Достоевский памятник стих

Не только в России, но и за пределами нашей Родины, помнят и любят великого русского писателя Достоевского. В его честь отрыто множество памятников. О некоторых мы расскажем на этой странице выставки…

· 6 августа 2000 г. в Омске рядом с Омским драматическим театром был открыт памятник Ф. М. Достоевскому «Крест несущий». Необычный памятник выполнен руками скульптора А. Н. Капралова. Памятник выполнен при помощи сварочных работ. Скульптор специально изобразил Достоевского с опущенным плечом, некой деформацией в спине от тяжести креста. Но не простого креста, а личного, неотрывного от тела. Того, который вынужден нести Достоевский. Федор Михайлович своей фигурой демонстрирует всю тяжесть ответственности за миллионы людей, что униженны и оскорблены. Во всем облике Достоевского чувствуется каторжник, несущий тяжкую ношу, свой жизненный крест. «Плечо, ушедшее вниз. Деформация в спине. Корявость. И крест – не инородный, а составляющий единое целое с телом, не извне тяжесть, а груз самого себя, ошибок своих, мыслей, переживаний. Это же всё – суть творчества Достоевского. И фактура материала на замысел играет! Чернота, рваные грани, швы сварные, искромсанные, сожженные», — всё это так и замышлялось, потому что он такой писатель. Скульптор сознается, что он создавал своего Достоевского не для конкурса, не для диплома, не для улицы, а по велению сердца, потому что это его любимый писатель . Установили памятник недалеко от Драматического театра, тут и располагался острог, в котором отбывал Достоевский свой срок.

· В 1997 г. в Москве на ступенях лестницы в здание библиотеки РГБ в месте пересечения улиц Моховая и Воздвиженка был установлен памятник Федору Михайловичу Достоевскому, в честь одного из самых знаменательных событий города – празднования 850-летия Москвы. Авторы – талантливые мастера Посохин, Рукавишников, Кочековский.
Бронзовая скульптура Достоевского расположена на гранитном постаменте. Кажется, автор таких животрепещущих произведений как «Идиот», «Бедные люди», «Бесы» должен выглядеть именно так — мрачная задумчивость, неуютная поза, слегка обмякшие контуры фигуры. В этой обреченности, на первый взгляд, нет ничего светлого – только тяжелые откровения, давящие мысли и безысходность. Вглядитесь в выражение лица скульптуры, лучше всего сфотографировать с приближением, и вы увидите проникновенные добрые глаза – зеркало души. Теперь уже образ Федора Михайловича не кажется столь мрачным, скорее загадочным, как и его бессмертное творчество .

· 29 октября 2010 г., в Тобольске открыт памятник Федору Достоевскому и сквер его имени. Этим тоболяки обозначили факт пребывания выдающегося писателя в городе.
Бронзовая скульптура Федора Михайловича, сидящего на лавке рядом с раскрытым Евангелием, установлена неподалеку от здания пересыльной тюрьмы на улице Октябрьской, недалеко от сквера Федора Михайловича Достоевского. В казематах Достоевский провел 10 дней по дороге на каторгу в город Омск. «Мне кто-то здесь говорит — у него руки не писателя. Конечно, не писателя: на каторге оттруби-ка 4 года! И вот эта усталость, это его раздумье отражено в скульптуре. Раздумье может быть и в стоящей фигуре, но мне показалась более уместной сидящая фигура. Лавку я придумал, эта такая колода занозистая. Это тоже трагическая деталь», — пояснил свою задумку автор, действительный член Российской Академии Художеств Михаил Переяславец.
Памятник Достоевскому — третья работа скульптора Переяславца, созданная для Тобольска.

· В Таллинне состоялось открытие памятника Ф. М. Достоевскому, молодые годы которого связаны с Ревелем. Процедура открытия памятника, передачи его Таллинну как дара Правительства Москвы и освящения Митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием состоялась 31 мая 2002 г. На открытии с приветствиями выступили представители мэрии Москвы, посол России, городской голова Таллинна, митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, освятивший памятник. Пожертвования на памятник собирали шесть (!) лет. Пару лет добивались права поставить его в парке Канута у Центра русской культуры (часть бывшего Инженерного сада у Ревельской инженерной команды, который Фёдор Михайлович вспоминал в письме брату Михаилу, отправленном из Петропавловской крепости в Ревель в день гражданской казни по делу петрашевцев). Кстати, этот памятник — первый (!) за пределами России. Великое дело свершилось усилиями русских Эстонии и россиянами, культурной общественностью двух стран. Здесь Достоевский написал ряд своих ранних произведений, а некоторые ревельские знакомые послужили прообразами персонажей (например, пастор фон Хуун — Великий Инквизитор в «Братьях Карамазовых»).

· 11 октября 2006 г. в Дрездене открыт памятник Федору Михайловичу Достоевскому — в этом городе писатель неоднократно бывал и подолгу жил во второй половине ХIХ века. Достоевский впервые посетил Дрезден в 1862 году, а затем заехал туда в октябре 1863 года. В апреле 1867 писатель приехал на два месяца в город со своей женой Анной Григорьевной, а потом, с 1869 года, семья Достоевских жила в Дрездене почти два года. Там в сентябре 1869 у них родилась дочка Люба. В Дрездене Достоевский написал романы «Вечный муж» и «Бесы».

Накануне в присутствии находящегося здесь с рабочим визитом президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель был открыт памятник автору «Братьев Карамазовых» и «Бесов». Скульптура была отлита в 2004 году и осенью того же года перевезена в Дрезден. Потребовалось время на решение вопросов о месте установки памятника, финансирования, достойного художественного оформления постамента, прилегающей территории и других. Памятник установлен рядом со зданиями Конгресс-центра, ландтага и нового отеля «Маритим». Автор памятника — народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рукавишников.

Президент Путин, выступая на церемонии открытия памятника, выразил сердечную благодарность властям города, земли Саксонии, а также правительству ФРГ за открытие памятника. «Особенно приятно, что в год 800-летия Дрездена власти города объявили этот год Годом России», — сказал президент.

· Памятник Ф. М. Достоевскому в Санкт-Петербурге скульптора Л. М. Холиной был открыт 30 мая 1997 г. Он находится в створе Большой Московской улицы, напротив станции метро «Владимирская». Материалы: бронза — скульптура; гранит розовый, полированный — постамент; гранит розовый, кованый — тумбы.
Надписи: на постаменте с лицевой стороны врезными тонированными знаками: Достоевскому.
Он изображен сидящим, сцепленные кисти рук его возложены на колени. Открытый большой лоб и его сосредоточенный взгляд, направленный вниз создают образ Великого мыслителя, погруженного в глубокие размышления. Неслучайно и обращение монумента в сторону церкви Владимирской Божией матери, когда-то прихожанином именно этой церкви был и он.
Конструкция высотой два метра выполнен в бронзе и установлен на полутораметровый постамент из розового полированного гранита.

База
стихотворений

Авторы стихов

Наша группа

Как искусство ни упирается,

жизнь, что кровь, выступает из пор.

Революция не собирается

с Достоевским рвать договор.

Революция не решается,

хоть отчаянно нарушается

Достоевским тот договор.

что ее искривляло, коверкало,

не желает отнюдь разбить.

Не решает точно и веско,

как же ей поступить с Достоевским,

как же ей с Достоевским быть.

Из последних, из сбереженных

на какой-нибудь черный момент —

чемпионов всех нерешенных,

из гранитов особо прочных

Мы ведь нивы его колосья.

Мы ведь речи его слога,

голоса его многоголосья

и зимы его мы — пурга.

А желает или не хочет,

проклянет ли, благословит —

капля времени камень точит.

Так что пусть монумент стоит.

жизнь, что кровь, выступает из пор.

Революция не собирается

с Достоевским рвать договор.

Революция не решается,

хоть отчаянно нарушается

Достоевским тот договор.

Обсуждение стихотворения «Памятник Достоевскому»

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Памятник Ф.М. Достоевскому

Памятников Достоевскому в России установлено немало, но, пожалуй, самым интересным из них является скульптура Федора Михайловича, установленная в 1997 году в Санкт-Петербурге, близ Владимирской площади.

Примечательно, что свой первый эскиз этого монумента скульптор Любовь Холина выполнила еще в 1956 году, затем он в сотрудничестве с художником Петром Игнатьевым и скульптором Павлом Игнатьевым неоднократно дорабатывался художницей, а воплощен в жизнь был лишь на исходе 20 столетия.

Такая длинная история монумента связана с тем, что долгие годы власти Ленинграда не давали свое добро на его установку, так как Федор Михайлович считался «реакционным» писателем. В 1987 году, когда ситуация с памятником казалась уже совершенно безнадежной, Холина предложила установить бюст писателя в сквере, напротив ворот Владимирского собора, с таким расчетом, чтобы он затем стал частью наружной экспозиции музея-квартиры Достоевского. Однако эти планы так и не осуществились, зато лед тронулся – вскоре объявили конкурс на проект памятника великому писателю.

В 1990 году скульптор вместе с архитектором Петровым все же смогла победить в конкурсе. Изначально Любовь Михайловна предлагала установить 3-3,5-метровое гранитное изваяние в месте, где канал Грибоедова впадает в Крюков канал, таким образом, чтобы фигура Достоевского словно «вырастала» из гранита набережной. Но слишком оригинальный проект оказался ненужным городу, поэтому и возникла идея установить скульптуру возле церкви Владимирской иконы Божьей Матери, подле которой, на лавочке, любил коротать время Федор Михайлович.

Фигура Достоевского была отлита из бронзы и закодирована «под камень» — в ней нет выступающих деталей. У скульптуры ясный и четкий профиль, но изможденное напряженной работой лицо: продолжать работу уж не было больше сил, а посему писатель сидит, поникнув и погрузившись в свои мрачные мысли (как известно, Федор Михайлович из-за нужды творил свои произведения даже без корректировки – времени на это у него не было).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Достоевский памятник стих

Не только в России, но и за пределами нашей Родины, помнят и любят великого русского писателя Достоевского. В его честь отрыто множество памятников. О некоторых мы расскажем на этой странице выставки…

· 6 августа 2000 г. в Омске рядом с Омским драматическим театром был открыт памятник Ф. М. Достоевскому «Крест несущий». Необычный памятник выполнен руками скульптора А. Н. Капралова. Памятник выполнен при помощи сварочных работ. Скульптор специально изобразил Достоевского с опущенным плечом, некой деформацией в спине от тяжести креста. Но не простого креста, а личного, неотрывного от тела. Того, который вынужден нести Достоевский. Федор Михайлович своей фигурой демонстрирует всю тяжесть ответственности за миллионы людей, что униженны и оскорблены. Во всем облике Достоевского чувствуется каторжник, несущий тяжкую ношу, свой жизненный крест. «Плечо, ушедшее вниз. Деформация в спине. Корявость. И крест – не инородный, а составляющий единое целое с телом, не извне тяжесть, а груз самого себя, ошибок своих, мыслей, переживаний. Это же всё – суть творчества Достоевского. И фактура материала на замысел играет! Чернота, рваные грани, швы сварные, искромсанные, сожженные», — всё это так и замышлялось, потому что он такой писатель. Скульптор сознается, что он создавал своего Достоевского не для конкурса, не для диплома, не для улицы, а по велению сердца, потому что это его любимый писатель . Установили памятник недалеко от Драматического театра, тут и располагался острог, в котором отбывал Достоевский свой срок.

· В 1997 г. в Москве на ступенях лестницы в здание библиотеки РГБ в месте пересечения улиц Моховая и Воздвиженка был установлен памятник Федору Михайловичу Достоевскому, в честь одного из самых знаменательных событий города – празднования 850-летия Москвы. Авторы – талантливые мастера Посохин, Рукавишников, Кочековский.
Бронзовая скульптура Достоевского расположена на гранитном постаменте. Кажется, автор таких животрепещущих произведений как «Идиот», «Бедные люди», «Бесы» должен выглядеть именно так — мрачная задумчивость, неуютная поза, слегка обмякшие контуры фигуры. В этой обреченности, на первый взгляд, нет ничего светлого – только тяжелые откровения, давящие мысли и безысходность. Вглядитесь в выражение лица скульптуры, лучше всего сфотографировать с приближением, и вы увидите проникновенные добрые глаза – зеркало души. Теперь уже образ Федора Михайловича не кажется столь мрачным, скорее загадочным, как и его бессмертное творчество .

· 29 октября 2010 г., в Тобольске открыт памятник Федору Достоевскому и сквер его имени. Этим тоболяки обозначили факт пребывания выдающегося писателя в городе.
Бронзовая скульптура Федора Михайловича, сидящего на лавке рядом с раскрытым Евангелием, установлена неподалеку от здания пересыльной тюрьмы на улице Октябрьской, недалеко от сквера Федора Михайловича Достоевского. В казематах Достоевский провел 10 дней по дороге на каторгу в город Омск. «Мне кто-то здесь говорит — у него руки не писателя. Конечно, не писателя: на каторге оттруби-ка 4 года! И вот эта усталость, это его раздумье отражено в скульптуре. Раздумье может быть и в стоящей фигуре, но мне показалась более уместной сидящая фигура. Лавку я придумал, эта такая колода занозистая. Это тоже трагическая деталь», — пояснил свою задумку автор, действительный член Российской Академии Художеств Михаил Переяславец.
Памятник Достоевскому — третья работа скульптора Переяславца, созданная для Тобольска.

· В Таллинне состоялось открытие памятника Ф. М. Достоевскому, молодые годы которого связаны с Ревелем. Процедура открытия памятника, передачи его Таллинну как дара Правительства Москвы и освящения Митрополитом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием состоялась 31 мая 2002 г. На открытии с приветствиями выступили представители мэрии Москвы, посол России, городской голова Таллинна, митрополит Таллиннский и всея Эстонии Корнилий, освятивший памятник. Пожертвования на памятник собирали шесть (!) лет. Пару лет добивались права поставить его в парке Канута у Центра русской культуры (часть бывшего Инженерного сада у Ревельской инженерной команды, который Фёдор Михайлович вспоминал в письме брату Михаилу, отправленном из Петропавловской крепости в Ревель в день гражданской казни по делу петрашевцев). Кстати, этот памятник — первый (!) за пределами России. Великое дело свершилось усилиями русских Эстонии и россиянами, культурной общественностью двух стран. Здесь Достоевский написал ряд своих ранних произведений, а некоторые ревельские знакомые послужили прообразами персонажей (например, пастор фон Хуун — Великий Инквизитор в «Братьях Карамазовых»).

· 11 октября 2006 г. в Дрездене открыт памятник Федору Михайловичу Достоевскому — в этом городе писатель неоднократно бывал и подолгу жил во второй половине ХIХ века. Достоевский впервые посетил Дрезден в 1862 году, а затем заехал туда в октябре 1863 года. В апреле 1867 писатель приехал на два месяца в город со своей женой Анной Григорьевной, а потом, с 1869 года, семья Достоевских жила в Дрездене почти два года. Там в сентябре 1869 у них родилась дочка Люба. В Дрездене Достоевский написал романы «Вечный муж» и «Бесы».

Накануне в присутствии находящегося здесь с рабочим визитом президента России Владимира Путина и канцлера Германии Ангелы Меркель был открыт памятник автору «Братьев Карамазовых» и «Бесов». Скульптура была отлита в 2004 году и осенью того же года перевезена в Дрезден. Потребовалось время на решение вопросов о месте установки памятника, финансирования, достойного художественного оформления постамента, прилегающей территории и других. Памятник установлен рядом со зданиями Конгресс-центра, ландтага и нового отеля «Маритим». Автор памятника — народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Рукавишников.

Президент Путин, выступая на церемонии открытия памятника, выразил сердечную благодарность властям города, земли Саксонии, а также правительству ФРГ за открытие памятника. «Особенно приятно, что в год 800-летия Дрездена власти города объявили этот год Годом России», — сказал президент.

· Памятник Ф. М. Достоевскому в Санкт-Петербурге скульптора Л. М. Холиной был открыт 30 мая 1997 г. Он находится в створе Большой Московской улицы, напротив станции метро «Владимирская». Материалы: бронза — скульптура; гранит розовый, полированный — постамент; гранит розовый, кованый — тумбы.
Надписи: на постаменте с лицевой стороны врезными тонированными знаками: Достоевскому.
Он изображен сидящим, сцепленные кисти рук его возложены на колени. Открытый большой лоб и его сосредоточенный взгляд, направленный вниз создают образ Великого мыслителя, погруженного в глубокие размышления. Неслучайно и обращение монумента в сторону церкви Владимирской Божией матери, когда-то прихожанином именно этой церкви был и он.
Конструкция высотой два метра выполнен в бронзе и установлен на полутораметровый постамент из розового полированного гранита.

База
стихотворений

Авторы стихов

Наша группа

Как искусство ни упирается,

жизнь, что кровь, выступает из пор.

Революция не собирается

с Достоевским рвать договор.

Революция не решается,

хоть отчаянно нарушается

Достоевским тот договор.

что ее искривляло, коверкало,

не желает отнюдь разбить.

Не решает точно и веско,

как же ей поступить с Достоевским,

как же ей с Достоевским быть.

Из последних, из сбереженных

на какой-нибудь черный момент —

чемпионов всех нерешенных,

из гранитов особо прочных

Мы ведь нивы его колосья.

Мы ведь речи его слога,

голоса его многоголосья

и зимы его мы — пурга.

А желает или не хочет,

проклянет ли, благословит —

капля времени камень точит.

Так что пусть монумент стоит.

жизнь, что кровь, выступает из пор.

Революция не собирается

с Достоевским рвать договор.

Революция не решается,

хоть отчаянно нарушается

Достоевским тот договор.

Обсуждение стихотворения «Памятник Достоевскому»

Статьи » Бонди С.М. Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но его драмы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самому значительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии о Вадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелости пушкинского творчества — с 1825 по 1835 г.

В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: «Бориса Годунова» и четыре «маленькие трагедии» (1) . Почти до конца была доведена драма «Русалка» и до половины «Сцены из рыцарских времен». В рукописях остались планы и наброски еще около десятка пьес.

Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не как поэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки на сцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чисто литературные, то есть такие, все содержание которых, идейное и художественное, полностью воспринимается при чтении, — и произведения, написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров, театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы Байрона Пушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениями литературными, а не театральными. О драме Байрона «Каин» он писал: «»Каин» имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченные рассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии «Чильд-Гарольда»» (2) ( «О трагедиях Байрона» ). Точно так же Пушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова «Ермак». «Идеализированный «Ермак», — писал он, — лирическое произведение пылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое» ( «О народной драме и драме «Марфа Посадница»» ).

Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал свои пьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение (3) , и потому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлять себе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (очень скупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые в театральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, должен выразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературном произведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом.

Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте он разыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию «L’Escamoteur» («Мошенник»), в лицее он писал комедии «Так водится в свете» и «Философ». Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние из сохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г.

На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы.

Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821—1822) относятся планы и отрывки двух пьес — «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались. »). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, он постоянно общался с членами Южного общества декабристов, с Владимиром Раевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этого общения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтических поэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем, задумал написать историческую трагедию о народном восстании и антикрепостническую комедию. Театр — сильнее воздействующий на зрителей, чем литература на читателей, — казался ему наиболее подходящей формой для осуществления задач политической агитации, которой требовали тогда от искусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов и оставил их в самом начале. Темы и образы «Вадима» он начал было разрабатывать в форме поэмы, но и ее не закончил.

Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам «Вадима» и «Игрока», драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционный характер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленные стихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстании новгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиям на гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся ряд черт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от «единства времени и места» классической драмы, и Пушкин сохранил свойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемых не столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха: попарно рифмованный шестистопный ямб.

Памятник Ф.М. Достоевскому

Памятников Достоевскому в России установлено немало, но, пожалуй, самым интересным из них является скульптура Федора Михайловича, установленная в 1997 году в Санкт-Петербурге, близ Владимирской площади.

Примечательно, что свой первый эскиз этого монумента скульптор Любовь Холина выполнила еще в 1956 году, затем он в сотрудничестве с художником Петром Игнатьевым и скульптором Павлом Игнатьевым неоднократно дорабатывался художницей, а воплощен в жизнь был лишь на исходе 20 столетия.

Такая длинная история монумента связана с тем, что долгие годы власти Ленинграда не давали свое добро на его установку, так как Федор Михайлович считался «реакционным» писателем. В 1987 году, когда ситуация с памятником казалась уже совершенно безнадежной, Холина предложила установить бюст писателя в сквере, напротив ворот Владимирского собора, с таким расчетом, чтобы он затем стал частью наружной экспозиции музея-квартиры Достоевского. Однако эти планы так и не осуществились, зато лед тронулся – вскоре объявили конкурс на проект памятника великому писателю.

В 1990 году скульптор вместе с архитектором Петровым все же смогла победить в конкурсе. Изначально Любовь Михайловна предлагала установить 3-3,5-метровое гранитное изваяние в месте, где канал Грибоедова впадает в Крюков канал, таким образом, чтобы фигура Достоевского словно «вырастала» из гранита набережной. Но слишком оригинальный проект оказался ненужным городу, поэтому и возникла идея установить скульптуру возле церкви Владимирской иконы Божьей Матери, подле которой, на лавочке, любил коротать время Федор Михайлович.

Фигура Достоевского была отлита из бронзы и закодирована «под камень» — в ней нет выступающих деталей. У скульптуры ясный и четкий профиль, но изможденное напряженной работой лицо: продолжать работу уж не было больше сил, а посему писатель сидит, поникнув и погрузившись в свои мрачные мысли (как известно, Федор Михайлович из-за нужды творил свои произведения даже без корректировки – времени на это у него не было).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: