Двадцать картин Лермонтова

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)

Тема «Изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона с главой «Мцыри» (1839), в которой были весьма примечательные задания:

1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.

2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству.

3. Сравнить эти черты, приписанные Мцыри, с мотивами, господствующими в лирической поэзии Лермонтова, с идеями и стремлениями, выраженными в его стихотворениях (в нашем случае уместно было бы взять для сравнения те произведения Лермонтова, с которыми учащиеся знакомились ранее по программе, т. е. с такими стихотворениями, как «Бородино», «Тучи», «На севере диком. », «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва», «Ангел» и, конечно, с поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича. »).

В пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» (1950) коллектив авторов под редакцией М. Н. Салтыковой представил свой вариант изучения поэмы. Авторы предложили вначале рассказать об истории создания произведения, а после этого вступительного слова выразительно прочитать поэму в классе. Анализ поэмы предлагается вести в хронологической последовательности. При этом возможна постановка таких вопросов:

— Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?

— Какое впечатление производил пленный мальчик?

— Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря

— Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?

— Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?

Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:

1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.

2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.

3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?

4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?

5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

В записках словесника Г. К. Бочарова «За сорок лет» (1972) предложен еще один вариант, отличающийся от традиционного. В нем подчеркивается лирический характер поэмы, когда даже повествовательные эпизоды так густо насыщены переживаниями юноши, что следы эпоса здесь почти не ощущаются. С этим автор связывает и особенности вступительного слова учителя, и характер выразительного чтения поэмы. Эмоциональная напряженность монолога Мцыри выражается в стихе прерывистостью его речи, обилием вопросов, восклицаний, что должно прозвучать в интонациях чтения.

Лирическая природа произведения подсказывает и то, что никаких комментариев и вопросов при этом первом чтении не должно быть. Но первое чтение хоть и оставляет у слушателей целостное впечатление, но оно же и достаточно поверхностное. Методист считает необходимым «еще раз пройти по тексту», углубить его восприятие. Учитель вновь ведет учащихся по первым восьми главам. Уместным при этом оказываются вопросы:

— В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

— А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

— Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

— Что это за «чудный мир тревог и битв», о котором тосковал Мцыри? О ком и о чем он вспоминает с тоской?

— Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно перечитать дома остальные главы, кроме трех последних, и попробовать уяснить, что видит и слышит Мцыри на воле, что испытывает он, наблюдая за девушкой-грузинкой, как он борется с препятствиями, что переживает он, вернувшись в свою «тюрьму», что означает его предсмертный бред и песня рыбки.

В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

— Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

— Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

— Чем был для Мцыри «вечный лес» и борьба с ним?

Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

— Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

— Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

— Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

Ответ на последний вопрос подвел учащихся к пониманию личности самого поэта, к словам В. Г. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Традиционная характеристика Мцыри не составлялась, хотя автор не отрицает возможности ее применения при других вариантах изучения поэмы.

Так, например, один из методистов предлагает учащимся написать сочинение на тему «Характеристика Мцыри» и даже дает примерный план такой самостоятельной работы:

1. Биография Мцыри.

2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

3. Чем нам близок Мцыри?

Пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по данной теме:

1-й урок . Значение эпиграфа. Обсуждение циклов глав, например

— Что значит «жить» в понимании Мцыри?

— Зачем Мцыри бежит из монастыря?

— Что узнал Мцыри о себе за «три блаженных дня»?

— Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

— Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

2-й урок . Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

— Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

— Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

— Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

а) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
б) Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
в) Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».
г) Почему Мцыри не достиг родины?
д) Как вы думаете, что личного внес Лермонтов в свою поэму?

Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

— Что значило «жить» в представлении Мцыри?

— Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

— Почему Мцыри не нашел пути на родину?

— Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Создается цитатный план исповеди Мцыри На втором уроке завершается чтение учителем поэмы. Определяются тема и идея поэмы. Третий урок посвящен анализу особенностей стиля поэмы. Предлагаются вопросы для беседы в классе:

— Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

— Что является главной особенностью формы поэмы?

— Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

— Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

Осмыслению нравственно-духовного смысла поэмы посвящена статья В. Влащенко «Трагедия Мцыри» (Литература. — 2000. — № 44). Автор выделяет в литературе о поэме Лермонтова три основные трактовки Мцыри: 1) «естественный человек»: а) цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности; б) противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным; 2) герой с демоническими чертами; 3) поэма — это исповедь христианина. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Своеобразно толкование и других эпизодов: «Если раньше Мцыри отказался от духовного служения в монастыре, то теперь ради главной «пламенной страсти» заглушает в себе пробуждающееся чувство любви к той, чей «мрак очей был так глубок». Неоднозначно и другое заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит свое главное поражение: в нем зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой , которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

— Почему погиб Мцыри? Что это: восстание против судьбы? против Бога? Или это оправдание непокорности?

— В Библии более всего осуждается гордыня. Так почему погиб герой Лермонтова? Может быть, он тоже понес наказание?

— Что же дала Мцыри желанная свобода? Как нужно ею пользоваться?

— Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

Учительница предлагает ученикам подготовиться к диспуту на тему «Это сладкое слово «свобода». ».

Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой . Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы:

— Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи?

— О чем рассказал Лермонтов в поэме? Как поэт относится к Мцыри? Какова основная мысль (идея) поэмы?

Развернутую систему изучения поэмы «Мцыри» предлагает Л. Крылова, ряд вопросов и заданий которой представляют безусловный интерес:

— В рукописи Лермонтов начал поэму с эпиграфа: «У каждого бывает только одно отечество». Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

— В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

Я слезы горькие глотал,
И детский голос мой дрожал,
Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины — тюрьму.

Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

— Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

— В мифологии горцев через лес проходит путь в мир. Случайно ли Мцыри находит родство у «зубчатого леса» с «зубчатыми стенами монастыря»?

— Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

— Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

— Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

— Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса: ведь тот не сразу почуял его? Можно ли сказать о самом Мцыри, как он сказал о барсе: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. »? Обоснуйте ваше мнение.

— Какое значение приобретает в поэме повторяющийся образ огня, пламени, палящего зноя? Случайно ли Мцыри говорит в конце исповеди: «Прощай, отец. дай руку мне: ты чувствуешь, моя в огне. Знай, этот пламень. И он прожег свою тюрьму»?

— Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж», где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли?

Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным :

«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения».

Следует согласиться с мнением ученого: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем стремлении. Отьединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя. Одиночество личности становится болезнью века».

(Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)

Гражданская тема в стихотворениях Лермонтова

«Дума» — одно из виднейших стихотворений поэта, посвященных гражданской теме. Это произведение — раздумья наедине с собой. «Печально я гляжу на наше поколенье!» — так начинается стих, но лирический герой не отделяет себя от своих современников, хотя и может посмотреть на них как будто «со стороны». Так появляется общее «мы». Равнодушие, с которым поколение лирического героя относится к жизни, даже к своей судьбе, заслуживает осуждения. Жажда действий, активного участия в жизни страны, что присуще лишь единицам и не поддержано целым поколением, приводит к тому, что «в начале поприща мы вянем без борьбы».

Не отождествляя своей позиции с позицией поколения, поэт вместе с тем ощущает себя и в нем, и вне него. Поэт ощущает себя все более одиноким. Тема одиночества остается одной из главных в зрелой лирике поэта. Об этом свидетельствуют много стихотворений, среди которых «И скучно, и грустно. » (1840). В этих произведениях — искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, стремление вырваться из ее трагического круга.

Стихотворение «И скучно, и грустно. » — настоящая лирическая исповедь. Поэт с тоской говорит о том, что «некому руку подать как горе в душу придет. ». Он грустит глубоко и искренне о том, что в жизни «и радость, и мучение, и все это непостоянное!». Да и сама жизнь в целом, «как взглянешь на нее внимательно кругом — Лишь шутка, где ни содержания, ни толка нет!». Произведение написано амфибрахием. Первая и третья строки длинные — так поэт передает неторопливость раздумий. Вторая и четвертая строки не только не очень короткие, а еще и разной длины.

Это помогает Лермонтову воссоздать настроение нерешительности и печали. Стихотворение «На дорогу иду я в одиночестве. » (1841) подытоживает долгие размышления Лермонтова над проблемой «человека и природы» или даже «человека и вселенной».

Двадцать строк произведения поражают художественной выразительностью и композиционным совершенством. Мир природы, наполненный гармонией, сначала резко противостоит человеку с его взволнованным внутренним «я», мучениями, отчаянием. Но дальше возникает представление о возможности слияния с природой и примирения с людьми, не теряя при этом своего «я». Поэт, который всегда желал изменением настроений, всегда в движении, теперь желает покоя вечности. В этом и его утомленность, и признание настоящих ценностей бытия: свободы и покоя, тишины, гармонии, любви. Стих отмечается глубоким философским содержанием. Он чрезвычайно эмоциональный, пронизанный горячим чувством любви к людям, природе и миру.

И.И.Шишкин (1832-1898)

«На севере диком»

Михаил Лермонтов «На севере диком стоит одиноко. «

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

К 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем П. П. Кончаловским, одним из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин.

Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».

В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты чрезвычайно заинтересовали Шишкина. На мызе у дочери им была написана эта картина.

«На севере диком стоит одиноко», — абсолютный лирический шедевр Лермонтова, вольный перевод гейневского стихотворения «Сосна стоит одиноко», сделанный поэтом едва ли не молниеносно, по просьбе князя Вяземского, накануне рокового отъезда на Кавказ.

Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 году. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году.

Стихотворение Гейне является кульминационным в юношеском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо», входящем в состав «Книги песен», создававшейся в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделённой любви выражена в стихотворении «Сосна» в символах широкого смысла.

В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, трагизм человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.

Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи.

На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть.

С достоинством возвышаеется могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.

Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье,тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.

Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти.

Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.

© 2003 — 2020 Музеи Мира. О художниках и картинах — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Сценарий литературного вечера по творчеству М.Ю. Лермонтова

1. Портрет М.Ю. Лермонтова.

Люблю отчизну я:(М.Ю.Лермонтов.)

Пускай историю страстей и дел моих хранят далекие потомки:(М.Ю.Лермонтов.)

2. Плакаты с высказываниями о М.Ю.Лермонтове:

-Мы узнаем в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова. (В.Г. Белинский.)

-Вот кого жаль, что рано умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! (Л.Н. Толстой.)

3. Экспозиция «Современники М.Ю.Лермонтова». (Портреты современников Лермонтова и краткие пояснения к ним).

А.С. ПУШКИН(1799-1829) Лермонтов преклонялся перед Пушкиным. В нем он видел поэта «вольности» и защитника передовых общечеловеческих идеалов. Трагическое известие о смерти Пушкина тяжело взволновало Лермонтова. Он написал стихотворение «Смерть поэта», в котором с бесстрашной прямотой указывал на подлинных убийц Пушкина. За это стихотворение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ.

А.С.ГРИБОЕДОВ(1795-1829) А.С.Грибоедов погиб в Тегеране, когда Лермонтову шел пятнадцатый год, и он учился в Москве в пансионе, в котором в свое время учился и Грибоедов. «Горе от ума» Лермонтов знал по рукописи, а 13 апреля 1831 года III акт «Горя от ума» был поставлен на сцене в Москве. Под впечатлением этого замечательного спектакля Лермонтов задумывает драму «Странный человек». Герой драмы Владимир Арбенин оказывается в положении Чацкого. «Со мною случится скоро горе не от ума, но от глупости»,- говорит он себе.

В драме «Маскарад» Лермонтов следует примеру Грибоедова в характеристике общества. В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял барскую Москву. Лермонтов в «Маскараде» обличал аристократический Петербург.

В последние годы Лермонтов собирался писать роман о Грибоедове.

К.Ф РЫЛЕЕВ (1795-1826). Лермонтову шёл двенадцатый год, когда в январе 1826 года до Тархан докатились известия о восстании 14 декабря 1825 года. Лермонтов узнал о смельчаках, поднявшихся против самого царя, и вновь услышал уже знакомые имена Пестеля и Рылеева. Тема Родины и свободы, характерные для поэзии декабристов, получили широкое развитие в лирике Лермонтова.

А.И.ГЕРЦЕН (1812-1870). С осени 1830 до весны 1832 года Лермонтов был студентом Московского университета, где одновременно с ним учились Герцен, Белинский, Огарёв.

А.И.Герцен писал о Лермонтове: «Он всецело принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы увидели только казни и изгнания»,

В.Г.БЕЛИНСКИЙ.(181-1848). Во время ареста Лермонтова в 1840 году (за дуэль с де-Барантом) произошло знаменательное свидание его с В.Г.Белинским. Эта была вторая встреча Белинского с Лермонтовым (первая была в 1837 году на Кавказе), но здесь впервые Лермонтов предстал перед Белинским в настоящем свете и потряс великого критика мощью своей натуры, глубиной суждений, художественным чутьём. «Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть»,- рассказывал потом Белинский.

Н.В.ГОГОЛЬ. (1809-1852). В 1840 году Лермонтов был переведён на Кавказ за дуэль с де-Барантом. По пути на Кавказ Лермонтов останавливался на несколько дней в Москве. 9-го мая, в день именин Н.В.Гоголя, Лермонтов был приглашен на обед в честь именинника к М.П.Погодину. В саду у Погодина он читал Гоголю отрывки из поэмы «Мцыри», написанной в 1840 году.

Слово о Лермонтове.

«Как часто, пестрою толпою окружен».

Романс А.Л.Гурилёва «И скучно и грустно».

«На севере диком стоит одиноко».

«Когда волнуется желтеющая нива».

Романс А.Варламова «Горные вершины».

Роман «Герой нашего времени» (отрывок: «Вчера я приехал в Пятигорск»).

Песня «Выхожу один я на дорогу».

«Расстались мы, но твой портрет».

«Нет, не тебя так пылко я люблю».

Романс Тамары из оперы А.Рубинштейна «Демон».

Вступительное слово о драме Маскарад».

Сцены из драмы «Маскарад».

Первая часть программы — чтение стихотворений и отрывков, романсы на слова поэта — как задушевная встреча любителей поэзии с лирикой Лермонтова. На сцене, слева от зрителей, находится небольшой низкий стол, на нём — томик стихов Лермонтова. За столом расположились несколько чтецов стихотворений и отрывков. Исполнители романсов собрались у пианино.

Учащийся, выполняющий роль ведущего, как бы перелистывает лермонтовские страницы и они оживают перед зрителями в исполнении чтецов.

Ведущий, будто продолжая начатую беседу, произносит: «Стихотворение «Смерть поэта» Горький справедливо признал «одним из сильнейших стихотворений в русской поэзии».

Один из сидящих за столиком встаёт, подходит немного ближе и начинает читать:

Погиб поэт! — невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой:

Ведущий повторяет вполголоса последние строчки только что прочитанного стихотворения:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

-Лермонтову,- продолжает ведущий, — тогда было только 23 года! У поэта есть стихотворения, через которые проходит тема одиночества. Он часто испытывал это мучительное чувство среди окружающего его бездушного светского общества. Далёк Лермонтов от интересов и стремлений этого общества и на светском маскараде, уносясь в мечтах к прошлому, стараясь оживить в памяти картины детства, родные места.

Из-за стола выходит ученик и читает стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён». Вызовом этому обществу «бездушных» масок звучат последние строки стихотворения:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Но вот через минуту-другую раздаются звуки пианино, скорбные интонации слышатся в романсе «И скучно и грустно», который поёт школьница.

Ведущий: Тема одиночества в лирике Лермонтова дополняется темой узничества, которая знакома нам по стихам поэтов-декабристов. Но по-новому звучит эта тема у Лермонтова: в ней усиливается стремление к свободе, к борьбе.

К рампе подходит десятиклассник и читает стихотворение «Желание» («Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня:», 1832г).

Ведущий. Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; оторвавшегося дубового листка.

«Прочитай нам, пожалуйста,- обращается ведущий к сидящей рядом ученице, твои любимые стихи».

Школьница встает и, сделав два три шага в сторону от столика, останавливается почти в середине сцены. Несколько секунд напряженной тишины, и вот звучат чудесные, как музыка, слова невыразимо грустного стихотворения «На севере диком стоит одиноко»

Кто-то из сидящих за столом повторяет вполголоса два последних стиха:

Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Ведущий. У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в духовной жизни человека.

Одно за другим исполняются учащимися стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», романс «Горные вершины», затем отрывок из романа «Герой нашего времени» (от слов «Вчера я приехал в Пятигорск» до слов: «Зачем тут страсти, желания, сожаления?»)

Ведущий: Но не всегда под влиянием картин природы у поэта «смиряется души тревога», не всегда «расходятся морщины на челе», не всегда сулят отдых «тихие долины». Вспомните стихотворение «Выхожу один я на дорогу»: спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно:

Это одно из последних стихотворений поэта: оно написано в 1841 году.

Исполняется песня «Выхожу один я на дорогу».

Снова кто-то из сидящих за столиком произносит две строки из прозвучавшей песни, желая подчеркнуть, что поэт всё же противится холодному сну могилы:

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь:

Ведущий. В лирике Лермонтова есть стихотворения о любви. Поэт больших чувств, он воспевает любовь как огромный дар жизни, хотя в некоторых стихотворениях говорит о лицемерии, лживости и бессердечии светских дам.

Одно за другим исполняются школьниками стихотворения: «А.О.Смирновой», «Расстались мы, но твой портрет», «Нет, не тебя так пылко я люблю», звучит романс Тамары из оперы «Демон».

Ведущий. Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская среда, тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения «Бородино» является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил своё представление о лучших чертах человека из народа.

Участник вечера читает стихотворение «Бородино».

Ведущий. Не случайно Лев Николаевич Толстой говорил, что его «Война и мир» выросла из Лермонтовского произведения. Любовь к Родине поэт называл странной. Он сам не в состоянии объяснить причины своей любви к родной природе с её скромной красотой, но поэту дорога картина этой природы, и прежде всего ему дорог сам русский народ.

К рампе подходит учащийся. Он читает стихотворение «Родина». Трогательно и задумчиво звучат первые строки:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Ведущий повторяет строчки из прочитанного стихотворения:

Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям:

— Возникает ощущение огромных просторов России,- продолжает ведущий,- холодной весны, долгих дорог. Каждое слово здесь необычайно и сильно. Сколько выражено одной лишь фразой: «Дрожавшие огни печальных деревень»!

Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал «Смерть поэта», но за эти годы он создал замечательные поэмы («Песня про царя Ивана Васильевича:», «Мцыри», «Демон» — последняя редакция), роман «Герой нашего времени», напечатал сборник стихов — двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти всё, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.

Весь этот раздел программы ведётся не спеша, исполнители не объявляются (их имена напечатаны в программе вечера), номера следуют один за другим, а некоторые после небольшой паузы. Иногда ведущий или кто-либо из сидящих за столиком повторяет отдельные строчки только, что прочитанного стихотворения, прозвучавшего романса.

Во время небольшого перерыва в комнате детского творчества, которую превратили в артистическую уборную, собрались «артисты». Преобразились до неузнаваемости мальчики, затянутые в военные мундиры образца позапрошлого столетия, девочки в пышных бальных платьях, с веерами и высокими прическами.

Но звенит звонок — и все занятые в отрывках из драмы «Маскарад», быстро проходят на сцену.

А перед закрытым занавесом уже появляется ученица и рассказывает зрителям об этом произведении:

— Драма «Маскарад» написана Лермонтовым в 1835 году. Прежний благородный герой юношеских драм Лермонтова, который становился жертвой общества и почти без борьбы погибал, уступает своё место другому герою. Вместо прекраснодушного Владимира Арбенина, изображенного в драме «Странный человек» (1831), явился злой и мстительный Евгений Арбенин — герой «Маскарада».

В драме дана характеристика аристократического Петербурга. В изображении общества Лермонтов следовал примеру Грибоедова. С фамусовской Москвой он сопоставлял официальный николаевский Петербург.

«Весь этот пестрый сброд, весь этот «маскарад» является общим фоном, на котором поэт рисует отдельные образы «маскарадного» мира: безнравственного и бесхарактерного князя, баронессы, распространяющей сплетню о своей приятельнице, Казарина, профессионального шулера, ростовщика Шприха, сплетника и доносчика, и других.

В центре пьесы-Арбенин. Это — сильный человек, наделенный душой, «кипучею, как лава», и острым умом. Он увидел ложь и ничтожность всего того, чем живет человек светского общества, и перестал верить в чистоту человеческих чувств, начал всё презирать, считая себя выше всех.

Но, презирая светское общество, Арбенин сам не освободился от его пороков. Он полон тяжелой подозрительности, эгоизма. Он страшен и жесток, когда холодно отсчитывает оставшиеся минуты жизни отравленной им жены.

Вместе с тем, Арбенин, как и Демон, не простой злодей или дух порока, а мстительный страдалец:

Но я люблю иначе, я все видел.
Всё перечувствовал, всё понял, всё узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел
И более всего страдал.

Но и в этом, казалось бы, насквозь изверившемся, опустошенном человеке Лермонтов находит стремление к идеалу, жажду прекрасных, подлинно человеческих отношений между людьми. В его любви к Нине заключены «семена веры» в жизнь и людей. Арбенин, погубивший невинную Нину, вызывает, как и Демон, сострадание, потому что вместе с ней он губит собственное счастье и надежду на спасение, на веру в добро.

Лермонтов очень хотел видеть свою драму на театральной сцене. Но цензура, понявшая разоблачительное направление «Маскарада», не допускала этого. Дважды Лермонтов перерабатывал пьесу, чтобы облегчить ей доступ в театр. Но и третью редакцию цензура не пропустила.

После этого Лермонтов навсегда отказался от драматургии. Его произведение «Два брата», написанное после «Маскарада» (1836), — скорее сжатый набросок, сделанный для себя, а не для публики.

Вторая часть программы вечера — показ отрывков: гости на балу у Энгельгардта и объяснение Арбенина с Ниной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Двадцать картин Лермонтова

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)

Тема «Изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона с главой «Мцыри» (1839), в которой были весьма примечательные задания:

1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.

2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству.

3. Сравнить эти черты, приписанные Мцыри, с мотивами, господствующими в лирической поэзии Лермонтова, с идеями и стремлениями, выраженными в его стихотворениях (в нашем случае уместно было бы взять для сравнения те произведения Лермонтова, с которыми учащиеся знакомились ранее по программе, т. е. с такими стихотворениями, как «Бородино», «Тучи», «На севере диком. », «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва», «Ангел» и, конечно, с поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича. »).

В пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» (1950) коллектив авторов под редакцией М. Н. Салтыковой представил свой вариант изучения поэмы. Авторы предложили вначале рассказать об истории создания произведения, а после этого вступительного слова выразительно прочитать поэму в классе. Анализ поэмы предлагается вести в хронологической последовательности. При этом возможна постановка таких вопросов:

— Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?

— Какое впечатление производил пленный мальчик?

— Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря

— Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?

— Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?

Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:

1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.

2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.

3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?

4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?

5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

В записках словесника Г. К. Бочарова «За сорок лет» (1972) предложен еще один вариант, отличающийся от традиционного. В нем подчеркивается лирический характер поэмы, когда даже повествовательные эпизоды так густо насыщены переживаниями юноши, что следы эпоса здесь почти не ощущаются. С этим автор связывает и особенности вступительного слова учителя, и характер выразительного чтения поэмы. Эмоциональная напряженность монолога Мцыри выражается в стихе прерывистостью его речи, обилием вопросов, восклицаний, что должно прозвучать в интонациях чтения.

Лирическая природа произведения подсказывает и то, что никаких комментариев и вопросов при этом первом чтении не должно быть. Но первое чтение хоть и оставляет у слушателей целостное впечатление, но оно же и достаточно поверхностное. Методист считает необходимым «еще раз пройти по тексту», углубить его восприятие. Учитель вновь ведет учащихся по первым восьми главам. Уместным при этом оказываются вопросы:

— В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

— А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

— Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

— Что это за «чудный мир тревог и битв», о котором тосковал Мцыри? О ком и о чем он вспоминает с тоской?

— Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно перечитать дома остальные главы, кроме трех последних, и попробовать уяснить, что видит и слышит Мцыри на воле, что испытывает он, наблюдая за девушкой-грузинкой, как он борется с препятствиями, что переживает он, вернувшись в свою «тюрьму», что означает его предсмертный бред и песня рыбки.

В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

— Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

— Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

— Чем был для Мцыри «вечный лес» и борьба с ним?

Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

— Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

— Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

— Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

Ответ на последний вопрос подвел учащихся к пониманию личности самого поэта, к словам В. Г. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Традиционная характеристика Мцыри не составлялась, хотя автор не отрицает возможности ее применения при других вариантах изучения поэмы.

Так, например, один из методистов предлагает учащимся написать сочинение на тему «Характеристика Мцыри» и даже дает примерный план такой самостоятельной работы:

1. Биография Мцыри.

2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

3. Чем нам близок Мцыри?

Пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по данной теме:

1-й урок . Значение эпиграфа. Обсуждение циклов глав, например

— Что значит «жить» в понимании Мцыри?

— Зачем Мцыри бежит из монастыря?

— Что узнал Мцыри о себе за «три блаженных дня»?

— Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

— Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

2-й урок . Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

— Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

— Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

— Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

а) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
б) Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
в) Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».
г) Почему Мцыри не достиг родины?
д) Как вы думаете, что личного внес Лермонтов в свою поэму?

Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

— Что значило «жить» в представлении Мцыри?

— Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

— Почему Мцыри не нашел пути на родину?

— Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Создается цитатный план исповеди Мцыри На втором уроке завершается чтение учителем поэмы. Определяются тема и идея поэмы. Третий урок посвящен анализу особенностей стиля поэмы. Предлагаются вопросы для беседы в классе:

— Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

— Что является главной особенностью формы поэмы?

— Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

— Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

Осмыслению нравственно-духовного смысла поэмы посвящена статья В. Влащенко «Трагедия Мцыри» (Литература. — 2000. — № 44). Автор выделяет в литературе о поэме Лермонтова три основные трактовки Мцыри: 1) «естественный человек»: а) цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности; б) противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным; 2) герой с демоническими чертами; 3) поэма — это исповедь христианина. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Своеобразно толкование и других эпизодов: «Если раньше Мцыри отказался от духовного служения в монастыре, то теперь ради главной «пламенной страсти» заглушает в себе пробуждающееся чувство любви к той, чей «мрак очей был так глубок». Неоднозначно и другое заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит свое главное поражение: в нем зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой , которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

— Почему погиб Мцыри? Что это: восстание против судьбы? против Бога? Или это оправдание непокорности?

— В Библии более всего осуждается гордыня. Так почему погиб герой Лермонтова? Может быть, он тоже понес наказание?

— Что же дала Мцыри желанная свобода? Как нужно ею пользоваться?

— Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

Учительница предлагает ученикам подготовиться к диспуту на тему «Это сладкое слово «свобода». ».

Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой . Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы:

— Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи?

— О чем рассказал Лермонтов в поэме? Как поэт относится к Мцыри? Какова основная мысль (идея) поэмы?

Развернутую систему изучения поэмы «Мцыри» предлагает Л. Крылова, ряд вопросов и заданий которой представляют безусловный интерес:

— В рукописи Лермонтов начал поэму с эпиграфа: «У каждого бывает только одно отечество». Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

— В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

Я слезы горькие глотал,
И детский голос мой дрожал,
Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины — тюрьму.

Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

— Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

— В мифологии горцев через лес проходит путь в мир. Случайно ли Мцыри находит родство у «зубчатого леса» с «зубчатыми стенами монастыря»?

— Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

— Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

— Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

— Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса: ведь тот не сразу почуял его? Можно ли сказать о самом Мцыри, как он сказал о барсе: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. »? Обоснуйте ваше мнение.

— Какое значение приобретает в поэме повторяющийся образ огня, пламени, палящего зноя? Случайно ли Мцыри говорит в конце исповеди: «Прощай, отец. дай руку мне: ты чувствуешь, моя в огне. Знай, этот пламень. И он прожег свою тюрьму»?

— Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж», где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли?

Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным :

«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения».

Следует согласиться с мнением ученого: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем стремлении. Отьединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя. Одиночество личности становится болезнью века».

(Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)

Гражданская тема в стихотворениях Лермонтова

«Дума» — одно из виднейших стихотворений поэта, посвященных гражданской теме. Это произведение — раздумья наедине с собой. «Печально я гляжу на наше поколенье!» — так начинается стих, но лирический герой не отделяет себя от своих современников, хотя и может посмотреть на них как будто «со стороны». Так появляется общее «мы». Равнодушие, с которым поколение лирического героя относится к жизни, даже к своей судьбе, заслуживает осуждения. Жажда действий, активного участия в жизни страны, что присуще лишь единицам и не поддержано целым поколением, приводит к тому, что «в начале поприща мы вянем без борьбы».

Не отождествляя своей позиции с позицией поколения, поэт вместе с тем ощущает себя и в нем, и вне него. Поэт ощущает себя все более одиноким. Тема одиночества остается одной из главных в зрелой лирике поэта. Об этом свидетельствуют много стихотворений, среди которых «И скучно, и грустно. » (1840). В этих произведениях — искреннее и глубокое страдание от невозможности преодолеть вынужденное одиночество, стремление вырваться из ее трагического круга.

Стихотворение «И скучно, и грустно. » — настоящая лирическая исповедь. Поэт с тоской говорит о том, что «некому руку подать как горе в душу придет. ». Он грустит глубоко и искренне о том, что в жизни «и радость, и мучение, и все это непостоянное!». Да и сама жизнь в целом, «как взглянешь на нее внимательно кругом — Лишь шутка, где ни содержания, ни толка нет!». Произведение написано амфибрахием. Первая и третья строки длинные — так поэт передает неторопливость раздумий. Вторая и четвертая строки не только не очень короткие, а еще и разной длины.

Это помогает Лермонтову воссоздать настроение нерешительности и печали. Стихотворение «На дорогу иду я в одиночестве. » (1841) подытоживает долгие размышления Лермонтова над проблемой «человека и природы» или даже «человека и вселенной».

Двадцать строк произведения поражают художественной выразительностью и композиционным совершенством. Мир природы, наполненный гармонией, сначала резко противостоит человеку с его взволнованным внутренним «я», мучениями, отчаянием. Но дальше возникает представление о возможности слияния с природой и примирения с людьми, не теряя при этом своего «я». Поэт, который всегда желал изменением настроений, всегда в движении, теперь желает покоя вечности. В этом и его утомленность, и признание настоящих ценностей бытия: свободы и покоя, тишины, гармонии, любви. Стих отмечается глубоким философским содержанием. Он чрезвычайно эмоциональный, пронизанный горячим чувством любви к людям, природе и миру.

И.И.Шишкин (1832-1898)

«На севере диком»

Михаил Лермонтов «На севере диком стоит одиноко. «

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.

К 50-летию со дня смерти М.Ю.Лермонтова, петербургским издателем П. П. Кончаловским, одним из пайщиков известного книгоиздательства И. Н. Кушнерева, было подготовлено богато иллюстрированное собрание сочинений поэта. В подготовке издания приняли участие Врубель, Серов, Васнецов, Поленов, а также Иван Иванович Шишкин.

Работа над рисунками навела Шишкина на мысль написать и картину маслом «На севере диком…». Когда ее увидел художник Бялыницкий-Бируля, человек весьма требовательный, он сказал: «Я убежден, что если бы Лермонтов увидел картину Шишкина, он был бы счастлив».

В зиму 1890—1891 года живописец несколько раз выезжал в Мери-Хови. Ему важно было наблюдать зиму и снег. Зимние сюжеты чрезвычайно заинтересовали Шишкина. На мызе у дочери им была написана эта картина.

«На севере диком стоит одиноко», — абсолютный лирический шедевр Лермонтова, вольный перевод гейневского стихотворения «Сосна стоит одиноко», сделанный поэтом едва ли не молниеносно, по просьбе князя Вяземского, накануне рокового отъезда на Кавказ.

Стихотворение Лермонтова было написано в 1841 году. Оно является переводом стихотворения великого немецкого поэта Гейне «Ein Fichtenbaum» («Сосна»), написанного в 1822 году.

Стихотворение Гейне является кульминационным в юношеском цикле стихотворений «Лирическое интермеццо», входящем в состав «Книги песен», создававшейся в течение двадцати лет. Лейтмотив всего цикла – тема любви. Поэт томится по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся природа. Горечь неразделённой любви выражена в стихотворении «Сосна» в символах широкого смысла.

В отличие от Гейне, лермонтовское стихотворение, образнее, эмоциональнее, проникновеннее. Поэту удалось передать мысль об одиночестве и бренности человеческого существования, трагизм человеческой разобщённости, а не только горечь неразделённой любви, как в стихотворении Г. Гейне.

Картина Шишкина создана по мотивам стихотворений Гейне и Лермонтова передаёт те же чувства обоих поэтов, но только другими средствами – средствами живописи.

На скале, среди снега и тьмы , одиноко стоит могучая сосна. Наперекор лютым морозам, ветрам и снегам, она растёт там, где ничто расти не может. Кажется нет такой силы, которая может её свалить,обламать, согнуть.

С достоинством возвышаеется могучее, гордое дерево и тяжёлый, сверкающий снег, схожий с богато украшенной ризой священника, прогибает нижние ветки почти до земли.

Кажется, что сосна смотрит на Луну. Она освещает мрачное ущелье,тёмно-грозовые безбрежные дали, облака, серебрит снег на сосне и вокруг.

Снег не чисто белый. Мастерство художника показало множество оттенков снега. А на макушке сосны снег схож с облаками и они будто беседуют между собой. Полное замороженное безмолвие. Кажется тьма тяжелее света, она сгущается и оседает в пропасти.

Лишь одинокая сосна- «мечтательница», грезит о другом, светлом и радостном мире.

Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.

© 2003 — 2020 Музеи Мира. О художниках и картинах — все права защищены, перепечатка статей запрещена

Сценарий литературного вечера по творчеству М.Ю. Лермонтова

1. Портрет М.Ю. Лермонтова.

Люблю отчизну я:(М.Ю.Лермонтов.)

Пускай историю страстей и дел моих хранят далекие потомки:(М.Ю.Лермонтов.)

2. Плакаты с высказываниями о М.Ю.Лермонтове:

-Мы узнаем в нём поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова. (В.Г. Белинский.)

-Вот кого жаль, что рано умер! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог! (Л.Н. Толстой.)

3. Экспозиция «Современники М.Ю.Лермонтова». (Портреты современников Лермонтова и краткие пояснения к ним).

А.С. ПУШКИН(1799-1829) Лермонтов преклонялся перед Пушкиным. В нем он видел поэта «вольности» и защитника передовых общечеловеческих идеалов. Трагическое известие о смерти Пушкина тяжело взволновало Лермонтова. Он написал стихотворение «Смерть поэта», в котором с бесстрашной прямотой указывал на подлинных убийц Пушкина. За это стихотворение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку на Кавказ.

А.С.ГРИБОЕДОВ(1795-1829) А.С.Грибоедов погиб в Тегеране, когда Лермонтову шел пятнадцатый год, и он учился в Москве в пансионе, в котором в свое время учился и Грибоедов. «Горе от ума» Лермонтов знал по рукописи, а 13 апреля 1831 года III акт «Горя от ума» был поставлен на сцене в Москве. Под впечатлением этого замечательного спектакля Лермонтов задумывает драму «Странный человек». Герой драмы Владимир Арбенин оказывается в положении Чацкого. «Со мною случится скоро горе не от ума, но от глупости»,- говорит он себе.

В драме «Маскарад» Лермонтов следует примеру Грибоедова в характеристике общества. В своей комедии «Горе от ума» Грибоедов обличил и высмеял барскую Москву. Лермонтов в «Маскараде» обличал аристократический Петербург.

В последние годы Лермонтов собирался писать роман о Грибоедове.

К.Ф РЫЛЕЕВ (1795-1826). Лермонтову шёл двенадцатый год, когда в январе 1826 года до Тархан докатились известия о восстании 14 декабря 1825 года. Лермонтов узнал о смельчаках, поднявшихся против самого царя, и вновь услышал уже знакомые имена Пестеля и Рылеева. Тема Родины и свободы, характерные для поэзии декабристов, получили широкое развитие в лирике Лермонтова.

А.И.ГЕРЦЕН (1812-1870). С осени 1830 до весны 1832 года Лермонтов был студентом Московского университета, где одновременно с ним учились Герцен, Белинский, Огарёв.

А.И.Герцен писал о Лермонтове: «Он всецело принадлежит к нашему поколению. Все мы были слишком юны, чтобы принимать участие в 14 декабря. Разбуженные этим великим днём, мы увидели только казни и изгнания»,

В.Г.БЕЛИНСКИЙ.(181-1848). Во время ареста Лермонтова в 1840 году (за дуэль с де-Барантом) произошло знаменательное свидание его с В.Г.Белинским. Эта была вторая встреча Белинского с Лермонтовым (первая была в 1837 году на Кавказе), но здесь впервые Лермонтов предстал перед Белинским в настоящем свете и потряс великого критика мощью своей натуры, глубиной суждений, художественным чутьём. «Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть»,- рассказывал потом Белинский.

Н.В.ГОГОЛЬ. (1809-1852). В 1840 году Лермонтов был переведён на Кавказ за дуэль с де-Барантом. По пути на Кавказ Лермонтов останавливался на несколько дней в Москве. 9-го мая, в день именин Н.В.Гоголя, Лермонтов был приглашен на обед в честь именинника к М.П.Погодину. В саду у Погодина он читал Гоголю отрывки из поэмы «Мцыри», написанной в 1840 году.

Слово о Лермонтове.

«Как часто, пестрою толпою окружен».

Романс А.Л.Гурилёва «И скучно и грустно».

«На севере диком стоит одиноко».

«Когда волнуется желтеющая нива».

Романс А.Варламова «Горные вершины».

Роман «Герой нашего времени» (отрывок: «Вчера я приехал в Пятигорск»).

Песня «Выхожу один я на дорогу».

«Расстались мы, но твой портрет».

«Нет, не тебя так пылко я люблю».

Романс Тамары из оперы А.Рубинштейна «Демон».

Вступительное слово о драме Маскарад».

Сцены из драмы «Маскарад».

Первая часть программы — чтение стихотворений и отрывков, романсы на слова поэта — как задушевная встреча любителей поэзии с лирикой Лермонтова. На сцене, слева от зрителей, находится небольшой низкий стол, на нём — томик стихов Лермонтова. За столом расположились несколько чтецов стихотворений и отрывков. Исполнители романсов собрались у пианино.

Учащийся, выполняющий роль ведущего, как бы перелистывает лермонтовские страницы и они оживают перед зрителями в исполнении чтецов.

Ведущий, будто продолжая начатую беседу, произносит: «Стихотворение «Смерть поэта» Горький справедливо признал «одним из сильнейших стихотворений в русской поэзии».

Один из сидящих за столиком встаёт, подходит немного ближе и начинает читать:

Погиб поэт! — невольник чести-
Пал, оклеветанный молвой:

Ведущий повторяет вполголоса последние строчки только что прочитанного стихотворения:

И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

-Лермонтову,- продолжает ведущий, — тогда было только 23 года! У поэта есть стихотворения, через которые проходит тема одиночества. Он часто испытывал это мучительное чувство среди окружающего его бездушного светского общества. Далёк Лермонтов от интересов и стремлений этого общества и на светском маскараде, уносясь в мечтах к прошлому, стараясь оживить в памяти картины детства, родные места.

Из-за стола выходит ученик и читает стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён». Вызовом этому обществу «бездушных» масок звучат последние строки стихотворения:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Но вот через минуту-другую раздаются звуки пианино, скорбные интонации слышатся в романсе «И скучно и грустно», который поёт школьница.

Ведущий: Тема одиночества в лирике Лермонтова дополняется темой узничества, которая знакома нам по стихам поэтов-декабристов. Но по-новому звучит эта тема у Лермонтова: в ней усиливается стремление к свободе, к борьбе.

К рампе подходит десятиклассник и читает стихотворение «Желание» («Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня:», 1832г).

Ведущий. Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; оторвавшегося дубового листка.

«Прочитай нам, пожалуйста,- обращается ведущий к сидящей рядом ученице, твои любимые стихи».

Школьница встает и, сделав два три шага в сторону от столика, останавливается почти в середине сцены. Несколько секунд напряженной тишины, и вот звучат чудесные, как музыка, слова невыразимо грустного стихотворения «На севере диком стоит одиноко»

Кто-то из сидящих за столом повторяет вполголоса два последних стиха:

Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.

Ведущий. У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о роли, о значении природы в духовной жизни человека.

Одно за другим исполняются учащимися стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», романс «Горные вершины», затем отрывок из романа «Герой нашего времени» (от слов «Вчера я приехал в Пятигорск» до слов: «Зачем тут страсти, желания, сожаления?»)

Ведущий: Но не всегда под влиянием картин природы у поэта «смиряется души тревога», не всегда «расходятся морщины на челе», не всегда сулят отдых «тихие долины». Вспомните стихотворение «Выхожу один я на дорогу»: спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно:

Это одно из последних стихотворений поэта: оно написано в 1841 году.

Исполняется песня «Выхожу один я на дорогу».

Снова кто-то из сидящих за столиком произносит две строки из прозвучавшей песни, желая подчеркнуть, что поэт всё же противится холодному сну могилы:

Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша, вздымалась тихо грудь:

Ведущий. В лирике Лермонтова есть стихотворения о любви. Поэт больших чувств, он воспевает любовь как огромный дар жизни, хотя в некоторых стихотворениях говорит о лицемерии, лживости и бессердечии светских дам.

Одно за другим исполняются школьниками стихотворения: «А.О.Смирновой», «Расстались мы, но твой портрет», «Нет, не тебя так пылко я люблю», звучит романс Тамары из оперы «Демон».

Ведущий. Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская среда, тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения «Бородино» является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил своё представление о лучших чертах человека из народа.

Участник вечера читает стихотворение «Бородино».

Ведущий. Не случайно Лев Николаевич Толстой говорил, что его «Война и мир» выросла из Лермонтовского произведения. Любовь к Родине поэт называл странной. Он сам не в состоянии объяснить причины своей любви к родной природе с её скромной красотой, но поэту дорога картина этой природы, и прежде всего ему дорог сам русский народ.

К рампе подходит учащийся. Он читает стихотворение «Родина». Трогательно и задумчиво звучат первые строки:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Ведущий повторяет строчки из прочитанного стихотворения:

Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям:

— Возникает ощущение огромных просторов России,- продолжает ведущий,- холодной весны, долгих дорог. Каждое слово здесь необычайно и сильно. Сколько выражено одной лишь фразой: «Дрожавшие огни печальных деревень»!

Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал «Смерть поэта», но за эти годы он создал замечательные поэмы («Песня про царя Ивана Васильевича:», «Мцыри», «Демон» — последняя редакция), роман «Герой нашего времени», напечатал сборник стихов — двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти всё, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей высокой гражданственностью, благородством чувств, мужественной искренностью.

Весь этот раздел программы ведётся не спеша, исполнители не объявляются (их имена напечатаны в программе вечера), номера следуют один за другим, а некоторые после небольшой паузы. Иногда ведущий или кто-либо из сидящих за столиком повторяет отдельные строчки только, что прочитанного стихотворения, прозвучавшего романса.

Во время небольшого перерыва в комнате детского творчества, которую превратили в артистическую уборную, собрались «артисты». Преобразились до неузнаваемости мальчики, затянутые в военные мундиры образца позапрошлого столетия, девочки в пышных бальных платьях, с веерами и высокими прическами.

Но звенит звонок — и все занятые в отрывках из драмы «Маскарад», быстро проходят на сцену.

А перед закрытым занавесом уже появляется ученица и рассказывает зрителям об этом произведении:

— Драма «Маскарад» написана Лермонтовым в 1835 году. Прежний благородный герой юношеских драм Лермонтова, который становился жертвой общества и почти без борьбы погибал, уступает своё место другому герою. Вместо прекраснодушного Владимира Арбенина, изображенного в драме «Странный человек» (1831), явился злой и мстительный Евгений Арбенин — герой «Маскарада».

В драме дана характеристика аристократического Петербурга. В изображении общества Лермонтов следовал примеру Грибоедова. С фамусовской Москвой он сопоставлял официальный николаевский Петербург.

«Весь этот пестрый сброд, весь этот «маскарад» является общим фоном, на котором поэт рисует отдельные образы «маскарадного» мира: безнравственного и бесхарактерного князя, баронессы, распространяющей сплетню о своей приятельнице, Казарина, профессионального шулера, ростовщика Шприха, сплетника и доносчика, и других.

В центре пьесы-Арбенин. Это — сильный человек, наделенный душой, «кипучею, как лава», и острым умом. Он увидел ложь и ничтожность всего того, чем живет человек светского общества, и перестал верить в чистоту человеческих чувств, начал всё презирать, считая себя выше всех.

Но, презирая светское общество, Арбенин сам не освободился от его пороков. Он полон тяжелой подозрительности, эгоизма. Он страшен и жесток, когда холодно отсчитывает оставшиеся минуты жизни отравленной им жены.

Вместе с тем, Арбенин, как и Демон, не простой злодей или дух порока, а мстительный страдалец:

Но я люблю иначе, я все видел.
Всё перечувствовал, всё понял, всё узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел
И более всего страдал.

Но и в этом, казалось бы, насквозь изверившемся, опустошенном человеке Лермонтов находит стремление к идеалу, жажду прекрасных, подлинно человеческих отношений между людьми. В его любви к Нине заключены «семена веры» в жизнь и людей. Арбенин, погубивший невинную Нину, вызывает, как и Демон, сострадание, потому что вместе с ней он губит собственное счастье и надежду на спасение, на веру в добро.

Лермонтов очень хотел видеть свою драму на театральной сцене. Но цензура, понявшая разоблачительное направление «Маскарада», не допускала этого. Дважды Лермонтов перерабатывал пьесу, чтобы облегчить ей доступ в театр. Но и третью редакцию цензура не пропустила.

После этого Лермонтов навсегда отказался от драматургии. Его произведение «Два брата», написанное после «Маскарада» (1836), — скорее сжатый набросок, сделанный для себя, а не для публики.

Вторая часть программы вечера — показ отрывков: гости на балу у Энгельгардта и объяснение Арбенина с Ниной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: