны человеческого характера. Достоевский очень болезненно пережил негативные отзывы, начал отдаляться от И. Тургенева и Н. Некрасова.

Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 г. арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. В Петербурге на квартире М. Буташевича-Петрошевского по пятницам собирались люди разных социальных та политических направлений, говорили о литературе, учении социал-утопистов, о свободе человеческой личности. Таким был кружок петрашевца М. Слесинева, личность которого повлияла на создание образа Николая Ставрогина в будущем романе «Бесы». Достоевский был членом кружка. Восемь месяцев писатель провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. На суде ему было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма В. Белинского к Н. Гоголю и вынесен приговор к смертельной казни. 22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами находился в Петербурге на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высокому распоряжению. Эти десять минут ожидания смерти вошли в его творчество как символ человеческих мучений и, в частности, нашли отображение в его романе «Идиот».

В рождественскую ночь на писателя надели кандалы и отправили этапом в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Единственная книга, которую разрешено было читать заключенным, — Евангелие, подаренное женами декабристов. Здесь он страстно влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, которая после стала его женой. Но любовь и семилетний брак не принесли ему счастья.

После смерти царя Николая I в условиях политической либерализации Достоевский в 1859 г. возвращается в Петербург, где его встречают как мученика. Но, не смотря на это признание и славу нужно еще получить. На одном из литературных вечеров 21 ноября 1860 г. в зале Пассажа присутствовал Т. Шевченко. Так произошла их встреча, но знакомы они не были.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе 1859), а также первый роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Время, проведенное на каторге, Достоевский описал в своей книге «Записки из мертвого дома» (1861-1862), которая имела огромный успех.

В 1862-1863 гг. писатель путешествовал за границей. Были опубликованы «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) в котором печатались и издавались произведения авторов того времени.

Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом.

Писатель, наконец, пришел к отметке, когда пора было реализовать свою давнишнюю идею – в январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Это было той долгожданной мировой славой и признанием. В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становится его женой. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. В этот период были написаны романы «Идиот» и «Бесы».

В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».

Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».

9 февраля 1881 г. Федор Михайлович Достоевский скончался.

Помимо биографии Достоевского Вы можете найти:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: