Три брата в «Братьях Карамазовых» символизируют Россию

«Последний, самый грандиозный по замыслу роман Достоевского «Братья Карамазовы» был задуман как широкая социально-философская эпопея о прошлом, настоящем и будущем России, преломленных сквозь призму «истории одной семейки» и судьбы нескольких ее представителей. Рассказом о трагическом разладе в семье, закончившемся убийством старика Карамазова, Достоевский воспользовался для изображения картины брожения всех слоев пореформенного русского общества, анализа интеллектуальных исканий интеллигенции».
Эпиграфом к роману Достоевский взял слова из Евангелия от Иоанна: «Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин 12:24).
Роман отражает вековечную борьбу между религией и атеистическим гуманизмом. Без решения главного вопроса, который обычно формулируется «есть ли Бог?», герои Достоевского, так же, как и он сам, жить не умеют и не хотят, несмотря на вдохновенные панегирики в честь «живой жизни». Россия переживает страшный кризис, российский народ духовно и ценностно дезориентирован — это проблема чрезвычайно тревожила Достоевского, и, естественно, именно поэтому она становится ключевой в «Братьях Карамазовых». Как отмечал писатель в черновых набросках к роману, в «семействе Карамазовых», как в зеркале «изображается многое, что похоже на все, на целое, на всю Россию». «Полное разъединение», «духовный цинизм», «алчность», «страсть» карамазовской семьи – это лишь часть из перечисленных нами явлений, которые выступают, по Достоевскому, «эмблемой» разъединения и духовного неблагополучия в России, переживающей смутные времена, – явления, отраженные, как уточняет писатель, «в уменьшенном микроскопическом виде». Братья Карамазовы, каждый в отдельности и, несомненно, каждый по-своему, символизируют те или иные явления, доминирующие в обществе.
«Что же до меня», — говорит Иван Карамазов, — «то я давно уже положил не думать о том, человек ли создал Бога или Бог человека. Всё это вопросы, совершенно несвойственные уму, созданному с понятием лишь о трех измерениях. Итак, я принимаю Бога, и не только с охотой, но. принимаю и премудрость его, и цель его, нам совершенно уж неизвестные, верую в порядок, в смысл жизни, верую в вечную гармонию, в которой мы будто бы все сольемся. Кажется, уж я на хорошей дороге, а? Ну, так представь же себе, что в окончательном результате я мира этого Божьего — не принимаю. Я не Бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то Божьего не принимаю и не могу согласиться принять».
Камнем преткновения становится «слезинка замученного ребенка». Иван способен допустить, что для целей, неизвестных человеку, Бог мог обречь людей на лишения и страдания, но он не может — даже при допущении будущей гармонии и блаженства за гробом — примириться с мыслью о страданиях детей.
Мятежный правдоискатель Иван неоднократно и недвусмысленно заявляет о невозможности «возлюбить ближнего своего, как самого себя»: «Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних. Я читал вот как-то и где-то про. одного святого, что он, когда к нему пришел голодный и обмерзший прохожий и попросил согреть его, лег с ним вместе в постель, обнял его и начал дышать ему в гноящийся и зловонный от какой-то ужасной болезни рот его. Я убежден, что он это сделал с надрывом лжи, из-за заказанной долгом любви. Чтобы полюбить человека, надо, чтобы он спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое — пропала любовь».
В то же время не стоит быть буквалистами, особенно если речь идет о гениальном творении гениального писателя, «выламывающегося» из любых, в том числе собственных, теорий.

Вопреки утверждениям, будто Иван «знал» и чуть ли не поощрял намерение Смердякова убить отца, старший Карамазов искренне верил в виновность Дмитрия. А, узнав правду, явился с повинной.
Однако вернемся к центральной теме «Братьев Карамазовых» — борьбе между верой и неверием. Страстным апологетом религии в романе выступает еще один «положительно прекрасный» персонаж — духовный наставник Алеши старец Зосима. Именно этому «народному святому» Достоевский передает свое «очень личное» религиозное сознание.
Все его речи проникнуты пафосом христианской любви к людям; более того, они до такой степени изобилуют библейскими цитатами, что воспринимаются как переложение Ветхого и в особенности Нового Завета. В уста Зосимы Достоевский вкладывает важную для себя мысль о невозможности социализма «без Христа».
«И неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, — в объядении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим? Твердо верую, что нет и что время близко. Смеются и спрашивают: когда же сие время наступит и похоже ли на то, что это наступит? Я же мыслю, что мы со Христом это великое дело решим. и скажут все люди: «Камень, который отвергли зиждущие, стал главою угла». А насмешников вопросить бы самих: если у нас мечта, то когда же вы-то воздвигнете здание свое и устроитесь справедливо лишь умом своим, без Христа. Мыслят устроиться справедливо, но, отвергнув Христа, кончат тем, что зальют мир кровью, ибо кровь зовет кровь, а извлекший меч погибнет мечом. И если бы не обетование Христово, то так и истребили бы друг друга. »
Уроки Зосимы накрепко усвоил его любимый ученик — Алеша Карамазов.
Потребность и воля к пониманию других людей в высшей степени характерна для «положительно прекрасного» Алеши. В нем воплотилась идея совершенного человека, которому после того, как он уверовал, казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему. «Сказано: “Раздай все и иди за мной, если хочешь быть совершен”». Алеша и сказал себе: «Не могу я отдать вместо “всего” два рубля, а вместо “иди за мной” ходить лишь к обедне».
Искренне и уважительно звучат цитаты из Библии в устах других героев романа. «Боже, пронеси эту страшную чашу мимо меня!» — вырывается у Дмитрия, подозревающего, что он нечаянно убил старого преданного слугу Григория. Страдания Мити, которому несчастье помогает осознать, что он неправильно жил, названы Достоевским «хождениями души по мытарствам» — по аналогии с названием ходившего в списках апокрифического текста «Хождение Богородицы по мукам».

  • Идейное значение Легенды о Великом Инквизиторе (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») сочинение
  • «Сила влияния нравственного выше всяких сил. » сочинение

Достоевский Братья Карамазовы — роман о России

Здесь будут периодически обновляться высказывания и мысли Достоевского, критика писателя, смешные и необычные случаи :

Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё.

Здравствуйте! Хочу поблагодарить Вас за Ваши письма(ссылка на e-mail сайта находится на главной странице). Вся Ваша критика и предложения по поводу графики и содержания были внимательно рассмотрены и завтра же при обновлении страниц будут учтены. Надеюсь, что читать теперь будет удобнее, хотя на моём компьютере и раньше неплохо читалось; возможно на Вашем это смотрится по-другому — пишите.

Cегодняшняя тема будет касаться критики Достоевского.

И поговорим о критике конкретного произведения — это «Братья Карамазовы». Ведь эта книга была итоговым произведением всей его жизни. Это признавал и сам Фёдор Михайлович. К тому же критика «Карамазовых» — это критика, которую он слышал в последние годы своей жизни

Эту книгу Достоевский стал писать в июле 1878 года, хотя многие мысли о ней зародились ещё задолго до этого. И надо сказать, что с самого начала выхода в свет отдельных частей «Братьев Карамазовых»(произведение печаталось в «Русском вестнике»), освещение романа современниками отличалось пёстрым многообразием как отрицательных, так и положительных идейно-эстетических оценок. Иначе и быть не могло: сложная философская проблематика книги, представлявшая собою синтез идей всего предшествующего творчества писателя, не укладывалась в традиционные русла основных направлений общественно-политической и философской мысли той эпохи.

Авторы многих газетных статей и рецензий(«Голос», «Молва» и т.д.)предъявляют Достоевскому обвинение в мистицизме. Но всё же, указывая на необычность сюжета романа, на исключительность его героев, обозреватель «Голоса» подчёркивает безошибочное, художественное чутьё Достоевского, помогающее ему успешно решать самые трудные психологические и композиционные задачи.

В 1880 году были написаны статьи К.Н.Леонтьева «О всемирной любви», которые имеют для понимания и оценки «Карамазовых» принципиальное значение. Отражая и своё собственное мнение строгого ревнителя православия, и взгляды консервативно настроенных церковных кругов, автор подверг в них роман и Пушкинскую речь суровой критике за отступление от ортодоксальной церковной догмы. В романе критик обнаружил серьёзные уклонения писателя от «церковного пути». «В романе . , — писал Леонтьев, — весьма значительную роль играют православные монахи; автор относится к ним с любовью и глубоким уважением. Правда, в «Братьях Карамазовых» монахи говорят не совсем то, или, точнее выражаясь, совсем не то, что в действительности говорят очень хорошие монахи и у нас и на Афонской горе. Правда, и тут как-то мало говорится о богослужении, о монастырских послушаниях, ни одной церковной службы; ни одного молебна. Отшельник и строгий постник Ферапонт, мало до людей касающийся, почему-то изображён неблагоприятно и насмешливо. От тела скончавшегося старца Зосимы для чего-то исходит тлетворный дух. было бы гораздо лучше сочетать более сильное мистическое чувство с большею точностью реального изображения: это было бы правдивее и полезнее, тогда как у господина Достоевского и в этом романе собственно мистические чувства всё-таки выражены слабо, а чувства гуманитарной идеализации даже в речах иноков выражаются весьма пламенно и пространно».

Часто на страницах журналов того времени возникала полемика между сторонниками «Братьев Кармазовых» и его противниками, но несмотря на неполноту многих оценок, диктуемых направлением того или иного журнала, многое из сказанного о романе в критике начала 1880-х годов не утратило важного значения для процесса последующего фундаментального историко-литературного и теоретического исследования творчества Достоевского.

Интересны суждения и М.А.Антоновича. В его полемическом истолковании религиозно-философская проповедь Достоевского приобрела зловещий оттенок антигуманного клерикализма, направленного на подавление свободы человеческого духа. Он поставил открыто знак равенства между убеждениями Достоевского и Великого инквизитора: «. Инквизитор уверен, что человечество, жестоко разочаровавшись в своих силах, своих надеждах и мечтах, придёт к ним, т.е. к представителям высшего авторитета на земле, и сложит к ногам их свой гордый ум и свою буйную волю. Это так и должно быть, это и есть единственный исход, и по мнению наших старцев в романе, и самого автора его».

Последним откликом на роман в 1881 году, свидетельствующем о разногласиях в демократической критике при оценке творчества и личности писателя, была статья Л.Алексеева в журнале «Русское богатство». Он писал: «. Вся непостижимая галиматья, в которую он веровал, вся его проповедь исчезает при этом. читатель не замечает её, потому что всё заступает, всё покрывает собой — страстная любовь автора к людям, его глубокое «проникновение» в страждущие души. Несмотря на все усилия , какие он делал для того, чтобы стать поборником мрака, — он является светочем. «.

Это критика, которую Ф.М.Достоевский слышал в последние годы своей жизни. Но конечно же и было огромное количество восхищения его талантом. И после его смерти продолжались(и продолжаются до сих пор)дискуссии по «Карамазовым».

«Братья Карамазовы» были одной из последних книг, читаемых Л.Н.Толстым, несмотря на то, что раньше(1883 г.)он «не мог дочитать «Карамазовых». Ведь образ Зосимы и его поучения, созвучны с нравственными идеалами позднего Толстого.

Книга вызвала большой интерес и за границей. Поклонниками «Карамазовых» были А.Эйнштейн, был Ф.Кавка, у которого «В исправительной колонии» отмечалась определённая философская перекличка с «Легендой о Великом инквизиторе». З.Фрейд и его ученица И.Нейфельд видели в романе концентрированное выражение «Эдипова комплекса», т.е. импульса отцеубийства, а в его героях — расчепления характера самого автора. Огромным было влияние «Карамазовых» и во французской литературе 1920-х годов. Особенно это отразилось в творчестве Ф.Мориака и А.Мальро. И именно «Братья Карамазовы» способствовали разрушению старой традиции английского семейного романа, восходящей к Троллопу, и созданию нового типа повествования — это слова Г.Фелпса. У американца С.Фитцджеральда это одно из любимых произведений, а Т.Вулф сказал, что «Братья Карамазовы» вместе с «Дон Кихотом» и «Тристрамом Шенди», являются «примерами произведений, обретших бессмертие и в то же время громокипящих и бьющих через край». Супруга Дж.Буша(младшего)перед поездкой в Россию в начале 21 века посоветовала мужу прочитать именно «Братьев Карамазовых», для того, что бы лучше познакомться с нашей страной. Скаждым годом растёт число изданий и переизданий чуть ли не на всех языках мира.

И напоследок хотелось бы процитировать два отрывка из писем. Известный художник И.Н.Крамской 14 февраля 1881 года, писал П.Н.Третьякову(основатель картинной галереи с супругой был большим поклонником «Карамазовых»): «После «Карамазовых»(и во время чтения)несколько раз я с ужасом оглядывался кругом и удивлялся, что всё идёт по старому, а что мир не перевернулся на своей оси. Казалось: как после семейного совета Карамазовых у старца Зосимы, после «Великого инквизитора» есть люди, обирающего ближнего, есть политика, открыто исповедующая лицемерие, есть архиереи, спокойно полагающие, что дело Христа своим чередом, а практика жизни своим: словом, это нечто до такой степени пророческое, огненное, апокалипсическое, что казалось невозможным оставаться на том месте, где мы были вчера, носить те чувства, которыми мы питались, думать о чём-нибудь, кроме страшного дня судного. «. А зимой 1885 года он же написал А.С.Суворину: «. когда я читал «Карамазовых», то были моменты, когда казалось: «Ну, если и после этого мир не перевернётся на оси туда, куда желает художник, то умирай человеческое сердце!»

Начали с критики, а закончили тем, чем должны были закончить. Это Достоевский.

До скорых встреч!

— БИОГРАФИЯ-1 (Детство, юность, кружок «петрашевцев», «казнь»).

— БИОГРАФИЯ-2 (Каторга, ссылка, женитьба, работа в журнале).

— БИОГРАФИЯ-3 («Братья Карамазовы», Дневник, открытие памятника Пушкину, смерть писателя).

— ХРОНОЛОГИЯ (Основные даты жизни Достоевского).

— ЖУРНАЛ «ВРЕМЯ» (Работа Достоевского в интересном журнале).

НАШИ ДРУЗЬЯ И ПАРТНЁРЫ (Ссылки на интересные сайты).

«Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского

Идея создать «психологическую драму» о противостоянии братьев возникла у Достоевского в 1874 году, хотя образы героев романа он начал разрабатывать гораздо раньше. Несложно заметить параллели в характерах персонажей из разных произведений автора: Алеши Карамазова и Грушеньки с князем Мышкиным и Настасьей Филипповной («Идиот»), Ивана Карамазова с Раскольниковым («Преступление и наказание»), старца Зосимы со святителем Тихоном («Бесы»).

Сюжетная линия произведения более четко оформилась после знакомства в остроге с осужденным Ильинским, которого по ошибке сослали на каторгу за убийство отца. В первых черновиках романа Дмитрий также носит фамилию Ильинский.

«Братья Карамазовы» – итог, осмысление всей жизни Достоевского. Воспоминания детства здесь соединены с раздумьями и впечатлениями последних лет, а образы Дмитрия, Ивана и Алексея символизируют три этапа духовного развития самого автора. Роман имеет сложную, многоплановую структуру, его жанр трудно поддается определению. События происходят в течение двух недель, но в это короткое время вмещается столько историй, споров, конфликтов, идейных столкновений, что хватило бы на несколько произведений детективной, философской и семейно-бытовой драмы.

Действие романа заключено между двумя судебными процессами: разбирательством старца Зосимы и криминальным судом над Дмитрием Карамазовым. И такая последовательность символична. Достоевский достоверно показал, что нравственное падение героев, их отступление от морали, пренебрежение духовными истинами приводит к преступлению.

Роман состоит из двенадцати частей (книг). Первые две – вступительные. В третьей книге представлены отрицательные персонажи – отец семейства Федор Павлович и лакей Павел Смердяков. В четвертой книге читатель знакомится с теми, кто ведет «приличный» образ жизни (Катерина, Снегиревы, отец Ферапонт), но их «праведность» продиктована не глубокими убеждениями, а выгодой соблюдать приличия. Только в пятой и шестой книгах появляются главные герои – Иван, Дмитрий, Алеша, Зосима. Затем Достоевский подвергает братьев испытаниям, в которых проверяется жизненное кредо каждого. В книге седьмой – Алексея, восьмой и девятой – Дмитрия, в одиннадцатой – Ивана. В заключительной двенадцатой книге суждения и нравственные устои героев оценивает общество.

Достоевский стремится глубоко проникнуть во внутренний мир своих персонажей, слой за слоем обнажить их душу, понять мотивы противоречивых поступков, нравственных терзаний, сомнений и заблуждений. Достигает он этого при помощи широкой амплитуды выразительных средств: от монологов-исповедей до идейных споров, скандалов и оскорблений. Резкие повороты сюжета, конфликты интересов и мнений, подлинный водоворот разнообразных страстей держат читателя в постоянном напряжении.

Но главная задача автора – не интрига. Достоевский изобразил в «Братьях Карамазовых» обобщенную формулу «загадочной русской души» с ее стремлением «забвения всякой мерки во всем», одновременно и разрушительной, и созидательной. Двойственность, осознанное отрицание веры и необходимость в ней как в спасительном якоре, смесь эгоизма и самопожертвования, вечное блуждание в плену ложных ценностей – таким представляется писателю русский человек.

Характерная для Дмитрия, Ивана, Смердякова и Федора Павловича социально-нравственная деградация получила название «карамазовщина». Осуждение этого явления, исцеление от него и есть, по мнению Достоевского, путь к нравственному возрождению русского народа. А в царстве «карамазовщины», в атмосфере вседозволенности, жестокости и эгоизма преступление неизбежно. И виновны в нем все.

Виновен отставной офицер Дмитрий, человек истово верующий. Но это не мешает ему избивать отца и грозиться убить его. Митя не совершил столь страшное преступление, но допустил его в своем сознании, замышлял против родного человека. И этого он не может себе простить. Дмитрий принимает несправедливый приговор суда, стремясь через раскаяние и страдание очистить свою душу.

Виновен и средний брат – интеллигент, атеист и философ Иван. Именно его проповедь об отсутствии Бога, о неистребимости зла в человеке и вседозволенности направляет руку Смердякова. Иван осознает себя главным убийцей. Его образ является предостережением для русской интеллигенции, у которой в эпоху Достоевского и в более поздние времена была чрезвычайно популярна идея развития человека на новый лад, путем освобождения от религиозных оков. Внедрение этой идеи в малограмотные, духовно неразвитые умы привело мир к величайшим разрушительным теориям.

Младший из братьев Алеша – тип нового религиозного правдоискателя. В самом начале произведения Достоевский подчеркивает исключительность этого образа, его значение. Раньше положительные герои противопоставляли себя негативной среде, стремились с ней бороться и уничтожать идейно, а то и физически. Алексей Карамазов не противопоставляет себя миру. Напротив, он идет к людям, напутствуемый духовным наставником старцем Зосимой.

Алеша стремится понять и простить каждого: хитрого развратного отца, вспыльчивого Дмитрия, богоборца Ивана. Он чувствует, что нужен всем им. Без его любви и поддержки семья Карамазовых обречена на гибель, а души близких на вечное странствие во тьме заблуждений.

Алексей всем сердцем верит, что в людях много хорошего. Будущее человечества, вслед за Зосимой, он видит в духовном совершенствовании личности: «Чтобы переделать мир по-новому, надо, чтобы люди сами… психически повернулись на другую сторону».

Виновен ли Алеша в смерти отца? Косвенно да, поскольку знал о намерениях Дмитрия, о настроениях Ивана, но не предпринял ничего, чтобы остановить беду.

В образах трех братьев писатель изобразил три основные тенденции развития русского общества. Символично, что у них общий корень – загнивающее и отмирающее барство 60-х годов (образ отца), а также общая вина. И каждый получает свою расплату. Убит Федор Павлович, Смердяков покончил жизнь самоубийством, сходит с ума Иван, идет на каторгу Дмитрий. А Алексей? Ему предстоит жить со всем этим.

В романе представлены три поколения: отцы, дети и «мальчики» — одноклассники Илюши. Это новая, зарождающаяся Россия. Не зря «Братья Карамазовы» заканчиваются сценой, где 12 мальчиков, собравшись вокруг Алеши, дают клятву служить добру.

Сочинение по роману Федора Достоевского «Братья Карамазовы»

Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» – это последнее произведение великого писателя – классика. В этом романе автор развёрнуто рассматривает многочисленные проблемы социального и философского характера.

Во время прочтения романа «Братья Карамазовы» создаётся впечатление, что создавая этот шедевр, автор пытался избежать и спрятаться от суровой действительности. Каждый герой романа отражает в себе определённые черты характера, свойственные людям того времени. Таким образом, изучив роман, становится ясной картина жизни России

Главными героями романа является семья Карамазовых. Главой семьи является Фёдор Павлович. У него есть четверо сыновей, четвёртый сын был усыновлён Фёдором Павловичем. Также в романе мы знакомимся с лакеем Смердковым.

Особенностью семьи Карамазовых являются совершенно непохожие взгляды на жизнь, ценности и интересы каждого члена семьи, несмотря на их родство. Самым эмоциональным и горячим является Дмитрий Карамазов. Его настроение зависит от переживаемых эмоций, он сначала делает, а уже после думает о последствиях. Запутавшись в своём внутреннем мире, он попадает в безвыходное

Однако Дмитрий – это не единственный член семьи, которому нужна помощь. Ярким представителем революционной молодёжи является Иван. Он не верит в Бога, нравственность, мораль. Иван и является убеждённым палачом отца. Иван первый произносит свои мысли про отцеубийство вслух. Но совершает убийство не Иван, а лакей, вдохновлённый позицией Ивана. Несмотря на ужас содеянного, Иван ещё не потерян для общества. Здравый смысл есть в нескольких его мыслях. Например, ярким показателем этого могут стать слова Ивана, про идеальный мир. Так, идеальным, по мнению Ивана, будет мир, в котором можно будет совершать любое зло, но делать этого не будет хотеться.

Помочь Ивану тоже может только Алёша, который является очень добрым и светлым человеком. Алёша олицетворяет все то добро, которое есть в мире. Несмотря на то, что Алёша самый младший в семье, на него возложена миссия разобрать и ликвидировать семейные проблемы. С этой целью, он покидает монастырь.

Придя на помощь свои братьям, он помогает им справиться с душевными муками, чем облегчает их боль и мучения. Наблюдая за все этим, Алёша понимает, что главное в жизни не богатство и признание, а любовь, понимание и умение прощать. Он помогает им облегчить свои страдания и душевные муки.

Автор помогает многим взглянуть со стороны на свою жизнь и проблемы настоящего. Помогают в этом герои романа. Их мораль и взгляды на жизнь, разрывают проблемы целомудрия, идеологических взглядов, особенности взаимоотношений в обществе, и умения прощать. Это проблемы современности, с которыми и в настоящее время часто сталкиваются люди разного возраста. Ф. М. Достоевский не только описал эти проблемы, но и показал, что с ними можно справиться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: