Дружба и друзья в лирике на 9 класс

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» — 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Скачать:

Вложение Размер
9_klass_otkrytyy_urok.docx 31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» — 9 класс

  • обзор первых двух этапов жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;
  • определить место творчества А.С.Пушкина и восприятие его современным читателем;
  • знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года
  • подвести первый предварительный итог тем знаниям, полученным при изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
  • работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»;
  • способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
  • способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;
  • воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
  • воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

Формы и методы работы : рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности — частично-поисковый).

Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

III. Постановка цели и определение темы урока.

IV. Работа по теме урока.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.

2.Работа с синквейном «Мой Пушкин» :

  • А.С.Пушкин.
  • Какой он?- три определения.
  • Моё любимое произведение поэта.
  • Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
  • Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1

V. Проверка домашнего задания.

1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

2.Презентация «Лицейские друзья».

3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Оборудование урока : портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);

Литература: И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Приветствуем друг друга.

Проверяем готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечаем отсутствующих.

Оформляем доску: число, тема урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель : На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались к творчеству А.С.Пушкина. За эти годы побывали во многих музеях С-Петербурга, связанных с именем поэта, попутешествовали по Пушкинским местам Гатчинского района, в мае 2012 года посетили Пушкинские Горы в Псковской области: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. И, конечно, у вас уже могло появится своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта.

И неслучайно поэтому ваше домашнее задание к уроку – устное сообщение «Мой Пушкин».

Итак, мы вступаем в завершающий этап изучения творчества А.С.Пушкина, который расширит ваши знания о его биографии, познакомит с новыми для вас поэтическими творениями поэта, «самым задушевным» произведением романом в стихах «Евгений Онегин».

  1. Постановка цели и определение темы урока.

Известные литературоведы давно определили четкие этапы в жизни и творчестве А.С.Пушкина. А сегодня нам предстоит: а) определить и вспомнить первые два периода; б) определить ваше отношение к великому поэту; в) познакомится со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»).

Чтобы определить первый этап в жизни поэта, предлагаю вам посмотреть нам фрагмент из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин».

(Эпизод фильма рассказывает нам о Москве: родине поэта, его родителях, о его верном слуге Никите Козлове. Эмоционально воспринимается учащимися фрагмент фильма, который рассказывает о том, как маленький артист, очень похожий внешне на маленького Пушкина, карабкается на колокольню Ивана Великого в Кремле с Н.Козловым).

Учитель (шутит): Спасибо хроникерам XIX века, которые сохранили драгоценные моменты из детства будущего великого поэта.

Ученик: В то время еще не было телевидения. Это только маленький артист.

Учитель: Вы совершенно правы. Этот фильм создал замечательный журналист Леонид Парфенов, где он показал свое видение поэта. А просмотренный фрагмент фильма определил первый временной период в жизни Пушкина:

  1. 1799 – 19 октября 1811г.г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.

2.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин» :

Сегодня вы видите на уроке очень большое количество портретов А.С.Пушкина. И у каждого художника он свой, неповторимый. Вот и вы сейчас попытаетесь с помощью синквейна рассказать мне о «своём» Пушкине.

Вы будете работа самостоятельно, под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Помните: «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

Учащиеся получают карточку, в которой четыре вопроса:

  1. Пушкин А.С.
  2. Какой он?- ответить с помощью трёх прилагательных.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): одаренный, яркий, чувственный, храбрый, внимательный, великий, вечный, знаменитый, интересный, вечнородный, близкий, выдающийся, вспыльчивый, талантливый, благородный, добрый, умный, серьёзный;

  1. Моё любимое произведение поэта.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», уже «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский».

  1. Актуальна поэзия Пушкина сейчас?

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): а) Да, поэзия актуальна. Вы кого из учащихся не спросите, все его знают и любят; б) Да. Пушкин писал простым языком обо всех понятных вещах, которые и до сих пор волнуют читателей – любовь, верность, жизнь…; в) Да. Его поэзия толкает на добрые поступки, так как несет в себе и добро, и мораль; г) По сути, произведения Пушкина дают истинное наслаждение современному читателю; д) Я даже не могу представить, чтобы с нами было, если бы не было Пушкина.

  1. Подбери лексический синоним.

(Учитель объясняет, что многие выдающиеся поэты и писатели определили личность поэта, как «Солнце русской поэзии» (Ф.Одоевский), «Светоч», «дивный гений» (М.Ю.Лермонтов), «Наше все» (А.Григорьев), «Соловей» (А.Дельвиг), «Волшебник Пушкин»(М.Горький).

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): Гений, Евгений Онегин, Путеводная звезда в литературном мире, Орел, парящий в недосягаемой высоте, «Наше всё», «Солнце русской поэзии», Друг.

Ответы на все вопросы школьники читают вслух, тем самым создается образ поэта в восприятии современного читателя.

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

Учащиеся рассказывают приготовленные дома сообщения «Мой Пушкин».

2. Презентация «Лицейские друзья».

Группой школьников была подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И.И.Пущина, К.В.Кюхельбекера, А.А.Дельвига, А. М. Горчакова.

3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

«Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…».

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…».

«…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты.

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам. »

«…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…».

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

«…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей. »

Определен следующий этап в жизни и творчестве А.С.Пушкина:

2. 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели, друзья, первый поэтический успех – признание, становление А.С.Пушкина как поэта.

Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:

  • Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского;
  • Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
  • Учебный класс с тридцатью конторками, где постегали учебные предметы со своими педагогами.
  • Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.

Школьники не раз бывали в Музее-Лицее, поэтому приняли в просмотре презентации живое участие.

Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?

После окончания Лицея 19 октября становится в жизни его воспитанников священным, который они всегда вспоминают и стараются праздновать. А.С.Пушкин неоднократно писал стихотворения, посвященные этой дате.

Домашнее задание : найти стихотворные посвящения, посвященные 19 октября, прокомментировать одно из них (на выбор).

Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Тема дружбы в лирике Пушкина..docx

Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.

Вступительное слово учителя.

«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).

Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Сообщения подготовленных учеников, реализация их индивидуальных заданий.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Преобладает лирический жанр – дружеское послание.

Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину»4мая 1815)

Южный период (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

. Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2.Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».

Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемmrcpk.marsu.ru

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе

2 Любовь — источник поэзии Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны… А. С. Пушкин

3 Гоголь о поэзии Пушкина: « Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто. всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. »

4 «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829) Какое чувство осталось после прочтения? Как вы думаете, кому А. С. Пушкин адресовал стихотворение? Можно ли применить слова Н. Гоголя к этому стихотворению?

5 Любовь — мелодия «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия» А. Пушкин «Что это — поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» В. Белинский

6 «. в самом стихе. есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». П. Чайковский Любовь — мелодия Романсы на стихи А. Пушкина: — «Я вас любил» — «Я помню чудное мгновенье» — «Не пой, красавица, при мне» — «На холмах Грузии»

7 Адресаты лирики поэта Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времён минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шёпот старины болтливой, Рукою верной я писал. «Руслан и Людмила»

8 Мария Николаевна Раевская (Волконская) «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

9 Анна Петровна Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…

11 Екатерина Ушакова Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые, Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован.

12 Анна Оленина Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем…

13 Наталья Николаевна Гончарова «Чистейшей прелести чистейший образец» « Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое ». « Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, — а душу твою я люблю ещё более ». А. Пушкин

14 Последняя дуэль Э. Дантес Дуэль на Черной речке А. Пушкин

15 Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновенный. А.С.Пушкин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Дружба и друзья в лирике на 9 класс

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» — 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе.

Скачать:

Вложение Размер
9_klass_otkrytyy_urok.docx 31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» — 9 класс

  • обзор первых двух этапов жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;
  • определить место творчества А.С.Пушкина и восприятие его современным читателем;
  • знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года
  • подвести первый предварительный итог тем знаниям, полученным при изучении творчества А.С.Пушкина в предыдущих классах (5-8 классах);
  • работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»;
  • способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
  • способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;
  • воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
  • воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

Формы и методы работы : рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности — частично-поисковый).

Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

III. Постановка цели и определение темы урока.

IV. Работа по теме урока.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.

2.Работа с синквейном «Мой Пушкин» :

  • А.С.Пушкин.
  • Какой он?- три определения.
  • Моё любимое произведение поэта.
  • Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
  • Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1

V. Проверка домашнего задания.

1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

2.Презентация «Лицейские друзья».

3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Оборудование урока : портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);

Литература: И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.

  1. Организационный момент. Включение в учебную деятельность.

Приветствуем друг друга.

Проверяем готовность к уроку: наличие учебных принадлежностей, отмечаем отсутствующих.

Оформляем доску: число, тема урока.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Учитель : На протяжении нескольких лет в 5, 6, 7, 8 классах вы обращались к творчеству А.С.Пушкина. За эти годы побывали во многих музеях С-Петербурга, связанных с именем поэта, попутешествовали по Пушкинским местам Гатчинского района, в мае 2012 года посетили Пушкинские Горы в Псковской области: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. И, конечно, у вас уже могло появится своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта.

И неслучайно поэтому ваше домашнее задание к уроку – устное сообщение «Мой Пушкин».

Итак, мы вступаем в завершающий этап изучения творчества А.С.Пушкина, который расширит ваши знания о его биографии, познакомит с новыми для вас поэтическими творениями поэта, «самым задушевным» произведением романом в стихах «Евгений Онегин».

  1. Постановка цели и определение темы урока.

Известные литературоведы давно определили четкие этапы в жизни и творчестве А.С.Пушкина. А сегодня нам предстоит: а) определить и вспомнить первые два периода; б) определить ваше отношение к великому поэту; в) познакомится со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»).

Чтобы определить первый этап в жизни поэта, предлагаю вам посмотреть нам фрагмент из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин».

(Эпизод фильма рассказывает нам о Москве: родине поэта, его родителях, о его верном слуге Никите Козлове. Эмоционально воспринимается учащимися фрагмент фильма, который рассказывает о том, как маленький артист, очень похожий внешне на маленького Пушкина, карабкается на колокольню Ивана Великого в Кремле с Н.Козловым).

Учитель (шутит): Спасибо хроникерам XIX века, которые сохранили драгоценные моменты из детства будущего великого поэта.

Ученик: В то время еще не было телевидения. Это только маленький артист.

Учитель: Вы совершенно правы. Этот фильм создал замечательный журналист Леонид Парфенов, где он показал свое видение поэта. А просмотренный фрагмент фильма определил первый временной период в жизни Пушкина:

  1. 1799 – 19 октября 1811г.г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.

2.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин» :

Сегодня вы видите на уроке очень большое количество портретов А.С.Пушкина. И у каждого художника он свой, неповторимый. Вот и вы сейчас попытаетесь с помощью синквейна рассказать мне о «своём» Пушкине.

Вы будете работа самостоятельно, под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Помните: «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

Учащиеся получают карточку, в которой четыре вопроса:

  1. Пушкин А.С.
  2. Какой он?- ответить с помощью трёх прилагательных.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): одаренный, яркий, чувственный, храбрый, внимательный, великий, вечный, знаменитый, интересный, вечнородный, близкий, выдающийся, вспыльчивый, талантливый, благородный, добрый, умный, серьёзный;

  1. Моё любимое произведение поэта.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», уже «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский».

  1. Актуальна поэзия Пушкина сейчас?

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): а) Да, поэзия актуальна. Вы кого из учащихся не спросите, все его знают и любят; б) Да. Пушкин писал простым языком обо всех понятных вещах, которые и до сих пор волнуют читателей – любовь, верность, жизнь…; в) Да. Его поэзия толкает на добрые поступки, так как несет в себе и добро, и мораль; г) По сути, произведения Пушкина дают истинное наслаждение современному читателю; д) Я даже не могу представить, чтобы с нами было, если бы не было Пушкина.

  1. Подбери лексический синоним.

(Учитель объясняет, что многие выдающиеся поэты и писатели определили личность поэта, как «Солнце русской поэзии» (Ф.Одоевский), «Светоч», «дивный гений» (М.Ю.Лермонтов), «Наше все» (А.Григорьев), «Соловей» (А.Дельвиг), «Волшебник Пушкин»(М.Горький).

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): Гений, Евгений Онегин, Путеводная звезда в литературном мире, Орел, парящий в недосягаемой высоте, «Наше всё», «Солнце русской поэзии», Друг.

Ответы на все вопросы школьники читают вслух, тем самым создается образ поэта в восприятии современного читателя.

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

Учащиеся рассказывают приготовленные дома сообщения «Мой Пушкин».

2. Презентация «Лицейские друзья».

Группой школьников была подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И.И.Пущина, К.В.Кюхельбекера, А.А.Дельвига, А. М. Горчакова.

3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

«Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…».

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…».

«…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты.

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам. »

«…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…».

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

«…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей. »

Определен следующий этап в жизни и творчестве А.С.Пушкина:

2. 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели, друзья, первый поэтический успех – признание, становление А.С.Пушкина как поэта.

Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:

  • Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского;
  • Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
  • Учебный класс с тридцатью конторками, где постегали учебные предметы со своими педагогами.
  • Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.

Школьники не раз бывали в Музее-Лицее, поэтому приняли в просмотре презентации живое участие.

Учитель: Подводя итог уроку, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем занятии?

После окончания Лицея 19 октября становится в жизни его воспитанников священным, который они всегда вспоминают и стараются праздновать. А.С.Пушкин неоднократно писал стихотворения, посвященные этой дате.

Домашнее задание : найти стихотворные посвящения, посвященные 19 октября, прокомментировать одно из них (на выбор).

Конспект урока литературы в 9 классе «Тема дружбы в лирике Пушкина»

Выбранный для просмотра документ Тема дружбы в лирике Пушкина..docx

Тема. Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

рассмотреть, как развивалась тема дружбы в разные периоды творчества А.С.Пушкина;

развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического текста;

воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

IІ. Актуализация прежних знаний, реализация домашнего задания.

Вступительное слово учителя.

«Становление пера» А.С.Пушкина происходило в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицеистские друзья Пушкина (А.А.Дельвиг, И.И.Пущин, В.К.Кюхельбекер). Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицеистского братства, на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских» (по Б.Томашевскому).

Стихотворения для анализа: «К Пущину» (1815), «Дельвигу» (1817), «Разлука» (1817), «19 октября» (1825), «Пущину» (1826), «19 октября» (1827), «Чем чаще празднует лицей» (1832), «Была пора…» (1836).

Сообщения подготовленных учеников, реализация их индивидуальных заданий.

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Тема дружбы в разные периоды творчества Пушкина.

Лицейский период (1811-1817) и Петербургские годы (1817-1820).

Преобладает лирический жанр – дружеское послание.

Послание – произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.

В лирике Пушкина появляется мотив братства, который проходит через всё его творчество:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Опять я ваш, о юные друзья!

Туманные сокрылись дни разлуки:

И брату вновь простёрлись ваши руки,

Ваш резвый круг увидел снова я.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?

Анакреотические мотивы, любимые Пушкиным-лицеистом, звучат в большинстве дружеских посланий этого времени.

Анакреон – древнегреческий поэт, воспевший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни.

Анакреотическим мотивам ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм.

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

С дружбой связаны пиры и веселье («Пирующие студенты»,1814; «Моё завещание друзьям», 1815).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

(«Воспоминание» (К Пущину), 1815)

Дай Бог, чтоб я с друзьями

Встречая сотый май,

Сказал тебе стихами:

Вот кубок; наливай!

Веселье! Будь до гроба

Сопутник верный наш,

И пусть умрём мы оба

При стуке полных чаш!

(«К Пущину»4мая 1815)

Южный период (1820 – 1824).

1) Поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречён на разлуку:

В изгнанье скучном, каждый час

Горя завистливым желаньем,

Я к вам лечу воспоминаньем,

Воображаю, вижу вас…

. Горишь ли ты, — лампада наша,

Подруга бдений и пиров?

Кипишь ли ты, златая чаша,

В руках весёлых остряков?

(Из письма к Я.Я.Толстому, 1821)

2) Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Но дружбы нет со мной: печальный, вижу я

Лазурь чужих небес, полдневные края;

Ни музы, ни труды, ни радости досуга,

Ничто не заменит единственного друга.

3) Дружеская переписка не прерывается в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

4) Пир друзей – пир жизни, пир молодости, которая проходит (философская тема времени)

Вчера был день разлуки шумной,

Вчера был Вакха шумный пир,

При кликах юности безумной,

При громе чаш, при звуке лир.

Позднее творчество (конец 1820-х – 30-е годы)

1)Меняется пафос дружеской лирики: всё больше потерь в тесном дружеском кругу, трансформируются основные мотивы, например, такой любимый Пушкиным мотив, как мотив пира:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…», 1836)

Шесть мест упразднённых стоят,

Шести друзей не узрим мы боле,

Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,

Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой,

И надо всеми мы рыдали.

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

2) Индивидуальные характеристики, появившиеся в раннем творчестве, со временем сливаются в обобщённый образ семьи друзей. Семья друзей противопоставлена свету.

Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим…

(«Чем чаще празднует Лицей», 1831)

Семья друзей выступает и как антитеза скитанию, дорогам, неприкаянности:

Усердно помолившись Богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

(«19 октября», 1828)

3) Гражданские мотивы в дружеской лирике присутствуют как в раннем творчестве («К Чаадаеву»), так и в зрелом творчестве.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд», 1825)

Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении, способствует появлению в нём гражданских мотивов.

IV. Подведение итогов урока.

1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2.Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».

Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемmrcpk.marsu.ru

Похожие презентации

Презентация 9 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Любовная лирика А. С. Пушкина Урок литературы в 9 классе

2 Любовь — источник поэзии Любви все возрасты покорны, Ее порывы благотворны… А. С. Пушкин

3 Гоголь о поэзии Пушкина: « Здесь нет красноречия, здесь одна поэзия; никакого наружного блеска, всё просто. всё исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; всё лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия. Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт. »

4 «На холмах Грузии лежит ночная мгла» (1829) Какое чувство осталось после прочтения? Как вы думаете, кому А. С. Пушкин адресовал стихотворение? Можно ли применить слова Н. Гоголя к этому стихотворению?

5 Любовь — мелодия «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает. Но и любовь — мелодия» А. Пушкин «Что это — поэзия, живопись, музыка? Или и то, и другое, и третье, слившееся в одно, где картина говорит звуками, звуки образуют картину, а слова блещут красками, вьются образами, звучат гармониею и выражают разумную речь?» В. Белинский

6 «. в самом стихе. есть что-то проникающее в самую глубь души. Это что-то и есть музыка». П. Чайковский Любовь — мелодия Романсы на стихи А. Пушкина: — «Я вас любил» — «Я помню чудное мгновенье» — «Не пой, красавица, при мне» — «На холмах Грузии»

7 Адресаты лирики поэта Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времён минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шёпот старины болтливой, Рукою верной я писал. «Руслан и Людмила»

8 Мария Николаевна Раевская (Волконская) «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою музу и поэтизировал всё, что видел».

9 Анна Петровна Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты…

11 Екатерина Ушакова Когда я вижу пред собой Твой профиль, и глаза, и кудри золотые, Когда я слышу голос твой И речи резвые, живые, Я очарован.

12 Анна Оленина Я вас любил, любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем…

13 Наталья Николаевна Гончарова «Чистейшей прелести чистейший образец» « Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое ». « Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, — а душу твою я люблю ещё более ». А. Пушкин

14 Последняя дуэль Э. Дантес Дуэль на Черной речке А. Пушкин

15 Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновенный. А.С.Пушкин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: