Детство лучше сказки

Каждое лето приезжаю из Санкт-Петербурга в Сибирь, в тихую деревеньку на Оби под Томском. Несколько лет уже веду литературно-музыкальный кружок с детьми оздоровительного лагеря «Обская волна». Этим летом с детьми 12 -16 лет вместе « создали» музыкально — поэтический спектакль по стихам « Вечернего Альбома» (1910 г.). Дети сами придумывали « сценки» к полюбившимся стихотворениям ранней Цветаевой, учили стихи наизусть. В процессе работы над текстами Цветаевой произошло истинное «погружение» детей в мир поэзии Цветаевой, подлинное проникновение в мир ее «зачарованной» души — в Поэзию, Музыку, Романтику, Природу, Любовь — во все то, что -по-настоящему и формирует Человека, возвышает и развивает детские души. По окончании спектакля дети читали собственные стихи, написанные летом под мощным воздействием этого «погружения» в атмосферу « Вечернего альбома».

Нам представляется, что предельно искренние, возвышенные романтические стихи Цветаевой, безусловно, имели огромное познавательное и эмоциональное воздействие на детей, развивая их воображение, ум и память. Знакомство с «волшебной музой» ранней Цветаевой, близкой им по возрасту , безусловно, сыграло плодотворную роль в их знакомстве с миром настоящей Поэзии. Прежде чем началась непосредственная работа над текстами, стихи были прочитаны вместе не один раз.

Прочитаны и осмыслены были высказывания современников Цветаевой (Н. Гумилева, В. Брюсова, М. Волошина, М. Шагинян и др.) о « Вечернем альбоме», а также дети знакомились с биографией Цветаевой, особенно ранним периодом ее жизни и творчества. Читались нами воспоминания сестры Цветаевой – Анастасии Ивановны, а также воспоминания людей, знавших Цветаеву.

Интересной для детей оказалась статья В. Воскобойниковой «Когда Цветаева была маленькая» в ее книге, посвященной детству великих людей. Выборочно читалась детям автобиографическая проза Цветаевой, Особое внимание уделялось ее детским воспоминаниям. Важно было донести до детей внутреннюю тему, подтекст цветаевской прозы о детстве — она видит себя, будучи уже взрослой, ребенком, обреченном быть поэтом, быть невольником своего дара. Отсюда вытекали и размышления на тему: что такое поэт? Какова его роль в мире?

Почему, собственно, и явилась первая книга Цветаевой «Вечерний альбом». Далее дети сами выбирали понравившиеся им стихи и предлагали варианты « инсценирования» их (« В зале», « Маме», « Мама на лугу»,» Скучные игры», « Лесное царство» и др//. Детей, что очень понятно, особенно трогали стихи о Любви ( второй раздел сборника). Тема Любви, бесспорно, главная в творчестве Цветаевой была положена в основу композиции по « Вечернему альбому».

Открыть детям мир чувств и образов ранней Цветаевой помогла и музыка. которая сопровождала выразительное чтение стихотворений ( например « Маме» — « В старом вальсе Штрауса впервые…» и др.), и фотографии мест( Таруса, Москва), где жила Марина и другой наглядный материал ( диапозитивы, портреты юной Цветаевой. Дети сами придумали название музыкально-педагогического спектакля по строчке полюбившегося им стихотворения « Христос и Бог». На экране во время действия на сцене проецировались портреты Марины, Марии Александровны,( теме Матери уделялось особое внимание), Марины с Асей ( две девочки в соответствующих костюмах читали стихотворение « Сестры»), портрет Марины за роялем.

Вместе с детьми подбирались стихотворения, которые легко воспринимаются на слух, Главным было — эмоционально «пережить» стихотворение, прочувствовать его, а потом — научить детей «по-цветаевски» произносить слова, расставить акценты, слышать знаки препинания, Мы не анализировали стихи ( как в школе), не комментировали их — в процессе « постановки» стихотворений на сцене происходило ВЖИВАНИЕ, погружение детей в мир первого сборника стихов Цветаевой, в очарованный мир ее детства.Чтобы юные читатели не испытывали страха пере М кажущейся трудностью понимания цветаевских стихов, приводим слова самой Марины Цветаевой о том, что ее поэзия не идет от головы, что она прежде всего взывает к чувствам, т.е. к душам читателей.

Выбор стихов был обусловлен тем, насколько они отражали событие, внутреннее состояние поэта. творческое отношение к ранним текстам Цветаевой помогало не только понять суть ее творчества, приоткрыть тайны ее поэтического мира,но создавало предпосылки для дальнейшего знакомства с поэтом. Особое внимание обращалось на ключевые стихи:» Молитва», «Душа и имя», «В Оши», «Как мы читали Лихтенштейн»,» Маме», «Мирок»,»Ася», « и др. Подготовка к проведению литературно-музыкальной композиции требовала времени:чтение стихов — особого состояния души: настроения,напряжения и сосредоточенности. Осмысление лирики юной Цветаевой происходило медленно, тайны, загадки ее поэзии не разгадываются с ходу, с налету. Опыт школьников, даже если они старшеклассники, не так велик, чтобы застоль краткое время постигнуть особенности поэтического мира Цветаевой.

Чувство, как полагала Марина Ивановна, нуждается во времени.

Детям, уже владеющим навыками выразительного чтения и заинтересовавшимся творчеством Цветаевой, уже после проведения литературно-музыкальной композиции, предлагалось подготовить на занятиях литературного кружка следующие ее произведения:» Красною кистью…( из цикла «Стихи о Москве»), Скучные игры», «В Париже», «Я с вызовом ношу его кольцо», «Але», «Я знаю правду! Все прежние правды –прочь!»Два дерева», «с Белый был – красным стал…»и др.), а также написать лирическую миниатюру» Встреча с Цветаевой», так как проведение театрализованной композиции « Детство лучше сказки…» явилось для детей именно такой ВСТРЕЧЕЙ с творчеством великого русского поэта – Мариной Цветаевой, воспитанием чуткого и умного читателя, знакомством отроческой души с миром.

Ирина Викторовна Киселева, филолог, к.фил. наук
поэт, член Союза писателей России и Северо-Запада Санкт-Петербург, Россия

Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный ответ,
Дети — это мира нежные загадки
И в самих загадках кроется ответ!

Марина Цветаева
«Мирок» (отрывок)
«Вечерний альбом»

Все бледней лазурный
остров – детство.

Марина Цветаева
«Маме» (отрывок)
«Вечерний альбом»

Так начинают жить стихом.

Чаша любви – раскрытие «записи любви», раскрытие потенциала любви. Внутреннее ощущение спокойствия, согласия, тихой радости, ощущение, что меня любят и я себя люблю

М. Цветаева «Вечерний альбом». М. 1910 г. Репринтное издание

Цветаева А. И.
Воспоминания. М., Сов. писатель 1974

Цветаева М. Соч. в 2-х т. М. Худож. лит. 1980

Платек Я. М.
Под сенью дружных муз: музыкально–литературные этюды. М.: Сов. композитор, 1987 г.

Журавлев А. П.
Звук и смысл. М. 1981

Саакянц А. А.
Марина Цветаева, Страницы жизни и творчества 1910-1922), М., 1986

Эткинд. Материя стиха, Париж, 1978

Швейцер В.
Быт и бытие Марины Цветаевой, М.: Интерпринт, 1992

Федосеева Л. Г.
Марина Цветаева. Путь в вечность, М.,1992.

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Возникла ошибка при обработке запроса

Возможные причины, по которым возникла эта ошибка:

    Ошибка выполнения скрипта
    Проинформируйте пожалуйста, владельца сайта о возникшей ошибке.

Литературная гостиная по творчеству марины цветаевой

В январе 2007 г. проведена конференция, на которой А. Родосский, А. Гущин и А. Леванова представили слушателям три различных доклада о творчестве А. Чехова.
В феврале 2007 г. Анатолий Доливо-Добровольский представил на суд собравшихся свою новую книгу «Генералы великих войн».
В том же месяце силами нашего клуба отмечен Всемирный День Поэзии.
В мае 2007 г. Алла Леванова, Александр Давыдов и Андрей Родосский представили наш клуб на конкурсе, который проходил в стенах Александро-Невской Лавры, где из присутствующих 20-ти коллективов мы заняли третье место в литературно-музыкальном конкурсе.
В том же месяце от нашего литературного клуба А. Леванова и А. Родосский были отправлены для участия в концертах к 9 Мая на улице в ТЦ «Торжковском» и в помещении перед ветеранами в ТЦ «Южный полюс».
Также в мае 2007 г. на Турку, 11 был организован вечер, посвященный Дню Победы, где с докладом о писателях-фронтовиках выступила Леда Авотина. Песни военных лет исполнил под гитару Игорь Бородин. На встречу были приглашены ветераны, блокадники.
В октябре 2007 г. проведен вечер памяти Марины Цветаевой, где А.Евдеева рассказала о жизни и творчестве поэтессы, а актриса Светлана Соколовская поразила слушателей литературной гостиной необыкновенно артистичным чтением цикла стихов М. Цветаевой. В том числе была прочтена «Поэма горы».
В октябре 2007 г. был проведен творческий вечер Галины Ковальской и Андрея Родосского, который отметил свое 50-летие новой книгой «Автопортрет».
В том же месяце Леда Авотина представила слушателям доклад о латышской культуре, во время которого она читала стихи на латышском языке и их переводы на русский.
3 ноября 2007 г. А. Леванова и А. Родосский представили наш клуб и свое творчество на городском концерте в зале на улице Руставели, который проводился партией «Единая Россия».
В декабре 2007 г. проведен «День Стрельца», где творчество представили Алла Леванова, Александр Давыдов, Елена Калинина и исполнитель городских романсов Игорь Бородин.
В том же месяце Андрей Родосский прочел лекцию «Генрих Гейне».
Неделей позже посетителей литературной гостиной порадовали своим творчеством Борис Одинцов, недавно отметивший 60-летие, и дуэт «Полет души» (Нина Александрова — сопрано и Борис Корорев баритон, гитара).
5 января 2008 г. прошла юбилейная презентация альманаха «Сфинкс», № 10. К юбилею мы подошли с небольшими, но весомыми достижениями. Наш альманах выходит четыре раза в год (поквартально). В нем есть разделы поэзии, прозы, критики, переводов и др. Главный редактор Андрей Родосский (член Союза писателей России) производит серьезный отбор материалов для нашего литературно-художественного альманаха, отбирая только самое лучшее. Альманах заслужил высокую оценку председателя правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Бориса Орлова. Кстати, нашего постоянного автора. Хочется сказать теплые слова членам редколлегии Александру Давыдову, Елизавете Столяровой, художникам Ольге Родосской и Валерию Таирову. За прошедшие годы у нас сформировался дружный коллектив авторов: Валентин Мультатули, Елена Калинина, Галина Ковальская, Евгений Слепцов, Александр Сметкин, Ольга Колесник, Евгений Макаров, Светлана Салычева, Николай Родосский и др.
Кроме того, актив прилагает усилия для того, чтобы «Сфинкс» был зарегистрирован как журнал.
Еще раз поздравляем авторов и читателей альманаха, хочется пожелать успехов, исполнения всех Ваших желаний, и пусть петербургский «Сфинкс» продолжает загадывать загадки.
Дорогие друзья, если вы пишете стихи, прозу, поете, рисуете или просто желаете внести в свою жизнь перемены, мы ждем Вас в литературной гостиной «Чайка» и в литературно-художественном альманахе «Сфинкс» по адресу: СПб, улица Турку, дом 11. Метро «Электросила», трамвай 43.

Цветаева Марина Ивановна. Жизнь и творчество. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЮля Коцун

Похожие презентации

Презентация на тему: » Цветаева Марина Ивановна. Жизнь и творчество.» — Транскрипт:

1 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ПОЭТЕССЫ XX ВЕКА «Час, когда в души идешь как в руки» Цветаева М.И.

2 Дата рождения: 26 сентября (8 октября) 1892 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 31 августа 1941 (48 лет) Гражданство: СССР Род деятельности: поэт, прозаик, переводчик Годы творчества: Жанр: поэзия, поэтическая проза, мемуары

4 Отец — Иван Владимирович Цветаев Мать — Мария Александровна Цветаева

5 Детские годы Цветаевой прошли в Москве и в Тарусе. Из-за болезни матери подолгу жила в Италии, Швейцарии и Германии. Начальное образование получила в Москве, в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко; продолжила его в пансионах Лозанны (Швейцария) и Фрайбурга (Германия). В шестнадцать лет предприняла поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс лекций о старофранцузской литературе.

6 В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов «Вечерний альбом», в который были включены в основном её школьные работы.

7 Рецензия Брюсова: «. есть одна черта, которая объединяет всех, черта, вместе с тем глубоко характерная для всего нашего времени. Я говорю о поразительной, какой-то роковой оторванности всей современной молодой поэзии от жизни. Наши молодые поэты живут в фантастическом мире, ими для себя созданном, и как будто ничего не знают о том, что совершается вокруг нас, что ежедневно встречают наши глаза, о чем ежедневно приходится нам говорить и думать»

8 В другом открыто полемическом стихотворении «Волшебного фонаря» «В. Я. Брюсову», отвечая на брюсовское замечание из отзыва на «Вечерний альбом», Цветаева декларировала свое сознательное отмежевание от тем и настроений, которые считались соответствующими духу современности: Улыбнись в мое «окно», Иль к шутам меня причисли, Не изменишь, всё равно! «Острых чувств» и «нужных мыслей» Мне от Бога не дано. Нужно петь, что всё темно, Что над миром сны нависли. Так теперь заведено. Этих чувств и этих мыслей Мне от Бога не дано!

10 Эфрон и Цветаева, 1912 Сергей Эфрон, Марина Цветаева и Ариадна Эфрон.

11 АЛЕ. Все будет тебе покорно, И все при тебе — тихи. Ты будешь, как я- бесспорно — И лучше- писать стихи. Но будешь ли ты- кто знает? — Смертельно виски сжимать, Как их вот сейчас сжимает Твоя молодая мать. 5 июня 1914

12 Годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжелыми. Сергей Эфрон служил в рядах Белой армии. Марина жила в Москве, в Борисоглебском переулке. В эти годы появился цикл стихов «Лебединый стан», проникнутый сочувствием к белому движению. В 1917 году Цветаева родила дочь Ирину, которая умерла от голода в приюте в Кунцево (тогда в Подмосковье) в возрасте 3 лет. В годах Цветаева пишет романтические пьесы; созданы поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне». В апреле 1920 года Цветаева познакомилась с князем Сергеем Волконским.

13 Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода. Из воспоминаний Марины Цветаевой

14 Самоубийство 31 августа 1941 года не стало Марины Цветаевой. «Единственная обязанность на земле человека — правда всего существа», — считала она, и этому девизу была верна до конца. Цветаева умерла в Елабуге, оставив три предсмертные записки, в которых обращалась к сыну Муру и просила близких позаботиться о нем.

15 Cтихи 1910 «Вечерний альбом» 1912 «Волшебный фонарь» 1913 «Из двух книг», «Юношеские стихи», «Стихи к Блоку» ( ), 1922 «Конец Казановы», 1920 «Царь- девица» 1921 «Вёрсты» 1921 «Лебединый стан» 1922 «Разлука» 1923 «Ремесло» 1923 «Психея. Романтика» 1924 «Молодец» Поэмы Чародей (1914) На Красном Коне (1921) Поэма Горы (1924, 1939) Поэма Конца (1924) Крысолов (1925) С моря (1926) Попытка комнаты (1926) Поэма Лестницы (1926) Новогоднее (1927) Поэма Воздуха (1927) Красный бычок (1928) Перекоп (1929) Сибирь (1930) Поэмы-сказки Царь-Девица (1920) Переулочки (1922) Мо́лодец (1922) Незавершённые Егорушка Несбывшаяся поэма Певица Автобус Поэма о Царской Семье Драматические произведения Червонный валет (1918) Метель (1918) Фортуна (1918) Приключение ( ) Каменный Ангел (1919) Феникс (1919) Ариадна (1924) Федра (1927) Эссеистская проза «Живое о живом» «Пленный дух» «Мой Пушкин» «Пушкин и Пугачёв» «Искусство при свете совести» «Поэт и время» «Эпос и лирика современной России» Я бы хотела жить с вами… Мемуары «Мать и музыка» «Сказка матери» «История одного посвящения» «Дом у Старого Пимена» «Повесть о Сонечке»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: