Дружба, связывающая двух великих писателей — Жуковского и Пушкина

Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.

Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».

В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?

Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады «Светлана», «Людмила» — до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.

А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, «Руслан и Людмила»), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах «Евгений Онегин» можно назвать данью Жуковскому.

Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.

Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:

Штабс-капитану, Гете, Грею,

Томсону, Шиллеру привет!

Им поклониться честь имею,

Но сердцем истинно жалею,

Что никогда их дома нет.

Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье — Михайловское), обвинение в «избиении» могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).

В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о «святейшем из званий: человек». Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.

Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,

Что выражалось на нем, — в жизни такого

Мы не видали на этом лице…

…мнилось мне, что ему

В этот миг предстояло как будто какое виденье,

Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?

«Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)

Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.

Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».

В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?

Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады «Светлана», «Людмила» — до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.

А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, «Руслан и Людмила»), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах «Евгений Онегин» можно назвать данью Жуковскому.

Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.

Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:

Штабс-капитану, Гете, Грею,

Томсону, Шиллеру привет!

Им поклониться честь имею,

Но сердцем истинно жалею,

Что никогда их дома нет.

Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье — Михайловское), обвинение в «избиении» могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).

В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о «святейшем из званий: человек». Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.

Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,

Что выражалось на нем, — в жизни такого

Мы не видали на этом лице…

…мнилось мне, что ему

В этот миг предстояло как будто какое виденье,

Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / «Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 38 673 раз

Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот…

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья…, где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», — говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…». В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш…

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков античности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершенно новое освещение. В русской поэзии до Пушкина любовь и дружба служили предметом вдохновения для поэта, но не всегда как самые высокие ценности человека (достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном» Ломоносова: «…хоть нежности сердечной в любви, я не лишен, героев славой вечной я больше восхищен»).

Впервые среди центральных поэтических тем тема любви и дружбы стала главной в поэзии русских сентименталистов: Карамзина, Жуковского. Эти поэты видели в дружбе и любви такие же ценности, как в общении с природой, чтении любимых книг, семейных заботах и радостях. Любовь и дружба как скромные, мирные наслаждения противопоставлялись высоким поэтическим идеалам поэтов-классицистов. Совсем другое звучание этой теме придал в своих стихах Пушкин.

Он как бы примирил классицистов с сентименталистами, поднял воспетые ими ценности, казалось бы, столь разные, на одну высоту. Пушкин учел трактовку этих тем в поэзии декабристов, их представления о назначении современного человека. Поэты-декабристы здесь во многом сближались с классицистами. Но Пушкин в своей философской лирике пошел дальше, соединив разные трактовки тем любви и дружбы в своих стихотворениях.

Это наглядно просматривается уже в одном из первых стихотворений поэта на тему дружбы «К Чаадаеву». В этом стихотворении любовь и дружба в «минуты вольности святой» примиряются, сливаются в единое целое. До Пушкина это были несовместимые в поэзии понятия: интимное, личное и общественное, гражданское. Ожидание свободы сравнивается с ожиданием любовного свидания.

Свободу надо любить, как любимую девушку, и именно дружба объединяет сердца людей, стремящихся к свободе, объединяет «души прекрасные порывы». Любовь и дружба, по мнению Пушкина, свободные чувства, человек свободен в своем выборе и счастлив этим. Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена этими двумя чувствами, которые он ставил превыше всего. На вопрос Николая I, где бы он был, если бы оказался в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями.

Пушкин не разделял, их методы борьбы, но политические заговорщики, декабристы, были для него, прежде всего друзьями: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской службы… и в мрачных пропастях земли». («19 октября», 1827 г.) Где бы они ни были, в немилости у царя или, наоборот, на государственной службе, — они, прежде всего его друзья и он обязан поддерживать их как друг: «…

любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас». («Во глубине сибирских руд…», 1827 г.) Любовь и дружба — священные чувства для Пушкина, состояние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященном А. П. Керн.

Явление возлюбленной — это момент, когда «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь, и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пушкин видит счастье жизни: «Я Вас любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим».

В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармоническое состояние души. Дружба и любовь облагораживают душу, вдохновляют поэта, освобождают его от низменных проявлений жизни, ведут его к высокой, свободной цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». («Пора, мой друг, пора…», 1834 г.) В этом стихотворении «неги» — это дружба и любовь, «труды» — это творчество, в других сферах жизни человек не может считать себя свободным, он «усталый раб». Вообще у Пушкина мотивы свободы пронизывают все творчество, а любовь и дружба — это чувства, которые позволяют душе «излиться, наконец, свободным проявленьем». («Осень», 1833 г.) В одном из посланий (к Н. Я. Плюсковой, 1818 г.) Пушкин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве: Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым содержанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творчестве культ дружбы, рыцарское понимание любви, гармония чувств (даже неразделенных). В русской поэзии после copyright

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Дружба, связывающая двух великих писателей — Жуковского и Пушкина

Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.

Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».

В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?

Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады «Светлана», «Людмила» — до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.

А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, «Руслан и Людмила»), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах «Евгений Онегин» можно назвать данью Жуковскому.

Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.

Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:

Штабс-капитану, Гете, Грею,

Томсону, Шиллеру привет!

Им поклониться честь имею,

Но сердцем истинно жалею,

Что никогда их дома нет.

Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье — Михайловское), обвинение в «избиении» могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).

В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о «святейшем из званий: человек». Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.

Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,

Что выражалось на нем, — в жизни такого

Мы не видали на этом лице…

…мнилось мне, что ему

В этот миг предстояло как будто какое виденье,

Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?

«Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)

Пушкин признавал себя учеником Жуковского. Но, учась у него, он перерастал своего предшественника и преодолевал его влияние, в общем чуждое основным устремлениям пушкинского творчества. Сравнение сказок Пушкина с одновременно написанными сказками Жуковского показывает, например, насколько внешне воспринимал задачу народности искусства Жуковский и насколько глубоко проникнут был ею Пушкин.

Сам Жуковский, умевший понимать и ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкина. В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет, на оборотной стороне которого рукой великого представителя романтизма была написана историческая фраза: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

В одном из писем (12 ноября 1824 года) Жуковский пишет Александру Сергеевичу: «Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное… Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения…».

В чем же заключается следование Пушкина Жуковскому в творчестве?

Прежде всего, в том, что Василий Андреевич Жуковский был признанным мастером романтической прозы. Именно он стоял у истоков этого литературного течения в России, именно его произведения – например, баллады «Светлана», «Людмила» — до сих пор являются признанными эталонами романтического искусства, выводящего на сцены исключительных героев и ставящего их в исключительные обстоятельства.

А Александр Сергеевич Пушкин, как известно, в начале своего творческого пути так же следовал романтическим традициям. Его поэму (в частности, «Руслан и Людмила»), сказки, раннюю лирику, первые главы романа в стихах «Евгений Онегин» можно назвать данью Жуковскому.

Но постепенно Пушкин уходит от романтизма к реализму, и Жуковский, с его оторванной от реальной жизни лирикой, перестает быть для поэта учителем.

Но не только творчество объединяло двух мастеров слова. Их объединяла и дружба. Между ними велась оживленная переписка. Так, сохранилась записка Пушкина, которую тот написал другу, когда не застал его однажды дома:

Штабс-капитану, Гете, Грею,

Томсону, Шиллеру привет!

Им поклониться честь имею,

Но сердцем истинно жалею,

Что никогда их дома нет.

Вообще, Пушкин и Жуковский были очень дружны. На правах старшего товарища Василий Андреевич не раз выручал своего друга. Так, в конце 1824 года, когда Пушкин поссорился со своим отцом и тот обвинил его в том, что он хотел его избить, Жуковский заступился за поэта перед властями. Так как положение Пушкина было отчаянным (ему уже присудили ссылку в родное поместье — Михайловское), обвинение в «избиении» могло усугубить наказание (угрожали ссылкой в Сибирь).

В 1825-м году Жуковский также пришел поэту на помощь – он заступился за него перед царем, когда Пушкин был в подозрении после восстания декабристов. Дело в том, что Жуковский служил при дворе и имел возможность прямого доступа к властьдержащим. Он сумел сохранить при дворе безупречную честность, нравственную чистоту и прямоту характера. Ни почести, ни награды не могли заставить его позабыть о «святейшем из званий: человек». Трусость и раболепство были чужды Жуковскому. Он много раз заступался за опальных героев. Все это привело, в конце концов, к тому, что Николай 1 стал подозревать Жуковского в свободомыслии и политической неблагонадежности.

Жуковский был также очень близким духовным другом Пушкина. Он не раз помогал поэту в трудные моменты жизни, умел приободрить, вселить уверенность, успокоить… Но он не смог уберечь друга от гибели… После смерти Пушкина Жуковский написал стихотворение, в котором выразил боль и недоумение от произошедших трагических событий:

Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем

Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза,

Было лицо его мне так знакомо, и было заметно,

Что выражалось на нем, — в жизни такого

Мы не видали на этом лице…

…мнилось мне, что ему

В этот миг предстояло как будто какое виденье,

Что-то сбывалось над ним… И спросить мне хотелось: что видишь?

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / «Победителю ученику от побеждённого учителя» (Жуковский и Пушкин: история одной дружбы)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 38 673 раз

Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот…

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей — вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья…, где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода — свобода — не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, — в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», — говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…». В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш…

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь… Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей…» тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Тему дружбы Александр Сергеевич Пушкин пронес почти через все свои стихотворения от юности до последнего периода жизни и творчества.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина

Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков античности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершенно новое освещение. В русской поэзии до Пушкина любовь и дружба служили предметом вдохновения для поэта, но не всегда как самые высокие ценности человека (достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном» Ломоносова: «…хоть нежности сердечной в любви, я не лишен, героев славой вечной я больше восхищен»).

Впервые среди центральных поэтических тем тема любви и дружбы стала главной в поэзии русских сентименталистов: Карамзина, Жуковского. Эти поэты видели в дружбе и любви такие же ценности, как в общении с природой, чтении любимых книг, семейных заботах и радостях. Любовь и дружба как скромные, мирные наслаждения противопоставлялись высоким поэтическим идеалам поэтов-классицистов. Совсем другое звучание этой теме придал в своих стихах Пушкин.

Он как бы примирил классицистов с сентименталистами, поднял воспетые ими ценности, казалось бы, столь разные, на одну высоту. Пушкин учел трактовку этих тем в поэзии декабристов, их представления о назначении современного человека. Поэты-декабристы здесь во многом сближались с классицистами. Но Пушкин в своей философской лирике пошел дальше, соединив разные трактовки тем любви и дружбы в своих стихотворениях.

Это наглядно просматривается уже в одном из первых стихотворений поэта на тему дружбы «К Чаадаеву». В этом стихотворении любовь и дружба в «минуты вольности святой» примиряются, сливаются в единое целое. До Пушкина это были несовместимые в поэзии понятия: интимное, личное и общественное, гражданское. Ожидание свободы сравнивается с ожиданием любовного свидания.

Свободу надо любить, как любимую девушку, и именно дружба объединяет сердца людей, стремящихся к свободе, объединяет «души прекрасные порывы». Любовь и дружба, по мнению Пушкина, свободные чувства, человек свободен в своем выборе и счастлив этим. Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена этими двумя чувствами, которые он ставил превыше всего. На вопрос Николая I, где бы он был, если бы оказался в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями.

Пушкин не разделял, их методы борьбы, но политические заговорщики, декабристы, были для него, прежде всего друзьями: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской службы… и в мрачных пропастях земли». («19 октября», 1827 г.) Где бы они ни были, в немилости у царя или, наоборот, на государственной службе, — они, прежде всего его друзья и он обязан поддерживать их как друг: «…

любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас». («Во глубине сибирских руд…», 1827 г.) Любовь и дружба — священные чувства для Пушкина, состояние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященном А. П. Керн.

Явление возлюбленной — это момент, когда «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь, и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пушкин видит счастье жизни: «Я Вас любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим».

В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармоническое состояние души. Дружба и любовь облагораживают душу, вдохновляют поэта, освобождают его от низменных проявлений жизни, ведут его к высокой, свободной цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». («Пора, мой друг, пора…», 1834 г.) В этом стихотворении «неги» — это дружба и любовь, «труды» — это творчество, в других сферах жизни человек не может считать себя свободным, он «усталый раб». Вообще у Пушкина мотивы свободы пронизывают все творчество, а любовь и дружба — это чувства, которые позволяют душе «излиться, наконец, свободным проявленьем». («Осень», 1833 г.) В одном из посланий (к Н. Я. Плюсковой, 1818 г.) Пушкин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве: Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.

А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым содержанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творчестве культ дружбы, рыцарское понимание любви, гармония чувств (даже неразделенных). В русской поэзии после copyright

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: