Достоевский Михаил Михайлович

Достоевский Михаил Михайлович, писатель, журналист, критик и переводчик, родился 13(25).X.1820 г. в Москве.

Брат Ф. М. Достоевского. Учился вместе с братом в частном пансионе. В юности увлекается романтической поэзией, Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками. Пробует писать стихи. Интерес к романтизму находит отражение в его дальнейшей деятельности переводчика и критика. Не принятый в Инженерное училище по состоянию здоровья, Михаил Михайлович определяется в кондукторскую роту в Ревель и служит полевым инженером. Выйдя в отставку в чине прапорщика, он с конца 1847 поселяется в Петербурге. Некоторое время вместе с братом интересуется учением французских социалистов-утопистов и сближается с кружком Петрашевского, хотя и не принимает в нем активного участия. Видимо, в связи с этим был освобожден вскоре после ареста.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. Михаил Михайлович пробует силы в литературном творчестве.

B «Отечественных записках» появляются его повести:

«Господин Светелкин» (1848),

«Два старичка. Из воспоминаний праздного человека» (1849),

«Пятьдесят лет» (1850),

рассказ «Воробей» (1848),

комедия «Старшая и меньшая» (1851), шедшая некоторое время на сцене Александринского театра.

В 1852 журнале «Пантеон» печатается «эпизод из романа» «Брат и сестра». В своем творчестве Михаил Михайлович в определенной степени следует установкам господствующей в литературе этого времени «натуральной школы». Он изображает «маленького человека» с его маленькими, «воробьиными» радостями, горестями, страхами и заботами.

Герой рассказа «Воробей», одного из наиболее удачных произведений писателя, — чиновник 10-го класса Цыпкин. Подобно героям Гоголя и раннего Ф. М. Достоевского, это «человек маленький». В выборе основной сюжетной ситуации рассказа («дело в застреленном по неопытности воробье» и связанные с ним страхи Цыпкина за свою судьбу) сказывается явное влияние гоголевского юмора, сочетающегося с характерным для «натуральной школы» гуманистическим пафосом. Изображение неказистой и незаметной внешности героя, выбор деталей (например, имени героя), общий стиль повествования также во многом восходят к Гоголю.

Влияние «Петербургских повестей» Гоголя и «Бедных людей» Ф. М. Достоевского ощущается также в тематике и поэтике повести «Господин Светелкин», посвященной, как и другие произведения писателя («Дочка», «Два старичка»), изображению петербургского мещанства. В повести «Пятьдесят лет» Михаил Михайлович обращается к быту мелкопоместного дворянства. В отличие от Гоголя и писателей гоголевского направления Достоевскому почти чужда критика социальной действительности, он изображает в основном семейный быт и личные отношения своих «малых» героев. С этим, видимо, связаны и обычно сдержанные отзывы критики о его произведениях, появлявшиеся в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». По-видимому, автор и сам не считает своё художественное творчество особенно значительным и в дальнейшем отказывается от него.

Достоевскому М.М. принадлежат критические статьи

«О новейших русских писателях» («Пантеон», 1848),

«Жуковский и романтизм» («Пантеон», 1852),

а также переводы произведений

Гёте («Рейнеке Лис», 1848),

Шиллера («Дон Карлос», 1848),

Гюго («Собор Парижской богоматери», 1862).

В 60-е гг. Михаил Михайлович вместе с братом, с которым его связывает большая внутренняя близость и идейная общность, занимается изданием и редактированием журнала «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65). В них братья, выдвигая идеи «почвенничества», выступали за «слитие образованности и ее представителей с началом народным».

Достоевский Михаил Михайлович

— писатель, род. в 1820 г. в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы; умер в 1864 г. После домашнего воспитания, в 1834 г. он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 г., когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное училище.

Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Достоевский, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным.

После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором.

Вскоре он женился, а в начале сороковых годов переселился в Петербург.

Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдается литературным занятиям.

Он печатает ряд повестей в «Отечественных Записках» (в 1848 г. — «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей»; в 1849 — «Два старичка», в 1850 — «Пятьдесят лет»), комедию «Старшая и меньшая» (Отеч. Зап. 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале «Пантеон» (1848 и 1852 гг.). Все эти произведения ничего выдающегося собою не представляли, и гораздо важнее были прекрасно выполненные переводы из Гете («Рейнеке Лис» — в «Отеч. Зап.» 1848 г.) и Шиллера («Дон Карлос» в «Библиотеке для чтения» 1848 г.). Вместе с братом он интересуется учением французских социалистов, увлекается фурьеризмом, близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимает.

Ввиду последнего обстоятельства в 1849 г., когда петрашевцы были преданы суду, Достоевский был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом.

В 50-х годах, кроме литературы, Д. занимается некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начинает издание журнала «Время», который был запрещен в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова: «Роковой вопрос». В следующем 1864 г. Достоевский начал издание журнала «Эпоха», но в мае этого года он умер. См. «Несколько слов о Михаиле Достоевском» в «Эпохе», 1864 г. июнь, а также «Биографию, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского», СПб. 1883. A. Бороздин. <Половцов>Достоевский, Михаил Михайлович — брат Федора Михайловича Д. (см.), журналист (1820—1864). В 1842 г. он уже женат и имеет сына, а в 1849 г. проживает в Петербурге как отставной прапорщик и занимается литературой.

В 1848 г. Михаил Д. напечатал в «Отечественных Записках» повести «Дочка» (№ 8), «Господин Светелкин» (№ 9), «Воробей» (№ 12) и в «Пантеоне» (№ 3) критическую статью «О новейших русских писателях»; в 1849 г. повесть «Два старичка» (в № 11 «Отечественных Записках») и в 1850 г. «Пятьдесят лет» (в № 7 того же журнала), в 1851 г. «комедию «Старшая и меньшая» (там же, в № 6) и в 1852 г. в «Пантеоне» (№ 6) критическую статью о Жуковском.

В то же время Михаил Д. занимался переводом классических произведений иностранных поэтов; в «Отечественных Записках» за 1848 г. (томы 56 и 57) помещен его перевод «Рейнеке Лис» Гете и в «Библиотеке для Чтения» за тот же год (№№ 2—5) перевод «Дон-Карлоса» Шиллера.

Михаил Д. был в то время фурьеристом, но ограничивался теоретическим усвоением учений французских социалистов, пользуясь, однако, тайной библиотекой кружка Петрашевского.

В числе других петрашевцев М. Д. был арестован, но выпущен через 2 месяца.

По возвращении брата из ссылки М. Д. предпринимает, при ближайшем участии брата, изд. журнала «Время» (см.), в 1883 г. запрещенного, в 1864 г. возобновившегося под заглавием «Эпоха». Своими первыми беллетристическими опытами Д. обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение тому таланту переводчика-поэта, который он проявил в воссоздании на русском языке «Рейнеке-Лиса». Ср. «Несколько слов о Михаиле Достоевском» — статья Ф. М. Д. в «Эпохе» 1864 г. (июнь). Е. Гаршин. <Брокгауз>Достоевский, Михаил Михайлович [1820—1864] — русский писатель, брат Ф. М. Достоевского.

В 40-х гг. напечатал в «Отечественных записках» несколько повестей: «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей» [1848], «Два старичка» [1849], «Пятьдесят лет» [1850], комедию «Старшая и меньшая» [1851]. В этих произведениях Д. культивировал ту традицию мещанской беллетристики, которая незадолго до того была канонизирована его братом.

По своему стилю повести Д. близки к «Бедным людям» и «Белым ночам» и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма.

Художественное значение их невелико.

В 1861—1863 Д. был издателем и редактором журнала «Время» (см.), главного органа «почвенников», закрытого во время польского восстания.

Д. оставил немало переводов европейских классиков: «Рейнеке Лиса» — Гете («Отечеств, записки», 1848), «Дон-Карлоса» — Шиллера («Библ. для чтения», 1848) и т. п. Библиография: I. Собр. сочин. M. M. Достоевского, в 2 тт., изд. «Пантеон литературы», СПб., 1915, со статьей Ф. М. Достоевского;

Переписка с Ф. М. Достоевским в сочин. последнего, см. «Письма», т. I, Л., 1928. III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.

Окружение

  1. Окружение

В разделе «Окружение Достоевского» публикуется весь круг современников, с которыми встречался и творчески взаимодействовал писатель на протяжении всей своей жизни (свыше 1800 персон!). Значительное число современников, с которыми встречался Достоевский, здесь вводится в научный оборот, в большинстве случаев впервые даются их даты жизни, указываются места рождения и смерти, самым подробным и тщательным образом раскрывается вся история личностных и творческих взаимоотношений Достоевского с современниками, отмечается обширная критическая литература, приводятся архивные данные.

Имена знакомых Достоевского перечисляются в алфавитном порядке, однако среди них встречаются лица, о встречах с которыми нет точных данных, но автор предполагает возможность таких встреч, и эти лица включены в данный раздел (например, в раздел вошли писатели М.В. Авдеев, В.Г. Авсеенко и др.). В раздел включены также лица, о встречах которых с Достоевским существуют научные гипотезы, например, о встрече Достоевского с Н.В. Гоголем на вечере у А.А. Комарова в Петербурге осенью 1848 года.

Каждая статья словаря — «Personalia» — включает в себя точные даты жизни и смерти современника с указанием мест рождения и смерти (если таковые известны), краткие биографическо-служебные данные и историю идейно-творческих и личностных отношений с Достоевским, в том числе даты первой и последующих встреч.

Все статьи в данном разделе делятся, таким образом, на три вида, в зависимости от того, какой след те или иные современники оставили в жизни и творчестве писателя: краткие, более подробные и, наконец, фундаментальные статьи, прослеживающие многолетнюю, сложную, весьма противоречивую историю взаимоотношений Достоевского, например, с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, И.С. Тургеневым, Н.Н. Страховым и др.

В раздел вошли, прежде всего и главным образом, данные о тех современниках писателя, личные встречи с которыми зафиксированы печатными или архивными источниками, независимо от того, какой характер носили эти встречи и эти знакомства: случайный или постоянный, одноразовый или многократный, служебный, официальный или творческий, художественно-литературный.

Таким образом, в основу раздела положены и биографический и историко-литературный принципы. Эти два принципа позволили расширить сам подход к реконструкции имен в окружении писателя, то есть включить тех его современников, общение с которыми имело большое значение в жизни Достоевского, однако документальных данных об их личных встречах нет, но есть лишь вероятное предположение о таких встречах (уже упоминавшаяся встреча Достоевского с Н.В. Гоголем).

При реконструкции имен мы имеем два самых главных источника: переписку самого Достоевского и воспоминания о нем современников. Но если первый источник не вызывает сомнений, хотя и нуждается, естественно, в проверке и уточнениях, то второй источник может дать самые неожиданные результаты, что и случилось, например, с мемуарами Ф.Ф. Фидлера, которые при тщательной проверке оказались в основном вымыслом (вымыслом оказались и сведения о знакомстве Достоевского с народовольцами А.П. Корба и А.И. Баранниковым, сведения о знакомстве Достоевского со студентом Ф.Н. Орнатским). При тщательной проверке оказались ложными и воспоминания писателя В.А. Поссе в его книге «Мой жизненный путь» (М.; Л., 1929) о том, что Алексей Храповицкий (впоследствии митрополит Антоний) «ходил к Достоевскому и подолгу беседовал с ним», хотя публикатор К.И. Тюнькин, включивший эти мемуары В.А. Поссе в двухтомник «Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников» (М., 1990), даже не прокомментировал эти сведения В.А. Поссе. Дело в том, что сам митрополит Антоний отрицал факт своего знакомства с Достоевским (см.: Митрополит Антоний. Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения. Монреаль, 1965. С. 201), и об этом же пишет в предисловии к данному изданию хорошо знавший митрополита Антония архиепископ Никон.

Однако бывают и обратные случаи при реконструкции встреч и имен: есть зафиксированные источники о встрече, но нет документальных данных о личном знакомстве, состоявшемся при этой встрече, и нет даже никаких данных о том, что оба современника вообще подозревали о присутствии друг друга на данном событии. Например, речь идет о единственной встрече Достоевского и Л.Н. Толстого (последнего привел Н.Н. Страхов) на чтениях о Богочеловечестве Вл.С. Соловьева в Соляном городке в Петербурге в 1878 г. А.Г. Достоевская в своих «Воспоминаниях» пишет, что Н.Н. Страхов потом рассказывал, что Л.Н. Толстой просил его ни с кем не знакомить. Возможно, так оно и было, однако нам представляется, что и сам Н.Н. Страхов, предавший через пять лет Достоевского (речь идет о письме Н.Н. Страхова к Л.Н. Толстому 1883 г., в котором Страхов приписал преступления Свидригайлова и Ставрогина самому Достоевскому), уже тогда не очень-то хотел сводить вместе Л.Н. Толстого и Достоевского. Таким образом, персональная статья о Л.Н. Толстом не вошла в данный раздел.

Тексты писем и выдержки из статей даны по оригиналам, с сохранением авторской орфографии.

Все данные публикуются по изданию: Белов С.В. Ф.М. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь. Т. 1—2. СПб.: Алетейя: Российская национальная библиотека, 2001.

Редакция сайта выражает искреннюю благодарность Б.Н. Тихомирову за уточнения и дополнения (см.: Тихомиров Б.Н. Ф.М. Достоевский и другие // Русская литература. 2003. № 1. С. 254—269).

Михаил Михайлович Достоевский — биография

Человек находит время для всего, что он действительно хочет

Михаил Достоевский родился 25 октября (13 октября по старому стилю) 1820 года в Москве. Его отец был штаб-лекарем Мариинской больницы. После домашнего воспитания, в 1834 году он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 года, когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное Инженер — специалист с высшим техническим образованием. училище. Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Миша, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным. После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором.

Вскоре, в 1842 году Михаил женился, у него родился [en] сын, а в начале сороковых годов переселился в Петербург. Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдался литературным занятиям. Он напечатал ряд повестей в «Отечественных Записках «Отечественные записки» — ежемесячный журнал, 1839-1884, Санкт-Петербург (до 1868 издавался А. А. Краевским, затем Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. З. Елисеевым).

По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.

Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский. «Старшая и меньшая» (Отечественные Записки, 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале «Пантеон» (1848 и 1852 годах). Своими первыми беллетристическими опытами Михаил обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение своему таланту Талант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Вместе с братом Михаил Михайлович интересовался учением французских социалистов, увлекся фурьеризмом, был близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимал. Ввиду последнего обстоятельства в 1849 году, когда петрашевцы были преданы суду, Михаил Михайлович был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом.

В 50-х годах, кроме литературы, Михаил занимался некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начал издание журнала «Время», который был запрещен в апреле 1863 года за статью Николая Николаевича Страхова: «Роковой вопрос». В следующем, 1864 году он начал издание журнала «Эпоха», до своей смерти [en] в том же году.

Произведения Михаила Михайловича Достоевского

Драматургия:

  • Старшая и меньшая — комедия в одном действии.

Переводы:

  • Гёте И.В. Стихотворения и отрывки [1877] — поэзия;
  • Миньона — Николая Васильевича Гербеля;
  • Утешение в слезах — Василия Андреевича Жуковского;
  • Саконтала — Федора Ивановича Тютчева;
  • Угрозы — Н. Гербеля;
  • Морская тишь — Федора Богдановича Миллера;
  • Выбор — Ф. Миллера;
  • Новая любовь — новая жизнь — Афанасия Афанасьевича Фета;
  • Не спрашивай — Александра Николаевича Струговщикова;
  • Милой — Михаила Александровича Стаховича;
  • Моя богиня — В. Жуковского;
  • Грани человечества — А. Струговщикова;
  • Римская элегия — Ивана Сергеевича Тургенева;
  • Лесной царь — В. Жуковского;
  • Перед судом — Н. Гербеля;
  • Рыбак — Якова Петровича Полонского;
  • Зюлейка и Гатем — Ф. Миллера;
  • Магадэва и баядера — П. Петрова;
  • Алексис и Дора — Ф. Миллера;
  • Из поэмы «Рейнеке-Лис» — М. Достоевского.

Из трагедии «Фауст»:

  • I. Посвящение к «Фаусту» — А. Фета;
  • II. Пролог в небе — А. Струговщикова;
  • III. Кабинет Фауста — Николая Порфирьевича Грекова;
  • IV. Комната Маргариты — Михаила Петровича Загорского;
  • V. Сад соседки Марты — А. Струговщикова;
  • VI. Комната Маргариты — Н. Грекова;
  • VII. Церковная ограда — Э. Губера;
  • VIII. Ночь — Э. Губера;
  • IX. Темница — Э. Губера.
  • Из трагедии «Ифигения в Тавриде» — А. Яхонтова;
  • Из трагедии «Торквато Тассо» — А. Яхонтова;
  • Иоганн Фридрих Шиллер И. К. Дон-Карлос инфант Испанский [1848] — драматургия, переводы;
  • Шиллер И.К. Разбойники [1784] — драматургия, переводы;
  • Вступительный этюд к «Разбойникам». Проф. А. И. Кирпичникова.

Мемуары и переписка:

  • Из писем [1862] — Эпистолярий; О Ф. М. Достоевском;
  • Письма к Ф. М. Достоевскому [1862] — Эпистолярий;
  • Иван Сергеевич Аксаков. Из писем [1881] — Эпистолярий;
  • Врангель А.Е. Из письма М. М. Достоевскому [1858] 3k Эпистолярий.

Об авторе:

  • Достоевский М.М.: биографическая справка [1903] — Справочная ;
  • Достоевский М. М.: биобиблиографическая справка [1990] — Справочная ;
  • Следственное дело M. M. Достоевского-петрашевца [1849] — Мемуары ;
  • Гаршин Е.М. Достоевский Михаил Михайлович [1893] — Критика.
  • Достоевский Ф.М. Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском [1864] — Мемуары.

Библиография

  • Собрание сочинений М. М. Достоевского, в 2 тт. Изд. «Пантеон литературы». — СПб. 1915, со статьей Ф. М. Достоевского;
  • Переписка с Ф. М. Достоевским в сочинения последнего. Журнал «Письма», т. I. — Л. 1928;
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. т. II. СПб. 1910.

Михаил Михайлович Достоевский скончался 22 июля (10 июля по ст.ст.) 1864 года в Петербурге.

Песня про Михаила:

«Мишка, где твоя улыбка» — Маргарита Суворова
  • Смотрите других знаменитых мужчин по имени Михаил.
  • Биографии знаменитых людей по фамилии на букву Д.
  • Описание отчества Михайлович.
  • Описание имени-отчества Михаил Михайлович.
  • Описание имени Михаил.
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву М (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • И тайну букв имени букв имени в интерпретации российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)

И чуть ниже оставьте комментарий.

Вступайте в группы, чтобы не пропустить новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Достоевский Михаил Михайлович

Достоевский Михаил Михайлович, писатель, журналист, критик и переводчик, родился 13(25).X.1820 г. в Москве.

Брат Ф. М. Достоевского. Учился вместе с братом в частном пансионе. В юности увлекается романтической поэзией, Пушкиным, Жуковским, немецкими романтиками. Пробует писать стихи. Интерес к романтизму находит отражение в его дальнейшей деятельности переводчика и критика. Не принятый в Инженерное училище по состоянию здоровья, Михаил Михайлович определяется в кондукторскую роту в Ревель и служит полевым инженером. Выйдя в отставку в чине прапорщика, он с конца 1847 поселяется в Петербурге. Некоторое время вместе с братом интересуется учением французских социалистов-утопистов и сближается с кружком Петрашевского, хотя и не принимает в нем активного участия. Видимо, в связи с этим был освобожден вскоре после ареста.

В конце 1840-х — начале 1850-х гг. Михаил Михайлович пробует силы в литературном творчестве.

B «Отечественных записках» появляются его повести:

«Господин Светелкин» (1848),

«Два старичка. Из воспоминаний праздного человека» (1849),

«Пятьдесят лет» (1850),

рассказ «Воробей» (1848),

комедия «Старшая и меньшая» (1851), шедшая некоторое время на сцене Александринского театра.

В 1852 журнале «Пантеон» печатается «эпизод из романа» «Брат и сестра». В своем творчестве Михаил Михайлович в определенной степени следует установкам господствующей в литературе этого времени «натуральной школы». Он изображает «маленького человека» с его маленькими, «воробьиными» радостями, горестями, страхами и заботами.

Герой рассказа «Воробей», одного из наиболее удачных произведений писателя, — чиновник 10-го класса Цыпкин. Подобно героям Гоголя и раннего Ф. М. Достоевского, это «человек маленький». В выборе основной сюжетной ситуации рассказа («дело в застреленном по неопытности воробье» и связанные с ним страхи Цыпкина за свою судьбу) сказывается явное влияние гоголевского юмора, сочетающегося с характерным для «натуральной школы» гуманистическим пафосом. Изображение неказистой и незаметной внешности героя, выбор деталей (например, имени героя), общий стиль повествования также во многом восходят к Гоголю.

Влияние «Петербургских повестей» Гоголя и «Бедных людей» Ф. М. Достоевского ощущается также в тематике и поэтике повести «Господин Светелкин», посвященной, как и другие произведения писателя («Дочка», «Два старичка»), изображению петербургского мещанства. В повести «Пятьдесят лет» Михаил Михайлович обращается к быту мелкопоместного дворянства. В отличие от Гоголя и писателей гоголевского направления Достоевскому почти чужда критика социальной действительности, он изображает в основном семейный быт и личные отношения своих «малых» героев. С этим, видимо, связаны и обычно сдержанные отзывы критики о его произведениях, появлявшиеся в «Современнике», «Отечественных записках», «Москвитянине». По-видимому, автор и сам не считает своё художественное творчество особенно значительным и в дальнейшем отказывается от него.

Достоевскому М.М. принадлежат критические статьи

«О новейших русских писателях» («Пантеон», 1848),

«Жуковский и романтизм» («Пантеон», 1852),

а также переводы произведений

Гёте («Рейнеке Лис», 1848),

Шиллера («Дон Карлос», 1848),

Гюго («Собор Парижской богоматери», 1862).

В 60-е гг. Михаил Михайлович вместе с братом, с которым его связывает большая внутренняя близость и идейная общность, занимается изданием и редактированием журнала «Время» (1861—63) и «Эпоха» (1864—65). В них братья, выдвигая идеи «почвенничества», выступали за «слитие образованности и ее представителей с началом народным».

Достоевский Михаил Михайлович

— писатель, род. в 1820 г. в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы; умер в 1864 г. После домашнего воспитания, в 1834 г. он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 г., когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное училище.

Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Достоевский, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным.

После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором.

Вскоре он женился, а в начале сороковых годов переселился в Петербург.

Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдается литературным занятиям.

Он печатает ряд повестей в «Отечественных Записках» (в 1848 г. — «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей»; в 1849 — «Два старичка», в 1850 — «Пятьдесят лет»), комедию «Старшая и меньшая» (Отеч. Зап. 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале «Пантеон» (1848 и 1852 гг.). Все эти произведения ничего выдающегося собою не представляли, и гораздо важнее были прекрасно выполненные переводы из Гете («Рейнеке Лис» — в «Отеч. Зап.» 1848 г.) и Шиллера («Дон Карлос» в «Библиотеке для чтения» 1848 г.). Вместе с братом он интересуется учением французских социалистов, увлекается фурьеризмом, близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимает.

Ввиду последнего обстоятельства в 1849 г., когда петрашевцы были преданы суду, Достоевский был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом.

В 50-х годах, кроме литературы, Д. занимается некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начинает издание журнала «Время», который был запрещен в апреле 1863 года за статью Н. Н. Страхова: «Роковой вопрос». В следующем 1864 г. Достоевский начал издание журнала «Эпоха», но в мае этого года он умер. См. «Несколько слов о Михаиле Достоевском» в «Эпохе», 1864 г. июнь, а также «Биографию, письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского», СПб. 1883. A. Бороздин. <Половцов>Достоевский, Михаил Михайлович — брат Федора Михайловича Д. (см.), журналист (1820—1864). В 1842 г. он уже женат и имеет сына, а в 1849 г. проживает в Петербурге как отставной прапорщик и занимается литературой.

В 1848 г. Михаил Д. напечатал в «Отечественных Записках» повести «Дочка» (№ 8), «Господин Светелкин» (№ 9), «Воробей» (№ 12) и в «Пантеоне» (№ 3) критическую статью «О новейших русских писателях»; в 1849 г. повесть «Два старичка» (в № 11 «Отечественных Записках») и в 1850 г. «Пятьдесят лет» (в № 7 того же журнала), в 1851 г. «комедию «Старшая и меньшая» (там же, в № 6) и в 1852 г. в «Пантеоне» (№ 6) критическую статью о Жуковском.

В то же время Михаил Д. занимался переводом классических произведений иностранных поэтов; в «Отечественных Записках» за 1848 г. (томы 56 и 57) помещен его перевод «Рейнеке Лис» Гете и в «Библиотеке для Чтения» за тот же год (№№ 2—5) перевод «Дон-Карлоса» Шиллера.

Михаил Д. был в то время фурьеристом, но ограничивался теоретическим усвоением учений французских социалистов, пользуясь, однако, тайной библиотекой кружка Петрашевского.

В числе других петрашевцев М. Д. был арестован, но выпущен через 2 месяца.

По возвращении брата из ссылки М. Д. предпринимает, при ближайшем участии брата, изд. журнала «Время» (см.), в 1883 г. запрещенного, в 1864 г. возобновившегося под заглавием «Эпоха». Своими первыми беллетристическими опытами Д. обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение тому таланту переводчика-поэта, который он проявил в воссоздании на русском языке «Рейнеке-Лиса». Ср. «Несколько слов о Михаиле Достоевском» — статья Ф. М. Д. в «Эпохе» 1864 г. (июнь). Е. Гаршин. <Брокгауз>Достоевский, Михаил Михайлович [1820—1864] — русский писатель, брат Ф. М. Достоевского.

В 40-х гг. напечатал в «Отечественных записках» несколько повестей: «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей» [1848], «Два старичка» [1849], «Пятьдесят лет» [1850], комедию «Старшая и меньшая» [1851]. В этих произведениях Д. культивировал ту традицию мещанской беллетристики, которая незадолго до того была канонизирована его братом.

По своему стилю повести Д. близки к «Бедным людям» и «Белым ночам» и отмечены сильнейшим влиянием сентиментализма.

Художественное значение их невелико.

В 1861—1863 Д. был издателем и редактором журнала «Время» (см.), главного органа «почвенников», закрытого во время польского восстания.

Д. оставил немало переводов европейских классиков: «Рейнеке Лиса» — Гете («Отечеств, записки», 1848), «Дон-Карлоса» — Шиллера («Библ. для чтения», 1848) и т. п. Библиография: I. Собр. сочин. M. M. Достоевского, в 2 тт., изд. «Пантеон литературы», СПб., 1915, со статьей Ф. М. Достоевского;

Переписка с Ф. М. Достоевским в сочин. последнего, см. «Письма», т. I, Л., 1928. III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.

Окружение

  1. Окружение

В разделе «Окружение Достоевского» публикуется весь круг современников, с которыми встречался и творчески взаимодействовал писатель на протяжении всей своей жизни (свыше 1800 персон!). Значительное число современников, с которыми встречался Достоевский, здесь вводится в научный оборот, в большинстве случаев впервые даются их даты жизни, указываются места рождения и смерти, самым подробным и тщательным образом раскрывается вся история личностных и творческих взаимоотношений Достоевского с современниками, отмечается обширная критическая литература, приводятся архивные данные.

Имена знакомых Достоевского перечисляются в алфавитном порядке, однако среди них встречаются лица, о встречах с которыми нет точных данных, но автор предполагает возможность таких встреч, и эти лица включены в данный раздел (например, в раздел вошли писатели М.В. Авдеев, В.Г. Авсеенко и др.). В раздел включены также лица, о встречах которых с Достоевским существуют научные гипотезы, например, о встрече Достоевского с Н.В. Гоголем на вечере у А.А. Комарова в Петербурге осенью 1848 года.

Каждая статья словаря — «Personalia» — включает в себя точные даты жизни и смерти современника с указанием мест рождения и смерти (если таковые известны), краткие биографическо-служебные данные и историю идейно-творческих и личностных отношений с Достоевским, в том числе даты первой и последующих встреч.

Все статьи в данном разделе делятся, таким образом, на три вида, в зависимости от того, какой след те или иные современники оставили в жизни и творчестве писателя: краткие, более подробные и, наконец, фундаментальные статьи, прослеживающие многолетнюю, сложную, весьма противоречивую историю взаимоотношений Достоевского, например, с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, И.С. Тургеневым, Н.Н. Страховым и др.

В раздел вошли, прежде всего и главным образом, данные о тех современниках писателя, личные встречи с которыми зафиксированы печатными или архивными источниками, независимо от того, какой характер носили эти встречи и эти знакомства: случайный или постоянный, одноразовый или многократный, служебный, официальный или творческий, художественно-литературный.

Таким образом, в основу раздела положены и биографический и историко-литературный принципы. Эти два принципа позволили расширить сам подход к реконструкции имен в окружении писателя, то есть включить тех его современников, общение с которыми имело большое значение в жизни Достоевского, однако документальных данных об их личных встречах нет, но есть лишь вероятное предположение о таких встречах (уже упоминавшаяся встреча Достоевского с Н.В. Гоголем).

При реконструкции имен мы имеем два самых главных источника: переписку самого Достоевского и воспоминания о нем современников. Но если первый источник не вызывает сомнений, хотя и нуждается, естественно, в проверке и уточнениях, то второй источник может дать самые неожиданные результаты, что и случилось, например, с мемуарами Ф.Ф. Фидлера, которые при тщательной проверке оказались в основном вымыслом (вымыслом оказались и сведения о знакомстве Достоевского с народовольцами А.П. Корба и А.И. Баранниковым, сведения о знакомстве Достоевского со студентом Ф.Н. Орнатским). При тщательной проверке оказались ложными и воспоминания писателя В.А. Поссе в его книге «Мой жизненный путь» (М.; Л., 1929) о том, что Алексей Храповицкий (впоследствии митрополит Антоний) «ходил к Достоевскому и подолгу беседовал с ним», хотя публикатор К.И. Тюнькин, включивший эти мемуары В.А. Поссе в двухтомник «Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников» (М., 1990), даже не прокомментировал эти сведения В.А. Поссе. Дело в том, что сам митрополит Антоний отрицал факт своего знакомства с Достоевским (см.: Митрополит Антоний. Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения. Монреаль, 1965. С. 201), и об этом же пишет в предисловии к данному изданию хорошо знавший митрополита Антония архиепископ Никон.

Однако бывают и обратные случаи при реконструкции встреч и имен: есть зафиксированные источники о встрече, но нет документальных данных о личном знакомстве, состоявшемся при этой встрече, и нет даже никаких данных о том, что оба современника вообще подозревали о присутствии друг друга на данном событии. Например, речь идет о единственной встрече Достоевского и Л.Н. Толстого (последнего привел Н.Н. Страхов) на чтениях о Богочеловечестве Вл.С. Соловьева в Соляном городке в Петербурге в 1878 г. А.Г. Достоевская в своих «Воспоминаниях» пишет, что Н.Н. Страхов потом рассказывал, что Л.Н. Толстой просил его ни с кем не знакомить. Возможно, так оно и было, однако нам представляется, что и сам Н.Н. Страхов, предавший через пять лет Достоевского (речь идет о письме Н.Н. Страхова к Л.Н. Толстому 1883 г., в котором Страхов приписал преступления Свидригайлова и Ставрогина самому Достоевскому), уже тогда не очень-то хотел сводить вместе Л.Н. Толстого и Достоевского. Таким образом, персональная статья о Л.Н. Толстом не вошла в данный раздел.

Тексты писем и выдержки из статей даны по оригиналам, с сохранением авторской орфографии.

Все данные публикуются по изданию: Белов С.В. Ф.М. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь. Т. 1—2. СПб.: Алетейя: Российская национальная библиотека, 2001.

Редакция сайта выражает искреннюю благодарность Б.Н. Тихомирову за уточнения и дополнения (см.: Тихомиров Б.Н. Ф.М. Достоевский и другие // Русская литература. 2003. № 1. С. 254—269).

Михаил Михайлович Достоевский — биография

Человек находит время для всего, что он действительно хочет

Михаил Достоевский родился 25 октября (13 октября по старому стилю) 1820 года в Москве. Его отец был штаб-лекарем Мариинской больницы. После домашнего воспитания, в 1834 году он был определен в пансион Л. И. Чермака, где пробыл до 1837 года, когда отец повез его вместе с младшим братом, Феодором, в Петербург для помещения в Инженерное Инженер — специалист с высшим техническим образованием. училище. Пробыв в Петербурге почти год в приготовительном пансионе К. Ф. Костомарова, Миша, однако, не поступил в училище, так как по медицинскому освидетельствованию был признан чахоточным. После этой неудачи он определился в Ревельскую инженерную команду кондуктором.

Вскоре, в 1842 году Михаил женился, у него родился [en] сын, а в начале сороковых годов переселился в Петербург. Выйдя в отставку с чином прапорщика, он отдался литературным занятиям. Он напечатал ряд повестей в «Отечественных Записках «Отечественные записки» — ежемесячный журнал, 1839-1884, Санкт-Петербург (до 1868 издавался А. А. Краевским, затем Н. А. Некрасовым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. З. Елисеевым).

По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).

По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.

Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский. «Старшая и меньшая» (Отечественные Записки, 1851 г. № 6), критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале «Пантеон» (1848 и 1852 годах). Своими первыми беллетристическими опытами Михаил обратил на себя внимание, но, не удовлетворенный сам размерами своего дарования, бросил писать самостоятельно, справедливо придавая, большее значение своему таланту Талант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Вместе с братом Михаил Михайлович интересовался учением французских социалистов, увлекся фурьеризмом, был близок к кружку Петрашевского, хотя активного участия в нем не принимал. Ввиду последнего обстоятельства в 1849 году, когда петрашевцы были преданы суду, Михаил Михайлович был освобожден при предварительном следствии, хотя и просидел 2 месяца под арестом.

В 50-х годах, кроме литературы, Михаил занимался некоторыми коммерческими предприятиями, а по возвращении из каторги Феодора Михайловича, в 1861 году, начал издание журнала «Время», который был запрещен в апреле 1863 года за статью Николая Николаевича Страхова: «Роковой вопрос». В следующем, 1864 году он начал издание журнала «Эпоха», до своей смерти [en] в том же году.

Произведения Михаила Михайловича Достоевского

Драматургия:

  • Старшая и меньшая — комедия в одном действии.

Переводы:

  • Гёте И.В. Стихотворения и отрывки [1877] — поэзия;
  • Миньона — Николая Васильевича Гербеля;
  • Утешение в слезах — Василия Андреевича Жуковского;
  • Саконтала — Федора Ивановича Тютчева;
  • Угрозы — Н. Гербеля;
  • Морская тишь — Федора Богдановича Миллера;
  • Выбор — Ф. Миллера;
  • Новая любовь — новая жизнь — Афанасия Афанасьевича Фета;
  • Не спрашивай — Александра Николаевича Струговщикова;
  • Милой — Михаила Александровича Стаховича;
  • Моя богиня — В. Жуковского;
  • Грани человечества — А. Струговщикова;
  • Римская элегия — Ивана Сергеевича Тургенева;
  • Лесной царь — В. Жуковского;
  • Перед судом — Н. Гербеля;
  • Рыбак — Якова Петровича Полонского;
  • Зюлейка и Гатем — Ф. Миллера;
  • Магадэва и баядера — П. Петрова;
  • Алексис и Дора — Ф. Миллера;
  • Из поэмы «Рейнеке-Лис» — М. Достоевского.

Из трагедии «Фауст»:

  • I. Посвящение к «Фаусту» — А. Фета;
  • II. Пролог в небе — А. Струговщикова;
  • III. Кабинет Фауста — Николая Порфирьевича Грекова;
  • IV. Комната Маргариты — Михаила Петровича Загорского;
  • V. Сад соседки Марты — А. Струговщикова;
  • VI. Комната Маргариты — Н. Грекова;
  • VII. Церковная ограда — Э. Губера;
  • VIII. Ночь — Э. Губера;
  • IX. Темница — Э. Губера.
  • Из трагедии «Ифигения в Тавриде» — А. Яхонтова;
  • Из трагедии «Торквато Тассо» — А. Яхонтова;
  • Иоганн Фридрих Шиллер И. К. Дон-Карлос инфант Испанский [1848] — драматургия, переводы;
  • Шиллер И.К. Разбойники [1784] — драматургия, переводы;
  • Вступительный этюд к «Разбойникам». Проф. А. И. Кирпичникова.

Мемуары и переписка:

  • Из писем [1862] — Эпистолярий; О Ф. М. Достоевском;
  • Письма к Ф. М. Достоевскому [1862] — Эпистолярий;
  • Иван Сергеевич Аксаков. Из писем [1881] — Эпистолярий;
  • Врангель А.Е. Из письма М. М. Достоевскому [1858] 3k Эпистолярий.

Об авторе:

  • Достоевский М.М.: биографическая справка [1903] — Справочная ;
  • Достоевский М. М.: биобиблиографическая справка [1990] — Справочная ;
  • Следственное дело M. M. Достоевского-петрашевца [1849] — Мемуары ;
  • Гаршин Е.М. Достоевский Михаил Михайлович [1893] — Критика.
  • Достоевский Ф.М. Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском [1864] — Мемуары.

Библиография

  • Собрание сочинений М. М. Достоевского, в 2 тт. Изд. «Пантеон литературы». — СПб. 1915, со статьей Ф. М. Достоевского;
  • Переписка с Ф. М. Достоевским в сочинения последнего. Журнал «Письма», т. I. — Л. 1928;
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. т. II. СПб. 1910.

Михаил Михайлович Достоевский скончался 22 июля (10 июля по ст.ст.) 1864 года в Петербурге.

Песня про Михаила:

«Мишка, где твоя улыбка» — Маргарита Суворова
  • Смотрите других знаменитых мужчин по имени Михаил.
  • Биографии знаменитых людей по фамилии на букву Д.
  • Описание отчества Михайлович.
  • Описание имени-отчества Михаил Михайлович.
  • Описание имени Михаил.
  • Описания мужских отчеств (и женских).
  • Описание мужского имени-отчества на букву М (и женских).
  • 100 самых распространенных русских фамилий.
  • 250 общерусских фамилий.
  • 100 самых распространённых фамилий США[en] .
  • И тайну букв имени букв имени в интерпретации российского астролога Астрология (от греческого astron — звезда и logos — слово, учение) — учение о воздействии небесных светил на земной мир и человека (его темперамент, характер, поступки и будущее), которое определялось через видимые движения на небесной сфере и взаимное расположение светил (констелляцию) в данный момент времени (см. Гороскоп).

Астрология возникла в древности (вавилонская храмовая астрология и другие), была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы — на рубеже 2-1 веков до нашей эры). С критикой астрологии как разновидности языческого фатализма выступило христианство. Арабская астрология, достигшая значительного развития в 9-10 веков, с 12 века проникла в Европу, где астрология пользуется влиянием до середины 17 века и затем вытесняется с распространением естественнонаучной картины мира.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)

И чуть ниже оставьте комментарий.

Вступайте в группы, чтобы не пропустить новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: