Реферат на тему: Характеристика творчества нова

Реферат на тему: Характеристика творчества А.Платонова

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Любая деталь много говорит без слов. Герои повести не хотят сомневаться, они перестают думать. Необычный язык произведений Платонова помогает автору раскрыть читателям смысл задуманного. “Дождь порол землю”, то есть мучал, а не поил. Речь автора и его героев — это скрытая ирония. Платонов нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость происходящего: “продолжать летать, умолкнувшим образом. будучи убитым.” Его язык подчинен стилю эпохи — стилю лозунгов и штампов. Оказалось, что русский язык потерян, остались одни словесные уроды. Постепенно мы приходим к пониманию символики автора. Произведения Платонова находят все новых и новых поклонников. Список литературы

Характеристика творчества А.Платонова Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы “Государственный житель” и “Усомнившийся человек”, раскрывающие силу, подоплеку и перспективу бюрократизма в нашем обществе. После выхода рассказов Платонова подвергли резкой и несправедливой критике. Обвиняли писателя в тяжелых идейных грехах. Наклеивали ярлык “кулака” и “правоуклониста”. Отныне все произведения Платонова объявлялись вражескими, их печатание запрещалось. Единственное, что разрешалось печатать,— это критика. В 1937 году Платонов вынужден был покаяться. Он писал: “Мои литературные ошибки не соответствовали моим субъективным намерениям”. Лишь через семь лет после смерти писателя вышла небольшая книжка рассказов. Полностью наследие писателя увидело свет в девяностые годы, через сорок лет после их написания. В данной ситуации Платонова угнетала не нищета, а безысходность, хождение по кругу, страшное искажение смысла жизни. Революция приносит надежду на скорое обретение смысла жизни. Человек освободится и станет подлинным творцом, кузнецом своего счастья. В это время для Платонова человек — борец и победитель. Его герой не борется с врагом, а созидает. Ему дорог не воин, а — строитель. Революция и искусство, считал Платонов, дают человеку смысл существования, открывают широкие перспективы. Уже у раннего Платонова, свято верящего в маршрут “паровоза истории”, ощущается стремление проверить: а туда ли мчится паровоз, будут ли люди счастливы. “Епифанские шлюзы” повествуют о событиях XVIII века, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на женитьбу. Никого не щадя, инженер гибнет сам в пыточной башне Кремля. Он од-шовременно жертва и палач. Историческая повесть “Епифанские шлюзы” вполне прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства. В 1927—1929 годах писатель работает над повестью “Сокровенный человек” и романом “Чевенгур”. В них Платонов (описывает события недавней истории — революцию. Чевенгур — небольшой город, в котором “группа товарищей” пытается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех “недостойных коммунизма”. На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно — жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки “построенного рая”. Романом “Чевенгур” Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции.

Достоевский называл Гоголя «демоном», который «из пропавшей у чиновника шинели сделал нам ужаснейшую трагедию». Изображения Гоголя, по его словам, «почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас, мало того, еще справишься ли когда-нибудь?» Но это, в сущности, точнейшая характеристика творчества самого Достоевского: приникнув к самой текущей жизни, к «случаям», подобным истории о пропавшей у чиновника шинели, гений художника поставил «глубочайшие вопросы», о которых прежняя литература и не подозревала. Многозначительны слова Достоевского о Гоголе: «Это был такой колоссальный демон, которого у вас никогда не бывало в Европе». Дело здесь не просто в степени величия Гоголя, а в качестве его творчества. Достоевский, например, исключительно высоко ценил Диккенса, и все же он писал о нем: «Диккенс — это жанр, не более». «Жанр» — это значит верное воссоздание жизни, но в «жанре» не ставятся те «глубочайшие непосильные вопросы», с которыми, может быть, «никогда не справиться»

Достоевский Ф.М.

Хронологическая таблица
* Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.
* Отец Достоевского, Михаил Андреевич, был врачом (штаб-лекарем) Мариинской больницы для бедных. Потомственный дворянин с 1828 года.
* Мать Достоевского, Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Родила семерых детей, среди которых сын Федор был вторым. Умерла в 1837 году.
* 1833 год – Федор Достоевский отдан в московский полупансион Н.И. Драшусова. Там уже обучается его брат Михаил.
* 1834 – 1837 годы – Достоевский меняет место учебы, теперь это частный пансион Л.И. Чермака. Трехлетнее посещение этого заведения дало Федору материал для будущих произведений.
* Начало 1837 года – кончина матери Достоевского почти совпадает с известием о смерти А.С. Пушкина. Достоевский переживает сразу две потери.
* Май этого же года – Федор и Михаил Достоевские отправляются в Петербург продолжать образование. Братья поступают в приготовительный пансион К.Ф. Костомарова.
* 1838 – 1843 годы – учеба в Главном инженерном училище.
* О годах учебы писатель вспоминал как о «каторжных годах». Но, несмотря ни на что, Достоевский находит время для своих первых литературных опытов. Со временем вокруг него формируется литературный кружок.
* 16 февраля 1841 года – Михаил Достоевский устраивает прощальный вечер (он уезжает в Ревель). Федор Достоевский на этом вечере впервые читает вслух на публике отрывки их своих произведений. Это были драмы «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».
* 1844 год – в переписке с братом Достоевский упоминает об еще одном своем драматическом произведении «Жид Янкель». Понятно, что первые литературные опыты будущего великого писателя были подражательны.
* В это время умирает отец Достоевского. Федор и Михаил получают небольшое наследство, а заботу о младших берут на себя родственники.
* Конец 1843 года – по окончании училища Федор Достоевский зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Его служба продлилась недолго, и с окончательным решением посвятить себя литературе закончилась отставкой уже в следующем году.
* Январь 1844 года – Достоевский переводит «Евгению Гранде» Бальзака. Повесть стала первым опубликованным произведением писателя.
* 1844 – 1845 годы – работа над первым романом «Бедные люди». Разошедшийся сначала небольшим тиражом роман читающая петербургская публика приняла с восторгом.
* 1845 год – Достоевский часто общается с Белинским, входит в литературный круг Петербурга. В декабре на традиционном вечере у критика читает главы из «Двойника».
* Дружеские отношения Достоевского и Белинского длятся недолго. Уже в 1846 году критик осуждает «манерность» и «вычурность» рассказа «Господин Прохарчин», позже резко отзывается о повести «Хозяйка». Вслед за Белинским от Федора Михайловича отворачиваются и друзья по «Современнику» (Тургенев, Некрасов). Достоевский, впечатлительный от природы, тяжело переживает этот период. У писателя впервые находят симптомы эпилепсии.
* Ситуацию усугубляет материальное положение Федора Михайловича. Он беден. За малую плату ему приходится работать для журнала «Отечественные записки», браться за заказы, имеющие только посредственное отношение к литературе (как, например, редакция статей для «Справочного энциклопедического словаря»).
* 1846 год – оставив кружок Белинского, Достоевский начинает посещать литературное сообщество братьев Бекетовых, председательствовал в котором В. Майков. Вскоре у писателя появляется новый круг общения.
* Весна 1847 года – Федор Михайлович становится постоянным участником полуреволюционных еженедельных собраний («пятниц»), которые организует М.В. Буташевич-Петрашевский. Участие в кружке петрашевцев едва не погубило писателя.
* 23 апреля 1849 года – Федор Михайлович Достоевский арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Здесь написан рассказ «Маленький герой». На допросах писатель ведет себя необыкновенно достойно, выгораживает друзей. В результате – смертный приговор за «умысел на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».
* 22 декабря 1849 года – приговор должен быть приведен в исполнение. В последний момент, когда приговоренные уже стоят на Семеновском плацу в ожидании расстрела, приходит резолюция императора Николая I. Смертная казнь заменена для Достоевского четырехлетней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Спустя два дня Федор Михайлович покидает Петербург и в оковах отправляется в Сибирь.
* 10 января 1850 года – Достоевский прибывает в Тобольск. Здесь проходит его встреча с женами декабристов, которые дарят писателю Евангелие.
* 1850 – 1854 годы – каторга. Достоевский отбывает ее чернорабочим в Омской крепости.
* Январь 1854 года – Федор Михайлович зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинска. Через полтора года писатель произведен в унтер-офицеры, а вскоре, хлопотами знакомых, в прапорщики.
* Весна 1857 года – Достоевскому возвращено потомственное дворянство и право печататься. Но еще 18 лет за ним будет сохраняться полицейский надзор.
* Этот же год – Достоевский женится на вдове Марии Дмитриевне Исаевой.
* Отбывая наказание, Федор Михайлович находит время и для литературного творчества. Солдатом он начинает писать «сибирскую» тетрадь, в которую вошли воспоминания о каторге и которая послужила потом источником материала для «Записок из мертвого дома» и других романов. После возвращения права печататься брат Михаил издает в Петербурге «Маленького героя», чуть позже появляются написанные в Сибири «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Также по просьбе брата Михаил Достоевский обращается к критикам, но Катков, Некрасов и Краевский игнорируют эти произведения.
* 18 марта 1859 года – Федор Михайлович в чине подпоручика уволен со службы «по болезни». Вскоре он с женой и ее сыном от первого брака покидает Семипалатинск. Семья имеет разрешение жить в Твери, но без права въезда в Московскую и Петербургскую губернии.
* Декабрь этого же года – получив соответствующее разрешение, Достоевский возвращается в Петербург и привозит туда семью.
* В Петербурге писатель активно возобновляет свою творческую деятельность. Он публикует статьи, редактирует, пишет… Вскоре выходит его роман «Униженные и оскорбленные», чуть позже – «Записки из мертвого дома». Вместе с братом Михаилом Федор Михайлович печатается в журналах «Время» и «Эпоха». Достоевские становятся идеологами так называемого «почвенничества» — движения из рода славянофильства. В «Эпохе» же выходит рассказ Федора Михайловича «Записки из подполья».
* 1862 – 1863 годы – две подряд поездки за границу. Достоевский посещает Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. Во время второй поездки в Париже писатель знакомится с А.П. Сусловой. В Баден-Бадене он проигрывается «совершенно дотла» в рулетку.
* Конец 1863 года – после возвращения в Россию Достоевский перевозит семью сначала во Владимир, а затем в Москву – петербургский климат вреден его больной чахоткой жене.
* Апрель 1864 года – умирает Мария Дмитриевна.
* Июнь 1864 года – Достоевский теряет брата Михаила. После его смерти Федору Михайловичу приходится заниматься изданием журнала «Эпоха», у которого огромный долг. Журнал просуществовал всего год, а с долгом писатель расплатился только под конец жизни.
* Сентябрь этого же года – умирает друг Федора Михайловича Григорьев.
* Июль 1865 года – Достоевский выезжает в Висбаден. Осенью он присылает оттуда повесть для журнала «Русский вестник».
* 1866 год – лето Достоевский проводит у сестры под Москвой. Работает одновременно над романами «Преступление и наказание» и «Игрок». Причина двойной нагрузки – контракт с издательством, которому к определенному сроку писатель обязался представить новый роман. Для издательства пишется «Игрок». В октябре к Достоевскому приходит стенографистка А.Г. Сниткина. Федор Михайлович диктует ей роман. Спустя год Сниткина становится второй женой писателя.
* Апрель 1867 – июль 1871 года – Достоевские живут за границей (Германия, Швейцария, Италия).
* 1867 – 1868 годы – продолжение работы над романом «Идиот».
* 1868 год – в феврале появляется на свет дочь писателя Софья. Девочка прожила всего три месяца и внезапно умерла в мае. Федор Михайлович тяжело переживает эту утрату.
* Сентябрь 1869 года – рождается вторая дочь Достоевского, Любовь.
* Июль 1871 года – едва успев вернуться в Россию, Сниткина-Достоевская рожает мужу сына Федора.
* 1872 год – Достоевский посещает «среды», организованные издателем газеты-журнала «Гражданин» князем В.П. Мещерским. В декабре этого же года Федор Михайлович становится редактором «Гражданина».
* 1873 год – в «Гражданине» появляются: «Дневник писателя», политические обзоры «Иностранные события», статьи и заметки, принадлежавшие перу Достоевского.
* 1874 год – Федор Михайлович отказывается от редакторства «Гражданина». Причиной этому послужили, в частности, столкновения с князем Мещерским, который стремился сделать из еженедельника независимое издание. Отказ от редакторства не мешал Достоевскому впоследствии сотрудничать с «Гражданином».
* Примерно тогда же, в середине 1870-х, Достоевский возобновляет отношения, прерванные много лет назад. Он снова общается с Некрасовым и Салтыковым-Щедриным. В 1874 году в «Отечественных записках» издан роман «Подросток». Популярность Достоевского как писателя растет.
* Август 1875 года – рождается второй сын писателя, Алексей.
* Этот же год – Федор Михайлович возобновляет издание своего «моножурнала» «Дневник писателя». О прекращении «Дневника» объявлено в 1877 году.
* 1877 год – Достоевский избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. В этом же году умирает Некрасов. Достоевский произносит на его похоронах речь.
* 1878 год – Алексей Достоевский, так же, как и отец, страдающий эпилепсией, умирает от припадка в трехлетнем возрасте. В поисках утешения после смерти сына Достоевский посещает Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием.
* Май 1879 года – Федор Михайлович принимает участие в Международном литературном конгрессе в Лондоне. Здесь он избран членом почетного комитета Международной литературной ассоциации.
* В конце жизни писатель ведет активную общественную деятельность – посещает Воспитательный дом и колонии малолетних преступников, присутствует на процессе Веры Засулич и на казни Млодецкого (стрелял в М.Т. Лорис-Меликова), отвечает на письмо студентов по поводу избиения лавочниками студенческой демонстрации.
* 1880 год – написан последний роман Достоевского «Братья Карамазовы».
* Начало 1881 года – писатель говорит о своих планах на будущее: он собирается возобновить «Дневник», через несколько лет написать вторую часть «Карамазовых». Но этим планам не суждено было сбыться. В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь.
* 28 января (9 февраля) 1881 года – Федор Михайлович Достоевский умирает в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.

/ Биографии / Достоевский Ф.М.

Смотрите также по Достоевскому:

«Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)»

В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа «Преступление и наказание» в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала «Русский вестник» М. Н. Каткова, сообщая ему в письме полный план задуманного произведения: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты». Почти месяц он проводит после убийства до окончательной катастрофы. Никаких подозрений нет и не может быть. Тут-то и начинается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но вернуться опять к людям; чувство разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свою вину.

Смысл страданий Родиона в том, что совесть и разум вступили в борьбу между собой. Разум судорожно отстаивает возможность для Раскольникова быть человеком «высшей породы». Герой всецело полагается на свой рассудок, на свои «теоретические опоры». Но его подавленный энтузиазм трагически угасает, и герой романа, решительно не совладавший с собой в момент совершения преступления, сознает, что он не старушонку убил, а «самого себя». Совесть оказалась гораздо сильнее разума и, нужно сказать, что еще до убийства процентщицы она оказывала на его поведение большое влияние. Вспомним хотя бы размышления Раскольникова после «подготовительного» визита к Алене Ивановне: он вышел от нее в смущении, несколько раз останавливался на лестнице и уже на улице воскликнул: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. »

Так где же настоящий Раскольников — до или после убийства? Сомнений никаких быть не может: и теория, и попытка ее осуществления — это временное заблуждение Раскольникова. Интересно, что повышенная тяга к «делу» у него появилась после письма матери, где она рассказывает о намерении его сестры выйти замуж за Лужина. В конце письма она спрашивает: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?» В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая в конечном итоге представляет собой вопрос — с Богом ты или нет? И отсюда уже определяется путь героя — вина, возмездие, раскаяние, спасение.

Достоевский ищет резервы исцеления своего героя не только во внешнем воздействии на него (Соня, Разумихин, сестра, Порфирий Петрович), но и в нем самом, в его жизненном опыте, в том числе и религиозном, сформировавшем его совесть и нравственность.

После страшного сна о зверском убийстве лошади пьяными мужиками он обращается к Богу с настоящей молитвой: «Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» И в этом же внутреннем монологе несколько далее он вновь взывает к Богу: «Господи! — молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей».

Став убийцей, Раскольников почувствовал себя разъединенным с людьми, оказавшимся вне человечества. Он настороженно и даже виновато смотрит в глаза людям, а иногда начинает их ненавидеть. Убийство, которому он хотел придать идейный вид, сразу же после его совершения предстало перед ним как достаточно обыкновенное, и он, заболев всеми обычными тревогами и предрассудками преступников (вплоть до их притяжения к тому месту, где совершено преступление), начинает лихорадочно пересматривать свои философские выкладки и проверять крепость своих моральных опор. Его напряженные внутренние монологи с бесконечными «за» и «против» не освежают и не успокаивают его, психологический процесс приобретает в нем огромный накал.

Достоевский через страдания очеловечивает героя, будит его сознание. Раскольников знакомится с Лужиным и Свидригайловым, видит на их примере возможный путь своего нравственного развития, окажись он сильной личностью, и наконец писатель направляет Раскольникова на путь более близкий его душе — знакомит с Соней Мармладовой, носительницей мирового страдания и идеи Бога.

В. С. Соловьев дает в одной из статей о Достоевском четкую психологическую схему духовной эволюции Раскольникова, учитывая влияние на героя многих внешних и внутренних факторов: «Но вот вдруг то дело, которое он считал только нарушением внешнего бессмысленного закона и смелым вызовом общественному предрассудку, — вдруг оно оказывается для его собственной совести чем-то гораздо большим, оказывается грехом, нарушением внутренней нравственной правды».

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова — это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время энергия самозащиты у него иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя, добавляя все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Любое общение с людьми ранит его все больше и больше, но все сильнее его тянет к Богу. После посещения Разумихиным Раскольников восклицает: «Господи! скажи ты мне только одно: знают они обо всем или еще не знают? А ну как уж знают и только прикидываются, дразнят, покуда лежу, а там вдруг войдут и скажут, что все давно уж известно и что они только так… Что же теперь делать? Вот и забыл, как нарочно; вдруг забыл, сейчас помнил. »

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня. Вспомним несколько эпизодов из романа, происшедших с Раскольниковым после поминок Мармеладова, где происходило его первое общение с Соней.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение». Это настоящее начало воскресения Раскольникова. Соня вернула ему веру в жизнь, веру в будущее. Раскольников впервые получил урок бескорыстной христианской любви, любви к грешникам. Впервые какое-то время он жил божественной стороной своей натуры. Окончательная духовная перестройка Раскольникова еще впереди, еще много раз ему нужно соприкоснуться с такой любовью, освещенной божественным светом. Правда, душевное просветление героя длилось недолго — разбуженная жизненная энергия ушла во тьму его заблуждений. Вот реакция Раскольникова на все происшедшее:

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой!»
После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой ее образ стремительно вырастает в своей моральной яркости. Драма ложной мысли постепенно завершается надеждой на искупление и успокоение совести ценой страдания. Настоящей героиней романа становится Соня — носительница истинно христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания. Великая религиозная мысль скрывается в этой «отверженной» девушке с бледным и худеньким личиком.

И что чрезвычайно важно, что определяет дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова и что единственно могло лишить его теоретических идей и подавляющей зачастую власти разума над ним — общение с Соней. Оно в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, не как на реализацию социально-философских выдумок, а как на нарушение нравственных норм, нарушение божественных установок. Постепенно происходит своеобразное «обезоруживание» бесовского рационального начала у героя.

Нужно сказать, что Раскольников двойственно относился к жертвенности Сони. Логика его рассуждений была проста — Соня понапрасну умертвила себя, ее жертва и вера в помощь Бога совершенно бессмысленны. Но в процессе диалога на эту тему у Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять, его своеобразное злорадство по поводу ее жизни и религиозных представлений было нужно ему самому — это его сопротивление духовному воздействию Сони, его стремление отстоять свои прежние позиции, но вдруг, возможно, неожиданно для него самого происходит какая-то необъяснимая «сдача позиций»:

«Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…

— Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.

— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Поклонение страданию человеческому — это уже христианское движение души, поклонение «твари дрожащей» — это уже не прежний Раскольников. Наиболее значимым эпизодом «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, — о воскрешении Лазаря. «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же». Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.

Это и будет его духовным очищением, «воскресением из мертвых». Дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия; «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший». Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной.

Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительной для человечества любви и уже отсюда — в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу. Вот этот эпизод, который заключает путь Раскольникова из преступного настоящего в новое будущее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

Достоевский «преодолевает» время в момент раскаяния и начала перерождения Раскольникова, когда семь лет каторги, большой срок, делаются кратким мгновением в ожидании свободы и новой жизни.

Таким образом, поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче — воскресению Раскольникова, избавлению «сверхчеловека» от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей.

Как опытный проводник, знающий единственную и верную дорогу, ведет Достоевский читателей через лабиринт совести Раскольникова. И надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении «Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский.

Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Мировая литература немыслима без Достоевского, многое в его творчестве обращено в будущее, к духовному возрождению всего человечества.

Ошибка 404

Вы перешли по ссылке, которая никуда не ведёт.

Российская государственная библиотека запустила новую версию официального сайта. Сейчас он работает в тестовом режиме.

Если вы оказались на этой странице или обнаружили другую ошибку в работе сайта, пришлите, пожалуйста, информацию с описанием возникшей проблемы на адрес 404@rsl.ru.

Спасибо, что помогаете сделать наш сайт лучше!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Реферат на тему: Характеристика творчества нова

Реферат на тему: Характеристика творчества А.Платонова

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Любая деталь много говорит без слов. Герои повести не хотят сомневаться, они перестают думать. Необычный язык произведений Платонова помогает автору раскрыть читателям смысл задуманного. “Дождь порол землю”, то есть мучал, а не поил. Речь автора и его героев — это скрытая ирония. Платонов нарочно коверкает фразу, чтобы показать нелепость происходящего: “продолжать летать, умолкнувшим образом. будучи убитым.” Его язык подчинен стилю эпохи — стилю лозунгов и штампов. Оказалось, что русский язык потерян, остались одни словесные уроды. Постепенно мы приходим к пониманию символики автора. Произведения Платонова находят все новых и новых поклонников. Список литературы

Характеристика творчества А.Платонова Андрей Платонович Платонов — писатель с трудной судьбой. После яркого дебюта книги “Епифанские шлюзы” в 1927 году Платонов сразу же завоевал известность в литературных кругах. В 1928 году у него выходят уже две книги, он широко печатался в журналах, пока не вышли его сатирические рассказы “Государственный житель” и “Усомнившийся человек”, раскрывающие силу, подоплеку и перспективу бюрократизма в нашем обществе. После выхода рассказов Платонова подвергли резкой и несправедливой критике. Обвиняли писателя в тяжелых идейных грехах. Наклеивали ярлык “кулака” и “правоуклониста”. Отныне все произведения Платонова объявлялись вражескими, их печатание запрещалось. Единственное, что разрешалось печатать,— это критика. В 1937 году Платонов вынужден был покаяться. Он писал: “Мои литературные ошибки не соответствовали моим субъективным намерениям”. Лишь через семь лет после смерти писателя вышла небольшая книжка рассказов. Полностью наследие писателя увидело свет в девяностые годы, через сорок лет после их написания. В данной ситуации Платонова угнетала не нищета, а безысходность, хождение по кругу, страшное искажение смысла жизни. Революция приносит надежду на скорое обретение смысла жизни. Человек освободится и станет подлинным творцом, кузнецом своего счастья. В это время для Платонова человек — борец и победитель. Его герой не борется с врагом, а созидает. Ему дорог не воин, а — строитель. Революция и искусство, считал Платонов, дают человеку смысл существования, открывают широкие перспективы. Уже у раннего Платонова, свято верящего в маршрут “паровоза истории”, ощущается стремление проверить: а туда ли мчится паровоз, будут ли люди счастливы. “Епифанские шлюзы” повествуют о событиях XVIII века, когда хотели соединить Волго-Донской бассейн шлюзами, но попытка сорвалась. Руководит проектом англичанин Бертран Перри. Он приехал заработать деньги на женитьбу. Никого не щадя, инженер гибнет сам в пыточной башне Кремля. Он од-шовременно жертва и палач. Историческая повесть “Епифанские шлюзы” вполне прозрачно намекала на современную ситуацию, когда не государство существует для людей, а они для государства. В 1927—1929 годах писатель работает над повестью “Сокровенный человек” и романом “Чевенгур”. В них Платонов (описывает события недавней истории — революцию. Чевенгур — небольшой город, в котором “группа товарищей” пытается построить коммунизм. Первая часть романа повествует о поисках счастья странниками. Они бродят по России, охваченной войной. Во второй части романа показано, что герои-странники пришли в некий город Чевенгур, где коммунизм уже построен. Однако город как бы изымается из потока истории. Чевенгурцы живут для товарищей, но предварительно они истребляют всех “недостойных коммунизма”. На поиски исчезнувшего из-под власти государства города отправляются регулярные части, которые истребляют чевенгурцев. Но удивительно — жители умирают с облегчением, освобождаясь от скуки “построенного рая”. Романом “Чевенгур” Платонов показал бесперспективность пути, по которому пошла Россия после революции.

Достоевский называл Гоголя «демоном», который «из пропавшей у чиновника шинели сделал нам ужаснейшую трагедию». Изображения Гоголя, по его словам, «почти давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли, с которыми, чувствуется это, справиться можно далеко не сейчас, мало того, еще справишься ли когда-нибудь?» Но это, в сущности, точнейшая характеристика творчества самого Достоевского: приникнув к самой текущей жизни, к «случаям», подобным истории о пропавшей у чиновника шинели, гений художника поставил «глубочайшие вопросы», о которых прежняя литература и не подозревала. Многозначительны слова Достоевского о Гоголе: «Это был такой колоссальный демон, которого у вас никогда не бывало в Европе». Дело здесь не просто в степени величия Гоголя, а в качестве его творчества. Достоевский, например, исключительно высоко ценил Диккенса, и все же он писал о нем: «Диккенс — это жанр, не более». «Жанр» — это значит верное воссоздание жизни, но в «жанре» не ставятся те «глубочайшие непосильные вопросы», с которыми, может быть, «никогда не справиться»

Достоевский Ф.М.

Хронологическая таблица
* Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве.
* Отец Достоевского, Михаил Андреевич, был врачом (штаб-лекарем) Мариинской больницы для бедных. Потомственный дворянин с 1828 года.
* Мать Достоевского, Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Родила семерых детей, среди которых сын Федор был вторым. Умерла в 1837 году.
* 1833 год – Федор Достоевский отдан в московский полупансион Н.И. Драшусова. Там уже обучается его брат Михаил.
* 1834 – 1837 годы – Достоевский меняет место учебы, теперь это частный пансион Л.И. Чермака. Трехлетнее посещение этого заведения дало Федору материал для будущих произведений.
* Начало 1837 года – кончина матери Достоевского почти совпадает с известием о смерти А.С. Пушкина. Достоевский переживает сразу две потери.
* Май этого же года – Федор и Михаил Достоевские отправляются в Петербург продолжать образование. Братья поступают в приготовительный пансион К.Ф. Костомарова.
* 1838 – 1843 годы – учеба в Главном инженерном училище.
* О годах учебы писатель вспоминал как о «каторжных годах». Но, несмотря ни на что, Достоевский находит время для своих первых литературных опытов. Со временем вокруг него формируется литературный кружок.
* 16 февраля 1841 года – Михаил Достоевский устраивает прощальный вечер (он уезжает в Ревель). Федор Достоевский на этом вечере впервые читает вслух на публике отрывки их своих произведений. Это были драмы «Борис Годунов» и «Мария Стюарт».
* 1844 год – в переписке с братом Достоевский упоминает об еще одном своем драматическом произведении «Жид Янкель». Понятно, что первые литературные опыты будущего великого писателя были подражательны.
* В это время умирает отец Достоевского. Федор и Михаил получают небольшое наследство, а заботу о младших берут на себя родственники.
* Конец 1843 года – по окончании училища Федор Достоевский зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Его служба продлилась недолго, и с окончательным решением посвятить себя литературе закончилась отставкой уже в следующем году.
* Январь 1844 года – Достоевский переводит «Евгению Гранде» Бальзака. Повесть стала первым опубликованным произведением писателя.
* 1844 – 1845 годы – работа над первым романом «Бедные люди». Разошедшийся сначала небольшим тиражом роман читающая петербургская публика приняла с восторгом.
* 1845 год – Достоевский часто общается с Белинским, входит в литературный круг Петербурга. В декабре на традиционном вечере у критика читает главы из «Двойника».
* Дружеские отношения Достоевского и Белинского длятся недолго. Уже в 1846 году критик осуждает «манерность» и «вычурность» рассказа «Господин Прохарчин», позже резко отзывается о повести «Хозяйка». Вслед за Белинским от Федора Михайловича отворачиваются и друзья по «Современнику» (Тургенев, Некрасов). Достоевский, впечатлительный от природы, тяжело переживает этот период. У писателя впервые находят симптомы эпилепсии.
* Ситуацию усугубляет материальное положение Федора Михайловича. Он беден. За малую плату ему приходится работать для журнала «Отечественные записки», браться за заказы, имеющие только посредственное отношение к литературе (как, например, редакция статей для «Справочного энциклопедического словаря»).
* 1846 год – оставив кружок Белинского, Достоевский начинает посещать литературное сообщество братьев Бекетовых, председательствовал в котором В. Майков. Вскоре у писателя появляется новый круг общения.
* Весна 1847 года – Федор Михайлович становится постоянным участником полуреволюционных еженедельных собраний («пятниц»), которые организует М.В. Буташевич-Петрашевский. Участие в кружке петрашевцев едва не погубило писателя.
* 23 апреля 1849 года – Федор Михайлович Достоевский арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Здесь написан рассказ «Маленький герой». На допросах писатель ведет себя необыкновенно достойно, выгораживает друзей. В результате – смертный приговор за «умысел на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка».
* 22 декабря 1849 года – приговор должен быть приведен в исполнение. В последний момент, когда приговоренные уже стоят на Семеновском плацу в ожидании расстрела, приходит резолюция императора Николая I. Смертная казнь заменена для Достоевского четырехлетней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Спустя два дня Федор Михайлович покидает Петербург и в оковах отправляется в Сибирь.
* 10 января 1850 года – Достоевский прибывает в Тобольск. Здесь проходит его встреча с женами декабристов, которые дарят писателю Евангелие.
* 1850 – 1854 годы – каторга. Достоевский отбывает ее чернорабочим в Омской крепости.
* Январь 1854 года – Федор Михайлович зачислен рядовым в 7-й линейный батальон Семипалатинска. Через полтора года писатель произведен в унтер-офицеры, а вскоре, хлопотами знакомых, в прапорщики.
* Весна 1857 года – Достоевскому возвращено потомственное дворянство и право печататься. Но еще 18 лет за ним будет сохраняться полицейский надзор.
* Этот же год – Достоевский женится на вдове Марии Дмитриевне Исаевой.
* Отбывая наказание, Федор Михайлович находит время и для литературного творчества. Солдатом он начинает писать «сибирскую» тетрадь, в которую вошли воспоминания о каторге и которая послужила потом источником материала для «Записок из мертвого дома» и других романов. После возвращения права печататься брат Михаил издает в Петербурге «Маленького героя», чуть позже появляются написанные в Сибири «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». Также по просьбе брата Михаил Достоевский обращается к критикам, но Катков, Некрасов и Краевский игнорируют эти произведения.
* 18 марта 1859 года – Федор Михайлович в чине подпоручика уволен со службы «по болезни». Вскоре он с женой и ее сыном от первого брака покидает Семипалатинск. Семья имеет разрешение жить в Твери, но без права въезда в Московскую и Петербургскую губернии.
* Декабрь этого же года – получив соответствующее разрешение, Достоевский возвращается в Петербург и привозит туда семью.
* В Петербурге писатель активно возобновляет свою творческую деятельность. Он публикует статьи, редактирует, пишет… Вскоре выходит его роман «Униженные и оскорбленные», чуть позже – «Записки из мертвого дома». Вместе с братом Михаилом Федор Михайлович печатается в журналах «Время» и «Эпоха». Достоевские становятся идеологами так называемого «почвенничества» — движения из рода славянофильства. В «Эпохе» же выходит рассказ Федора Михайловича «Записки из подполья».
* 1862 – 1863 годы – две подряд поездки за границу. Достоевский посещает Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. Во время второй поездки в Париже писатель знакомится с А.П. Сусловой. В Баден-Бадене он проигрывается «совершенно дотла» в рулетку.
* Конец 1863 года – после возвращения в Россию Достоевский перевозит семью сначала во Владимир, а затем в Москву – петербургский климат вреден его больной чахоткой жене.
* Апрель 1864 года – умирает Мария Дмитриевна.
* Июнь 1864 года – Достоевский теряет брата Михаила. После его смерти Федору Михайловичу приходится заниматься изданием журнала «Эпоха», у которого огромный долг. Журнал просуществовал всего год, а с долгом писатель расплатился только под конец жизни.
* Сентябрь этого же года – умирает друг Федора Михайловича Григорьев.
* Июль 1865 года – Достоевский выезжает в Висбаден. Осенью он присылает оттуда повесть для журнала «Русский вестник».
* 1866 год – лето Достоевский проводит у сестры под Москвой. Работает одновременно над романами «Преступление и наказание» и «Игрок». Причина двойной нагрузки – контракт с издательством, которому к определенному сроку писатель обязался представить новый роман. Для издательства пишется «Игрок». В октябре к Достоевскому приходит стенографистка А.Г. Сниткина. Федор Михайлович диктует ей роман. Спустя год Сниткина становится второй женой писателя.
* Апрель 1867 – июль 1871 года – Достоевские живут за границей (Германия, Швейцария, Италия).
* 1867 – 1868 годы – продолжение работы над романом «Идиот».
* 1868 год – в феврале появляется на свет дочь писателя Софья. Девочка прожила всего три месяца и внезапно умерла в мае. Федор Михайлович тяжело переживает эту утрату.
* Сентябрь 1869 года – рождается вторая дочь Достоевского, Любовь.
* Июль 1871 года – едва успев вернуться в Россию, Сниткина-Достоевская рожает мужу сына Федора.
* 1872 год – Достоевский посещает «среды», организованные издателем газеты-журнала «Гражданин» князем В.П. Мещерским. В декабре этого же года Федор Михайлович становится редактором «Гражданина».
* 1873 год – в «Гражданине» появляются: «Дневник писателя», политические обзоры «Иностранные события», статьи и заметки, принадлежавшие перу Достоевского.
* 1874 год – Федор Михайлович отказывается от редакторства «Гражданина». Причиной этому послужили, в частности, столкновения с князем Мещерским, который стремился сделать из еженедельника независимое издание. Отказ от редакторства не мешал Достоевскому впоследствии сотрудничать с «Гражданином».
* Примерно тогда же, в середине 1870-х, Достоевский возобновляет отношения, прерванные много лет назад. Он снова общается с Некрасовым и Салтыковым-Щедриным. В 1874 году в «Отечественных записках» издан роман «Подросток». Популярность Достоевского как писателя растет.
* Август 1875 года – рождается второй сын писателя, Алексей.
* Этот же год – Федор Михайлович возобновляет издание своего «моножурнала» «Дневник писателя». О прекращении «Дневника» объявлено в 1877 году.
* 1877 год – Достоевский избран членом-корреспондентом Петербургской Академии Наук. В этом же году умирает Некрасов. Достоевский произносит на его похоронах речь.
* 1878 год – Алексей Достоевский, так же, как и отец, страдающий эпилепсией, умирает от припадка в трехлетнем возрасте. В поисках утешения после смерти сына Достоевский посещает Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием.
* Май 1879 года – Федор Михайлович принимает участие в Международном литературном конгрессе в Лондоне. Здесь он избран членом почетного комитета Международной литературной ассоциации.
* В конце жизни писатель ведет активную общественную деятельность – посещает Воспитательный дом и колонии малолетних преступников, присутствует на процессе Веры Засулич и на казни Млодецкого (стрелял в М.Т. Лорис-Меликова), отвечает на письмо студентов по поводу избиения лавочниками студенческой демонстрации.
* 1880 год – написан последний роман Достоевского «Братья Карамазовы».
* Начало 1881 года – писатель говорит о своих планах на будущее: он собирается возобновить «Дневник», через несколько лет написать вторую часть «Карамазовых». Но этим планам не суждено было сбыться. В ночь с 25 на 26 января у Достоевского пошла горлом кровь.
* 28 января (9 февраля) 1881 года – Федор Михайлович Достоевский умирает в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.

/ Биографии / Достоевский Ф.М.

Смотрите также по Достоевскому:

«Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»)»

В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа «Преступление и наказание» в сентябре 1865 года Достоевский извещает редактора журнала «Русский вестник» М. Н. Каткова, сообщая ему в письме полный план задуманного произведения: «Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты». Почти месяц он проводит после убийства до окончательной катастрофы. Никаких подозрений нет и не может быть. Тут-то и начинается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы встают перед убийцей, неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но вернуться опять к людям; чувство разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свою вину.

Смысл страданий Родиона в том, что совесть и разум вступили в борьбу между собой. Разум судорожно отстаивает возможность для Раскольникова быть человеком «высшей породы». Герой всецело полагается на свой рассудок, на свои «теоретические опоры». Но его подавленный энтузиазм трагически угасает, и герой романа, решительно не совладавший с собой в момент совершения преступления, сознает, что он не старушонку убил, а «самого себя». Совесть оказалась гораздо сильнее разума и, нужно сказать, что еще до убийства процентщицы она оказывала на его поведение большое влияние. Вспомним хотя бы размышления Раскольникова после «подготовительного» визита к Алене Ивановне: он вышел от нее в смущении, несколько раз останавливался на лестнице и уже на улице воскликнул: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно. — И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко. »

Так где же настоящий Раскольников — до или после убийства? Сомнений никаких быть не может: и теория, и попытка ее осуществления — это временное заблуждение Раскольникова. Интересно, что повышенная тяга к «делу» у него появилась после письма матери, где она рассказывает о намерении его сестры выйти замуж за Лужина. В конце письма она спрашивает: «Молишься ли ты богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благость творца и искупителя нашего?» В письме матери Раскольникова в общих чертах определяется идея вины и возмездия, которая в конечном итоге представляет собой вопрос — с Богом ты или нет? И отсюда уже определяется путь героя — вина, возмездие, раскаяние, спасение.

Достоевский ищет резервы исцеления своего героя не только во внешнем воздействии на него (Соня, Разумихин, сестра, Порфирий Петрович), но и в нем самом, в его жизненном опыте, в том числе и религиозном, сформировавшем его совесть и нравственность.

После страшного сна о зверском убийстве лошади пьяными мужиками он обращается к Богу с настоящей молитвой: «Боже! — воскликнул он, — да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп… буду скользить в липкой, теплой крови, взламывать замок, красть и дрожать; прятаться, весь залитый кровью… с топором… Господи, неужели?» И в этом же внутреннем монологе несколько далее он вновь взывает к Богу: «Господи! — молил он, — покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей».

Став убийцей, Раскольников почувствовал себя разъединенным с людьми, оказавшимся вне человечества. Он настороженно и даже виновато смотрит в глаза людям, а иногда начинает их ненавидеть. Убийство, которому он хотел придать идейный вид, сразу же после его совершения предстало перед ним как достаточно обыкновенное, и он, заболев всеми обычными тревогами и предрассудками преступников (вплоть до их притяжения к тому месту, где совершено преступление), начинает лихорадочно пересматривать свои философские выкладки и проверять крепость своих моральных опор. Его напряженные внутренние монологи с бесконечными «за» и «против» не освежают и не успокаивают его, психологический процесс приобретает в нем огромный накал.

Достоевский через страдания очеловечивает героя, будит его сознание. Раскольников знакомится с Лужиным и Свидригайловым, видит на их примере возможный путь своего нравственного развития, окажись он сильной личностью, и наконец писатель направляет Раскольникова на путь более близкий его душе — знакомит с Соней Мармладовой, носительницей мирового страдания и идеи Бога.

В. С. Соловьев дает в одной из статей о Достоевском четкую психологическую схему духовной эволюции Раскольникова, учитывая влияние на героя многих внешних и внутренних факторов: «Но вот вдруг то дело, которое он считал только нарушением внешнего бессмысленного закона и смелым вызовом общественному предрассудку, — вдруг оно оказывается для его собственной совести чем-то гораздо большим, оказывается грехом, нарушением внутренней нравственной правды».

Страдания преступной совести у Родиона Раскольникова — это огромная движущая сила, она ведет его к Богу. Причем в это же время энергия самозащиты у него иссякает. С удивительным мастерством Достоевский раскрывает эту двойственность души героя, добавляя все новые и новые признаки победы совести над разумом.

Любое общение с людьми ранит его все больше и больше, но все сильнее его тянет к Богу. После посещения Разумихиным Раскольников восклицает: «Господи! скажи ты мне только одно: знают они обо всем или еще не знают? А ну как уж знают и только прикидываются, дразнят, покуда лежу, а там вдруг войдут и скажут, что все давно уж известно и что они только так… Что же теперь делать? Вот и забыл, как нарочно; вдруг забыл, сейчас помнил. »

После знакомства с Соней Мармеладовой начался новый этап в духовном развитии Раскольникова. Не отказавшись от своей «идеи», он стал все больше и больше погружаться в атмосферу божественного сострадания, самоотречения, чистоты, олицетворением и носительницей чего была Соня. Вспомним несколько эпизодов из романа, происшедших с Раскольниковым после поминок Мармеладова, где происходило его первое общение с Соней.

«Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение». Это настоящее начало воскресения Раскольникова. Соня вернула ему веру в жизнь, веру в будущее. Раскольников впервые получил урок бескорыстной христианской любви, любви к грешникам. Впервые какое-то время он жил божественной стороной своей натуры. Окончательная духовная перестройка Раскольникова еще впереди, еще много раз ему нужно соприкоснуться с такой любовью, освещенной божественным светом. Правда, душевное просветление героя длилось недолго — разбуженная жизненная энергия ушла во тьму его заблуждений. Вот реакция Раскольникова на все происшедшее:

«Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой! Царство ей небесное и — довольно, матушка, пора на покой!»
После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой ее образ стремительно вырастает в своей моральной яркости. Драма ложной мысли постепенно завершается надеждой на искупление и успокоение совести ценой страдания. Настоящей героиней романа становится Соня — носительница истинно христианских идей милосердия, любви, смирения и святости страдания. Великая религиозная мысль скрывается в этой «отверженной» девушке с бледным и худеньким личиком.

И что чрезвычайно важно, что определяет дальнейшую судьбу Родиона Раскольникова и что единственно могло лишить его теоретических идей и подавляющей зачастую власти разума над ним — общение с Соней. Оно в дальнейшем заставляет Раскольникова смотреть на свое преступление не как на предмет юридического разбирательства, не как на реализацию социально-философских выдумок, а как на нарушение нравственных норм, нарушение божественных установок. Постепенно происходит своеобразное «обезоруживание» бесовского рационального начала у героя.

Нужно сказать, что Раскольников двойственно относился к жертвенности Сони. Логика его рассуждений была проста — Соня понапрасну умертвила себя, ее жертва и вера в помощь Бога совершенно бессмысленны. Но в процессе диалога на эту тему у Раскольникова возникает ощущение, что Соня знает что-то такое, чего ему не понять, его своеобразное злорадство по поводу ее жизни и религиозных представлений было нужно ему самому — это его сопротивление духовному воздействию Сони, его стремление отстоять свои прежние позиции, но вдруг, возможно, неожиданно для него самого происходит какая-то необъяснимая «сдача позиций»:

«Он все ходил взад и вперед, молча и не взглядывая на нее. Наконец подошел к ней; глаза его сверкали. Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал ее ногу…

— Что вы, что вы это? Передо мной! — пробормотала она, побледнев, и больно-больно сжало вдруг ей сердце. Он тотчас же встал.

— Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился…»

Поклонение страданию человеческому — это уже христианское движение души, поклонение «твари дрожащей» — это уже не прежний Раскольников. Наиболее значимым эпизодом «Преступления и наказания» является тот, в котором Соня Мармеладова читает Раскольникову описание одного из главных чудес, совершенных Христом, описываемых в Евангелии, — о воскрешении Лазаря. «Иисус сказал ей: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет, и всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек. Веришь ли сему?» Соня, читая эти строки, думала о Раскольникове: «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же». Раскольников, совершивший злодеяние, должен уверовать и покаяться.

Это и будет его духовным очищением, «воскресением из мертвых». Дрожа и холодея, повторяла Соня строки из Евангелия; «Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший». Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне «идти вместе», совершает покаяние на площади, является с повинной.

Только на каторге Родион Раскольников нашел «свою веру» в спасительной для человечества любви и уже отсюда — в необходимости и спасительности духовного совершенствования каждого отдельного человека. Любовь привела его к Богу. Вот этот эпизод, который заключает путь Раскольникова из преступного настоящего в новое будущее: «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас же, в тот же миг она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута…»

Достоевский «преодолевает» время в момент раскаяния и начала перерождения Раскольникова, когда семь лет каторги, большой срок, делаются кратким мгновением в ожидании свободы и новой жизни.

Таким образом, поэтика романа подчиняется одной главной и единственной задаче — воскресению Раскольникова, избавлению «сверхчеловека» от преступной теории и приобщению его к миру остальных людей.

Как опытный проводник, знающий единственную и верную дорогу, ведет Достоевский читателей через лабиринт совести Раскольникова. И надо быть предельно внимательным и духовно зрячим при чтении «Преступления и наказания», обращая внимание буквально на все, чтобы увидеть в конце ту свечу, которую держит Достоевский.

Достоевского давно нет в живых. Но все им написанное остается достоянием человечества. Мировая литература немыслима без Достоевского, многое в его творчестве обращено в будущее, к духовному возрождению всего человечества.

Ошибка 404

Вы перешли по ссылке, которая никуда не ведёт.

Российская государственная библиотека запустила новую версию официального сайта. Сейчас он работает в тестовом режиме.

Если вы оказались на этой странице или обнаружили другую ошибку в работе сайта, пришлите, пожалуйста, информацию с описанием возникшей проблемы на адрес 404@rsl.ru.

Спасибо, что помогаете сделать наш сайт лучше!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: