Записки из подполья

Герой «подполья», автор записок, — коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живёт «в углу» — «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и психологически: почти всегда один, предаётся безудержному «мечтательству», мотивы и образы которого взяты из «книжек». Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу. Цель его исповеди — «испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?».

Он считает, что умный человек 60-х гг. XIX в. обречён быть «бесхарактерным». Деятельность — удел глупых, ограниченных людей. Но последнее и есть «норма», а усиленное сознание — «настоящая, полная болезнь». Ум заставляет бунтовать против открытых современной наукой законов природы, «каменная стена» которых — «несомненность» только для «тупого» непосредственного человека. Герой же «подполья» не согласен примириться с очевидностью и испытывает «чувство вины» за несовершенный миропорядок, причиняющий ему страдание. «Врёт» наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле «способности жить», и «расчислена» по «табличке». «Хотенье» — вот «проявление всей жизни». Вопреки «научным» выводам социализма о человеческой природе и человеческом благе он отстаивает своё право к «положительному благоразумию примешать пошлейшую глупость единственно для того, чтоб самому себе подтвердить , что люди все ещё люди, а не фортепьянные клавиши, на которых играют сами законы природы собственноручно. ».

«В наш отрицательный век» «герой» тоскует по идеалу, способному удовлетворить его внутреннюю «широкость». Это не наслаждение, не карьера и даже не «хрустальный дворец» социалистов, отнимающий у человека самую главную из «выгод» — собственное «хотенье». Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. Последняя «ничего не смягчает в нас», а только вырабатывает «многосторонность ощущений», так что наслаждение отыскивается и в унижении, и в «яде неудовлетворённого желания», и в чужой крови. Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и — хаоса, разрушения, страдания. «Хрустальный дворец», в котором нет места последним, несостоятелен как идеал, ибо лишает человека свободы выбора. И потому уж лучше — современный «курятник», «сознательная инерция», «подполье».

Но тоска по «действительности», бывало, гнала из «угла». Одна из таких попыток подробно описана автором записок.

В двадцать четыре года он еше служил в канцелярии и, будучи «ужасно самолюбив, мнителен и обидчив», ненавидел и презирал, «а вместе с тем и боялся» «нормальных» сослуживцев. Себя считал «трусом и рабом», как всякого «развитого и порядочного человека». Общение с людьми заменял усиленным чтением, по ночам же «развратничал» в «тёмных местах».

Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил дорогу одному офицеру. Высокий и сильный, тот молча передвинул «низенького и истощённого» героя на другое место. «Подпольный» хотел было затеять «правильную», «литературную» ссору, но «предпочёл озлобленно стушеваться» из боязни, что его не примут всерьёз. Несколько лет он мечтал о мщении, много раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском. Когда же, наконец, они «плотно стукнулись плечо о плечо», то офицер не обратил на это внимания, а герой «был в восторге»: он «поддержал достоинство, не уступил ни на шаг и публично поставил себя с ним на равной социальной ноге».

Потребность человека «подполья» изредка «ринуться в общество» удовлетворяли единичные знакомые: столоначальник Сеточкин и бывший школьный товарищ Симонов. Во время визита к последнему герой узнает о готовящемся обеде в честь одного из соучеников и «входит в долю» с другими. Страх перед возможными обидами и унижениями преследует «подпольного» уже задолго до обеда: ведь «действительность» не подчиняется законам литературы, а реальные люди едва ли будут исполнять предписанные им в воображении мечтателя роли, например «полюбить» его за умственное превосходство. На обеде он пытается задеть и оскорбить товарищей. Те в ответ перестают его замечать. «Подпольный» впадает в другую крайность — публичное самоуничижение. Сотрапезники уезжают в бордель, не пригласив его с собой. Теперь, для «литературности», он обязан отомстить за перенесённый позор. С этой целью едет за всеми, но они уже разошлись по комнатам проституток. Ему предлагают Лизу.

После «грубого и бесстыжего» «разврата» герой заводит с девушкой разговор. Ей 20 лет, она мещанка из Риги и в Петербурге недавно. Угадав в ней чувствительность, он решает отыграться за перенесённое от товарищей: рисует перед Лизой живописные картины то ужасного будущего проститутки, то недоступного ей семейного счастья, войдя «в пафос до того, что у самого горловая спазма приготовлялась». И достигает «эффекта»: отвращение к своей низменной жизни доводит девушку до рыданий и судорог. Уходя, «спаситель» оставляет «заблудшей» свой адрес. Однако сквозь «литературность» в нем пробиваются подлинная жалость к Лизе и стыд за своё «плутовство».

Через три дня она приходит. «Омерзительно сконфуженный» герой цинично открывает девушке мотивы своего поведения, однако неожиданно встречает с её стороны любовь и сочувствие. Он тоже растроган: «Мне не дают. Я не могу быть. добрым!» Но вскоре устыдившись «слабости», мстительно овладевает Лизой, а для полного «торжества» — всовывает ей в руку пять рублей, как проститутке. Уходя, она незаметно оставляет деньги.

«Подпольный» признается, что писал свои воспоминания со стыдом, И все же он «только доводил в жизни до крайности то», что другие «не осмеливались доводить и до половины». Он смог отказаться от пошлых целей окружающего общества, но и «подполье» — «нравственное растление». Глубокие же отношения с людьми, «живая жизнь», внушают ему страх.

«Двойник (петербургская поэма)»

Яков Петрович Голядкин — титулярный советник, который ничем не отличается от других таких же. Он не является счастливым обладателем социально – значимого статуса или знаменательных личностных качеств. Но, несмотря на это, Яков Петрович решается поехать на званый бал, в честь дня рождения его возлюбленной — генеральской дочери Клары Олсуфьевны. Незваного гостя прислуга не пропускает дальше прихожей, но изловчившись, Яков Петрович попадает в бальную залу. Там, забившись в угол, он чувствует всё своё ничтожество и немощность. Голядкина выгоняют прочь из зала.

По дороге домой, герой чувствует себя униженным и полностью разбитым. Его внимание привлекает сутулый человек, идущий по тротуару, такой же семенящей походкой. Подойдя ближе, Яков Петрович, видит не чужого человека, а самого себя. Незнакомец оказывается точной копией Голядкина, но обладающей именно теми чертами характера, которых так не хватало самому титулярному советнику (наглость, умение приспособиться и понравиться людям). На следующее утро, Яков Петрович приходит на работу и видит там своего двойника. Голядкин приглашает его к себе в гости. Титулярный советник угощает двойника обедом и пуншем. Как выясняется в разговоре, двойника тоже зовут Яков Петрович. Голядкин сначала очень радуется обретению своей копии, но дальнейшие события показывают, что лучше бы он никогда бы не знал его.

Голядкин — младший всячески пытается выслужиться перед начальством. Для этого он выдаёт хорошую работу Голядкина — старшего за свою собственную. Также двойник «нашего героя» всячески пытается унизить Якова Петровича перед сослуживцами.

Голядкин — старший пытается объясниться с подлым двойником и отправляет посыльного с письмом на домашний адрес подлеца. Но, как выясняется, теперь Голядкин — младший живёт в его квартире.

На следующий день, Голядкин — старший обнаруживает письмо от Клары Олсуфьевны. В этом послании девушка просит его о встречи в два час ночи в саду, также умоляет героя спасти её от ненавистного ей человека.

Яков Петрович отправляется к его превосходительству и просит защиты от врагов. Голядкин едет к Берендееву, где ждёт сигнала от Клары Олсуфьевны. Вскоре его замечают, и Голядкин-младший просит зайти его. Голядкин — старший сидит возле Олсуфия Ивановича. В комнату входит Крестьян Иванович и увозит Якова Петровича с собой.

Двойник достоевский читать краткое

Замысел повести «Двойник» или также «Приключения господина Голядкина» и начало её написания относятся к 1845 году, когда автор закончил работу над «Бедными людьми».

165 ЛЕТ ПОВЕСТИ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ДВОЙНИК»

Еще до окончания «Двойника», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечере кружка Белинского, где они имели большой успех. Повесть понравилась Тургеневу, сам же Белинский был от неё в восторге. Однако после появления полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и это заставило автора переоценить его. «…Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» — отмечал Достоевский в письме старшему брату 1 апреля 1846. Отрицательные отзывы побудили Достоевского уже в октябре 1846 года думать о переработке повести, что удалось ему лишь в 1866 году: вначале помешал арест по делу Петрашевского и последовавшая ссылка; после этого работа над новым вариантом «Двойника» многократно откладывалась. Переделать повесть Достоевский смог лишь в 1866 году. В переделанной повести намного меньше второстепенных деталей. Резко усилена основная линия сюжета. Этим придаётся повести больше занимательности и ясности. Главным героем повести является титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Ничем не примечательный маленький человек. Но снедаемый большими амбициями и запросами. Он пробует интриговать, чтоб поднять свой статус, но интриги его не удаются. Тем временем появляется двойник главного героя, который отличается гнуснейшим характером и из-за которого у главного героя возникает уйма неприятностей, которые он не в силах преодолеть. В результате главный герой становится умалишённым. Общество не приняло его, не дало осуществиться его амбициям и это свело главного героя с ума. В окончательном варианте Достоевский освободил повесть от ряда второстепенных эпизодов и мотивов, замедлявших действие и отвлекавших внимание читателя от основной ее социальной и нравственно-психологической проблематики (в частности, были ослаблены более подробно развитые в первой редакции размышления героя о «самозванстве» двойника, изъявления его «вольнодумства», выпущен ряд диалогов между обоими Голядкиными, сокращена переписка Голядкина с Вахрамеевым, переделана концовка повести и т. д.). Следуя советам Белинского и других критиков, Достоевский постарался освободить повесть от многочисленных повторений, затруднявших восприятие. Окончательный вариант повести имеет подзаголовок «Петербургская поэма», отсылающий читателя к «Мёртвым душам» Гоголя.

В чем же сюжет повести?

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся подкопы. В самом начале повести Голядкин посещает врача, диалог с которым содержит первый намёк на умственное расстройство героя. Достоевский подкрепляет это подозрение рассеянной манерой речи героя и его расстроенным, беспорядочным ходом мыслей. Доктор даёт Голядкину несколько советов относительно его здоровья и прописывает какой-то порошок, но тот слушает лишь самого себя, поскольку замкнут в своём внутреннем мире. Отправившись на званый вечер в честь дня рождения дочери статского советника Берендеева, он с ужасом обнаруживает, что по непонятным причинам потерял расположение хозяев, которые, без каких-либо объяснений отказываются его принять. Со всех сторон на него начинают сыпаться всевозможные намёки и недомолвки относительно его поведения, которые он никак не может растолковать, пока внезапно не обнаруживает причину — человека, как две капли воды похожего на него, с тем же именем и фамилией, поступившего на работу в его департамент. «Двойник» оказывается гнуснейшим типом, интриганом, подхалимом и пакостником, одним словом, полной противоположностью самому герою. По необъяснимой причине ему удаётся на каждом шагу компрометировать «настоящего» Якова Петровича, и вместе с тем, постепенно занять его место в кругу друзей, знакомых, на службе. Этого он достигает подхалимством, ложью и другими недостойными средствами, которые так отвратительны главному герою.

Повесть «Двойник» фантастична. Сам Федор Михайлович писал: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны поверить ему. »

«Новая действительность, творимая художником, реальна, потому что вскрывает самую сущность бытия, но не реалистична, потому что нашей действительности не воспроизводит. Быть может, из всех мировых писателей Достоевский обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения. Неправдоподобна судьба его невероятных героев; необычна обстановка их жизни, загадочны их страсти и мысли» — К. Мочульский.

Двойничество у Достоевского фантастично, а поэтому символично. Остановимся подробнее на имени героя, которое для автора было очень важно. Яков, или Иаков — сокраментальное имя (означает «пята», «подошва») близнеца, который появился на свет, держась за пяту первого близнеца Исавы. Имя это стало нарицательным для плута, пройдохи и всякого хитреца («. мы, дружище, будем хитрить, заодно хитрить будем», — говорит младший господин Голядкин). Иаков покупает право первородства за чечевичную похлебку. Иаков — архетип двойника, уходящий корнями в Библейскую историю. Отчество «Петрович» тоже не случайно. Большинство отрицательных героев Достоевский называет Петрами. Причину клеймения соответствующего имени можно найти в его отношении к Петру I, Антихристу. По Гоголю (его же мнения придерживался и сам Достоевский — почвенник и славянофил), прорубленное Петром «окно в Европу» оказалось для России не только соблазнительной витриной модного магазина, через него шагнул в страну и сам европейский культ «человеческой гордости», потворство всем телесным и душевным страстям человека. «Со времен Петровых упало духовенство в России»,- писал Н. М. Карамзин. Имеет своё значение и фамилия. Голядкин — голь перекатная, нет породы, нет первородства. Господин Голядкин — типичный «маленький человек», но если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Голядкин теряет возможность осознания своей человеческой ценности. «Господин Голядкин — образ человека с новыми идейками», мечтавшего о «соблазнительном равенстве друг с другом». Отсюда вся нелепость его поведения. Поведение человека, который переступил пределы собственного социального положения, руководствуясь утопическими идеями.

Таким образом, Достоевский в своем «Двойнике» 1846 года развил идею лишь социально-психологического решения проблемы двойничества, к духовному же решению которой он пришёл лишь в 1880 году . В повести «Двойник» Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Это произведение во многом связано с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

Федор Михайлович Достоевский, краткая биография

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Род Достоевских был тесно связан с украинскими землями. Исходя из документов XVI века, их родовое село Достоево находилось в Пенском повете на западе России, от него и происходит фамилия Достоевские. Род Достоевских переселился в Украину еще до XVIII века. Постепенно семья потеряла свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиреем в городе Браулав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию, бросил Подольскую гимназию и уехал в Москву учиться в медико-хирургической академии.

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил работал врачом в Мариинской больнице для бедных, там и прошли детские годы Ф.М. Достоевского. Он и его брат Михаил учились в частном пансионе, их кумиром был Й.-Ф. Шиллер. Братья были очень близки, их духовная связь сохранилась и в зрелые годы.

Когда Федору было 16 лет, его мать умерла, а вскоре и отец. Реализовать свои гуманитарные склонности и поступить в Московский университет братья не смогли. Сложность с финансами призывала получить более практическую профессию. В январе 1838 г. Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 г.

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846 г.), которая была похвально принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его сравнивали с Гоголем. Произошло знакомство с И. Тургеневым. Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), лирическая – «Белые ночи» (1848), драматическая – «Неточка Незванова» (1849), было прохладно встречены критикой, которая не восприняла его новаторства, желания проникнуть в тайны человеческого характера. Достоевский очень болезненно пережил негативные отзывы, начал отдаляться от И. Тургенева и Н. Некрасова.

Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 г. арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. В Петербурге на квартире М. Буташевича-Петрошевского по пятницам собирались люди разных социальных та политических направлений, говорили о литературе, учении социал-утопистов, о свободе человеческой личности. Таким был кружок петрашевца М. Слесинева, личность которого повлияла на создание образа Николая Ставрогина в будущем романе «Бесы». Достоевский был членом кружка. Восемь месяцев писатель провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. На суде ему было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма В. Белинского к Н. Гоголю и вынесен приговор к смертельной казни. 22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами находился в Петербурге на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высокому распоряжению. Эти десять минут ожидания смерти вошли в его творчество как символ человеческих мучений и, в частности, нашли отображение в его романе «Идиот».

В рождественскую ночь на писателя надели кандалы и отправили этапом в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Единственная книга, которую разрешено было читать заключенным, — Евангелие, подаренное женами декабристов. Здесь он страстно влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, которая после стала его женой. Но любовь и семилетний брак не принесли ему счастья.

После смерти царя Николая I в условиях политической либерализации Достоевский в 1859 г. возвращается в Петербург, где его встречают как мученика. Но, не смотря на это признание и славу нужно еще получить. На одном из литературных вечеров 21 ноября 1860 г. в зале Пассажа присутствовал Т. Шевченко. Так произошла их встреча, но знакомы они не были.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе 1859), а также первый роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Время, проведенное на каторге, Достоевский описал в своей книге «Записки из мертвого дома» (1861-1862), которая имела огромный успех.

В 1862-1863 гг. писатель путешествовал за границей. Были опубликованы «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) в котором печатались и издавались произведения авторов того времени.

Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом.

Писатель, наконец, пришел к отметке, когда пора было реализовать свою давнишнюю идею – в январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Это было той долгожданной мировой славой и признанием. В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становится его женой. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. В этот период были написаны романы «Идиот» и «Бесы».

В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».

Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».

9 февраля 1881 г. Федор Михайлович Достоевский скончался.

Помимо биографии Достоевского Вы можете найти:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Записки из подполья

Герой «подполья», автор записок, — коллежский асессор, недавно вышедший в отставку по получении небольшого наследства. Сейчас ему сорок. Он живёт «в углу» — «дрянной, скверной» комнате на краю Петербурга. В «подполье» он и психологически: почти всегда один, предаётся безудержному «мечтательству», мотивы и образы которого взяты из «книжек». Кроме того, безымянный герой, проявляя незаурядный ум и мужество, исследует собственное сознание, собственную душу. Цель его исповеди — «испытать: можно ли хоть с самим собой совершенно быть откровенным и не побояться всей правды?».

Он считает, что умный человек 60-х гг. XIX в. обречён быть «бесхарактерным». Деятельность — удел глупых, ограниченных людей. Но последнее и есть «норма», а усиленное сознание — «настоящая, полная болезнь». Ум заставляет бунтовать против открытых современной наукой законов природы, «каменная стена» которых — «несомненность» только для «тупого» непосредственного человека. Герой же «подполья» не согласен примириться с очевидностью и испытывает «чувство вины» за несовершенный миропорядок, причиняющий ему страдание. «Врёт» наука, что личность может быть сведена к рассудку, ничтожной доле «способности жить», и «расчислена» по «табличке». «Хотенье» — вот «проявление всей жизни». Вопреки «научным» выводам социализма о человеческой природе и человеческом благе он отстаивает своё право к «положительному благоразумию примешать пошлейшую глупость единственно для того, чтоб самому себе подтвердить , что люди все ещё люди, а не фортепьянные клавиши, на которых играют сами законы природы собственноручно. ».

«В наш отрицательный век» «герой» тоскует по идеалу, способному удовлетворить его внутреннюю «широкость». Это не наслаждение, не карьера и даже не «хрустальный дворец» социалистов, отнимающий у человека самую главную из «выгод» — собственное «хотенье». Герой протестует против отождествления добра и знания, против безоговорочной веры в прогресс науки и цивилизации. Последняя «ничего не смягчает в нас», а только вырабатывает «многосторонность ощущений», так что наслаждение отыскивается и в унижении, и в «яде неудовлетворённого желания», и в чужой крови. Ведь в человеческой природе не только потребность порядка, благоденствия, счастья, но и — хаоса, разрушения, страдания. «Хрустальный дворец», в котором нет места последним, несостоятелен как идеал, ибо лишает человека свободы выбора. И потому уж лучше — современный «курятник», «сознательная инерция», «подполье».

Но тоска по «действительности», бывало, гнала из «угла». Одна из таких попыток подробно описана автором записок.

В двадцать четыре года он еше служил в канцелярии и, будучи «ужасно самолюбив, мнителен и обидчив», ненавидел и презирал, «а вместе с тем и боялся» «нормальных» сослуживцев. Себя считал «трусом и рабом», как всякого «развитого и порядочного человека». Общение с людьми заменял усиленным чтением, по ночам же «развратничал» в «тёмных местах».

Как-то раз в трактире, наблюдая за игрой на биллиарде, случайно преградил дорогу одному офицеру. Высокий и сильный, тот молча передвинул «низенького и истощённого» героя на другое место. «Подпольный» хотел было затеять «правильную», «литературную» ссору, но «предпочёл озлобленно стушеваться» из боязни, что его не примут всерьёз. Несколько лет он мечтал о мщении, много раз пытался не свернуть первым при встрече на Невском. Когда же, наконец, они «плотно стукнулись плечо о плечо», то офицер не обратил на это внимания, а герой «был в восторге»: он «поддержал достоинство, не уступил ни на шаг и публично поставил себя с ним на равной социальной ноге».

Потребность человека «подполья» изредка «ринуться в общество» удовлетворяли единичные знакомые: столоначальник Сеточкин и бывший школьный товарищ Симонов. Во время визита к последнему герой узнает о готовящемся обеде в честь одного из соучеников и «входит в долю» с другими. Страх перед возможными обидами и унижениями преследует «подпольного» уже задолго до обеда: ведь «действительность» не подчиняется законам литературы, а реальные люди едва ли будут исполнять предписанные им в воображении мечтателя роли, например «полюбить» его за умственное превосходство. На обеде он пытается задеть и оскорбить товарищей. Те в ответ перестают его замечать. «Подпольный» впадает в другую крайность — публичное самоуничижение. Сотрапезники уезжают в бордель, не пригласив его с собой. Теперь, для «литературности», он обязан отомстить за перенесённый позор. С этой целью едет за всеми, но они уже разошлись по комнатам проституток. Ему предлагают Лизу.

После «грубого и бесстыжего» «разврата» герой заводит с девушкой разговор. Ей 20 лет, она мещанка из Риги и в Петербурге недавно. Угадав в ней чувствительность, он решает отыграться за перенесённое от товарищей: рисует перед Лизой живописные картины то ужасного будущего проститутки, то недоступного ей семейного счастья, войдя «в пафос до того, что у самого горловая спазма приготовлялась». И достигает «эффекта»: отвращение к своей низменной жизни доводит девушку до рыданий и судорог. Уходя, «спаситель» оставляет «заблудшей» свой адрес. Однако сквозь «литературность» в нем пробиваются подлинная жалость к Лизе и стыд за своё «плутовство».

Через три дня она приходит. «Омерзительно сконфуженный» герой цинично открывает девушке мотивы своего поведения, однако неожиданно встречает с её стороны любовь и сочувствие. Он тоже растроган: «Мне не дают. Я не могу быть. добрым!» Но вскоре устыдившись «слабости», мстительно овладевает Лизой, а для полного «торжества» — всовывает ей в руку пять рублей, как проститутке. Уходя, она незаметно оставляет деньги.

«Подпольный» признается, что писал свои воспоминания со стыдом, И все же он «только доводил в жизни до крайности то», что другие «не осмеливались доводить и до половины». Он смог отказаться от пошлых целей окружающего общества, но и «подполье» — «нравственное растление». Глубокие же отношения с людьми, «живая жизнь», внушают ему страх.

«Двойник (петербургская поэма)»

Яков Петрович Голядкин — титулярный советник, который ничем не отличается от других таких же. Он не является счастливым обладателем социально – значимого статуса или знаменательных личностных качеств. Но, несмотря на это, Яков Петрович решается поехать на званый бал, в честь дня рождения его возлюбленной — генеральской дочери Клары Олсуфьевны. Незваного гостя прислуга не пропускает дальше прихожей, но изловчившись, Яков Петрович попадает в бальную залу. Там, забившись в угол, он чувствует всё своё ничтожество и немощность. Голядкина выгоняют прочь из зала.

По дороге домой, герой чувствует себя униженным и полностью разбитым. Его внимание привлекает сутулый человек, идущий по тротуару, такой же семенящей походкой. Подойдя ближе, Яков Петрович, видит не чужого человека, а самого себя. Незнакомец оказывается точной копией Голядкина, но обладающей именно теми чертами характера, которых так не хватало самому титулярному советнику (наглость, умение приспособиться и понравиться людям). На следующее утро, Яков Петрович приходит на работу и видит там своего двойника. Голядкин приглашает его к себе в гости. Титулярный советник угощает двойника обедом и пуншем. Как выясняется в разговоре, двойника тоже зовут Яков Петрович. Голядкин сначала очень радуется обретению своей копии, но дальнейшие события показывают, что лучше бы он никогда бы не знал его.

Голядкин — младший всячески пытается выслужиться перед начальством. Для этого он выдаёт хорошую работу Голядкина — старшего за свою собственную. Также двойник «нашего героя» всячески пытается унизить Якова Петровича перед сослуживцами.

Голядкин — старший пытается объясниться с подлым двойником и отправляет посыльного с письмом на домашний адрес подлеца. Но, как выясняется, теперь Голядкин — младший живёт в его квартире.

На следующий день, Голядкин — старший обнаруживает письмо от Клары Олсуфьевны. В этом послании девушка просит его о встречи в два час ночи в саду, также умоляет героя спасти её от ненавистного ей человека.

Яков Петрович отправляется к его превосходительству и просит защиты от врагов. Голядкин едет к Берендееву, где ждёт сигнала от Клары Олсуфьевны. Вскоре его замечают, и Голядкин-младший просит зайти его. Голядкин — старший сидит возле Олсуфия Ивановича. В комнату входит Крестьян Иванович и увозит Якова Петровича с собой.

Двойник достоевский читать краткое

Замысел повести «Двойник» или также «Приключения господина Голядкина» и начало её написания относятся к 1845 году, когда автор закончил работу над «Бедными людьми».

165 ЛЕТ ПОВЕСТИ

Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ДВОЙНИК»

Еще до окончания «Двойника», Достоевский зачитывал отдельные главы на вечере кружка Белинского, где они имели большой успех. Повесть понравилась Тургеневу, сам же Белинский был от неё в восторге. Однако после появления полного текста повесть вызвала в кругу Белинского разочарование, и это заставило автора переоценить его. «…Наши и вся публика нашли, что до того Голядкин скучен и вял, до того растянут, что читать нет возможности» — отмечал Достоевский в письме старшему брату 1 апреля 1846. Отрицательные отзывы побудили Достоевского уже в октябре 1846 года думать о переработке повести, что удалось ему лишь в 1866 году: вначале помешал арест по делу Петрашевского и последовавшая ссылка; после этого работа над новым вариантом «Двойника» многократно откладывалась. Переделать повесть Достоевский смог лишь в 1866 году. В переделанной повести намного меньше второстепенных деталей. Резко усилена основная линия сюжета. Этим придаётся повести больше занимательности и ясности. Главным героем повести является титулярный советник Яков Петрович Голядкин. Ничем не примечательный маленький человек. Но снедаемый большими амбициями и запросами. Он пробует интриговать, чтоб поднять свой статус, но интриги его не удаются. Тем временем появляется двойник главного героя, который отличается гнуснейшим характером и из-за которого у главного героя возникает уйма неприятностей, которые он не в силах преодолеть. В результате главный герой становится умалишённым. Общество не приняло его, не дало осуществиться его амбициям и это свело главного героя с ума. В окончательном варианте Достоевский освободил повесть от ряда второстепенных эпизодов и мотивов, замедлявших действие и отвлекавших внимание читателя от основной ее социальной и нравственно-психологической проблематики (в частности, были ослаблены более подробно развитые в первой редакции размышления героя о «самозванстве» двойника, изъявления его «вольнодумства», выпущен ряд диалогов между обоими Голядкиными, сокращена переписка Голядкина с Вахрамеевым, переделана концовка повести и т. д.). Следуя советам Белинского и других критиков, Достоевский постарался освободить повесть от многочисленных повторений, затруднявших восприятие. Окончательный вариант повести имеет подзаголовок «Петербургская поэма», отсылающий читателя к «Мёртвым душам» Гоголя.

В чем же сюжет повести?

Титулярный советник Яков Петрович Голядкин — человек добрый, простодушный и мягкий характером. Он «ходит не в маске, не интриган, действует открыто и идет прямою дорогою». Чувствуя себя человеком слабым и маленьким, он всячески пытается оправдать в себе эти качества и даже выдать их за добродетель. Однако неосознанные страхи и комплексы ущемленных амбиций проявляются в болезненной склонности видеть обиду в словах, взглядах, жестах. Ему кажется, что против него всюду составляются интриги, ведутся подкопы. В самом начале повести Голядкин посещает врача, диалог с которым содержит первый намёк на умственное расстройство героя. Достоевский подкрепляет это подозрение рассеянной манерой речи героя и его расстроенным, беспорядочным ходом мыслей. Доктор даёт Голядкину несколько советов относительно его здоровья и прописывает какой-то порошок, но тот слушает лишь самого себя, поскольку замкнут в своём внутреннем мире. Отправившись на званый вечер в честь дня рождения дочери статского советника Берендеева, он с ужасом обнаруживает, что по непонятным причинам потерял расположение хозяев, которые, без каких-либо объяснений отказываются его принять. Со всех сторон на него начинают сыпаться всевозможные намёки и недомолвки относительно его поведения, которые он никак не может растолковать, пока внезапно не обнаруживает причину — человека, как две капли воды похожего на него, с тем же именем и фамилией, поступившего на работу в его департамент. «Двойник» оказывается гнуснейшим типом, интриганом, подхалимом и пакостником, одним словом, полной противоположностью самому герою. По необъяснимой причине ему удаётся на каждом шагу компрометировать «настоящего» Якова Петровича, и вместе с тем, постепенно занять его место в кругу друзей, знакомых, на службе. Этого он достигает подхалимством, ложью и другими недостойными средствами, которые так отвратительны главному герою.

Повесть «Двойник» фантастична. Сам Федор Михайлович писал: «Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны поверить ему. »

«Новая действительность, творимая художником, реальна, потому что вскрывает самую сущность бытия, но не реалистична, потому что нашей действительности не воспроизводит. Быть может, из всех мировых писателей Достоевский обладал самым необычным видением мира и самым могущественным даром воплощения. Неправдоподобна судьба его невероятных героев; необычна обстановка их жизни, загадочны их страсти и мысли» — К. Мочульский.

Двойничество у Достоевского фантастично, а поэтому символично. Остановимся подробнее на имени героя, которое для автора было очень важно. Яков, или Иаков — сокраментальное имя (означает «пята», «подошва») близнеца, который появился на свет, держась за пяту первого близнеца Исавы. Имя это стало нарицательным для плута, пройдохи и всякого хитреца («. мы, дружище, будем хитрить, заодно хитрить будем», — говорит младший господин Голядкин). Иаков покупает право первородства за чечевичную похлебку. Иаков — архетип двойника, уходящий корнями в Библейскую историю. Отчество «Петрович» тоже не случайно. Большинство отрицательных героев Достоевский называет Петрами. Причину клеймения соответствующего имени можно найти в его отношении к Петру I, Антихристу. По Гоголю (его же мнения придерживался и сам Достоевский — почвенник и славянофил), прорубленное Петром «окно в Европу» оказалось для России не только соблазнительной витриной модного магазина, через него шагнул в страну и сам европейский культ «человеческой гордости», потворство всем телесным и душевным страстям человека. «Со времен Петровых упало духовенство в России»,- писал Н. М. Карамзин. Имеет своё значение и фамилия. Голядкин — голь перекатная, нет породы, нет первородства. Господин Голядкин — типичный «маленький человек», но если Макар Девушкин обретает через бескорыстную любовь к Вареньке самоуважение, достоинство и полноту бытия, то Голядкин теряет возможность осознания своей человеческой ценности. «Господин Голядкин — образ человека с новыми идейками», мечтавшего о «соблазнительном равенстве друг с другом». Отсюда вся нелепость его поведения. Поведение человека, который переступил пределы собственного социального положения, руководствуясь утопическими идеями.

Таким образом, Достоевский в своем «Двойнике» 1846 года развил идею лишь социально-психологического решения проблемы двойничества, к духовному же решению которой он пришёл лишь в 1880 году . В повести «Двойник» Достоевским дан глубокий психологический анализ расколотого сознания, анализ, предвещающий великие романы писателя. Это произведение во многом связано с художественным миром и поэтикой гоголевских петербургских повестей. Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. Не случайно ведь повесть имеет подзаголовок «Петербургская поэма».

Федор Михайлович Достоевский, краткая биография

Краткая биография Федора Михайловича Достоевского

Род Достоевских был тесно связан с украинскими землями. Исходя из документов XVI века, их родовое село Достоево находилось в Пенском повете на западе России, от него и происходит фамилия Достоевские. Род Достоевских переселился в Украину еще до XVIII века. Постепенно семья потеряла свою знатность. Дед будущего писателя служил протоиреем в городе Браулав Подольской губернии. Его младший сын Михаил нарушил семейную традицию, бросил Подольскую гимназию и уехал в Москву учиться в медико-хирургической академии.

Родился Федор Достоевский 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил работал врачом в Мариинской больнице для бедных, там и прошли детские годы Ф.М. Достоевского. Он и его брат Михаил учились в частном пансионе, их кумиром был Й.-Ф. Шиллер. Братья были очень близки, их духовная связь сохранилась и в зрелые годы.

Когда Федору было 16 лет, его мать умерла, а вскоре и отец. Реализовать свои гуманитарные склонности и поступить в Московский университет братья не смогли. Сложность с финансами призывала получить более практическую профессию. В январе 1838 г. Федор поступил в Главное военно-инженерное училище в Петербурге, которое закончил в 1843 г.

Свой творческий путь он начал повестью «Бедные люди» (1846 г.), которая была похвально принята Н. Некрасовым и В. Белинским, им понравилась изображенная в ней трагедия маленького человека. Повесть принесла автору популярность, его сравнивали с Гоголем. Произошло знакомство с И. Тургеневым. Но следующие его произведения: психологическая повесть «Двойник» (1846), фантастическая повесть «Хозяйка» (1847), лирическая – «Белые ночи» (1848), драматическая – «Неточка Незванова» (1849), было прохладно встречены критикой, которая не восприняла его новаторства, желания проникнуть в тайны человеческого характера. Достоевский очень болезненно пережил негативные отзывы, начал отдаляться от И. Тургенева и Н. Некрасова.

Литературная деятельность писателя была прервана 23 апреля 1849 г. арестом, связанным с его участием в деле петрашевцев. В Петербурге на квартире М. Буташевича-Петрошевского по пятницам собирались люди разных социальных та политических направлений, говорили о литературе, учении социал-утопистов, о свободе человеческой личности. Таким был кружок петрашевца М. Слесинева, личность которого повлияла на создание образа Николая Ставрогина в будущем романе «Бесы». Достоевский был членом кружка. Восемь месяцев писатель провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. На суде ему было предъявлено обвинение в распространении запрещенного письма В. Белинского к Н. Гоголю и вынесен приговор к смертельной казни. 22 декабря 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами находился в Петербурге на Семеновском плацу в ожидании смертной казни, но за несколько минут до казни ее отменили по высокому распоряжению. Эти десять минут ожидания смерти вошли в его творчество как символ человеческих мучений и, в частности, нашли отображение в его романе «Идиот».

В рождественскую ночь на писателя надели кандалы и отправили этапом в Сибирь. Четыре года каторги в Омске, солдатчина в Семипалатинске. Единственная книга, которую разрешено было читать заключенным, — Евангелие, подаренное женами декабристов. Здесь он страстно влюбился в Марию Дмитриевну Исаеву, которая после стала его женой. Но любовь и семилетний брак не принесли ему счастья.

После смерти царя Николая I в условиях политической либерализации Достоевский в 1859 г. возвращается в Петербург, где его встречают как мученика. Но, не смотря на это признание и славу нужно еще получить. На одном из литературных вечеров 21 ноября 1860 г. в зале Пассажа присутствовал Т. Шевченко. Так произошла их встреча, но знакомы они не были.

В этот период были опубликованы повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе 1859), а также первый роман «Униженные и оскорбленные» (1861). Время, проведенное на каторге, Достоевский описал в своей книге «Записки из мертвого дома» (1861-1862), которая имела огромный успех.

В 1862-1863 гг. писатель путешествовал за границей. Были опубликованы «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863) и «Записки из подполья» (1864). Федором Достоевским и его братом был организован журнал «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865) в котором печатались и издавались произведения авторов того времени.

Роман «Игрок» (1866) вместил в себя переживания Достоевского связанные с потерей жены, а также со страстной любовью к А. Сусловой и весьма болезненным с ней разрывом.

Писатель, наконец, пришел к отметке, когда пора было реализовать свою давнишнюю идею – в январе 1866 года в «Русском вестнике» начинает печататься роман «Преступление и наказание». Это было той долгожданной мировой славой и признанием. В этот период писатель приглашает на работу стенографистку – молодую девушку Анну Григорьевну Сниткину, которая в 1867 г. становится его женой. Но из-за больших долгов и давления со стороны кредиторов Достоевский вынужден покинуть Россию и уехать в Европу, где и находился с 1867 по 1871 гг. В этот период были написаны романы «Идиот» и «Бесы».

В 1873 г. начинает работать над «Дневником писателя», с 1876 г. он выходит как самостоятельное произведение. В 1875 г. увидел мир роман «Подросток».

Любимым местом отдыха и работы Достоевского был поселок Старая Руса недалеко от Великого Новгорода. Здесь писатель работал над своим последним романом, который остался незаконченным «Братья Карамазовы».

9 февраля 1881 г. Федор Михайлович Достоевский скончался.

Помимо биографии Достоевского Вы можете найти:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector