Дуэлянты (фильм)

Ссора, вспыхнувшая между двумя гусарскими офицерами наполеоновской армии, — вспыльчивым Ферро и доставившим ему приказ о домашнем аресте д’Юбером, — приводит к дуэли. Но дуэлью не исчерпывается и перерастает в многолетнюю вражду, не угасающую за все годы Наполеоновских войн и время от времени находящую выход в очередных поединках. Два лейтенанта, уцелев в войнах и дуэлях, уже дослужились до генералов, уже свергнут Наполеон — и лишь тогда д’Юберу удается избавиться от постоянной угрозы, которой подвергает его жизнь ненавидящий его Ферро.

Интересные факты

См. также

Ссылки

Фильмы Ридли Скотта
1960-е Мальчик и велосипед (1965)
1970-е Дуэлянты (1977) • Чужой (1979)
1980-е Бегущий по лезвию (1982) • Легенда (1985) • Тот, кто меня бережёт (1987) • Чёрный дождь (1989)
1990-е Тельма и Луиза (1991) • 1492: Завоевание рая (1992) • Белый шквал (1996) • Солдат Джейн (1997)
2000-е Гладиатор (2000) • Ганнибал (2001) • Падение «Чёрного ястреба» (2001) • Великолепная афера (2003) • Царство небесное (2005) • Невидимые дети (2005) • Хороший год (2006) • Гангстер (2007) • Совокупность лжи (2008)
2010-е Робин Гуд (2010) • Чужой (2011)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Дуэлянты (фильм)» в других словарях:

Дуэлянты — The Duellists Жанр … Википедия

ДУЭЛЯНТЫ — «ДУЭЛЯНТЫ» (The Duellists), Великобритания, 1977, 97 мин. Историческая драма по рассказу Джозефа Конрада «Дуэль». Эта картина первый фильм Ридли Скотта, получившего за нее приз Каннского кинофестиваля за лучший дебют. Действие фильма происходит в … Энциклопедия кино

Прометей (фильм, 2012) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прометей (значения). Прометей англ. Prometheus … Википедия

Гладиатор (фильм, 2000) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гладиатор (значения). Гладиатор Gladiator … Википедия

Военный фильм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Чужой (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чужой. Чужой Alien … Википедия

Царство небесное (фильм) — Царство небесное Kingdom of Heaven Жанр … Википедия

Ганнибал (фильм, 2001) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ганнибал (значения). Ганнибал Hannibal … Википедия

Робин Гуд (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Робин Гуд (значения). Робин Гуд Robin Hood … Википедия

Чужой (фильм — Чужой (фильм, 2011) Чужой Alien Режиссёр Ридли Скотт Продюсер Ридли Скотт, Тони Скотт Автор с … Википедия

Дуэли и дуэлянты

На самом деле по всей России происходили поединки, бескровные и кровавые, где дуэльный кодекс и «рыцарские обычаи» ни малейшей роли не играли. В этих бесчисленных схватках находили выход и смутно представление о своем дворянском достоинстве, и не менее смутное желание проявить себя как людей чести — при весьма туманных представлениях о чести, которая сливалась часто со вздорным самолюбием. И все же даже эти дуэли формировали представление дворянства о своей особой роли в государстве, не соответствующую его реальному бесправному положению, подтверждало эти неопределенные общественные претензии, широко пользуясь, вопреки закону, правом на поединок. Когда дворянин решал драться, он добивался этого, хотя знал, что рискует если не головой в случае удачи на поединке, то уж карьерой — наверняка. Осенью 1797 года в кавалерийском полку, стоявшем в Могилеве, произошла дуэльная история между ротмистрами Дудинским и Зенбулатовым. Эта дуэль интересна тем, что вызов на нее не бел немедленно принят, а применялось длительное давление на противника, уклоняющегося от поединка, чтобы любыми средствами заставить его драться. И это не избыток темперамента или злобность характера, а невозможность остаться собой не очистившись поединком. Поединок или потеря самоуважения — вот альтернатива, что вставала перед молодыми дворянами, воспитанными неофицальными представителями екатериненской эпохи. Все участники могилевской истории сформировались уже после категорического запрещения дуэлей манифестом 1787 года. И тем не менее, рискуя очень многим, не представляли жизни без права на дуэль. Решением императора Павла Дудинский, Зенбулатов и Ушаков, отсидев два месяца в Печерской крепости, лишились карьеры. Вместе с тем , ясно сознавая свое право на дуэль, они мало интересовались требованиями дуэльного кодекса. Дудинский готов был драться у себя в доме при одном секунданте на двоих. Никаких предварительных условий не составлялось, секунданты даже не пытались осуществить свое главное назначение — примирить противников. По тому что мы знаем о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой подобрать ему секунданта — хоть лакея. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине», заставив Онегина, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. Онегин и Зарецкий — оба нарушают правила дуэли. Онегин опаздал более чем на час. Зарецкий же, являясь распорядителем дуэли вел себя, как лицо заинтересованное в максимально скандальном, кровавом исходе, не делая попыток примирить противников. Он мог вообще не допускать кровавого исхода, объявив Онегина не явившимся. «Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника»4 Для Пушкина в дуэли главными были суть и результат, а не обряды.

И первым такую попытку сделал именно Лунин. «Дело было , скорее всего, в 1815 году и заключалось в следующем: на полковом учении великий князь Константин, разъярившись за какой-то промах на конногвардейского поручика Кошкукля, в недалеком будущем члена тайного общества, замахнулся на него палашом. Кошкукль парировал удар, выбил палаш из руки Константина со словами: «Охолонитесь, ваше высочество!». Константин ускакал. Через некоторое время он извинился и лично перед Кошкулем, и перед офицерами кирасирской бригады, в которую входили кавалергарды и конногвардейцы. При этом он, стараясь не выйти из образа солдата-рыцаря, полушутя «объявил, что готов каждому дать полное удовлетворение». Лунин ответил: «От такой чести никто не может отказаться». Это была не просто эффектная фраза и не просто гвардейская бравада. Для человека дворянского авангарда возможность поединка с вышестоящим — тем более великим князем! — была и возможностью оппозиционного акта. Константин отшутился».1 Различным было отношение к дуэли представителей императорского дома. Хорошо известно было серьезное и положительное отношение к поединкам цесаревича Константина. «Когда в семнадцатом году два полковника лейб-гвардии Волынского полка поссорились по служебному поводу и решили драться, а потом помирились, вняв уговорам своих товарищей, то Константин возмутился. Историк рассказывает: «Однако об этом узнает цесаревич и, пославши к обоим своего адьютанта, а с ним и пару своих пистолетов, приказывает передать им, что военная честь шуток не допускает, когда кто кого вызвал на поединок и вызов принят, то следует, то следует стреляться, а не мириться. Поэтому Ушаков и Ралль должны или стреляться, или выходить в отставку». (Тем самым Константин пошел против дуэльного кодекса, вполне допускавшего примирение.) В результате полковник Ралль, любимый офицерами полка, был убит. Император Александр прислал Константину гневный рескрипт. Ушаков был наказан месяцем гауптвахты».2 В отличии от Константина отношение к дуэлям Николая I было резко отрицательным. «Я ненавижу дуэли; это-варварство; на мой взгляд , в них нет ничего рыцарского.» — говорил он. Дуэль для Николая была проявлением ненавистной стихии нерегламентированного поведения и мышления. Подавив мятеж, организованный дуэлянтом Рылеевым, он после вступления на престол ничего не прибавил к антидуэльному законодательству . Он считал, что имеющихся законов достаточно. Но его отношение к поединкам сразу же стало широко известно. Пушкин писал из Москвы в Тригорское: « Много говорят о новых , очень строгих постановлениях относительно дуэлей и о новом цензурном уставе.» Никто из российских монархов после Петра не высказывал так резко свою ненависть к дуэльной идее, как Николай I. Русская дуэль была жестче и смертоноснее европейской не потому, что французский журналист или австро-венгерский офицер обладали меньшей личной храбростью, чем российский дворянин. Вовсе нет. И ценность человеческой жизни представлялась здесь не меньшей, чем в Европе. Но потому, что Россия, вырвавшаяся из представлений феодальных одним рывком, а не прошедшая многовековой естественный путь, трансформировавший эти представления, обладала совершенно другой культурой регуляции частных отношений.

С изъятием , разгромом, оттеснением дворянского авангарда деморализованное, нравственно опускающееся российское дворянство отступалось от права на поединок, от права на противостояние вмешательству деспотического государства в личные дела человека чести. «Как человек с предрассудками — я оскорблен»,- сказал Пушкин в конце тридцать шестого года. Он был оскорблен бесчестностью, взявшей верх над честью, оскорблен самим стилем злорадно наступающей на него жизни. Чужой жизни, в которой неприменимы были его правила. Распад дуэльного сознания давал устрашающие плоды. Еще в тридцать втором году погиб добрый знакомый Пушкина Александр Ардалионович Шишков. Петр Киреевский сообщал поэту Языкову: «В Твери случилось недели две назад ужасное происшествие: зарезали молодого Шишкова! Он поссорился на каком — то бале с одним Черновым, Чернов оскорбил его, Шишков вызвал его на дуэль, он не хотел идти, и ,чтобы заставить его драться, Шишков дал ему пощечину ; тогда Чернов, не говоря ни слова, вышел, побежал домой за кинжалом и , возвратясь, остановился ждать Шишкова у крыльца, а когда Шишков вышел, чтобы ехать, он на него набросился и зарезал его. Неизвестно еще, что с ним будет, но замечательна судьба всей семьи Черновых: один брат убит на известной дуэли с Новосильцевым, другой на Варшавском приступе, третий умер в холеру, а этот четвертый, и говорят последний».1 Право на поединок превращалось в право на отказ от поединка. Пощечина воспринималась как повод для предательского удара кинжалом. Угроза огласки бесчестного поступка хладнокровно игнорировалась. Пушкин внимательно следил за всеми сколько-ни6удь известными историями и вообще смертельными столкновениями. Они давали возможность сравнивать эпохи, в них с кровавой громкостью говорило время. Пушкин с отвращением видел вокруг странных людей с понятиями гибельно чуждыми. Они не хотели бы стать иными, потому что так жить удобнее и не надо было нести бремя чести. Поместив людей в бесчестный, лживый мир, ограничив их стремления казенным преуспеянием , подменив высокие цели фальшивыми кумирами, странно было ждать от них рыцарских добродетелей. И раньше отношение к дуэли было неоднозначно. Сомнения в необходимости кровавого поединка подробно описаны Толстым в романе «Война и мир», когда Пьер Безухов перед поединком с Долоховым размышляет: « К чему же эта дуэль, это убийство?. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь.» И уже после выстрела он твердит, морщась: «Глупо. Глупо! Смерть.Ложь.»2. Но понятие чести требовало определенного поведения. « И от тебя весь свет с презреньем отвратится. Отныне ты пойдешь отверженца путем,»- вот какова раньше была судьба труса. Но нравственный распад дворянского большинства был необратим. Пушкин понимал это. Нравственный распад был необратим и неизбежен, ибо молодых дворян воспитывала эпоха, явившая себя в последние два — три года во всей своей отвратительности и теперь спокойно и уверенно налагавшая холодную руку на всю российскую духовную жизнь. В это время Пушкин сказал одному из своих близких знакомых, «что уже теперь нравственность в Петербурге плоха, что скоро будет полный упадок».

Анализ эпизода «Дуэль»

Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Кирсоновым описывается в середине 24 главы. Данный эпизод является заключением конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, и , конечно, кульминацией всего произведения. Поводом для дуэли послужила сцена между Бзааровым и Фенечкой, случаным свидетелей которой стал Кирсанов-старший. Эпизод дуэли — это эпизод-повествование, в котором присутствует завязка.
Действие дуэли происходит утром, на фоне просыпающейся природы, которая противопоставляется дуэли Кирсанова и базарова. Комердинер Петр сильно взволнован, Базаров же не чувствует грозящей ему опасности, не воспринимает дуэль всерьез и считает это пустой тратой времени, но решается на нее, дабы отдать дань Павлу Петровичу, который относится к дуэли очень серьезно, что показывает поведение, дуэль — способ Кирсанова, в силу его аристократичности, сохранить чувство собственного достоинства, которое, по его мнению, было ущемлено Базаровым.
Эпизод играет важную роль в произведении, помогает раскрыть характеры героев. Оба дуэлянта уверенные в себе и могут постоять за себя, но имеют разные взгляды на жизнь, что показывает эпизод их подготовки к дуэли и действия во время самой дуэли. Перед дуэлью Кирсанов и Базаров обмениваются репликами, используя слова на разных языках, дабы еще больше противопоставить себя друг другу. Автор использует тропы и лексические фигуры для характеристики героев: сравнения («белые, как снег панаталоны»), перифраз(«разбойник»), эвфемизм(«необычаен»), эмфаза(«драться серьезно»,» истреблять друг друга»). Всем действиям и словам в этом эпизоде присуща ирония.
Я считаю, что авторская позиция выражается антитезой. Дуэль противопоставляется всему их окружению(фону), и на их фоне выглядит бессмысленно, глупо и неестественно. Данный эпизод очень важен в контексте всего произведения и является кульминацией, а также завершением конфликта «отцов» и «детей».

Реферат на тему: Ваше отношение к дуэли. (по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Ваше отношение к дуэли. (по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова) Дуэль- поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Цель этого поединка состоит в восстановление чести. В XIX веке в России существовали специальные дуэльные правила, естественно неписанные, потому что дуэли были запрещены. В то время они были широко распространены в дворянской и военной среде. В XX веке они уже не распространены и знаем мы о них исключительно из книг. В наше время у людей двоякое представление о дуэлях: одни считают, что это убийство, а другие, что это романтическое приключение. Я думаю, что в рассмотрение каждого случая следует исходить из обстоятельств. Все зависит от того, можно ли было найти выход. Следует учитывать, что события и в «Евгении Онегине» и в «Герое нашего времени» происходят в первой половине XIX века, а тогда для людей честь и доброе имя играли очень большую роль. Для дворян лучше было умереть, чем быть опозоренным. Если вспомнить состояние души Евгения Онегина перед дуэлью, то на ум приходит тот факт, что он даже не задумывался о своем секунданте. Это говорит о том, что он не воспринял вызов Ленского всерьез и «спал мертвым сном». Он даже опоздал на час, хотя по правилам Ленский должен был ждать его только в течение пятнадцати минут. Отсюда следует, что Ленский не хотел завершить дело миром. Дуэль Онегина и Ленского- образец пренебрежения всеми правилами: во- первых, только один распорядитель дуэли, во- вторых, Зарецкий не оговаривал в начале даже саму возможность мирного решения конфликта. Онегин повел себя благородно он целился не в Ленского, а стрелял на воздух, потому что в противном случае считалось бы, что он уклонился от дуэли. Онегин- одаренная личность, но иногда слабая. Таким образом виновник смерти Ленского- убийца поневоле. В поединке Печорина с Грушницким все происходит не по правилам с самого начала. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи пренебрежения правилами со стороны Грушницкого и его секунданта- капитана. Печорин поражает нас своим мужеством и холоднокровностью, с которой он смотрит в лицо смерти. Печорин- блестящий политик и стратег, он рассчитал все так, что Грушницкий не смог хорошо выстрелить. Доктор был поражен тем, что лицо Печорина, знавшего о замыслах Грушницкого и капитана убить его, оставалось невозмутимым и сдержанным. Это говорит о его силе воли и опыте. С этой точки зрения Печорин просто убил этого слабого и неопытного юношу- Грушницкого. Грушницкий оказался мало того, что подлым, но еще и бесхарактерным его даже не хватило, чтобы завершить начатое. Этим он заслужил презрение, как капитана, так и Печорина. Развязка вполне понятна, победил сильнейший- Печорин. Если рассматривать дуэль с нравственной точки зрения, то это в любом случае убийство- просто отстрел. Несмотря на широкое распространение в дворянских и армейских кругах, также состоящих в основном из дворян, дуэли отрицались и критиковались остальной частью общества, где практиковалась не менее дикая, но более гуманная кулачная расправа. Есть много оснований полагать, что в действительности дуэли не раз использовались для оправдания политических преступлений, устранения неугодных власти людей.

Автор статьи и участник «похода» М.PВ.PШимановский описывает произошедшее: «Портьера дверей соседней комнаты поднялась, вошел граф без палки, но держась прямо, в генеральской тужурке серого цвета. <> Не успел я кончить, как раздался резкий, громкий, отрывистый, с нотой повелительного характера, голос графа: PЯ кинжальщикам памятников не ставлю! Я до этого еще не дошел. Вы читали это гениальное произведение. Несколько секунд длилось молчание. Наконец я, придя в себя, сказал: PНет, Ваше сиятельство, я произведение Пушкина Кинжал не знаю и не читал. PНе читали, так прочтите! Советую Памятник?! И граф вновь остановился. PМы к вам, как к вечному гражданину Одессы PЭто хорошо Но спрашиваю я вас, что полиция смотрит. Что она делает? Что же это такое, памятник Пушкину?! А?! <> Когда мы вышли на улицу, я <> сказал: Ведь это исторический факт. Я не знаю, что за причина такого взгляда Строганова на Пушкина, чем Пушкин его против себя вооружил, но, по всей вероятности, здесь что-либо скрывается, но что именно, я положительно не знаю

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Дуэлянты (фильм)

Ссора, вспыхнувшая между двумя гусарскими офицерами наполеоновской армии, — вспыльчивым Ферро и доставившим ему приказ о домашнем аресте д’Юбером, — приводит к дуэли. Но дуэлью не исчерпывается и перерастает в многолетнюю вражду, не угасающую за все годы Наполеоновских войн и время от времени находящую выход в очередных поединках. Два лейтенанта, уцелев в войнах и дуэлях, уже дослужились до генералов, уже свергнут Наполеон — и лишь тогда д’Юберу удается избавиться от постоянной угрозы, которой подвергает его жизнь ненавидящий его Ферро.

Интересные факты

См. также

Ссылки

Фильмы Ридли Скотта
1960-е Мальчик и велосипед (1965)
1970-е Дуэлянты (1977) • Чужой (1979)
1980-е Бегущий по лезвию (1982) • Легенда (1985) • Тот, кто меня бережёт (1987) • Чёрный дождь (1989)
1990-е Тельма и Луиза (1991) • 1492: Завоевание рая (1992) • Белый шквал (1996) • Солдат Джейн (1997)
2000-е Гладиатор (2000) • Ганнибал (2001) • Падение «Чёрного ястреба» (2001) • Великолепная афера (2003) • Царство небесное (2005) • Невидимые дети (2005) • Хороший год (2006) • Гангстер (2007) • Совокупность лжи (2008)
2010-е Робин Гуд (2010) • Чужой (2011)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Дуэлянты (фильм)» в других словарях:

Дуэлянты — The Duellists Жанр … Википедия

ДУЭЛЯНТЫ — «ДУЭЛЯНТЫ» (The Duellists), Великобритания, 1977, 97 мин. Историческая драма по рассказу Джозефа Конрада «Дуэль». Эта картина первый фильм Ридли Скотта, получившего за нее приз Каннского кинофестиваля за лучший дебют. Действие фильма происходит в … Энциклопедия кино

Прометей (фильм, 2012) — У этого термина существуют и другие значения, см. Прометей (значения). Прометей англ. Prometheus … Википедия

Гладиатор (фильм, 2000) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гладиатор (значения). Гладиатор Gladiator … Википедия

Военный фильм — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Чужой (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Чужой. Чужой Alien … Википедия

Царство небесное (фильм) — Царство небесное Kingdom of Heaven Жанр … Википедия

Ганнибал (фильм, 2001) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ганнибал (значения). Ганнибал Hannibal … Википедия

Робин Гуд (фильм, 2010) — У этого термина существуют и другие значения, см. Робин Гуд (значения). Робин Гуд Robin Hood … Википедия

Чужой (фильм — Чужой (фильм, 2011) Чужой Alien Режиссёр Ридли Скотт Продюсер Ридли Скотт, Тони Скотт Автор с … Википедия

Дуэли и дуэлянты

На самом деле по всей России происходили поединки, бескровные и кровавые, где дуэльный кодекс и «рыцарские обычаи» ни малейшей роли не играли. В этих бесчисленных схватках находили выход и смутно представление о своем дворянском достоинстве, и не менее смутное желание проявить себя как людей чести — при весьма туманных представлениях о чести, которая сливалась часто со вздорным самолюбием. И все же даже эти дуэли формировали представление дворянства о своей особой роли в государстве, не соответствующую его реальному бесправному положению, подтверждало эти неопределенные общественные претензии, широко пользуясь, вопреки закону, правом на поединок. Когда дворянин решал драться, он добивался этого, хотя знал, что рискует если не головой в случае удачи на поединке, то уж карьерой — наверняка. Осенью 1797 года в кавалерийском полку, стоявшем в Могилеве, произошла дуэльная история между ротмистрами Дудинским и Зенбулатовым. Эта дуэль интересна тем, что вызов на нее не бел немедленно принят, а применялось длительное давление на противника, уклоняющегося от поединка, чтобы любыми средствами заставить его драться. И это не избыток темперамента или злобность характера, а невозможность остаться собой не очистившись поединком. Поединок или потеря самоуважения — вот альтернатива, что вставала перед молодыми дворянами, воспитанными неофицальными представителями екатериненской эпохи. Все участники могилевской истории сформировались уже после категорического запрещения дуэлей манифестом 1787 года. И тем не менее, рискуя очень многим, не представляли жизни без права на дуэль. Решением императора Павла Дудинский, Зенбулатов и Ушаков, отсидев два месяца в Печерской крепости, лишились карьеры. Вместе с тем , ясно сознавая свое право на дуэль, они мало интересовались требованиями дуэльного кодекса. Дудинский готов был драться у себя в доме при одном секунданте на двоих. Никаких предварительных условий не составлялось, секунданты даже не пытались осуществить свое главное назначение — примирить противников. По тому что мы знаем о дуэлях Пушкина, он достаточно презрительно относился к ритуальной стороне поединка. Об этом свидетельствует и последняя его дуэль, перед которой он предложил противной стороне самой подобрать ему секунданта — хоть лакея. Это было принципом, который он провозгласил еще в «Онегине», заставив Онегина, светского человека и опытного поединщика, взять в секунданты именно слугу, и при этом высмеял дуэльного педанта Зарецкого. Онегин и Зарецкий — оба нарушают правила дуэли. Онегин опаздал более чем на час. Зарецкий же, являясь распорядителем дуэли вел себя, как лицо заинтересованное в максимально скандальном, кровавом исходе, не делая попыток примирить противников. Он мог вообще не допускать кровавого исхода, объявив Онегина не явившимся. «Явившийся вовремя обязан ждать своего противника четверть часа. По прошествии этого срока явившийся первым имеет право покинуть место поединка и его секунданты должны составить протокол, свидетельствующий о неприбытии противника»4 Для Пушкина в дуэли главными были суть и результат, а не обряды.

И первым такую попытку сделал именно Лунин. «Дело было , скорее всего, в 1815 году и заключалось в следующем: на полковом учении великий князь Константин, разъярившись за какой-то промах на конногвардейского поручика Кошкукля, в недалеком будущем члена тайного общества, замахнулся на него палашом. Кошкукль парировал удар, выбил палаш из руки Константина со словами: «Охолонитесь, ваше высочество!». Константин ускакал. Через некоторое время он извинился и лично перед Кошкулем, и перед офицерами кирасирской бригады, в которую входили кавалергарды и конногвардейцы. При этом он, стараясь не выйти из образа солдата-рыцаря, полушутя «объявил, что готов каждому дать полное удовлетворение». Лунин ответил: «От такой чести никто не может отказаться». Это была не просто эффектная фраза и не просто гвардейская бравада. Для человека дворянского авангарда возможность поединка с вышестоящим — тем более великим князем! — была и возможностью оппозиционного акта. Константин отшутился».1 Различным было отношение к дуэли представителей императорского дома. Хорошо известно было серьезное и положительное отношение к поединкам цесаревича Константина. «Когда в семнадцатом году два полковника лейб-гвардии Волынского полка поссорились по служебному поводу и решили драться, а потом помирились, вняв уговорам своих товарищей, то Константин возмутился. Историк рассказывает: «Однако об этом узнает цесаревич и, пославши к обоим своего адьютанта, а с ним и пару своих пистолетов, приказывает передать им, что военная честь шуток не допускает, когда кто кого вызвал на поединок и вызов принят, то следует, то следует стреляться, а не мириться. Поэтому Ушаков и Ралль должны или стреляться, или выходить в отставку». (Тем самым Константин пошел против дуэльного кодекса, вполне допускавшего примирение.) В результате полковник Ралль, любимый офицерами полка, был убит. Император Александр прислал Константину гневный рескрипт. Ушаков был наказан месяцем гауптвахты».2 В отличии от Константина отношение к дуэлям Николая I было резко отрицательным. «Я ненавижу дуэли; это-варварство; на мой взгляд , в них нет ничего рыцарского.» — говорил он. Дуэль для Николая была проявлением ненавистной стихии нерегламентированного поведения и мышления. Подавив мятеж, организованный дуэлянтом Рылеевым, он после вступления на престол ничего не прибавил к антидуэльному законодательству . Он считал, что имеющихся законов достаточно. Но его отношение к поединкам сразу же стало широко известно. Пушкин писал из Москвы в Тригорское: « Много говорят о новых , очень строгих постановлениях относительно дуэлей и о новом цензурном уставе.» Никто из российских монархов после Петра не высказывал так резко свою ненависть к дуэльной идее, как Николай I. Русская дуэль была жестче и смертоноснее европейской не потому, что французский журналист или австро-венгерский офицер обладали меньшей личной храбростью, чем российский дворянин. Вовсе нет. И ценность человеческой жизни представлялась здесь не меньшей, чем в Европе. Но потому, что Россия, вырвавшаяся из представлений феодальных одним рывком, а не прошедшая многовековой естественный путь, трансформировавший эти представления, обладала совершенно другой культурой регуляции частных отношений.

С изъятием , разгромом, оттеснением дворянского авангарда деморализованное, нравственно опускающееся российское дворянство отступалось от права на поединок, от права на противостояние вмешательству деспотического государства в личные дела человека чести. «Как человек с предрассудками — я оскорблен»,- сказал Пушкин в конце тридцать шестого года. Он был оскорблен бесчестностью, взявшей верх над честью, оскорблен самим стилем злорадно наступающей на него жизни. Чужой жизни, в которой неприменимы были его правила. Распад дуэльного сознания давал устрашающие плоды. Еще в тридцать втором году погиб добрый знакомый Пушкина Александр Ардалионович Шишков. Петр Киреевский сообщал поэту Языкову: «В Твери случилось недели две назад ужасное происшествие: зарезали молодого Шишкова! Он поссорился на каком — то бале с одним Черновым, Чернов оскорбил его, Шишков вызвал его на дуэль, он не хотел идти, и ,чтобы заставить его драться, Шишков дал ему пощечину ; тогда Чернов, не говоря ни слова, вышел, побежал домой за кинжалом и , возвратясь, остановился ждать Шишкова у крыльца, а когда Шишков вышел, чтобы ехать, он на него набросился и зарезал его. Неизвестно еще, что с ним будет, но замечательна судьба всей семьи Черновых: один брат убит на известной дуэли с Новосильцевым, другой на Варшавском приступе, третий умер в холеру, а этот четвертый, и говорят последний».1 Право на поединок превращалось в право на отказ от поединка. Пощечина воспринималась как повод для предательского удара кинжалом. Угроза огласки бесчестного поступка хладнокровно игнорировалась. Пушкин внимательно следил за всеми сколько-ни6удь известными историями и вообще смертельными столкновениями. Они давали возможность сравнивать эпохи, в них с кровавой громкостью говорило время. Пушкин с отвращением видел вокруг странных людей с понятиями гибельно чуждыми. Они не хотели бы стать иными, потому что так жить удобнее и не надо было нести бремя чести. Поместив людей в бесчестный, лживый мир, ограничив их стремления казенным преуспеянием , подменив высокие цели фальшивыми кумирами, странно было ждать от них рыцарских добродетелей. И раньше отношение к дуэли было неоднозначно. Сомнения в необходимости кровавого поединка подробно описаны Толстым в романе «Война и мир», когда Пьер Безухов перед поединком с Долоховым размышляет: « К чему же эта дуэль, это убийство?. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь.» И уже после выстрела он твердит, морщась: «Глупо. Глупо! Смерть.Ложь.»2. Но понятие чести требовало определенного поведения. « И от тебя весь свет с презреньем отвратится. Отныне ты пойдешь отверженца путем,»- вот какова раньше была судьба труса. Но нравственный распад дворянского большинства был необратим. Пушкин понимал это. Нравственный распад был необратим и неизбежен, ибо молодых дворян воспитывала эпоха, явившая себя в последние два — три года во всей своей отвратительности и теперь спокойно и уверенно налагавшая холодную руку на всю российскую духовную жизнь. В это время Пушкин сказал одному из своих близких знакомых, «что уже теперь нравственность в Петербурге плоха, что скоро будет полный упадок».

Анализ эпизода «Дуэль»

Эпизод дуэли между Базаровым и Павлом Кирсоновым описывается в середине 24 главы. Данный эпизод является заключением конфликта между Базаровым и Павлом Петровичем, и , конечно, кульминацией всего произведения. Поводом для дуэли послужила сцена между Бзааровым и Фенечкой, случаным свидетелей которой стал Кирсанов-старший. Эпизод дуэли — это эпизод-повествование, в котором присутствует завязка.
Действие дуэли происходит утром, на фоне просыпающейся природы, которая противопоставляется дуэли Кирсанова и базарова. Комердинер Петр сильно взволнован, Базаров же не чувствует грозящей ему опасности, не воспринимает дуэль всерьез и считает это пустой тратой времени, но решается на нее, дабы отдать дань Павлу Петровичу, который относится к дуэли очень серьезно, что показывает поведение, дуэль — способ Кирсанова, в силу его аристократичности, сохранить чувство собственного достоинства, которое, по его мнению, было ущемлено Базаровым.
Эпизод играет важную роль в произведении, помогает раскрыть характеры героев. Оба дуэлянта уверенные в себе и могут постоять за себя, но имеют разные взгляды на жизнь, что показывает эпизод их подготовки к дуэли и действия во время самой дуэли. Перед дуэлью Кирсанов и Базаров обмениваются репликами, используя слова на разных языках, дабы еще больше противопоставить себя друг другу. Автор использует тропы и лексические фигуры для характеристики героев: сравнения («белые, как снег панаталоны»), перифраз(«разбойник»), эвфемизм(«необычаен»), эмфаза(«драться серьезно»,» истреблять друг друга»). Всем действиям и словам в этом эпизоде присуща ирония.
Я считаю, что авторская позиция выражается антитезой. Дуэль противопоставляется всему их окружению(фону), и на их фоне выглядит бессмысленно, глупо и неестественно. Данный эпизод очень важен в контексте всего произведения и является кульминацией, а также завершением конфликта «отцов» и «детей».

Реферат на тему: Ваше отношение к дуэли. (по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Ваше отношение к дуэли. (по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова) Дуэль- поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. Цель этого поединка состоит в восстановление чести. В XIX веке в России существовали специальные дуэльные правила, естественно неписанные, потому что дуэли были запрещены. В то время они были широко распространены в дворянской и военной среде. В XX веке они уже не распространены и знаем мы о них исключительно из книг. В наше время у людей двоякое представление о дуэлях: одни считают, что это убийство, а другие, что это романтическое приключение. Я думаю, что в рассмотрение каждого случая следует исходить из обстоятельств. Все зависит от того, можно ли было найти выход. Следует учитывать, что события и в «Евгении Онегине» и в «Герое нашего времени» происходят в первой половине XIX века, а тогда для людей честь и доброе имя играли очень большую роль. Для дворян лучше было умереть, чем быть опозоренным. Если вспомнить состояние души Евгения Онегина перед дуэлью, то на ум приходит тот факт, что он даже не задумывался о своем секунданте. Это говорит о том, что он не воспринял вызов Ленского всерьез и «спал мертвым сном». Он даже опоздал на час, хотя по правилам Ленский должен был ждать его только в течение пятнадцати минут. Отсюда следует, что Ленский не хотел завершить дело миром. Дуэль Онегина и Ленского- образец пренебрежения всеми правилами: во- первых, только один распорядитель дуэли, во- вторых, Зарецкий не оговаривал в начале даже саму возможность мирного решения конфликта. Онегин повел себя благородно он целился не в Ленского, а стрелял на воздух, потому что в противном случае считалось бы, что он уклонился от дуэли. Онегин- одаренная личность, но иногда слабая. Таким образом виновник смерти Ленского- убийца поневоле. В поединке Печорина с Грушницким все происходит не по правилам с самого начала. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи пренебрежения правилами со стороны Грушницкого и его секунданта- капитана. Печорин поражает нас своим мужеством и холоднокровностью, с которой он смотрит в лицо смерти. Печорин- блестящий политик и стратег, он рассчитал все так, что Грушницкий не смог хорошо выстрелить. Доктор был поражен тем, что лицо Печорина, знавшего о замыслах Грушницкого и капитана убить его, оставалось невозмутимым и сдержанным. Это говорит о его силе воли и опыте. С этой точки зрения Печорин просто убил этого слабого и неопытного юношу- Грушницкого. Грушницкий оказался мало того, что подлым, но еще и бесхарактерным его даже не хватило, чтобы завершить начатое. Этим он заслужил презрение, как капитана, так и Печорина. Развязка вполне понятна, победил сильнейший- Печорин. Если рассматривать дуэль с нравственной точки зрения, то это в любом случае убийство- просто отстрел. Несмотря на широкое распространение в дворянских и армейских кругах, также состоящих в основном из дворян, дуэли отрицались и критиковались остальной частью общества, где практиковалась не менее дикая, но более гуманная кулачная расправа. Есть много оснований полагать, что в действительности дуэли не раз использовались для оправдания политических преступлений, устранения неугодных власти людей.

Автор статьи и участник «похода» М.PВ.PШимановский описывает произошедшее: «Портьера дверей соседней комнаты поднялась, вошел граф без палки, но держась прямо, в генеральской тужурке серого цвета. <> Не успел я кончить, как раздался резкий, громкий, отрывистый, с нотой повелительного характера, голос графа: PЯ кинжальщикам памятников не ставлю! Я до этого еще не дошел. Вы читали это гениальное произведение. Несколько секунд длилось молчание. Наконец я, придя в себя, сказал: PНет, Ваше сиятельство, я произведение Пушкина Кинжал не знаю и не читал. PНе читали, так прочтите! Советую Памятник?! И граф вновь остановился. PМы к вам, как к вечному гражданину Одессы PЭто хорошо Но спрашиваю я вас, что полиция смотрит. Что она делает? Что же это такое, памятник Пушкину?! А?! <> Когда мы вышли на улицу, я <> сказал: Ведь это исторический факт. Я не знаю, что за причина такого взгляда Строганова на Пушкина, чем Пушкин его против себя вооружил, но, по всей вероятности, здесь что-либо скрывается, но что именно, я положительно не знаю

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: