Драматические произведения пушкина список

Русская классическая литература

Александр Сергеевич Пушкин

Значение Пушкина неизмеримо велико.

Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих.

Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела.

…О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

Сколько люди не будут говорить об этом поэте, но так до конца и не откроется тайна, вдохновлявшая автора на столь удивительные произведения. Ведь роль Александра Сергеевича Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Он стал ее подлинным средоточием, обозначив высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса IXX века.

Пушкин создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты. Он ознакомил Россию со всеми европейскими литературными жанрами и многими западноевропейскими писателями, достигнув, таким образом, приобщения русской литературы к европейской и европейской литературы – к русской.

Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.

Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал), сделался военным инженером и умер девяносто двух лет в чине генерала. Пушкин рассказывает, что »до глубокой старости Аннибал помнил еще Африку, роскошную жизнь отца, девятнадцать братьев, из которых он был меньшой.

Помнил, как их водили к отцу, с руками, связанными за спину, между тем как он один был свободен и плавал под фонтанами отеческого дома; помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблем, на котором он удалялся».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого »арапа Петра Великого» (так называется роман, посвященный прадеду Пушкина). В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого.

Пушкин родился в Москве 6 июня (а по старому стилю – 26 мая) 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. Детство его было нерадостное. Отец и мать мало любили своего сына Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Левешке.

Пушкин очень дружил со своей сестрой Ольгой, она была старше его на полтора года; они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень нервного характера: то он был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.

Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него. Бабушка будущего поэта, человек чисто русского облика, языка и ума. Чуткий Дельвиг недаром будет восхищаться складом русской речи пушкинской бабушки в ее письмах внуку, когда тот станет лицеистом. Кстати, именно бабушка первоначально научила поэта русскому чтению и русскому письму.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это

разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист.

Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума».

Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков».

Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем

Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Что касается дружбы, то она была не идеальной, а со спорами, с разногласиями. Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву своё несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так, как основана, была на уважении и человеческом взаимопонимании.

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

«Тираны мира! трепещите!»

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам.

Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.

В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные.

Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества-южный период. В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы.

В поэме «ЦЫГАНЕ» два необычайных героя-Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь-это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к Земфире.

Поэт говорит, что нельзя лишать жизни другого человека. . Оставь нас добрый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним. Не нужно крови нам и стонов. Но жить с убийцей не хотим. В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин тоже выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану. Кроме южных поэм Пушкин написал очень много небольших стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина-это разгул на пиру жизни. Любовь у Пушкина-это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека.

Созданные Александром Сергеевичем стихотворения, были обращены к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Их объединяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Шли и шли тридцатые годы девятнадцатого века. Умер дядя Пушкина. Пушкин написал «Медного всадника» — повесть в стихах о наводнении 1824 года. Умерла мать Пушкина, внучка негра. Пушкин написал «Повести Белкина» — короткие рассказы о разных забавных жизненных случаях. Жена поэта Наталья Николаевна рожала детей. Иногда случались выкидыши. Пушкин написал «Дубровского» и «Историю Пугачева». Денег не было решительно.

Пушкин написал аппликацию и получил от царя грант. Он приступил к собиранию материалов для «Истории Петра», сидел в архивах, делал выписки, но писать не писал. Все уже по этому поводу начали посмеиваться.

Чтоб заработать денег, Пушкин придумал издавать журнал «Современник», получил разрешение и приступил к делу. Журнал был хороший, там печатался Гоголь, которому Пушкин подсказывал сюжеты для произведений. Но публика не торопилась раскупать журнал, и он терпел убытки.

Зимой 1837 возник конфликт Пушкина с Ж. Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора привела к дуэли.

— Кончена жизнь. — произнес Пушкин внятно. — Теснит дыхание.

Это были последние слова Пушкина. Часы показывали два часа сорок пять минут ночи. Дыхание прервалось.

Прекрасная голова поэта склонилась. Руки опустились. Всех поразило величавое и торжественное выражение его лица. Доктор Андреевский закрыл ему глаза.

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ

Издательство «Художественная литература», 1985 г.

«A. C. ПУШКИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ В ДВУХ ТОМАХ»

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Александр Сергеевич Пушкин

Профили на тематических сайтах
Александр Сергеевич Пушкин
Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ
р. 26 мая (6 июня) 1799 , Москва
ум. 29 января (10 февраля) 1837 (37 лет) , Санкт-Петербург
русский поэт и прозаик

Пушкин, Александр Сергеевич

Содержание

Стихотворения

Переводы

Роман в стихах

  • Евгений Онегин, (1823—31, опубл.: 1833)

Поэмы

  • Тень Баркова, (первое упоминание В. П. Гаевского в 1863)
  • Руслан и Людмила, 1817—20, опубл. 1820
  • Кавказский пленник
  • Гавриилиада
  • Братья разбойники
  • Бахчисарайский фонтан, 1821—23, опубл. 1824
  • Цыганы, 1824, опубл. 1827
  • Граф Нулин, 1825, опубл. 1828
  • Полтава, 1828, опубл. 1829
  • Тазит, 1829—30, опубл.: 1837
  • Домик в Коломне, 1830, опубл.: 1833
  • Анджело, 1833, опубл. 1833
  • Медный всадник, 1833, опубл. 1834

Драматические произведения

  • Борис Годунов. Трагедия (1824—25, опубл. 1831)
  • Маленькие трагедии
    • Скупой рыцарь
    • Моцарт и Сальери
    • Каменный гость
    • Пир во время чумы
  • Pусалка
  • Сцены из рыцарских времён

Отрывки и наброски

Сказки

  • Жених, 1825
  • О попе и о работнике его Балде, 1830
  • О медведихе, 1830
  • О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, 1831
  • О рыбаке и рыбке, 1833
  • О мёртвой царевне и о семи богатырях, 1833
  • О золотом петушке, 1834

Проза

  • Воображаемый разговор с Александром I
  • Арап Петра Великого
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина
    • От издателя
    • Выстрел
    • Метель
    • Гробовщик
    • Станционный смотритель
    • Барышня-крестьянка
  • История села Горюхина
  • Рославлев
  • Дубровский
  • Пиковая дама
  • Кирджали. Повесть
  • Египетские ночи, опубл. в 1837
  • Капитанская дочка. Повесть (1833—36, опубл. в 1836)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года

Исторические произведения

Письма

Оперные либретто по произведениям Пушкина

Критика и публицистика

  • Вольтер
  • Джон Теннер
  • Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной
  • О ничтожестве литературы русской
  • Об «Истории Пугачевского бунта» (разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества», в январе 1835 года)
  • Опровержение на критики
  • Ответ на статью в журнале «Атеней»
  • Отрывки из писем, мысли и замечания
  • Путешествие из Москвы в Петербург(1833—1835)
  • Разбор сочинений Георгия Конисского
  • Российская академия
  • Фракийские элегии, стихотворения Виктора Теплякова, 1836
  • Французская академия

Библиография

  • Стихотворения Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1826. (Google; Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1828. (Google)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Первая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (Google; каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Вторая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (каталог РГБ)
  • А. С. Пушкин . Борис Годунов. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1831. (Google; каталог РГБ)
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П. — СПб.: Типография Плюшара, 1831. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Третья часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1832. (Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Смирдин, 1833. (каталог РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть первая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть вторая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Четвёртая часть. — СПб.: Типография Имп. Рос. акад., 1835. (каталог РГБ)
  • Поэмы и повести Александра Пушкина. Часть первая. — СПб.: Военная типография, 1835. (Google)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 3-е изд. — СПб.: Типография экспедиции заготовления гос. бумаг, 1837. (каталог РГБ)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 1. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 2. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 3. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 4. (Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 5. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 6. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 7. (Google; Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 8. (Google; Google; Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 9. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 10. (Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 11. (Google)
  • Капитанская дочка (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 2. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 3. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 5. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 1. Лирические стихотворения. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 3. Евгений Онегин и драматические произведения. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 4. Записки, заметки, романы и повести. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 5. Отрывки, журнальные и исторические статьи. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 6. История пугачёвского бунта. (Google)
  • Приложения к сочинениям А. С. Пушкина, изданным Я. А. Исаковым / Составил Григорий Геннади — СПб., 1860. (РГБ)
  • Стихотворения А. С. Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений. — Берлин: Р. Вагнер, 1861. (Google)
  • Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Я. А. Исаков, 1869. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google; Google)
  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 1 томе. — СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1899. — Сканы, размещённые на Викискладе, сканы разделены по колонкам: часть 1, часть 2
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1907. — Т. I. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1908. — Т. II. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1909. — Т. III. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1910. — Т. IV. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1911. — Т. V. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1915. — Т. VI. (РГБ)

Публикации в сборниках:

  • Весенние цветы, или Собрание романсов, баллад и песен А. Пушкина, Жуковского, Козлова, Баратынского, Туманского, Ф. Глинки, Ознобишина, Раича, Маркевича, Вяземского и проч. — М.: Типография М. Пономарёва, 1835. (РГБ)
  • Венок граций. Подарок любителям и любительницам пения и романсов, или собр. разн. стихов лучших и извест. сочинителей как-то: А. Пушкина, И. Козлова, Е. Баратынского, Ф. Глинки, Кюхельбекера, Бестужева, А. Дельвига, К. Масальского, И. Дмитриева, Иванчина-Писарева, кн. Вяземского, А. Подолинского и проч. — М.: Типография Лазаревых ин-та вост. яз., 1838. (каталог РГБ)
  • Новые стихотворения Пушкина и Шавченки. — Лейпциг: Вольфганг Герганг, 1859. (Google)

См. также

  • Произведения, ошибочно приписывавшиеся Александру Сергеевичу Пушкину
  • Александр Сергеевич Пушкин в «Антологии восьмистиший»
  • Соловей в Таврическом саду («Пусть голос соловья прекрасный…») — стихотворение Д. И. Хвостова
  • Сонет («С тоской и полный грустных размышлений…») — стихотворение К. А. Петерсона, опубл. 1839
  • Несколько слов о Пушкине — статья Н. В. Гоголя
  • Пушкинская речь Достоевского.
  • Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве — выступление И. С. Тургенева.
  • Судьба Пушкина — статья В. С. Соловьёва
  • О назначении поэта — речь А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкинскому Дому — последнее стихотворение А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкин и русская культура — статья переводчика и критика П. К. Губера

Мемуары о последних днях жизни

  • Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К. К. Данзаса (Аммосов)
  • Записки В. И. Даля о смерти А. С. Пушкина
  • Записка доктора Спасского о смерти А. С. Пушкина

Ссылки

  • Электронное научное издание «Пушкин» на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклор»
  • «Список произведений, ошибочно приписывавшихся Пушкину в наиболее авторитетных изданиях» (сост. Л. А. Катанская; Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1959. — Т. Справочный том: Дополнения и исправления. Указатели. — С. 555—558. )
  • Полное собрание сочинений в 10 томах в Русской виртуальной библиотеке
  • Александр Пушкин в библиотеке Мошкова
  • Александр Пушкин в библиотеке ImWerden
  • Проект «Пушкин. Прижизненные публикации» на сайте Пушкинского Дома
  • Стихи, сказки, поэмы и критические материалы
  • Пушкин А. С. Избранные стихи
  • Ольга Видова: Души неясный идеал…
  • Список стихотворений
  • Мама, я Пушкина люблю!. Александр Сидоров (Фима Жиганец).
  • Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

Декламация и мелодекламация

  • Поэма «Евгений Онегин» в исполнении Сергея Леонтьева
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Ты и вы», «Портрет», «Когда б не смутное влеченье…» и др. в исполнении Владимира Чернявского
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Из Пиндемонти» (Не дорого ценю я громкие права) в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Буря», «Мечтателю» и др. в исполнении Юрия Неизвестного
  • Стихотворения Пушкина «Памятник» в исполнении Владимира Яхонтова
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ПРОРОК» в исполнении Павла Морозова
  • Сказка о царе Салтане в исполнении Веры Марецкой
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ЭЛЕГИЯ» («Безумных лет угасшее веселье…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворение Александра Пушкина «Пророк» в исполнении Василия Качалова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Драматические произведения пушкина список

Русская классическая литература

Александр Сергеевич Пушкин

Значение Пушкина неизмеримо велико.

Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих.

Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела.

…О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

Сколько люди не будут говорить об этом поэте, но так до конца и не откроется тайна, вдохновлявшая автора на столь удивительные произведения. Ведь роль Александра Сергеевича Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Он стал ее подлинным средоточием, обозначив высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса IXX века.

Пушкин создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты. Он ознакомил Россию со всеми европейскими литературными жанрами и многими западноевропейскими писателями, достигнув, таким образом, приобщения русской литературы к европейской и европейской литературы – к русской.

Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.

Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал), сделался военным инженером и умер девяносто двух лет в чине генерала. Пушкин рассказывает, что »до глубокой старости Аннибал помнил еще Африку, роскошную жизнь отца, девятнадцать братьев, из которых он был меньшой.

Помнил, как их водили к отцу, с руками, связанными за спину, между тем как он один был свободен и плавал под фонтанами отеческого дома; помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблем, на котором он удалялся».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого »арапа Петра Великого» (так называется роман, посвященный прадеду Пушкина). В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого.

Пушкин родился в Москве 6 июня (а по старому стилю – 26 мая) 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. Детство его было нерадостное. Отец и мать мало любили своего сына Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Левешке.

Пушкин очень дружил со своей сестрой Ольгой, она была старше его на полтора года; они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень нервного характера: то он был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.

Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него. Бабушка будущего поэта, человек чисто русского облика, языка и ума. Чуткий Дельвиг недаром будет восхищаться складом русской речи пушкинской бабушки в ее письмах внуку, когда тот станет лицеистом. Кстати, именно бабушка первоначально научила поэта русскому чтению и русскому письму.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это

разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист.

Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума».

Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков».

Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем

Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Что касается дружбы, то она была не идеальной, а со спорами, с разногласиями. Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву своё несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так, как основана, была на уважении и человеческом взаимопонимании.

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

«Тираны мира! трепещите!»

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам.

Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.

В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные.

Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества-южный период. В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы.

В поэме «ЦЫГАНЕ» два необычайных героя-Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь-это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к Земфире.

Поэт говорит, что нельзя лишать жизни другого человека. . Оставь нас добрый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним. Не нужно крови нам и стонов. Но жить с убийцей не хотим. В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин тоже выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану. Кроме южных поэм Пушкин написал очень много небольших стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина-это разгул на пиру жизни. Любовь у Пушкина-это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека.

Созданные Александром Сергеевичем стихотворения, были обращены к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Их объединяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Шли и шли тридцатые годы девятнадцатого века. Умер дядя Пушкина. Пушкин написал «Медного всадника» — повесть в стихах о наводнении 1824 года. Умерла мать Пушкина, внучка негра. Пушкин написал «Повести Белкина» — короткие рассказы о разных забавных жизненных случаях. Жена поэта Наталья Николаевна рожала детей. Иногда случались выкидыши. Пушкин написал «Дубровского» и «Историю Пугачева». Денег не было решительно.

Пушкин написал аппликацию и получил от царя грант. Он приступил к собиранию материалов для «Истории Петра», сидел в архивах, делал выписки, но писать не писал. Все уже по этому поводу начали посмеиваться.

Чтоб заработать денег, Пушкин придумал издавать журнал «Современник», получил разрешение и приступил к делу. Журнал был хороший, там печатался Гоголь, которому Пушкин подсказывал сюжеты для произведений. Но публика не торопилась раскупать журнал, и он терпел убытки.

Зимой 1837 возник конфликт Пушкина с Ж. Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора привела к дуэли.

— Кончена жизнь. — произнес Пушкин внятно. — Теснит дыхание.

Это были последние слова Пушкина. Часы показывали два часа сорок пять минут ночи. Дыхание прервалось.

Прекрасная голова поэта склонилась. Руки опустились. Всех поразило величавое и торжественное выражение его лица. Доктор Андреевский закрыл ему глаза.

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ

Издательство «Художественная литература», 1985 г.

«A. C. ПУШКИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ В ДВУХ ТОМАХ»

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Александр Сергеевич Пушкин

Профили на тематических сайтах
Александр Сергеевич Пушкин
Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ
р. 26 мая (6 июня) 1799 , Москва
ум. 29 января (10 февраля) 1837 (37 лет) , Санкт-Петербург
русский поэт и прозаик

Пушкин, Александр Сергеевич

Содержание

Стихотворения

Переводы

Роман в стихах

  • Евгений Онегин, (1823—31, опубл.: 1833)

Поэмы

  • Тень Баркова, (первое упоминание В. П. Гаевского в 1863)
  • Руслан и Людмила, 1817—20, опубл. 1820
  • Кавказский пленник
  • Гавриилиада
  • Братья разбойники
  • Бахчисарайский фонтан, 1821—23, опубл. 1824
  • Цыганы, 1824, опубл. 1827
  • Граф Нулин, 1825, опубл. 1828
  • Полтава, 1828, опубл. 1829
  • Тазит, 1829—30, опубл.: 1837
  • Домик в Коломне, 1830, опубл.: 1833
  • Анджело, 1833, опубл. 1833
  • Медный всадник, 1833, опубл. 1834

Драматические произведения

  • Борис Годунов. Трагедия (1824—25, опубл. 1831)
  • Маленькие трагедии
    • Скупой рыцарь
    • Моцарт и Сальери
    • Каменный гость
    • Пир во время чумы
  • Pусалка
  • Сцены из рыцарских времён

Отрывки и наброски

Сказки

  • Жених, 1825
  • О попе и о работнике его Балде, 1830
  • О медведихе, 1830
  • О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди, 1831
  • О рыбаке и рыбке, 1833
  • О мёртвой царевне и о семи богатырях, 1833
  • О золотом петушке, 1834

Проза

  • Воображаемый разговор с Александром I
  • Арап Петра Великого
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина
    • От издателя
    • Выстрел
    • Метель
    • Гробовщик
    • Станционный смотритель
    • Барышня-крестьянка
  • История села Горюхина
  • Рославлев
  • Дубровский
  • Пиковая дама
  • Кирджали. Повесть
  • Египетские ночи, опубл. в 1837
  • Капитанская дочка. Повесть (1833—36, опубл. в 1836)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года

Исторические произведения

Письма

Оперные либретто по произведениям Пушкина

Критика и публицистика

  • Вольтер
  • Джон Теннер
  • Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности, как иностранной, так и отечественной
  • О ничтожестве литературы русской
  • Об «Истории Пугачевского бунта» (разбор статьи, напечатанной в «Сыне отечества», в январе 1835 года)
  • Опровержение на критики
  • Ответ на статью в журнале «Атеней»
  • Отрывки из писем, мысли и замечания
  • Путешествие из Москвы в Петербург(1833—1835)
  • Разбор сочинений Георгия Конисского
  • Российская академия
  • Фракийские элегии, стихотворения Виктора Теплякова, 1836
  • Французская академия

Библиография

  • Стихотворения Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1826. (Google; Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1828. (Google)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Первая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (Google; каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Вторая часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1829. (каталог РГБ)
  • А. С. Пушкин . Борис Годунов. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1831. (Google; каталог РГБ)
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П. — СПб.: Типография Плюшара, 1831. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Третья часть. — СПб.: Типография департамента народного просвещения, 1832. (Google; каталог РГБ)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Смирдин, 1833. (каталог РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть первая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (РГБ)
  • История пугачёвского бунта. Часть вторая. — СПб.: В типографии II отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1834. (каталог РГБ)
  • Стихотворения Александра Пушкина. Четвёртая часть. — СПб.: Типография Имп. Рос. акад., 1835. (каталог РГБ)
  • Поэмы и повести Александра Пушкина. Часть первая. — СПб.: Военная типография, 1835. (Google)
  • Евгений Онегин, роман в стихах. Сочинение Александра Пушкина. — 3-е изд. — СПб.: Типография экспедиции заготовления гос. бумаг, 1837. (каталог РГБ)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 1. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 2. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 3. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 4. (Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 5. (Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 6. (Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 7. (Google; Google; Google; Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1838. — Т. 8. (Google; Google; Google; Google; ImWerden)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 9. (Google; Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 10. (Google)
  • Сочиненія Александра Пушкина. — СПб, 1841. — Т. 11. (Google)
  • Капитанская дочка (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (из сочинений Пушкина). — СПб.: Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-учебным заведениям, 1855. (РГБ)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 2. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 3. (Google)
  • Сочинения Пушкина. — СПб.: П. В. Анненков, 1855. — Т. 5. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 1. Лирические стихотворения. (Google; Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 3. Евгений Онегин и драматические произведения. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 4. Записки, заметки, романы и повести. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 5. Отрывки, журнальные и исторические статьи. (Google)
  • Сочинения А. С. Пушкина. — СПб.: Я. А. Исаков, 1859. — Т. 6. История пугачёвского бунта. (Google)
  • Приложения к сочинениям А. С. Пушкина, изданным Я. А. Исаковым / Составил Григорий Геннади — СПб., 1860. (РГБ)
  • Стихотворения А. С. Пушкина, не вошедшие в последнее собрание его сочинений. — Берлин: Р. Вагнер, 1861. (Google)
  • Полное собрание сочинений А. С. Пушкина. — 2-е изд. — СПб.: Я. А. Исаков, 1869. — Т. 2. Поэмы, сказки, песни западных славян. (Google; Google)
  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в 1 томе. — СПб.: Издание Ф. Павленкова, 1899. — Сканы, размещённые на Викискладе, сканы разделены по колонкам: часть 1, часть 2
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1907. — Т. I. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1908. — Т. II. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1909. — Т. III. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1910. — Т. IV. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1911. — Т. V. (РГБ)
  • Пушкин А. С. Собрание сочинений. — СПб.: Издание Брокгауз-Ефрона, 1915. — Т. VI. (РГБ)

Публикации в сборниках:

  • Весенние цветы, или Собрание романсов, баллад и песен А. Пушкина, Жуковского, Козлова, Баратынского, Туманского, Ф. Глинки, Ознобишина, Раича, Маркевича, Вяземского и проч. — М.: Типография М. Пономарёва, 1835. (РГБ)
  • Венок граций. Подарок любителям и любительницам пения и романсов, или собр. разн. стихов лучших и извест. сочинителей как-то: А. Пушкина, И. Козлова, Е. Баратынского, Ф. Глинки, Кюхельбекера, Бестужева, А. Дельвига, К. Масальского, И. Дмитриева, Иванчина-Писарева, кн. Вяземского, А. Подолинского и проч. — М.: Типография Лазаревых ин-та вост. яз., 1838. (каталог РГБ)
  • Новые стихотворения Пушкина и Шавченки. — Лейпциг: Вольфганг Герганг, 1859. (Google)

См. также

  • Произведения, ошибочно приписывавшиеся Александру Сергеевичу Пушкину
  • Александр Сергеевич Пушкин в «Антологии восьмистиший»
  • Соловей в Таврическом саду («Пусть голос соловья прекрасный…») — стихотворение Д. И. Хвостова
  • Сонет («С тоской и полный грустных размышлений…») — стихотворение К. А. Петерсона, опубл. 1839
  • Несколько слов о Пушкине — статья Н. В. Гоголя
  • Пушкинская речь Достоевского.
  • Речь по поводу открытия памятника А. С. Пушкину в Москве — выступление И. С. Тургенева.
  • Судьба Пушкина — статья В. С. Соловьёва
  • О назначении поэта — речь А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкинскому Дому — последнее стихотворение А. А. Блока об А. С. Пушкине.
  • Пушкин и русская культура — статья переводчика и критика П. К. Губера

Мемуары о последних днях жизни

  • Последние дни жизни и кончина А. С. Пушкина. Со слов бывшего его лицейского товарища и секунданта К. К. Данзаса (Аммосов)
  • Записки В. И. Даля о смерти А. С. Пушкина
  • Записка доктора Спасского о смерти А. С. Пушкина

Ссылки

  • Электронное научное издание «Пушкин» на сайте ФЭБ «Русская литература и фольклор»
  • «Список произведений, ошибочно приписывавшихся Пушкину в наиболее авторитетных изданиях» (сост. Л. А. Катанская; Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 20 т. — М.: Художественная литература, 1959. — Т. Справочный том: Дополнения и исправления. Указатели. — С. 555—558. )
  • Полное собрание сочинений в 10 томах в Русской виртуальной библиотеке
  • Александр Пушкин в библиотеке Мошкова
  • Александр Пушкин в библиотеке ImWerden
  • Проект «Пушкин. Прижизненные публикации» на сайте Пушкинского Дома
  • Стихи, сказки, поэмы и критические материалы
  • Пушкин А. С. Избранные стихи
  • Ольга Видова: Души неясный идеал…
  • Список стихотворений
  • Мама, я Пушкина люблю!. Александр Сидоров (Фима Жиганец).
  • Стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

Декламация и мелодекламация

  • Поэма «Евгений Онегин» в исполнении Сергея Леонтьева
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Не дай мне Бог сойти с ума…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Ты и вы», «Портрет», «Когда б не смутное влеченье…» и др. в исполнении Владимира Чернявского
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «Из Пиндемонти» (Не дорого ценю я громкие права) в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворения Пушкина «Буря», «Мечтателю» и др. в исполнении Юрия Неизвестного
  • Стихотворения Пушкина «Памятник» в исполнении Владимира Яхонтова
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ПРОРОК» в исполнении Павла Морозова
  • Сказка о царе Салтане в исполнении Веры Марецкой
  • Мелодекламация стихотворения А. С. Пушкина «ЭЛЕГИЯ» («Безумных лет угасшее веселье…» в исполнении Павла Морозова
  • Стихотворение Александра Пушкина «Пророк» в исполнении Василия Качалова
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: